Класс: 10

Мыслители с древних времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

По какому пути идет человечество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно людям лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

В историческом развитии прослеживается единство исторического процесса. Но вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Путь отрицания единства истории может привести к полной изоляции, отрыву от внешнего мира. Также нельзя отрицать многообразие развития. Каждый народ имеет свою историю, свой язык, свою культуру.

Прогресс человечества выглядит не как восходящая линия, а как ломанная кривая: подъемы сменялись спадами, расцвет – упадком, за реформами следовали контрреформы. Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

Чтобы оценить эти противоречивые процессы, необходимы критерии общественного прогресса. Это и увеличение свободы человека по отношению к природе, и уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека, и увеличение человеческого счастья и добра.

Урок был проведен в 10 классе.

Цель урока: в соответствии со стандартами второго поколения содержание урока становится лично значимым только в том случае, если оно воспринимается учеником через свой субъективный образ. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

План урока.

  1. Понятие “движение”.
  2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок).
  3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта).
  4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний).
  5. Противоречивость прогресса.
  6. Критерии общественного прогресса.

Ход урока

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”?

Приведите примеры:

  • движение небесных тел,
  • движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле,
  • течение реки,
  • движение поезда,
  • эволюция,
  • развитие науки и техники,
  • общественное движение,
  • смена общественно-экономических формаций,
  • развитие цивилизаций,
  • общественный прогресс.

Даем общее понятие: движение – это изменение чего-либо.

Смотрим в философский словарь: движение – философская категория, которая отражает любые изменения в мире. Движение является способом существования материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в абсолютном покое не существует.

2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении.

О каком движении? – О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития.

Как развивается общество?

Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен.

Для анализа учитель предлагает взгляды некоторых древних мыслителей.

  • Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого” века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
  • Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
  • Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.

Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных цивилизаций в какой-то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.

Как же нам разобраться в движении исторического процесса?

Для этого существует понятие “общественного прогресса”.

Что вы знаете об общественном прогрессе?

Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И, наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам, деградация.

Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса .

Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем многообразие исторического развития .

Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива.

Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей?

Итак, общественное развитие включает в себя:

  • единство исторического процесса,
  • многообразие путей и форм развития человечества,
  • особенности исторического развития,
  • особенности культурного развития,
  • неодинаковость развития.

Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно возможным?

– Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917–1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов во главе с большевиками.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

Кто осуществляет выбор?

– В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные массы.

После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний.

Существует ли прогрессивное развитие?

Ученикам предлагается презентация, заранее подготовленная учеником класса. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса.

При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске изображаются разные схемы.

По каждому из этих графиков приводятся примеры из исторического развития.

Вопросы к схемам.

  1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
  2. Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного процесса.

Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.

Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

6. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.

Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.

  • А. Кондорсе и другие просветители критерием прогресса считали развитие разума человека.
  • Социалисты-утописты – принцип братства людей.
  • Ф.Шеллинг говорил о постепенном приближении человечества к правовому государственному устройству.
  • Г.Гегель критерием прогресса считал сознание свободы.
  • А.Вознесенский отмечал, что “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы, разума, нравственности, творчества.

Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению человечности, гуманизма.

Приложение 1, последний слайд.

  1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60–70 гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг. ХХ в.? Аргументируйте свою позицию.
  2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А.Столыпина. Свою оценку аргументируйте.
  3. К какой из представленных в документе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Гвиччардини (1483–1540): “Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который его тщательно наблюдает и обдумывает”?
  4. Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
  5. Советский философ М.Мамардашвили (1930–1990) писал: “Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком”. Каким образом эта мысль философа связана с идей прогресса?

Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, базовый уровень, стр. 328–341, в тетради работа с документом стр. 340–341.

«Общество как сложная динамическая система» - Функциональные связи. Саморазвивающаяся система. Духовные общественные отношения. Отношения между отдельными индивидами. Ученые. Сфера общественной жизни. Наличие благоприятных природных условий. Политическая сфера общественной жизни. Общество и культра. Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения.

«Общество как социальная система» - Общество как социальная система. Классическое определение. Типология общества. Деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей. Классификация социальных систем по типу. Экономика. Системные качества. Социальные слои. Эмиль Дюркгейм. Социальный институт. Общественные образования.

«Черты современного общества» - Сельское хозяйство. Аграрное общество. Компьютеры. Глобальные проблемы человечества. Возникновение рабочих. Конфликт поколений. Книги. Самопроверка. Культурное наследие. Мировое сообщество. Научно-техническая революция. Человечество. Поколение. Виды глобальных проблем. Черты современного общества. Современное общество.

«Общество как система» - Общество в широком смысле. «globus» – лат. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Европейское общество Российское общество Английское общество. Глобальные проблемы современности. Макроструктура общества = общество как система. Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации.

«Жизнь общества» - Верны ли следующие суждения об обществе? Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Что из перечисленного относится к эрзац-культуре? 1) художественные полотна 2) исторические памятники 3) предметы домашнего обихода 4) «мыльные оперы». Мифы, знания, идеи, украшения, обычаи, традиции, язык.

«Общество» - Функция целеполагания. Понятие «общество». Изменения в социальной структуре общества. Функция интеграции. Страна. Постиндустриальная цивилизация. Автономность. Цивилизационный подход. Виды социального прогресса. Социальный прогресс. Самодостаточность. Общество. Влияние территории. Основные признаки общества.

Всего в теме 18 презентаций

Слайд 2

Общественный прогресс

Понятие «общественный прогресс»; направленность общественного прогресса: прогресс и регресс, линейное и циклическое развитие; реформы и революции; критерии и противоречия общественного прогресса.

Слайд 3

«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

  • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
  • Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
  • Слайд 4

    Пути общественного развития

  • Слайд 5

    Эволюция

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
    • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.
  • Слайд 6

    Революция

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
    • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
  • Слайд 7

    Реформы

    Реформы – это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

  • Слайд 8

    Основные противоречия прогресса

    • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
    • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
    • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
    • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
  • Слайд 9

    Критерии общественного прогресса

    • До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума.
    • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
    • Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
    • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
    • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.
  • Посмотреть все слайды

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    План урока Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Общественное развитие. Реформа и революция. Инновация и модернизация.

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Сущность понятий «прогресс» и «регресс» Особенности прогресса и его критерии Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Критерии прогресса Развитие человеческого разума. Совершенствование нравственности людей. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку. Прогресс науки и техники. Развитие производительных сил, включая самого человека. Относительность прогресса Есть области, к которым понятие прогресса не применимо. Противоречивость прогресса Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Сущность понятий «прогресс» и «регресс» Регресс (от лат. regressus – обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат. stagnum – стоячая вода).

    6 слайд

    Описание слайда:

    Общественное развитие Реформа и революция Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Виды революций Кратковременные,например, Февральская революция 1917г. В России. Долговременные, например неолитическая революция – 3тыс. Лет; промышленная революция XVIII – XIX вв.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Общественное развитие Реформа и революция Реформа (от фр. reforme oт лат. reformare – преобразовывать) – это какая -либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры). Виды реформ Прогрессивные, например, реформы 60-70-х гг. XIX в. В России – Великие реформы Александра II. Регрессивные, например, реформы второй половины 80-х – начала 90-х гг. XIX в. В России – «Контрреформы» Александра III/

    8 слайд

    Описание слайда:

    Общественное развитие Реформа и революция Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни. РЕФОРМЫ

    9 слайд

    Инновация и модернизация Модернизация Линии сравнения Органическая модернизация Неорганическая модернизация 1.С чего начинается? Начинается с культуры, с изменения общественного сознания. Начинается с экономики и политики. 2.Как осуществляется? Осуществляется «снизу» Осуществляется «сверху» 3. Какова сущность? Является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Является реакцией на вызов со стороны более развитых стран, способом «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых иностранных государств. 4.Примеры Переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революцииXVIIIв., преобразование американского производства в результате внедрения «фордизма» в первой четвертиXXв. Петровские реформы первойчетвертиXVIIIв., индустриализация 30-х гг.XXв. В СССР, перестройка 1985г., экономические реформы, начавшиеся после 1991 г.

    План урока

    • Понятия «прогресса» и «регресса»
    • Противоречивость прогресса
    • Критерии прогресса
    • Многообразие путей и форм общественного развития
    Введение
    • Золото́й век - представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.
    • Гесиод
    • Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н.э.) считал, что человечество деградирует -развивается от лучшего к худшему:
    • Золотой век
    • Серебряный век
    • Бронзовый век
    • Героический век
    • Железный век
    • Регресс – противоположный по направленности процесс, движение от высшего к низшему процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
    • Прогресс – лат. «движение вперед», характеризуется движением от низшего к высшему, от менее совершенного к более соверш.
    1. Понятия «прогресса» и «регресса»
    • В 20 веке появились философские и социологические теории отказавшиеся от однозначной трактовки взгляда на развитие общества.
    • Карл Маркс считал, что человечество идет ко все большему совершенствованию средств производства и самого человека.
    • В некоторых теориях вместо идеи прогресса предлагаются теории циклического круговорота, идеи «конца истории» глобальных экологических, энергетических и прочих катастроф. (О.Шпенглер – «Закат Европы»)
    • Карл Маркс
    • События 19 и 20 века показывают, что не всегда развитие человеческого общества четко идет в каком-либо направлении (прогресс или регресс). За революциями могут следовать контрреволюции, за реформами – контрреформы.
    • Общество – сложный организм, в котором функционируют различные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т.п.), развертывается разнообразная деятельность людей.
    • Условная линия общественного развития
    2. Противоречивость прогресса
    • Эти разнообразные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
    • развитие науки и техники в 20 веке.
    • мораль и духовность в 20 веке.
    • изобразительное искусство в 20 веке.
    2. Противоречивость прогресса
    • Таким образом мы видим, что общественное развитие во многом противоречиво – в нем присутствуют как элемента прогресса, так и регресса.
    • Альберт Эйнштейн
    3. Критерии прогресса
    • Фридрих Шеллинг считал, что все критерии весьма спорны и признавал один – приближение общества к правовому устройству.
    • Ф.Шеллинг
    • Георг Гегель критерием прогресса общества считал меру роста сознания свободы.
    • Г.Гегель
    • Не смотря на все попытки определить основные критерии прогресса и в настоящее время нет единой точки зрения. Некоторые исследователи считают критерием развитие производительных сил, включая развитие самого человека.
    3. Критерии прогресса
    • Как же разобраться прогресс или регресс?
    • Другая точка зрения – критерием является возрастание уровня свободы индивидуума в обществе. Свободное развитие человека заключается в свободном развитии всего общества.
    • Резюмируя, можно сделать следующий вывод:
    • Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
    • Универсальный критерий социального прогресса:
    • ПРОГРЕССИВНО ТО, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ГУМАНИЗМУ, объявляющему человека высшей ценностью общества.
    Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
    • Изучить параграф 15
    • Ответить на вопросы на стр. 154 (устно)
    • Задания на стр. 155 №№ 2, 3, 4, 6 продумать для работы на уроке (сделать необходимые заготовки)

    Close