Как известно, были язычниками, т.е. верили в нескольких богов. Последних было великое множество. Однако основных и наиболее почитаемых было всего двенадцать. Они входили в греческий пантеон и жили на священной Итак, какие же боги Древней Греции - олимпийские? Таков рассматриваемый сегодня вопрос. Все боги Древней Греции подчинялись только Зевсу.

Является богом неба, молнии и грома. Считается и людей. Он может видеть будущее. Зевс удерживает равновесие добра и зла. Ему дана власть наказывать и прощать. Провинившихся людей он поражает молнией, а богов низвергает с Олимпа. В римской мифологии ему соответствует Юпитер.

Однако на Олимпе возле Зевса есть еще трон для его супруги. И занимает его Гера.

Является покровительницей брака и матерей во время родов, защитницей женщин. На Олимпе она жена Зевса. В римской мифологии ее аналог - Юнона.

Является богом жестокой, коварной и кровопролитной войны. Его услаждает только зрелище жаркого боя. На Олимпе Зевс терпит его лишь потому, что тот - сын громовержца. Его аналог в мифологии Древнего Рима - Марс.

Недолго остается бесчинствовать Аресу, если на поле боя появится Афина-Паллада.

Является богиней мудрой и справедливой войны, знаний и искусства. Считается, что она вышла на свет из головы Зевса. Ее прототип в мифах Рима - Минерва.

На небе взошла луна? Значит, по мнению древних греков, вышла на прогулку богиня Артемида.

Артемида

Является покровительницей Луны, охоты, плодородия и женского целомудрия. С ее именем связано одно из семи чудес света - храм в Эфесе, который сжег честолюбивый Герострат. Она и сестра бога Аполлона. Ее аналог в Древнем Риме - Диана.

Аполлон

Является богом солнечного света, меткой стрельбы, а также врачевателем и предводителем муз. Он брат-близнец Артемиды. Их матерью была титанида Лето. Его прототип в римской мифологии - Феб.

Любовь - прекрасное чувство. И покровительствует ей, как считали жители Эллады, такая же прекрасная богиня Афродита

Афродита

Она является богиней красоты, любви, брака, весны, плодородия и жизни. По легенде, она появилась из раковины или морской пены. Многие боги Древней Греции хотели на ней жениться, но она выбрала самого некрасивого из них - хромоногого Гефеста. В римской мифологии ее ассоциировали с богиней Венерой.

Гефест

Является считается мастером на все руки. Он родился с уродливой внешностью, и его мать Гера, не захотев иметь такого ребенка, сбросила сына с Олимпа. Он не разбился, но с тех пор стал сильно прихрамывать. Его аналог в римской мифологии - Вулкан.

Идет большой праздник, люди радуются, вино льется рекой. Греки считают, что это Дионис веселится на Олимпе.

Дионис

Является и веселья. Был выношен и рожден... Зевсом. Это действительно так, громовержец был ему и отцом, и матерью. Так сложилось, что возлюбленная Зевса, Семела, по наущению Геры попросила его явиться во всем своем могуществе. Как только он это сделал, Семела тут же сгорела в пламени. Зевс еле успел выхватить у нее их недоношенного сына и зашить его себе в бедро. Когда Дионис, рожденный Зевсом, вырос, отец сделал его виночерпием Олимпа. В римской мифологии его имя - Вакх.

Куда отлетают души умерших людей? В царство Аида, так бы ответили древние греки.

Это повелитель подземного царства мертвых. Является братом Зевса.

На море волнение? Значит, Посейдон чем-то разгневан - так считали жители Эллады.

Посейдон

Это и океанов, повелитель вод. Тоже приходится братом Зевсу.

Заключение

Вот и все основные боги Древней Греции. Но про них можно узнать не только из мифов. В течение веков художники сформировали единое мнение о том, Древней Греции (картинки представлены выше).

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными , то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны ‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos ) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

v Одиссей

Верховные боги Олимпа

Греческие боги

Функции

Римские боги

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира, символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

Греческие боги

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

богиня счастья, случая и удачи

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

богиня неистовой войны

Гипнос (Морфей)

богиня цветов и садов

бог западного ветра, вестник богов

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

«златокрылая», богиня радуги

богиня земли

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


Греческие музы

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

Нимфы – (название означает «источник», у римлян - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

Ф. Шиллер

Нимфы гор – ореады ,

нимфы лесов и деревьев – дриады ,

нимфы источников – наяды ,

нимфы океанов – океаниды ,

нимфы моря – нериды ,

нимфы долин – напеи ,

нимфы лугов ‐ лимнады.

Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

Вергилий, «Энеида»

Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.

Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти, похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

Древнегреческая мифология сформировалась на юге Балканского полуострова и стала основой мировоззрения народов Средиземноморья в античности. Она оказала сильнейшее влияние на представления о мире в дохристианскую эпоху, а также стала основой многих более поздних фольклорных сюжетов.

В этой статье мы рассмотрим, кто такие боги Древней Греции, как к ним относились греки, как формировалась древнегреческая мифология и какое влияние она оказала на более поздние цивилизации.

Истоки мифологии грековя

Заселение Балкан индоевропейскими племенами - предками греков - происходило в несколько этапов. Первой волной переселенцев стали основатели микенской цивилизации , которая нам известна по археологическим данным и линейному письму Б.

Изначально высшие силы в представлении древних не имели персонификации (стихия не имела антропоморфного облика), хотя между ними были родственные связи. Были и легенды о мироздании, увязывающие богов и людей.

По мере того как переселенцы оседали на новом месте, модифицировались и их религиозные взгляды. Происходило это благодаря контактам с местным населением и событиям, которые оказывали сильное влияние на жизнь древних . В их сознании как природные явления (смена сезонов, землетрясения, извержения, наводнения), так человеческие действия (те же войны) не обходились без вмешательства или прямой воли богов, что отражено в литературных произведениях. Более того, позднейшие трактовки событий, когда уже не было в живых их участников, были основаны именно на божественной интриге (например, троянская война).

Влияние минойской культуры

Минойская цивилизация, располагавшаяся на острове Крит и ряде более мелких (Тира), была отчасти предшественником греческой. Родственниками греков минойцы не являлись. Они, судя по данным археологии, вели свое происхождение из доисторической Малой Азии со времен неолита. За время своей жизни на Крите у них сформировалась единая культура , язык (он полностью не дешифрован) и религиозные представления, основанные на материнском культе (имя Великой Богини до нас не дошло) и поклонении быку.

Государство, существовавшее на Крите, не пережило кризис Бронзового века. Климатические перемены на материковой Евразии привели к массовым миграциям с материка, которых Крит не избежал; на него стали заселяться пеласги и другие так называемые «народы моря» (так их называли в Египте), а позже - вторая волна греческих поселенцев - дорийцев. Извержение вулкана на острове Тира привело к затяжному экономическому кризису, от которого минойская цивилизация так и не оправилась.

Тем не менее религия минойцев оказала сильное влияние на таковую у переселившихся сюда греков. Остров прочно вписался в их представления о мире , там они поместили родину многих своих богов, а легенда о Минотавре (остаток от культа быка) пережила и Древнюю Грецию, и последующие эпохи.

Имена богов микенской Греции

В табличках, написанных линейным письмом Б, удалось прочесть имена некоторых богов. Они известны нам и по более поздним надписям, уже классическим. Трудность в прочтении этих табличек была в том, что само письмо было заимствован о (как и все буквенные системы) из минойского, которое, в свою очередь, явилось развитием старых иероглифических знаков. Сперва письмом стали пользоваться жившие в Кноссе выходцы из материковой Греции, а затем оно распространилось и на материк. Использовалось оно чаще всего в хозяйственных целях.

По своей структуре письмо было слоговым. Поэтому имена богов ниже будут даны именно в таком варианте.

Неизвестно, насколько эти божества были персонифицированы. Жреческая прослойка в микенский период существовала, этот факт известен из письменных источников. Но некоторые обстоятельства наводят на размышления. Например, имя Зевса встречается в двух вариантах - di-wi-o-jo и di-wi-o-ja - как в мужском, так и в женском роде. Сам корень слова - «див» - имеет значения божества вообще, что можно видеть в параллельных понятиях в других индоевропейских языках — вспомнить хотя бы иранских дэвов.

В эту эпоху уходят и представления о сотворении мира из Мглы и Хаоса, которые породили небо (Уран) и землю (Гея), а также мрак, бездну, любовь, ночь. В более поздних верованиях каких-то развитых культов этих богов и титанов мы не видим - все сюжеты с ними сохранились в виде мифов о мироздании.

Догреческие культы материковой Греции

Нельзя не отметить то, что ряд сфер жизни древних греков, которые мы приписываем им, не являются греческими по происхождению. Это относится и к культам, которые «контролировали» эти сферы. Все они принадлежали раньше народам, которые жили здесь до первой волны греческих переселенцев-ахейцев. Это были как минойцы, так и пеласги, жители Кикладских островов и анатолийцы.

Определенно к догреческим проявлениям культа следует отнести персонификацию моря как стихии и связанные с морем понятия (слово θάλασσα имеет, скорее всего, пеласгское происхождение). Сюда же следует отнести культ оливкового дерева .

Наконец, часть божеств имела изначально внешнее происхождение. Так, Адонис пришел в Грецию от финикийцев и других семитских народов.

Все это существовало у народов, живших в восточном средиземноморье до греков, и было перенято ими вместе с рядом божеств. Ахейцы были народом с континента и не возделывали оливу, равно как и не обладали искусством мореплавания.

Греческая мифология классического периода

Вслед за микенским периодом следует упадок цивилизации, который связан с нашествием северных греческих племен - дорийцев. После этого наступает период Темных веков - так его назвали ввиду отсутствия письменных источников на греческом, датируемых тем периодом. Когда появилась новая греческая письменность, она не имела ничего общего с линейным письмом Б, а произошла самостоятельно из финикийского алфавита .

Зато в это время сформировались в единое целое мифологические представления греков, что нашло свое отражение в главном источнике тех времен - поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти представления не были совсем монолитными: существовали альтернативные толкования и варианты, и они развивались и дополнялись в более поздние времена, даже когда Греция была под властью Римской империи.

Боги Древней Греции




Гомер в своих поэмах не разъясняет, откуда взялись боги и герои его произведений: из этого можно сделать вывод, что грекам они были известны. События, изложенные Гомером, а также сюжеты других мифов (о Минотавре, Геракле, и др.) считались ими историческими событиями, где действия богов и людей тесно переплетены.

Древнегреческие боги

Богов Древней Греции полисного периода можно поделить на несколько категорий. Сами греки делили потусторонний мир в зависимости от «актуальности» того или иного бога на текущий момент, сферы его влияния, а также его статуса среди других богов.

Три поколения богов

Мир, по мнению греков, возник из Мглы и Хаоса, которые породили первое поколение богов - Гею, Урана, Никту, Эреба и Эроса. В классический период они воспринимались как нечто абстрактное, а потому каких-то развитых культов у них не существовало. Тем не менее их присутствие не отрицалось. Так, Гея (земля) являлась хтонической силой, древней и неукротимой, Эрос в главном источнике тех времен - воплощением физической любви, Уран представлял небо.

Вторым поколением богов были титаны. Их было множество, и часть из них стала прародителями людей и других богов. Из самых известных титанов можно отметить таких как:

  • Кронос - отец олимпийских богов;
  • Рея - мать олимпийских богов;
  • Прометей - давший людям огонь;
  • Атлант - держащий небо;
  • Фемида - дарующая правосудие.

Третье поколение - это боги Олимпа. Именно их и почитали греки, храмы этих богов ставили в городах, именно они являются главными героями многих мифов. Олимпийские боги также приняли на себя ряд функций более старых богов: так, изначально богом Солнца являлся Гелиос, а позже его сблизили с Аполлоном. Из-за такого дублирования функций часто трудно дать «сканвордное» краткое определение греческого бога. Так, богом врачевания можно назвать как Аполлона, так и Асклепия, а богиней победы как Афину, так и ее спутницу Нику.

По легенде, олимпийские боги победили титанов в десятилетней битве, и теперь верховенствуют над людьми. Они имеют разное происхождение, и даже их списки разнятся у разных авторов. Но о самых влиятельных из них мы расскажем.

Олимпийские боги

Представим олимпийских богов в такой таблице:

Греческое имя Принятое в литературе Чему покровительствует Родители Кем приходится Зевсу
Ζεύς Зевс гром и молния, верховный бог Кронос и Рея
Ἥρα Гера брак и семья Кронос и Рея сестра и жена
Ποσειδῶν Посейдон главный морской бог Кронос и Рея брат
Ἀΐδης Аид покровитель Царства Мертвых Кронос и Рея брат
Δημήτηρ Деметра земледелие и плодородие Кронос и Рея сестра
Ἑστία Гестия домашний очаг и священный огонь Кронос и Рея сестра
Ἀθηνᾶ Афина мудрость, правда, военная стратегия, наука, ремесло, города Зевс и титанида Метида дочь
Περσεφόνη Персефона жена Аида, покровительница весны Зевс и Деметра дочь
Ἀφροδίτη Афродита любовь и красота Уран (точнее, морская пена, которая образовалась после того, как Кронос оскопил Урана и выкинул отрезанное в море) тетка
Ἥφαιστος Гефест кузнечное дело, строительство, изобретательство Зевс и Гера сын
Ἀπόλλων Аполлон свет, искусство, врачевание Зевс и титанида Лето сын
Ἄρης Арес война Зевс и Гера сын
Ἄρτεμις Артемида охота, плодородие, целомудрие Зевс и Лето, сестра Аполлона дочь
Διόνυσος Дионис виноградарство, виноделие, религиозный экстаз Зевс и Семела (смертная женщина) дочь
Ἑρμῆς Гермес ловкость, воровство, торговля Зевс и нимфа Майя сын

Сведения, указанные в четвертой графе, неоднозначны. В разных регионах Греции существовали различные версии происхождения олимпийцев, не являющихся детьми Кроноса и Реи.

Олимпийские боги имели наиболее развитые культы. Им устанавливали статуи, строили храмы, в их честь проводили праздники.

Местом обитания олимпийских богов считался горный массив Олимп в Фессалии, самый высокий в Греции.

Второстепенные боги и богини

Они были младшим поколением богов и тоже имели разное происхождение. Чаще всего такие боги находились в подчинении более старших и исполняли какую-либо выделенную их функцию. Вот некоторые из них:

Это отдельная категория почитаемых объектов греческой мифологии. Они являются героями мифов и представляют собой людей полубожественного происхождения. Они обладают сверхспособностями, но, как и люди, смертны. Герои являются излюбленными персонажами рисунков на древнегреческих вазах.

Из всех героев бессмертия удостоились лишь Асклепий, Геракл и Полидевк. Первый был возведен в ранг богов за то, что превзошел всех в искусстве врачевания и дал свое знание людям. Геракл, по одной из версий, получил бессмертие благодаря тому, что пил молоко Геры, с которой потом враждовал. По другой - это был результат договора о десяти подвигах (в итоге он совершил двенадцать).

Полидевк и Кастор (близнецы-диоскуры) были сыновьями Зевса и Леды. Зевс дал бессмертие только первому, потому что второй к тому времени погиб. Но Полидевк поделил бессмертие с братом, и с тех пор считалось, что день братья лежат в гробнице, а второй проводят на Олимпе.

Из других героев следует отметить таких, как:

  • Одиссей, царь Итаки, участник троянской войны и скиталец;
  • Ахиллес, герой той же войны, имевший одно уязвимое место - пятку;
  • Персей, победитель Медузы Горгоны;
  • Ясон, предводитель аргонавтов;
  • Орфей, музыкант, спустившийся к умершей жене в подземное царство;
  • Тесей, совершивший визит к Минотавру.

Помимо богов, титанов и героев в верованиях греков существовали и сущности более мелкого порядка, представлявшие какое-либо место или стихию. Так, свое имя имели ветра (например, Борей - покровитель северного ветра, а Нот - южного) и морские стихии, а реки, ручьи, острова и другие природные объекты находились во власти обитавших там нимф.

Сверхъестественные существа

Регулярно появляются в мифах и поэмах. Вот некоторые из них:

  • Горгона Медуза;
  • Минотавр;
  • Василиск;
  • Сирены;
  • Грифоны;
  • Кентавры;
  • Цербер;
  • Сцилла и Харибда;
  • Сатиры;
  • Ехидна;
  • Гарпии.

Роль богов для греков

Сами греки не считали богов чем-то далеким и абсолютным. Они даже не были всевластны. Во-первых, каждый из них имел свою область деятельности, во-вторых, они спорили между собой и людьми, и далеко не всегда победа была на стороне первых. Боги и люди были связаны общим происхождением, и люди считали богов превосходящими их в силе и способностях, отсюда поклонение и своеобразная этика отношения к богам: их нельзя было гневить и гордиться победами над ними.

Иллюстрацией к последнему являлась судьба Аякса, спасшийся от гнева Посейдона, но последний таки догнал его и разбил скалу, к которой тот прицепился. А также символично описание судьбы Арахны, которая превзошла Афину в искусстве ткачества и была превращена в паука.

Но и боги, и люди были подвластны судьбе, которая олицетворялась тремя Мойрами, плетущими нить судьбы каждому смертному и бессмертному. Этот образ идет еще из индоевропейского прошлого и тождественен славянским Рожаницам и германским Норнам. У римлян судьба представлена Фатумом.

Их происхождение теряется, в древности существовали разные легенды о том, как они родились.

В более позднее время, когда стала развиваться греческая философия, понятия о том, что же управляет миром, стали развиваться именно в направлении некоего высшего мира, который властен над всем. Сперва Платон изложил теорию идей, затем его ученик, Аристотель, обосновал бытие некоего единого божества. Развитие подобных теорий подготовило почву для распространения христианства позже.

Влияние греческой мифологии на римскую

Римская республика, а затем империя, поглотила Грецию достаточно рано, во II веке до нашей эры. Но Греция не только избежала участи других завоеванных территорий, подвергшихся романизации (Испания, Галлия), но и стала своеобразным эталоном культуры. В латинский язык были заимствованы некоторые греческие буквы, словари пополнялись греческими словами, а само владение греческим считалось признаком человека образованного.

Неизбежным было и доминирование греческой мифологии - она тесно переплелась с римской, и римская стала как бы ее продолжением. Римские боги, имевшие свою историю и особенности культа, стали аналогами греческих. Так, Зевс стал аналогом Юпитера, Гера - Юноны, а Афина - Минервы. Вот еще несколько богов:

  • Геракл - Геркулес;
  • Афродита - Венера;
  • Гефест - Вулкан;
  • Церера - Деметра;
  • Веста - Гестия;
  • Гермес - Меркурий;
  • Артемида - Диана.

Под греческие образцы подводилась и мифология. Так, изначальным богом любви в греческой мифологии (точнее, олицетворением самой любви) был Эрос - у римлян ему соответствовал Амур. Легенду об основании Рима «привязали» к троянской войне, куда ввели героя Энея, ставшего предком жителей Лацио. То же самое касается и других мифических персонажей.

Древнегреческая мифология: влияние на культуру

Последние последователи культа древнегреческих богов жили в Византии еще в первом тысячелетии нашей эры. Их называли эллинами (от слова Эллада) в противовес христианам, считавших себя ромеями (наследниками Римской империи). В X веке греческий политеизм был окончательно искоренен.

Но мифы и легенды Древней Греции не умерли. Они стали основой многих фольклорных сюжетов средневековья, причем в совершенно далеких друг от друга странах: так, сюжет про Амура и Психею стал основой сказки о красавице и чудовище, в российском корпусе представленной как «Аленький цветочек». В средневековых книгах не являются редкостью картинки с сюжетами из мифологии греков — от европейских до русских (во всяком случае, в Лицевом Своде Ивана Грозного они есть).

С греческими богами ассоциировались все представления европейцев о дохристианской эпохе. Так, действие трагедии Шекспира «Король Лир» отнесено в дохристианское время, и хотя в это время на территории Британских островов жили кельты и стояли римские гарнизоны, в качестве богов упоминаются именно греческие.

Наконец, греческая мифология стала источником сюжетов для произведений художников, причем долгое время именно сюжет из греческой мифологии (или, как вариант, Библии) должен был быть темой экзаменационного полотна на выпуске из Академии художеств в Российской империи. Нарушившие эту традицию будущие члены товарищества передвижников стали знамениты.

Именами греческих богов и их римских аналогов называют небесные тела, новые виды микроскопических существ, а некоторые понятия прочно вошли в лексикон далеких от греческой мифологии граждан. Так, вдохновение к новому делу описывается как схождение музы («чего-то муза не приходит»); бардак в доме именуется хаосом (даже есть просторечный вариант с ударением на втором слоге), а уязвимое место называют ахиллесовой пятой не знающие, кто такой Ахиллес.






Карта античного мира, земли Эллады и Рима

Мифы, боги, герои, демоны Эллады и Рима. Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая.

Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и – в меньшей степени – древнегреческому языку античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии – есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т.д.

Что касается словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время Александр Сергеевич Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян; кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

Греческая мифология . Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, с тем или иным божеством соединяются те или другие общие или мифологические представления.

Известны разные сочетания, иерархии генеалогии античных божественных существ – «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах – Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов. В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определенной общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь все более уясняется благодаря раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс – в Додоне и Олимпии, Аполлон – в Дельфах и на Делосе, Афина – в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий – в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Можно различить, далее, культы государственные и частные.


Боги Олимпа, роспись, Дворец дель Те, Мантуя

Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нем понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат. Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации.

Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до нашей эры. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи». Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея – земля, Тартар – ад и Эрос – любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений.

Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха.

Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида – сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 году до нашей эры римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

Пантеизм . Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками театральных зрелищ, официальных празднеств и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр. Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли.

Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также богиню мудрости Афину. Афина была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы.

Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V века до нашей эры, самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.

Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, то есть вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны – под видом змей, Юпитер – под видом камня, Марс – под видом копья, Веста – под видом огня. Первоначальная система римской мифологии – судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература – сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества – олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). При рождении гении вселяются в человека, при смерти – отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами).

В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) – Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество; каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) – например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona), и мест – например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений выступают божества природы – боги и богини водной стихии, полей, лесов, а также некоторых явлений человеческой жизни. Божества источников (обыкновенно – богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria – вещая супруга Нумы. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 года до нашей эры).

К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца (утро – отсюда Janus Matutinus) и все календы, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже за principium всего и за отца богов. Главное святилище бога Януса (Janus Geminus или Quirinus) находилось на северном конце форума, против храма Весты. Это была старинная арка, служившая как бы входом на форум (атриум Рима). Ворота ее в военное время были раскрыты; под аркой находилось изображение двуликого бога. Другим местом его культа был названный по его имени холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового тракта, ведшего в Этрурию и гавани; в связи с этим Янус был богом покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Matutinus родственна Mater Matuta, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. Он призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца и молнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как бог кузнечного искусства и вулканов.

Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс – с Реей, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этих божеств. Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), – благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром; бег жрецов Фавна, луперков, имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности; Либер и Либера – чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников – были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны; Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья; Ферония считалась подательницей обильной жатвы; Флора была богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс – один из наиболее почитаемых италийцами национальных богов, быть может древнее божество солнца. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). Он был также богом войны (Mars Gradivus); военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия, и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы. Близко к Марсу стоит и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом. Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер – как бог дневного света, Юнона – как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков – Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным из богов. Его оружие – молния; в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был покровителем земледелия, скотоводства и молодого поколения.

Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) – злому Юпитеру; родственный Юпитеру Summanus (sub mane – под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах, Юпитер назывался Stator, как податель победы – Victor; в честь его была учреждена коллегия фециалов, которые требовали удовлетворения у неприятелей, объявляли войну и заключали договора с соблюдением известных обрядов. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как Deus Fidius – бог клятв. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). Главным священнослужителем Юпитера был flamen Dialis; жена фламина – flaminica – была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии, в особенности у латинян, осков, умбров; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы; оттого же она называлась Lucina или Lucetia. Как Juno Juga или Jugalis или Pronuba, она освящала брачные союзы, как Sospita – охраняла жителей. Божества подземного мира не имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас в соответственном отделе греческой мифологии; у римлян не было даже царя этого подземного мира. Богом смерти был Orcus; наряду с ним упоминается богиня – покровительница умерших – Tellus, Terra mater, – принимавшая тени в свое лоно. Как мать ларов и манов, она называлась Lara, Larunda и Mania; как avia Larvarum – она олицетворяла собой ужас смерти. Те же религиозные представления, которые создали ряд dei indigetes – божеств-представителей отдельных человеческих действий и деятельностей, – вызвали ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные отвлеченные понятия и человеческие отношения. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др.

В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков. Греческое влияние выразилось особенно сильно после того, как были привезены в Рим из Кум Сивиллины книги – сборник греческих изречений оракула, сделавшийся книгой откровения римской религии. Греческие религиозные понятия и особенности греческого культа твердо водворились в Риме, или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя бледные римские представления. Борьба рельефных образов греческой религии с неясными очертаниями римской кончилась тем, что римские мифологические представления почти совсем утратили национальный характер, и только благодаря консервативному культу римская религия сохранила свою индивидуальность и влияние. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой, Минерва вошла в капитолийскую триаду и имела в капитолийском храме свою целлу. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Венера вероятно была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий первоначально был известен как deus indiges – покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Геркулес (переделка на лат. лад греч. Ήρακλής) стал известен в Риме с установлением лектистерний; сказания о нем целиком заимствованы из греческой мифологии. Под названием Цереры (Ceres) с 496 года до нашей эры была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме совершенно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. Аполлон и Dis pater – также чисто греческие божества, из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis = dives – богатый = Πλούτων). В 204 году был привезен в Рим священный камень Великой Идейской Матери из Пессинунта; в 186 году существовал уже греческий праздник в честь Диониса-Либера – Вакханалии; затем из Александрии перешли в Рим культы Изиды и Сераписа, а из Персии – мистерии солнечного бога Митры. Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др.), изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. И в этом отношении латинские сказания сложились не без влияния греческой эпической формы, в которую облекалась вообще значительная часть римского религиозного материала.

Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях; хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний; с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Лишь с проникновением в римскую духовную жизнь греческих форм и идей получили развитие римские генеалогические сказания, слагавшиеся и распространявшиеся, в угоду римской аристократии, греческими риторами и грамматиками, нашедшими себе приют в Риме в качестве гостей, друзей и рабов: учителей и воспитателей. Римские боги были нравственнее греческих. Римляне сумели подчинить дисциплине все силы человека и обратить их к одной цели – возвеличению государства; сообразно с этим, и римские боги, опекая человеческую жизнь, были защитниками справедливости, права собственности и др. человеческих прав. Оттого нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской гражданственности. Похвалы набожности древних римлян мы встречаем у большинства римских и греческих писателей, особенно у Ливия и Цицерона; сами греки находили, что римляне – наиболее благочестивый народ во всем мире. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян – патриотизм.

Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!


Close