Жмеринского района. Основан в далеком 1635 году по инициативе украинского шляхтича и сенатора Речи Посполитой Михаила Кропивницкого. Является комплексом памятников архитектуры и градостроительства национального значения. Браиловский монастырь вместе с – в 2007 году стал победителем конкурса «Семь чудес Винниччины».

История святыни

За время своего существования Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь пережил немало: переход от православия к унии, закрытие, советские репрессии и восстановление. Историю святыни условно можно разделить на 4 периода.

Основание храма

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь основали в 17 веке, чтобы поддержать православие на Брацлавщине. Идею Михаила Кропивницкого одобрили также местные крестьяне и мещане, отдали на нужды храма землю и различные угодья. В это время возведена деревянная трехкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии, создано общежитие по уставу святого Василия Великого.

Монастырь под властью униатов. Упадок

Точно неизвестно, когда и каким образом обитель отошла от православия, но новую церковь, которая является нынешним зданием монастыря, начали возводить в 1767 году на средства польского шляхтича Францишека Селезия Потоцкого. Новое здание предназначалось для монахинь католического ордена тринитариев. Но вследствие польского восстания 1830 – 1831 годов униатский женский монастырь стал постепенно приходить в упадок, потерял земли и угодья.

Смутное время

В 1845 году, после аннексии Подолья Российской империей, в здание бывшего тринитарского монастыря переселился православный женский монастырь из . Спокойная жизнь продолжалось до 1932 года, когда большевистская власть нашла в святыне зерно, скрытое во время Голодомора крестьянами из окрестных сел. Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь сразу закрыли. В 1942 году, во время нацистской оккупации, обитель возобновила работу с разрешения румынской администрации. Однако советский режим ликвидировал святыню на период с 1962 до 1989 года. В это время в помещении храма существовали профтехучилище и туристическая база.

Возрождение храма

Со времени открытия монастыря в 1989 году начались работы по восстановлению зданий. В 90-тые годы 20 века провели основательную реставрацию всего комплекса сооружений и монастырского подворья.

В 2007 году проект «Браиловская казна», который включал Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь и Государственный музей Чайковского и фон Мекк, стал победителем конкурса «Семь чудес Винниччины».

По преданию браиловцев, монастырь когда-то украшала статуя Иисуса Христа Назарея. Фигура в багряной тунике с завязанными на груди руками была символическим напоминанием о христианских невольниках, которых католические монахи выкупали из плена. Попала она сюда, по одной из версий, из Турции, по другой – из Мадрида. Считалось, что статуя приносит исцеление всем, кто к ней приходит с доверием. В водовороте событий 1917 и последующих лет – бесследно исчезла. Судьба и местонахождение скульптуры Иисуса Христа Назарея до сих пор неизвестна.

Интерьер

Еще в 1787 году интерьер расписал известный венский художник-монах Йозеф Прехтль. Это стало важным событием в жизни храма, ведь в этом же году сюда наведался особый ценитель творчества художника – польский король Станислав-Август Понятовский. Эти росписи, выполненные темперой на сухой штукатурке в стиле рококо не сохранились. Когда Браиловский монастырь стал православным, росписи в стенных нишах выполнил Е. Осмоловский. Они были уничтожены в советское время и окончательно забелены в конце 20 века.

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь славится своими святынями, среди которых:

  • икона Божьей Матери Троеручицы, написанная в начале 19 века в Афоне;
  • икона Браиловской Ченстоховской Божьей Матери – по преданию, пожертвована в 1635 году Михаилом Кропивницким;
  • икона Браиловской Почаевской Божьей Матери, найденная в 1887 году в Почаевской Лавре профессором Андреем Хонацким. Ученый доказал, что икона является копией чудотворного образа с Браилова, который исчез после захвата города турками в 1672 году;
  • ковчег с мощами святых.

Архитектурные особенности

Первоначально Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь – это дом костела и присоединенный к нему со стороны хора корпус келий. Кельи святыни двухэтажные, кирпичные. В 19 веке достроили ворота со служебными помещениями, которые принадлежит к памятникам архитектуры как отдельный объект. Храм отличается сложной многоплановостью объемов. Однако декор его фасада довольно сдержанный и имеет вид тринавной базилики, перекрытой сводами с люкарнами в среднем нефе.

Настоящим украшением Браиловского женского монастыря является двухъярусная колокольня, построенная в стиле барокко, с богатой пластикой и большими проемами.

Как доехать

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь расположен на улице Монастырской, 1 в поселке Браилов, что на Винничине. Ближайшие города: , Винница.

Автобусом . Рейсовые автобусы в направлении «Винница – Браилов» отправляются 2-3 раза в час. Стоимость билета колеблется в пределах 40 гривен.

Автомобилем . Двигайтесь по трассе Е583/М21 в направлении автодороги Т0242, которым нужно ехать в пункт назначения. Время в пути – 50 минут.

(текст: русский / украинский)

"Пусть происходит все и всегда по воле, на славу и у имени нераздельного Троицы Святой - Отца, Сына и Духа Святого, Господа Бога. Вся душа и тело все получают от бесконечной милости Божьей. Признательный человек должен хотя бы частицу дарованного отдавать Ему... Поэтому я, Михаил Кропивницкий, ощущая приближения смерти и не имея в светильнике своему деревянного масла добрых дел, и чтобы не застать закрытыми дверь чертога Царя Небесного, записываю навеки монастырю 300 золотых и прочее. Пусть монахи молят Господа Бога, чтобы простил мне грехи и жены моей, и остаются в благочестивой Правой вере при древних обрядах святой, восточной и кафолической или греческой, послушной Востоку религии" (это слова основателя Браиловского монастыря М. Кропивницкого в 1639 г.).

Монастырь основан в 1635 г. в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 г. быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. В XVIII в. монастырь захватили монахи униатского ордена василиан. Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте, и в 1780 г., не имея средств для существования, они покинули его. В 1786 г. снова возвратились, но ненадолго.

В конце XVIII Брацлавщина вошла в состав Российской империи. К тому времени монастырь имел деревянную церковь с тремя куполами (перенесены в 1850 г. в с. Зарванцы) на холме неподалеку р. Буг, колокольню и помещение в 12 келий. В 1795 г. Винницкий женский монастырь был воссоединен с православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х гг. XIX в. обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей и довольно часто по решению суда, за проступки морального характера присылали на покаяние и мирских женщин.

Причиной перенесения монастыря в 1845 г. из Винницы в Браилов стали неудобства в его расположении, и непригодность для проживания в старых деревянных помещениях. Именно поэтому по ходатайству подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в г. Браилов, где остались свободными помещение католического монастыря после выселения оттуда, в 1832 г., монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но много нужно было работы, чтобы привести их в надлежащее состояние. Ведь корпуса были иногда даже без крыши, окон и двери, разваливались стены. Это не испугало новых хозяев. Вдохновенные подъемом их обители по штатам 1842 г. в І класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застраивали монастырскую усадьбу новыми домами, пока обитель не приобрела прекрасный вид.

В конце ХIХ в. столетие о. Игнатий Лотоцкий, который служил в Браиловском монастыре в 1895-1898 гг., писал: "Еще издали привлекает внимание красивый вид городка и в особенности большие монастырские корпуса, над которыми высятся церковь и колокольня. Грязный еврейский городок... на некоторое время преуменьшает ваше увлечение. Зато потом еще отраднее становится на душе, если вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает незыблемая тишина. Грязная улица сменяется чистым и просторным монастырским двором, красоты которому прибавляет тишина и новопосаженая зелень. Большой монастырский храм возникает прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигели, а еще дальше - хозяйственные помещения. Кругом чистота и порядок. Заметно старание монахинь предоставить своей обители вид ухоженного монастыря".

В монастыре было 3 храма: Троицкий (наибольший, построенный в 1778 г.), преподобных Антония и Феодосия Печерских, Св. Николая. Действовало училище, где учили девушек-сирот и дочерей диаконов.

С началом коммунистической эпохи для монастыря начались трудные времена. Из домов оставили монахиням лишь один. За него им пришлось платить, так как все помещения советская власть отобрала и теперь предоставляла на правах аренды. Монастыри нарочно начали доводить до нищенского состояния. В 1925 г. в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, другие 92 - старые, требовали ухода за собой. Монастырь существовал исключительно на средства, добытые личной работой: зимой - шитьем, летом - полевыми роботами у крестьян, в сельхозартелях. Землю, которая принадлежала раньше монастырю, отобрали. Весь сельхозреманент забрал Жмеринский райколхоз в 1923 г. Единым средством для существования была работа 53 лиц. Их заработка не хватало, и вдобавок нужно было оплачивать помещение, что для монастыря было непосильно. Для уплаты за помещение сбывали даже одежду, посуду, и другие личные вещи. Осенью 1932 г. крестьяне из сел Москалевка и Козачивка спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, и их обвинили в преступлениях против советской власти. Среди обвиненных была и сестра Жукова, которой инкриминировали клевету на колхозы. Она была осуждена к заключению. ГПУ привязало к этому делу также иеромонаха монастыря Бориса (3 года лагерей) и епископа Петра, управляющего Подольской епархией (сослан на 3 года в Казахстан), священника Иоанна Шиповича (5 лет ссылки в Сибирь).

В декабре 1932 г. областная газета "Большевистская правда" писала: "Монастырь - это логово контрреволюции, и это удостоверяет перепрятывание в его стенах около 1000 пудов кулаческого хлеба, который нашел Козачивский сельсовет. Это логово надо немедленно проучить". Найденный хлеб отобрали, и не только хлеб. У монастыря забрали все продукты, даже огурцы и помидоры. А потом крестьян из окружающих сел принудили проголосовать за закрытие обители, которая старалась спасти их от голода...

Территория Браилова во время 2 мировой войны входила в состав Транстнистрии (Заднестровья), то есть в зоне оккупации Румынии. В 1942 г. монастырь был открыт, как и много храмов и монастырей к тому времени. В 50-х гг. XX ст. наступление на монастырь в области возобновился еще с большей силой. В 1955 г. их осталось лишь 2 - Браиловский и Барский. Положение в Браиловском монастыре было сложное. Об этом свидетельствует, в частности, заявление настоятельницы игуменьи Глафиры в облисполком (1956 г.), в котором говорилось, что территория монастыря разрушенна автомашинами. Разрушается передний фасад ворот. В воротах есть две комнаты, одну занимает маслозавод, где принимают молоко, а другую - электростанция, которую незаконно эксплуатируют и не ремонтируют. Нужна охрана, необходимо провести ремонт ворот и помещений. Но у областного руководства были совсем другие планы. В 1962 г. монастырь был снова закрыт. Этому предшествовала большая работа партийно-советских органов. Был закрыт Барский монастырь. Всех сестер перевели в Браилов. Барскую чудотворную икону Божьей Матери сестры принесли с собою.

Что же за работа проведена перед закрытием? Об этом мы узнаем из заявления обкома партии и облисполкома к секретарю ЦК КПУ тов. Снабе (10 сентября 1962 г.), подписанной секретарем обкома КПУ П. Козырем и председателем исполкома областного совета М. Слободянюком. В нем, в частности, говорилось, что обком КПУ и облисполком "поддерживают предложения местных органов власти и общественности городка, исходя из того, что вследствие проведенной работы сложились благоприятные условия для закрытия монастыря. Помещение монастыря расположены в центре городка, возле технического училища, швейной фабрики. Вблизи находится 2-я средняя школа, общежитие и почти все учреждения. Монастырь на протяжении многих лет является рассадником разных инфекционных заболеваний. Часть монахинь болеет открытой формой туберкулеза, раком и другими опасными болезнями. Систематически уклоняются от лечения. Кроме того, здесь находят приют разные бродячие элементы. Монахини живут в чрезвычайно антисанитарных условиях, систематически нарушают паспортный режим, правила пожарной охраны. В городке и в окружающих селах попрошайничают жители монастыря. Все это, говорилось, вызывает неудовольствие граждан. Местная партийная организация, сельский совет вследствие проведенной работы достигли того, что приход монахинь в монастырь прекратился. Были разработаны мероприятия по закрытию обители. Осуществление их содействовало тому, что на протяжении месяца 25 монахинь выехали в места своего предшествующего проживания, выезд других продолжается. С теми, которые остались, проведены индивидуальные беседы, выявлены их настроения и намерения. Все они указали адреса, куда выедут после закрытия монастыря. Ни одна из монахинь не изъявила желание переехать в другой монастырь. Обком партии и облисполком просит ЦК КПУ и Совет Министров УССР разрешения закрыть Браиловский женский монастырь". Все эти несправедливые обвинения и клевета были выдуманы, чтобы подготовить почву для закрытия, показать, что это народная инициатива, что так хочет население и даже сами монахини. Корпусы были отданы СПТУ.

В 1989 г. монастырь был возвращен Православной церкви. 19 марта 1990 г. отслужена первая служба. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь св. Николая. В монастыре есть свои чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевска и Браилово-Ченстоховская и Троеручица. О последней известно, что написана она в начале ХІХ в. на Афоне, и в первые годы гонений от безбожной власти пострадала от неверующих вандалов. Сердце сжимается от взгляда на повреждение, причиненное святыни тупым предметом. В 20-х годах сестры хотели отреставрировать образ, и услышали голос Божьей Матери: "Не касайтесь Моего лика, пусть остается таким, как есть".

В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря - это икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две больших престольных иконы - великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих С 1995 г. монастырем руководит настоятельница игуменья Антония (Стеценко).

"Нехай відбувається все і завжди по волі, на славу і в ім"я нероздільної Трійці Святої - Отця, Сина й Духа Святого, Господа Бога. Вся душа і тіло все отримують від нескінченної милості Божої. Вдячна людина повинна хоча б частку дарованого віддавати Йому... Тому я, Михайло Кропивницький, відчуваючи наближення смерті і не маючи у світильнику своєму оливи добрих справ, і щоб не застати закритими двері чертога Царя Небесного, записую навіки монастирю 300 золотих та інше. Нехай монахи молять Господа Бога, щоб простив мені гріхи і дружини моєї, і залишаються в благочестивій Правій вірі при древніх обрядах святої, східної і кафолічної або грецької, послушної Сходу релігії" (це слова засновника Браїлівського монастиря М.Кропивницького 1639 р.).

Монастир заснований в 1635 р. у Вінниці вельможею Михайлом Кропивницьким, з дозволу короля Владислава IV з метою підтримки православ"я на Брацлавщині, де після 1596 р. швидко розповсюджувалася унія. Монастир знаходився в районі сучасних вулиць Володарського, Свердлова, Кропивницького. У XVIII ст. монастир захопили монахи уніатського ордену василіан. Але їм не вдалося надовго закріпитись на цьому місці, і в 1780 р., не маючи засобів для існування, вони покинули його. В 1786 р. знову повернулися, але ненадовго.

____________________________________________________________________________________________

Наприкінці XVIII Брацлавщина увійшла до складу Російської імперії. На той час монастир мав дерев"яну церкву з трьома куполами (перенесена в 1850 р. в с. Зарванці) на пагорбі неподалік р. Буг, дзвіницю і приміщення з 12 келій. В 1795 р. Вінницький жіночий монастир був возз"єднаний з православ"ям і став поступово рости і зміцнюватись. В 30-х рр. XIX ст. обитель мала високий морально-духовний авторитет. Сюди присилали на виправлення черниць з інших монастирів та досить часто за рішенням суду, за проступки морального характеру присилали на покаяння і мирських жінок.

Причиною перенесення монастиря у 1845 р. з Вінниці до Браїлова стали незручності у його розташуванні, та непридатність для проживання у старих дерев"яних приміщеннях. Саме тому за клопотанням подільського архіпастиря Арсенія обитель було перенесено у м. Браїлів, де залишилися вільними приміщення католицького монастиря після виселення звідти, у 1832 р., монахів-тринітаріїв. Великими та просторими були нові монастирські приміщення, але багато потрібно було праці, щоб привести їх у належний стан. Адже корпуси були іноді навіть без даху, вікон і дверей, розвалювалися стіни. Це не злякало нових господарів. Натхненні піднесенням їх обителі по штатам 1842 р. в І клас, монахині невтомно працювали над оновленням і прикрашенням келій і храмів, забудовували монастирську садибу новими будинками, аж поки обитель не набула прекрасного вигляду.

В кінці минулого століття о. Ігнатій Лотоцький, який служив у Браїлівському монастирі у 1895-1898 рр., писав: "Ще здалеку привертає увагу гарний вигляд містечка і особливо великі монастирські корпуси, над якими височіють церква і дзвіниця. Брудне єврейське містечко... на деякий час применшує ваше захоплення. Зате потім ще відрадніше стає на душі, коли ви в"їжджаєте в монастирські ворота, і після шуму та брудної суєти вас охоплює непорушна тиша. Брудна вулиця змінюється чистим і просторим монастирським подвір"ям, краси якому додає тиша та новонасаджена зелень. Великий монастирський храм постає прямо напроти в"їзду в монастир. За ним тягнуться корпуси, окремі флігелі, а ще далі - господарські приміщення. Кругом чистота і порядок. Помітно старання черниць надати своїй обителі вигляд облаштованого монастиря".

В монастирі було 3 храми: Троїцький (найбільший, побудований 1778 р.), Преподобних Антонія та Феодосія Печерських, Св. Миколая. Діяло училище, де навчали дівчат-сиріт та дочок дияконів.

З початком комуністичної епохи для монастиря почались важкі часи. З будинків залишили монахиням лише один. За нього їм довелося платити, бо всі приміщення радянська влада відібрала і тепер надавала на правах оренди. Монастирі навмисно почали доводити до злиденного стану. В 1925 р. в Браїлівському жіночому монастирі проживало 145 сестер, з них працездатних 53, інші 92 - старі, потребували догляду за собою. Монастир існував виключно на кошти, здобуті особистою працею: зимою - шитвом, влітку - польовими роботами у селян, в сільгоспартілях. Землю, яка належала раніше монастирю, відібрали. Весь сільгоспреманент забрав Жмеринський райколгосп у 1923 р. Єдиним засобом для існування була праця 53 осіб. Їхнього заробітку не вистачало, до того ж потрібно було оплачувати приміщення, що для монастиря було непосильним. Для сплати за приміщення збували навіть одяг, посуд, й інші особисті речі. Восени 1932 р. селяни з сіл Москалівка і Козачівка сховали частину врожаю в Браїлівському монастирі, і їх звинуватили у злочинах проти радянської влади. Серед обвинувачених була і сестра Жукова, якій інкримінували наклепи на колгоспи. Вона була засуджена до ув"язнення. ГПУ прилаштувало до цієї справи також ієромонаха монастиря Бориса (3 роки табору) і єпископа Петра, керуючого Подільською єпархією (заслано на 3 роки до Казахстану), священика Іоанна Шиповича (5 років заслання до Сибіру).

У грудні 1932 р. обласна газета "Більшовицька правда" писала: "Монастир - це кубло контрреволюції, і це засвідчує переховування в його стінах близько 1000 пудів куркульського хліба, що його знайшла Козачівська сільрада. Це кубло треба негайно провчити". Знайдений хліб відібрали, і не лише хліб. У монастиря забрали всі продукти, навіть огірки і помідори. А потім селян з оточуючих сіл примусили проголосувати за закриття обителі, яка намагалася врятувати їх від голоду...

Територія Браїлова під час 2 світової війни входила до складу Транстністрії (Задністров"я), тобто в зоні окупації Румунії. В 1942 р. монастир був відкритий, як багато храмів і монастирів на той час. В 50-х рр. XX ст. наступ на монастирі в області поновився ще з більшою силою. В 1955 р. їх залишилося лише 2 - Браїлівський та Барський. Становище в Браїлівському монастирі було складним. Про це свідчить зокрема заява настоятельниці ігумені Глафіри до облвиконкому (1956 р.), в якій йшлося про те, що територія монастиря зруйнована автомашинами. Руйнується передній фасад воріт. У воротах є дві кімнати, одну займає олієзавод, де приймають молоко, а іншу - електростанція, яку незаконно експлуатують і не ремонтують. Потрібна охорона, необхідно провести ремонт воріт і приміщень. Але в обласного керівництва були зовсім інші плани. В 1962 р. монастир було знову закрито. Тому передувала велика робота партійно-радянських органів. Був закритий Барський монастир. Всіх сестер перевели в Браїлів. Барську чудотворну ікону Божої Матері сестри принесли з собою.

Яка ж робота проведена перед закриттям? Про це ми довідуємось з заяви обкому партії та облвиконкому до секретаря ЦК КПУ тов. Снаби (10 вересня 1962 р.), підписаної секретарем обкому КПУ П. Козирем та головою виконкому обласної ради М. Слободянюком. В ній зокрема говорилося, що обком КПУ та облвиконком "підтримує пропозиції місцевих органів влади та громадськості містечка, виходячи з того, що внаслідок проведеної роботи склалися сприятливі умови для закриття монастиря. Приміщення монастиря розташовані в центрі містечка, біля технічного училища, швейної фабрики. Поблизу знаходиться 2 середня школа, гуртожиток та майже всі установи. Монастир протягом багатьох років є розсадником різних інфекційних захворювань. Частина черниць хворіє відкритою формою туберкульозу, на рак та іншими небезпечними хворобами. Систематично ухиляються від лікування. Крім того, тут знаходять притулок різні бродячі елементи. Черниці живуть в надзвичайно антисанітарних умовах, систематично порушують паспортний режим, правила пожежної охорони. В містечку та в навколишніх селах жебрачать мешканці монастиря. Все це, говорилось, викликає незадоволення громадян. Місцева партійна організація, сільська рада внаслідок проведеної роботи досягла того, що прихід черниць в монастир припинився. Було розроблено заходи по закриттю обителі. Здійснення їх сприяло тому, що протягом місяця 25 черниць виїхали в місця свого попереднього проживання, виїзд інших триває. З тими, що залишилися, проведені індивідуальні бесіди, виявлено їх настрої і наміри. Всі вони вказали адреси, куди виїдуть після закриття монастиря. Жодна з черниць не виявила бажання переїхати в інший монастир. Обком партії та облвиконком просить ЦК КПУ і Раду Міністрів УРСР дозволу закрити Браїлівський жіночий монастир". Всі ці несправедливі звинувачення та наклепи були вигадані, щоб підготувати грунт для закриття, показати, що це народна ініціатива, що так хоче населення і навіть самі монахині. Корпуси були віддані СПТУ.

В 1989 р. монастир було повернуто Православній церкві. 19 березня 1990 р. відслужена перша служба. За 10 років відновлено храм, що був завалений сміттям. Збудували дзвіницю, зробили внутрішню і зовнішню реставрацію всього корпусу і зовнішньої частини Троїцького собору. Відновлено церкву св. Миколая. В монастирі є свої шановані святині. Це ікони Божої Матері Браїлово-Почаївська та Браїлово-Ченстоховська та Троєручиця. Про останню відомо, що написана вона на початку ХІХ ст. на Афоні, і в перші роки гонінь від безбожної влади постраждала від невіруючих вандалів. Серце стискається від погляду на пошкодження, завдане святині тупим предметом. В 20-х роках сестри хотіли відреставрувати образ, та почули голос Божої Матері: "Не торкайтеся Мого лику, нехай залишається таким, як є".

В Троїцький собор повернулася також ікона, яку було написано спеціально для Браїлівського монастиря - це ікона святого Великомученика і Цілителя Пантелеймона. Поки невідомо, де знаходяться дві великих престольних ікони - великомучениці Варвари та Боголюбська ікона Божої Матері. Є в обителі ковчежець з мощами святих угодників Божих З 1995 р. монастирем керує настоятелька ігуменя Антонія (Стеценко).

Местечко Браилов, что неподалеку от Жмеринки, примечательно в отечественной культуре более всего тем, что в 1868 году новоиспеченный миллионер Российской Империи и предприниматель, инженер Карл фон Мекк выстроил здесь дворец...

Супруга барона, Надежда Филаретовна фон Мекк, по кончине мужа организовала здесь военный лазарет на 200 коек, и построила небольшую церковь Всех Святых, каменную часовню в Москалевке, стала покровительствовать искусствам. В 1875 году среди ее стипендиатов был Николай Рубинштейн, создавший в 1866 году Московскую Консерваторию. И именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Весной 1878 года Чайковский получил приглашение приехать в Браилов и прибыл сюда 17-го мая. Свидетельствуют, что визит оставил у него неизгладимые впечатления. Дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями - рай для творческой натуры. Все мелочи быта были продуманы, управляющий имением и прислуга заранее были проинформированы о привычках и вкусах композитора. Период покровительства со стороны фон Мекк - самый благотворный период в жизни композитора. «Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет. - Никогда-никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Кстати, французский импрессионист Клод де Бюсси (Дебюсси) - еще один знаменитый композитор, побывавший в Браилове.

Однако в этой статье мы более подробно поговорим о древнем Браиловском монастыре и двух его чудотворных иконах.

Браиловская обитель

Иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898 годах, писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня. Грязный еврейский городок на некоторое время уменьшает ваш восторг. Зато потом еще отраднее становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает недвижимая тишина. Вместо грязной улицы вы видите чистый и просторный монастырский двор, украшенный недавно посаженной зеленью. Главный монастырский храм расположен прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигеля, а еще далее хозяйственные помещения. Везде чистота и порядок».

Перелистаем более ранние страницы истории. В 1845 году в местечко Браилов утром 1 октября (14 октября по новому стилю) крестным ходом, со своими древне-чтимыми святынями, прибыли монахини из Винницы. На заставе местечка их ожидало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. В воротах обители ход был встречен архиепископом Арсением, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Владыка в свое время обратил внимание на стесненное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье матушке Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались в тот момент пустыми.

Небольшой, но показательный статистический срез прошлого: в конце XVIII столетия монастырский штат Винницкой обители состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц - 12 полек, 8 русских, 4 малороссок.

И вот с тех пор винницкие монахини обосновались в Браилове. В течение нескольких лет в главном монастырском Троицком храме были восстановлены все три придела: главный, центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. В великолепный иконостас над Царскими вратами центрального престола была помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в свое время подарил Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Обратите внимание, читатель, на показательный факт: это именно подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий получил у Польского короля Владислава VI в 1635 году разрешение на создание в Виннице православного девичьего монастыря. Напомним, что в 1596 году в юго-западной Руси была насаждена уния и что не раз за историю монастыря он был занимаем иноверцами.

Под холодными помещениями главного храма к 1847 году закончилось строительство храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В северной части монастырского корпуса открыли небольшую церковь в честь святителя Николая, с деревянным изящным, позолоченным с резьбой иконостасом.

С 1864 года при монастыре находилась богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе располагалось училище для сирот, где девочек обучали закону Божию, письму, географии, чтению на русском и церковно-славянском языках, арифметике, истории, черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная православная школа для взрослых женщин.

Во время Первой Мировой войны с 1914 году в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 года года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом. В том же году в Браиловском монастыре был открыт приют для девочек-сирот - детей погибших на фронтах защитников Отечества.

Во времена безбожных испытаний в Браиловский женский монастырь священником был переведен протоиерей Иван Шипович - человек большого ума и глубокой веры, краевед Подолья, с 1893 года преподававший Закон Божий в Винницком реальном училище. История обители гласит, что под духовным окормлением отца Иоанна находилась в Браилове 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря стала состоять из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу. Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время просуществовала. В декабре 1932 года и сам 75-летний батюшка Иоанн, осужденный по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), был сослан в Сибирь, а по возвращении из мест заключения вскоре скончался. Обитель решением Винницкого облисполкома закрыли.

Женский монастырь снова открылся лишь в 1942 году...

В 1950-м, по закрытии Немировской женской обители, в Браиловский монастырь были переведены монахини из Немирова. Оставляя Немиров, они подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой из сестер на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родной Немировский монастырь.

Удивительно, но в 1953-1955 годах, в период новых гонений, был проведен капитальный ремонт Браиловского монастыря, на который было потрачено почти 100 тысяч рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата.

Врата Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря

Руководила ремонтом игумения Глафира; а с августа 1957 года занемогшую матушку сменила игумения Зоя.

1 июня 1956 года Архиепископ Симон (Ивановский) назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так владыка характеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию. Батюшка пошел к людям с миссионерской проповедью.

В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, по которому власть в приходах передавалась старостам, назначавшихся местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил владыка Симон, после чего был отстранен от служения. А отец Михаил отбыл на пенсию, на приход в винницкие Малые Хутора.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь был закрыт второй раз за историю безбожной власти, так сказать, к тридцатилетию первого закрытия. «Скиты», как называл их батюшка, вместили полтора десятка монахинь. Отец Михаил оставался духовником Браиловских сестер до самой своей кончины, 2 февраля 1967 года.

Уже к 1970 году монастырь оказался в ужасном состоянии. Обветшала кровля, фрески Свято-Троицкого храма разрушались. В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - тир.

Свято-Троицкий храм сегодня

Тем не менее, по многочисленным обращениям православных Браилова и Винницкой области монастырь был, наконец, передан Православной Церкви.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа совершил освящение и первую Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Из Пюхтицкого монастыря (Эстония) сюда была переведена игуменией Неонила (Ярешко), руководившая Браиловской обителью в течение года. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль, а Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста.

С 1992 по 1994 год сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

13 июня 1995 года в стены родной обители вернулась икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская», которая бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1962 году. И вот через 33 года ее снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Винницы, вышел крестный ход во главе с архиепископом Винницким и Могилев-Подольским Макарием с иконой Пресвятой Богородицы и подошел к Браилову в десятом часу вечера.

Крестный ход в Браиловской обители с иконой Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Об истоках этого образа можно сказать, что Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше, где икону называют «Черной Мадонной», поскольку от древности икона сильно потемнела.

«Черная Мадонна». Образ Божией Матери «Ченстоховская»

Этот «объединительный» для христиан образ имеется практически во всех католических и православных храмах Польши. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Дары покрывают все стены помещения. В России список Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесен поляками российским казакам в 1813 году при взятии русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

Указывают, что Богородица кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. Наряду с Браиловской к ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Озерянская, Рудненская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.

Икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Знаменательна история другой чтимой в здешнем монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская

В 1672 году при взятии Подолии турки осадили Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Икона исчезла. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшей некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игуменьи обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1/14 июня 1888 года), где икона заняла почетное место слева от Царских врат главного монастырского храма. В 1890 году на нее была возложена серебряно-позолоченная риза от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным. Однако после революционных событий 1917 года образ был утрачен.

Подлинный Браилово-Почаевский образ Матери Божией был написан на липовой доске. Сочными яркими красками и самим способом их нанесения он приближался к иконописи эпохи Возрождения. На светлом фоне образа Лик Богоматери казался особенно живым и выразительным.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская. Современный вид

В декабре 1931 года игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) сложила акафист, первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, а вторая - Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 года этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Бар Винницкой области.

Как водится, собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершавшихся от этой Богородичной иконы. Чудеса происходят и теперь.

Нынешняя игуменья обители Антония (Стеценко) молода - 1 января 2010 года матушка отметила свое 40-летие.

Настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря игумения Антония

В Свято-Троицкой Браиловской обители она провела больше половины своей жизни. Еще в 1989 году в числе первых - в то время сестер было всего девять - она, послушница Елена, пришла сюда. В 1991 году приняла иноческий, а в 1993 году монашеский постриг. Игуменьей стала в 1996 году. Под ее руководством монастырь активно развивается: реставрируются храмы, строятся новые хозяйственные корпуса и гостиницы для паломников, приезжающих со всей Украины и из-за границы.

Сегодня в Браиловской обители почти семь десятков сестер (средний возраст 30 лет), 4 священника, 2 диакона.

В Браиловском монастыре сегодня

Любовь к людям побуждает их молиться не только о спасении своём и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - днём и ночью.

В праздник Благовещения, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон посетил Свято-Троицкую Браиловскую женскую обитель в поселке Браилов Жмеринского района

Более десяти веков минуло с той поры, когда совершилось величайшее событие в истории нашего народа - крещение Руси. От воды и Духа заново родился русский народ. Просвещённые Божьей благодатью, вышли из Днепровской купели новые чада Божий. Возрастали, крепли и утверждались в вере Христовой, покрываемые заботой и любовью своего Небесного Отца. Вера, в которой крестились, стала основой жизни людей. Верой руководствовались в делах и поступках. За веру и отечество жизни свои полагали на полях бранных.

Столетиями возносятся молитвы к Небесам на Святой Руси, в которых прославляется имя Творца и Создателя вселенной. Да и возможно ли не славить Пресвятую Троицу, не благодарить за ту любовь, милосердие и щедроты, которые изливает Всеблагий Бог на свой народ.

Во всех печалях, нуждах, скорбях и бедах всегда обращались люди за помощью к Подателю всякой благости и не оставались неуслышанными. А находясь в радости и благополучии, не забывали благодарить Того, кто подал им эту радость и благоденствия.

Многовековая история оставила множество свидетельств такой взаим­ной любви между Богом и народом Божьим. Сколько человеческих сердец пламенело горячей любовью к Богу. Эта любовь была им путеводной звез­дой, помогающей пройти земные тернии и достигнуть желаемой цели - Царствия Небесного. Сколько их угодников Божиих, которые теперь являются молитвенниками у Престола Господня за нас грешных и немощных.

А вот ещё одно драгоценное сокровище, дарованное нам Небесной любовью. Ещё одно сердце. Сердце просторнее небес, исполненное неизреченной любовью, всепрощением и великим состраданием к роду людскому. Это сердце Божией Матери. «Царица моя Преблагая, Надежда моя Богоро­дице…» - поет народ Той, которая и теперь является Предстательницей и Заступницей за грешный род человеческий пред Престолом Всевышнего.

И спешит православный люд в святые храмы Божий под покров Царицы Небесной и защиту угодников Божиих, чтобы получить утеше­ние своим исстрадавшимся душам и сердцам. Спешит к Тому, кто вот уже более двух тысяч лет призывает со Креста: «Приидте ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы». /Мф. 11, 28/.

Храмы Божий - свидетели людской радости и печали, благодарности и слез. Храмы и монастыри, древние и новые - множество их воздвигнуто на святой Руси за долгие тысячелетия. Они, как связующие звенья между небом и землёй, как свечи, горящие огнём молитв людских, возносящихся на Небеса. Известные всему миру монастыри и маленькие сельские храмы - все они являются для нас ступенями ведущими в Царство Небесное.

Свято-Троицкая Браиловская женская обитель - это одна из тех множества свечей, зажженных во славу Божию на нашей земле, одна из ступеней лестницы, возводящей людей к Богу.

Прекраснейший уголок Украины - Подолье. Густые леса и зелёные рощи, бескрайние поля и луга, серебристые реки и озёра, поросшие по берегам густым ивняком, где звучат сладкоголосые песни соловушки. В очарованных необыкновенно-прекрасной природой подольской сердцах поэтов, писателей и композиторов, рождались чудные слова, волшебные звуки музыки, в которых выражалось восхищение и любовь к этому рай­скому уголку на Украине.

Но за долгую многовековую историю Подольского края, как и всей многострадальной украинской земле, пришлось пережить немало бед и скорбей. Чья только конница не топтала нашу землю, кто только не пося­гал на право быть здесь хозяином. Но всегда находились верные сыны Оте­чества, которые очищали родную Подолию от непрошеных гостей.

Браилов - совсем небольшое местечко на Подолье. Но в его истории, как в маленьком осколке зеркала отражается история многих городов и всей Украины. Возникший в месте слияния двух рек Браги и Рова, откуда и получил своё название, Браилов принадлежит к старейшим поселениям Подолии. В начале XVII ст. он уже является довольно известным и важным пунктом. Но XVII в. был очень неспокойным для Браилова. Мно­гие владельцы местечка за это время сменили один другого, а со сменой владельцев большие перемены происходили и в самом местечке. Тяжело эти перемены отражались на Православии. Были времена, когда казалось, что процветавшие католицизм и уния совсем заглушили Православную веру. Но нет, она порою тлела, как маленькая искорка, готовая в любой момент разгореться в большое пламя, что и произошло в последствии.

И свидетельством того, что пройдя через многие испытания Право­славие утвердилось в этом месте, является драгоценнейшая жемчужина, которая своей чистотой и благодатью привлекает к себе народ со всей округи. Свято-Троицкая женская обитель. Как к благоуханному цветку слетаются пчёлы, так и к этому святому месту собираются боголюбивые сердца из ближних и дальних селений.

Красивые кованые ворота обители гостеприимно распахнуты. Но прежде, чем войти и насладиться нынешним благоустроенным видом монастыря, вдохнуть аромат, исходящий от цветников разбитых по обе стороны дорожки, ведущей от главного входа к собору Пресвятой Троицы прежде, чем войдя в храм, обретём упокоение своей душе в молитве, давайте отворим ещё одну дверь - дверь в историю создания Браилов­ского монастыря. Для этого нам придется вернуться в далёкое прошлое.

1635 год. Времена нелёгкие, для Православия. В юго-западной Руси победоносно распространялась уния, введённая в 1596 году.

Болью отозвались эти события в сердце человека, глубоко преданного православию. И вот королю Владиславу VI подают прошение, в котором подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий ходатайствует о созда­нии в г. Виннице девичьего монастыря. Высочайшее разрешение полу­чено. Главным мотивом для устроения монастыря было, как говорится в королевской грамоте: «старание об увековечении и распространении славы Святаго Величия Божия, поелику всякая помощь получается от Бога, Который есть Верховный Распорядитель всего».

Желание М.С. Кропивницкого исполнилось. С целью поддержания православия в Брацлавщине благочестивым фундатором устрояется в Виннице Православный женский монастырь.

Как вспыхивает в ночном небе яркая звёздочка, так среди тьмы отступления от веры отеческой воссияла новая обитель.

С радостью встретили её появление окрестные жители: соседние земледельцы и Винницкие мещане наделили обитель землёю и разными угодьями. Обеспеченный материально, монастырь стал крепнуть и воз­растать. Вот уже его территорию украшает деревянная трёхкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии; заведено в мона­стыре общежитие по уставу святого Василия Великого. Теплятся лампады перед святыми образами, возносятся к Небесам сердечные молитвы. Каза­лось бы, что всё складывается благополучно. Но никогда не была простой и лёгкой дорога, ведущая вслед за Господом. Ещё во дни своей земной жизни Спаситель говорил о том, что все, кто хочет за Ним идти будут гонимы и притесняемы. То же произошло и с новоустроенной Благове­щенской обителью. Не мог враг рода человеческого потерпеть света бла­годати Божьей воссиявшего в новом православном монастыре для просве­щения и спасения людей. Под ударами унии и латинства пала молодая неокрепшая ещё обитель. Неизвестно в каком именно году произошёл захват Винницкого девичьего монастыря униатами, но новую монастыр­скую церковь освящал в 1723 году уже униатский епископ Афанасий Шептицкий. Но не суждено было развиться и окрепнуть на этом месте и униатскому монастырю. Произвол и насилие, царившие в то время в Польше подорвали чувство всякой законности. Частная собственность, имущество храмов и монастырей сделались предметом насильственного захвата любителей наживы. Земли и угодья, когда-то дарованные Вин­ницкому православному девичьему монастырю, подверглись той же уча­сти. Поэтому стал постепенно приходить в упадок и униатский женский монастырь. В 1780 году униатские монахини покинули опустошенный и расстроенный ими когда-то цветущий монастырь.

Целых шесть лет находился монастырь в полном запустении. В 1786 году в нём поселились четыре монахини-базилианки. Печальная картина полной разрухи и убожества предстала их взору.

Но наступили времена, которые обещали для обедневшей обители лучшее будущее. В 1793 году Подолия вошла в состав государства Рос­сийского, а в 1795 году и Винницкий униатский женский монастырь был воссоединён с Православием. Для Православия на Подолии облегчение наступило не вдруг. За долгие годы в окатоличенном крае, где право­славие притеснялось, много нужно было потрудиться для возрождения, укрепления и процветания правой веры наших предков.

Самая трудная, но и наиболее почётная миссия выпала на долю архиепископа Иоанникия (Никифорович-Полонский) - первого Подольского архипастыря. Задача не из лёгких: в ополяченном, окатоличенном крае воскресить Православие, в запущенные, разрушенные храмы вдохнуть новую жизнь, воспитав активных борцов за прадедовскую веру.

Четверть века изо дня в день нёс он людям слово Христово, обращая в лоно Русской Церкви заблудшие души, стоял на страже интересов своей многострадальной паствы. За годы служения на Брацлавско-Подольской кафедре (1795 - 1819 гг.) трудами Владыки были открыты Шаргородская, а затем Подольская духовные семинарии, два духовных училища. Архи­епископ Иоанникий и почитается, как первый просветитель Подолии. Произошли изменения к лучшему и в Винницкой обители по возра­щении её в Православие.

Первой игуменьей монастыря была назначена насельница Чигиринской обители Палладия. Она управляла монастырём до 1798 года, а после попросилась на покой обратно в Чигирин. Но Преосвященный Иоанни­кий оставил её пока на месте, предложив избрать себе в сотрудницы по управлению монахиню Елену. В том же 1798 году была назначена в Вин­ницкую обитель новая игуменья - Вера.

Дворянка по происхождению она была пострижена в рясофор в 1766 голу в Киевском Богословском монастыре архимандритом Тарасием, а в 1768 году архимандритом Амфилохием в мантию. С 1766 по 1790 гг. несла клиросное послушание в Богословском монастыре, затем митрополит Самуил перевёл её во Флоровский монастырь. Здесь матушка Вера пре­бывала до 1798 года, пока не была назначена игуменьей в Винницу.

Материальное положение Винницкой обители теперь немного улуч­шилось. После прибавки сделанной императором Павлом I , годовой бюджет монастыря увеличился от 701 р. 80 коп. до 1200 р. Также мате­риальной поддержкой для монастыря послужило присоединение к нему упразднённого монастыря Рожецкого.

Монастырская утварь несколько пополнилась Высочайшим пожертвованием в 1799 году. Но не оставляли обитель и трудности. Насельницы испытывали большую скудость. По штату, например, ничего не полага­лось на общую трапезу и монахини уделяли для этого из своего крохотного содержания по 3 рубля в год. Понятно, на такую сумму нельзя было прокормиться, поэтому игуменья Вера просила в 1800 году разрешения взять на эти нужды денег из других монастырских сумм.

И всё же не смотря на трудности монастырь не оскудевал инокинями. В конце XVIII ст. монастырский штат состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц. Насельницы были разных национальностей: 12 польской, 8 российской, 4 украинской. Многие из них были пострижены православными иерархами ещё во время унии (большей частью в Молдавии).

Игуменья Вера чрезвычайно энергичная и деятельная, управляла монастырём до 1814 года. Затем до 1832 года монастырь не имел игуменьи и делами обители правили казначеи:

Серафима (1815 — 1821 гг.)

Антония(1822 — 1825 гг.)

Досифея(1826 — 1827 гг.)

Поликсения (1828 — 1832 гг.)

После правления монастырём казначеями в 30-е годы снова началь­ствует в Винницкой обители очень деятельная игуменья Анфиса, много потрудившаяся для благоустроения монастыря. При ней количество насельниц увеличивается.

Правящим архиереем Подольской епархией в то время был архиепи­скоп Кирилл. Он приступил к выполнению своих обязанностей в 1832 году и десять лет пребывал на этой нелёгкой и ответственной должности. Он трудился не покладая рук, продолжая укреплять в Подольском крае основы Православия, обращая к вере предков тех, кто поддался влиянию иезуитов, которые удерживали на Подолии ещё достаточно крепкие позиции. Вот с ними и повёл решающую борьбу Владыка уже с первых дней своей деятельности.

Архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) был известным проповедником, человеком высокообразованным. Кроме того, он обладал такими качествами как доброта, щедрость, открытость, доступность и деловитость. Как правило, все дела рассматривал незамедлительно, а потому двери его приёмной были всегда открыты для всех.

Результатом трудов Владыки стало то, что за время его служения увеличилось количество присоединений к Православию из унии и католи­цизма. И в скором времени уния полностью приостановила свою деятель­ность, соединившись с Православной церковью.

Трудами преосвященного Кирилла небольшие, ветхие деревянные храмы, неприглядные внешне и убогие внутренним убранством, сменя­лись новыми крепкими и каменными. Пополнялись церковной утварью и богослужебными книгами.

Дальнейшее развитие получило духовное образование. Открываются новые училища, укрепляется материальная база семинарий, при храмах создаются библиотеки.

Владыка Кирилл большим вниманием окружал сирот и вдов, преста­релых, инвалидов и убогих. Для облегчения их жизни он создал особый фонд из добровольных пожертвований. Чуткий и внимательный к чужой беде Владыка отдавал сиротам почти все свои сбережения. Вообще, «доб­рота была характерной чертой преосвященного Кирилла, - отмечал историк В. Лосицкий. - Она была видна в его лице, светилась в его глазах, чувствовалась в его мягком, симпатичном голосе. Эта доброта помимо воли притягивала к нему не только прихожан, но и иноверцев».

Почил Владыка Кирилл в Петербурге, куда был командирован по делам Священного Синода. Поехал уже больным, и как описывает В. Лосицкий, на границе родной епархии преосвященный долго беседовал со своими почитателями, а потом обращаясь к Подольской земле, под­нял руки и благословляя сказал: «Прощай, любезная Подолия, мне уже не видеть тебя более».

Похоронили четвертого Подольского архипастыря в Никольском храме Свято-Александро-Невской лавры.

Именно Владыка Кирилл ещё в 30-е годы отозвал из Чигиринского монастыря м. Анфису для игуменского служения в Виннице. Её трудами в обители были воздвигнуты дом с игуменскими кельями, корпус для сес­тёр, а также предположена была постройка церкви. Особенно содействовала игуменья Анфиса поднятию материального благосостояния монастыря тем, что выиграла процесс с помещиком с. Вороновицы гр. Грохольским и взыскала с него 15 тыс. рублей, составивших основ­ной капитал монастыря.

После игуменьи Анфисы настоятельницейВинницкого монастыря стала игуменья Таисия. При ней и произошло переме­щение монастыря из Винницы в Браилов. Совершилось это собы­тие в праздник Покрова Пресвя­той Богородицы 1 октября (14 н.ст.) 1845 года.

Правящим архиереем в то время был Архиепископ Арсе­ний, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. И мысль о перенесении монастыря всецело принадлежала ему. Преосвящен­ный Арсений был стойкого нрава, непреклонной воли, высокой мудрости, крепко державший бразды правления в своих руках. Он был настоящим отцом, хотя и строгим, но горячо любящим свою церковную паству. Много трудов было положено его священством для ограждения православного народа от произвола католиков-помещиков. При Преос­вященном Арсении улучшилось положение православного духовенства. Владыка обратил своё внимание и на стеснительное положение мона­стыря в Виннице. Он предложил игуменьи монастыря м. Таисии ходатай­ствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Вин­ницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались пустыми после выселения отсюда в 1832 году католических монахов-тринитариев.

Ходатайство игуменьи было решено положительно, и вот 30 сентября (13 окт. н.ст.) 1845 года в Винницкой монастырской церкви была отслу­жена в последний раз Божественная Литургия и напутственный молебен, после которого сестры обители с крестным ходом и со своими древне-чти­мыми святынями вышли из Винницы в местечко Браилов.

Утром 1 октября (14 окт. н.ст.) монастырский крестный ход прибыл в Браилов. На заставе местечка его встречало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. Отсюда все вместе проследовали к отведенным для монастыря зданиям. В воротах обители встретил будущих насельниц сам архиепископ Арсений и после каждения и архипастырского благословения отслужил торжественный молебен перед древне-чтимой в обители иконой Божьей Матери. Затем крестный ход проследовал в большую монастырскую церковь, где была совершена Божественная Литургия с благодарственным молебном, и лишь после этого сестры стали устраиваться на новом месте.

С этого момента начинается новая страница жизни Винницко-Браиловского монастыря. Сестры обители непрестанно трудились, благоуст­раивая свой новый дом.

Монастырские здания были величественные и вместительны, но много нужно было приложить усилий и труда, чтобы привести их в надлежа­щий вид после тринадцатилетнего запустения. Вместо иконостаса, алтарь от средней части храма отделяла небольшая каменная стена; штукатурка обваливалась; обваливались некогда украшавшие храм живописные изо­бражения; разрушались церковные стены и снаружи. Монастырские кор­пуса стояли по местам без крыши, окон и дверей. Но монахини трудились неустанно над обновлением и украшением монастырских зданий, прида­вая своей обители благолепный вид.

Проходили, сменяя друг друга, дни, месяцы, годы. Прилагая труды к трудам, вознося горячие молитвы, сестры возрождали свою обитель. В главном монастырском храме восстановлены уже все три предела: глав­ный центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь велико­мученицы Варвары. Теперь алтарь отделяет не каменная стена, а велико­лепной работы иконостас. Над Царскими Вратами центрального престола помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в своё время подарил для новосозданной Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Поскольку размеры храма достаточно велики, то зимой в нём бывало очень холодно. Игуменья Таисия приняла решение строить тёплую цер­ковь под помещениями главного храма. И вот уже в 1847 году закончилось строительство храма в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Тёмные краски иконостаса, массивные столбы, низкие своды и полумрак напоминает о жизни и подвигах первых христиан.

После открытия монастыря, спустя 13 лет, в северной части монастыр­ского корпуса открыла свои двери для молящихся ещё одна тёплая цер­ковь- в честь святителя Николая. Небольшой по размерам уютный храм был украшен простым деревянным, но весьма изящным позолоченным с резьбой иконостас.

Под кровом Браиловской обители находили приют не только ушед­шие из мира и посвятившие себя Богу сестры. С 1864 года при монастыре существовала богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе расположилось училище для девиц-сирот, где девочек обучали Закону Божию, письму, географии, чтению русского и церковно-славянского языка, арифметике, истории и черчению, а также рукоделию и церковному пению.

Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная школа для взрослых женщин г. Браилова. Занятия проходили по воскресным и праздничным дням в монастырской столовой. В школе учили, как правильно произносить молитвы и объясняли их смысл. Рассказывали о происхожде­нии церковных праздников, христианскую историю, обучали чтению.

Шли годы. Святая обитель процветала, мирно и тихо протекала жизнь сестёр. По-прежнему творили они дела любви и милосердия. Множество паломников из ближних и дальних селений стекались в монастырь для облегчения и утешения своей наболевшей души. А если посетить мона­стырь в летние праздники - Вознесения Господня, Пятидесятницы, в неделю всех святых, в день святых апостолов Петра и Павла, в праздники Успения и Рождества Пресвятой Богородицы, то можно было увидеть тысячи народа, собравшегося в обитель для молитвы.

Мирные времена сменились военным лихолетьем. Но и тогда мона­стырь не прекращал своей благотворительной деятельности. Во время Первой Мировой войны 1914 года в Браиловской обители был открыт военный лазарет на 50 коек. Заботу о раненных проявлял правящий епи­скоп Митрофан, который лично посещал лазарет. А в мае следующего года император Николай II за помощь фронту наградил игуменью Екате­рину золотым крестом.

В январе 1915 году настоятельница Браиловского монастыря игуменья Екатерина обратилась в Земское управление с просьбой открыть приют для девочек-сирот погибших на фронтах воинов. На Земском заседании просьба была рассмотрена, разрешение получено, и, кроме того, Земское управле­ние обязалось выплачивать на содержание приюта ежемесячно 200 рублей. Так Браиловский женский монастырь своей благотворительностью старался помогать не только воинам, полагавшим жизнь свою за веру и отечество на полях бранных, но и их детям, которые так нуждались в помощи.

Наступил год, который кровью обозначился на черной странице истории нашего Отечества - год 1917. Пришло время испытаний. Насту­пили дни, когда скорбями, притеснениями, гонениями, угрозой лишения жизни проверялась твёрдость веры людей.

Один за другим принимаются антирелигиозные законы: декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви», декрет «о земле», по которому у церквей и монастырей отбирались все земельные наделы. Запрещалось совершение церковных таинств и обрядов, крещения, погре­бения без предварительной регистрации в ЗАГСе.

В Браиловский женский монастырь священником переводится про­тоиерей Иван Шипович. Отличный педагог, человек большого ума и глу­бокой веры. Он с июня 1893 года преподавал Закон Божий в Винницком реальном училище. Всю свою жизнь изучал историю края, оставил много публикаций по истории Подолья. Был награжден как церковными так и светскими наградами. В декабре 1932 года батюшку осудили по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и в возрасте 75 сослали в Сибирь. По возвращении из Сибири он вскоре скончался.

В Браилове под духовным окормлением о. Иоанна находилась 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря состояла из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу.

В конце 20-х в начале 30-х гг. повсеместно началось закрытие храмов, а затем стали закрывать и монастыри. В 1929 г. был закрыт Немировский монастырь. Арестовывали и ссылали в лагеря священников и архипастырей.

Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были аре­стованы, обитель всё-таки ещё некоторое время просуществовала. Но повод для закрытия монастыря нашёлся очень скоро.

Во время коллективизации и искусственного голода люди приходили тайком в монастырь, чтобы спрятать там часть урожая. После обыска из монастыря был вынесен весь спрятанный урожай и в 1932 году в декабре постановлением Винницкого областного исполкома монастырь в Браилове закрыли.

На десять лет умолк звон монастырских колоколов и перестала возно­ситься молитва в стенах обители.

И только во время немецкой оккупации в 1942 г. Свято-Троицкий женский монастырь снова открывается.

Опять возродилась жизнь в обители. Затеплились лампады перед образами, замерцали огоньки свечей и вознеслись к Небесам из уст насельниц молитвенные прошения и благодарения. Вновь зазвучали в стенах монастырских храмов нежные звуки церковных песнопений.

Но в скором времени, словно чёрная туча, надвинулась на Церковь война гонений. Уже в 50-м году закрыли Немировский женский мона­стырь, а монастырские помещения были отобраны для размещения в них детского дома. Немировских монахинь перевели в Браиловскую обитель.

Оставляя монастырь монахини подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой монахини на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вер­нулся в родную обитель.

На новом месте изгнанные монахини нашли приют, утешение своей скорби и любовь Браиловских сестёр.

Жизнь продолжалась. И не взирая на все трудности и препятствия со стороны властей, с 1953 по 1955 гг. был проведён даже капитальный ремонт монастыря, на который за это время было потрачено почти 100 тыс. руб. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриар­хата. Полностью был отреставрирован храм внутри и снаружи. В церкви Святой Троицы постелили деревянный пол, которого до ремонта не было вообще. Со временем была заменена стропильная система и отремонти­ровано перекрытие. Восстановлена ограда вокруг монастыря и отремонтированы въездные ворота.

Все эти нелёгкие труды по устройству обители проводила игуменья Глафира, занимавшая в то время пост настоятельницы монастыря. После матушки Глафиры, которая по состоянию здоровья больше не могла управлять монастырскими делами, с августа 1957 года настоятельницей становится игуменья Зоя. Ей пришлось управлять обителью в самый труд­ный период жизни монастыря, но как трудолюбивая пчела она трудилась на благо родной обители.

Архиепископ Симон (Ивановский) любил приезжать в Браиловский монастырь. Он часто совершал здесь богослужения, на которые стекалось множество народа. Так на Пасхальную заутреню 1956 года, возглавляемой Владыкой Симоном, собралось около двух тысяч человек.

1 июня 1956 года Владыка Симон назначил на служение в Браилов­ский монастырь священника Михаила Иваськова. Отца Михаила, твёр­дого борца за Православие, Владыка знал ещё с 1936 года, когда посетил приход на Волыни, где батюшка был настоятелем. Тогда отец Михаил произвёл на Владыку неизгладимое впечатление. «Самоотверженно пре­данный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так Владыка охарактеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раз­давались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию, чтобы всех подчинить папе Римскому.

В такой обстановке довелось жить и трудиться батюшке. Кроме совер­шения богослужений и треб, он шёл к людям с миссионерской пропове­дью. В Браиловском монастыре начался новый подвиг о. Михаила - еже­дневное служение с сестрами обители и многочисленное исполнение треб для прихожан.

Владыка Симон и отец Михаил вместе прошли многое и научились видеть духовное в суете мирской. И видели они, что начинается новая эпоха гонений и новое поколение должно пройти новые испытания.

В 1961 году Владыка Симон отказался подписать постановление, передающее власть в приходах их старостам, назначенных местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил он. За этот возглас Владыку Симона тут же отправили на покой. Теперь, казалось всё пошло под откос. Без разрешения уполномочен­ных по делам религии священникам запрещалось совершать требы «на людях», а тем более нелегально. Начались гонения со стороны властей и на отца Михаила.

Переживая, отец Михаил всё больше терял здоровье. Уже 15 ноября 1962 г. чувствуя слабость и недомогание он пишет Владыке Иоасафу (Лелюхин) о своём уходе на пенсию с просьбой о назначении пенсии «…за 45 лет моего священнического сана».

Браиловский Свято-Троицкий жен­ский монастырь был уже на грани закрытия.Предвидято,чтонекому будет окормлять монахинь в случае гонений, отец Михаил переводится на приход Малых Хуторов города Винницы, а получив долгожданную пенсию, присматривает дом на Винницких Хуторах, выкупает его и тут же переделывает его на общежитие. Потом ещё подыскивает несколько домов с этой же целью недалеко от Иоанно-Богословского храма на тех же Малых Хуторах города Винницы.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь закрыли, монахинь разогнали, но верных чад уже ждали «монастыри в миру». «Скиты», как называл их батюшка, вместили около пятнадцати монахинь.

Не до отдыха на пенсии было отцу Михаилу: он продолжает духовно окормлять Браиловских сестёр и остаётся их духовником до самой смерти. Отошел ко Господу батюшка 2 февраля 1967 года.

После закрытия Браиловской обители монастырские строения стали приходить в упадок. Уже в 1970 году железное покрытие монастыря было в ужасном состоянии, значительная его часть была просто сорвана ветром. Внутри Свято-Троицкого храма все настенные фрески постепенно разру­шались. Как всегда средств на реставрацию памятника архитектуры XVIII ст. не нашлось, и потому монастырь постепенно разрушался.

В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы.

В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, устроили тир для стрельбы.

Но не суждено было туристической базе долго здесь находиться. Бла­годаря многочисленным обращениям верующих Браилова и Винницкой области, а так же просьбам Митрополита Винницкого и Брацлавского Агафангела и духовенства Винницкой епархии 4 сентября 1989 года монастырь передан Православной Церкви. И вот наступил тот великий радостный день, которого ждали, о котором молились тысячи верующих сердец.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел совершил освящение и первую Божественную Литургию в Свято-Тро­ицком Браиловском женском монастыре, в храме прпп. Антония и Фео­досия Киево-Печерских в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа.

Из Пюхтицкого монастыря на Винничину была переведена монахиня Неонилла (Ярешко). Возведённая в сан игуменьи, она стада настоятель­ницей Браиловской обители. Матушке предстояла огромная работа по к восстановлению монастыря. После закрытия монастыря в помещении, где располагалась просфорня, держали скот. От этого фундамент здания осел и просфорня почти разрушилась. Настенные фрески были уничтожены.

Войдя в середину монастырского корпуса паломников встречает икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими - единственная фреска сохранившаяся с тех времён.

Постепенно в помещениях проводился ремонт, монастырь обзаво­дился необходимым инвентарем и подсобным хозяйством. Митрополит Агафангел приобрёл для обители грузовой автомобиль. А вскоре и Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю ещё один грузовик.

Матушка Неонилла (Ярешко) была настоятельницей до 1991 года. Некоторое время (с 1992 по 1994 года) сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

В каждом уголке обители ощущается мир, благодать, любовь. А всё это потому, что монастырём с 1994 года управляет матушка мудрая, с любящим и заботливым сердцем. Знает она простую истину: где Бог, там любовь, а где любовь, там и Бог. Вот и старается она сохранить в мире и любви вверенных ей Богом сестёр обители.

Матушка Антония (Стеценко) в монастыре с первых дней его откры­тия, и уже 15 лет, как несёт в монастыре самое трудное послушание - игу­менство. Нелегко смотреть за большим хозяйством, заботиться о нуждах обители. А самое трудное и ответственное дело - это вести ко спасению сестёр, которые ради этого и пришли в монастырь. И в исполнении самого трудного послушания помогает матушке сама Царица Небесная. При ней 13 июня 1995 г. совершилось ещё одно радостное событие. В стены родной обители вернулась икона Божьей Матери Браилово-Ченстоховская. Икона эта после закрытия монастыря в 1962 г. бесследно исчезла. И вот уже более чем через три десятка лет её снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной Литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Винницы, в Браилов вышел крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы.

Нескончаемый поток верующих с пением акафиста, составленного в 1931 г. игуменьей Софией (Рачинской), и молитв в честь чудотворной иконы Божией Матери, направился в г. Браилов. В десятом часу вечера крестный ход подошёл к Браилову. Идут люди, из уст и самого сердца льётся молитва, глаза наполнены слезами радости. Теперь уже ничего не страшно, когда Матерь Божия снова со своим народом, когда опять Бого­родица полноправной хозяйкой входит в свой дом. И всю эту радость умножает торжественный звон монастырских колоколов.

Из ворот обители со свечами в руках вышли монахини встречать свою Заступницу и Покровительницу.

Под Её покровом когда-то сестры перешли из Винницы в Браиловский монастырь. Под Её защитой долгие столетия инокини переносили все тяготы и беды. К Ней обращались за помощью и благодарили за ока­занную милость не только насельницы обители. Отовсюду стекался народ в это святое место, чтобы поклониться чудотворному образу.

Икона Божией Матери Браилово-Ченстоховская находится в мона­стыре с давних пор, и многие предполагают, что этим образом благосло­вил Винницкую обитель её основатель Михаил Кропивницкий. Похожа она на Ченстоховскую икону и, думается, что это один из древнейших её списков. В 1860 году на образ была возложена серебрено-позлащенная риза, а по бокам были расположены металлические привески, представ­ляющие то отдельные члены человеческого тела, то всего человека: знак благодарности тех, кто получал от неё благодатное исцеление. Но всего этого не сохранилось.

Знаменательна история другой чтимой в монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской. В 1672 году при взятии Подолии турки осаждают местечко Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. С этого времени исчезает особо чтимая в народе икона Божией Матери. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из Лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись этой иконой, он пришел к выводу, что это копия, бывшая некогда в Браилове чудотворной иконы. Тогда же он сообщил это игуменьи женской обители. И по разрешению Лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1 июня/14 июня 1888 года). В 1890 году на неё была возложена серебрено-позлащен­ная риза, но в первоначальном виде она не сохранилась.

Собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений совершав­шихся от икон Божией Матери. Чудеса эти происходили во времена былые, происходят они и в настоящее время.

Источник милосердия Пресвятой Богородицы неисчерпаем. Не исся­кают являемые Пресвятой Девой чудеса и в наши дни. Как и много сто­летий тому назад, так и сегодня Царица Небесная готова прийти нам на помощь. Только бы мы сами стремились к Ней, только бы открыли Ей свои сердца, только бы не переставали прибегать к Ней с верой и горячей молитвой.

Прошли долгие годы со дня основания Свято-Троицкой обители. Были и радостные моменты в её истории, были и смутные времена лихо­летий. Всё пережила святая обитель: и разорения и восстановление. И вот уже 20 лет открыты монастырские врата для всех, кто любит Бога и стре­мится к Нему.

Войдёмте и мы с вами в этот кусочек рая на земле. Войдём и сердце наше пусть наполнится любовью и благодатью, душа покоем и тишиной, очи насладятся красотой и благолепием.

Под звон колоколов войдите в величественный собор, который поко­рит вас своей белоснежной чистотой и блеском позолоты. А вам навстречу, словно с небес, сойдёт на лентах образ Царицы Небесной. Сойдёт для того, чтобы исполнить ваши прошения, чтобы подать утешение в скорбях и исцеление в болезнях. Взгляните Ей в глаза - вы не сможете не поверить Ей и не любить Её. И тогда молитва сама польётся из вашего сердца.

Живут в обители, творят молитву и трудятся 65 сестёр, 4 священника, 2 диакона. Что привело их в это святое место? Любовь к Богу и людям. По любви к Богу они оставили мир и родных, пришли сюда, чтобы посвятить всю свою жизнь Тому, Кто её даровал - своему Создателю.

А любовь к людям побуждает их молиться не только о своём спасе­нии и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - и днём и ночью.

Чтимые святыни обители:

Браиловская Ченстоховская икона Божией Матери

Браиловская Почаевская икона Божией Матери

Частицы мощей :

Вмц. Татианы

Равноап. Марии Магдалины

Первомученика архидиак. Стефана

Адрес обители:

Украина, 23130, Винницкая обл., Жмеринский район, пгт. Браилов, ул. Монастырская, 1


Close