"20 хвилин" в гостях у одного из "семи чудес Винниччины" - Свято-Троицком Браиловском монастыре. Свято-троицкий браиловский женский монастырь Браиловский свято троицкий монастырь
Жмеринского района. Основан в далеком 1635 году по инициативе украинского шляхтича и сенатора Речи Посполитой Михаила Кропивницкого. Является комплексом памятников архитектуры и градостроительства национального значения. Браиловский монастырь вместе с – в 2007 году стал победителем конкурса «Семь чудес Винниччины».
История святыни
За время своего существования Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь пережил немало: переход от православия к унии, закрытие, советские репрессии и восстановление. Историю святыни условно можно разделить на 4 периода.
Основание храма
Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь основали в 17 веке, чтобы поддержать православие на Брацлавщине. Идею Михаила Кропивницкого одобрили также местные крестьяне и мещане, отдали на нужды храма землю и различные угодья. В это время возведена деревянная трехкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии, создано общежитие по уставу святого Василия Великого.
Монастырь под властью униатов. Упадок
Точно неизвестно, когда и каким образом обитель отошла от православия, но новую церковь, которая является нынешним зданием монастыря, начали возводить в 1767 году на средства польского шляхтича Францишека Селезия Потоцкого. Новое здание предназначалось для монахинь католического ордена тринитариев. Но вследствие польского восстания 1830 – 1831 годов униатский женский монастырь стал постепенно приходить в упадок, потерял земли и угодья.
Смутное время
В 1845 году, после аннексии Подолья Российской империей, в здание бывшего тринитарского монастыря переселился православный женский монастырь из . Спокойная жизнь продолжалось до 1932 года, когда большевистская власть нашла в святыне зерно, скрытое во время Голодомора крестьянами из окрестных сел. Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь сразу закрыли. В 1942 году, во время нацистской оккупации, обитель возобновила работу с разрешения румынской администрации. Однако советский режим ликвидировал святыню на период с 1962 до 1989 года. В это время в помещении храма существовали профтехучилище и туристическая база.
Возрождение храма
Со времени открытия монастыря в 1989 году начались работы по восстановлению зданий. В 90-тые годы 20 века провели основательную реставрацию всего комплекса сооружений и монастырского подворья.
В 2007 году проект «Браиловская казна», который включал Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь и Государственный музей Чайковского и фон Мекк, стал победителем конкурса «Семь чудес Винниччины».
По преданию браиловцев, монастырь когда-то украшала статуя Иисуса Христа Назарея. Фигура в багряной тунике с завязанными на груди руками была символическим напоминанием о христианских невольниках, которых католические монахи выкупали из плена. Попала она сюда, по одной из версий, из Турции, по другой – из Мадрида. Считалось, что статуя приносит исцеление всем, кто к ней приходит с доверием. В водовороте событий 1917 и последующих лет – бесследно исчезла. Судьба и местонахождение скульптуры Иисуса Христа Назарея до сих пор неизвестна.
Интерьер
Еще в 1787 году интерьер расписал известный венский художник-монах Йозеф Прехтль. Это стало важным событием в жизни храма, ведь в этом же году сюда наведался особый ценитель творчества художника – польский король Станислав-Август Понятовский. Эти росписи, выполненные темперой на сухой штукатурке в стиле рококо не сохранились. Когда Браиловский монастырь стал православным, росписи в стенных нишах выполнил Е. Осмоловский. Они были уничтожены в советское время и окончательно забелены в конце 20 века.
Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь славится своими святынями, среди которых:
- икона Божьей Матери Троеручицы, написанная в начале 19 века в Афоне;
- икона Браиловской Ченстоховской Божьей Матери – по преданию, пожертвована в 1635 году Михаилом Кропивницким;
- икона Браиловской Почаевской Божьей Матери, найденная в 1887 году в Почаевской Лавре профессором Андреем Хонацким. Ученый доказал, что икона является копией чудотворного образа с Браилова, который исчез после захвата города турками в 1672 году;
- ковчег с мощами святых.
Архитектурные особенности
Первоначально Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь – это дом костела и присоединенный к нему со стороны хора корпус келий. Кельи святыни двухэтажные, кирпичные. В 19 веке достроили ворота со служебными помещениями, которые принадлежит к памятникам архитектуры как отдельный объект. Храм отличается сложной многоплановостью объемов. Однако декор его фасада довольно сдержанный и имеет вид тринавной базилики, перекрытой сводами с люкарнами в среднем нефе.
Настоящим украшением Браиловского женского монастыря является двухъярусная колокольня, построенная в стиле барокко, с богатой пластикой и большими проемами.
Как доехать
Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь расположен на улице Монастырской, 1 в поселке Браилов, что на Винничине. Ближайшие города: , Винница.
Автобусом . Рейсовые автобусы в направлении «Винница – Браилов» отправляются 2-3 раза в час. Стоимость билета колеблется в пределах 40 гривен.
Автомобилем . Двигайтесь по трассе Е583/М21 в направлении автодороги Т0242, которым нужно ехать в пункт назначения. Время в пути – 50 минут.
(текст: русский / украинский)
"Пусть происходит все и всегда по воле, на славу и у имени нераздельного Троицы Святой - Отца, Сына и Духа Святого, Господа Бога. Вся душа и тело все получают от бесконечной милости Божьей. Признательный человек должен хотя бы частицу дарованного отдавать Ему... Поэтому я, Михаил Кропивницкий, ощущая приближения смерти и не имея в светильнике своему деревянного масла добрых дел, и чтобы не застать закрытыми дверь чертога Царя Небесного, записываю навеки монастырю 300 золотых и прочее. Пусть монахи молят Господа Бога, чтобы простил мне грехи и жены моей, и остаются в благочестивой Правой вере при древних обрядах святой, восточной и кафолической или греческой, послушной Востоку религии" (это слова основателя Браиловского монастыря М. Кропивницкого в 1639 г.).
Монастырь основан в 1635 г. в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким, с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православие на Брацлавщине, где после 1596 г. быстро распространялась уния. Монастырь находился в районе современных улиц Володарского, Свердлова, Кропивницкого. В XVIII в. монастырь захватили монахи униатского ордена василиан. Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте, и в 1780 г., не имея средств для существования, они покинули его. В 1786 г. снова возвратились, но ненадолго.
В конце XVIII Брацлавщина вошла в состав Российской империи. К тому времени монастырь имел деревянную церковь с тремя куполами (перенесены в 1850 г. в с. Зарванцы) на холме неподалеку р. Буг, колокольню и помещение в 12 келий. В 1795 г. Винницкий женский монастырь был воссоединен с православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х гг. XIX в. обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей и довольно часто по решению суда, за проступки морального характера присылали на покаяние и мирских женщин.
Причиной перенесения монастыря в 1845 г. из Винницы в Браилов стали неудобства в его расположении, и непригодность для проживания в старых деревянных помещениях. Именно поэтому по ходатайству подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в г. Браилов, где остались свободными помещение католического монастыря после выселения оттуда, в 1832 г., монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но много нужно было работы, чтобы привести их в надлежащее состояние. Ведь корпуса были иногда даже без крыши, окон и двери, разваливались стены. Это не испугало новых хозяев. Вдохновенные подъемом их обители по штатам 1842 г. в І класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застраивали монастырскую усадьбу новыми домами, пока обитель не приобрела прекрасный вид.
В конце ХIХ в. столетие о. Игнатий Лотоцкий, который служил в Браиловском монастыре в 1895-1898 гг., писал: "Еще издали привлекает внимание красивый вид городка и в особенности большие монастырские корпуса, над которыми высятся церковь и колокольня. Грязный еврейский городок... на некоторое время преуменьшает ваше увлечение. Зато потом еще отраднее становится на душе, если вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает незыблемая тишина. Грязная улица сменяется чистым и просторным монастырским двором, красоты которому прибавляет тишина и новопосаженая зелень. Большой монастырский храм возникает прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигели, а еще дальше - хозяйственные помещения. Кругом чистота и порядок. Заметно старание монахинь предоставить своей обители вид ухоженного монастыря".
В монастыре было 3 храма: Троицкий (наибольший, построенный в 1778 г.), преподобных Антония и Феодосия Печерских, Св. Николая. Действовало училище, где учили девушек-сирот и дочерей диаконов.
С началом коммунистической эпохи для монастыря начались трудные времена. Из домов оставили монахиням лишь один. За него им пришлось платить, так как все помещения советская власть отобрала и теперь предоставляла на правах аренды. Монастыри нарочно начали доводить до нищенского состояния. В 1925 г. в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, другие 92 - старые, требовали ухода за собой. Монастырь существовал исключительно на средства, добытые личной работой: зимой - шитьем, летом - полевыми роботами у крестьян, в сельхозартелях. Землю, которая принадлежала раньше монастырю, отобрали. Весь сельхозреманент забрал Жмеринский райколхоз в 1923 г. Единым средством для существования была работа 53 лиц. Их заработка не хватало, и вдобавок нужно было оплачивать помещение, что для монастыря было непосильно. Для уплаты за помещение сбывали даже одежду, посуду, и другие личные вещи. Осенью 1932 г. крестьяне из сел Москалевка и Козачивка спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, и их обвинили в преступлениях против советской власти. Среди обвиненных была и сестра Жукова, которой инкриминировали клевету на колхозы. Она была осуждена к заключению. ГПУ привязало к этому делу также иеромонаха монастыря Бориса (3 года лагерей) и епископа Петра, управляющего Подольской епархией (сослан на 3 года в Казахстан), священника Иоанна Шиповича (5 лет ссылки в Сибирь).
В декабре 1932 г. областная газета "Большевистская правда" писала: "Монастырь - это логово контрреволюции, и это удостоверяет перепрятывание в его стенах около 1000 пудов кулаческого хлеба, который нашел Козачивский сельсовет. Это логово надо немедленно проучить". Найденный хлеб отобрали, и не только хлеб. У монастыря забрали все продукты, даже огурцы и помидоры. А потом крестьян из окружающих сел принудили проголосовать за закрытие обители, которая старалась спасти их от голода...
Территория Браилова во время 2 мировой войны входила в состав Транстнистрии (Заднестровья), то есть в зоне оккупации Румынии. В 1942 г. монастырь был открыт, как и много храмов и монастырей к тому времени. В 50-х гг. XX ст. наступление на монастырь в области возобновился еще с большей силой. В 1955 г. их осталось лишь 2 - Браиловский и Барский. Положение в Браиловском монастыре было сложное. Об этом свидетельствует, в частности, заявление настоятельницы игуменьи Глафиры в облисполком (1956 г.), в котором говорилось, что территория монастыря разрушенна автомашинами. Разрушается передний фасад ворот. В воротах есть две комнаты, одну занимает маслозавод, где принимают молоко, а другую - электростанция, которую незаконно эксплуатируют и не ремонтируют. Нужна охрана, необходимо провести ремонт ворот и помещений. Но у областного руководства были совсем другие планы. В 1962 г. монастырь был снова закрыт. Этому предшествовала большая работа партийно-советских органов. Был закрыт Барский монастырь. Всех сестер перевели в Браилов. Барскую чудотворную икону Божьей Матери сестры принесли с собою.
Что же за работа проведена перед закрытием? Об этом мы узнаем из заявления обкома партии и облисполкома к секретарю ЦК КПУ тов. Снабе (10 сентября 1962 г.), подписанной секретарем обкома КПУ П. Козырем и председателем исполкома областного совета М. Слободянюком. В нем, в частности, говорилось, что обком КПУ и облисполком "поддерживают предложения местных органов власти и общественности городка, исходя из того, что вследствие проведенной работы сложились благоприятные условия для закрытия монастыря. Помещение монастыря расположены в центре городка, возле технического училища, швейной фабрики. Вблизи находится 2-я средняя школа, общежитие и почти все учреждения. Монастырь на протяжении многих лет является рассадником разных инфекционных заболеваний. Часть монахинь болеет открытой формой туберкулеза, раком и другими опасными болезнями. Систематически уклоняются от лечения. Кроме того, здесь находят приют разные бродячие элементы. Монахини живут в чрезвычайно антисанитарных условиях, систематически нарушают паспортный режим, правила пожарной охраны. В городке и в окружающих селах попрошайничают жители монастыря. Все это, говорилось, вызывает неудовольствие граждан. Местная партийная организация, сельский совет вследствие проведенной работы достигли того, что приход монахинь в монастырь прекратился. Были разработаны мероприятия по закрытию обители. Осуществление их содействовало тому, что на протяжении месяца 25 монахинь выехали в места своего предшествующего проживания, выезд других продолжается. С теми, которые остались, проведены индивидуальные беседы, выявлены их настроения и намерения. Все они указали адреса, куда выедут после закрытия монастыря. Ни одна из монахинь не изъявила желание переехать в другой монастырь. Обком партии и облисполком просит ЦК КПУ и Совет Министров УССР разрешения закрыть Браиловский женский монастырь". Все эти несправедливые обвинения и клевета были выдуманы, чтобы подготовить почву для закрытия, показать, что это народная инициатива, что так хочет население и даже сами монахини. Корпусы были отданы СПТУ.
В 1989 г. монастырь был возвращен Православной церкви. 19 марта 1990 г. отслужена первая служба. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь св. Николая. В монастыре есть свои чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевска и Браилово-Ченстоховская и Троеручица. О последней известно, что написана она в начале ХІХ в. на Афоне, и в первые годы гонений от безбожной власти пострадала от неверующих вандалов. Сердце сжимается от взгляда на повреждение, причиненное святыни тупым предметом. В 20-х годах сестры хотели отреставрировать образ, и услышали голос Божьей Матери: "Не касайтесь Моего лика, пусть остается таким, как есть".
В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря - это икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две больших престольных иконы - великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих С 1995 г. монастырем руководит настоятельница игуменья Антония (Стеценко).
"Нехай відбувається все і завжди по волі, на славу і в ім"я нероздільної Трійці Святої - Отця, Сина й Духа Святого, Господа Бога. Вся душа і тіло все отримують від нескінченної милості Божої. Вдячна людина повинна хоча б частку дарованого віддавати Йому... Тому я, Михайло Кропивницький, відчуваючи наближення смерті і не маючи у світильнику своєму оливи добрих справ, і щоб не застати закритими двері чертога Царя Небесного, записую навіки монастирю 300 золотих та інше. Нехай монахи молять Господа Бога, щоб простив мені гріхи і дружини моєї, і залишаються в благочестивій Правій вірі при древніх обрядах святої, східної і кафолічної або грецької, послушної Сходу релігії" (це слова засновника Браїлівського монастиря М.Кропивницького 1639 р.).
Монастир заснований в 1635 р. у Вінниці вельможею Михайлом Кропивницьким, з дозволу короля Владислава IV з метою підтримки православ"я на Брацлавщині, де після 1596 р. швидко розповсюджувалася унія. Монастир знаходився в районі сучасних вулиць Володарського, Свердлова, Кропивницького. У XVIII ст. монастир захопили монахи уніатського ордену василіан. Але їм не вдалося надовго закріпитись на цьому місці, і в 1780 р., не маючи засобів для існування, вони покинули його. В 1786 р. знову повернулися, але ненадовго.
____________________________________________________________________________________________
Наприкінці XVIII Брацлавщина увійшла до складу Російської імперії. На той час монастир мав дерев"яну церкву з трьома куполами (перенесена в 1850 р. в с. Зарванці) на пагорбі неподалік р. Буг, дзвіницю і приміщення з 12 келій. В 1795 р. Вінницький жіночий монастир був возз"єднаний з православ"ям і став поступово рости і зміцнюватись. В 30-х рр. XIX ст. обитель мала високий морально-духовний авторитет. Сюди присилали на виправлення черниць з інших монастирів та досить часто за рішенням суду, за проступки морального характеру присилали на покаяння і мирських жінок.
Причиною перенесення монастиря у 1845 р. з Вінниці до Браїлова стали незручності у його розташуванні, та непридатність для проживання у старих дерев"яних приміщеннях. Саме тому за клопотанням подільського архіпастиря Арсенія обитель було перенесено у м. Браїлів, де залишилися вільними приміщення католицького монастиря після виселення звідти, у 1832 р., монахів-тринітаріїв. Великими та просторими були нові монастирські приміщення, але багато потрібно було праці, щоб привести їх у належний стан. Адже корпуси були іноді навіть без даху, вікон і дверей, розвалювалися стіни. Це не злякало нових господарів. Натхненні піднесенням їх обителі по штатам 1842 р. в І клас, монахині невтомно працювали над оновленням і прикрашенням келій і храмів, забудовували монастирську садибу новими будинками, аж поки обитель не набула прекрасного вигляду.
В кінці минулого століття о. Ігнатій Лотоцький, який служив у Браїлівському монастирі у 1895-1898 рр., писав: "Ще здалеку привертає увагу гарний вигляд містечка і особливо великі монастирські корпуси, над якими височіють церква і дзвіниця. Брудне єврейське містечко... на деякий час применшує ваше захоплення. Зате потім ще відрадніше стає на душі, коли ви в"їжджаєте в монастирські ворота, і після шуму та брудної суєти вас охоплює непорушна тиша. Брудна вулиця змінюється чистим і просторим монастирським подвір"ям, краси якому додає тиша та новонасаджена зелень. Великий монастирський храм постає прямо напроти в"їзду в монастир. За ним тягнуться корпуси, окремі флігелі, а ще далі - господарські приміщення. Кругом чистота і порядок. Помітно старання черниць надати своїй обителі вигляд облаштованого монастиря".
В монастирі було 3 храми: Троїцький (найбільший, побудований 1778 р.), Преподобних Антонія та Феодосія Печерських, Св. Миколая. Діяло училище, де навчали дівчат-сиріт та дочок дияконів.
З початком комуністичної епохи для монастиря почались важкі часи. З будинків залишили монахиням лише один. За нього їм довелося платити, бо всі приміщення радянська влада відібрала і тепер надавала на правах оренди. Монастирі навмисно почали доводити до злиденного стану. В 1925 р. в Браїлівському жіночому монастирі проживало 145 сестер, з них працездатних 53, інші 92 - старі, потребували догляду за собою. Монастир існував виключно на кошти, здобуті особистою працею: зимою - шитвом, влітку - польовими роботами у селян, в сільгоспартілях. Землю, яка належала раніше монастирю, відібрали. Весь сільгоспреманент забрав Жмеринський райколгосп у 1923 р. Єдиним засобом для існування була праця 53 осіб. Їхнього заробітку не вистачало, до того ж потрібно було оплачувати приміщення, що для монастиря було непосильним. Для сплати за приміщення збували навіть одяг, посуд, й інші особисті речі. Восени 1932 р. селяни з сіл Москалівка і Козачівка сховали частину врожаю в Браїлівському монастирі, і їх звинуватили у злочинах проти радянської влади. Серед обвинувачених була і сестра Жукова, якій інкримінували наклепи на колгоспи. Вона була засуджена до ув"язнення. ГПУ прилаштувало до цієї справи також ієромонаха монастиря Бориса (3 роки табору) і єпископа Петра, керуючого Подільською єпархією (заслано на 3 роки до Казахстану), священика Іоанна Шиповича (5 років заслання до Сибіру).
У грудні 1932 р. обласна газета "Більшовицька правда" писала: "Монастир - це кубло контрреволюції, і це засвідчує переховування в його стінах близько 1000 пудів куркульського хліба, що його знайшла Козачівська сільрада. Це кубло треба негайно провчити". Знайдений хліб відібрали, і не лише хліб. У монастиря забрали всі продукти, навіть огірки і помідори. А потім селян з оточуючих сіл примусили проголосувати за закриття обителі, яка намагалася врятувати їх від голоду...
Територія Браїлова під час 2 світової війни входила до складу Транстністрії (Задністров"я), тобто в зоні окупації Румунії. В 1942 р. монастир був відкритий, як багато храмів і монастирів на той час. В 50-х рр. XX ст. наступ на монастирі в області поновився ще з більшою силою. В 1955 р. їх залишилося лише 2 - Браїлівський та Барський. Становище в Браїлівському монастирі було складним. Про це свідчить зокрема заява настоятельниці ігумені Глафіри до облвиконкому (1956 р.), в якій йшлося про те, що територія монастиря зруйнована автомашинами. Руйнується передній фасад воріт. У воротах є дві кімнати, одну займає олієзавод, де приймають молоко, а іншу - електростанція, яку незаконно експлуатують і не ремонтують. Потрібна охорона, необхідно провести ремонт воріт і приміщень. Але в обласного керівництва були зовсім інші плани. В 1962 р. монастир було знову закрито. Тому передувала велика робота партійно-радянських органів. Був закритий Барський монастир. Всіх сестер перевели в Браїлів. Барську чудотворну ікону Божої Матері сестри принесли з собою.
Яка ж робота проведена перед закриттям? Про це ми довідуємось з заяви обкому партії та облвиконкому до секретаря ЦК КПУ тов. Снаби (10 вересня 1962 р.), підписаної секретарем обкому КПУ П. Козирем та головою виконкому обласної ради М. Слободянюком. В ній зокрема говорилося, що обком КПУ та облвиконком "підтримує пропозиції місцевих органів влади та громадськості містечка, виходячи з того, що внаслідок проведеної роботи склалися сприятливі умови для закриття монастиря. Приміщення монастиря розташовані в центрі містечка, біля технічного училища, швейної фабрики. Поблизу знаходиться 2 середня школа, гуртожиток та майже всі установи. Монастир протягом багатьох років є розсадником різних інфекційних захворювань. Частина черниць хворіє відкритою формою туберкульозу, на рак та іншими небезпечними хворобами. Систематично ухиляються від лікування. Крім того, тут знаходять притулок різні бродячі елементи. Черниці живуть в надзвичайно антисанітарних умовах, систематично порушують паспортний режим, правила пожежної охорони. В містечку та в навколишніх селах жебрачать мешканці монастиря. Все це, говорилось, викликає незадоволення громадян. Місцева партійна організація, сільська рада внаслідок проведеної роботи досягла того, що прихід черниць в монастир припинився. Було розроблено заходи по закриттю обителі. Здійснення їх сприяло тому, що протягом місяця 25 черниць виїхали в місця свого попереднього проживання, виїзд інших триває. З тими, що залишилися, проведені індивідуальні бесіди, виявлено їх настрої і наміри. Всі вони вказали адреси, куди виїдуть після закриття монастиря. Жодна з черниць не виявила бажання переїхати в інший монастир. Обком партії та облвиконком просить ЦК КПУ і Раду Міністрів УРСР дозволу закрити Браїлівський жіночий монастир". Всі ці несправедливі звинувачення та наклепи були вигадані, щоб підготувати грунт для закриття, показати, що це народна ініціатива, що так хоче населення і навіть самі монахині. Корпуси були віддані СПТУ.
В 1989 р. монастир було повернуто Православній церкві. 19 березня 1990 р. відслужена перша служба. За 10 років відновлено храм, що був завалений сміттям. Збудували дзвіницю, зробили внутрішню і зовнішню реставрацію всього корпусу і зовнішньої частини Троїцького собору. Відновлено церкву св. Миколая. В монастирі є свої шановані святині. Це ікони Божої Матері Браїлово-Почаївська та Браїлово-Ченстоховська та Троєручиця. Про останню відомо, що написана вона на початку ХІХ ст. на Афоні, і в перші роки гонінь від безбожної влади постраждала від невіруючих вандалів. Серце стискається від погляду на пошкодження, завдане святині тупим предметом. В 20-х роках сестри хотіли відреставрувати образ, та почули голос Божої Матері: "Не торкайтеся Мого лику, нехай залишається таким, як є".
В Троїцький собор повернулася також ікона, яку було написано спеціально для Браїлівського монастиря - це ікона святого Великомученика і Цілителя Пантелеймона. Поки невідомо, де знаходяться дві великих престольних ікони - великомучениці Варвари та Боголюбська ікона Божої Матері. Є в обителі ковчежець з мощами святих угодників Божих З 1995 р. монастирем керує настоятелька ігуменя Антонія (Стеценко).
Местечко Браилов, что неподалеку от Жмеринки, примечательно в отечественной культуре более всего тем, что в 1868 году новоиспеченный миллионер Российской Империи и предприниматель, инженер Карл фон Мекк выстроил здесь дворец...
Супруга барона, Надежда Филаретовна фон Мекк, по кончине мужа организовала здесь военный лазарет на 200 коек, и построила небольшую церковь Всех Святых, каменную часовню в Москалевке, стала покровительствовать искусствам. В 1875 году среди ее стипендиатов был Николай Рубинштейн, создавший в 1866 году Московскую Консерваторию. И именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Весной 1878 года Чайковский получил приглашение приехать в Браилов и прибыл сюда 17-го мая. Свидетельствуют, что визит оставил у него неизгладимые впечатления. Дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями - рай для творческой натуры. Все мелочи быта были продуманы, управляющий имением и прислуга заранее были проинформированы о привычках и вкусах композитора. Период покровительства со стороны фон Мекк - самый благотворный период в жизни композитора. «Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет. - Никогда-никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Кстати, французский импрессионист Клод де Бюсси (Дебюсси) - еще один знаменитый композитор, побывавший в Браилове.
Однако в этой статье мы более подробно поговорим о древнем Браиловском монастыре и двух его чудотворных иконах.
Браиловская обитель
Иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898 годах, писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня. Грязный еврейский городок на некоторое время уменьшает ваш восторг. Зато потом еще отраднее становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает недвижимая тишина. Вместо грязной улицы вы видите чистый и просторный монастырский двор, украшенный недавно посаженной зеленью. Главный монастырский храм расположен прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигеля, а еще далее хозяйственные помещения. Везде чистота и порядок».
Перелистаем более ранние страницы истории. В 1845 году в местечко Браилов утром 1 октября (14 октября по новому стилю) крестным ходом, со своими древне-чтимыми святынями, прибыли монахини из Винницы. На заставе местечка их ожидало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. В воротах обители ход был встречен архиепископом Арсением, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Владыка в свое время обратил внимание на стесненное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье матушке Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались в тот момент пустыми.
Небольшой, но показательный статистический срез прошлого: в конце XVIII столетия монастырский штат Винницкой обители состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц - 12 полек, 8 русских, 4 малороссок.
И вот с тех пор винницкие монахини обосновались в Браилове. В течение нескольких лет в главном монастырском Троицком храме были восстановлены все три придела: главный, центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. В великолепный иконостас над Царскими вратами центрального престола была помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в свое время подарил Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.
Обратите внимание, читатель, на показательный факт: это именно подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий получил у Польского короля Владислава VI в 1635 году разрешение на создание в Виннице православного девичьего монастыря. Напомним, что в 1596 году в юго-западной Руси была насаждена уния и что не раз за историю монастыря он был занимаем иноверцами.
Под холодными помещениями главного храма к 1847 году закончилось строительство храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В северной части монастырского корпуса открыли небольшую церковь в честь святителя Николая, с деревянным изящным, позолоченным с резьбой иконостасом.
С 1864 года при монастыре находилась богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе располагалось училище для сирот, где девочек обучали закону Божию, письму, географии, чтению на русском и церковно-славянском языках, арифметике, истории, черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная православная школа для взрослых женщин.
Во время Первой Мировой войны с 1914 году в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 года года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом. В том же году в Браиловском монастыре был открыт приют для девочек-сирот - детей погибших на фронтах защитников Отечества.
Во времена безбожных испытаний в Браиловский женский монастырь священником был переведен протоиерей Иван Шипович - человек большого ума и глубокой веры, краевед Подолья, с 1893 года преподававший Закон Божий в Винницком реальном училище. История обители гласит, что под духовным окормлением отца Иоанна находилась в Браилове 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря стала состоять из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу. Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время просуществовала. В декабре 1932 года и сам 75-летний батюшка Иоанн, осужденный по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), был сослан в Сибирь, а по возвращении из мест заключения вскоре скончался. Обитель решением Винницкого облисполкома закрыли.
Женский монастырь снова открылся лишь в 1942 году...
В 1950-м, по закрытии Немировской женской обители, в Браиловский монастырь были переведены монахини из Немирова. Оставляя Немиров, они подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой из сестер на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родной Немировский монастырь.
Удивительно, но в 1953-1955 годах, в период новых гонений, был проведен капитальный ремонт Браиловского монастыря, на который было потрачено почти 100 тысяч рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата.
Врата Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря
Руководила ремонтом игумения Глафира; а с августа 1957 года занемогшую матушку сменила игумения Зоя.
1 июня 1956 года Архиепископ Симон (Ивановский) назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так владыка характеризовал батюшку.
В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию. Батюшка пошел к людям с миссионерской проповедью.
В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, по которому власть в приходах передавалась старостам, назначавшихся местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил владыка Симон, после чего был отстранен от служения. А отец Михаил отбыл на пенсию, на приход в винницкие Малые Хутора.
13 октября 1962 года Браиловский монастырь был закрыт второй раз за историю безбожной власти, так сказать, к тридцатилетию первого закрытия. «Скиты», как называл их батюшка, вместили полтора десятка монахинь. Отец Михаил оставался духовником Браиловских сестер до самой своей кончины, 2 февраля 1967 года.
Уже к 1970 году монастырь оказался в ужасном состоянии. Обветшала кровля, фрески Свято-Троицкого храма разрушались. В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - тир.
Свято-Троицкий храм сегодня
Тем не менее, по многочисленным обращениям православных Браилова и Винницкой области монастырь был, наконец, передан Православной Церкви.
19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа совершил освящение и первую Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Из Пюхтицкого монастыря (Эстония) сюда была переведена игуменией Неонила (Ярешко), руководившая Браиловской обителью в течение года. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль, а Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста.
С 1992 по 1994 год сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).
13 июня 1995 года в стены родной обители вернулась икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская», которая бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1962 году. И вот через 33 года ее снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Винницы, вышел крестный ход во главе с архиепископом Винницким и Могилев-Подольским Макарием с иконой Пресвятой Богородицы и подошел к Браилову в десятом часу вечера.
Крестный ход в Браиловской обители с иконой Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»
Об истоках этого образа можно сказать, что Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше, где икону называют «Черной Мадонной», поскольку от древности икона сильно потемнела.
«Черная Мадонна». Образ Божией Матери «Ченстоховская»
Этот «объединительный» для христиан образ имеется практически во всех католических и православных храмах Польши. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Дары покрывают все стены помещения. В России список Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесен поляками российским казакам в 1813 году при взятии русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.
Указывают, что Богородица кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. Наряду с Браиловской к ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Озерянская, Рудненская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.
Икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»
Знаменательна история другой чтимой в здешнем монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской.
Икона Божией Матери Браилово-Почаевская
В 1672 году при взятии Подолии турки осадили Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Икона исчезла. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшей некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игуменьи обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1/14 июня 1888 года), где икона заняла почетное место слева от Царских врат главного монастырского храма. В 1890 году на нее была возложена серебряно-позолоченная риза от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным. Однако после революционных событий 1917 года образ был утрачен.
Подлинный Браилово-Почаевский образ Матери Божией был написан на липовой доске. Сочными яркими красками и самим способом их нанесения он приближался к иконописи эпохи Возрождения. На светлом фоне образа Лик Богоматери казался особенно живым и выразительным.
Икона Божией Матери Браилово-Почаевская. Современный вид
В декабре 1931 года игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) сложила акафист, первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, а вторая - Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 года этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Бар Винницкой области.
Как водится, собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершавшихся от этой Богородичной иконы. Чудеса происходят и теперь.
Нынешняя игуменья обители Антония (Стеценко) молода - 1 января 2010 года матушка отметила свое 40-летие.
Настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря игумения Антония
В Свято-Троицкой Браиловской обители она провела больше половины своей жизни. Еще в 1989 году в числе первых - в то время сестер было всего девять - она, послушница Елена, пришла сюда. В 1991 году приняла иноческий, а в 1993 году монашеский постриг. Игуменьей стала в 1996 году. Под ее руководством монастырь активно развивается: реставрируются храмы, строятся новые хозяйственные корпуса и гостиницы для паломников, приезжающих со всей Украины и из-за границы.
Сегодня в Браиловской обители почти семь десятков сестер (средний возраст 30 лет), 4 священника, 2 диакона.
В Браиловском монастыре сегодня
Любовь к людям побуждает их молиться не только о спасении своём и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - днём и ночью.
В праздник Благовещения, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон посетил Свято-Троицкую Браиловскую женскую обитель в поселке Браилов Жмеринского района
Более десяти веков минуло с той поры, когда совершилось величайшее событие в истории нашего народа - крещение Руси. От воды и Духа заново родился русский народ. Просвещённые Божьей благодатью, вышли из Днепровской купели новые чада Божий. Возрастали, крепли и утверждались в вере Христовой, покрываемые заботой и любовью своего Небесного Отца. Вера, в которой крестились, стала основой жизни людей. Верой руководствовались в делах и поступках. За веру и отечество жизни свои полагали на полях бранных.
Столетиями возносятся молитвы к Небесам на Святой Руси, в которых прославляется имя Творца и Создателя вселенной. Да и возможно ли не славить Пресвятую Троицу, не благодарить за ту любовь, милосердие и щедроты, которые изливает Всеблагий Бог на свой народ.
Во всех печалях, нуждах, скорбях и бедах всегда обращались люди за помощью к Подателю всякой благости и не оставались неуслышанными. А находясь в радости и благополучии, не забывали благодарить Того, кто подал им эту радость и благоденствия.
Многовековая история оставила множество свидетельств такой взаимной любви между Богом и народом Божьим. Сколько человеческих сердец пламенело горячей любовью к Богу. Эта любовь была им путеводной звездой, помогающей пройти земные тернии и достигнуть желаемой цели - Царствия Небесного. Сколько их угодников Божиих, которые теперь являются молитвенниками у Престола Господня за нас грешных и немощных.
А вот ещё одно драгоценное сокровище, дарованное нам Небесной любовью. Ещё одно сердце. Сердце просторнее небес, исполненное неизреченной любовью, всепрощением и великим состраданием к роду людскому. Это сердце Божией Матери. «Царица моя Преблагая, Надежда моя Богородице…» - поет народ Той, которая и теперь является Предстательницей и Заступницей за грешный род человеческий пред Престолом Всевышнего.
И спешит православный люд в святые храмы Божий под покров Царицы Небесной и защиту угодников Божиих, чтобы получить утешение своим исстрадавшимся душам и сердцам. Спешит к Тому, кто вот уже более двух тысяч лет призывает со Креста: «Приидте ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы». /Мф. 11, 28/.
Храмы Божий - свидетели людской радости и печали, благодарности и слез. Храмы и монастыри, древние и новые - множество их воздвигнуто на святой Руси за долгие тысячелетия. Они, как связующие звенья между небом и землёй, как свечи, горящие огнём молитв людских, возносящихся на Небеса. Известные всему миру монастыри и маленькие сельские храмы - все они являются для нас ступенями ведущими в Царство Небесное.
Свято-Троицкая Браиловская женская обитель - это одна из тех множества свечей, зажженных во славу Божию на нашей земле, одна из ступеней лестницы, возводящей людей к Богу.
Прекраснейший уголок Украины - Подолье. Густые леса и зелёные рощи, бескрайние поля и луга, серебристые реки и озёра, поросшие по берегам густым ивняком, где звучат сладкоголосые песни соловушки. В очарованных необыкновенно-прекрасной природой подольской сердцах поэтов, писателей и композиторов, рождались чудные слова, волшебные звуки музыки, в которых выражалось восхищение и любовь к этому райскому уголку на Украине.
Но за долгую многовековую историю Подольского края, как и всей многострадальной украинской земле, пришлось пережить немало бед и скорбей. Чья только конница не топтала нашу землю, кто только не посягал на право быть здесь хозяином. Но всегда находились верные сыны Отечества, которые очищали родную Подолию от непрошеных гостей.
Браилов - совсем небольшое местечко на Подолье. Но в его истории, как в маленьком осколке зеркала отражается история многих городов и всей Украины. Возникший в месте слияния двух рек Браги и Рова, откуда и получил своё название, Браилов принадлежит к старейшим поселениям Подолии. В начале XVII ст. он уже является довольно известным и важным пунктом. Но XVII в. был очень неспокойным для Браилова. Многие владельцы местечка за это время сменили один другого, а со сменой владельцев большие перемены происходили и в самом местечке. Тяжело эти перемены отражались на Православии. Были времена, когда казалось, что процветавшие католицизм и уния совсем заглушили Православную веру. Но нет, она порою тлела, как маленькая искорка, готовая в любой момент разгореться в большое пламя, что и произошло в последствии.
И свидетельством того, что пройдя через многие испытания Православие утвердилось в этом месте, является драгоценнейшая жемчужина, которая своей чистотой и благодатью привлекает к себе народ со всей округи. Свято-Троицкая женская обитель. Как к благоуханному цветку слетаются пчёлы, так и к этому святому месту собираются боголюбивые сердца из ближних и дальних селений.
Красивые кованые ворота обители гостеприимно распахнуты. Но прежде, чем войти и насладиться нынешним благоустроенным видом монастыря, вдохнуть аромат, исходящий от цветников разбитых по обе стороны дорожки, ведущей от главного входа к собору Пресвятой Троицы прежде, чем войдя в храм, обретём упокоение своей душе в молитве, давайте отворим ещё одну дверь - дверь в историю создания Браиловского монастыря. Для этого нам придется вернуться в далёкое прошлое.
1635 год. Времена нелёгкие, для Православия. В юго-западной Руси победоносно распространялась уния, введённая в 1596 году.
Болью отозвались эти события в сердце человека, глубоко преданного православию. И вот королю Владиславу VI подают прошение, в котором подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий ходатайствует о создании в г. Виннице девичьего монастыря. Высочайшее разрешение получено. Главным мотивом для устроения монастыря было, как говорится в королевской грамоте: «старание об увековечении и распространении славы Святаго Величия Божия, поелику всякая помощь получается от Бога, Который есть Верховный Распорядитель всего».
Желание М.С. Кропивницкого исполнилось. С целью поддержания православия в Брацлавщине благочестивым фундатором устрояется в Виннице Православный женский монастырь.
Как вспыхивает в ночном небе яркая звёздочка, так среди тьмы отступления от веры отеческой воссияла новая обитель.
С радостью встретили её появление окрестные жители: соседние земледельцы и Винницкие мещане наделили обитель землёю и разными угодьями. Обеспеченный материально, монастырь стал крепнуть и возрастать. Вот уже его территорию украшает деревянная трёхкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии; заведено в монастыре общежитие по уставу святого Василия Великого. Теплятся лампады перед святыми образами, возносятся к Небесам сердечные молитвы. Казалось бы, что всё складывается благополучно. Но никогда не была простой и лёгкой дорога, ведущая вслед за Господом. Ещё во дни своей земной жизни Спаситель говорил о том, что все, кто хочет за Ним идти будут гонимы и притесняемы. То же произошло и с новоустроенной Благовещенской обителью. Не мог враг рода человеческого потерпеть света благодати Божьей воссиявшего в новом православном монастыре для просвещения и спасения людей. Под ударами унии и латинства пала молодая неокрепшая ещё обитель. Неизвестно в каком именно году произошёл захват Винницкого девичьего монастыря униатами, но новую монастырскую церковь освящал в 1723 году уже униатский епископ Афанасий Шептицкий. Но не суждено было развиться и окрепнуть на этом месте и униатскому монастырю. Произвол и насилие, царившие в то время в Польше подорвали чувство всякой законности. Частная собственность, имущество храмов и монастырей сделались предметом насильственного захвата любителей наживы. Земли и угодья, когда-то дарованные Винницкому православному девичьему монастырю, подверглись той же участи. Поэтому стал постепенно приходить в упадок и униатский женский монастырь. В 1780 году униатские монахини покинули опустошенный и расстроенный ими когда-то цветущий монастырь.
Целых шесть лет находился монастырь в полном запустении. В 1786 году в нём поселились четыре монахини-базилианки. Печальная картина полной разрухи и убожества предстала их взору.
Но наступили времена, которые обещали для обедневшей обители лучшее будущее. В 1793 году Подолия вошла в состав государства Российского, а в 1795 году и Винницкий униатский женский монастырь был воссоединён с Православием. Для Православия на Подолии облегчение наступило не вдруг. За долгие годы в окатоличенном крае, где православие притеснялось, много нужно было потрудиться для возрождения, укрепления и процветания правой веры наших предков.
Самая трудная, но и наиболее почётная миссия выпала на долю архиепископа Иоанникия (Никифорович-Полонский) - первого Подольского архипастыря. Задача не из лёгких: в ополяченном, окатоличенном крае воскресить Православие, в запущенные, разрушенные храмы вдохнуть новую жизнь, воспитав активных борцов за прадедовскую веру.
Четверть века изо дня в день нёс он людям слово Христово, обращая в лоно Русской Церкви заблудшие души, стоял на страже интересов своей многострадальной паствы. За годы служения на Брацлавско-Подольской кафедре (1795 - 1819 гг.) трудами Владыки были открыты Шаргородская, а затем Подольская духовные семинарии, два духовных училища. Архиепископ Иоанникий и почитается, как первый просветитель Подолии. Произошли изменения к лучшему и в Винницкой обители по возращении её в Православие.
Первой игуменьей монастыря была назначена насельница Чигиринской обители Палладия. Она управляла монастырём до 1798 года, а после попросилась на покой обратно в Чигирин. Но Преосвященный Иоанникий оставил её пока на месте, предложив избрать себе в сотрудницы по управлению монахиню Елену. В том же 1798 году была назначена в Винницкую обитель новая игуменья - Вера.
Дворянка по происхождению она была пострижена в рясофор в 1766 голу в Киевском Богословском монастыре архимандритом Тарасием, а в 1768 году архимандритом Амфилохием в мантию. С 1766 по 1790 гг. несла клиросное послушание в Богословском монастыре, затем митрополит Самуил перевёл её во Флоровский монастырь. Здесь матушка Вера пребывала до 1798 года, пока не была назначена игуменьей в Винницу.
Материальное положение Винницкой обители теперь немного улучшилось. После прибавки сделанной императором Павлом I , годовой бюджет монастыря увеличился от 701 р. 80 коп. до 1200 р. Также материальной поддержкой для монастыря послужило присоединение к нему упразднённого монастыря Рожецкого.
Монастырская утварь несколько пополнилась Высочайшим пожертвованием в 1799 году. Но не оставляли обитель и трудности. Насельницы испытывали большую скудость. По штату, например, ничего не полагалось на общую трапезу и монахини уделяли для этого из своего крохотного содержания по 3 рубля в год. Понятно, на такую сумму нельзя было прокормиться, поэтому игуменья Вера просила в 1800 году разрешения взять на эти нужды денег из других монастырских сумм.
И всё же не смотря на трудности монастырь не оскудевал инокинями. В конце XVIII ст. монастырский штат состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц. Насельницы были разных национальностей: 12 польской, 8 российской, 4 украинской. Многие из них были пострижены православными иерархами ещё во время унии (большей частью в Молдавии).
Игуменья Вера чрезвычайно энергичная и деятельная, управляла монастырём до 1814 года. Затем до 1832 года монастырь не имел игуменьи и делами обители правили казначеи:
Серафима (1815 — 1821 гг.)
Антония(1822 — 1825 гг.)
Досифея(1826 — 1827 гг.)
Поликсения (1828 — 1832 гг.)
После правления монастырём казначеями в 30-е годы снова начальствует в Винницкой обители очень деятельная игуменья Анфиса, много потрудившаяся для благоустроения монастыря. При ней количество насельниц увеличивается.
Правящим архиереем Подольской епархией в то время был архиепископ Кирилл. Он приступил к выполнению своих обязанностей в 1832 году и десять лет пребывал на этой нелёгкой и ответственной должности. Он трудился не покладая рук, продолжая укреплять в Подольском крае основы Православия, обращая к вере предков тех, кто поддался влиянию иезуитов, которые удерживали на Подолии ещё достаточно крепкие позиции. Вот с ними и повёл решающую борьбу Владыка уже с первых дней своей деятельности.
Архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) был известным проповедником, человеком высокообразованным. Кроме того, он обладал такими качествами как доброта, щедрость, открытость, доступность и деловитость. Как правило, все дела рассматривал незамедлительно, а потому двери его приёмной были всегда открыты для всех.
Результатом трудов Владыки стало то, что за время его служения увеличилось количество присоединений к Православию из унии и католицизма. И в скором времени уния полностью приостановила свою деятельность, соединившись с Православной церковью.
Трудами преосвященного Кирилла небольшие, ветхие деревянные храмы, неприглядные внешне и убогие внутренним убранством, сменялись новыми крепкими и каменными. Пополнялись церковной утварью и богослужебными книгами.
Дальнейшее развитие получило духовное образование. Открываются новые училища, укрепляется материальная база семинарий, при храмах создаются библиотеки.
Владыка Кирилл большим вниманием окружал сирот и вдов, престарелых, инвалидов и убогих. Для облегчения их жизни он создал особый фонд из добровольных пожертвований. Чуткий и внимательный к чужой беде Владыка отдавал сиротам почти все свои сбережения. Вообще, «доброта была характерной чертой преосвященного Кирилла, - отмечал историк В. Лосицкий. - Она была видна в его лице, светилась в его глазах, чувствовалась в его мягком, симпатичном голосе. Эта доброта помимо воли притягивала к нему не только прихожан, но и иноверцев».
Почил Владыка Кирилл в Петербурге, куда был командирован по делам Священного Синода. Поехал уже больным, и как описывает В. Лосицкий, на границе родной епархии преосвященный долго беседовал со своими почитателями, а потом обращаясь к Подольской земле, поднял руки и благословляя сказал: «Прощай, любезная Подолия, мне уже не видеть тебя более».
Похоронили четвертого Подольского архипастыря в Никольском храме Свято-Александро-Невской лавры.
Именно Владыка Кирилл ещё в 30-е годы отозвал из Чигиринского монастыря м. Анфису для игуменского служения в Виннице. Её трудами в обители были воздвигнуты дом с игуменскими кельями, корпус для сестёр, а также предположена была постройка церкви. Особенно содействовала игуменья Анфиса поднятию материального благосостояния монастыря тем, что выиграла процесс с помещиком с. Вороновицы гр. Грохольским и взыскала с него 15 тыс. рублей, составивших основной капитал монастыря.
После игуменьи Анфисы настоятельницейВинницкого монастыря стала игуменья Таисия. При ней и произошло перемещение монастыря из Винницы в Браилов. Совершилось это событие в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 н.ст.) 1845 года.
Правящим архиереем в то время был Архиепископ Арсений, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. И мысль о перенесении монастыря всецело принадлежала ему. Преосвященный Арсений был стойкого нрава, непреклонной воли, высокой мудрости, крепко державший бразды правления в своих руках. Он был настоящим отцом, хотя и строгим, но горячо любящим свою церковную паству. Много трудов было положено его священством для ограждения православного народа от произвола католиков-помещиков. При Преосвященном Арсении улучшилось положение православного духовенства. Владыка обратил своё внимание и на стеснительное положение монастыря в Виннице. Он предложил игуменьи монастыря м. Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались пустыми после выселения отсюда в 1832 году католических монахов-тринитариев.
Ходатайство игуменьи было решено положительно, и вот 30 сентября (13 окт. н.ст.) 1845 года в Винницкой монастырской церкви была отслужена в последний раз Божественная Литургия и напутственный молебен, после которого сестры обители с крестным ходом и со своими древне-чтимыми святынями вышли из Винницы в местечко Браилов.
Утром 1 октября (14 окт. н.ст.) монастырский крестный ход прибыл в Браилов. На заставе местечка его встречало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. Отсюда все вместе проследовали к отведенным для монастыря зданиям. В воротах обители встретил будущих насельниц сам архиепископ Арсений и после каждения и архипастырского благословения отслужил торжественный молебен перед древне-чтимой в обители иконой Божьей Матери. Затем крестный ход проследовал в большую монастырскую церковь, где была совершена Божественная Литургия с благодарственным молебном, и лишь после этого сестры стали устраиваться на новом месте.
С этого момента начинается новая страница жизни Винницко-Браиловского монастыря. Сестры обители непрестанно трудились, благоустраивая свой новый дом.
Монастырские здания были величественные и вместительны, но много нужно было приложить усилий и труда, чтобы привести их в надлежащий вид после тринадцатилетнего запустения. Вместо иконостаса, алтарь от средней части храма отделяла небольшая каменная стена; штукатурка обваливалась; обваливались некогда украшавшие храм живописные изображения; разрушались церковные стены и снаружи. Монастырские корпуса стояли по местам без крыши, окон и дверей. Но монахини трудились неустанно над обновлением и украшением монастырских зданий, придавая своей обители благолепный вид.
Проходили, сменяя друг друга, дни, месяцы, годы. Прилагая труды к трудам, вознося горячие молитвы, сестры возрождали свою обитель. В главном монастырском храме восстановлены уже все три предела: главный центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. Теперь алтарь отделяет не каменная стена, а великолепной работы иконостас. Над Царскими Вратами центрального престола помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в своё время подарил для новосозданной Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.
Поскольку размеры храма достаточно велики, то зимой в нём бывало очень холодно. Игуменья Таисия приняла решение строить тёплую церковь под помещениями главного храма. И вот уже в 1847 году закончилось строительство храма в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Тёмные краски иконостаса, массивные столбы, низкие своды и полумрак напоминает о жизни и подвигах первых христиан.
После открытия монастыря, спустя 13 лет, в северной части монастырского корпуса открыла свои двери для молящихся ещё одна тёплая церковь- в честь святителя Николая. Небольшой по размерам уютный храм был украшен простым деревянным, но весьма изящным позолоченным с резьбой иконостас.
Под кровом Браиловской обители находили приют не только ушедшие из мира и посвятившие себя Богу сестры. С 1864 года при монастыре существовала богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе расположилось училище для девиц-сирот, где девочек обучали Закону Божию, письму, географии, чтению русского и церковно-славянского языка, арифметике, истории и черчению, а также рукоделию и церковному пению.
Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная школа для взрослых женщин г. Браилова. Занятия проходили по воскресным и праздничным дням в монастырской столовой. В школе учили, как правильно произносить молитвы и объясняли их смысл. Рассказывали о происхождении церковных праздников, христианскую историю, обучали чтению.
Шли годы. Святая обитель процветала, мирно и тихо протекала жизнь сестёр. По-прежнему творили они дела любви и милосердия. Множество паломников из ближних и дальних селений стекались в монастырь для облегчения и утешения своей наболевшей души. А если посетить монастырь в летние праздники - Вознесения Господня, Пятидесятницы, в неделю всех святых, в день святых апостолов Петра и Павла, в праздники Успения и Рождества Пресвятой Богородицы, то можно было увидеть тысячи народа, собравшегося в обитель для молитвы.
Мирные времена сменились военным лихолетьем. Но и тогда монастырь не прекращал своей благотворительной деятельности. Во время Первой Мировой войны 1914 года в Браиловской обители был открыт военный лазарет на 50 коек. Заботу о раненных проявлял правящий епископ Митрофан, который лично посещал лазарет. А в мае следующего года император Николай II за помощь фронту наградил игуменью Екатерину золотым крестом.
В январе 1915 году настоятельница Браиловского монастыря игуменья Екатерина обратилась в Земское управление с просьбой открыть приют для девочек-сирот погибших на фронтах воинов. На Земском заседании просьба была рассмотрена, разрешение получено, и, кроме того, Земское управление обязалось выплачивать на содержание приюта ежемесячно 200 рублей. Так Браиловский женский монастырь своей благотворительностью старался помогать не только воинам, полагавшим жизнь свою за веру и отечество на полях бранных, но и их детям, которые так нуждались в помощи.
Наступил год, который кровью обозначился на черной странице истории нашего Отечества - год 1917. Пришло время испытаний. Наступили дни, когда скорбями, притеснениями, гонениями, угрозой лишения жизни проверялась твёрдость веры людей.
Один за другим принимаются антирелигиозные законы: декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви», декрет «о земле», по которому у церквей и монастырей отбирались все земельные наделы. Запрещалось совершение церковных таинств и обрядов, крещения, погребения без предварительной регистрации в ЗАГСе.
В Браиловский женский монастырь священником переводится протоиерей Иван Шипович. Отличный педагог, человек большого ума и глубокой веры. Он с июня 1893 года преподавал Закон Божий в Винницком реальном училище. Всю свою жизнь изучал историю края, оставил много публикаций по истории Подолья. Был награжден как церковными так и светскими наградами. В декабре 1932 года батюшку осудили по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и в возрасте 75 сослали в Сибирь. По возвращении из Сибири он вскоре скончался.
В Браилове под духовным окормлением о. Иоанна находилась 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря состояла из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу.
В конце 20-х в начале 30-х гг. повсеместно началось закрытие храмов, а затем стали закрывать и монастыри. В 1929 г. был закрыт Немировский монастырь. Арестовывали и ссылали в лагеря священников и архипастырей.
Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель всё-таки ещё некоторое время просуществовала. Но повод для закрытия монастыря нашёлся очень скоро.
Во время коллективизации и искусственного голода люди приходили тайком в монастырь, чтобы спрятать там часть урожая. После обыска из монастыря был вынесен весь спрятанный урожай и в 1932 году в декабре постановлением Винницкого областного исполкома монастырь в Браилове закрыли.
На десять лет умолк звон монастырских колоколов и перестала возноситься молитва в стенах обители.
И только во время немецкой оккупации в 1942 г. Свято-Троицкий женский монастырь снова открывается.
Опять возродилась жизнь в обители. Затеплились лампады перед образами, замерцали огоньки свечей и вознеслись к Небесам из уст насельниц молитвенные прошения и благодарения. Вновь зазвучали в стенах монастырских храмов нежные звуки церковных песнопений.
Но в скором времени, словно чёрная туча, надвинулась на Церковь война гонений. Уже в 50-м году закрыли Немировский женский монастырь, а монастырские помещения были отобраны для размещения в них детского дома. Немировских монахинь перевели в Браиловскую обитель.
Оставляя монастырь монахини подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой монахини на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родную обитель.
На новом месте изгнанные монахини нашли приют, утешение своей скорби и любовь Браиловских сестёр.
Жизнь продолжалась. И не взирая на все трудности и препятствия со стороны властей, с 1953 по 1955 гг. был проведён даже капитальный ремонт монастыря, на который за это время было потрачено почти 100 тыс. руб. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата. Полностью был отреставрирован храм внутри и снаружи. В церкви Святой Троицы постелили деревянный пол, которого до ремонта не было вообще. Со временем была заменена стропильная система и отремонтировано перекрытие. Восстановлена ограда вокруг монастыря и отремонтированы въездные ворота.
Все эти нелёгкие труды по устройству обители проводила игуменья Глафира, занимавшая в то время пост настоятельницы монастыря. После матушки Глафиры, которая по состоянию здоровья больше не могла управлять монастырскими делами, с августа 1957 года настоятельницей становится игуменья Зоя. Ей пришлось управлять обителью в самый трудный период жизни монастыря, но как трудолюбивая пчела она трудилась на благо родной обители.
Архиепископ Симон (Ивановский) любил приезжать в Браиловский монастырь. Он часто совершал здесь богослужения, на которые стекалось множество народа. Так на Пасхальную заутреню 1956 года, возглавляемой Владыкой Симоном, собралось около двух тысяч человек.
1 июня 1956 года Владыка Симон назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. Отца Михаила, твёрдого борца за Православие, Владыка знал ещё с 1936 года, когда посетил приход на Волыни, где батюшка был настоятелем. Тогда отец Михаил произвёл на Владыку неизгладимое впечатление. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так Владыка охарактеризовал батюшку.
В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию, чтобы всех подчинить папе Римскому.
В такой обстановке довелось жить и трудиться батюшке. Кроме совершения богослужений и треб, он шёл к людям с миссионерской проповедью. В Браиловском монастыре начался новый подвиг о. Михаила - ежедневное служение с сестрами обители и многочисленное исполнение треб для прихожан.
Владыка Симон и отец Михаил вместе прошли многое и научились видеть духовное в суете мирской. И видели они, что начинается новая эпоха гонений и новое поколение должно пройти новые испытания.
В 1961 году Владыка Симон отказался подписать постановление, передающее власть в приходах их старостам, назначенных местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил он. За этот возглас Владыку Симона тут же отправили на покой. Теперь, казалось всё пошло под откос. Без разрешения уполномоченных по делам религии священникам запрещалось совершать требы «на людях», а тем более нелегально. Начались гонения со стороны властей и на отца Михаила.
Переживая, отец Михаил всё больше терял здоровье. Уже 15 ноября 1962 г. чувствуя слабость и недомогание он пишет Владыке Иоасафу (Лелюхин) о своём уходе на пенсию с просьбой о назначении пенсии «…за 45 лет моего священнического сана».
Браиловский Свято-Троицкий женский монастырь был уже на грани закрытия.Предвидято,чтонекому будет окормлять монахинь в случае гонений, отец Михаил переводится на приход Малых Хуторов города Винницы, а получив долгожданную пенсию, присматривает дом на Винницких Хуторах, выкупает его и тут же переделывает его на общежитие. Потом ещё подыскивает несколько домов с этой же целью недалеко от Иоанно-Богословского храма на тех же Малых Хуторах города Винницы.
13 октября 1962 года Браиловский монастырь закрыли, монахинь разогнали, но верных чад уже ждали «монастыри в миру». «Скиты», как называл их батюшка, вместили около пятнадцати монахинь.
Не до отдыха на пенсии было отцу Михаилу: он продолжает духовно окормлять Браиловских сестёр и остаётся их духовником до самой смерти. Отошел ко Господу батюшка 2 февраля 1967 года.
После закрытия Браиловской обители монастырские строения стали приходить в упадок. Уже в 1970 году железное покрытие монастыря было в ужасном состоянии, значительная его часть была просто сорвана ветром. Внутри Свято-Троицкого храма все настенные фрески постепенно разрушались. Как всегда средств на реставрацию памятника архитектуры XVIII ст. не нашлось, и потому монастырь постепенно разрушался.
В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы.
В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, устроили тир для стрельбы.
Но не суждено было туристической базе долго здесь находиться. Благодаря многочисленным обращениям верующих Браилова и Винницкой области, а так же просьбам Митрополита Винницкого и Брацлавского Агафангела и духовенства Винницкой епархии 4 сентября 1989 года монастырь передан Православной Церкви. И вот наступил тот великий радостный день, которого ждали, о котором молились тысячи верующих сердец.
19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел совершил освящение и первую Божественную Литургию в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, в храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа.
Из Пюхтицкого монастыря на Винничину была переведена монахиня Неонилла (Ярешко). Возведённая в сан игуменьи, она стада настоятельницей Браиловской обители. Матушке предстояла огромная работа по к восстановлению монастыря. После закрытия монастыря в помещении, где располагалась просфорня, держали скот. От этого фундамент здания осел и просфорня почти разрушилась. Настенные фрески были уничтожены.
Войдя в середину монастырского корпуса паломников встречает икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими - единственная фреска сохранившаяся с тех времён.
Постепенно в помещениях проводился ремонт, монастырь обзаводился необходимым инвентарем и подсобным хозяйством. Митрополит Агафангел приобрёл для обители грузовой автомобиль. А вскоре и Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю ещё один грузовик.
Матушка Неонилла (Ярешко) была настоятельницей до 1991 года. Некоторое время (с 1992 по 1994 года) сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).
В каждом уголке обители ощущается мир, благодать, любовь. А всё это потому, что монастырём с 1994 года управляет матушка мудрая, с любящим и заботливым сердцем. Знает она простую истину: где Бог, там любовь, а где любовь, там и Бог. Вот и старается она сохранить в мире и любви вверенных ей Богом сестёр обители.
Матушка Антония (Стеценко) в монастыре с первых дней его открытия, и уже 15 лет, как несёт в монастыре самое трудное послушание - игуменство. Нелегко смотреть за большим хозяйством, заботиться о нуждах обители. А самое трудное и ответственное дело - это вести ко спасению сестёр, которые ради этого и пришли в монастырь. И в исполнении самого трудного послушания помогает матушке сама Царица Небесная. При ней 13 июня 1995 г. совершилось ещё одно радостное событие. В стены родной обители вернулась икона Божьей Матери Браилово-Ченстоховская. Икона эта после закрытия монастыря в 1962 г. бесследно исчезла. И вот уже более чем через три десятка лет её снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной Литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Винницы, в Браилов вышел крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы.
Нескончаемый поток верующих с пением акафиста, составленного в 1931 г. игуменьей Софией (Рачинской), и молитв в честь чудотворной иконы Божией Матери, направился в г. Браилов. В десятом часу вечера крестный ход подошёл к Браилову. Идут люди, из уст и самого сердца льётся молитва, глаза наполнены слезами радости. Теперь уже ничего не страшно, когда Матерь Божия снова со своим народом, когда опять Богородица полноправной хозяйкой входит в свой дом. И всю эту радость умножает торжественный звон монастырских колоколов.
Из ворот обители со свечами в руках вышли монахини встречать свою Заступницу и Покровительницу.
Под Её покровом когда-то сестры перешли из Винницы в Браиловский монастырь. Под Её защитой долгие столетия инокини переносили все тяготы и беды. К Ней обращались за помощью и благодарили за оказанную милость не только насельницы обители. Отовсюду стекался народ в это святое место, чтобы поклониться чудотворному образу.
Икона Божией Матери Браилово-Ченстоховская находится в монастыре с давних пор, и многие предполагают, что этим образом благословил Винницкую обитель её основатель Михаил Кропивницкий. Похожа она на Ченстоховскую икону и, думается, что это один из древнейших её списков. В 1860 году на образ была возложена серебрено-позлащенная риза, а по бокам были расположены металлические привески, представляющие то отдельные члены человеческого тела, то всего человека: знак благодарности тех, кто получал от неё благодатное исцеление. Но всего этого не сохранилось.
Знаменательна история другой чтимой в монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской. В 1672 году при взятии Подолии турки осаждают местечко Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. С этого времени исчезает особо чтимая в народе икона Божией Матери. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из Лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись этой иконой, он пришел к выводу, что это копия, бывшая некогда в Браилове чудотворной иконы. Тогда же он сообщил это игуменьи женской обители. И по разрешению Лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1 июня/14 июня 1888 года). В 1890 году на неё была возложена серебрено-позлащенная риза, но в первоначальном виде она не сохранилась.
Собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений совершавшихся от икон Божией Матери. Чудеса эти происходили во времена былые, происходят они и в настоящее время.
Источник милосердия Пресвятой Богородицы неисчерпаем. Не иссякают являемые Пресвятой Девой чудеса и в наши дни. Как и много столетий тому назад, так и сегодня Царица Небесная готова прийти нам на помощь. Только бы мы сами стремились к Ней, только бы открыли Ей свои сердца, только бы не переставали прибегать к Ней с верой и горячей молитвой.
Прошли долгие годы со дня основания Свято-Троицкой обители. Были и радостные моменты в её истории, были и смутные времена лихолетий. Всё пережила святая обитель: и разорения и восстановление. И вот уже 20 лет открыты монастырские врата для всех, кто любит Бога и стремится к Нему.
Войдёмте и мы с вами в этот кусочек рая на земле. Войдём и сердце наше пусть наполнится любовью и благодатью, душа покоем и тишиной, очи насладятся красотой и благолепием.
Под звон колоколов войдите в величественный собор, который покорит вас своей белоснежной чистотой и блеском позолоты. А вам навстречу, словно с небес, сойдёт на лентах образ Царицы Небесной. Сойдёт для того, чтобы исполнить ваши прошения, чтобы подать утешение в скорбях и исцеление в болезнях. Взгляните Ей в глаза - вы не сможете не поверить Ей и не любить Её. И тогда молитва сама польётся из вашего сердца.
Живут в обители, творят молитву и трудятся 65 сестёр, 4 священника, 2 диакона. Что привело их в это святое место? Любовь к Богу и людям. По любви к Богу они оставили мир и родных, пришли сюда, чтобы посвятить всю свою жизнь Тому, Кто её даровал - своему Создателю.
А любовь к людям побуждает их молиться не только о своём спасении и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - и днём и ночью.
Чтимые святыни обители:
Браиловская Ченстоховская икона Божией Матери
Браиловская Почаевская икона Божией Матери
Частицы мощей :
Вмц. Татианы
Равноап. Марии Магдалины
Первомученика архидиак. Стефана
Адрес обители:
Украина, 23130, Винницкая обл., Жмеринский район, пгт. Браилов, ул. Монастырская, 1