Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Существует множество путей познания мира. Один из них – это наука и философия. К ненаучным формам познания относятся мифология, религия, искусство, литература, жизненный опыт, народная мудрость.

Философия и наука существовали не на всех ступенях развития человеческого общества, не во все времена и не у всех народов.

Наука – сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность этих знаний проверяется и доказывается на практике. Основные положения научного знания:

1. Признание реальности мира

2. Признание познаваемости мира человеком

3. Убеждение в разумности и закономерности мирового устройства.

Философия. Понятие «философия» появилось у древних греков и часто переводится как «любовь к мудрости» («любомудрие»; греч. «филео» – любовь, «софия» – мудрость).

Философия в отличие от частных наук, религии и искусства не ограничивается одним предметом или сферой реальности. Философия пытается охватить и естественный мир, и сверхъестественный, и внутренний мир человека. У философии нет конкретного предмета, ибо вопросы, которые ставит философия, слишком глобальны и сложны. Предмет – это то, что можно строго очертить. А философское содержание можно усмотреть повсюду. Стремясь охватить весь мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера: Какова сущность мира? В чём его первоистоки? По каким законам устроен и развивается мир, или же в нём нет никаких законов? Почему так устроен мир? В чём смысл истории общества? Каков смысл жизни человека? А может быть, нет никакого смысла и предназначения, и жизнь человека – всего лишь воля слепой случайности? Познаваем ли мир? и т. д. Содержание философии можно усмотреть во всём существующем. Философия рассматривает этот многогранный мир со всех сторон, стремится охватить всю реальность в её единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством.

Философия имеет свой особый метод – рациональный (от лат. rationalis – разумный) способ объяснения действительности. Философия стремится к логической аргументированности и обоснованности. Этим она отличается от таких форм духовной культуры как религия, мифология и искусство, которые не ставят задачи его рационально объяснять. Философское знание основывается не на вере, художественном образе или фантазии, а на разуме.

Ненаучное познание

Мифология. Миф – это самая древняя форма общественного сознания.Она возникла как ответ на вопросы человека о происхождении и устройстве мира, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Создавая мифы, древние люди пытались объяснить происхождение мира и человека, не ставя своей целью что-либо доказывать; их фантастические представления принимались на веру.

Главные предпосылки мифологической логики: 1) первобытный человек не выделял себя из окружающей среды; 2) мышление человека сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, и было почти неотделимо от эмоциональной сферы.

Можно выделить следующие черты мифологического сознания:

1) очеловечивание всей природы, антропоморфность (человек перенёс свои черты на внешний мир, наделил мир своими свойствами и качествами; природным объектам, явлениям приписывались одушевлённость, разумность, человеческие чувства и нередко – человеческая внешность); 2) зооморфность (мифологическим предкам придавались черты животных).

Главные функции мифа:

1) объяснение миропорядка;

2) регулирование сложившихся общественных отношений.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе не только средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния, но и выполняет функцию регулятора общественных отношений. Познавательное отношение людей к миру закреплялось в коллективной памяти, в обязательном соблюдении неписаных требований и запретов (табу). Поступки и действия героев закреплялись в традициях и становились эталонами поведения людей.

Мифологическое сознание мы можем наблюдать и в сегодняшней жизни. Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжает существовать наряду с другими – религиозными и философскими – представлениями. Так, например, ребёнок от рождения примерно до трёх лет находится в мифологическом пространстве. Он не выделяет себя из мира, и всё окружающее для него такое же, как он сам. Если ребёнок ударился о стол, он стучит по нему, пытаясь наказать предмет, причинивший ему боль. На детских рисунках неодушевлённые предметы могут изображаться с глазами, ушами, улыбками. Всё вокруг в детском восприятии живёт и чувствует.

Религия. Предметом религии является сверхъестественный мир (духовный), который нельзя потрогать и где невозможно поставить эксперимент. К тому же религия не ставит своей задачей что-либо доказывать, у религии другое назначение – единение внутреннего мира с Богом. Religio (лат.) – связь, воссоединение; набожность, святыня, предмет культа, благочестие. Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере человека в Бога (в язычестве – богов). Религия ставит перед человеком задачу духовного совершенствования и «восстановления связи с Богом».



Искусство и литература. Предметом искусства и литературы является, как правило, внутренний, душевный мир человека, в котором в различных формах отражается мир внешний. Искусство выражает и передаёт чувства, настроения, переживания и пользуется художественными образами.

Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Большое количество знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, строителя и т.д. Обязательным способом формирования практического знания являлось обучение у опытного наставника, мастера, умельца. В процессе обучения, труда, наблюдательности и проявления сноровки формируется профессиональное мастерство. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.

Народная мудрость. Возрастание объёма и усложнение деятельности людей приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей и даже многих поколений. Эти обобщённые практические знания составляют основу народной мудрости. Народная мудрость выражается в афоризмах, пословицах, поговорках, загадках, сказках и т.д.

Тема урока: «

1. Цели урока :

§ Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

§ Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

§ Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

2. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

3. Тип урока: урок - деловая игра

4. Оборудование урока:

Ø Мультимедиа

Ø Материалы для групп

5. Литература:

· Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

· Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.

· Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;

· Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

· Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

7.План урока:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами искусства.

5.Паранаука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Многообразие путей познания мира».

  1. Цели урока :
  • Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;
  • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
  1. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
  2. Тип урока: урок - деловая игра
  1. Оборудование урока:
  • Мультимедиа
  • Материалы для групп
  1. Литература:
  • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
  • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;
  • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

7. План урока:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

4.Познание средствами искусства.

5.Паранаука.

Ход урока.

Методы и методические приемы

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

мотивационный момент

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Давайте проверим домашнее задание! У меня к вам два вопроса:

  • Что такое истина? Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
  • Чем абсолютная истина отличается от относительной?

Хорошо! Молодцы!

Сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Сейчас очень много астрологов, экстрасенсов с обещаниями решить все проблемы, необычайно популярными стали передачи по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, итак тема нашего урока: «Многообразие путей познания мира»

Цель урока: ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний;

Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами

Искусства.

5.Паранаука.

Ребята, теперь запишите задание на урок:

На протяжении урока вы будите подбирать аргументы

И в конце урока ответим на заданный вопрос.

Я предлагаю Вам ролевую игру.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины.

Сейчас я вам поднесу поднос с листочками, где будет написано, какая группа будет отвечать за какой блок.

Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа представления.

Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

Группа II готовит выступление в защиту жизненного опыта.

Группа III готовит выступление в защиту народной мудрости

Группа IV готовит выступление в защиту художественно-образных знаний.

Группа V готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

провести урок в виде

Заслушиваем выступление

Итак, Какие знания дают мифы?

Переходим ко второй группе, которые ответят нам:

Можно ли доверять опыту?

Третья группа.

В чем состоит народная мудрость?

Задаю вопросы:

Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

Иному горе – ученье, иному – мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Примеры народной мудрости:

Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

Суждения: «Куй железо, пока горячо».

Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

4 группа:

Помогает ли искусство лучше понять мир?

5 группа: Можно ли полагаться на достоверность информации паранауки?

вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее итоги.

– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

– Какой из них показался вам самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

Вернемся к тому вопросу, который я задала вам в начале урока:

Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

Таким образом:

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§23 (Л.Н. Боголюбов),

Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

Выставляю оценки…

Отвечают на первый вопрос

Отвечают на второй вопрос

Ученики записывают в тетради тему и план урока.

записывают

Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и объяснения общества».

Ученики делают выводы:

докладывают

отвечают

перечисляют

Думают и отвечают

Дети записывают домашнее задание

А. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом , истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

б. В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Для представителей другого направления - рационалистов - критерием истины выступал разум

2. Итак, Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив.

- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

- антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;

- мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных культурных благ;

- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

- биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

- создаем картину целостной жизни народа;

- мифы сохраняют жизненный опыт народов;

- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым опытом коллектива, сообщества людей;

- обеспечивает преемственность культурного опыта;

- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Специфика искусства:

Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми они оперируют.

Причина появления – ограниченные возможности наук4и, которая не может ответить на все вопросы.

- паранаука отличается претензией на универсальность; - завышенные претензии на внимание к себе;

- нередко нетерпимость к традиционной науке.

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами

искусства.

5.Паранаука.

Точного ответа нет на этот вопрос, но к абсолютной истине не приведут.

Материалы для группы 1.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту мифологических знаний,

Мифология.

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. По определению Н.А.Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщание») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф – это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф – это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, представляет, по определению русского философа, религиозного мыслителя А.Ф.Лосева, магическое слово (имя), т.е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф – предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии – то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

  • Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Определите, к какому типу мифов они относятся? Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать? Можно ли эти сведения назвать знаниями?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, кровь – реками и водоемами, волосы и усы – созвездиями, пот – дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами – предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они – потомки белых обезьян.

Миф – первая форма познания и объяснения общества.

Основные тематические циклы мифов:

  • Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной,
  • Антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества,
  • Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ.
  • Эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времени.
  • Биографические мотивы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.
  • Этиологические мифы – мифы, объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры.
  • Этногонические мифы – мифы о происхождении народов.
  • Календарные мифы – мифы о смене времен года.

Особенности мифологического мышления:

  • Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.
  • Замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении.
  • Все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения.
  • Миф совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

Роль и значение мифов:

  • Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей.
  • Создаем картину целостной жизни народа.
  • Мифы сохраняют жизненный опыт народов.
  • Постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей.
  • Обеспечивает преемственность культурного опыта.
  • Передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2.

  • Задание. обыденных знаний, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

«И опыт, сын ошибок трудных…».

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт. В отличие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знания – самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек строит лодку. Его цель – лодка, а побочный результат его деятельности – это знание о том, какое дерево лучше использовать, чем и как его обрабатывать и т.п. И это знание он получает только с опытом. При этом этот человек не нуждается в теоретическом обосновании, он просто знает, что, так или иначе будет лучше.

  • Это результат активного опыта, накопляемого поколениями людей.
  • Дает элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях.
  • Знания прочны, но разрозненны, представляют набор сведений.
  • Способ формирования практического знания – трудовая деятельность.
  • Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
  • Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
  • Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
  • Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
  • Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
  • Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди.
  • Ученики делают выводы:
  • - опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
  • - способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
  • - практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
  • Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
  • - приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму поведения.

Материал для группы 3.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту народной мудрости, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Народная мудрость и здравый смысл.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленных на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости являлась Афина Паллада. Со временем изменилось понимание мудрости – она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях, без соотнесения с миром богов.

Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельности. Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей.

Отличительной чертой народной мудрости является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения – например, «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Утро вечера мудренее».

Здравый смысл включает в себя определенные сведения, знания, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Это так называемое природное мышление, которое присуще каждому человеку. Здравый смысл подсказывает, что можно делать, и что нельзя. Здравый смысл, будучи связан с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных истин. Так, считалось, что Земля – плоская и предположение о том, что Земля круглая противоречило здравому смыслу. Здравый смысл – явление консервативное, новые сведения медленно вытесняют старые.

  • Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, сказаний, примет, загадок.
  • Народная мудрость – обобщенные практические знания.
  • Примеры народной мудрости:
  • Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
  • Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Суждения: «Куй железо, пока горячо».
  • Загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».
  • Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
  • Народная мудрость – неоднородна, противоречива, т.к. к одним и тем же явлениям, поступкам выражают отношение разные люди.
  • Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
  • Помогает ориентироваться в окружающей реальности.
  • Верно указывает направление и способ деятельности.
  • Противостоит выдуманным схемам и штампам.
  • Не поднимается до уровня научного объяснения реальности.
  • Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение.
  • Создает иллюзию абсолютной правды и истины.

Материал для группы 4.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту художественно-образных знаний.

Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Познание средствами искусства.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.

Искусство имеет дело с художественным освоением мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по документам, архивным данным, но можно многое узнать о прошлом с помощью художественных произведений. Художественное произведение (а в это понятие входит и литература, и архитектура, и живопись) дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои/вещи прошлого, но и отношение к ним, помогает ощутить дух прошлого.

В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку перед читателем предстают разные стороны жизни русского общества. Мир чувств, образов, предстающий в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире.

Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким образом. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.

Специфика искусства:

  • оно является образным и наглядным;
  • для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
  • воображение и фантазия познающего субъекта.
  • Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
  • Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
  • Художественный образ – это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
  • Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
  • Искусство выражает эстетическое отношение к действительности.

Материал для группы 5.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту паранаучных знаний. Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Там, где кончается наука.

Паранауки (лат. para – при-, околонаучное знание) отвечают на те вопросы, на которые у науки нет ответов. На данный момент к паранаукам можно отнести уфологию (о НЛО), в какой-то мере астрологию и т.п. Часто используются сведения, не подтвержденные экспериментами, не вписывающиеся в принятые теории. Паранаука отличается претензией на универсальность, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам. Однако не стоит однозначно отрицательно относиться к таким «паранаукам» - возможно в будущем они разовьются до статуса науки, став более объективными, и раскроют нам тайны природы, дадут ответы на такие вопросы как «существуют ли внеземные цивилизации» и т.п.

  • Паранаука – околонаучное знание.
  • Характерные черты паранауки – туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
  • Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

  • Паранаука отличается претензией на универсальность.
  • Завышенные претензии на внимание к себе.
  • Нередко нетерпимость к традиционной науке.
  • Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика- экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

  • Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и приведений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М.Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

  • Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность астрологических предсказаний и прогнозов.

Слайд 1

МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. 1. В античные времена было установлено различие между знанием и мнением. 2. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношении знания и веры. 3. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектом гносеологии - теории познания.

Слайд 3

До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой существуют и другие пути познания.

Слайд 4

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Самым ранним способом понимания действительности был миф. Миф (др.-греч. μῦθος - речь, слово; сказание, предание) - повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах, героях. В отличие от науки, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его частей.

Слайд 5

В мифах утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Главная задача мифа – задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 6

Космогонические мифы - мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле. Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов является рождение мира из мирового яйца.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Уильям Блейк «Великий архитектор»

Слайд 7

Антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Сотворение человека Прометеем.

Слайд 8

Эсхатологические мифы – это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 9

Календарные мифы – это мифологизация смены временных циклов - дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Ярило
Ра

Слайд 10

Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, либо просто легендарными фигурами эпоса. Особую категорию героев составляют культурные герои –мифические герои, внёсшие серьёзный вклад в культуру народа. Часто культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с богами, или добывает или изобретает для людей различные предметы культуры.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Прометей

Слайд 11

Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые учёные считают, что именно из веры в кровное родство людей и животных возникли мифы об оборотнях - легенды о перевоплощении человека в волка, тигра, медведя и др.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Небо в виде коровы Нут

Слайд 12

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 13

Астральные мифы близки к космогоническим, рассказывающие о происхождении звезд и планет (именно на них основана астрология). Созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Млечный путь
Водолей

Слайд 14

Культовые мифы повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

Слайд 15

Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Рамаяна» и т.д.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Одиссей
Сита и Рама Рамаяна

Слайд 16

Исследования мифов в XX веке Ритуализм: виднейшим представителем его был Дж. Фрезер. Считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
Функционализм: Леви Брюль видел в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. (преемственность культуры народа).

Слайд 17

Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
1. Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами: «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия»
2. Мифы связанные с этнической и религиозной самоидентификацией: мифы о России и православии в прошлом и настоящем, миф о «русском варварстве»

Слайд 18

3. Мифы связанные с внерелигиозными верованиями: мифы об НЛО, снежном человеке, экстрасенсах - целителях
МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА
4. Мифы связанные с массовой культурой: о здоровом образе жизни, вреде молока, птичьем гриппе, о Америке и американской мечте

Слайд 19

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.
«И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…»
В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»; Способом формирования практического знания являлось ученичество; Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»; Практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

Слайд 20

Обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Куй железо – пока горячо. Какие труды, такие и плоды. Весна год кормит. Время лечит. Где кто родился, там тот и сгодился. Не красна изба углами, а крана пирогами. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Слайд 21

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
Работа не волк, в лес не убежит.
Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат.

Слайд 22

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали: Помогает ориентироваться в окружающей среде Указывает способ направление и способ действия Не поднимается до научного объяснения
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Слайд 23

Искусство, как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
ИСКУССТВО

Слайд 24

Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реального предмета.
ИСКУССТВО

Слайд 25

ИСКУССТВО

Слайд 26

В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.
ИСКУССТВО
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
СИМОН УШАКОВ
ДИОНИСИЙ

Слайд 27

В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, т.е. творить мир по собственному представлению о нем. … В живописи сходство реального человека с его изображением было настолько близко, что он казался живым.
ИСКУССТВО
Р. САНТИ «МАДОННА БЕЛЬВЕДЕРА»

В истории науки о знании и познании рассматривались различные виды знаний. Так, в античные времена было установлено различие между знанием имнением. Если мнение не обязательно носит достоверный характер, то знание достоверно по определению. Мнение обычно относится к единичным объектам, тогда как знание охватывает общие свойства ряда сходных объектов. Мнение может меняться, оно неустойчиво, а знанию присущи устойчивость и всеобщий характер. Античные ученые нередко отождествляли знание с истиной разума - идеями. Средневековье особенно волновал вопрос о соотношениизнания иверы. Главное различие между ними усматривалось в доказательности. Если вера таковой не предполагает, то знание требует строгой, логической аргументации. Успехи естественных наук в Новое время привели к отождествлению знания и науки. Научное знание становилось основным объектомгносеологии - теории познания. Но именно с этого времени существует разделение знания на различные виды: обыденное, мифологическое, философское, религиозное, художественно-образное. Действительно, в мире знания переплетаются рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное. До того, как сформировалась наука, существовали и иные способы познавательного отношения к миру. Но и с развитием науки даже сегодня, в начале XXI в., большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. О них речь в данном параграфе.

Миф и познание мира

Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов? Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей. Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея. В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни. Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы? Прежде всего в них описывались творения мира, животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного. Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.). У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого. Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы: рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев. Все эти мифы содержали описания определенных испытаний, через которые герои успешно проходили. Вокруг некоторых мифологических героев складывались целые циклы, как и вокруг отдельных исторических персонажей. Пример первого типа мифов - мифы об Одиссее, Тезее, Геракле. Пример мифов о реальных событиях - мифы о Троянской войне, о которой известно не только по дошедшим до нас сказаниям, но и по данным раскопок немецкого археолога Г. Шлимана. Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, т. е. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада», «Одиссея», «Махабхарата», «Рамаяна», калмыцкий эпос «Джан-гар» и т. п. Былинные богатыри русского народа также напоминают героев биографических мифов. Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. В дописьменную эпоху мифы были вместилищем социальной памяти. Это была своеобразная «живая память», сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей. Уже в XX в. в исследовании мифов сформировалось несколько направлений. Так, Дж. Фрезер считал мифы ритуальными текстами, в которых все не случайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим, да и он является через откровение. Сторонники иного направления (функционалисты) видели в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков. Функция мифа - обеспечивать преемственность культуры племени (народа). Мифологические представления древних людей об устройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Но некоторые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира. В XIX в. эту роль приписывали идеям «чистоты рас», «государства всеобщего благоденствия», «царства всеобщей свободы» и т. д. И сегодня одних известных людей общественное мнение героизирует, а других демонизирует. Люди по-прежнему ждут «культурного героя», который откроет перед ними новые, невиданные возможности.

Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

- обыденно-практическое (житейское);

- игровое;

- художественное (искусство);

- мифологическое;

- религиозное;

- народная мудрость и здравый смысл;

- самопознание;

- паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.


Close