Фикх Шафии: "Очищение от наджасы собаки" Хвала Аллаху, сделавшему воду и землю чистыми и очищающими, мир и благословение Пророку Мухаммаду, сказавшему: «Чистота - половина веры», - его роду и сподвижникам. Изучение вопросов ритуальной чистоты возложено на каждого совершеннолетнего мусульманина, и незнание этой темы откликнется грехом за оставленную обязанность и множеством ошибок и изъянов в поклонении, приводящих к его недействительности. Известно, что много вопросов в шафиитском мазхабе вызывает очищение от нечистот собаки и из-за этого нередко даже переходят в другой мазхаб. Особенно актуально это для новообращенных мусульман, в культуре чьих народов держать собак в доме - обычное дело, и для тех, кто в больших городах случайно сталкивается с собаками и не знает, что именно в собаке нечисто и каким образом она загрязняет одежду и другие чистые предметы. Краткие сведения о делении нечистот в шафиитском мазхабе Аль-Хатыб аш-Ширбини  пишет в книге «Мугни аль-Мухтадж»: «Знай, что нечистоты делятся на тяжелые [для устранения], средние и легкие»1. Практическая разница между этими видами наджасы определяется, в первую, очередь, способами устранения этих видов наджасы. 1) Тяжелые нечистоты, к которым относятся собака и свинья, устраняются семикратным мытьем места попадания нечистот, причем одно из омываний нужно совершить водой, смешанной с землей. Тут надо пояснить, что в книгах по фикху часто встречается выражение: «Семикратное мытье, одно из которых должно быть совершено землей», - но под землей факихи имеют в виду воду, смешанную с землей в таком количестве, что вода становится мутной. Если место омывания просто посыпать землей или протереть землей, то испачканная одежда или другие предметы не очистятся. 2) Средняя наджаса, к которой относятся все остальные виды нечистот, кроме свиньи, собаки и мочи грудного ребенка мужского пола, который питался только грудным молоком. Примеры этого вида наджасы: моча, кал, кровь, гной и т. д. Очищение от этого вида нечистот происходит полным омыванием участка загрязнения с условием протекания воды по нему, то есть если водой просто смочить место загрязнения, но вода не протечет по участку, то очищения не произойдет. 3) Легкая наджаса, к которой относится моча грудного ребенка мужского пола, питавшегося только грудным молоком. Для очищения от такой наджасы достаточно побрызгать место загрязнения и не требуется протекания воды по нему, но брызгами должно быть охвачено все очищаемое место2. Надо уточнить, что имеется в виду именно моча мальчика, потому что моча девочки будет относиться уже ко второму виду наджасы3. Шариатское решение в отношении собаки Основным доказательством, на которое опираются ученые шафиитского мазхаба, утверждая, что собака является нечистой полностью, служит хадис: طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الْكَلْبُ سَبْعُ مَرَّاتٍ أُولاهُنَّ بِالتُّرَابِ «Очищение ваших сосудов, если собака испила из них, - семикратное [омытие], первое из которых - землей»4. В другом риваяте от Муслима добавлено: فَلْيُرِقْهُ «И вылей ее». Также Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры : إِذَا شَرِبَ الكَلْبُ في إِنَاءِ أحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعاً «Если собака выпьет из вашего сосуда, то вымойте его семь раз». Аль-Хатыб аш-Ширбини разъясняет первый хадис: «Довод этого хадиса заключается в том, что нечто очищают либо из-за ритуальной оскверненности (хадас), либо из-за нечистот, либо из уважения5. Сосуд не может быть ритуально осквернен или уважаем, и поэтому устанавливается, что его надо очистить из-за нечистот, а это устанавливает нечистоту рта собаки, а это самая благородная ее часть, но собака - самое благородное животное в плане запаха изо рта по причине ускоренного дыхания, и поэтому нечистота остальных частей тела собаки еще более очевидна. Также передается в хадисе, что Пророка  позвали в один дом и он ответил на приглашение, а на приглашение в другой не ответил. И, когда спросили об этом, он сказал: «В доме такого-то собака». На это сказали: «Но в другом доме была кошка». И он сказал: «Кошка не является наджасой». И эти слова дают нам понимание, что собака сама полностью нечистая»6. Как можно испачкаться наджасой собаки Загрязнение собачьей наджасой происходит либо при попадании слюны, мочи, пота и других ее жидких выделений на одежду или другие предметы, либо если прикосновение к собаке происходило посредством чего-то влажного (например, шерсть собаки была мокрой, когда человек дотронулся до нее частью своей одежды, или одежда самого человека была мокрой, когда он коснулся собаки). Все это кратко выражено в словах аль-Хатыба аш-Ширбини: «То, что стало наджасой из-за соприкосновения с собакой, будь это [соприкосновение] с ее слюной, мочой и остальными жидкими выделениям либо при соприкосновении ее сухой части с чем-либо влажным»7. Способ очищения от собачьей наджасы Имам ан-Навави пишет в «Аль-Минхадж»: «Испачканное прикосновением к собаке очищается семикратным мытьем, одно из которых происходит землей». Разъясняя эти слова шейхуль-Ислама ан-Навави, аль-Хатыб аш-Ширбини говорит: «[Землей] очищающей8, полностью охватывая место попадания нечистот, [чтобы земля] присутствовала в таком количестве, чтобы сделать воду мутной и посредством нее достичь всех частей испачканного места. Необходимо землю смешивать с водой либо до начала очищения, либо [смешав их] после попадания на [загрязненное] место, даже если они не будут туда доведены поочередно, а затем будут смешаны до омывания, даже если само место уже будет влажным»9. Отсюда мы понимаем, что условием очищения землей является смешение земли с водой, поскольку только так можно землей полностью омыть место загрязнения. И земли должно быть столько, чтобы вода стала мутной, то есть чтобы присутствие земли в ней было заметно невооруженным взглядом. Не обязательно смешивать воду с землей до попадания на само место очищения. Еще одним условием семикратного очищения является устранение самой нечистоты при первом мытье. Если, например, наджасу получилось устранить только через семикратное омывание, то следующее омывание будет считаться вторым. Если в процессе очищения от собачьей наджасы одежды или другого предмета капли воды, омывшие загрязненное место, попали на другой участок, то этот второй участок нужно промыть столько раз, сколько осталось необходимым промыть первый. Например, если капли попали на новый участок после первого промывания первого участка, то второй участок, так же, как и первый, необходимо промыть шесть раз; если это был второй раз, то надо промыть пять раз – и так далее. Аль-Хатыб аш-Ширбини поясняет: «Капли воды, омывшей наджасу от собаки, смываются шесть раз, если попали после первого раза, а если не после первого раза, то столько раз, сколько осталось до семи». Это основано на том, что вода, смывающая наджасу, будет чистой только при полном устранении наджасы, а для этого в нашем примере необходимо семикратное промывание. Имам ан-Навави разъясняет: «Наиболее достоверна чистота воды, смывшей наджасу, если она не изменилась и омытое место очистилось». Аль-Хатыб аш-Ширбини говорит: «Если человек съел мясо собаки, то он не должен семь раз мыть место совершения истинджа»10. О заменяемости земли в вопросе очищения Надо учитывать, что, согласно самому достоверному мнению в мазхабе, обязательно использовать именно землю, даже если это приведет к порче одежды или других предметов11, объединяя два вида очищения, то есть очищение водой и очищение землей, поэтому недостаточно использовать мыло, порошок или другие очищающие средства. Именно этот пункт очень сложно выполнить, и люди часто переходят в другой мазхаб, в частности, маликитский, из-за трудности соблюдения этого условия. Но мы должны знать, что предпочтительнее взять слабое мнение в своем мазхабе, чем переходить на практике в другой мазхаб, и поэтому надо исследовать существующие мнения своего мазхаба, а потом уже выбирать другие мазхабы для следования. Обратимся к «Мугни аль-Мутахдж» для изучения существующих мнений мазхабе о возможности заменить землю в вопросах очищения собачьей наджасы: «Второе мнение12: не обязательно использовать землю, и упомянутые вещи13 могут землю заменить. И этому мнению следует автор «Ат-Танбих»14. Третье мнение: они могут заменять землю при ее отсутствии, но не могут, когда земля есть в наличии. Также говорят, что допускается использовать нечто иное, если земля будет портить очищаемую вещь, например, одежду, а если не будет, то нельзя»15. Отсюда мы видим, что в нашем мазхабе существует четыре мнения о том, можно ли заменять землю чем-то другим при семикратном мытье. Первое мнение, и оно самое сильное и служит основой для практики, и только по нему муфтий мазхаба может давать фетву, - это незаменимость земли16 для такого рода очищения. Различные вопросы Если одежда была многократно испачкана собакой, или одна собака много раз выпила из одного сосуда, или много собак выпили из него, то достаточно однократного очищения17. Если место, испачканное собакой, было испачкано другим видом наджасы, то для его очищения достаточным будет очищение от наджасы собаки18. Если сосуд или одежду, испачканную собакой, окунуть в большое количество стоячей воды, то это будет считаться однократным мытьем, даже если одежду держать там долго, а если одежду подвигать в воде семь раз, даже не вытаскивая ее наружу, то это будет считаться семикратным мытьем19. Если собака лакала из большого сосуда20, то ни вода, ни сам сосуд не становятся нечистыми, если только мокрый язык собаки не коснулся стенок сосуда, до которых не доходила вода21. Если собака лакала из сосуда малого объема22, то вода очистится, если ее довести до большого объема, а сам сосуд при этом не очистится. Воду, испачканную собакой, желательно вылить, а хадис, в котором содержится повеление выливать ее, касается случая, когда кто-то хочет совершить ею омовение, тогда вылить ее становится обязательно23. 1.Т.1, с. 243.2.Там же, т. 1, с. 248.3.Там же.4.«Сахих» Муслима, №651.5.Речь идет о повелении омывать человека после смерти, потому что такое очищение не связано с тем, что он стал мертвечиной или нечистым, а связано с проявлением к нему уважения.6.Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 228.7.Там же, т. 1, с. 243.8.Которая не использовалась до этого для очищения от нечистот собаки и не использовалась в таяммуме.9.Мугни, 1:244.10.Мугни, 1:244.11.Мугни, 1:245.12.Первое мнение и самое сильное в мазхабе - это необходимость именно земли.13.Мыло, например, или стиральный порошок.14.Имам аш-Ширази.15.Мугни, 1:245.16.Напомним, что земля должна быть чистой и не должна быть до этого использована в таяммуме.17.Мугни, 1:245.18.Там же.19.Там же.20.Объемом больше 190 литров.21.Мугни, 1:245.22.Меньше 190 литров.23.Мугни, 1:245-246.

В основе любого мазхаба лежит, безусловно, решение его имама. Учёные же и книги мазхаба разъясняют его основы. Учёные разъясняют и тщательно разбирают изначальное решение имама, в книгах же эти решения сохранены и передаются сильные мнения мазхаба последующим поколениям.

Имам аль-Харамейн Абдуль-Малик ибн Абдулла аль-Джувейни (ум. 478 х.) собрал четыре основные книги по «кавль джадид» (новое решение) имама аш-Шафии (204 х.): «Аль-Умм», «Аль-Имля», «Аль-Мухтасар аль-Бувейти» и «Мухтасар аль-Музуни» – и назвал книгу «Нихаят аль-Матлаб».

Эта книга имама аль-Харамейн была сокращена его учеником – имамом аль-Газали (505 х.). Первое сокращение называлось «Аль-Басыт», второе – «Аль-Васыт» и последнее – «Аль-Ваджиз». Имам ар-Рафии (ум. 623 х.) также сократил «Аль-Ваджиз» и назвал эту книгу «Аль-Мухаррар». Также имам ар-Рафии написал два шарха на «Аль-Ваджиз»: «Шарх аль-Кабир», или «Фатх аль-Азиз фи шарх аль-Ваджиз», и «Шарх ас-Сагир».

Имам ан-Навави (676 х.) сократил «Фатх аль-Азиз» и назвал эту книгу «Равзат ат-Толибин ва умдат аль-Муфтиин». Более поздний учёный Ибн аль-Мукри (ум. 837 х.) также сократил книгу имама Навави и назвал её «Равз ат-талиб», а шейхуль-Ислам Закария аль-Ансари (925 х.) составил к ней комментарий, назвав его «Асна аль-Маталиб шарх равз ат-талиб».

Также книга «Равзат ат-Талибин» была сокращена имамом Ахмадом ибн Умаром аль-Муджаззад (ум. 930 х.), который назвал её «Аль-Убад». Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами составил на неё комментарий и назвал его «Аль-Ибад шарх аль-Убад».

Также автор первого сокращения «Равзат ат-Талибин» аль-Мукри сократил эту книгу повторно и назвал сокращённую книгу «Аль-Иршад». Ибн Хаджар аль-Хайтами написал к ней комментарий, который называется «Фатх аль-Джавад шарх аль-Иршад».

Имам ан-Навави также сократил «Аль-Мухаррар» и назвал сокращённую книгу «Минхадж ат-Толибин». Затем эта книга была вновь сокращена шейхуль-Исламом Закарией аль-Ансари. Сокращённый вариант был назван «Аль-Манхадж ат-Тулаб», и шейх сам написал на него комментарий «Фатх аль-Ваххаб би шарх манхадж ат-тулаб». Имам аль-Джаухари снова сократил «Аль-Манхадж» и назвал сокращённую книгу «Ан-Нахдж».

Тарджих (предпочтение) в мазхабе отдаётся тому, на чём сошлись два шейха: Рафии и Навави. Это единодушное мнение мухаккиков мазхаба. Если два имама расходятся во мнениях, то предпочтение отдается мнению имама Навави (как сказал шейх Хасан Хиту на своих уроках, предпочтение отдаётся Навави, поскольку Навави опирался на доводы и, в частности, уделял внимание проверке хадисов на достоверность, а Рафии предпочитал мнение, на котором сошлось большинство муджтахидов мазхаба Шафии. – прим. Абу Али).

Предпочтение мнению Навави в различных его книгах отдаётся в следующей последовательности: (1) «Ат-Тахкык»; (2) «Аль-Маджму»; (3) «Ат-Танкых»; (4) «Равзах»; (5) «Аль-Минхадж» и его фетвы; (7) Шарх Муслим; (8) «Тасхих ат-Танбих» и примечания к этой книге. Мнению, которое изложено во всех его книгах, отдаётся предпочтение перед тем мнением, которое встречается лишь в нескольких. Мнению, которое рассматривается в соответствующей главе, отдаётся предпочтение перед мнением, которое упомянуто не в своей главе.

Имам ас-Субки (ум. 765) сказал о книге «Аль-Минхадж» имама ан-Навави: «В наше время эта книга считается самой лучшей для студентов и учёных для понимания мазхаба». Существует порядка ста комментариев на эту книгу. Она сокращалась, комментировалась, проверялась и составлялась в поэтической форме.

Четыре самых главных комментария на «Аль-Минхадж»:

1) «Тухфат аль-Мухтадж» имама Ахмада ибн Ади ибн Хаджара аль-Хайтами (ум. 974);

2) «Нихаят аль-Мухтадж иля Шарх аль-Минхадж» имама Шамсуддина Мухаммада ибн Ахмада ибн Хамза ар-Рамли (ум.1004);

3) «Мугни аль-Мухтадж иля маарифат аль-маани аль-альфаз шарх аль-Минхадж» имама Шамсуддина Мухаммада ибн Ахмада аль-Хатыб аш-Ширбини (ум. 977);

4) «Канз ар-Рагибин шарх Минхадж ат-талибин» имама Джалялуддина Мухаммада ибн Ахмада аль-Махалли (ум. 864).

На основе вышеприведённых книг выносится мнение мазхаба, однако есть расхождения в некоторых мнениях, данных в книгах Ибн Хаджара и имама ар-Рамли. Затем предпочтение отдаётся «Шарх ас-Сагир аля аль-Бахджа», а далее – «Фатх аль-Ваххаб би шарх аль-Манхадж». Обе книги шейхуль-Ислама Закарии аль-Ансари. Затем предпочтение отдаётся шарху имама аль-Хатыба аш-Ширбини и шарху имама аль-Махалли.

Истоки мазхаба

Свое начало шафиитский мазхаб берет от его основателя – имама Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи’а ибн Ас-Саиба ибн ‘Убайда ибн Абду-язида ибн Хашима ибн Абдуль-Мутталиба ибн Абдуманафа. Таким образом имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, был представителем племени Курайш, к которому относился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, родился в 150 году по хиджре в секторе Газа . В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран , а достигнув четырнадцатилетнего возраста – получил разрешение на вынесение фетв. Будучи еще юношей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, приобретал знания и посещал уроки ведущих ученых своего времени. Уже в тринадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, чтобы стать учеником одного из светил исламских наук того времени – имама Малика , да будет доволен им Аллах. Он учился у имама шестнадцать лет (с 163 по 179 г.х), до тех пор, пока Малик, да будет доволен им Аллах, не покинул этот мир. После смерти своего учителя он не покинул Медины, пока не обучился у других ученых этого почтенного города и вобрал в себя их знания.

Когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, постиг всего, что мог, из исламских наук в Медине, Всевышний Аллах предрешил, чтобы он попал в другой научный центр того времени – Ирак. Впервые он прибыл в Багдад в 184 году, куда он был доставлен по приказу Халифа из Йемена по причине несправедливых обвинений. После разрешения некоторых проблем Аш-Шафии стал обучаться у великих ученых этого города. Пожалуй, самым выдающимся из них был имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах, который был учеником имама Абу Ханифы , да будет доволен им Аллах. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, изучил все его произведения и стал расширенно изучать ханафитский мазхаб. После обучения у этого великого ученого имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, стал набираться знаний у остальных выдающихся ученых Багдада, которые в основном были блестящими знатоками хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Среди них были такие хафизы, как: Ваки’ ибн аль-Джаррах, Абдуль-Ваххаб ас-Сакафи, Абу Усама Хаммад аль-Куфи и другие.

После длительного промежутка времени он вновь отправился на свою Родину в Мекку, где провел уже свой первый урок в качестве ученого. В 195 году, в 45-летнем возрасте имам Аш-Шафии, отправляется в Багдад, но на этот раз он уже был состоявшимся имамом, основавшим свой полноценный мазхаб . Проведя там немного времени и внеся в научную жизнь Ирака существенный вклад, имам Аш-Шафии возвращается в Мекку, чтобы в 198 году вновь вернуться в Багдад со своим последним визитом, в течение которого он проведет там всего лишь несколько месяцев, так как будет готовиться к поездке в .

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул Ирак, распространив в нем свой мазхаб и оставив огромное количество учеников, которых впоследствии будут называть представителями «иракской ветви».

После прибытия в Египет, где на тот момент были распространены два мазхаба: ханафитский и маликисткий, — имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, дал мусульманам новый мазхаб, который они с удовольствием приняли. Однако, стоит заметить, что встретившись с учеными Египта и ознакомившись с новыми хадисами, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, поменял свое мнение относительно некоторых вопросов фикха. Обновленный египетский мазхаб имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в последствии так и назовут – «джадид» (новый), а мазхаб, на котором имам был в Ираке, будет назван – «к’адим» (старый).

Проведя огромный труд в распространении знаний Ислама, образовав новый мазхаб, оставив после себя гигантское научное наследие и огромное количество последователей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир. Это произошло в 204 году по хиджре. На момент смерти имама ему было всего 54 года. Да будет доволен им Всевышний Аллах и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Начальное распространение мазхаба

Как уже было сказано, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно можно выделить двух великих имамов – имама Аль-Бувайты и имама Аль-Музани, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако, кроме двух самых сильных учеников у него были и другие, которые после него начали усердно распространять шафиитский мазхаб. Так получилось, что наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане. Два этих направления в дальнейшем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафиитского мазхаба имели небольшие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама Ар-Рафии, да помилует его Аллах.

Ученые шафиитского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафиитских ученых больше всего муджтахидов-мутляк, муджтахидов мазхаба, ученых усуль аль-фикх и так далее. Выделим некоторых из них, не углубляясь в их биографии:

Аль-Маджму’, имам Ан-Навави

имам Аль-Бувайты (ум. 231),
имам Аль-Музани (ум. 264),
Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (ум. 270),

Абуль-Аббас ибн Сурайдж (ум. 306),
Ибн Хузейма (ум. 311),
Абу бакр аль-Исмаили (ум. 371),
Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418),
Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449),
Абуль-Хасан аль-Маварди (ум. 450),
Аль-Байхаки (ум. 458),
Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463),
Абу Исхак аш-Ширази (ум. 476),
имамуль-харамейн Аль-Джувайни (ум. 478),
Ас-Сам’ани (ум. 489),
Абуль Махасин Ар-Рувьяни (ум. 502),
Абу Хамид аль-Газали (ум. 505),
Аль-Багави (ум. 516),
Абуль-Хусайн Аль-‘Имрани (ум. 558),

Ар-Рафии (623),
Ибн ас-Салях (ум. 643),
Иззу-д-Дин ибн Абду-с-Салям (ум. 660),
Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665),
имам Ан-Навави (ум. 676),
Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 702),
Ибн ар-Риф’а (ум. 710),

Шамсу д-Дин аз-Захаби (ум. 748),
Такию-д-дин Ас-Субки (ум. 756),
Джамалю-д-Дин аль-Иснави (ум. 772),
Исмаиль ибн Умар ибн Касир (ум. 774),
Шихабу-д-Дин Аль-Азра’и (ум. 783),
Бадру-д-Дин Аз-Заркаши (ум. 794),
Сираджу-д-Дин Аль-Бульк’ини (ум. 805),

Первые столетия распространения ислама были расцветом богословской мысли. В этот период интенсивно развивались разнообразные сферы коранических наук, хадисоведения и фикха. Интеллектуальное продвижение часто происходило через очные диспуты величайших мусульманских учёных, среди которых были основатели мазхабов.

Богословом, который совершенствовал своё учение не только посредством скрупулёзного исследования источников, но и через открытые дебаты с коллегами, был Мухаммад аш-Шафии. В честь этого учёного назван один из самых распространённых суннитских мазхабов в фикхе.

Жизненный путь имама аш-Шафии

А бу Абдулла Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии появился на свет в 150 году по Хиджре (767 году по Милади) в городе Газа. Родители были родом из Священной Мекки и оказались в Палестине, поскольку глава семейства занимался военным делом. Отец Мухаммада умер, когда сын был в двухлетнем возрасте. И его мать приняла решение вернуться обратно в Мекку. Сам Мухаммад аш-Шафии был из числа курайшитов, при этом его родословная соприкасается с кланом Бану Хашим, от которого происходит Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.).

В Мекке будущий основатель нового религиозно-правового мазхаба посвящал всё своё время учёбе и науке. Согласно некоторым источникам, уже в восемь лет Мухаммад аш-Шафии знал наизусть Священный Коран. К десяти годам он выучил фундаментальный труд «Аль-Муватта». Переехав из Мекки в Медину, Мухаммад стал ходить на уроки автора этой работы имама , которого поразила широта познаний и способности ученика.

Уже в более зрелом возрасте аш-Шафии посещал занятия одного из основателей ханафитского мазхаба Мухаммада аш-Шайбани . С последним его связывает любопытная история. Находясь в Наджране, имам аш-Шафии был обвинён в распространении призывов к смещению существующей в государстве власти. Кроме того, его поспешили причислить к шиитам, что ещё больше усугубило и без того непростое положение учёного. Имама аш-Шафии перевезли в Сирию, где у него состоялся разговор с главой государства Харуном ар-Рашидом . Взгляды имама вызвали у халифа симпатию, однако освобождение из тюрьмы наступило только после заступничества Мухаммада аш-Шайбани, работавшего в то время главным судьёй (кадыем) в Багдаде. Аш-Шайбани настоял на том, чтобы Мухаммад аш-Шафии перебрался к нему в город.

Вместе с тем посещение уроков багдадского кадыя оставляло у имама неоднозначные впечатления. С одной стороны, аш-Шафии с глубочайшим интересом открывал для себя тонкости ханафитского мазхаба, а с другой - ему решительно не нравилась критика имама Малика ибн Анаса, которая часто звучала из уст Мухаммада аш-Шайбани. При этом имам аш-Шафии не хотел устраивать публичный спор со своим другом. Аш-Шайбани, узнав о возражениях своего ученика, настоял на том, чтобы их интеллектуальный диспут могли наблюдать все желающие. В итоге победа на дебатах о наследии имама Малика ибн Анаса осталась за Мухаммадом аш-Шафии. Примечательно, что исход богословского противостояния никак не сказался на дружбе двух учёных. Мухаммад аш-Шайбани признал своё поражение, но добрые чувства по отношению к аш-Шафии у него только усилились. Этот пример хорош тем, что он показывает то, каким образом должны вестись дискуссии среди мусульман. Имеющиеся разногласия по поводу второстепенных моментов не должны становиться настоящим яблоком раздора между людьми, исповедующими одну веру.

Одновременно с этим основатель шафиитского мазхаба получил покровительство со стороны халифа Харуна ар-Рашида. Это заметно отразилось на его финансовом положении, что, в свою очередь, сказалось на возможности имама путешествовать и обогащать свои представления об окружающем мире. Впоследствии Мухаммад аш-Шафии обосновался в Каире, где и умер в 204 году по Хиджре (820 год по Милади).

Что отличает шафиитский мазхаб

Мазхаб имама аш-Шафии представляет собой своеобразную реакцию на и маликитскую богословско-правовые школы, под влиянием которых он первоначально образовался. В его рамках была проведена попытка снять некоторые противоречия между сформированными ранее мазхабами и упростить их. Так, например, шафииты в выведении богословско-правовых суждений обращаются к словам Пророка Мухаммада (с.г.в.) и практике мединских ансаров, не обращая на это слишком пристального внимания, как маликиты. Кроме того, находит своё отражение в рамках шафиитского мазхаба и маликитское положение о богословских решениях, принятых для общественной пользы (истислах). Не будет ошибочным утверждение, что шафиитский мазхаб занял промежуточное положение между сторонниками использования разума при выведении суждений (асхаб ар-райи) и лагерем буквалистов (асхаб аль-хадис).

Естественно, Священный Коран и Благородная сунна не перестают оставаться главными источниками права в рамках этого мазхаба. Однако к хадисам шафииты обращаются только в том случае, если соответствующие аспекты не отражены в Коране. При этом важно, чтобы хадисы передавались через мединских сподвижников. Единое мнение мусульманских учёных (иджма ) также занимает отдельное место в иерархии методов шафиитского мазхаба. Из созданных ранее богословско-правовых школ перекочевали такие источники, как кыяс (суждение по аналогии) и истихсан (исправление кыяса, если его нормы не работают в новых условиях).

Шафиитский мазхаб в настоящее время является одной из наиболее распространённых богословско-правовых школ. Его последователей можно встретить в самых разных уголках планеты: Малайзии, Индонезии, Египте, Восточной Африке, Ливане, Сирии, Пакистане, Индии, Иордании, Турции, Ираке, Йемене, Палестине. Кроме того, представлен этот мазхаб и в России - чеченцы, аварцы и ингуши традиционно придерживаются именно его положений в религиозной практике.

Хвала Аллаху, сделавшему воду и землю чистыми и очищающими, мир и благословение Пророку Мухаммаду, сказавшему: «Чистота — половина веры», — его роду и сподвижникам.

Изучение вопросов ритуальной чистоты возложено на каждого совершеннолетнего мусульманина, и незнание этой темы откликнется грехом за оставленную обязанность и множеством ошибок и изъянов в поклонении, приводящих к его недействительности.

Известно, что много вопросов в шафиитском мазхабе вызывает очищение от нечистот собаки и из-за этого нередко даже переходят в другой мазхаб. Особенно актуально это для новообращенных мусульман, в культуре чьих народов держать собак в доме — обычное дело, и для тех, кто в больших городах случайно сталкивается с собаками и не знает, что именно в собаке нечисто и каким образом она загрязняет одежду и другие чистые предметы.

Краткие сведения о делении нечистот в шафиитском мазхабе

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет в книге «Мугни аль-Мухтадж»:

«Знай, что нечистоты делятся на тяжелые [для устранения], средние и легкие» .

Практическая разница между этими видами наджасы определяется, в первую, очередь, способами устранения этих видов наджасы.

1) Тяжелые нечистоты, к которым относятся собака и свинья, устраняются семикратным мытьем места попадания нечистот, причем одно из омываний нужно совершить водой, смешанной с землей. Тут надо пояснить, что в книгах по фикху часто встречается выражение: «Семикратное мытье, одно из которых должно быть совершено землей», — но под землей факихи имеют в виду воду, смешанную с землей в таком количестве, что вода становится мутной. Если место омывания просто посыпать землей или протереть землей, то испачканная одежда или другие предметы не очистятся.

2) Средняя наджаса, к которой относятся все остальные виды нечистот, кроме свиньи, собаки и мочи грудного ребенка мужского пола, который питался только грудным молоком. Примеры этого вида наджасы: моча, кал, кровь, гной и т. д. Очищение от этого вида нечистот происходит полным омыванием участка загрязнения с условием протекания воды по нему, то есть если водой просто смочить место загрязнения, но вода не протечет по участку, то очищения не произойдет.

3) Легкая наджаса, к которой относится моча грудного ребенка мужского пола, питавшегося только грудным молоком. Для очищения от такой наджасы достаточно побрызгать место загрязнения и не требуется протекания воды по нему, но брызгами должно быть охвачено все очищаемое место . Надо уточнить, что имеется в виду именно моча мальчика, потому что моча девочки будет относиться уже ко второму виду наджасы .

Шариатское решение в отношении собаки

Основным доказательством, на которое опираются ученые шафиитского мазхаба, утверждая, что собака является нечистой полностью, служит хадис:

طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الْكَلْبُ سَبْعُ مَرَّاتٍ أُولاهُنَّ بِالتُّرَابِ

«Очищение ваших сосудов, если собака испила из них, — семикратное [омытие], первое из которых — землей» .

В другом риваяте от Муслима добавлено:

فَلْيُرِقْهُ

«И вылей ее».

Также Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры:

إِذَا شَرِبَ الكَلْبُ في إِنَاءِ أحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعاً

«Если собака выпьет из вашего сосуда, то вымойте его семь раз».

Аль-Хатыб аш-Ширбини разъясняет первый хадис:

«Довод этого хадиса заключается в том, что нечто очищают либо из-за ритуальной оскверненности (хадас), либо из-за нечистот, либо из уважения . Сосуд не может быть ритуально осквернен или уважаем, и поэтому устанавливается, что его надо очистить из-за нечистот, а это устанавливает нечистоту рта собаки, а это самая благородная ее часть, но собака — самое благородное животное в плане запаха изо рта по причине ускоренного дыхания, и поэтому нечистота остальных частей тела собаки еще более очевидна.

Также передается в хадисе, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позвали в один дом и он ответил на приглашение, а на приглашение в другой не ответил. И, когда спросили об этом, он сказал: «В доме такого-то собака». На это сказали: «Но в другом доме была кошка». И он сказал: «Кошка не является наджасой». И эти слова дают нам понимание, что собака сама полностью нечистая» .

Как можно испачкаться наджасой собаки

Загрязнение собачьей наджасой происходит либо при попадании слюны, мочи, пота и других ее жидких выделений на одежду или другие предметы, либо если прикосновение к собаке происходило посредством чего-то влажного (например, шерсть собаки была мокрой, когда человек дотронулся до нее частью своей одежды, или одежда самого человека была мокрой, когда он коснулся собаки).

Все это кратко выражено в словах аль-Хатыба аш-Ширбини:

«То, что стало наджасой из-за соприкосновения с собакой, будь это [соприкосновение] с ее слюной, мочой и остальными жидкими выделениям либо при соприкосновении ее сухой части с чем-либо влажным» .

Способ очищения от собачьей наджасы

Имам ан-Навави пишет в «Аль-Минхадж»:

«Испачканное прикосновением к собаке очищается семикратным мытьем, одно из которых происходит землей».

Разъясняя эти слова шейхуль-Ислама ан-Навави, аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«[Землей] очищающей , полностью охватывая место попадания нечистот, [чтобы земля] присутствовала в таком количестве, чтобы сделать воду мутной и посредством нее достичь всех частей испачканного места. Необходимо землю смешивать с водой либо до начала очищения, либо [смешав их] после попадания на [загрязненное] место, даже если они не будут туда доведены поочередно, а затем будут смешаны до омывания, даже если само место уже будет влажным» .

Отсюда мы понимаем, что условием очищения землей является смешение земли с водой, поскольку только так можно землей полностью омыть место загрязнения. И земли должно быть столько, чтобы вода стала мутной, то есть чтобы присутствие земли в ней было заметно невооруженным взглядом. Не обязательно смешивать воду с землей до попадания на само место очищения.

Еще одним условием семикратного очищения является устранение самой нечистоты при первом мытье. Если, например, наджасу получилось устранить только через семикратное омывание, то следующее омывание будет считаться вторым.

Если в процессе очищения от собачьей наджасы одежды или другого предмета капли воды, омывшие загрязненное место, попали на другой участок, то этот второй участок нужно промыть столько раз, сколько осталось необходимым промыть первый. Например, если капли попали на новый участок после первого промывания первого участка, то второй участок, так же, как и первый, необходимо промыть шесть раз; если это был второй раз, то надо промыть пять раз – и так далее.

Аль-Хатыб аш-Ширбини поясняет:

«Капли воды, омывшей наджасу от собаки, смываются шесть раз, если попали после первого раза, а если не после первого раза, то столько раз, сколько осталось до семи».

Это основано на том, что вода, смывающая наджасу, будет чистой только при полном устранении наджасы, а для этого в нашем примере необходимо семикратное промывание. Имам ан-Навави разъясняет:

«Наиболее достоверна чистота воды, смывшей наджасу, если она не изменилась и омытое место очистилось».

Аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«Если человек съел мясо собаки, то он не должен семь раз мыть место совершения истинджа» .

О заменяемости земли в вопросе очищения

Надо учитывать, что, согласно самому достоверному мнению в мазхабе, обязательно использовать именно землю, даже если это приведет к порче одежды или других предметов , объединяя два вида очищения, то есть очищение водой и очищение землей, поэтому недостаточно использовать мыло, порошок или другие очищающие средства.

Именно этот пункт очень сложно выполнить, и люди часто переходят в другой мазхаб, в частности, маликитский, из-за трудности соблюдения этого условия. Но мы должны знать, что предпочтительнее взять слабое мнение в своем мазхабе, чем переходить на практике в другой мазхаб, и поэтому надо исследовать существующие мнения своего мазхаба, а потом уже выбирать другие мазхабы для следования.

Обратимся к «Мугни аль-Мутахдж» для изучения существующих мнений мазхабе о возможности заменить землю в вопросах очищения собачьей наджасы:

«Второе мнение : не обязательно использовать землю, и упомянутые вещи могут землю заменить. И этому мнению следует автор «Ат-Танбих» . Третье мнение: они могут заменять землю при ее отсутствии, но не могут, когда земля есть в наличии. Также говорят, что допускается использовать нечто иное, если земля будет портить очищаемую вещь, например, одежду, а если не будет, то нельзя» .

Отсюда мы видим, что в нашем мазхабе существует четыре мнения о том, можно ли заменять землю чем-то другим при семикратном мытье.

Первое мнение, и оно самое сильное и служит основой для практики, и только по нему муфтий мазхаба может давать фетву, — это незаменимость земли для такого рода очищения.

Различные вопросы

Если одежда была многократно испачкана собакой, или одна собака много раз выпила из одного сосуда, или много собак выпили из него, то достаточно однократного очищения . Если место, испачканное собакой, было испачкано другим видом наджасы, то для его очищения достаточным будет очищение от наджасы собаки .

Если сосуд или одежду, испачканную собакой, окунуть в большое количество стоячей воды, то это будет считаться однократным мытьем, даже если одежду держать там долго, а если одежду подвигать в воде семь раз, даже не вытаскивая ее наружу, то это будет считаться семикратным мытьем .

Если собака лакала из большого сосуда


Close