Завет Бога с Аврамом

Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт. 15.1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков » (Быт. 5.5). И «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт. 15.6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4).

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

Но прошло более двадцати лет, Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять, а наследник у Аврама еще не родился. И тогда Господь вновь обратился к Авраму и подтвердил их завет: «…Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1–2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и не одного народа, но многих народов, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». И ему и его потомкам отдается ханаанская земля в вечное владение. Но, более того, Господь обещает Аврааму быть его Богом: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму.

Завет состоял, в первую очередь, из обетований Божиих, но от Авраама и его потомков также требовалось нечто, что стало бы видимым знаком этого завета, напоминанием о заключении завета с Богом. Этим знаком по повелению Господа стало обрезание, которое необходимо было совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения, в том числе над детьми слуг и рабов, которые, живя среди народа Авраама, также принимают участие в завете. Обрезание имеет важное прообразовательное значение, указывая на таинство Крещения, которое также вводит человека в завет с Богом, но только уже завет Новый.

Обращаясь вновь к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». При этих словах Авраам «пал… на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе:…неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16–17). По словам прп. Ефрема Сирина, «Авраам посмеялся, не потому что усомнился… Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость; тогда Авраам посмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит сие с ними. Посему-то и говорит ему Бог: воистинну, се Сарра жена твоя родит тебе сына ». И имя было определено для сына Авраама – Исаак, что с еврейского языка как раз и означает «он воссмеется, возрадуется», указывая на радость родителей по поводу рождения Исаака. И с ним также Господь обещает поставить завет: «и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19). Более того, было указано точное время рождения Исаака – ровно через год после этого обетования (Быт. 17.21).

В тот же день Авраам в знак завета с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Завет Бога с Авраамом В земле Ханаанской Бог явился Аврааму в видении ночью и сказал ему: «За твою веру Я дам тебе великую награду». Авраам на это сказал: «Господи! Чем Ты наградишь меня, когда детей у меня нет и чужому достанется имение мое?» Господь ответил: «Нет, не чужой

Из книги Иудаизм автора Барановский Виктор Александрович

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

2. Завет с Адамом, завет с Ноем и вечный завет Завет с Адамом тесно связан с Божьим обетованием в Быт. 3:15, которое называется протоевангелием (первой проповедью Евангелия). Согласно этому Евангелию в его высшем значении, Христос - Семя победит лукавого (Рим. 16:20). Завет с Ноем

Из книги Рукописи из кельи автора Феофан Затворник

3. Завет с Авраамом, Синайский завет и завет с Давидом Завет благодати с Авраамом (Быт. 12:1–3; 15:1–5; 17:1–14) имеет фундаментальное значение для всего хода истории спасения (Гал. 3:6–9, 15–18). Через семя Авраама, под которым понимаются не только его бесчисленные потомки, но и

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. Завет Бога с еврейским народом Завет сей окончательно утвержден на Синае, но приготовление к нему начато с первого приближения Божия к Израилю в Египте. Положительная религия сходит с неба, но селение ее на земле всегда есть сердце. В нем она насаждается, им усвояется и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Завет Бога с Ноем 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: "И обонял

Из книги Бытие и Исход из Торы автора Мельников Илья

Подтверждение завета Бога с Аврамом 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение "Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского..." Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского вместе

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

18. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: "В этот день заключил Господь завет с Аврамом…" Еврейское название завета "берит", происходящее от глагола, означающего "резать,

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Глава 17 Бог возобновляет завет Свой с Аврамом 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; 1. "Аврам был девяноста девяти лет..." "Для чего Бог медлил столько времени? - задается вопросом святой

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Божий завет с Аврамом 1 После этого Господь обратился к Авраму в видении:- Не бойся, Аврам.Я - твой щит;награда твоя будет весьма велика.2 Но Аврам сказал:- О Владыка a, Господь, что Ты можешь мне дать, если я остаюсь бездетным, и мое имущество унаследует b Элиезер из

Из книги автора

ИСХОД И ЗАВЕТ БОГА С ЕГО НАРОДОМ Центральными событиями книги Исход являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Свое правление Моисей осуществлял

Из книги автора

Всемирный потоп и завет Бога с Ноем Зло быстро распространилось в мире; не избежали его и потомки Сифа. Они стали смешиваться с потомками Каина и повторять их злодеяния. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца

Из книги автора

Завет Бога с Аврамом и Обетование сына После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот

Из книги автора

21. Завет Бога с Ноем. 21. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь (Бог) в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:“И обонял

Из книги автора

7. Подтверждение завета Бога с Аврамом. 7. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.“Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского…”Хотя Моисей и не говорит прямо того, чтобы выход Аврама из Ура Халдейского

Из книги автора

Глава 17. 1. Бог возобновляет завет Свой с Аврамом. 1. Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;1. “Аврам был девяноста девяти лет…”“Для чего Бог медлил столько времени? – задается вопросом

ЗАВЕТ С АВРААМОМ
Роберт Рейберн (С незначительными сокращениями)
http://sermons.faithtacoma.org/Genesis/genesis29.htm

Быт.15.1-21

Эта глава посвящена завету Бога, заключенному с Авраамом, или, лучше сказать, возобновлению завета, который Бог уже заключил с ним. Обетования, которые Он делает Аврааму, раскрываются только сейчас. Уже в Быт.12 Он обещал Аврааму детей; затем в Быт.13.16 Он повторяет это обещание более четко и определенно. Еще одно повторение или продление срока действия Завета Бога с Авраамом предстоит в Быт.17.
Сейчас я хочу показать вам, насколько важна эта история для понимания Библии и христианской веры. В Библии есть определенные моменты, которые являются окончательными и решающими и служат определению природы и характера библейской вести и всей истории. Перед нами один из таких моментов, и если вы понимаете Священное Писание в целом, вы должны понять, что этот Завет играет ту роль, которую он будет играть во всем Писании.
Позвольте мне попытаться продемонстрировать окончательную, формирующую роль этого завета Бога с Авраамом, особенно как он описан в Быт.15, для всего смысла христианской веры, как он дан в Писании.
1. Во-первых, завет с Авраамом организует всю остальную историю спасения.
Вся дальнейшая библейская история будет описывать судьбу завета Бога с Его избранным народом. Иначе говоря, история спасения в Новом Завете – это отношения, которые Бог установил со Своим народом. Но завет с Авраамом – это первый и основной образ этого Завета. Все, что следует далее – это просто развертывание, развитие и исполнение этого Завета, который Бог заключил с Израилем.
Когда мы думаем о Завете Бога с Его народом, мы более склонны представлять себе Израиль на горе Синай, дарование Закона, вхождение в землю обетованную и так далее. Но все это не что иное, как развитие изначального завета с Авраамом, как ясно из Быт.15.7, 13-16. В Исх.2.24, в частности, сказано, что Бог пришел вывести Израиль из Египта, когда он страдал от угнетения в этой чужой стране, когда Он вспомнил Свой завет с Авраамом. Позже, в Исх.6.3, Господь сказал Моисею, что Он избавит Израиль из Египта в силу Своего обетования Аврааму, ибо Израиль есть потомство Авраама.
Завет, заключенный Богом с Израилем на Синае, нигде не называется новым или другим заветом, ибо это просто обновление и усиление завета Бога, уже давно заключенного с Авраамом. Обетования первого завета – взаимоотношения с Богом, множество потомков и земля Ханаанская – в точности те же, которые занимают центральное место в завете, заключенном чрез Моисея.
Израиль на Синае и в пустыне стоит в завете Божьем, заключенном с Авраамом. Более того, завет, который Бог позже заключит с домом Давида, описанный в 2 Цар.7, лишь служит первому завету, заключенному с Авраамом. Этот завет дает средства, через которые обетование Божие Аврааму будет исполнено. В завете с Давидом Бог обещал вечного Наследника его престола, Великого Царя, Который будет царствовать в Царстве Божием навеки. В Пс.72 этот обетованный Царь, Помазанник, Мессия описывается так, что мы узнаем, что «все народы будут благословлены чрез Него, и они будут называть Его благословенным». Иными словами, Божие обетование Аврааму, что чрез него благословятся все народы земли, ныне исполнено в Царстве грядущего Царя, Который, конечно же, есть Иисус Христос, Семя Авраама.
Именно поэтому рождение Господа было возвещено таким образом, что в нем сразу же увидели исполнение завета, заключенного Богом с Авраамом. В Лк.1.69-75, в песне Захарии, мы читаем: «благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей». Это прямое упоминание о клятве в Быт.15. Мария аналогично заключает свое благословение в Лк.1.54-55: Он «воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
Иисус Христос и Его спасение, завоевание народов мира для Христа и собирание всех святых в небесной стране – вот то, что Бог имел в виду в завете, заключенном с Авраамом. Все, что Бог обещал после Авраама во всей остальной Библии – это просто исполнение этого обетования. Новый Завет ясно дает понять, что святые Ветхого Завета, Авраам и его потомки, хорошо знали, что завет Бога с ними – это в конечном счете не обетование небольшой страны в восточном Средиземноморье, но спасение и вечная жизнь в лучшей, небесной стране, для которой Ханаан был лишь прототипом или символом.
Завет, заключенный Богом с Авраамом, таким образом, есть организующий и, таким образом, объединяющий принцип всего библейского Откровения. Вера Нового Завета – одна с верой Авраама, и Новый Завет говорит об этом предельно ясно. Его обетование – то же, что и у святых Ветхого Завета. В Библии есть только одно Евангелие, одно спасение, одна весть, один Завет, и его изначальная и окончательная форма – это завет Божий с Авраамом. Как христиане мы верим в одну Весть во всей Библии от начала до конца.
2. Во-вторых, завет Божий с Авраамом раскрывает спасение как общение с людьми ради их личных отношений со Святым и Вечным Богом.
Это имеет огромное значение для всего использования Богом Завета как раскрытия пути спасения. Это также делает спасение вопросом личных отношений с Богом. Это не то же самое, что другие мировые религии, которые учат той или иной форме заслуг или поклонения, предлагаемого Богу, чтобы получить от Него некую пользу. Это и не американская гражданская религия, которой следует огромное большинство наших сограждан. Они верят, что Бог есть и что Он может поощрять и наказывать, и что Он делает то, что считает нужным. И все же для них Он немногим больше, чем Санта-Клаус, который приходит раз в год. Они не имеют ни мысли, ни понятия о личном познании Бога, Творца неба и земли, и личных отношениях с Ним. О жизни в общении, в дружбе с Богом, в Завете с ним они ничего не знают. Спасение для них, как и для приверженцев других религий – это вопрос о том, как далекий от них Бог будет судить об их жизни, прожитой вдалеке от Него.
Но Бог заключил завет с Авраамом и пообещал ему и его потомству не только будущую жизнь на небесах, но и жизнь здесь, в этом мире. Тем самым Авраам был введен в жизнь с активным, личным познанием Истинного Бога, Всевышнего, Который стал Аврааму Отцом и Другом, Его щитом и наградой. И далее в истории этого завета происходит диалог между простым человеком и Великим Богом, вопросы и ответы, обетования и клятвы. Бог обращается к Аврааму, и Авраам верит Слову Божию, обращенному к нему.
Вся Библия описывает именно этот путь ко спасению. Знать Бога – это и значит спастись. Грешники приходят к Нему за прощением, приходят получить вечную жизнь с помощью личных отношений доверия и верности, которые Бог устанавливает с ними, и они, в свою очередь, поддерживают с Ним. Бог, будучи Всевышним, снисходит к нам, чтобы идти с нами в личных, близких взаимоотношениях, установленных с такими грешными и малыми существами, как мы. И это отличает христианскую веру и жизнь от всех других религий и вероисповеданий в мире. Это первая и основополагающая уникальность нашей веры, ибо как христиане мы верим, что Бог приближается ко греховным мужчинам и женщинам, открывает им Себя и спасает их только через личное общение с Ним Самим.
3. В-третьих, завет Бога с Авраамом закрепляет веру как человеческую сторону спасения и отношений с Богом.
Вы знаете о важности веры, которую Павел приводит против фарисеев в доказательство того, что грешники оправданы, введены через прощение грехов в правильные отношения со Святым Богом и приняты Им не через их дела и даже не через предполагаемое послушание Закону, а по вере, через доверие ко Христу, Который исполнил Закон совершенным образом для Своего народа и от его имени.
Во всем своем великом доказательстве оправдания грешников Павел отсылает к Быт.15.6 как к тому, чему Библия учила с самого начала. Мы находим этот ход мысли в Рим.4.12 и далее в Гал.3.6. В каждом случае Павел проводит контраст между реальной жизнью с Богом – через веру в Его обетование и через исполнение во Христе этого обетования – с тем, что естественные люди думают о спасении и с тем, как его представляли себе фарисеи, а именно, что наш путь состоит в том, что мы должны сделать кучу дел и добавить наше усердие к тому,что делает Бог. Вздор, говорит Павел. Во-первых, мы не подчиняемся закону Божию! Мы грешники насквозь и никогда не делаем хорошие вещи в нашей жизни с надлежащим усердием. Бог судит не только наши действия, но и наши мотивы. Наш грех является гораздо более всеобъемлющей и серьезной проблемой, чем большинство людей об этом думает. Александр Уайт однажды заметил о Генри Драммонде, сентиментальном викторианском проповеднике, который по сути вырезал сердце Евангелия из проповеди своему поколению: «Проблема в том, что он не знал о грехе ничего» (Gammie A. Preachers I have Heard. L.,1945. P.12).
И это проблема огромного множества сегодняшних людей. Они воображают, что они могут угодить Богу тем, что они воспринимают как добрые дела, и не понимают, что их «добрые дела» могут проклясть их тысячу раз.
Но, более того, Павел утверждал, что оправдание грешника всегда основано на его вере, а не на делах, потому, что он был уверен, что то, что Бог заговорил с ним и сделал для него – это не то, что человек может сделать сам. Он ссылается на Быт.15.6. Интересно, сколько раз Павел цитировал этот стих в годы своей публичной проповеди? Наверное, в наши дни на юбилейном банкете на вопрос «Какой ваш любимый стих из Библии?» он ответил бы: Быт.15.6.
Авраам был праведен в глазах Бога потому, что он верил Ему, и когда много веков спустя пришел Спаситель и умер за грехи Авраама, праведность Христа вменилась ему, как если бы он никогда не был грешником и не грешил – ибо для любого грешника прощение есть дар от Бога. За истекшие 4000 лет никто не спасался никак иначе.
Конечно, христианин тоже должен стремиться соблюдать закон Божий и жить чистой, святой и послушной жизнью. Но он делает это не для того, чтобы заработать свой путь на небеса – ибо он знает, что никогда не смог бы этого сделать – но для того, чтобы быть честным в своем общении с Богом, чтобы любить Бога, Который так возлюбил его, чтобы явить свою благодарность Богу за Его дары. Авраам был послушен – не во всем и не всегда, конечно – но его вера Богу привела его к делам ради Бога, он вел жизнь в служении Богу и любви к Нему, и любой христианин в любое время призван к тому же самому.
4. Наконец, завет Бога с Авраамом показывает, что спасение происходит только по суверенной воле и инициативе Бога.
Чтобы никто не думал, что Бог и Авраам вместе решили заключить завет между собой, как если бы они были в некотором смысле равными партнерами, весь акцент в Быт.15, как и везде, падает на инициативу Бога. «Слово Господне к Аврааму». «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать вам эту землю...» «Я сделаю это для вас». Бог всегда говорит о том, что Он дает, Он устанавливает отношения, которых раньше не было. И так в Библии везде и всегда. "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и они идут за Мною", Господь Иисус сказал. "Никто не может придти ко Мне, если Отец Небесный не привлечет его". Так было с Авраамом и так с вами и со мной.. Наше спасение Бог совершает от начала до конца. Даже вера Авраама есть дар ему от Бога, через Дух Святой, и Библия учит этому везде.
Позже некоторые раввины стали учить, что Бог избрал Израиль потому, что это был единственный народ, который согласился соблюдать Его Закон. Но если бы было так, Бог сделал бы плохой выбор, ибо все последующее повествование Библии подтвердило, что народ не смог исполнить Закон. Тем не менее Бог продолжал быть верным завету с Авраамом и продолжает поднимать людей, мужчин и женщин, которые любят Его и поверили Его слову, и последовали Его заповедям. Но это делает Бог, а не человек. Бог дал завет с Авраамом, Он его сотворил и сохранил, и Он дает Своему Завету развернуться в ходе истории.
Поэтому, когда речь идет о спасении, мы монергисты, а не синергисты. Мы верим, что спасение односторонне, а не двусторонне, что это не результат сотрудничества Бога и человека. Сотрудничество никогда не происходило бы, любовь никогда не возникла бы, вера никогда не возникла бы, если бы Бог не действовал первым и не создавал любовь и веру в греховных сердцах. Этого еще не говорится в Быт.15, но это явно подразумевается, но в дальнейшем, с развертыванием библейского повествования, это станет ясно, и основные элементы веры будут излагаться все более детально.
Другими словами, завет с Авраамом – это первая в Библии существенная весть о спасении, о том, что это такое, как оно приходит к человеку, и что он или она должны с ним делать. И поскольку Иисус Христос есть Один и Тот же вчера, сегодня и навеки, Завет, который Он заключил со Своим народом, изначально был заключен с Авраамом.
Один из вас на прошлой неделе дал мне книгу – новую биографию Кристофера Лава, пуританина, пресвитерианского проповедника, который был казнен, как ни больно в этом признаться, тоже пуританами, которые восхищались его жизнью и проповедями, но сочли его предателем из-за его политических взглядов.
Лав вырос в неверующей семье. Ему было 15 лет, когда он услышал первую в своей жизни проповедь. Когда он пошел к проповеднику, это было просто любопытство. Но услышанная проповедь изменила всю его жизнь. Слово Божие пришло к нему. Он вернулся домой, зная, что он грешник в мире, который принадлежит святому Богу. Результат был настолько впечатляющим, что отец отказался отпустить его в церковь еще раз и запер Кристофера на чердаке, опасаясь, как бы он не ушел из дома. И он был прав, ибо юноша бросил в окно веревку, спустился и пошел в церковь. На этот раз Бог встретился с ним, его сердце было изменено, он возродился и уверовал во Христа. Он стал пилигримом, как и Авраам. Его отец был раздражен, что сын уходил из дома вечером, когда его родители уже спали, чтобы встречаться с друзьями-христианами. Как в Уре за 1800 лет до Рождества Христова, в Кардиффе в 1632 году Бог пришел к нему – не в видении, а в проповеди, но по сути это было то же самое.
Бог создал Себе друга, Он ввел в Свой завет еще одного грешника, так же, как это происходило всегда. В случае с Кристофером Лавом произошло то, что со всем народом Божьим в Завете: Бог установил отношения с грешным человеческим существом, которое ответило Ему в вере. Так было во дни Авраама, и так происходит и с нами. Видите ли вы себя в этом завете Бога с Авраамом? Есть ли у вас доверие к Слову Божию и личная дружба с Богом? В завете ли вы с Ним? Сделал ли Он Себя вашим Другом? Вы должны согласиться не меньше чем на это, чтобы войти в правильные отношения с Ним! Господи, сделай меня Своим другом! Возьми меня в Свой Завет! Дай мне истинную веру в Тебя и в Иисуса Христа! Я не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Такова молитва мужчин и женщин, которые приблизились ко спасению и вечной жизни в дружбе с Богом.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени при посредстве рассеченных животных. Во время напавшего на Аврама глубокого сна Господь открыл ему дальнейшую судьбу его потомства (Быт. 15.12-16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Из страны порабощения они возвратятся опять в обетованную землю, которая будет простираться «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт. 15.6). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя.

Авраму исполнилось уже девяносто девять лет, а Саре восемьдесят девять. Господь явился Авраму в пятый раз и сказал: «... Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма размножу тебя » (Быт. 17.1-2). Аврам с благоговением пал ниц, а Господь подробно раскрыл ему Свое обетование. В силу заключенного с Богом завета, Аврам сделался родоначальником многочисленного потомства, в том числе и царей, и поэтому должен уже называться не Аврамом, а Авраамом , что значит «отец множества народов». Но удивительно другое: Господь называет Себя Богом Авраама: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17.7), что показывает непостижимую близость Бога к Аврааму. Ханаанская земля отдается в вечное владение Аврааму и его потомкам. Видимым знаком этого завета по повелению Господа должно быть обрезание, которое необходимо совершать над детьми мужского пола в восьмой день от рождения. Прообразовательное значение обрезания состояло в том, что оно указывало на новозаветное таинство Крещения.

Обращаясь далее к Аврааму, Господь сказал, что и жена его Сара с этого времени должна носить имя Сарра , так как она будет матерью многочисленного потомства. «Я благословлю ее и дам тебе от нее сына ». Но при этих словах вера Авраама поколебалась: он «пал... на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: ...неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? » (Быт. 17.16-17). Господь же ответил ему: «именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [в том, что Я буду Богом ему и] потомству его после него » (Быт. 17.19).

В тот же день Авраам в знак союза с Богом совершил обрезание над собой и над всеми людьми мужского пола, которые принадлежали его семейству.

Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель Содома и Гоморры

После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Одно из явлений прикровенно явило тайну Святой Троицы. Однажды, в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, когда увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к трем как к одному: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]... » (Быт. 18.3-5). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: Здесь, в шатре ». Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей » (Быт. 18.9-10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар ». Таинственный всевидящий гость увидел ее внутренний смех и сказал с укоризною Аврааму: «Отчего это... рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я могу действительно родить, когда я состарилась?» Есть ли что трудное для Господа? » (Быт. 18.13-14).

Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам решил проводить своих дорогих гостей. По дороге он также узнал, что Господь идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. В Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19).

Ниже я описала гибель первого мира. Люди, живущие в том мире (до потопа), после смерти попадали в ад, где существует смерть вторая. Из Библии мы видим, что Бог создал землю, для того, чтобы люди жили и размножались. На земле существует смерть первая, а в аде смерть вторая. Человек состоит из тела, души и духа. Тело смертно, а дух вечен. Дух это разум и сознание. Смысл жизни человека на земле заключается в повышении уровня своего сознания (духовный уровень). На том свете существует ад, рай, Царство Небесное и Новое небо и новая земля. Попав в рай, люди становятся бессмертными. Где бы люди не проживали, они всегда должны стремится повысить свой духовный уровень. Если человек живёт по законам Бога, значит уровень его сознания достиг сознания людей, проживающих в рае. А для этого нужно правильно понять о том, что написано в Библии. Я кратко объясню главное.

Продолжение. Библия. Ветхий завет. Бог дал людям разные языки. Бог заключил завет с Авраамом, отцом евреев.

1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
10 Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа;
11 по рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей.
12 Арфаксад жил тридцать пять лет и родил Салу.
13 По рождении Салы Арфаксад жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
14 Сала жил тридцать лет и родил Евера.
15 По рождении Евера Сала жил четыреста три года и родил сынов и дочерей.
16 Евер жил тридцать четыре года и родил Фалека.
17 По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать лет и родил сынов и дочерей.
18 Фалек жил тридцать лет и родил Рагава.
19 По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и родил сынов и дочерей.
20 Рагав жил тридцать два года и родил Серуха.
21 По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и родил сынов и дочерей.
22 Серух жил тридцать лет и родил Нахора.
23 По рождении Нахора Серух жил двести лет и родил сынов и дочерей.
24 Нахор жил двадцать девять лет и родил Фарру.
25 По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет и родил сынов и дочерей.
26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.
27 Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.
28 И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.
29 Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.
30 И Сара была неплодна и бездетна.
31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
32 И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.

(Люди первого мира жили до 1000 лет. Из этой главы мы видим, что жизнь людей нашего мира постепенно сокращается).

Культура (всё, что сделано человеком) человечества постепенно повышалась. Авраам Еврей верил в единого Бога и Бог заключил с ним завет, по которому отдал в вечное пользование земли Палестины (Бытие 12, 13).

Бытие 13:14-18 - И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
15 ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.
18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Бытие 15:12-21 - 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.
13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.
17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.
18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев,
20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев.

У Авраама родился сын Исаак (Бытие 21). Смерть Авраама.

Бытие 25 -Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет;
8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему.
9 И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре,
10 на поле, которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его.

Бог заключил с Исааком завет, по которому отдал его потомству земли Палестины.

Бытие 26:1-6 -1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;
4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
6 Исаак поселился в Гераре.

У Исаака родились двое сыновей.
Бытие 25:19-34 - 19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.
20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.
21 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.
22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.
25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.
26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились.
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову.
34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

Бог заключил завет с Иаковом, внуком Авраама, по которому завещал земли Палестины его потомкам. Бог дал Иакову имя - Израиль.

Бытие 35 - 9 И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его,
10 и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.
11 И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих;
12 землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию.
13 И восшел от него Бог с места, на котором говорил ему.
14 И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей;
15 и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль.

У Израиля (Иакова) было 12 сыновей.
Бытие 35 - 22 Сынов же у Иакова было двенадцать.

23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон.
24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин.
25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим.
26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии.
27 И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон где странствовал Авраам и Исаак.
28 И было дней жизни Исааковой сто восемьдесят лет.
29 И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его.

Бытие 37:1 Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской.
2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду.
4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
Далее говорится, что братья решили его убить, но в последний момент передумали и продали его хозяину каравана, который шёл в Египет.

Бытие 39:1 Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.
2 И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.
3 И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.
4 И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
5 И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.
6 И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем.
7 И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.
8 Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;
9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?
10 Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,
11 случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
12 она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
13 Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,
14 кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,
15 и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.
16 И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
17 И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною.
18 но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
19 Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом;
20 и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице.
21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.
22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.
23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.

До фараона дошли слухи, что Иосиф умеет разгадывать сны. Он приказал, чтобы его привели к нему. Иосив разгадал сон.
Бытие 41:29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;
30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,
31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.
32 А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.
33 И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.
34 Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;
35 пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;
36 и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.
37 Сие понравилось фараону и всем слугам его.
38 И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?
39 И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;
40 ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
41 И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.
42 И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
43 велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской.
46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской.
47 Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти.
48 И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были плодородны в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его.
49 И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета.
50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что говорил он Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего.
52 А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.
53 И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской,
54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб.
55 Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
56 И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской.
57 И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.

Итак, первый завет, который мы рассмотрим подробно, это завет Бога с Авраамом - прародителем еврейского народа, первым из так называемых «патриархов». Первоначальный вариант имени этого человека – Аврам, но после того, как Бог призывает Аврама, Он изменяет его имя на «Авраам» (мы будем использовать второй вариант). Давайте прочитаем 12 главу Бытие, стихи 1-7 . Здесь Бог даёт Аврааму обещания. Читая, обращайте внимание на то, что Бог обещает Аврааму.

«1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе ; 2 и Я произведу от тебя великий народ , и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные . 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. 6 И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему» Быт. 12:1-7.

Вопрос: какие обещания Бог дает Аврааму? Когда Бог впервые обратился к Аврааму, тот находился в городе Ур в древнем Вавилоне. Затем он перешел в город Харан, и Господь призвал его идти в землю, которая впоследствии станет Палестиной, местом обитания еврейского народа. Бог избрал Авраама среди других жителей Вавилона, и этот выбор объясняется не особыми заслугами Авраама, но Божьим желанием. Понятие избрания будет прослеживаться на протяжении Писания, поэтому нам следует обратить на него внимание. Бог не только обещал дать Аврааму землю, но и произвести от него народ и благословить Авраама и его потомков, а также через него – все народы земли. Но Бог не только дает Аврааму обещания, Он также заключает с ним завет, который требует определенных действий от обеих сторон. В Быт. 15 мы читаем о том, как Авраам интересуется у Бога, как Бог собирается произвести от него, бездетного, великий народ. В ответ Бог объявляет о желании заключить с ним завет. Давайте прочитаем всю 15 главу и разберемся, о чем здесь идет речь.

«1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. 7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? 9 [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. 11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. 13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. 17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными]. 18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: 19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, 20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, 21 Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев» Быт. 15:1-19.



Вопрос: обратите внимание на ст. 6. Что значит «вменил в праведность»? Что подразумевается под «верой» в данном случае? Здесь мы снова встречаемся со словом «праведность». Здесь становится ясно, что это правильное положение перед Богом, которое человеку дает Сам Бог. Далее в Библии это понятие будет раскрываться все полнее и полнее. «Вменить » значит «присвоить, засчитать на чей-то счет». Об этом процессе мы будем подробнее говорить, когда подойдем к Новому Завету. Под «верой » подразумевается доверие словам (или обещаниям) Бога, см. ближайший контекст. Понятие веры также является одним из самых важных в Библии. Оно будет уточняться на протяжении библейского повествования. Вопрос: какое видение получает во сне Авраам и о чем оно? О каком народе идет речь? Бог обещает произвести от Авраама народ, которым, как мы знаем, стал еврейский народ. Бог предсказывает Аврааму в видении о том, что произойдет с этим народом в будущем.

Пойдем дальше. Мы видим, что Бог подтверждает Свое обещание заветом, который Он заключает с Авраамом. Вопрос: в чем смысл ст. 9 и 10? Завет скрепляется кровью жертвенных животных, которые рассекаются пополам в знак того, что у завета есть две стороны. В чем же суть этого завета с Авраамом? Об условиях завета говорится в Быт. 17 . Давайте бегло прочитаем про себя Быт. 17. Итак, с одной стороны, Бог будет Богом Авраама и его потомков, Он даст им во владение землю и произведёт от Авраама многие народы. С другой стороны, Авраам и его потомки должны исполнять завет, т.е. сохранять верность Богу, а также скрепить их принятие условий завета при помощи видимого обряда обрезания (См. 17:23 ). Итак, в Быт. 12 говорится о Божьих обещаниях, в 15 главе говорится о заключении завета с Авраамом, а в Быт. 17 излагаются условия этого завета.

Давайте рассмотрим ещё одно событие из жизни Авраама. Это событие записано в Быт. 22 и происходит после рождения обещанного сына Исаака. Кстати, перед тем, как дождаться обещанного Богом Исаака, Авраам попробовал ускорить исполнение Божьего обещания: он и его жена Сарра взяли дело в свои руки, и Сарра подослала к нему свою служанку Агарь, от которой у Авраама родился сын Исмаил, который впоследствии, кстати, стал прародителем арабов. Кроме того, Авраам дважды лгал, выставляя Сарру своей сестрой перед врагами, чем ставил под угрозу исполнение Божьего обещания. Но Бог показал Аврааму, что Он Сам определяет время исполнения Своего обещания и что обещанного сына Аврааму родит Сарра, как вскоре и произошло.

Итак, в 22 главе Бог повелевает Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. Прочитайте Быт. 22:2. Зачем Он это делает, спросите вы? Интересно, что принесение в жертву детей было распространённым идолопоклонническим обрядом на древнем Востоке. В языческих ритуалах в честь Бога Молоха дети бросались в огонь. Но Бог Библии хочет показать, что Он не таков и не желает этого. С одной стороны, Бог испытывает Веру Авраама. Способен ли Авраам доверять Богу как минимум так же, как язычники, которые готовы приносить в жертву идолам своих детей? См. Быт. 22:16-18. С другой стороны, Бог показывает Аврааму, что таким образом Ему не угодить. Бог Сам, как сказал Авраам (Быт. 22:8 ), усматривает Свою жертву. См. Быт. 22:13.

В дальнейшем Авраам будет грешить против Бога, его сын Исаак будет проявлять слабохарактерность. Внук Авраама, сын Исаака, Иаков, через которого будет идти обещанная Богом линия потомства, окажется плутом и обманщиком (о чем, собственно, свидетельствует его имя). У Иакова будет двенадцать сыновей, один из которых будет спать с наложницей своего отца, а второй вступит в половую связь со своей невесткой. А десять из его сыновей сговорятся между собой из зависти продать в рабство одиннадцатого. Но через этого одиннадцатого Бог избавит их от смерти. Вот такие вот «патриархи»! Но Бог не стирает их с лица земли. Он поклялся быть верным Своему завету с Авраамом. Через поколения Бог остаётся верным Своему обещанию. Как Он и обещал, Он произведёт от Авраама народ, который не уничтожит, но сохранит, и который Он введёт в обетованную землю. И, в конце концов, из этого народа произойдёт Тот, через Кого благословятся все народы земли, как было обещано Аврааму.

Заключение

Вся мировая история имеет отношение к обещаниям, данным Богом Аврааму. Наивысший и полный смысл истории раскрывается в личности Иисуса Христа, потомка Авраама, в лице которого Бог исполнил обещания, данные Аврааму. В результате размышлений над отрывками и понятиями этого занятия мы должны уже предвкушать то, как все сюжетные линии Божьей истории, идущей от сотворения и от призвания Авраама, приведут нас впоследствии к Иисусу Христу. Авраам будет сделан для нас примером веры в Бога: Он поверил в то, что Бог исполнит Свои обещания, несмотря на обстоятельства (напр., Рим. 4:1-25 ). Он поверил в грядущего Спасителя, о Котором он знал лишь смутно. Кроме того, завет с Авраамом, как и другие заветы в Библии, указывают на Новый Завет, который Бог заключает с человеком в одностороннем порядке, т.е. Сам обязуется выполнить условия Завета в лице Иисуса Христа. Бог обеспечивает Жертву, которая бесконечно превосходит по ценности жертву, которую Он обеспечил для Авраама в Быт. 22.


Close