Дата крещения Руси.

Крещение Руси (согласно «Повести временных лет») произошло в 988 году (в 6496 году от сотворения мира), в том же году крещение принял и князь Владимир. Однако некоторые историки называют иную дату крещения князя Владимира – 987 год, но официально датой крещения Руси считается именно 988 год.

Крещение Руси кратко.

До середины X века на территории русских княжеств большинство населения считалось язычниками. Славяне верил в вечность и равновесии между двумя высшими началами, которые на нынешний лад больше напоминают «добро» и «зло».

Язычество не позволяло объединить все княжества за счёт единой идеи. Князь Владимир, победив своих братьев в междоусобной войне, принял решение – крестить Русь, что позволило бы идейно объединить все земли.

На самом деле к тому моменту многие славяне уже прониклись Христианством благодаря купцам и воинам, бывавшим на Руси. Оставалось лишь сделать официальный шаг – закрепить религию на государственном уровне.

«В каком году было крещение Руси?» , - это очень важный вопрос, который задают в школе, вставляют в различные исторические тесты. Ответ Вы уже знаете – крещение Руси произошло в 988 году нашей эры. Незадолго до крещения Руси принял новую веру Владимир, сделал он это в 988 году в греческом городе Корсунь на полуострове Крым. После возвращения князь Владимир начал внедрять веру по всему государству: были крещены приближенные князя, воины дружины, торговцы и бояре.

Стоит отметить, что Владимир выбирал между православием и католицизмом, но второе направление подразумевало власть церкви над светской жизнью, и выбор был сделан в пользу первого.

Крещение не прошло без эксцессов, так как многие люди считали смену веры предательством богов. В результате чего некоторые обряды утратили смысл, но сохранились в культуре, например, сжигание чучела на Масленицу, некоторые божества стали святыми.

Крещение Руси – это событие, которое повлияло на развитие культуры всех восточных славян.

Принятие какой- либо из мировых религий всегда становилось если не переломным, то очень важным этапом в «жизни» любого народа или государства. Приняв в VII ислам, арабы не только вышли из исторической «тени», но и совершили величайшие завоевания, дойдя до Пуатье на севере и Индийского океана на юге, создали, кроме того, огромнейший Арабский халифат.

Крещение франков при Хлодвиге способствовало становлению мощного христианского государства, превратившегося впоследствии в империю Карла Великого. Христианизация болгар в 865 году, сопровождавшееся принятием славянской азбуки Кирилла и Мефодия, способствовало культурному расцвету Первого Болгарского царства, «золотому веку болгарской литературы» при Симеоне I Великом.

Крещение Древней Руси по восточному обряду при князе Владимире определила всё историческое бытие её народа на многие века вперёд. Христианские мораль и вероучение формировали быт и культуру, влияли на политику и социальные отношения и много веков спустя принятия Апостольской веры. От трудов летописца Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря до концепции «Москва- Третий Рим», от основания Софии Киевской до празднования тысячелетия в 1988 году - русскую историю невозможно представить без этого религиозного компонента.

Поэтому, отмечая уже в 1030-ый раз годовщину христианизации нашей страны, так важно вновь обратиться к истории утверждения этой религии на Руси, берущей начало задолго до летописной даты.

Легенда о проповеди Андрея Первозванного на Руси

Прежде чем киевляне вошли в днепровские воды при Владимире, предпринималось несколько попыток крестить население русских земель. Наиболее древним проповедником Повесть Временных лет называла самого Андрея Первозванного, апостола от 12-ти:

«А Днепр втечеть в Понетьское море жерелом, еже море словеть Руское, по нему же учил святыи Оньдреи, брат Петров...Оньдрею учащю в Синопии и пришедшю ему в Корсунь, уведе, яко ис Корсуня близ устье Днепрьское, и въехоте пойти в Рим, и пройде в устье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе. И по приключаю приде и ста под горами на березе. И заутра въетав и рече к сущим с ним учеником: «Видите ли горы сия? — Яко на сих горах восияеть благодать Божья; имать град велик быти и церкви многи бог въздвигнути имать». И въшед на горы сия, благослови я, и постави крест, и помоливъея Богу, и сълез с горы сея. иде же послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе. И приде в словени, идеже ныне Новъгород, и виде ту люди сущая, како есть обычаи им, и како ся мыють и хвощутся, и удивися им. И иде в Варяги, и приде в Рим, и исповеда, елико научи и елико виде, и рече им: «Дивно видех Словеньску землю идучи ми семо. Видех бани древяны, и пережьгуть с рамяно, и совлокуться, и будуть нази, и облеются квасом усниянымь, и возмуть на ся прутье младое, и бьють ся сами, и того ся добьють, едва слезуть ли живы, и облеются водою студеною, и тако ожи-уть. И то творять по вся дни, не мучими никим же, но сами ся мучать, и то творять мовенье собе, а не мученье». Ты слышаще дивляхуся. Оньдрей же, быв в Риме, приде в Синопию».

Легенда эта закономерно вызывала скептицизм исследователей. Так известный историк церкви XIX столетия Е.Е.Голубинский не верил в проповедь апостола Андрея: «Зачем бы пошёл в эту неведомую пустыню апостол Андрей? Чтобы ставить кресты на необитаемых горах или наблюдать такие обычаи, как паренье в банях?». При этом исследователь ссылался на ту же летопись под 6491(983) г., где говорится: «...еде бо (в Русской земле. — авт.) не суть апостоли учили, ни пророци прорекли... Аще и телом апостоли не суть еде были...». Эта несостыковка

И.И.Малышевский: сказание об апостоле Андрее- русская выдумка, периода княжения Всеволода Ярославича (1078-1093) и митрополита Ефрема (строил в Переяслвале бани), которая попала в летопись при Изяславе Мстиславовиче и Клименте Смолятиче уже в 12 веке по причине попытки киевской митрополии отделиться от константинопольского патриархата. Но скорее всего (Рапов), сказание о Андрее- вставка периода русско- византийского конфликта 1116 г., когда Владимир Мономах поддержал мятеж самозванца Лжедиогена II (выдававшего себя за сына Романа IV Диогена) против императора Алексея I Комнина. Видимо, легенда о миссионерской деятельности апостола на Руси должна была низвести претензии Византии к Руси, так как при таком раскладе не греки оказывались первыми крестителями Руси и, соответственно, греки не могли требовать вассального подчинения от великого князя. Легенда о крещении Руси апостолом Андреем пользовалась определенной популярностью и впоследствии. В 1621 году Киевский собор установил специальные торжества в честь апостола Андрея, а Петр I важнейшей государственной наградой сделал именно орден Андрея Первозванного («Sanсtus Andrеas Patrоnas Rоssiaе» - гласит его девиз). А в 1749- 1754 гг. по воле императрицы Елизаветы Петровны в Киеве был возведен архитектором Растрелли красивейший барочный Андреевский собор.

Андреевский собор на Андреевской горе в Киеве

Впрочем, известие о проповеди апостола Андрея не единственное в своем роде. В составе «Жития св. Стефана Сурожского» XV века дошло сказание «О прихождении ратью к Сурожу князя Бравлина из Великого Новгорода». Новгородский князь Бравлин (Бранливый, Бравалин) где- то в конце VIII- начале IX прошелся опустошительным набегом по южному и восточному побережью Крыма, разграбил Керчь и Судак, где попытался ограбить церковь св. Софии и расположенную в ней богато убранную могилу недавно преставившегося епископа Стефана. Однако у богохульника начался припадок, вызванный гневом святого, и Бравлину пришлось отдать награбленное, отпустить пленных и самому принять христианство, после чего он исцелился. Е.Е.Голубинский считал впрочем, что ни о каких новгородцах речь идти не может, так же как и о днепровских славянах, а истинные творцы набега- черноморские (азово- таврические) русы. Похожий сюжет встречаем и в сказании «О нашествии Руси на Амастриду», входящим в состав «Жития св. Георгия Амастридского», написанного между 825 и 842 гг. византийским дьяконом Игнатием. Подобно новгородцам Бравлина, пораженные внезапным недугом грабители- русы вынуждены были вернуть награбленное, дабы избавиться от гнева св. Георгия.

«Фотиево крещение» Руси

В 867 году в своем Окружном послании к восточным архиерейским престолам константинопольский патриарх Фотий, радуя своих корреспондентам известием о крещении болгар, сообщал своим корреспондентам и другую довольно интересную информацию:

«Ибо не только этот народ (болгары- авт.) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: «Благословен Бог» во веки!), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Как видно из слов патриарха, после очередного разорительного набега на Ромейскую державу, русы приняли святое крещение у своих бывших противников. Как и все ранние свидетельства о русах/ славянах сообщение Фотия порождает больше вопросов, чем даёт ответов. Когда произошел «недавний грабеж»? Какие именно русы имелись в виду, и кто их возглавил? Насколько широко затронула тогда христианизация русов?

Патриарх Фотий в своих знаменитых «Беседах» очень красочно описывает нападение русов на Константинополь в 860 году, спасенный, по мнению автора, только заступничеством Богородицы, чью ризу он вместе с императором Михаилом III окунул в воды Студийского залива, отчего поднялась страшная буря, потопившая русские корабли. Об этом событии упоминает и Повесть Временных лет под 866 годом:

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.»

Впрочем, дата похода, и соответственно крещения, вызывает у исследователей сомнения. Часть историков склонялась к 860 г., а Б.А.Рыбаков выдвинул гипотезу, что походов руссов на Византию в эти годы было три (860, 866, 874), из которых только первый оказался удачным. Исходя из этой концепции, О.М.Рапов делал вывод о крещении русов где- то в 866-867 гг., сразу после болгар (о чем и писал Фотий), но до свержения императора Михаила III его соправителем Василием I Македонянином (в 867 г.)

Е.Е.Голубинский считал, что крещёные русы были не днепровскими, а черноморскими или азово- таврическими и возглавлять их Аскольд и Дир никак не могли, так как поход состоялся в 860 году, когда варяги еще не прибыли на Русь.

Поход действительно возглавляли Аскольд и Дир, тоже принявшие впоследствии христианство от греков, о чем свидетельствует тот факт, что над могилой Аскольда в XI веке благочестивый боярин Олма воздвиг церковь св. Николая. Однако принятое после крупных военных поражений (буря разметала флот русов и выбросила его на берег) и природных катаклизмов (неурожайные 861-865 гг. согласно данным дендрохронологии) христианство не задержалось на Руси долго. Быстрому ослаблению позиций Апостольской веры способствовала традиционная политика Византии, пытавшейся превратить крещеные ею народы в своих вассалов, что не могло устраивать верхушку русского общества.

Патриарх Фотий и император Михаил III опускают край Ризы Богоматери в море.

Радзивидловская летопись.

Существует в отечественной историографии и версия о двух крещениях русов (Д.И.Иловайский, В.А.Пархоменко, М.С.Грушевский). Второе произошло в 870-е гг., и, видимо, именно тогда крестились Аскольд и Дир. Согласно сообщению императора Константина Багрянородного, дошедшему в составе «Хронографии» Продолжателя Феофана, его дед, Василий I Македонянин крестил русов вместе с патриархом Игнатием:

«И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач

золота, серебра и шёлковых одежд, он (Василий I Македонянин. — авт.) привлёк к

переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил [их] сделаться участниками

спасительного крещения и расположил принять архиепископа, получившего

рукоположение от патриарха Игнатия.»

Далее рассказывается о чуде, совершенном присланным архиепископом для уверения язычников: брошенное в пламя печи Евангелие не сгорело. Причем в Никоновской летописи встречается сходное свидетельство «О князи Рустем Оскольде». Крещение могло произойти после неудачного похода Аскольда и Дира на Константинополь в 874 году.

Несмотря на то, что крещения 60-х и 70-х гг. не привели к всеобщей христианизации Древней Руси, именно в это время (860-е) в составе Константинопольского патриархата впервые появляется Русская епархия.

Версия о проповеди на Руси Кирилла и Мефодия

В дореволюционной историографии пользовалась определенной популярностью версия о том, что знаменитые Солунские братья, славянские «учителя», Константин Философ (в схиме Кирилл) и Мефодий, проповедовали и в русских землях. Историк церкви, митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что во время моравской миссии святые отправили на Русь своего ученика, некого Наврока. В начале XX века В.А.Ламанский выдвинул довольно радикальную гипотезу: основываясь на данных Паннонского жития св. Кирилла, он предположил, что святой лично проповедовал русам в 860-861 гг. Сообщение жития о том, что император Михаил III отправил Кирилла и Мефодия на религиозный диспут с мусульманами и иудеями к хазарскому кагану (в 860-861 гг.) , ученый интерпретировал как поездку на Русь (Киевская Русь в это время входила в состав Хазарии, а русского князя русские и иностранные источники часто именовали каганом, следовательно, делал вывод исследователь, Кирилл мог ездить не собственно в Хазарию на Волге, а в её русскую часть). Подтверждение своей версии В.А.Ламанский видел в более позднем греческом «Обстоятельном повествовании о том, как крестился народ русов», в котором к князю Владимиру крестить Русь приезжают некие Кирилл и Афанасий. Отнеся это известие к 9 веку и заменив Афанасия на Мефодия, выкинув князя Владимира как анахронизм, ученый получал искомое. Менее радикальной была гипотеза А.В.Карташева: Кирилл проповедовал в Хазарии, но мог посетить и Русь. К сожалению, красивая версия о проповеди Кирилла и Мефодия на Руси, подобно легенде об апостоле Андрее, не находит прочных документальных подтверждений.

Правда, Солунские братья все же почитались на Руси как «учителя»: Повесть Временных лет ставила им в заслугу создание славянской азбуки.

Христианство на Руси до Ольги

О том, что происходило с крещёными в IX веке русами в дальнейшем, известно мало. А.В.Карташев предполагал, что при князе Олеге, захватившем Киев, христиане вынуждены были уйти в подполье, а языческая реакция восторжествовала. По мнению Н.И.Коробки, христианство вообще было занесено на Русь только варягами под влиянием проповедей Гамбургского архиепископа Анасгария.

В сочинении арабского историка XII века ал- Марвази встречается любопытное известие о крещении в 912 году русов, а затем о переходе их в ислам. Речь шла о неком «острове руссов», чьи обитатели совершали грабительские набеги на соседние мусульманские территории. По мнению О.М.Рапова этот загадочный остров располагался вблизи устья Волги в Каспийском море и со временем исчез по естественным причинам. Видимо, островные русы были вынуждены принять ислам после неудачного Каспийского похода 913/914 гг., чтобы не остаться в изоляции среди иноверцев.

Однако, несмотря на временное «затишье», христианство после крещения 870-х гг. продолжало существовать и даже стало со временем играть серьёзную политическую роль. Неслучайно, что в русско- византийском мирном договоре 944 года часть дружинников князя Игоря клянется в храме св.Ильи.:

« Мы же (клянемся): те из нас, кто крещен, клянемся в соборной церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартиею соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того (что в ней написано) не нарушать; а если это нарушит (кто-либо) из нашей страны, князь ли или кто иной, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной и да будет он заколот собственным оружием.

А некрещеные русские, слагая свои щиты, обнаженные мечи, обручи и остальное оружие, клянутся, что все написанное на этой хартии будет исполняться Игорем, всеми боярами и всеми людьми Русской страны всегда, во все будущие годы.

Если же кто-нибудь из князей или из русских людей, христианин или нехристианин, нарушит то, что написано на этой хартии, то следует ему умереть от своего оружия, и да будет он, как нарушивший клятву, проклят богом и Перуном. И если будет великий князь Игорь достойно сохранять этот правый договор о дружбе, да не разрушится он (т.е. этот договор, до тех пор), пока сияет солнце и стоит весь мир, в нынешние времена и в загробные.»

Это известие дало основание Е.Е.Голубинскому говорить о значительной роли христиан при князе Игоре, которые даже пытались добиться от Константинополя создания автокефальной русской церкви, а М.Д.Присёлкову утверждать, что во время заключения договора у власти в Киеве была христианская партия. Так или иначе, но христианство получило широкое распространение в это время, о чем свидетельствует разнообразие похоронного обряда: помимо языческого трупосожжения появляется христианское трупоположение головой на запад. В Киеве к концу княжения Игоря уже существовала Ильинская церковь. Таким образом, к тому моменту, когда к власти пришла Ольга, христианство было на Руси значительной силой.

Крещение княгини Ольги

В таком известном факте, как , в действительности много неясного. Прежде всего, проблема заключается в датировке. Обыкновенно крещение княгини связывается с ее поездкой в Константинополь. В Повести под 6463 годом (955 от р.х.) как раз сообщается о том, как Ольга «переклюкала» (перехитрила) императора Константина Багрянородного. Император, подивясь мудрым речам княгини, предложил ей стать его супругой («Достойна ты царствовать с нами в столице нашей»), однако хитроумная Ольга попросила сначала окрестить её. Константин VII, ставший её крестным отцом, по христианским канонам уже не мог на ней жениться. Императору ничего не оставалось, как отпустить Ольгу на Русь со всеми почестями. Интересно, что сообщение о визите русской княгини содержится и в сочинении «О церемониях византийского двора», написанном как раз Константином Багрянородным(!). Однако о своем сватовстве женатый император не упомянул.

М.Д.Присёлков считал, что княгиня не только крестилась, но и попыталась добиться утверждения на Руси автокефальной церковной организации. С.М.Соловьев полагал, что Ольга крестилась в Константинополе в 957 году, однако её старания привить не увенчались успехом из-за противодействия сына.

Иной концепции придерживался Е.Е.Голубинский. Он считал, что «варяжка» Ольга была «внутренней христианкой» и крестилась тайно в Киеве где-то в 952-957 гг. Путешествие же княгини в Константинополь историк относил ко времени, когда Ольга уже сложила с себя властные полномочия, передав их Святославу.

В.А.Пархоменко полагал, что княгиня крестилась лишь в 960-961 г. при императоре Романе II (правил в 959-963 гг.) после нескольких поездок её в Царьград, когда она безуспешно пыталась добиться особых привилегий для русской церкви. Версии о том, что Ольга крестилась при императоре Романе II, придерживался и А.Г.Кузьмин, называя, правда, другую дату: 959 год. «Степенная книга царского родословия», составленная в XVII вв., ещё более запутывает сюжет: крещение Ольга принимает от Иоанна Цимисхия- а это уже 970-ые гг. Более того, Степенная книга буквально воспроизводит сюжет со сватовством императора, несмотря на то, что русская княгиня умерла аккурат в год воцарения Цимисхия (969) в возрасте то ли 75, то ли 88 лет.

Оригинальную концепцию предложил О.М.Рапов. Пересчитав даты походов Игоря на ромеев и его смерти, а также перенеся дату рождения Святослава, историк пришел к выводу, что Ольга крестилась еще в 944 году при императоре Романе I Лакапине. Именно неженатого в то время Лакапина и «переклюкала» княгиня. Ольга, видимо, нуждалась в византийской военной поддержке для удержания власти, захваченной у совершеннолетнего сына (О.М.Рапов считал, что Святослав родился в 920-е гг.). Кроме того, крещение позволяло ей избегнуть трагической участи после смерти Игоря: в язычестве было принято хоронить вместе с мужем и его насильно убиенную жену.

Разделились мнения исследователей и о том, насколько широко собиралась и смогла распространить христианство Ольга. Митрополит Макарий (Булгаков) и Б.А.Рыбаков в разное время полагали, что Ольга пыталась сделать христианство государственной религией, уничтожая языческие требища. Однако княгиня потерпела неудачу: из-за сопротивления ли Святослава, не желавшего терять опору в своей дружине, или же из-за настойчивого желания Византии сделать крещенные ею страны своими вассалами. Впрочем, бытует версия (В.В.Мавродин), что крещение было частной, а не общегосударственной затеей княгини, которая истребляла языческие капища и возводила храмы исключительно в своих владениях (Троицкая церковь в Пскове, Софийская церковь в Киеве, церковь Богородицы близ Будутиной веси). Интересно, что, несмотря на принятие христианства от восточного патриарха, Ольга не чуждалась и общения с Западной (Римской) церковью. В 959 году она отправила послов к императору Оттону I, а в 961-962 гг. на Русь приезжали германские проповедники во главе с епископом Адальбертом. Миссия их, однако, закончилась полной неудачей и изгнанием. Видимо, Ольга пыталась с их помощью добиться создания независимой церковной организации, наладить отношения со Священной Римской империей, возможно, перенять черты церковного управления Оттона I (раздача церкви государственной земли для взимания ренты при условии крещения местного населения). Приход к власти Святослава в начале 960-х гг. помешал этим планам.

Окончательное крещение Руси при Владимире

Захватив в 978 (согласно «Памяти и похвале Владимиру» Иакова Мниха) или в 980 (ПВЛ) власть в Киеве, Владимир немедленно провёл так называемую «языческую реформу», устроив вне княжеского двора капище с идолами Перуна, Симаргла, Мокоши, Стрибога, Хорса, Дажьбога. Видимо, сосредоточив под своей властью огромные разноплеменные территории Древней Руси, князь нуждался в их более тесной консолидации для чего и установил статуи их племенных божеств в главном киевском святилище. Кроме того, это была попытка модернизировать древнюю языческую религию, унифицировать пёстрые верования. В первые годы княжения Владимира язычество вновь стало доминировать над христианством. Но для перехода на новый уровень международных отношений и торговли Руси требовалось уже принять одну из мировых религий. А.В.Карташёв очень эмоционально описывал сложившуюся ситуацию:

"Казалось, малокультурная, полуфинская, новгородская окраина Руси религиозно победила столичный огречившийся Киев. Но эта искусственная победа отсталых провинциалов оказалась бессильной изменить властный ход истории. А история всей Европы, и Западной и Восточной, предписала: - покориться благородному наследию средиземноморских культур и укрепившейся в них высшей богооткровенной религии."

К 986 и 987 гг. относятся свидетельства Повести Временных лет о выборе Владимиром веры. Сначала посланники от булгар (мусульмане), хазар (иудеи), римлян и православных изъяснили свою веру перед князем, в следующем же году 10 мужей князя посетили немцев, булгар и греков. Владимиру не пришелся по душе мусульманский запрет на употребление вина и свинины, не понравилось ему и то, что иудеи были рассеяны по всему свету, не имея своего государства. Однако и принятие христианства могло поставить Русь в зависимость либо от Германской империи (которая в это время фактически контролировала всю деятельность Римских Пап), либо от Византии. Поэтому Владимиру, чтобы получить автономную церковную организацию, требовалось пойти по «болгарскому пути»: породниться с императорами (в 913 году, осадив Константинополь, князь Симеон I добился от Регентского совета признания себя царем, а Болгарскую церковь - независимой от греческой; в 927 году царь Пётр женился на внучке императора Романа I Лакапина и Болгарская церковь стала первой патриархией вне Пентархии).

Рассказ о крещении Руси в ПВЛ исследователи обычно именуют «Корсунской легендой». Как и известие о выборе Владимиром веры, «Корсунскую легенду» ряд исследователей считает выдумкой (Е.Е.Голубинский, А.А.Шахматов, М.Д.Присёлков). В летописи поход на Херсонес и датируется 988 (6496) годом. Об обстоятельствах принятия Владимиром веры говорится так:

«И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, - сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались»

Далее говорится о сватовстве Владимира к сестре императоров Константина VIII и Василия II, которые поставили условием отказ князя от язычества, об его внезапной слепоте, исцеленной крещением в церкви св. Василия в Херсонесе.

Собор на месте предполагаемого

«Замыслив поход на город греческий Корсунь, так молился князь Владимир Богу: «Господи Боже, Владыка всех, одного у тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привел людей христиан и попов на всю землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых.

И в те дни были два царя в Царьграде: Константин и Василий. И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жены — да укрепится он еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему.»

Кроме похода Владимира на Корсунь с крещением Руси оказалась связана и военная помощь русского войска грекам против мятежника Варды Фоки, угрожавшего Константинополю. Сообщал об этом и известный арабский историк Яхъя Антиохийский:

«И стало опасным дело его. И был им озабочен царь Василий по причине силы его войск (очевидно войск бунтовщика В. Фоки) и победы его (Фоки) над ним (т. е. Василием). И истощились его богатства (т. е. ц. Василия) и побудила его нужда послать к царю руссов - а они его враги - чтобы просить их (руссов) помочь ему (византийскому василевсу) в настоящем его положении.
И заключили они между собою договор о свойстве: и женился царь руссов на сестре царя Василия, после того как он (т. е. ц. Василий) поставил ему (Владимиру) условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они - народ великий. И не причисляли себя тогда руссы ни к какому закону и не признавали никакой веры.
И послал к нему (Владимиру) царь Василий впоследствии митрополитов и епископов. И они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли. И отправил к нему (Владимиру) сестру свою. И она построила многия церкви в стране руссов.»

Русы участвовали в битве при Хрисополе (988 г.) и Авидосе (989 г.), однако императоры нарушили договор и не отправили на Русь свою сестру. В результате Владимир вынужден был применить силу, осадив Херсонес. В «Проложном Житии князя Владимира особого состава» говорится о девятимесячной осаде Корсуня, которую удалось завершить лишь благодаря предательству варяга Жодоберна (Жьдьберна) отправившего в русский стан стрелу с сообщением о тайном подземном ходе, который надо было перекрыть. После захвата города князь отправил варяга в Константинополь с категорическим требованием прислать императорскую сестру, что греки вынуждены были выполнить.

По версии О.М.Рапова, события развивались следующим образом: в 988 году Владимир заключил договор об оказании военной помощи грекам при условии крещения Руси и женитьбы на царевне Анне. В 988 и 989 гг. русские войска участвовали в боях с мятежниками, однако Василий II (Болгаробойца) не спешил выполнять обещание. Тогда в августе 989 года Владимир осадил Херсонес и взял его в апреле 990 года. Грекам ничего не оставалось, кроме как прислать священников и царевну на Русь. 1 сентября 990 г. состоялось крещение киевлян в Днепре (или Почайне), наиболее подробное описание которого даёт Повесть Временных лет:

«После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы».

Покончив с язычеством в Киеве, Владимир озаботился христианизацией и остальных областей Древнерусского государства. Наиболее известно благодаря известиям Иоакимовской летописи, приведенным В.Н.Татищевым, крещение Великого Новгорода. «Путята крести мечом, а Добрыня огнём» сообщает соответствующая повесть. На деле это означало, что такой важный политический и экономический центр, как Новгород, пытался противиться крещению, поэтому воеводам Владимира Путяте и Добрыне пришлось употребить силу. Отряд, пришедший из Киева, обосновался на правой, Торговой стороне Новгорода, пытаясь крестить горожан. Однако на левый берег перебраться вначале не получилось, так как мост через р. Великую язычники разметали. Путяте с частью войска удалось переправиться на левый берег, где его поначалу приняли за своего, однако вскоре обман раскрылся, воевода был окружен мятежниками в «граде», началась жестокая сеча, и только хитрость Добрыни, поджегшего Людин конец и отвлекшего тем самым воинов- язычников, спасла положение. В ходе восстания новгородских язычников был разорён и сгорел христианский Неревский конец. Крещение жителей Новгорода проходила, скорее всего, не один день, а остатки язычества держались вплоть до конца XI- начала XII веков.

Затруднялся процесс христианизации как отдаленностью регионов Северо- Западной и Северо- Восточной Руси от Киева, так и недостатком духовенства. Эти насущные вопросы Владимир старался активно решать: так князь лично возглавил поход в Ростовскую землю в 990 году, возможно, даже основав Владимир Залесский (если это не сделал много лет спустя Владимир Мономах), а в Киеве тем временем создавалось «обучение книжное» для детей «лучших людей», из которых должно было выйти впоследствии новое духовенство.

Несмотря на упорное сопротивление язычества, сохранявшего в некоторых местах силу вплоть до конца XI- XII вв. (подтверждение тому- возглавляемое волхвами восстание в Суздальской земле в 1024 году, или кровавая битва князя Константина Святославича, решившего прочно утвердить христианство в Муроме, с его жителями на рубеже XI- XII вв), православие удалось прочно утвердить на русских землях. При Владимире появляются первые известные нам киевские архиепископы (Михаил, Леонт,Иоанн по Никоновской летописи), а уже при его сыне Ярославе встречаем упоминание о митрополите Киевском Феопемте.

Наверное лучшей оценкой миссионерской деятельности св. равноапостольного князя Владимира можно считать слова из «Памяти и Похвалы Владимиру» Иакова Мниха:

«Он крестил всю Русскую землю из конца в конец — и отверг нечестивое наваждение, и языческих богов, а вернее бесов, Перуна и Хорса, и других многих попрал, и сокрушил идолов. И церковь построил каменную во имя пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, чтобы о попах заботиться, и о сиротах, и о вдовицах, и о нищих. И потом всю землю Русскую и города все украсил святыми церквами. И отверг весь дьявольский обман, и пришел от тьмы дьявольской на свет с детьми своими, пришел к Богу, крещение приняв, и всю землю Русскую вырвал из пасти дьявола и к Богу привел, и к свету истинному. Ведь сказал Господь устами пророка: «Отводящий от нечестия нечестивого, ты — как уста мои». И был князь Владимир как уста Божий и людей от обмана дьявольского к Богу привел. О, сколько радости и веселия было на земле! Ангелы возрадовались и архангелы, и души святых воспряли. Сам Господь сказал: «Какая радость бывает на небесах, если хоть один грешник раскается». Бесчисленны души, приведенные к Богу святым крещением по всей земле Русской, исполнено дело, похвалы всякой достойное и радости духовной полное.»

Стефания Ситнер

КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии (конец 10 в.) и его распространение (11 12 вв.) в Древней Руси. Первой христианкой среди киевских князей была княгиня Ольга. Принятие христианства на Руси … Русская история

Современная энциклопедия

Крещение Руси - КРЕЩЕНИЕ РУСИ, введение христианства в греко православной форме как государственной религии. Начато Владимиром I Святославичем (988 989), который крестился вместе с семьей и дружиной, а затем начал крещение киевлян, новгородцев и других.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Введение в Древней Руси в конце 10 века христианства в греко православной форме как государственной религии. Разложение первобытного строя и формирование Древнерусского государства стали подготовительными условиями для смены языческой религии… … Политология. Словарь.

Введение христианства в греко православной форме как государственной религии. Начато Владимиром Святославичем в 988 89. Содействовало развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства, архитектуры. 1000 летие Крещения Руси отмечалось … Большой Энциклопедический словарь

Фреска «Крещение Святого князя Владимира». В. М. Васнецов Владимирский собор (Киев) (конец 1880 х) Крещение Руси введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.… … Википедия

КРЕЩЕНИЕ РУСИ - Традиционное название введения на Руси* христианства в греко православной (см. православие*) форме как официальной государственной религии. Первой на Руси, с целью укрепления торговых и политических связей с Византией, приняла христианство… … Лингвострановедческий словарь

Введение в Древней Руси в конце X в. христианства как государственной религии. Начато князем Владимиром Святославичем (988 89). Способствовало укреплению Древнерусского государства, содействовало развитию культуры, созданию памятников… … Энциклопедический словарь

Принятие Др. Русью в кон. 10 в. христианства, как гос. религии. Нек рые исследователи (В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков) связывают крещение Руси с киевским кн. Аскольдом (9 в.). Разложение первобытнообщинного строя, возникновение социального… … Советская историческая энциклопедия

Крещение Руси - события, связан, с признанием в кон. 10 в. Др. Русским госуд. (Киевской Русью) христ. религии в кач ве офиц. и господствующей. Элементы христианства проникали в вост. славян. общество начиная с 3 4 вв. В сер. 9 в. христианство было уже… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Крещение Руси , Глеб Носовский. Новая книга А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского полностью состоит из материала, публикуемого впервые и посвящена реконструкции эпохи второй половины XIV века. В русской истории эта эпоха… электронная книга
  • Крещение Руси и Владимир Святой , Алексеев С.В.. Веками помнил киевского князя Владимира Святославича русский народ. Помнил 171;ласкового 187;, помнил 171;Красное Солнышко 187;, воспевая щедрость пиров и блеск богатырского двора. Не…

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со-про-во-ж-да-лось соз-да-ни-ем на Ру-си епи-ско-пии (или ар-хи-епи-ско-пии), впо-след-ст-вии по-гиб-шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак-тив-ное цер-ков-ное строи-тель-ст-во и ме-ры по ор-га-ни-зационному оформ-ле-нию Церк-ви, рас-ши-ре-нию епар-хи-аль-ной и при-ход-ской струк-тур, пред-при-ни-мав-шие-ся при ки-ев-ском кн. Яро-сла-ве Вла-ди-ми-ро-ви-че Му-дром и при его пре-ем-ни-ках.

Предпосылки и причины

По со-во-куп-но-сти дан-ных ис-то-рических ис-точ-ни-ков крещение Руси пред-ста-ет как це-ле-на-прав-лен-ный вы-бор кн. Вла-ди-ми-ра, обу-слов-лен-ный его лич-ны-ми ре-лигиозными исканиями и комп-лек-сом внут-ри- и внеш-не-по-ли-ти-че-ских при-чин (не-удов-ле-тво-рён-ность язы-че-ски-ми куль-та-ми в ка-че-ст-ве на-цио-наль-но-кон-со-ли-ди-рую-ще-го фак-то-ра, не-об-хо-ди-мость всту-п-ле-ния Древнерусского государства в чис-ло мировых дер-жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле-то-пи-си сохранилось ска-за-ние об «ис-пы-та-нии вер» кн. Вла-ди-ми-ром. Оно по-ве-ст-ву-ет о по-соль-ст-вах в Ки-ев от из Волж-ской Бул-га-рии, с латинского За-па-да, от иу-даи-зи-ро-ван-ных ха-зар и из Ви-зан-тии, убе-ж-дав-ших кня-зя при-нять их ве-ру. Вла-ди-мир от-пра-вил соб-ст-вен-ные по-соль-ст-ва «в бол-га-ры», «в нем-цы», «в гре-ки», что-бы «ис-пы-тать их служ-бу». По-сле воз-вра-ще-ния по-сольств он ос-та-но-вил свой вы-бор на хри-сти-ан-ст-ве ви-зантийского об-ря-да, по-ра-зив-ше-го по-слов кра-со-той бо-го-слу-же-ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от-но-ше-нии об-стоя-тельств и вре-ме-ни кре-ще-ния кн. Вла-ди-ми-ра в древнерусских ис-точ-ни-ках нет един-ст-ва. Со-глас-но «Кор-сун-ской ле-ген-де» - пре-да-нию, ко-то-рое с ру-бе-жа XI-XII вв. во-шло в древнерусское ле-то-пи-са-ние, а за-тем и в Жи-тие св. Вла-ди-ми-ра, князь при-нял кре-ще-ние в за-хва-чен-ном им г. Кор-сунь, цен-тре ви-зантийских вла-де-ний в Кры-му, в 988 г. (од-на-ко фак-ти-че-ски взя-тие Кор-су-ни про-изош-ло, ве-ро-ят-нее все-го, в 989 г.); там же со-стоя-лось бра-ко-со-че-та-ние Вла-ди-ми-ра с се-ст-рой ви-зантийских им-пе-ра-то-ров Ва-си-лия II Бол-га-ро-бой-цы и Кон-стан-ти-на VIII Ан-ной. Су-ще-ст-ву-ет и другая тра-ди-ция, за-фик-си-ро-ван-ная так-же уже в XI в., ко-то-рая при-уро-чи-ва-ет кре-ще-ние Вла-ди-ми-ра к Кие-ву и ко вре-ме-ни за два го-да до взя-тия Кор-су-ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре-ще-ни-ем кня-зя и его дру-жи-ны по-сле-до-ва-ло ор-га-ни-зо-ван-ное государственной вла-стью мас-со-вое кре-ще-ние жи-те-лей круп-ней-ших го-ро-дов, пре-ж-де все-го Кие-ва и Нов-го-ро-да. На пер-вые го-ды по-сле кре-ще-ния (не позд-нее 997 г.) при-хо-дит-ся уч-ре-ж-де-ние в Древнерусском государстве ми-тро-по-лии с цен-тром в Кие-ве, под-чи-нён-ной Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ха-ту. Од-но-вре-мен-но с мит-ро-по-ли-ей в ней бы-ло уч-ре-ж-де-но не ме-нее трех епар-хий: в Нов-го-ро-де, в Бел-го-ро-де Ки-ев-ском, а так-же, ве-ро-ят-но, в По-лоц-ке и/или Чер-ни-го-ве. Пер-вы-ми епи-ско-па-ми бы-ли гре-ки. В со-от-вет-ст-вии с цер-ков-ной тра-ди-ци-ей (за-кре-пив-шей-ся не ра-нее XVI в.) пер-вым ми-тро-по-ли-том Ки-ев-ским при-ня-то счи-тать свт. Ми-хаи-ла, од-на-ко, ви-зантийские ис-точ-ни-ки да-ют ос-но-ва-ния пред-по-ла-гать, что пер-вым ми-тро-по-ли-том был Фео-фи-лакт, пе-ре-ве-дён-ный на Русь из Се-ва-стий-ской ми-тро-по-лии (се-ве-ро-вос-ток Ма-лой Азии).

С 990-х гг. на Ру-си раз-во-ра-чи-ва-ет-ся де-ре-вянное хра-мо-строи-тель-ст-во. Со-глас-но «По-хва-ле кня-зю Вла-ди-ми-ру» (1040-е гг.), на-пи-сан-ной бу-ду-щим митрополитом Ила-рио-ном, при Вла-ди-ми-ре воз-ник-ли и пер-вые мо-на-сты-ри. В 995-996 гг. в Кие-ве бы-ла ос-вя-ще-на пер-вая ка-мен-ная Де-ся-тин-ная цер-ковь, ве-ро-ят-но слу-жив-шая кня-же-ским двор-цо-вым со-бо-ром. С ос-вя-ще-ни-ем этой церк-ви древнерусские ис-точ-ни-ки свя-зы-ва-ют ме-ры государственно вла-сти по ма-те-ри-аль-но-му обес-пе-че-нию цер-ков-ной ор-га-ни-за-ции: на её ну-ж-ды долж-на бы-ла от-чис-лять-ся де-ся-тая часть от со-во-куп-ных кня-же-ских до-хо-дов - де-ся-ти-на, ко-то-рая со-би-ра-лась при Де-ся-тин-ном хра-ме. След-ст-ви-ем крещения Руси в за-ко-но-да-тель-ной об-лас-ти ста-ло раз-де-ле-ние по ви-зантийскому об-раз-цу кня-же-ской и цер-ков-ной (ми-тро-по-личь-ей, епи-скоп-ской) юрис-дик-ций, ко-то-рое древнерусская. тра-ди-ция так-же от-но-сит ко вре-ме-ни прав-ле-ния. Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча. В сфе-ре цер-ков-но-го пра-ва ока-за-лись брач-но-се-мей-ные от-но-ше-ния, пре-сту-п-ле-ния про-тив нрав-ст-вен-но-сти, суд над кли-ри-ка-ми и чле-нами их се-мей и т. д. Все эти ус-та-нов-ления на-шли от-ра-же-ние в кня-же-ских ус-та-вах X-XII вв. Важ-ней-шей за-да-чей ста-ло обес-пе-че-ние со-бор-ных и при-ход-ских хра-мов русскими свя-щен-но-слу-жи-те-ля-ми (для че-го де-тей зна-ти на-силь-ст-вен-но от-би-ра-ли «на уче-ние книж-ное»), а так-же бо-го-слу-жеб-ны-ми кни-га-ми.

Христианство в XI-XII вв.

Ос-нов-ные на-прав-ле-ния хри-стиа-ни-за-ции го-су-дар-ст-ва и об-ще-ст-ва, обо-зна-чив-шие-ся в хо-де крещения Руси, бы-ли про-дол-же-ны в XI-XII вв. Епар-хи-аль-ная струк-ту-ра сде-ла-лась бо-лее дроб-ной, чис-ло епар-хий воз-рос-ло до двенадцати. О раз-ви-тии в этот пе-ри-од при-ход-ской сис-те-мы труд-но су-дить из-за от-сут-ст-вия дан-ных; ве-ро-ят-но, оно сле-до-ва-ло за раз-ви-ти-ем государственно-административной. струк-ту-ры, т. к. при-ход-ской храм на-хо-дил-ся обыч-но в административном цен-тре (по-гос-те). Со-вер-шен-ст-во-ва-лось цер-ков-но-государственное взаи-мо-дей-ст-вие в об-лас-ти су-да. Воз-рас-тав-шие по-треб-но-сти в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах обес-пе-чи-ва-лись скрип-то-рия-ми, дей-ст-во-вав-ши-ми при круп-ных мо-на-сты-рях и, ве-ро-ят-но, при епи-скоп-ских ка-фед-рах. Всё это име-ло след-ст-ви-ем и бо-лее ак-тив-ную хри-стиа-ни-за-цию сель-ско-го на-се-ле-ния. По-след-ние све-де-ния о язы-че-ских вы-сту-п-ле-ни-ях в круп-ных го-ро-дах (Нов-го-род, Рос-тов, Яро-славль) от-но-сят-ся к 1070-м гг. С это-го вре-ме-ни язы-че-ст-во как об-щественный фак-тор бо-лее не про-сле-жи-ва-ет-ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща-пов Я. Н. Го-су-дар-ст-во и цер-ковь Древ-ней Ру-си X-XIII вв. М., 1989.

Русь крестилась не единожды. Так утверждают униаты, так говорят и многие историки. Оспаривается не только традиционная дата крещения Руси, но и преемственность Русской Православной Церкви от Византийского Патриархата.

О чем молчат хроники

Сегодня тезис от том, что наше государство приняло крещение в конце X века, обсуждению не подлежит. Он приобрел значение неоспоримого догмата, несмотря на то, что имеет определенные погрешности. К примеру, даже авторитетные представители Православной Церкви склонны думать, что дата крещения – 988 год - скорее всего, приблизительная.

В советской историографии получила популярность точка зрения, согласно которой при святом Владимире крестилась не вся Русь, а только сословная верхушка. Государство при этом продолжало оставаться преимущественно языческим.

Любопытно вот что. В иностранных источниках X-XI веков исследователи до сих пор не нашли свидетельств о крещении Руси в 988 году. К примеру, историк-медиевист Федор Фортинский в 1888 году – в канун 900-летия Владимирова крещения – проделал обширную работу, отыскивая в европейских источниках хотя бы малейшие намеки на столь знаковое событие.

Ученый проанализировал польские, чешские, венгерские, немецкие, итальянские хроники. Результат его поразил: ни в одном из текстов не нашлось хоть каких-либо сведений о принятии Русью христианства в конце X века. Единственным исключением стало сообщение немецкого каноника Титмара Мерзебурского о личном крещении великого князя Владимира в связи с намечающейся женитьбой.

«Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских. Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным», – пишет историк Михаил Брайчевский. И действительно в значимых письменных источниках Византии мы находим сведения о падении Херсонеса, договоре Владимира Святославича с императором Василием II, вступлении в брак киевского князя с принцессой Анной, участии русского экспедиционного корпуса в междоусобной борьбе за константинопольский престол, но там нет ни слова о крещении.

Чем же объяснить отсутствие сообщений в иностранных хрониках о крещении Руси при Владимире? Может, тем, что христианство пришло на Русь в другое время или наше государство крестилось не один раз?

Полемика

В конце XVI столетия часть иерархов Западнорусской митрополии решила укрепить свои позиции через связь с Римом, что привело в 1596 году к скрещиванию западной и восточной ветвей христианства – униатству. Событие вызвало конфликт в среде западно-русского общества и заставило переосмыслить не только догматические расхождения православия и католицизма, но и всю историю взаимоотношений двух Церквей.

Одной из главных тем, обсуждаемых полемистами, было возникновение христианства в Древнерусском государстве. Как важнейшее событие в русской истории оно принципиально влияло на характер национальной и религиозной идентичности. Среди множества поднимаемых вопросов были следующие: источник крещения (Константинополь или Рим); история самого крещения (кем и когда?); было ли совершено крещение во время схизмы или единства Западной и Восточной Церквей; при каком патриархе и папе оно проводилось?

В одном из главных источников идей русского униатства - сочинениях теолога Речи Посполитой Петра Скарги - утверждалось, что крещение Русь приняла от Патриарха, послушного Риму, и произошло это в IX столетии, то есть задолго до крещения Владимира, когда Церковь была едина. Другими словами, Скарга указывал, что Русь крестил Рим, и подчиненность Русской Православной Церкви Римской митрополии, по его мнению, подтверждалась документально – подписью митрополита всея Руси Исидора под Флорентийской унией в 1439 году.

Крещения

Еще один униат – архиепископ Смоленский Лев Кревза - высказал мысль о тройственном крещении Руси. Первое, по его мнению, произошло в IX веке при византийском патриархе Игнатии, второе – в том же столетии во время миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия и третье - общепринятое - при Владимире.

Концепцию двойственного крещения Руси предлагал духовный писатель архиепископ Полоцкий Мелетий Смотрицкий. Одно (упоминаемое Кревзой) крещение произошло в 872 году при патриархе Игнатии, якобы послушном папе Николаю I, и связано было только с Галицкой Русью. Принятие христианства Киевской Русью при Владимире Смотрицкий относил не к 988-му, а к 980 году. При этом он утверждал, что патриарх Николай Хрисоверг, благословивший крещение Руси, был в союзе с Римом.

В «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии Копыстенского речь шла только об одном крещении, которому, однако, предшествовали три «уверения». Первое – «уверение Россов» – Копыстенский связывает с традиционной легендой о путешествии апостола Андрея по русским землям.

Но дальше всех пошел православный епископ Сильвестр Коссов, выдвинувший в 1630-х годах гипотезу о пятикратном крещении Руси: первое - от апостола Андрея, второе - в 883 году при патриархе Фотии от Кирилла и Мефодия, третье - миссия епископа, свершившего чудо с Евангелием в 886 году (также при Фотии), четвертое - при княгине Ольге в 958 году и пятое - при Владимире. Все крещения, по словам Коссова, произошли od graekуw (от греков).

Западно-русский богослов Лаврентий Зизаний в Большом катехизисе, созданном в начале 1620-х годов, по сути, объясняет, почему поднимается вопрос о нескольких крещениях Руси. Он пишет, что «крещён есть русский народ не во едино время, но четверократно», так как в результате первых трех крещений «мала часть людей крестищася».

Современные исследователи серьезное значение придают гипотезе о крещении Руси от киевских князей Аскольда и Дира. С точки зрения известного специалиста по славянской культуре, историка и археолога Бориса Рыбакова, христианами в середине IX века стали главным образом представители древнерусской социальной элиты. Однако данное событие ученый рассматривает на общегосударственном фоне, как имеющее непосредственное значение для дальнейшего развития Руси.

«Редактор «Повести временных лет», - пишет Рыбаков, - по каким-то соображениям утаил от нас это событие и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу. При этом летописный рассказ оказывался в противоречии с включенным в летопись текстом договора 944 г., где прямо говорится о христианской Руси и о церкви св. Ильи в Киеве».

Зачем спорить

В ведущейся много столетий полемике вокруг крещения Руси кроме проблемы количества крещений и значимости того или иного крещения в масштабах Древнерусского государства на первый план выходит аспект преемственности христианства. Кто является крестным отцом Руси – Рим или Константинополь? Все это зарождалось в рамках противостояния униатов и православных в Речи Посполитой и выразилось в борьбе двух лагерей за приоритетное право говорить от имени «Руси».

«Столь подробная разработка многократных крещений связана с необходимостью оспорить у униатов возможность хоть каким-либо фактом привязать Киевскую митрополию к Риму и западному христианству», – пишет историк Олег Неменский. Именно рубеж XVI-XVII столетий, предварявший времена Смуты, определял политическую легитимность государства и его церковную ориентацию.

Но если униаты Речи Посполитой, «привязывая» свою Церковь к Риму, пытались доказать свое верховенство и вторичность Москвы, то украинские униаты действовали хитрее. Они отказались от однозначного лозунга «Русь крестил Рим» и намеревались выстроить более сложную схему, соединяющую грекокатолическую церковь и с Римом, и с Константинополем.

Точку в этих изысканиях поставила Русская Православная Церковь: «Русь приняла крещение по греческому образцу в 988 году от равноапостольного святого князя Владимира». Иначе и быть не может.


Close