Ислам- одна из крупнейших мировых религий, наряду с христианством. Его исповедуют в современном мире по различным оценкам от одного до двух миллиардов жителей нашей планеты. Последователей этой религии называют «мусульманами». Кто же они такие?

Для начала разберемся с происхождением слова «мусульманин». Оно происходит от арабского слова «муслим», которое в переводе означает «тот, который покоряется….». Значит, несколько упрощая, можно утверждать о главнейшей характеристике каждого мусульманина, которая обозначается прилагательным «покорный».

Помимо покорности мусульмане обладают ещё некоторыми особенностями, освещение которых является целью данной статьи.

Начнем, пожалуй, с места жительства. Мусульмане по состоянию на сегодянший день относительно компактно проживают в следующих регионах нашей планеты:

Страны Передней Азии: Афганистан, часть Азербайджана, Бахрейн, часть Египта, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Турецкая часть Кипра, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция;

Страны Средней Азии: Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан;

Страны Центральной Азии: Пакистан, Афганистан, Индия;

Страны Северной Африки: Алжир, Египет, Тунис, Судан, Ливия, Марокко;

Россия, где исторически сложилась достаточно крупная мусульманская община.

Национальный состав мусульман достаточно разнообразен, поэтому обсуждать его не имеет смысла.

Что касается языковой принадлежности, то средин разнообразия языков исламского мира, можно выделить характерную особенность арабоговорящих и тюркоговорящих народов, которые исторически в подавляющем большинстве являются мусульманами.

Во что верят мусульмане? Основная суть их веры заключена в формуле: «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Его». Вот у нас появилась очередная характеристика мусульман – единобожники. Принцип единобожия чрезвычайно последовательно проводится в исламе. Следующая характеристика мусульман, вытекающая из формулы их веры – последователи пророка Мухаммеда, или «Магометане» - такое искаженное название на европейский манер появилось от искажения имени «Магомет» (вместо оригинального «Мухаммед») можно встретить в христианских источниках, где оно в более ранее время очень часто употреблялось в качестве собирательное наименования мусульман.

Раз мусульмане верят в то, что Мухаммед – пророк Аллаха, то это автоматически означает, что Мухаммед является образцом для подражания для каждого мусульманина. Поэтому существует книга жизнеописания пророка Мухаммеда – Сунна, где изложены поступки и изречения пророка Мухаммеда. Сунна, наряду с Кораном, является главной книгой для мусульман.

Какие дела, вытекающие из религии, обязательны для мусульманина? Они по словам пророка Мухаммеда, называются «Пять столпов Ислама». В их число входят: 1. Шахада, то есть свидетельство о том, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк Его, 2. Намаз, то есть обязанность ежедневно пять раз совершать молитву, руководствуясь определенными правилами, 3. Закят – обязанность каждого мусульманина отдавать в пользу бедных 1/40 часть дохода, 4. Рамадан – обязанность мусульманина соблюдать пост в месяц «Рамадан», 5. Хадж – обязанность мусульманина (при наличии финансовой возможности) совершить паломничество в Мекку – главный центр для мусульман всего мира.

Мусульмане также должны соблюдать законы Шариата – свода мусульманского канонического права. Туда входят многочисленные правила, предписывающие определенные правила поведения, ношения одежды, употребления еды, семейной жизни и так далее.

Подводя итог, попробуем в максимально сжатом виде дать ответ на вопрос: «Кто такие мусульмане?». Я бы сказал следующим образом: «Мусульмане – это люди покорные Аллаху, соблюдающие законы Шариата, чтящие Сунну, и в повседневной жизни берущие пример с пророка Мухаммеда».

В конце 1980-х годов лагерь социалистических стран стал разрушаться. За этим последовал распад СССР, одновременно раскололась и Югославия. Ядром населения Югославии были сербы (как русские в СССР), которые после распада государства оказались крупнейшим разделенным народом на постъюгославском пространстве - как и русские на постсоветском. Младший научный сотрудник Института славяноведения РАН Александр Дронов рассказал в своей лекции о ходе конфликта на территории бывшей Югославии, а также о российской политике в отношении противоборствующих сторон. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.

Чтобы понять суть сербского менталитета и причины войны в Югославии, следует разобрать период, который предшествовал 90-м годам и был напрямую связан с Югославской народной армией (ЮНА). В 1987 году началась реформа ЮНА, целью которой стало повышение ее командного и технического уровня, сокращение ее численности и переформатирование военных областей (сначала они приблизительно соответствовали республикам Югославии, затем были изменены и в целом стали напоминать военные округа в СССР). Было списано устаревшее вооружение - его передавали в ведение сил территориальной обороны.

У каждой из шести республик, входивших в состав Югославии, помимо общей армии, были свои подразделения местной защиты. В стране существовал обычай, заведенный еще при Тито: в школах не только проходили военную подготовку, но и объясняли детям, где находится ближайший склад с оружием. Это, на мой взгляд, стало одной из причин, почему в 90-е, когда начался развал Югославии, население республик так быстро вооружилось. Ослабление и роспуск армии, единственной действующей и объединяющей структуры на территории Югославии, усугубило ситуацию.

Начало распада

Последним председателем президиума Югославии был Стипе (Степан) Месич (с 3 июня по 3 октября 1991 года). Во время его правления произошли основные процессы дезинтеграции единого государства и выделения из него очень важной части - Хорватии. Отношение Хорватии к Югославии предопределило распад страны. Сыграло свою роль и то, что в Югославии (как и в СССР) были выбраны республиканские президенты.

Стипе (Степан) Месич, президент Хорватии с 2000 по 2010 год

Фото: Sean Gallup / Newsmakers / Hulton Archive / Getty

Первой откололась Словения, которая находилась на самом севере страны, ближе всего к Европе. Словенцам присуще особое самосознание, их язык значительно отличается от сербского и хорватского, которые, впрочем, тоже различаются между собой. При этом словенцы всегда ощущали себя жителями самого экономически развитого региона в составе Югославии, и именно поэтому они первые решили отделиться.

Председателем Союза коммунистов Словении был Милан Кучан, который ратовал за сближение Словении с Европой, на этой почве у него завязался конфликт с Милошевичем. Война между Югославией и провозгласившей независимость Словенией длилась недолго, всего 10 дней (27 июня - 6 июля 1991 года).

Деньгами и оружием Словению поддержала Европа, в первую очередь - объединившаяся недавно Германия. На архивных фотографиях десятидневной войны можно увидеть и российский триколор. Дело в том, что словенцы взяли для своего флага такие же цвета, как на флаге России, и вешали его на отбитые у югославов танки. В декабре 1991 года Кучан стал первым президентом этой страны.

К 1992 году от Югославии, кроме Словении, отделилась Хорватия со столицей в Загребе. Произошло это так: на территории Хорватии в Сербской Краине, где большинство составляли сербы, была провозглашена Сербская автономная область Книнская Краина. Затем там объявили референдум об отделении от Хорватии, ставший ответом на действия хорватских властей и демонстрацией желания сербского населения Хорватии остаться в составе Югославии.

Хорваты стали угрожать, прислали вертолеты. В небо поднялась авиация ЮНА и заставила эти вертолеты ретироваться. Хорватские органы полиции пытались помешать провести референдум, но им ничего не удалось, и он состоялся. В итоге получилось квазигосударственное образование независимая Республика Сербская Краина.

На 1992 год в остальных регионах пока еще был мир и покой, который охраняла единая армия. Роспуск ЮНА состоялся в 1992 году, причем синхронно с роспуском Советской армии.

Боснийский серб провожает родных, эвакуирующихся из зоны боевых действий

Фото: Russell Gordon / DanitaDelimont / Globallookpress.com

Этнический и религиозный раскол

Первый президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович, известный своей «Исламской декларацией» (написанной еще в середине 70-х годов), говорил о необходимости создания исламского государства. Он стал одним из первых мусульманских политиков, выдвинувших эту идею. Хотя Изетбегович был европейским и образованным человеком, он все равно считал, что государство должно опираться на законы шариата. Его мечтой было создание исламского государства из разрозненных осколков Османской империи и мусульманских анклавов в Европе.

В 1992 году следом за Словенией и Хорватией отделились Босния и Герцеговина и Македония. В оставшемся образовании - Союзной республике Югославии (Малая Югославия) - остались Сербия и Черногория. Ее попеременно возглавлял то президент Сербии Слободан Милошевич, то теоретик сербского национального движения Добрица Чосич, а элита Черногории стояла в стороне. Черногория отделится от Сербии в 2006 году.

В основе этнического конфликта между Югославией, Хорватией и Боснией и Герцеговиной лежала проблема сложного этноконфессионального состава. Здесь жили сербы, мусульмане и хорваты, причем последние были преимущественно католиками.

Особая национальность - мусульмане. Ее ввел в обиход Тито для обозначения мусульманского населения Боснии и Герцеговины. В отличие от Болгарии, где Тодор Живков в середине 80-х годов решил, что все мусульмане должны стать болгарами и сменить имена на православные, Тито был мягче и не трогал их в Боснии и Косово.

Югославская армия была разнообразна по этническому составу, как и советская, однако ее офицерский состав состоял преимущественно из черногорцев и хорватов. После развала ЮНА были случаи, когда хорватские офицеры воевали в составе армии Сербской Краины или Республики Сербской, а сербские офицеры, наоборот, сражались в составе боснийских и хорватских частей.

Нацистская пропаганда: мусульманин-доброволец на службе вермахта, июль 1944 года

Фото: Berliner Verlag / Archiv / Globallookpress.com

Нацисты и Сопротивление

Корни проблем сербов и хорватов, помимо тех, что уже были упомянуты, лежали во Второй мировой войне. Ситуацию можно сопоставить с российской и ответить таким образом на вопрос о том, почему в РФ и на постсоветском пространстве процесс распада государства прошел менее кроваво (не считая конфликта в Нагорном Карабахе, Чечне, Таджикистане и Приднестровье).

У нас был один общий сплачивающий фактор: все жители советских республик, кроме жителей Прибалтики и Западной Украины, воевали против нацистов. Во главе Хорватии Гитлер поставил самых отъявленных радикалов: хорватскую ультраправую организацию усташей во главе с Анте Павеличем, которые устроили геноцид не только евреев и цыган, но и сербов.

Нацисты создали для них большое государство, включавшее в себя территории не только Хорватии, Боснии и Герцеговины, но и части Сербии. Здесь были основаны самые первые концлагеря Европы, например лагерь Ясеновац, где были уничтожены несколько сотен тысяч сербов.

Никита Хрущев, маршал Иосип Броз Тито и председатель Совета министров СССР Николай Булганин

Фото: Daily Herald Archive / NMeM / Globallookpress.com

В 1941 году Павелич и министр образования Миле Будак приняли «Закон о религиозном обращении», принуждавший православных принимать католичество. В стране висели плакаты, призывающие хорватов и мусульман вступать в СС, а архиепископ Загреба Степинац в своих речах благословлял хорватов на убийства сербов.

Сопротивление в Югославии возглавляли партизаны Тито и четники Драголюба Михайловича. Сначала было непонятно, на кого будет сделана ставка после победы, но по договоренностям Сталина и Черчилля в Тегеране, Югославия попала в сферу влияния СССР и управлять ею стали коммунисты Тито.

Сегодня в Сербии более популярен Михайлович, а к Тито отношение испортилось, потому что его винят в том, что он выделил сербам мало территорий и отдал сербскую землю другим республикам, что в 90-е привело к конфликтам. Кроме того, во время Второй мировой войны во время итальянской оккупации в Косово переселялись албанцы, тогда как сербы бежали оттуда. После войны Тито запретил сербам возвращаться и не стал выселять албанцев из Косово. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что албанцы жили в Косово с XVIII века, когда их туда заселяли османы, предварительно выселив сербов.

Политика РФ в Сербии и русские добровольцы

Министром иностранных дел России с 1990 по 1996 год был Андрей Козырев, и он вел прозападную политику, которая сводилась к формуле «Чего изволите?» Поэтому в Совбезе ООН Россия никак не реагировала на политику США по отношению к Югославии, Сербской Краине и Республике Сербской.

В результате во всех военных конфликтах были обвинены только сербы. Конечно, и у них были перегибы (на территории Сербии были концлагеря для мусульман и хорватов, была кровавая осада Вуковар в 1991 году), но военные преступления происходили не с одной стороны, а со всех. Единственной страной, которая могла выступить на стороне сербов, была Россия, но она молчала или занимала позицию США. Козырев же объяснял, что Штаты пытаются добиться мира. Правда, до мирного урегулирования дело дошло значительно позже.

Визит министра иностранных дел России Андрея Козырева в Югославию. Военный аэродром

Наблюдая за тем, что происходит на Балканах и как на это реагирует МИД РФ, в Югославию потянулись добровольцы. Во-первых, были те, кто добирались туда самостоятельно. Во-вторых, были те, кто поехал воевать от организаций.

В сентябре 1992 года в Югославии был собран Первый русский добровольческий отряд (РДО-1) из десяти человек. Он постепенно расширялся и был преобразован во Второй русский добровольческий отряд, который действовал год с осени 1992 по осень 1993 года. В его составе было 50 человек. Он носил название «Царские волки», потому что его костяк составляли монархисты, придерживавшиеся неовизантийских взглядов.

Затем был сформирован третий отряд под командованием мичмана Александра Шкрабова. Он существовал до 1994 года, - до гибели Шкрабова в июне 1994 года во время боя в районе города Олово. После распада отряда русские добровольцы начали вливаться в состав «Белых волков», изначально сербский отряд. В нем и других более мелких соединениях они и закончили войну.

Наиболее известное добровольческое соединение в этих военных конфликтах - Сербская добровольческая гвардия Желько Ражнатовича, известного как Аркан, которая была создана на основе фанатов футбольного клуба «Црвена Звезда» и докучала в основном хорватам. На стороне последних также были добровольцы, например в Боснии воевали люди из украинской УНА-УНСО (организация запрещена на территории России. - прим. «Ленты.ру» ), однако через некоторое время они раскололись и часть их перешла на сторону сербов. На стороне мусульман в Боснии и в Косово воевали добровольцы из Чечни, сторонники Джохара Дудаева и арабский интернационал.

Косово в 1998 году

Конфликт в Косово начался потому, что албанцы составляли в этом регионе большинство населения, и у них не было даже полувласти. Поэтому они решили бороться за нее, вплоть до полного отсоединения и присоединения к Албании.

Косовская война началась в феврале 1998 года. Особую роль в ней сыграла так называемая Армия освобождения Косово (АОК). По сути АОК была террористической организацией, но международное сообщество закрывало глаза на их преступления и оказывало им поддержку. Создатель АОК Хашим Тачи будет первым премьер-министром независимого Косово.

Тренировка боевиков Армии освобождения Косово, июль 1998 года

24 марта 1999 года начались бомбардировки Югославии. Здесь Россия сказала твердое «нет». Как раз в это время произошел экстренный разворот самолета по решению Евгения Примакова, который летел в Вашингтон: узнав о бомбардировках, премьер решил, что разговаривать в Вашингтоне теперь не о чем.

Русские добровольцы участвовали в этом конфликте значительно меньше, чем в Боснии. На это повлияла меняющаяся позиция России, которая приняла участие в миротворческой миссии в регионе.

Косово поделили на сектора, которые контролировали разные страны. Изначально Приштину и аэропорт Косово хотели контролировать британцы, но случилась неожиданность. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года российские десантники совершили маневр из Боснии и заняли аэропорт, что было не согласовано с британцами. Такое решение было принято нашими военными после того, как разведка узнала планы британцев. Когда британцы подошли к аэропорту, наши уже успели окопаться. Британцам пришлось отступить. За успешную операцию военные получили специально изготовленные медали.

После того как Косово перешло под контроль сил НАТО, произошло массовое переселение сербов, черногорцев и цыган в Сербию и Черногорию. Всего Косово и Метохию к концу 1999 года покинули 250 тысяч сербов и черногорцев. Лишь незначительная их часть вернулась на родину. Россия же не признает Косово с 2008 года - с тех пор, как была провозглашена независимость этого края.

Религия ислам по численности последователей занимает второе место после христианства. Количество мусульман в мире более 1,6 млрд. человек, однако, число приверженцев ислама постоянно растет.

С давних времен мусульман представляли в негативном свете. Европейские и отечественные авторы давали искаженное представление о мировоззрении и моральных качествах мусульман. Само название «мусульмане» является неточным, это искаженное от «муслим». Так же в трудах религиоведов нередко использовались такие нелестные названия как «магометане», «сарацины», «басурманы».
На сегодняшний день мы часто встречаем упоминания об исламе и мусульманах в СМИ, но, зачастую эта информация является недостоверной и искаженной, что формирует в обществе неправильное представление об Исламе и мусульманах. Тема Ислама и его последователей обросла множеством мифов, многие из которых не имеют отношения к истинному исламу.

Муслим

Так кто же такие на самом деле мусульмане?

Чему учит эта религия? В религии ислам существуют три основы: 5 столпов ислама, 6 столпов Имана и Ихсан.

5 столпов ислама

  1. Свидетельство веры – шахада
  2. Ежедневная пятикратная молитва
  3. Милостыня – закят
  4. Пост в месяц рамадан
  5. Паломничество к Священной Каабе – хадж

Данные столпы подтверждают достоверные хадисы от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельство, что нет Бога кроме Аллаха, молитве, закяте, посте в Рамадан и хадже для тех, кто может это выполнить» (Аль-Бухари, Муслим). Рассмотрим каждый столп подробнее.

«Воистину, первым домом, который воздвигли для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения — место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Св. Коран, 3: 96-97).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданного от Абу Хурайры, сказано: «Тот, кто совершит ради Всевышнего Аллаха хадж и не будет сквернословить и грешить, вернётся на родину чистым подобно новорожденному ребёнку».

Помимо 5 столпов ислама существуют 6 столпов веры (имана). 6 столпов отражают мировоззрение мусульман. Если человек не верует хотя бы в один из 6 столпов, то он не является мусульманином. Какие же это столпы? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».

6 столпов веры (имана)

  • 1. Вера в Аллаха
  • 2. Вера в ангелов
  • 3. Вера в Писания
  • 4. Вера в пророков
  • 5. Вера в судный день
  • 6. Вера в предопределение

1. Вера в Аллаха

Этот столп не вызывает вопросов, только тот, кто верует в Единого Аллаха, может называться мусульманином. Мусульмане веруют, что Аллах существовал до того как сотворил все живое. Аллах не подобен творениям, он вечен без начала и конца.
Скажи: «Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (Св. Коран 112: 1-4).

2. Вера в ангелов

Мусульмане веруют в ангелов. Ангелы – это существа, созданные из света для поклонения Всевышнему. Они никогда не ослушиваются Аллаха, их количество известно лишь Создателю. «Они (ангелы) славят Его (Аллаха) днем и ночью без устали» (Св. Коран 21: 20). В Коране и хадисах приведены имена и функции некоторых ангелов. Например, ангел Джибраиль передавал откровения пророку Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует); ангел Исрафил протрубить в рог в Судный День.

3. Вера в Писания

Мусульмане веруют в Писания, которые были ниспосланы Аллахом через праведных посланников. Аллах не оставил своих рабов без верного руководства и посылал книги, в которых было ясное руководство к жизни. В пример можно привести Тору — Священное Писание, ниспосланное пророку Мусе; Инджиль (Евангелие) — Священное Писание, ниспосланное пророку Исе (Иисусу). Священной книгой мусульман является Коран. Коран – это Слово Аллаха, ниспосланное пророку Мухаммеду, через ангела Джабраиля. Коран – это последнее священное писание, отменяющее собой все предыдущие Священные послания.
«(Богобоязненные) которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (Св. Коран 2: 4,5).

4. Вера в пророков

Мусульмане веруют во всех пророков и посланников Всевышнего, начиная от Адама (мир ему) и завершая Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). В Священном Коране упомянуты имена следующих пророков: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Якуб (Яков), Юсуф (Иосиф), Муса (Моисей), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус), однако не все имена Пророков упомянуты в Коране. Пророки – самые любимые и ценные люди перед Аллахом. Все они были людьми. Они приходили к определенному народу и местности, что касается Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), он был ниспослан для всего человечества. После него не будет больше пророков и посланников.
«Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе…» (Коран, 40: 78).

5. Вера в судный день

Мусульмане убеждены в наступлении Конца Света. Всему живому придет конец. Затем наступит Страшный Суд, в котором каждый человек будет спрошен о его деяниях. И согласно своим делам человек попадает в рай или в ад.

6. Вера в предопределение

Предопределение – это вера в то, что все происходит по воле Всевышнего.

«Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он не взял Себе сына и ни с кем не делил власть. Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру (или предопределил ее)» (Св. Коран 25: 2).

Мусульмане веруют: Всевышнему Аллаху, Господу миров, Создателю вселенной и абсолютно всех миров, видимых и скрытых (параллельных) ведомо обо всем, что было и что будет. Только Аллаху известно, что произойдет в будущем и даже то, что случиться через минуту или секунду. А люди только прогнозировать на основе законов вселенной, созданных Творцом. Человек же имеет право выбора между хорошим и плохим, ведь Господь наделил разумом и силой воли.
Третья основа религии – это ихсан. Ихсан – это искреннее служение и поклонение верующего Всевышнему так, словно он видит своего Господа перед собой. Ведь Аллах всегда наблюдает за своими рабами и знает обо всех их действиях, помыслам и намерениях.

Перечисленные столпы ислама и имана и ихсан составляют основу религии Ислам.
Помимо этого в Священном Коране и достоверных хадисов приводится множество качеств, которые необходимо иметь верующему человеку, стремящемуся к довольству Всевышнего. Например, расходование своего имущество, силы и времени на совершение благих дел. Все блага, которыми обладает человек, дарованы ему Всевышним. Верующий всегда должен помнить об этом и расходовать свои силы и имущество на пути Аллаха. Мусульманин заботиться о положении окружающих, родственников, соседей. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден, тот - не из нас».

А также мусульманин стремится донести до других Истину в неискаженном и понятном виде.
Ислам учит людей жить дружной, сплоченной общиной, интересоваться о нуждах близких и быть готовыми прийти на помощь другому. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

Мусульмане проявляют красивое терпение

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (Св. Коран, 3: 200).

Среди некоторых людей существует ошибочное мнение, что исламу присуща жестокость. Такое мнение противоречит моральным принципам Ислама. В доказательство приведем аят из Корана:

«Если вам причинят зло, то вы можете ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение, то это - лучшее для тех, кто терпелив. Проявляй терпение и [знай, что] терпение твое только с Всевышним. Не печалься из-за них, не грусти, и пусть не сжимается сердце от боли, которую наносят тебе их козни (коварство, хитрость)» (Св. Коран, 16: 126,127).

Мусульманину предпочтительнее проявить красивое терпение, нежели ответить злом на зло.
Мусульмане поступают наилучшим образом по отношению ко всем людям и ко всем живым существам, проявляют справедливость. Особенно важно в исламе хорошее отношение к родителям. Запрещается проявлять к ним неуважение или недовольство.

«И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: » Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким» (Св. Коран, 17: 23,24).

Часто СМИ обвиняют в организации терактов, навешивают на них ярлык «исламские экстремисты» или «мусульманские террористы». Это сознательная и бессознательная пропаганда по очернению образа ислама и мусульман. Заповеди Священного Писания не призывают совершать насилие и несправедливость по отношению к другим людям, независимо от их вероисповедания или неверия. Наоборот, Коран призывает ко всем людям относиться по-хорошему.

«О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Св. Коран, 5: 2).

Аяты Корана призывают помогать иноверцам:

«А если кто-нибудь из многобожников просил у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слова Аллаха. Потом доставь его в безопасное для него место. Это — потому, что они — люди, которые не знают» (Св. Коран, 9: 6).

Видео: «Что такое Ислам, кто такие мусульмане»

Можно долго перечислять качества истинно верующего мусульманина, но, к сожалению, не все верующие стремятся улучшать свой нрав. Зачастую ислам обвиняют в неблагопристойности из-за людей, которые очень далеки от ислама и не знают элементарных основ религии. О религии судят по людям, которые не стремятся жить по канонам своей веры и это неправильно. Нужно смотреть на нрав пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, праведных сподвижников и мусульманок первого поколения. Они стремились жить согласно законам Корана.

Среди современных мусульман тоже есть те, кто живут по канонам Ислама. Однако судят о религии, оценивая общую массу людей, причисляющих себя к мусульманам. Изучать религию нужно по ее основополагающим книгам, прежде всего, читать Священный Коран с толкованиями, хадисы, переданные от Пророка, мир ему, жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь в нем был прекрасный пример для всех людей.

На территории России проживают представители более чем 20-ти коренных мусульманских народов.
Основная масса приверженцев Ислама приходится на Поволжье, Приуралье и Северный Кавказ. Самым многочисленным мусульманским народом России являются татары. Их численность достигает 7 млн., из них лишь 1,7 млн. в силу сложившихся исторических обстоятельств проживают в родной республике Татарстан. Остальная часть проживает в Башкорстане -1,3 млн., в республиках Средней Азии - 1,5 млн. Коренными территориями этнического расселения являются так же некоторые регионы Сибири и Урала, а так же практически всё Поволжье. Современный татарский язык относится к кыпчакской группе тюркской языковой семьи и имеет три диалекта: казанскотатарский, западный (мишарский), восточный (сибирских татары); особняком стоит язык крымских татар. Ислам является фундаментальной основой культуры татарского народа; 98, 7 % верующих татар - это мусульмане-сунниты. Приуралье и Северный Кавказ. Самым многочисленным мусульманским народом России являются татары. Их численность достигает 7 млн., из них лишь 1,7 млн. в силу сложившихся исторических обстоятельств проживают в родной республике Татарстан. Остальная часть проживает в Башкорстане -1,3 млн., в республиках Средней Азии - 1,5 млн. Коренными территориями этнического расселения являются так же некоторые регионы Сибири и Урала, а так же практически всё Поволжье. Современный татарский язык относится к кыпчакской группе тюркской языковой семьи и имеет три диалекта: казанскотатарский, западный (мишарский), восточный (сибирских татары); особняком стоит язык крымских татар. Ислам является фундаментальной основой культуры татарского народа; 98, 7 % верующих татар - это мусульмане-сунниты.
Крупным народом, исповедующим Ислам являются чеченцы - около 1,4 млн. человек. Свыше миллиона живут в Чечне, в соседней Ингушетии живёт около 100 тысяч, в Дагестане - около 90 тыс. Чеченский язык относится к нахской группе языков, иберо-кавказской семьи. Чеченцы — мусульмане-сунниты.
Первые упоминания о них, совместно с ингушами известны с конца VII в. С этого же времени на Кавказ начинает проникать Ислам, процесс распространения которого в этом регионе затянулся более чем на тысячелетие. В средние века чеченцы и ингуши известны под именем вайнахских народов, которые занимали территорию между реками Сулак, Сунжей и Кавказским хребтом и имели здесь свои княжества. Утверждаться Ислам в этой среде начал в ХVI в., когда первые чеченские тейпы, заселявшие долины рек Сунжи, Акташ, Аксай и Сулак приняли Ислам в качестве официальной религии. Местные предания связывают принятие Ислама с деятельностью кумыкских миссионеров. После того, как Ислам укрепился в равнинной Чечне, миссионерам потребовалось еще полтора столетия для того, чтобы донести свое учение до тейпов высокогорных областей. История Чечни с XVIII века уже неразрывно связана с утверждением Ислама. Чеченцы стали одними из ревностных его защитников, не разделяя Ислам со своим национальным самосознанием. ХIХ в. в их истории был связан с почти пятидесятилетней войной с русским царизмом, который устанавливал здесь свою власть огнём и мечом, не считаясь с местными многовековыми традициями. Война проходила под флагом газавата; наиболее известным лидером здесь явился легендарный Шамиль, создавший религиозное государство - имамат. В конце этой кровопролитной войны данное государство было уничтожено, и вскоре был подписан мир, по которому царизм обязывался уважать религиозные предпочтения и национальные традиции народов Северного Кавказа. Самодержавие высоко ценило национальный характер и боевые качества этих народов, создав из них свою гвардию - так называемую элитную «Дикую дивизию», которая отличалась своей храбростью и верностью присяге.
Революционный 1917 год внёс большое оживление в среду народов Кавказа. Чеченцы активно участвовали во всероссийском мусульманском движении. Велика их роль в том, что в августе 1917 г. «Дикая дивизия» спасла революцию, не пойдя на поводу у генерала Корнилова, который с их помощью хотел задушить свободу и придти к власти. В мае 1918г. чеченцы наряду с другими народами образуют независимую Демократическую Республику Народов Северного Кавказа, главой правительства которого был избран чеченец Тапа Чермоев. Под ударами деникинской армии в 1919 г. республика пала. В 1921 была создана Горская АССР, а в 1934 г. Чечено-ингушская АССР, которая была уничтожена в 1944 г. сталинским режимом. Самым преступным образом, сравнимым с фашистскими зверствами, многие народы Северного Кавказа были изгнаны со своих территорий сталинским режимом и депортированы на север. Целые народы, несмотря на проявленную в ВОВ храбрость, ложно были обвинены в предательстве и поставлены вне закона.
В 1957-1958 были восстановлены национальные автономии чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к конфликтам, связанным с возвращением чеченцами своих собственных домов. Одной из самых трагических страниц в истории чеченцев стали войны 1994-1995 и 1999-2001 гг., сопряженные с процессом обретения независимости после распада СССР, с религиозным возрождением, а также с нежеланием российского правительства идти на компромисс и с действиями радикальных чеченских политиков, стремившихся к сепаратизму, которые привели к военному конфликту с российскими властями. На современном этапе, после воцарения мира на Северном Кавказе, судьба чеченцев вновь органично связана с Россией; республика восстанавливается и начинает динамично развиваться в составе современной Российской Федерации, которая ведёт курс на межнациональное примирение и межконфессиональную толерантность.
Судьба чеченского народа всегда тесно была связана с родственным ингушским народом. В России проживает свыше 413 тыс ингушей, из которых подавляющее большинство живет в самой Ингушетии (361тыс.). Ингуши являются мусульманами-суннитами; у них самый высокий показатель рождаемости в России.
Древнейшие ингушские поселения находились в горах современного Джейрахского района Ингушетии и смежных районов Чечни и Северной Осетии. Известны ингушские общества (тейпы) Джераховское, Феннинское (оно же Кистинское), Галгаевское, Цоринское и Мецкальское. Ислам стал утверждаться среди ингушей в ХVII в., которые большей своей частью проживали в высокогорных районах. Первоначально он проникал со стороны Кабарды, а в дальнейшем и со стороны Дагестана и Чечни. К XIX в. большая часть ингушского народа приняла Ислам. В XVI—XVII вв. началось переселение ингушей на равнину. Одним из первых поселений ингушей на равнине было селение Ангуш (Ингуш), находившееся на месте современного села Тарское, от которого пошло современное русское название народа. Особенно интенсивным было переселение в 30—60-х гг. XIX века, носившее принудительный характер и инициированное российским самодержавием, что вызвало участие ингушей в Кавказской войне. Ингуши так же активно участвовали в мусульманском революционном движении нач. ХХ в. и вошли в 1918 г. в состав Демократической Республики народов Северного Кавказа. Её председателем парламента был избран ингуш Вассан Гирей Джабаги. В дальнейшем ингуши так же в ходили в состав Горской АССР, Ингушской АО, с 1934 в состав Чечено-Ингушской АССР. Дальнейшая депортация и возвращение на родину стали одними из трагических страниц в их истории. Часть населённых пунктов, где они проживали до выселения, осталась в составе Северной Осетии, что впоследствии послужило причиной для конфликта. В 1991 г. была создана республика Ингушетия; её первым президентом стал генерал Руслан Аушев, который взял курс на мирное динамичное развитие в составе Российской Федерации.
Значительная часть исламской уммы России приходится на народы Дагестана: аварцы (почти 815 тыс.), даргинцы (более 510 тыс.), кумыки (более 420 тыс.), лезгины (более 411 тыс.), лакцы (более 156 тыс.), табасараны (более 130 тыс.), ногайцы (60 тыс.).
Распространение Ислама на территории нынешнего Дагестана началось в VII веке, в ходе войн между арабами и Хазарским каганатом, пределы которого охватывали Прикаспийский Дагестан. С этого времени известны первые поселения арабов в районе Дербента, которые открыли новую страницу в истории народов не только Дагестана, но и Северного Кавказа в целом, приверженного ранее язычеству и отчасти христианству. Дальнейшее распространение Ислама в Дагестане происходило на фоне прокатывавшихся по его территории нашествий иностранных завоевателей - от татаро-монголов до иранских шахов. К XV веку большая часть местного населения были мусульманами. В ХVI в. завоевания иранских шахов частично привносит на Кавказ ислам шиитского толка. В XIX в. часть территории Дагестана в ходе Кавказской войны вошло в состав имамата Шамиля. В 1921 году образована Дагестанская АССР.

Магометанин, правоверный; друз, гаджи, сарацин, хаджи, накшбенди, исламист, суннит, шиит, агарянин Словарь русских синонимов. мусульманин магометанин / с точки зрения мусульман: правоверный Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов

- «МУСУЛЬМАНИН», Россия, В.В.С./РОСКОМКИНО, 1995, цв., 110 мин. Драма. В. Хотиненко задумал, если не энциклопедию русской жизни, то энциклопедию жанров и стилей. Эстетическая смесь рвет картину на куски, склеить которые так же трудно, как и слышать … Энциклопедия кино

мусульманин - МУСУЛЬМАНИН, правоверный, устар. магометанин МУСУЛЬМАНКА, правоверная, устар. магометанка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

МУСУЛЬМАНИН, мусульманина, мн. ане, ан, муж. (перс. мн. musliman преданные исламу, с араб.). То же, что магометанин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МУСУЛЬМАНИН, а, мн. ане, ан, муж. Последователь мусульманства. | жен. мусульманка, и. | прил. мусульманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Мусульманин - (Muslim), см. Ислам … Всемирная история

- (перс. араб.) исповедующий ислам. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. мусульманин мусульманина, мн. мусульмане, мусульман, м. [перс. мн. ч. musliman – преданные исламу, с араб.]. То же, что магометанин. Большой словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

Мусульман (мусульманин) правоверный магометанин Ср. Будь лях, будь жид, будь мусульман, татарин, Не то беда, беда, что он Фаддей Булгарин. А.С. Пушкин. Ср. Musulman (фр.). Ср. Moslin набожный, множ. mosliman (перс.) мусульман. См. булгарин … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

мусульманин - истовый мусульманин … Словарь русской идиоматики

МУСУЛЬМАНИН. - Из иран. яз. в XVIII в. первоначально в виде музульман, мусульман. Иран, muslimdn (мн. ч.) преданные исламу, мусульмане было воспринято как сущ. с суф. ане (типа крестьяне), к которому было образовано ед. ч. с суф. анин мусульманин. Иран,… … Этимологический словарь Ситникова

Книги

  • , Сейид Хоссейн Наср. В книге "Молодой мусульманин в современном мире" известный современный мыслитель иранского происхождения Сейид Хоссейн Наср излагает основы исламской веры и аспекты образа жизни, построенного…
  • Молодой мусульманин в современном мире , Сейид Хоссейн Н. 184 стр. В книге Молодой мусульманин в современном мире известный современный мыслитель иранского происхождения Сейид Хоссейн Наср излагает основы исламской веры иаспекты образа жизни,…

Close