- 11290

Село Каратузское – центр одноименного района, который считается глубоко дотационным, - буквально напичкано магазинными с ассортиментом и антуражем, не уступающим лучшим московским образцам.

Приезжие из отдаленных мест или окрестных сел и деревень иногда замечают, что много времени и средств уходит на покупки. Причем, иногда, приехав всего на несколько минут за конкретной вещью, человек может по нескольку часов кружить по каратузским магазинам, растрачивая деньги направо и налево. Этому каратузскому феномену есть объяснение, лежащее, правда, в сфере старинной мистики и магии, хранителями которой были кержаки…

Кержаки – этнические русские старообрядцы, стали появляться в Сибири после разгрома Керженских скитов на реке Керженец Нижегородской области в 1720-х годах.

Наряду с чалдонами кержаков считают одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Староверы-кержаки вели замкнутый общинный образ жизни, сохраняя приверженность к правилам дораскольной православной церкви и вековой культуре.

Они противопоставляли себя более поздним «расейским» переселенцам (российским). Однако позднее полностью ассимилировались с «пришлыми».

Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге.

С «мирскими» за стол не садились. Не пили и не ели из чужой посуды. Еда считалась опоганенной, если во время вкушения в дом входил иноверец.

Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду.

Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.

Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Носили лапти.

Дома освещали лучинами.

Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов.

Согласно переписи населения 2002-го года, к кержакам себя относили всего 18 человек.

Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов.

Несмотря на родовую обособленность и почитание церковных обрядов, в миру кержаки проявили большой талант в торговле. Считалось, что они привлекали покупателей при помощи старинных приворотов.

«В Каратузском тяжелая, загадочная атмосфера. Даже если тебе нужно сделать минутное дело, по разным причинам, в этом селе придется задержаться до полудня или больше. И это не зависит от расписания автобуса, который утром привозит, а вечером увозит пассажиров. Даже те, кто приезжает в Каратуз на собственных машинах, задерживаются там намного дольше, чем планировали. Почему? Никто не мог дать ответа, - рассказывает Ирина Андреева, ясновидящая из села Таяты. - Мне удалось выяснить, что когда-то в Каратузе жили кержаки. На рыночной площади жители из других сел и деревень сбывали золото и пушнину. После продажи они «промотатывали» все вырученные за свой товар деньги. Только после того, как их карман оказывался пустым, они могли покинуть Каратуз. Получалось, что они попадали в заколдованное место. Жившие здесь люди знали какую-то тайну, которая удерживала чужаков, пока они не опустошали кошельки. Этот эгрегор до сих пор работает, его никто не разрушил».

Андрей Поляков (Экспедиция «Тайны Сибири-2012»)

О староверах в Сибири. Киржаки. Часовенные и др.

Кержаки в Сибири

Никогда эта тема меня не интересовала в молодые годы. И даже после того как мама сказала мне о том, что наши предки из староверов – «кержаки они». А вот лет пять назад составляла своё родовое древо для потомков – осталась я старшая в роду, кто бы мог заняться этим делом. Так и нашла около 150 потомков своего прапрадеда, кержака, Филиппа Черепанова.

Черепанова Эмма из Москвы спросила меня в письме, откуда да из каких мест проживания бежала семья моего пращура, Филиппа Черепанова. Вот то, что Черепановы были старообрядцы (староверы) и кержаки – это говорит обо всём. Вообще-то староверы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько беспоповских толков, то есть староверы не приняли попа в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы, это – приспособленцы, культработники от религии.

Все староверы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском языке. В ней прописано всё: кому, что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской старообрядческой книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье старообрядцев умерла самая старая бабушка, оказалось, что эта книга больше никому не нужна. Её пытаются продать, но покупателей нет. Принесли её мне, а у меня денег таких нет, сколько за неё просят.

Кержаки – этническая группа русских старообрядцев. И это слово ясно даёт понять, откуда они родом. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Мама говорила, что из Центральной России наши староверы Черепановы. Я нашла на карте эту реку. Это были исконно русские земли. Жили люди по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые старообрядцы пенсию от государства не берут.

Даже в наше время староверы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. По пути заехали в селе Алтайское на базар. Торговцы сказали, что мёд хороший нужно покупать у староверов, но они в тот день свои продукты не привозили. Староверы ведут хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают. Они общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения. Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. А если вдруг от природы рождался поэт среди староверов, то писать стихи можно только про птичек, про небо, про деревья или реку. Про природу можно писать, а про любовь сочинять стихи нельзя, так как это – большой грех.

В 1720 году, а раскол церкви прошёл чуть раньше, когда многими верующими и кержаками были не приняты нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона свои, церковный хор своё поёт, и всё это они делают отдельно. Время службы затягивается, а у людей было хозяйство, работать надо было, чтобы жить. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно.

Никон начал строить роскошные церкви, деньги собирал на это с верующих. В монастырях монахи занимались виноделием, а где – вино, там нарушалось благочестие, которому придерживались люди старой веры. Много новшеств он внёс, которые не приняли многие старообрядцы, потому что они исходили от греков.

Всех, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно.

Когда расправились со староверами в близлежащих к Москве губерниях, очередь дошла до тех мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов. Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Бежали от введённых царём двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.

Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую область, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения старообрядцев, убивали, сжигали заживо. Даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места Сибири. Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Обо всё об этом я прочитала в Интернете, а кто автор этой информации не помню. Сейчас много пишут о старообрядцах, раньше этого не было.

Из Керженских скитов рода Черепановых люди семьями дошли до Алтая. Здесь были незаселённые места, и можно было спрятаться. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном» в Сибирь. Одни семьи раньше дошли, другие подтягивались, добирались позднее.

А потом пришли уже другие староверы после приказа царя о переселении в Сибирь. Но это были потомки тех староверов, которые смирились, подчинились Никону. Из Воронежской губернии приехали 20 семей староверов, были среди них и Черепановы, но это не кержаки, это те, кто принял изменения Никона.

В Быстром Истоке жили Черепановы, например, Максим Черепанов с женой Марфой пришли сюда в 1902 году. У него был брат Кузьма Черепанов. От них тоже пошли потомки: одни живут в Казахстане, другие в Канаде. Уехали из Быстрого Истока.

Потомки наших Черепановых сейчас тоже по всей России рассеяны, большинство из них и не знают, что родом их предки были из старообрядческих семей, и через что прошли их пращуры. Многими семьями потеряна связующая нить поколений, и живут они «как Иваны, не помнящие родства». Я пытаюсь связать эту нить хотя бы для потомков старовера, кержака Филиппа Черепанова от колена Иоанна.

Другие же староверы дошли до Дальнего Востока. Если взять кержаков Лыковых, то на правой стороне реки Керженец есть населённый пункт Лыково. Семья староверов Лыковых тоже сначала дошли до Алтая, а потом они ушли с Алтая и спрятались на юге Красноярского края и жили своим трудом, не зная даже о том, что была Великая Отечественная война. Сейчас из всей семьи осталась одна Агафья Лыкова. Иной раз показывают по ТВ, как губернатор Кемеровской области Аман Тулеев по доброте души своей, прилетая к ней на вертолёте со своими помощниками, привозит с собой необходимые продукты этой пожилой женщине, проявляет о ней заботу. Агафья же отдаривается своими подарками, поделками. Живет она по - старому исчислению года, читает древнюю Библию, занимается хозяйством, проживая одна в домике, у реки, в глухом лесу. От государства никаких пособий не берёт.

Староверы, кержаки Черепановы, прибыв на Алтай, облюбовали места около речки Быстрый Исток, что впадает в Обь. Расселились на заимках – хуторах вблизи друг от друга. Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки назывались сибиряками и чалдонами и составляли основу алтайских каменщиков (жили у гор, у камня). Они противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь – «расейским» (российским). Позднее они ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Поселение Быстрый Исток – первое упоминание о нём в документах - 1763 год. Я прочла это в Интернете.

Я думаю, что наши кержаки прибыли сюда раньше, чем казаки приехали сюда охранять российские рубежи. А иначе казаки бы их всех поубивали по приказу царя. Поскольку Черепановы жили обособленно, в свой круг никого не пускали, строили дома сообща и добротно, видно, что они были крепкими хозяевами, приехали с деньгами или взаимопомощь друг другу сказалась. Я видела огромный дом моего прапрадеда, Филиппа Черепанова, в 1954 году.

На другом берегу Истока стояли тоже дома Черепановых. В них жили потомки Бориса Филипповича. Я помню его по раннему детству. Он приходил к нам, к моему деду, Михаилу, который приходился Борису Филипповичу племянником. Борис Филиппович Черепанов – родной брат моего прадеда, Черепанова Иоанна Филипповича (Ивана), родился в 1849 году и, прожив долгую жизнь – 104 года, умер в семье своего внука, Владимира Андреевича Черепанова. Светлая ему память!

Во время Великой Отечественной войны в одном из этих домов жили мой дед, мама, я, потом – папа, после того как вернулся с фронта в 1945 году. Место за Истоком называлось Шубенка. Все родственники жили в одном районе в Быстром Истоке, на окраине, но село росло, дошло и до окраины. Дом на улице Красноармейской (я уже писала о нём), тот, в котором родилась мама и её братья и сёстры, я тоже видела. Спустя многие годы его перенесли в другое место, на окраину села со стороны увала. В нём была уже совхозная контора.

Забытые народы Сибири. Кержаки


Семья шарташских кержаков Источник:

Кержаки - этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа.

После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток - в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой.

Одним из таких правил считалось обязательное перекрещивание стакана, при принятии его из чужих рук (в стакане могли обитать злые духи), также считалось обязательным после мытья в бане перевернуть тазы (в которые, также, могли поселиться «банные черти») и мыться исключительно до 12 часов вечера. Причем кержаки верили не только в богов православной церкви, в их вере сохранились домовые, «банные черти», водяные, наяды, лешие и другая нечисть.

В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь - «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения.


Кержачка Анна Ивановна Погадаева(1900-1988) из с. Сакмара Оренбургской области (1932)

Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «мирским» - приверженцам официального православия.

Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром.

Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чертово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали щи толстые кержацкие из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам.

Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные темные дубасы - сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, легкие холщовые шабуры. Дома освещали лучинами. Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверов. Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов.

Одной из особенностей характера большинства старообрядцев является трепетное отношение к данному слову и к правде. Молодым наказывали: «Не разжигай, туши, пока не разгорелось; будешь лукавить, чёрт задавит; иди в овин да шути там один; обещаха недахе - родная сестра, клевета, что уголь: не обожжет, так замарает; ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись».

Спеть похабную частушку, произнести скверное слово - это значило опозорить себя и свою семью, так как община осуждала за это не только того человека, но и всех его родных. Про него брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет».

В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, не­ловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоро­вавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непре­менно побеседовать. И рассказывают: «Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живешь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живешь?»

Кержаки. Музей старообрядцев в школе с. Поперечное

Пьянство очень осуждали, говорили: «Мне еще деданька наказы­вал, что хмеля-то нисколько не надо. Хмель-то, мол, держится тридцать годков. А ну как умрешь пьяный? Уж не видать потом светлого места».

Курение также осуждалось и почиталось за грех. Человека куря­щего не допускали к святой иконе и старались как можно меньше с ним общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

И еще несколько правил существовало в семьях староверов. Обязательно должны быть переданы по наследству, в основном своим детям, молитвы, заговоры и другие знания. Нельзя передавать знания людям, старшим по возрасту. Молитвы нужно обязательно заучивать наизусть. Нельзя рассказывать молитвы посторонним, так как они от этого теряют силу.

В результате советских преобразований общества (атеизм, коллективизация, индустриализация, раскулачивание и др.) большинство потомков кержаков утратили древние традиции, причисляют себя к общерусскому этносу, проживают на всей территории РФ и за рубежом.

По переписи 2002 года в России указали свою принадлежность к кержакам лишь 18 человек.

Соборные постановления староверов часовенного согласия

От редакции : Тема взаимоотношений старообрядцев разных согласий с внешним миром сложна и обширна - в каждом согласии проблема «мирщения» решалась по-разному. В целом староверов всегда волновала проблема, как не смешиваться с людьми иной веры. В каждом из согласий была выработана своя система запретов, касающихся еды, питья, внешнего вида и поведения (например, безпоповцы строго следовали учению о мирщении - осквернении через внешний мир).

Современному человеку, не представляющему своей жизни без телевизора, компьютера и сотового телефона, покажется диким запрет на использование радиоприемников. Но староверы-часовенные, стремясь сохранить старый уклад жизни и благочестие, даже в конце XX века отказывались от современной техники и старались не смешиваться с «миром».

Старообрядцы-часовенные во время моления на Веселых горах близ Тагила на Урале.

Часовенные занимают промежуточное положение между безпоповцами и поповцами. Изначально они принимали священников из господствующей церкви. Но постепенно радикальные безпоповские настроения все усиливались, поиск беглых никонианских священников, которые были бы крещены в три погружения и рукоположены правильно крещеным епископом, все затруднялся. Безпоповская практика была закреплена на Екатеринбургском соборе 1840 года.

Запрет на «лакомые яди» (еду) объясняется идеей христианского аскетизма. Другой мотив - при производстве сахара применялись нечистые звериные кости. Таким образом, сахар и все покупные сладости считались «погаными». После того, как изменилась технология изготовления сахара, запрет на покупной сахар был постепенно отменен.

В советское время часовенные называли «кадровыми» сотрудников безбожного государства и его учреждений. Именно поэтому работать в партийных и советских организациях, а также кооперативах, запрещалось. С «кадровыми» запрещалось есть из одной посуды, ходить к ним в гости и т.д. По свидетельству Сандакчесского уложения, это было связано со сталинским лозунгом времен массовых репрессий: «Каждый кадровый рабочий является строителем коммунизма». Запрет на вступление в профсоюз и уплату взносов объясняется известным в то время лозунгом «профсоюзы - школа коммунизма».


Часовенные Невьянского завода.

Весь советский период староверы-часовенные, пытаясь избежать контактов с безбожной властью, продвигались с Урала и Западной Сибири всё дальше на восток. Так образовались Дубчесские скиты (на притоке Енисея), существовало и существует множество заимок на территории Красноярского края и Эвенкии.

В часовенном согласии всегда проходили соборы, принимались постановления на злободневные темы.

В 1999 году издательство «Сибирский хронограф» выпустило объемную книгу «Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв.», в которой ученые Сибирского отделения Российской академии наук опубликовали постановления соборов часовенных с XVIII века, заканчивая 1990 годом.

Постановления собора, происходившего близ деревни Безымянка 26 декабря 1990г.

Бысть духовное суждение в лето 7498 26 декабря. Собравшихся с деревень: Безымянки, с. Каса, Налимнаго, Казанцева, Ломоватка, Тарасовки и Луговатки. Во славу единосущныя святыя Троицы. И посоветовали о некоторых духовных по­требах христианских и о нуждах, касающихся треб. Что касается распространения в народе великих соблазн на погибель душ христианских:

1. Дабы у коих християн аще имеются радиоприемники: в домах, избушках, или хоть где бы не было, то таковые в братию не принимаются, и некакие духовные требы не исправлять, и милос­тыню не брать от таковых. Сие согласно прежних уложений.

2. О исправлении продуктов. Мука, крупа, сахар (песок), масло растительное, сухофрукты, рыба соленая, соль и сода. Далее, крайныя ради нужды, у кого большая семья и невозможно обойтись, то исправить точию для таких лапшу (если не окажется по свидетельству некоторых, что добавляется молосное). Остальные макаронные изделия не употреблять. Также и масло молосное: если у кого нет коровы и предлежит нужда, то исправить. У живущих беззаконно масло не брать. А прочее, как, например, сухое молоко, дрожжи, сушки, пряники, маргарин, и что-либо в банках - таковое исправлять ни в коих суждениях не указует, то и нам не нужно вводить. Электрочайник подобен самовару.

3. Охотники любители, понеже платят членские взносы, за сию вину епитимии 12 поклонов ежедневно, так как билет постоянно имеют.


Спасаясь от безбожной власти, староверы-часовенные шли все дальше на восток, в тайгу. Скит на Малом Енисее

4. Пайщиков отнести пока на уровень кадровых. А кои были раньше пайщиками, т.е. лет 15-20 и более назад, а ныне не пайщики, то должны все равно выписаться из пая. А если не восхотят выписываться, то считать их с пайщиками, и если сие дальше будет продолжаться, то недалече от профсоюза будет судиться.

5. У которых христиан аще дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, то им епитимии 10 лестовок.

6. Если у которых християн дети живут беззаконно или отступники, то родителям с таковыми детями отнюд дружбы не иметь, и их, детей, если приедут, то не угощать и с ними не выпивать.


Берестяная книга, написанная в конце XX века на Малом Енисее

7. Если кто из наших християн обои работают по заявлению, то в их доме кто попитается, за сие да молится 300 поклонов и прощение.

8. Если которые християны исправляют конфеты и прочие лакомые яди, и когда они бывают в здешних краях, то их кормить из отдельной посуды. А которые с ними напитаются, за сие молиться четыре седмицы по 100 поклонов в день, понеже лакомые яди исправе не подлежат.

9. У которых християн исправа неполная, т. е. ограждали точию крестом, с таковыми не питаться; а если прилучится по нужде, но не всеобдержно, когда не хватит продуктов, то за сие читать про­щение и епитимии 3 лестовки, а нештатным 6. (Примечание. Где за нужду во христианех имеется такая исправа, взять у них токмо хлеб печоный, остальное неприлично.)

10. Работающие по заявлению с вычетом профсоюзных взносов, хотя бы он и не подавал заявление на это, то как узнает, что с него высчитывают, должен немедленно устранить сие, то есть отказаться от взносов. А кто, ведая, будет умалчивать, мня, яко не своей волей творится, то таковый будет считаться профсоюзником. Не иметь с ним общения ни в пище, ни в молитвослужении.


«Профсоюзы - школа коммунизма», - значилось в каждом членском билете

11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, а также кричать безчинными гласы, сие не христианское, но еллинское беснование, за сие дело наказуются епитимией.

12. Если кто табакур и хощет прийти к браку, то таковому выдержка 6 месяцев, потом брачить.

13. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит сию и выпивает, пока не оставит сие нехристиянское дело, корчемство судится и в братию не принимать, согласно Бийскаго соборнаго уложения.

14. Афанасий Герасимовичь был предупрежден за некоторые действия, несогласные прежних уложений, что наносит соблазн и порок Церкви Христовой.
Сие суждение прочитано бысть в деревне Индыгино, Захребетное и Комендановское; пришли к единомыслию, токмо просим до­бавить два вопроса - исправлять банки: огурцов, помидор и яблок. Но кайтымские и наши предки просили воздержаться. И добавили:

15. Если кто получает многодетную пособию, тех семьи отнести пенсионерами.

16. Духовным лицам неприлично быть пенсионерам, и также кадровым работающим по заявлению.

И все сие уложено не нами, а прежде бывшими соборами и суждениями, а мы должны последовать по их стопам, не вводя ничего нового. Прочее, что вопреки христианскому закону, не творить. Тако посоветовали соборно согласно прежних уложений, яко же выше сказано. Кто будет согласен, то делом проходить, т.е. исполнять вышеуказанное. Кто будет не согласен, таковых оставляем на его волю, во общение братии пока не принимать, донележе исправится сохраняти вышеуказанное. И тако воздадим славу Богу о сем. Всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь

В лето от воплощения Бога Слова 1990-е.

Собрание рукописей и старопечатных книг Института истории Сибирского отделения Российской академии наук, №9/97-г, л. 28-30.

отсюда:http://ruvera.ru/articles/sobornye_postanovleniya_chasovennogo_soglasiya

Корепанов Н. «Шарташ в XVIII веке» //

Корепанов Н. «В раннем Екатеринбурге» (1723 -1831) // http://korepanov1.narod.ru/Sai...

Корепанов Н.С. Уральские старообрядцы и европейские горные специалисты в XVIII в.: проблема взаимодействия. / в книге «Немцы на Урале XVII-XXI в.в.» (Die Deutschen im Ural XVII-XXI jh.). Коллективная монография, 2009.

Кулешов Н. «Шарташ – кержацкая столица» // «Домострой», № 6-7, 2000.http://www.1723.ru/read/dai/da...

Перин Р. «В поисках могилы Святого Аввакума» // «Потаённое», № 2, 2010http://www.zrd.spb.ru/pot/2010...

ekoray.ru/shartash-mesto-sily/

Обсудить у себя 0

Кержаки - представители старообрядчества, носители культуры северорусского типа. Являются этноконфессиональной группой русских. В 1720-х годах после разгрома Керженских скитов бежали на восток в Пермскую губернию, спасаясь от политических и религиозных преследований. Всегда вели довольно замкнутый общинный образ жизни из-за строгих религиозных правил, традиционной культуры.

Кержаки - это одни из первых русскоязычных жителей Сибири. Здесь народ был основой алтайских каменщиков, они противопоставляли себя «расейским» (российским) более поздним переселенцам Сибири. Но постепенно из-за общего с ними происхождения почти полностью были ассимилированы. Позже кержаками называли уже всех старообрядцев. В глухих местах по сей день есть кержацкие заимки, которые практически не контактируют с внешним миром.

Где живут

С Урала народ расселился по всей Сибири, до Дальнего востока и Алтая. В Западной Сибири народ основал села в Новосибирской области: Козловка, Макаровка, Бергуль, Морозовка, Платоновка. Последних двух уже не существует. Сегодня потомки кержаков проживают в России, за рубежом.

Название

Этноним «кержаки» происходит от наименования реки Керженец, которая располагается в Нижегородской области.

Численность

По причине советских преобразований общества, влияния на него таких факторов как коллективизация, атеизм, раскулачивание, индустриализация, многие потомки кержаков перестали соблюдать древние традиции. Сегодня они относят себя к общерусскому этносу, живут не только по всей территории России, но и за рубежом. По переписи населения, проведенной в 2002 году, к кержакам себя причислили лишь 18 человек.

Религия

Народ верил в Святую Троицу православной церкви, но в своей религии сохранял веру в различных нечистых духов: домовых, водяных, леших и пр. «Мирским» - приверженцам официального православия - не позволяли молиться на свои иконы. Вместе с христианской верой народ использовал множество тайных древних обрядов.

Каждое утро начиналось с молитвы, которую читали после умывания, затем принимали пищу, занимались делами. Перед началом всякого дела тоже произносили молитву, осеняли себя двуперстием. Перед сном возносили молитвы и только потом отходили ко сну.

Еда

Кержаки готовили по старинным рецептам. Варили различные кисели, из первых блюд ели толстые кержацкие щи на квасу с ячменной крупой. Из кислого теста делали открытые пирожки «соковые шаньги», которые смазывали конопляным соком. Из круп и репы варили каши.

Во время поста пекли рыбные пироги, примечательно, что рыбу использовали целую, а не потрошенную. Ее только чистили, натирали солью. Ели такой пирог всей семьей, на нем делали круговой надрез, снимали верхнюю «крышку», пирог разламывали на куски, рыбу ели из пирога вилками. Когда верхняя часть была съедена, тянули за голову и убирали ее вместе с костями.

Весной, когда все запасы заканчивались, начинался Великий пост, в этот период ели свежую зелень, листья с побегами полевого хвоща, горькую репку (сурепку), квашеную сныть, собирали в лесу орехи. Летом, когда начинался сенокос, заготавливали ржаной квас. На нем делали зеленую окрошку, редьку, пили с ягодами. В Успенский пост собирали урожай овощей.

На зиму кержаки заготавливали ягоды, бруснику мочили в кадках, ели с медом, квасили черемшу, ели с квасом и хлебом, квасили грибы, капусту. Семена конопли поджаривали, измельчали в ступке, добавляли воду, мед и ели с хлебом.

Внешность

Одежда

Очень долго народ сохранял приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные сарафаны из тканей (дубасы). Шили их из крашеного холста, сатина. Надевали легкие холщовые шабуры, кожаные коты.

Жизнь

Издавна занимаются земледелием, выращивают зерновые культуры, овощи, коноплю. Есть на огородах кержаков даже арбузы. Из домашних животных разводят овец, в Уймонской долине - маралов. Народ очень преуспел в торговле. На продажу идут продукты животноводства, продукция на основе рогов марала, которая считается очень полезной и целебной.

Из ремесел распространено ткачество, изготовление ковров, пошив одежды, изготовление аксессуаров, украшений, предметов быта, сувениров, плетение корзин, изготовление деревянной, берестяной посуды, гончарное, кожевенное производство. Из конопли делали мешковину, из семян отжимали масло. Занимались пчеловодством, плотничеством, кладкой печей, художественной росписью. Все свои навыки старшие передавали молодому поколению.

Жили в основном большими семьями по 18-20 человек. В одной семье проживало три поколения семьи. Семейные устои в кержацких семьях всегда были крепкими. Главой был мужчина-большак, помогала ему хозяйка-большуха, которой подчинялись все снохи. Молодая невестка без ее разрешения не делала ничего по дому. Продолжалось такое послушание, пока у нее не родится ребенок или молодые не отделятся от родителей.

Детям с раннего возраста прививали любовь к труду, уважение к старшим, терпение. Никогда не воспитывали криком, использовали поучительные пословицы, притчи, прибаутки, сказки. Народ говорил: чтобы понять, как человек жил, нужно знать, как он родился, сыграл свадьбу, умирал.


Жилище

Кержаки строили рубленые избы, с двускатными крышами, в основном стропильными. Сруб жилища состоял из пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от высоты и способа соединения бревен делали разные соединения в углах избы. К строительству жилища подходили основательно, чтобы оно стояло веками. Огораживали избу и двор деревянным забором. В качестве калитки были две доски, одна - снаружи забора, вторая - изнутри. Сначала поднимались по первой доске, переступали верхушку забора и спускались по другой доске. На территории двора располагались постройки, помещения для скота, хранения инвентаря, орудий труда, корм для скота. Иногда строили дома с крытыми дворами, делали навесы для сена «балаганы».

Обстановка внутри избы была разной, в зависимости от достатка семьи. В доме были столы, стулья, скамьи, кровати, различная посуда и утварь. Главное место в избе - это красный угол. В нем стояла божница с иконами. Обязательно божница должна располагаться в юго-восточном углу. Под ней хранились книги, лестовки - тип четок старообрядцев, выполненных в виде ленты из кожи или другого материала, сшитого в виде петли. Лестовку использовали для подсчета молитв и клонов.

Не в каждой избе были шкафы, поэтому вещи вешали на стены. Печь делали каменную, устанавливали в одном углу, немного отступая от стен во избежание пожара. По бокам печи делали два отверстия для сушки варежек, хранения серянок. Над столом были небольшие полочки-шкафчики, где хранили посуду. Освещали дома, используя следующие приспособления:

  1. лучины
  2. керосиновые лампы
  3. свечи

С чистотой жилища у кержаков было тесно связано понятие о красоте. Грязь в избе для хозяйки была стыдом. Каждую субботу женщины с раннего утра начинали уборку, тщательно все мыли, чистили песком для запаха древесины.


Культура

Важное место в фольклоре кержаков занимают лирические протяжные песни, сопровождаемые очень своеобразным ведением голоса. Именно они являются основой репертуара, к нему можно отнести некоторые свадебные, солдатские песни. Много у народа плясовых, хороводных песен, поговорки, пословицы.

У кержаков, проживающих в Белоруссии, существует своеобразный певческий стиль. На их культуру повлияла жизнь в этой стране. В пении легко можно расслышать белорусский диалект. В музыкальную культуру переселенцев вошли и некоторые жанры танцевальной музыки, например, крутуха.

Традиции

Одним из строгих религиозных правил кержаков является перекрещивание стакана, когда его принимали из чужих рук. Они верили, что в стакане могут находиться злые духи. После мытья в бане обязательно переворачивали тазы, в которые могли вселиться «банные черти». Мыться нужно до 12 часов ночи.

Крещение детей проводилось в холодной воде. Браки у народа строго разрешались только с единоверцами. Одной из особенностей кержаков является отношение к правде и данному слову. Молодым всегда говорили следующие слова:

  • иди в овин да шути там один;
  • не разжигай, туши, пока не разгорелось;
  • будешь лукавить, чёрт задавит;
  • ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись;
  • обещаха недахе - родная сестра;
  • Клевета, что уголь: не обожжет, так замарает.

Если кержак позволял себе сказать скверное слово, спеть похабную частушку, он позорил не только себя, но и всю родню. Про такого всегда брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет». Очень неприличным у народа считалось не поздороваться даже с человеком, которого мало знаешь. После того, как поздоровался, нужно приостановиться, даже если очень торопишься или занят, побеседовать с человеком.

Из пищевых особенностей следует отметить, что народ не употреблял в пищу картофель. Его даже называли по-особенному «чертово яблоко». Кержаки не пили чай, только горячую воду. Очень осуждалось пьянство, верили, что в организме хмель держится 30 лет, а умирать пьяным очень плохо, не увидишь светлого места. Осуждалось и считалось грехом курение. Курящих людей не подпускали к святым иконам, все старались общаться с ним как можно меньше. Про таких говорили: «Кто курит, тот хуже собак». Не садились за один стол с «мирскими», не пили, не ели из чужой посуды. Если во время приема пищи в дом входил иноверец, вся еда на столе считалась опоганенной.


В семьях кержаков существовали следующие правила: все молитвы, знания, заговоры обязательно нужно передать по наследству своим детям. Старшим по возрасту людям, свои знания передавать нельзя. Молитвы обязательно нужно учить наизусть. Посторонним их рассказывать нельзя, кержаки верили, что от этого молитвы теряют свою силу.

Очень важными для старообрядцев были традиции, тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложено уважение к труду, которое считается благим для земли и природы. Тяжелая жизнь кержаков, гонения, способствовали бережному отношению к земле, как к высшей ценности. Сильно осуждали лень, нерадивых хозяев. Часто таких выставляли напоказ перед большим количеством народа. Всегда заботились об урожае, здоровье семьи, скота, старались передать будущему поколению весь свой жизненный опыт. Грехом считалось сесть за грязный «поганый» стол. Каждая хозяйка перед приготовлением пищи крестила посуду, вдруг по ней прыгали черти. Если в дом приходил посторонний, после него обязательно мыли пол, вытирали дверные ручки. Гостям посуду подавали отдельную. Все это связано с правилами личной гигиены. В результате в деревнях кержаков не было эпидемий.

После работы проводились специальные обряды, которые возвращали человеку потраченные силы. Землю назвали матерью, кормилицей, хлебородницей. Кержаки считают природу живым существом, верят, что она понимает человека, помогает ему.

Трепетное отношение было у народа к огню и воде. Леса, травы и вода были в их понимании святыми. Верили, что огонь очищает тело, обновляет душу. Купание в целительных родниках считалось вторым рождением, возвращением к изначальной чистоте. Воду, которую приносили домой, набирали в речках против течения, если она предназначалась для лекарства, брали по течению, при этом произносили заговор. Кержаки никогда не пили воду из ковша, обязательно наливали ее в кружку, стакан. Строго запрещено у народа на берег реки выливать грязную воду, вывозить мусор. Выливать воду можно было только ту, которая использовалась для мытья икон, она считалась чистой.


Грехом считалось плакать, причитать на похоронах, народ верил, что покойный утонет в слезах. 40 дней после похорон нужно навещать могилу, говорить с усопшим, вспоминать его хорошим словом. Связаны с похоронной традицией родительские дни поминовения.

Кержаки, которые живут сегодня, продолжают соблюдать религиозные обряды. Много времени старшее поколение уделяет молитвам. Много в домах старообрядцев старинных икон. По сей день народ старается сохранить свои традиции, обряды, религию, нравственные устои. Они всегда понимают, что надеяться надо только на себя, свои умения и трудолюбие.

Кержаками называют большую группу русских старообрядцев, которые после разгрома в 1720-х годах Керженских скитов (старообрядческих скитов в Нижегородской губернии, получивших название по реке Керженец) бежали в Пермскую губернию, откуда позже расселились по Уралу и Сибири вплоть до Дальнего Востока. Позднее кержаками в ряде регионов России стали называть всех старообрядцев.

Кержаки в Усть-Утке и окрестных поселениях

Любовь Александровна Долматова сообщила о том, что ее предки — род Долматовых, — были кержаками. Она слышала о населенных пунктах Долматово в Московской и Архангельской областях, откуда, как она предполагает, и пришли ее предки.

Стало старообрядчество и стала новая вера — я в точности не знаю, как называется… И очень много людей старообрядческого склада стало переселяться в глушь, чтобы не присягать этой новой вере. И вот здесь, у нас, в Баронской было много раскольников — у нас их называли кержаками, потому что они, вероятно, шли как раз с Центральной части нашей России, с реки Керженец.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/is-dolmatova1.mp3

И возможно, что там эта фамилия, Долматовы, селилась. Дело в том, что на Юге Московской области есть поселение какое-то — город, не город, — Долматово. Это в Московской области, есть в Архангельской. <…> Я лично сама подразумеваю, что именно оттуда пришли эти староверы в наши края с этой фамилией — Долматовы.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/is-dolmatova2.mp3

Геннадий Алексеевич Селиванов упоминает в своем интервью, что кержаками были его предки по одной линии, но в Усть-Утке они недолго сохраняли свою веру. Он предполагает, что его предки пришли на Урал из Рязани, где смешались с другими местными жителями и после прихода в эти земли Демидовых стали их крепостными.

Про связь старообрядцев с Демидовыми говорит и план поселка Висим середины 19 века. На нем мы можем увидеть, что поселение разделено на три конца, один из которых называется «Кержацкий».

Считается, что сначала в эту местность пришли кержаки, а уже потом здесь появились пристани и заводы Демидовых, которые привели с собой рабочих из других мест Российской империи, а также «устроили» к себе на завод староверов.

Отец Гавриил из скита в Харёнках рассказывал, что раньше в Харёнках не было этого храма, а была лишь старообрядческая часовня.

Да, церкви не было — Нина Николаевна говорила, что была часовня у них — ну, кержаческая, старообрядческая, — на кладбище.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/number4.mp3

Из разговора с Сергеем Александровичем Долматовым становится понятно, что кержаков в окрестностях Усть-Утки было действительно очень много. Но сейчас ситуация кардинально изменилась: на данный момент в Усть-Утке нет ни одного кержака, в Сулёме они тоже не живут, сейчас старообрядцы остались только в Ёкве.

Несмотря на большее количество кержаков во всех окрестных деревнях, стычек с ними у никониан никогда не было. Однако кержаки, как и старообрядцы по всей России, вели весьма закрытый образ жизни. Об этом свидетельствуют многие воспоминания информантов, записанные в ходе работы нашей исследовательской группы. Сергей Александрович вспоминает:

Про эту закрытость кержаков также говорит Надежда Кондратьевна Пермякова. Она поведала очень интересную историю: когда Надежда Кондратьевна училась в школе, у них была одна девочка-староверка, которая пила только из своей кружки и очень расстраивалась, если кто-то ее брал, ревела, увидев, что кто-то пил из нее.

Информант предполагает, что она так обижалась из-за того, что думала, что «мы поганые, а она чистая». Также она отмечает, что в Усть-Утке местные жители не сильно придавали этому значения: старообрядцев даже хоронили вместе со всеми, а не как, например, в Горноуральске, на отдельном кладбище.

У нас нету такого — вот в Горноуральске у них даже кладбище отдельное, где эти кержаки схоронены. У нас-то все вместе… У них нельзя было напиться из колодца. Нет тут такого, чтобы отдельно кержакское кладбище.

Однако, из рассказа Сергея Александровича Чудинова, члены семьи которого были кержаками, становится понятно, что многие традиции старообрядцев постепенно исчезали в XX веке. Например, он рассказывал, что хотя его отец и мать были глубоко верующими людьми, они не навязывали своим детям веру, все братья и сестры информанта, за исключением, возможно, старших, были пионерами и комсомольцами. Также он отмечает, что особой посуды у них уже не было, у семьи часто бывали гостьи, с которыми они ели из одной посуды. Информант слышал о традиции кержаков есть из отдельной посуды только из книг.

Анатолий Васильевич Бабин сообщил, что кержаки были единственными, кто облегчал смерть своим одноверцам. Он рассказал нам, что они, если человек долго и тяжело умирал, сворачивали ему шею. Однако, он также отмечает, что несмотря на видимую разницу между староверами и никонианами, их хоронили на одном кладбище, никак не разделяя их могилы.

Николай Алексеевич Воробьев рассказал нам, что старообрядцы называли все свои святые места «Старик» и «Старуха». Он приводит пример: в Природном парке есть камень Старик, из которого течет всегда чистый и холодный ручей, на том месте старообрядцы поставили каменный крест.

Почему она (гора) Старуха? Потому что туда ходили старообрядцы молиться, на эту гору. А у них все такие места, для них святые, они все назывались «Старуха», «Старик». В районе, скажем так, Лесинского Заповедника, есть гора Старик — Старик-камень. То есть там тоже лес из этих первопроходцев, что поклонялись своим божествам. Там даже на той горе, Старухе, этими старообрядцами выложен крест из камней; из-под него родник бьет. Вода очень холодная всегда и очень чистая… всегда. Зимой, и летом, круглый год.

http://192.168.1.21/wordpress/wp-content/uploads/2017/07/progorustaruhu.mp3

О разнообразии старообрядческой топонимии в окрестностях Усть-Утки можно немало почерпнуть из статьи Е.Э.Ивановой «Старообрядческая топонимия в бассейне реки Чусовой». Она пишет, например, что скорее всего топоним на -иха населенный пункт Долматиха произошел от кержацкой фамилии «Долматов». Также она отмечает, что топонимы с окончанием «-иха» сгущены в бассейне рек Межевая Утка-Ёква-Сулём. Автор статьи говорит, что

четкие границы ареалов могут быть объяснены тем, что раскольники жил компактными группами и изолированно от остального населения.

Также Е.Э.Иванова отмечает, что особенностью топонимов на -иха — отсутствие вариативности. Из 135 таких топонимов только 11 имеют варианты; обычно это уменьшительные формы. Местные жители вспоминают про топоним на -иха — Чичериха, а также про один камень, который сейчас называют Кривун, Каменяк, Кривуля.

О староверах кержаках

Никогда эта тема меня не интересовала в молодые годы. И даже после того как мама сказала мне о том, что наши предки из староверов – «кержаки они». А вот лет пять назад составляла своё родовое древо для потомков – осталась я старшая в роду, кто бы мог заняться этим делом. Так и нашла около 150 потомков своего прапрадеда, кержака, Филиппа Черепанова.

Черепанова Эмма из Москвы спросила меня в письме, откуда да из каких мест проживания бежала семья моего пращура, Филиппа Черепанова. Вот то, что Черепановы были старообрядцы (староверы) и кержаки – это говорит обо всём. Вообще-то староверы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько беспоповских толков, то есть староверы не приняли попа в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы, это – приспособленцы, культработники от религии.

Все староверы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском языке. В ней прописано всё: кому, что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской старообрядческой книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье старообрядцев умерла самая старая бабушка, оказалось, что эта книга больше никому не нужна. Её пытаются продать, но покупателей нет. Принесли её мне, а у меня денег таких нет, сколько за неё просят.

Кержаки – этническая группа русских старообрядцев. И это слово ясно даёт понять, откуда они родом. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Мама говорила, что из Центральной России наши староверы Черепановы. Я нашла на карте эту реку. Это были исконно русские земли. Жили люди по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые старообрядцы пенсию от государства не берут.

Даже в наше время староверы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. По пути заехали в селе Алтайское на базар. Торговцы сказали, что мёд хороший нужно покупать у староверов, но они в тот день свои продукты не привозили. Староверы ведут хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают. Они общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения. Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. А если вдруг от природы рождался поэт среди староверов, то писать стихи можно только про птичек, про небо, про деревья или реку. Про природу можно писать, а про любовь сочинять стихи нельзя, так как это – большой грех.

В 1720 году, а раскол церкви прошёл чуть раньше, когда многими верующими и кержаками были не приняты нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона свои, церковный хор своё поёт, и всё это они делают отдельно. Время службы затягивается, а у людей было хозяйство, работать надо было, чтобы жить. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно.

Никон начал строить роскошные церкви, деньги собирал на это с верующих. В монастырях монахи занимались виноделием, а где – вино, там нарушалось благочестие, которому придерживались люди старой веры. Много новшеств он внёс, которые не приняли многие старообрядцы, потому что они исходили от греков.

Всех, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно.

Когда расправились со староверами в близлежащих к Москве губерниях, очередь дошла до тех мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов. Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Бежали от введённых царём двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.

Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую область, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения старообрядцев, убивали, сжигали заживо. Даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места Сибири. Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Обо всё об этом я прочитала в Интернете, а кто автор этой информации не помню. Сейчас много пишут о старообрядцах, раньше этого не было.

Из Керженских скитов рода Черепановых люди семьями дошли до Алтая. Здесь были незаселённые места, и можно было спрятаться. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном» в Сибирь. Одни семьи раньше дошли, другие подтягивались, добирались позднее.

А потом пришли уже другие староверы после приказа царя о переселении в Сибирь. Но это были потомки тех староверов, которые смирились, подчинились Никону. Из Воронежской губернии приехали 20 семей староверов, были среди них и Черепановы, но это не кержаки, это те, кто принял изменения Никона.

В Быстром Истоке жили Черепановы, например, Максим Черепанов с женой Марфой пришли сюда в 1902 году. У него был брат Кузьма Черепанов. От них тоже пошли потомки: одни живут в Казахстане, другие в Канаде. Уехали из Быстрого Истока.

Потомки наших Черепановых сейчас тоже по всей России рассеяны, большинство из них и не знают, что родом их предки были из старообрядческих семей, и через что прошли их пращуры. Многими семьями потеряна связующая нить поколений, и живут они «как Иваны, не помнящие родства». Я пытаюсь связать эту нить хотя бы для потомков старовера, кержака Филиппа Черепанова от колена Иоанна.

Другие же староверы дошли до Дальнего Востока. Если взять кержаков Лыковых, то на правой стороне реки Керженец есть населённый пункт Лыково. Семья староверов Лыковых тоже сначала дошли до Алтая, а потом они ушли с Алтая и спрятались на юге Красноярского края и жили своим трудом, не зная даже о том, что была Великая Отечественная война. Сейчас из всей семьи осталась одна Агафья Лыкова. Иной раз показывают по ТВ, как губернатор Кемеровской области Аман Тулеев по доброте души своей, прилетая к ней на вертолёте со своими помощниками, привозит с собой необходимые продукты этой пожилой женщине, проявляет о ней заботу. Агафья же отдаривается своими подарками, поделками. Живет она по - старому исчислению года, читает древнюю Библию, занимается хозяйством, проживая одна в домике, у реки, в глухом лесу. От государства никаких пособий не берёт.

Староверы, кержаки Черепановы, прибыв на Алтай, облюбовали места около речки Быстрый Исток, что впадает в Обь. Расселились на заимках – хуторах вблизи друг от друга. Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. В Сибири кержаки назывались сибиряками и чалдонами и составляли основу алтайских каменщиков (жили у гор, у камня). Они противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь – «расейским» (российским). Позднее они ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Поселение Быстрый Исток – первое упоминание о нём в документах - 1763 год. Я прочла это в Интернете.

Я думаю, что наши кержаки прибыли сюда раньше, чем казаки приехали сюда охранять российские рубежи. А иначе казаки бы их всех поубивали по приказу царя. Поскольку Черепановы жили обособленно, в свой круг никого не пускали, строили дома сообща и добротно, видно, что они были крепкими хозяевами, приехали с деньгами или взаимопомощь друг другу сказалась. Я видела огромный дом моего прапрадеда, Филиппа Черепанова, в 1954 году.

На другом берегу Истока стояли тоже дома Черепановых. В них жили потомки Бориса Филипповича. Я помню его по раннему детству. Он приходил к нам, к моему деду, Михаилу, который приходился Борису Филипповичу племянником. Борис Филиппович Черепанов – родной брат моего прадеда, Черепанова Иоанна Филипповича (Ивана), родился в 1849 году и, прожив долгую жизнь – 104 года, умер в семье своего внука, Владимира Андреевича Черепанова. Светлая ему память!

Во время Великой Отечественной войны в одном из этих домов жили мой дед, мама, я, потом – папа, после того как вернулся с фронта в 1945 году. Место за Истоком называлось Шубенка. Все родственники жили в одном районе в Быстром Истоке, на окраине, но село росло, дошло и до окраины. Дом на улице Красноармейской (я уже писала о нём), тот, в котором родилась мама и её братья и сёстры, я тоже видела. Спустя многие годы его перенесли в другое место, на окраину села со стороны увала. В нём была уже совхозная контора.


Close