Мироносицкий женский монастырь

Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.

Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.

Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром образ Богоматери со святыми женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы святых жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона святых жен мироносиц.) Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.

Множество народа отправилось в день сретения 6 июля Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 14 мая. При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царево-кокшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве. По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни, хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года. Строительство монастыря велось быстро, уже в 1652 году обитель была готова. По некоторым сведениям, деревянный храм просуществовал 67 лет, а потом на его месте началось строительство каменного. Он был освящен около 1719 года, сохранился до нашего времени и венчает весь монастырский ансамбль.

Мироносицкий храм – яркий памятник русского зодчества, сооруженный в традициях XVII века. Он представляет собой двухэтажную постройку. В верхней части расположен холодный главный храм во имя святых жен мироносиц и придел во имя святого Иоанна Предтечи, а в нижней – теплый храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и придел во имя святого архистратига Михаила.

В начале XVIII в. в монастыре имелась еще деревянная церковь, надвратная, во имя Усекновения главы Иоан на Предтечи. Мироносицкая пустынь была обнесена каменной оградой с трех сторон, а с четвертой (северной) деревянной. К северу от храма в XVIII в. был построен братский корпус, каменный, двухэтажный. В конце XIX века у западной стены монастыря был сооружен новый деревянный двухэтажный братский корпус, не сохранившийся до нашего времени. В южной части монастыря располагался сад и огороды, а в северной – хозяйственные постройки.

Число монахов в мужской обители в разные годы колебалось от 3 до 11 человек. Во главе братии стоял игумен. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря относится к первой четверти XVIII века и концу XIX – началу XX века. Уже во второй половине XVII века Мироносицкая пустынь получила в свое распоряжение свыше 110 десятин земли, имела мельницы, лес. Сначала местное марийское языческое население настороженно и даже враждебно встретило строительство обители, ибо ему пришлось уступить некоторые земли монастырю. Но постепенно отношение изменилось. В 1764 году в результате изъятия государством церковно-монастырской собственности, утверждения твердых штатов в монастырях Мироносицкая пустынь в числе других семи мужских монастырей Казанской епархии была определена как заштатная, общежительная. По данным на 1904 год монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря (100 десятин пахотная, остальная – луга, лес); мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале XX века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов и 29 послушников.

Главной святыней обители оставалась икона Пресвятой Богородицы Владимирской со святыми женами мироносицами. Чудотворный образ находился в соборной церкви монастыря в киоте главного иконостаса, в роскошной позолоченной ризе, унизанной жемчугом и каменьями. Тысячи паломников устремлялись в обитель и получали здесь духовное успокоение, благословение, приют и трапезу. Чудеса, исходящие от иконы, стали широко известны, и она, называющаяся Мироносицкой или Царевококшайской, стала не только местночтимой, но и получила всероссийскую известность. Стечение народа в монастыре происходило на главные престольные праздники обители – день Сретения Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня и день обретения чудотворного образа – 1 мая. В 1667 году казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Царевококшайска, Козьмодемьянска, Чебоксар, Цивильска установил крестные ходы с иконой в эти города. Они стали ежегодными. Во время крестных ходов жители сел и деревень непременно принимали икону в своих домах, чтобы отслужить молебен с водоосвящением. Самым древним считался крестный ход в Царевококшайск. От всех городских церквей крестный ход совершался к реке Кокшаге для водоосвящения и вокруг города. По особому расписанию чудотворный образ обносили по всем церквам города, горожане принимали его в свои дома, служились молебны.

Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 году в монастыре проживали 26 монахов. 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922 году монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.

Специальным решением советских властей монастырь закрыли. Замолкли колокола на долгие десятилетия, бесследно исчезла чудотворная икона. В 1920-е годы на территории монастыря располагалась трудовая артель по пошиву одежды, состоявшая из монахов. В 1924 году монахи были изгнаны из обители, и в ее стенах находился Ежовский детский дом. В дальнейшем здания монастыря переходили из рук в руки.

В конце XX в. началось возрождение Мироносицкой пустыни как женской обители. В 1993 году была образована Марийская епархия, которой была передана Мироносицкая пустынь. По благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна начались восстановительные работы. 4 декабря 1993 года епископ Иоанн освятил престол домашней церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, совершил Божественную литургию и молебен. Сейчас монастырь возрождается в своем былом великолепии. Все делается руками сестер. Монахини и послушницы несут послушание в монастырском хозяйстве, занимаются рукоделием.

Возрождаются крестные ходы с чудотворной иконой. В престольные праздники – на Мироносицкий источник, а в 1999 году, в 350-ю годовщину пустыни, крестный ход совершился из обители в Йошкар-Олу.

Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Мироносицкая», икона великомученика Пантелеймона, частицы мощей святителя Игнатия Брянчанинова, апостола Варнавы, святителей Алексия Московского, Димитрия Ростовского, преподобного Нила Московского, благоверных князей Петра и Февронии Муромских, святых князей Василия и Константина Ярославских.

Из книги Вам поможет святая блаженная Матрона Московская автора Чуднова Анна

Приложение 2 Покровский женский монастырь Если вы зайдете на подворье Покровского женского монастыря, то увидите, что от самых ворот вглубь тянется длинная очередь. Множество людей, кто со свечками в руках, кто с цветами, терпеливо ждут, когда они смогут подойти и

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Покровский женский монастырь в г. Киев При закрытии монастыря, а Покровский монастырь был закрыть первым, была выслана игуменья София, монахини держали место ее пребывания в секрете.Сильно пострадал пастырь монастыря, замечательный священник и проповедник - отец

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

ФЛОРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В КИЕВЕ Женские монастыри существовали в Киеве еще с XII в. По древнему обычаю почти при каждом мужском монастыре находился и женский; например, при древнем Софийском монастыре - женский монастырь Святой Ирины, при Михайловском мужском -

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2 (м. «Кропоткинская», м. «Парк Культуры»)Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 году святитель Алексий (Бяконт), митрополит Московский,

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Покровский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, ул. Таганская, д. 58 (м. «Марксистская»).Царский Покровский монастырь был основан в пяти верстах от города царем Михаилом Федоровичем. В 1635 году он пожаловал на его на строительство обители 17 четвертей земли,

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Воскресенский Новодевичий женский монастырь Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100.Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь

Из книги автора

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Из книги автора

Богоявленско-анастасиин женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26.Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем

Из книги автора

Знаменский женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.При въезде в Кострому, на берегу Волги, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре. Название церкви – «на Дебре» – указывает на то, что в древности здесь рос глухой,

Из книги автора

Свято-Покровский женский монастырь Россия, г. Магадан, ул. Арманская, д. 9а.История основания женского монастыря Покрова Пресвятой Богородицы тесно переплетается с созданием Магаданской и Чукотской епархии в конце ХХ века. Магаданская епархия начинает свою новую историю

Из книги автора

Введенский Владычный женский монастырь Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская,д. 40.Монастырь как мужской основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский,

Из книги автора

Свято-Покровский женский монастырь Свято-Покровский монастырь находится в Москве, на улице Таганской, 58.Свято-Покровский монастырь основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. А завершилось строительство двадцатью годами позже, в царствование Алексея Михайловича, на

Возрожден в 1994 г.

Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Мироносицка: икона вмч. Пантелеймона, части: мощей свт. Игнатия Брянчанина ап. Варнавы, свтт. Алексия Московского, Димитрия Ростовского, прп. Нила Московского, блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских, свв. кнн. Василия Константина Ярославских.

Праздники: 1/14 мая - Мироносицкой иконы Божией Матери; 16/29 а - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иис са Христа; 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 авг./8 сент. - Владимире» иконы Божией Матери; 29 авг./11 сент. - Усекновение главы Иоанна Крест теля; 21 окт./18 нояб. - собор архист. Михаила и прочих Небесных сил.

История Ежово-Мироносицкого монастыря (Мироносицкая пустынь) началась 1 мая 1647 г. с явления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц. Мироносицкая пустынь была "учреждена по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича и построена 1647 г. иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска". Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 года было закреплено право пустыни на владение землей, и во второй половине XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Свои земли пустынь получала не только от царя, но и покупала. Известен факт приобретения земли у крестьянина Шумилы Алферова, проживающего в деревне Юшково. Земельная собственность увеличивалась путем вклада, обмена или отдачи под залог.

Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р. Кокшаге.

К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое. Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы.

Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции.

Три раза в год в пустыни проводилось большое богомолье. Это 1 мая, в день явления образа, в неделю жен Мироносиц и 23 июня, в день Владимирской Божией Матери в память святой мученицы Агриппины Купальницы.

В 1739 г. в пустыни были холодная каменная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя всемилостливого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна.

Монастырской братии удалось заиметь "рыбные ловли" на р.Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом I в совместное владение с Чебоксарским Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г.

Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 г. 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина.

В ведомости Царевококшайского городского магистрата с товарными выписями 1747 г. говорится о торговле хмелем крестьян д.Ежово. В 1747 г. в ноябре "крестьянин Царевококшайской Мироносицкой пустыни деревни Ежовы (Ежово) Василей Андреев отпущен по выписи до Тобольска с товаром домашних ево садов хмелю мятику в 6 торпищах, что на вывес 120 пудов по росценке на 40 рублев". Крестьянин этой же деревни Тит Алексеев был "отпущен по выписи до Соли Камской", который отвез хмеля 110 пудов на 44 рубля.

Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922 г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.

В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу "Займище" Краснококшайского исправительного трудового дома.

Ефремова Вера

Духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи и Православной Церкви. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Ежово-Мироносицкий монастырь

как центр возрождения духовно-нравственных традиций

(научно-исследовательская работа по краеведению)

уч-ся 9 класса

Ежовской ООШ

Научный руководитель:

Москаленко Снежана Алексеевна, руководитель

Краеведческого кружка МОБУ «Ежовская ООШ»

2014-2015 уч. год

Ежово-мироносицкий монастырь как центр

возрождения духовно-нравственных

традиций.

Введение

Я живу в селе Ежово Медведевского района. Много хороших слов можно сказать о нем, но я хочу начать свое выступление стихами учителя географии Ежовской основной школы Снигирева Валерия Анатольевича.

Ежово встречает рассвет.

Измерены годы делами и словом,

Века пролетели над древним Ежовом.

Ах, сколько же лет

Встречает Ежово рассвет!

Село из истории с юностью слито

Ветрам и столетьям Ежово открыто.

Стена монастырская, колледжа свет,

Встречают студенты рассвет.

Конспекты, зачеты, учеба, но снова

Хлеба на полях - это наша основа.

Как важно на свете оставить свой след

Встречает Ежово рассвет.

Хотя далеко я , но снова и снова

Мне снятся огни над притихшим Ежовом,

Пусть светит нам в жизни твой ласковый свет.

Встречаю с Ежовом рассвет.

Введение

В настоящее время в стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки заменить традиционные ценности на новые «демократические» лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.

О значении школы и духовно-нравственного воспитания в деле сохранения русской культуры сегодня говорят со всех трибун. Как можно в условиях современной школы делать пусть не всегда заметную в масштабах России, но крайне важную работу по воспитанию в молодом поколении любви к русскому языку, русской культуре и русским традициям? Духовно-нравственное просвещение должно стать стержнем формирования нравственной личности гражданина России. А это неизбежно приводит к необходимости активного сотрудничества школы, семьи и Православной Церкви. Систематическое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения должно опираться на общественные нравственные ценности и отечественные традиции духовно-нравственного воспитания.

Итак, цель моей работы:

1. Проанализировать влияние церкви на формирование гражданского самосознания, гуманистического отношения к окружающему миру, умению нравственно оценивать происходящие события у уч-ся 5-9 классов.

2. Изучить мнения учеников старших классов по данному вопросу,проведя анкетирования среди старших школьников, я хочу узнать, как уроки православия повлияли на их мировоззрение,

сопоставить их мнения с действительностью. Так же изучить материал прессы, отражающей, как известно, общественное мнение, и сделать выводы о влиянии просветительской деятельности церкви на возрождение духовности и нравственности нашего общества.

1 Немного истории

Наше село основано в 1660 году по соседству с Мироносицким монастырем.

История Ежово - Мироносицкого монастыря началась 1 мая 1647 г. с появления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц. Мироносицкая пустынь была учреждена по грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича.

Построена в 1647 г. иждивением монастырским с помощью стрельцов города Царевококшайска. Ее первым настоятелем считается черный поп Иосиф. Царской грамотой 1652 года было закреплено право пустыни на владение землей, и во второй половине XVII в. она имела в своем распоряжении свыше 110 дес. земли. Мироносицкая пустынь имела 3 оброчные мельницы на р. Манаге и одну на р.Кокшаге.

К концу XVIII в. пустынь развернула широкую хозяйственную деятельность и из бедной обители превратилась в феодального собственника, имеющего земли, угодья, мельницы и многое другое. Основное место в жизни монахов занимала религиозная деятельность, церковные службы, крестные ходы.

Монахи были обязаны строго соблюдать духовный регламент, содержащий правила монашеской жизни. Но им приходилось заниматься и другими делами: управлять хозяйством монастыря, вести строгий учет денежных средств, руководить монастырскими крестьянами, составлять отчетные ведомости, участвовать в судебных делах, осуществлять торговые операции.

В 1739 г. в пустыни была холодная каменная церковь во имя всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, придел во имя Архистратига Михаила, деревянная церковь на вратах во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Через 100 лет, в 1865 г., в пустыни имелись холодная церковь во имя святых жен Мироносиц, теплая церковь во имя Нерукотворного образа, теплый придел во имя святого пророка, предтечи и крестителя Иоанна.

Монастырской братии удалось заиметь «рыбные ловли» на р. Волге и озерах в Козьмодемьянском уезде. Они были пожалованы императором Павлом 1 в совместное владение с Чебоксарским- Троицким монастырем и Спасо-Геронтиевой пустынью в 1797 г.

Монастырю принадлежали две деревни: Подмонастырская Слобода и починок Ежово. В них проживали в 1710 году 149 крестьян: 78 мужчин и 71 женщина.

Известно и то, что с конца 18 в., в с. Ежово проводилась ежегодная ярмарка. На нее привозились различные товары: шелк, шерсть, кожа, хлопчатобумажные ткани, стеклянные изделия, деревянная посуда, колеса, дегодь, смола и многое другое. Для дореформенного периода ярмарка являлась важным показателем развития торговли.

В 1844 г. в Ежове открылась церковно-приходская школа. Количество детей, посещающих ее, было очень малочисленным.

Монастырь продолжал существовать и в первые годы Советской власти. В 1921 г. в монастыре проживали 26 монахов. В 1921 год выдался для всего Поволжья неурожайным, и народ голодал. В 1922г. монахи пожертвовали голодающим церковное серебро общим весом 3 пуда 4 фунта 37 золотников и 5 золотников 25 долей золота.

В 1924 г. был принят документ о закрытии монастыря. Через три года на его территории открылся Ежовский детский дом, одно двухэтажное здание передали совхозу «Займище» Краснококшайского исправительного трудового дома.

На этом история монастыря и с. Ежово как села монастырского не заканчивается. При советах оно принимает села по подготовке сельскохозяйственных кадров как образец для прохождения практики учащихся сельхозтехникума, открытого в 1956г. для развития животноводства и растениеводства. А в первые послевоенные годы в Ежове работала школа подготовки председателей колхозов, она и была затем преобразована в техникум. В 1968 г. на ее базе и одного из отделений совхоза «Семеновский» создали совхоз-техникум, директором которого стал Е.В. Васильев. Занятия проводились в помещении бывшего монастыря.

В Ежовском монастыре проживают 15 монахинь. Он имеет 14,88 га земли в поле и 3,1 га под монастырем и огородом, животноводческую ферму, где содержатся 15 коров и 2 теленка, теплицу, два пруда. Имеются 2 автобуса, грузовой и легковой автомобили, для обработки земли применяется трактор.

  1. Светлое чувство

В конце сентября отец Михаил приходит к нам, чтобы освятить школу к новому учебному году. Освящение проходит в актовом зале. Он переодевается в облачение, ставит икону Божьей матери, зажигает свечу. Отец Михаил говорит о вещах, о которых я раньше не задумывалась: о том, что счастлив тот, кто имеет своих родителей, что Бог даровал нам премудрость, что важно быть послушным своим наставникам, что каждый человек должен знать свою цель в жизни. Затем отец Михаил служит молебен о здравии, терпении, благоразумии, чтобы бог просветил наши сердца и умы.

После молебна еще долго остается торжественный настрой и какое-то светлое чувство.

  1. Помощь населению

Монастырь оказывает большую помощь нашей школе.

Несколько лет назад у нас не оказалось семян для посадки моркови. Матушка Варнава поделилась с нами семенами.

Наша школа не имеет школьного автобуса. Монастырь дал нам свой на 2 дня, и учащиеся, отдыхавшие летом в ДОЛе, смогли съездить на экскурсию в зоопарк и на святой источник.

Монастырь никогда не отказывает нуждающимся в помощи. Помогает местному населению продуктами, одеждой, и даже сеном.

  1. Духовно-нравственное воспитание.

В нашей школе учителями воскресной школы 2 год проводятся православные уроки.

Приоритетным направлением работы является воспитание духовности через уроки православия.

Православные уроки проходят по графику, иногда на классных часах с беседами о духовности, нравственности и пр.

Учащимся нравится посещать эти уроки. Уроки помогают воспитывать понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой. Школьники учатся принимать решения в условиях нравственного выбора.

Главной целью православных уроков является: формирование гражданского самосознания, гуманистического отношения к окружающему миру, умению нравственно оценивать происходящие события (прил. 2).

Благодаря помощи матушки Варнавы был замечательно оформлен кабинет для поведения таких бесед, а также в этом кабинете проводятся 1 раз в неделю беседы для населения с. Ежова и находится богатая библиотека духовной литературы.

В школе систематически проводятся мероприятия и акции духовно-нравственной направленности: неделя православной культуры, акций «Спешите творить добро», «Твой подарок ветерану», еженедельные беседы для старшеклассников «Сотворённый по образу Божию», воспитательные беседы для «трудных» подростков, Дни толерантности, воспитательные мероприятия, посвящённые праздничным датам русского православного календаря.

Целью комплексного курса является формирование
у обучающихся (младших школьников) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.

4.ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Среди учащихся старших классов было проведено анкетирование, с целью узнать как уроки православия, проводимые преподавателями воскресной школы, повлияли на их восприятие действительности.

Учащихся __5-9__ классов просили заполнить анкету, в которой требовалось ответить на следующие вопросы:

  1. Интересны ли тебе православные уроки

а) да

Б) нет

В) пока не решил

  1. Продолжи предложение: "Занятие помогают мне быть:"

Добрым

Бескорыстным

Способным к сопереживанию

Ничего не изменилось

3.Можешь ли ты сказать, что православные уроки способствуют развитию таких положительных качеств у учащихся нашей школы, как самодисциплина, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию?

Да

Нет

Не знаю

4. Ходишь ли ты в храм?

Никогда

Иногда

В большие праздники

5.Какие ты знаешь церковные православные праздники?

6.Какие из данных православных уроков тебе особенно запомнились или если ты на них присутствовал, хотел бы послушать?

Православная культура об отношении к учению и школе

Пасха Христова

О грехах языка

Православным о моде

Информобесие

Воспитание характера

О вредных страстях и привычках

Первая исповедь

Проанализировав работы, полученные результаты были сведены в диаграммы.

5. Какие православные праздники ты знаешь?

6. Какие из православных уроков тебе особенно запомнились…?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы: православные уроки способствуют развитию таких положительных качеств у учащихся нашей школы, как самодисциплина, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способностей к сопереживанию.

Воспитывают понимание сущности сознательной дисциплины, культуры поведения и ответственности в школе, дома, в общественных местах.

Думаю, результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость дальнейшего сотрудничества школы с Ежово-Мироносицким монастырем.

Список используемой литературы:

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4473/Itemid,118/
  1. Воспитательная программа по духовно-нравственному воспитанию МОУ «Ежовская ООШ» «Лучики»
  1. Буклет «Марийский Аграрный колледж: 55 лет(1947-2002)».
  1. Медведевский район:Сборник документальных очерков.-Йошкар-Ола:Комитет республики Марий Эл по делам архивов, 2003.-368с.,ил
  1. Рожденный в 43-м: К 55 – летию Медведевского района Республики Марий Эл.-Йошкар-Ола: Периодика Марий ЭЛ, 1998-. 349с.
  1. « В Ежово-Мироносицком женском монастыре –«Вести» -1 октября 2010г.
  1. «Светлое чувство» - «Вести»- 12.10.07

Приложение

Выбор, достойный уважения

Сразу скажу, что наш интерес к монастырской жизни вызван не желанием выставить ее на всеобщее обозрение, а стремлением попытаться понять, насколько велика в человеке сила веры, что сегодня, в продвинутое во всех отношениях время, он добровольно отказывается от мирской жизни и полностью посвящает себя служению Богу. Согласитесь, выбор, достойный уважения.

Конечно, сделать это за один визит в обитель практически невозможно. Тем более, что, как не зря говорится, со своим уставом (в нашем случае — понятиями, «сложившимися» в атеистическое время) в чужой монастырь не ходят. Но получить кое-какие представления — вполне возможно.

К тому же первое впечатление всегда бывает самым ярким и запоминающимся. Как у меня теперь о Мироносицком монастыре — необыкновенно тихом и красивом месте, куда стремятся многие паломники, где находится один из древних храмов нашего края, зреют яблоки и виноград. А еще всегда вспоминается приятная улыбка его настоятельницы — игуменьи Варнавы, которой было назначено поднять из руин древнюю обитель и вернуть прежнюю славу святому месту.

«Мама «привязала» к этому месту»

С середины XVII века Мироносицкая пустынь, возникшая в месте явления образа Богоматери со Святыми Женами Мироносицами, была оплотом православия в Марийском крае. Она переживала разные времена, была даже обласкана милостью императрицы Александры Федоровны. В 30-е годы прошлого века ее постигла участь большинства церквей и храмов: обитель закрыли, монахов разогнали. Но даже в советские годы верующие жители республики помнили о монастыре, храня старую литографию с его изображением. Именно на нем чуть больше четверти века назад я впервые увидела монастырь в доме бабушки моего мужа. Хотя в то время от него оставались только разрушенные храм и жилой корпус. «В настоящее время памятник находится в заброшенном состоянии и разрушается», - говорилось в официальном от 1983 года акте обследования технического состояния монастыря, считавшегося тогда и до сих пор являющегося памятником архитектуры.

Лишь через двадцать лет после этого, осенью 1993 года монастырь передали только что образованной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. К этому времени на храме не было ни крестов, ни куполов, шатровая часть колокольни разобрана, крыша сильно протекала, стены от сырости портились, росписи не сохранились, рухнул межэтажный свод боковых приделов, не было ни окон, ни дверей, ни стен обители. Через год сюда приехали первые монахини из Толгского монастыря, что в Ярославской области.

Среди них была и матушка Варнава. От увиденного, как вспоминает она сегодня, плакать хотелось, иногда даже возникало желание вернуться в Толгу.

Но моя мама не позволила мне, - вспоминает игуменья, - она приехала со мной с Толги, мы вместе там в монастыре были. Здесь мама постриглась, а позже была погребена. Она меня и «привязала» к этому месту. Теперь мне здесь уже все родное.

Труд для людей ради Бога

Верующие считают, что поднялся монастырь не иначе как с Божьей помощью, с благословения архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. У людей невоцерковленных, возможно, на этот счет другое мнение. Но как бы то ни было, сегодня это место не узнать. Чистые дорожки и множество цветов, большущий огород, где порядок такой, что любой садовод позавидует, фруктовый сад, плюс — картофельное поле за пределами монастыря, а еще образцовый коровник, пруд, где монахини разводят рыб, - в общем, хозяйство огромное. В голове не укладывается, как со всем этим справляются девять обитательниц монастыря. Не спят, что ли?

Конечно, спим. Мы тоже люди, - с улыбкой отвечает на вопрос матушка Варнава. - Нам часто помогают люди, волонтеры, даже из Казани приезжают. А еще есть несколько постоянных работников, мы им зарплату платим, как и положено.

Она соглашается, что труд огромный, но при этом тут же обезоруживает признанием: «Мы же не для себя работаем, стараемся все по совести делать — к нам же люди приходят».

Трудно сомневаться в искренности игуменьи, которая работает наравне со всеми. Нас она встретила не в парадном облачении, а в повседневной одежде, уже слегка помятой и запыленной — вместе со всеми матушка Варнава освобождала от мебели помещения сестринского корпуса, где сейчас вовсю идет ремонт.

Если начальник не будет работать, что будут подчиненные делать? - ответила она вопросом на вопрос, почему в монастыре работает даже «руководство». И добавила, видя мои сомнения: «В Евангелии написано, хочешь быть старшим, будь всем слуга. Вот я и служу».

Здесь особая служба

К слову, служба эта подразумевает не только труд в саду-огороде, но в первую очередь — Богу и православной церкви. Насколько она важна и трудна, могут сомневаться люди неверующие, но только не те, для кого вера является основой жизни. Не случайно они отовсюду едут и идут в Мироносицкий женский монастырь. Здесь такая благодать, которая в первую очередь исходит от древнего храма, восстановленного стараниями многих и многих: епархии, верующих, благодетелей — от простых жителей республики и до чиновников высоких должностей.

И с каждым годом все больше приходит людей в монастырь на службы, особенно в выходные дни.

Почему? Видимо, нравится им наша монастырская служба. Мы поем просто. Службы и так долгие, зачем их еще удлинять длинными песнопениями, - опять то ли в шутку, то ли всерьез отвечает матушка Варнава и снова открыто улыбается.

Аж дух захватывает на колокольне

Признаться, первое время ее обезоруживающая улыбка сбивала меня с толку. Мы-то привыкли, что монахини всегда замкнутые, смотрят из-под бровей...

Ну, из-под бровей смотреть очень уж жестоко, меня испугаются, - отшучивается моя собеседница. - А вообще я в детстве была у одной монахини, мне тогда лет девять было. Так вот она мне сказала очень хорошие слова: «Всегда улыбайся, никогда не будь печальной».

Вот что ты с ней будешь делать! То ли это характер такой, то ли все же не хочет игуменья «раскрываться». И все же нам удалось «подсмотреть» отблеск печали в ее глазах. Во время нашего разговора, матушке сообщили, что кто-то приехал из Толги. Там находится один из древних русских монастырей, в нем 26 лет назад матушка Варнава впервые надела подрясник, там прожила она почти семь лет, там у нее остались подруги — сестры, с которыми постригалась. И даже через двадцать лет разлуки с ними, всегда ждет весточки оттуда, а еще лучше — нечаянной встречи.

Потому и заторопилась к монастырским воротам, но увидев возле них «чужих», немного опечалилась. Впрочем, хорошее настроение тут же вернулась, как только ближе познакомилась с гостями из Толги. Оказывается, живут они рядом с монастырем, хорошо общаются и помогают его обитательницам. И полились воспоминания об общих знакомых, обсуждение коротких новостей из обители, готовящейся к 700-летнему юбилею. И не прерывались даже на колокольне, куда матушка Варнава на правах хозяйки пригласила всех и с легкостью забралась первой.

А оттуда, как на ладони, виден весь монастырь и его окрестности. Там легко дышится. И верится, что еще долго стоять Мироносицкой обители, какие бы ветра ни бушевали над ней...

в селе Ежово (Медведевский р-н РМЭ ) располагается источник в честь святых жен-мироносиц. Вода в нем целебная: имеются описания случаев исцеления от болезней ног, сердца, глаз.

Ежовские святые источники имеют очень древнюю историю поклонения. Источники почитаемы среди луговых мари - они посвящены «богам» Купальца Кугу Юмо (Иоанну Крестителю) и Владимирский Шочын Ава (Владимирской Божьей Матери).

Источники расположены в 300 м от Ежовского Мироносицкого монастыря . Значение - место поклонения и целебные источники, у которых совершаются молебны и оздоровительные обряды. Два источника в 200 м друг от друга имеют оформление: установлен крест, небольшая часовенка с иконой Владимирской Божьей Матери. Место поклонения луговых мари из центральных и северо восточных районов республики. Святые источники находятся в ведении Ежовского Мироносицкого монастыря

Ежегодно 14 мая в женском монастыре села Ежово - проходят торжественные службы. Этот день - престольный праздник в Мироносицкой пустыни - день явления Мироносицкой (Царевококшайской) иконы Божией Матери. В месте её явления и находиться святой источник к которому после праздничных Богослужений в последнее время, традиционно, проходит крестный ход с иконой. У источника стоит белокаменная часовня из под неё и выбивает чудотворный источник. У источника недавно установили новую рубленную из дерева купальню.


Стоит отметить, что в этот день, здесь - Мироносицком женском монастыре, присутствует большое количество, как из числа духовенства, прибывающих со всей епархии, так и паломников приезжающих не только со всей республики, но и из других регионов России.

Из истории обители и обретения чудесной иконы:

Возникновение обители относится к середине XVII века и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы, Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром, образ Богоматери со св. женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы св. жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными.

В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона св. жен мироносиц). Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители.

На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Отец слушал сына с трепетом и радостью одновременно. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову.
Множество народа отправилось в день сретения 23 июня (6 июля по нов. стилю) Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 1 мая (14 мая по нов. стилю). При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

Спустя некоторое время образ был перенесен в Царевококшайск в соборную церковь Воскресения. Весть о явлении чудотворного образа дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович повелел отправить икону в Москву. Воевода Спиридонов, сняв список с иконы, отправил подлинник в столицу. Там чудотворный образ был встречен с великим торжеством самим государем, митрополитами и народом, установлен в царских палатах, куда больные, приходя с верой и надеждой, получали исцеление. Два года икона находилась в Москве.
По распоряжению царя икона была облачена в драгоценный оклад, унизанный жемчугом. В 1649 году государь отправил икону в Царев город на Кокшаге, указав начать построение обители на месте явления образа. Эта дата считается годом основания Мироносицкой пустыни , хотя работы по увековечиванию обретения образа начались уже в 1647 году. Воевода Матвей Спиридонов распорядился построить главную часовню на месте явления. Царевококшайские служилые люди ходатайствовали о постройке церкви на этом месте. Повеление царя и просьбы царевококшайцев совпали. Ко времени возвращения иконы основание обители уже было положено. Шел сентябрь 1649 года.


Close