Авраам
[Еврейское Аврахам ]

I. Имя патриарха первоначально звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5 ). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам – «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 Авраам истолковывается как «отец множества» [еврейское ав-хамон ]. Имеются подтверждения существования этого имени на Ближнем Востоке во II тысячелетии до Р.Х.

II. Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Авраама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5 ; Быт 25:26 ; Быт 47:9 ); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40 ). О конкретных современниках Авраама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями. Археологические находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половине II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил примерно с 2000 до 1800 года до Р.Х.

III. Авраам был сыном Фарры из рода Сима. У Авраама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и следующие). Жена Авраама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (стих 29 и далее), была его сводной сестрой (Быт 20:12 ). Фарра вместе с Авраамом, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет Авраам последовал дальше, к первоначальной цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4 ). По словам Стефана (Деян 7:4 ), это произошло после смерти Фарры.

IV. Авраам отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3 ), который вывел его из Ура Халдейского (сравните Быт 15:7 ; Неем 9:7 и Деян 7:2-4 ). Призывая Авраама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем – «все племена земные» (Быт 12:3 ). Вероятно, Авраам следовал из Харрана через Дамаск (примечательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2 ) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане Авраам не обрел постоянного места жительства. Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6 ), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю (стих 7). После этого Авраам отправляется в местность, расположенной между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру (стихи 10-20). Возвратясь на юг Ханаана, Авраам вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3 ). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал (стихи 5-12). Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение Аврааму и его потомкам всю Ханаанскую землю (стихи 15-17), и Авраам располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (стих 18). Авраам заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13 ). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, Авраам освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и Авраам отдает ему десятину от своей военной добычи (глава 14).

V. Авраам получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисленное потомство. Авраам поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15:5 и следующие). Обещание дать землю заверяется торжественным заключением завета между Богом и Авраамом (стихи 7-21). Авраам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельствуют тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2 ); таким образом, когда Аврааму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и следующие). Через 13 лет (Быт 17:1 и следующие) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником Авраама (стих 15 и следующие). При этом Авраам принял знамение завета – обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам». Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама. Лот был спасен (глава 18 и далее). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (глава 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего Авраама родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению Авраам отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21 ). В Вирсавии («колодец клятвы») Авраам заключил союз с герарским царем Авимелехом (стихи 22-32) и еще долгое время оставался в этих местах (стих 33 и следующие). Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Авраам повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19 ). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончательно подтверждает все обетования, данные Аврааму, который вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, Авраам купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (глава 23). Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобрет Авраам. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученый во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (смотрите раздел IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10 ), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии Авраам взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и следующие). Всех своих наложниц (и их сыновей) Авраам отослал прочь (стих 6). Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле (стихи 7 и 9).

VIII. Господь избрал Авраама быть родоначальником Израиля (Быт 12:2 ; Быт 17:4-8 ; Ис 51:2 ), Божьего народа среди прочих народов. На это избрание Авраам отвечает послушанием (Быт 12:4 ) и верой (Быт 15:6 ; Евр 11:8 ), являя пример для всех верующих (Гал 3:29 ). Вера Авраама подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8 ; Иак 2:23 ) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14 ; Евр 11:8-19 ; Иак 2:21-24 ). → .

АВРААМ И САРРА

Через много поколений после Сима родился в Уре Халдейском Аврам. Его жена Сара была красива, но бездетна. И сказал Бог Авраму:

Пойди из земли своей и из дома отца своего в землю, которую я укажу. Великий народ я произведу от тебя, и благославятся в тебе все племена земные.

Взял Аврам жену свою, племянника своего Лота и отправился из Харрана в Месопотамии в землю Ханаанскую. Пришли они в Сихем к дубраве МорЕ , и явился там Бог Авраму.

Всю землю эту отдам я потомству твоему, - сказал Бог.

И поставил Аврам жертвенник Богу.

Оттуда двинулся Аврам к горе на восток от Вефиля и поставил жертвенник между Вефилем и Гаем.

Голод был повсюду в земле Ханаанской, Аврам продолжал двигаться к югу, пока не пришел в Египет.

И сказал Аврам Саре:

Как увидят египтяне твою красоту, так меня и убьют. Скажи, что ты не жена мне, а сестра, и я спасусь.

В самом деле, при виде Сары вельможи побежали хвалить ее фараону, и Сара была немедленно взята в его дом.

Авраму было хорошо: у него появился мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и лошади, и верблюды.

Но неладно стало в доме фараона, с тех пор как туда взяли Сару. Со временем догадался фараон, что Сара - не сестра, а жена Аврама.

Почему ты мне не сказал об этом? - спросил фараон Аврама. - Я едва не сделал ее своей женой.

Я подумал, что в ваших местах не боятся Бога и меня из-за нее убьют, - ответил Аврам.

Возьми ее и уходи, - распорядился фараон.

АВРАМ И ЛОТ

Поднялся Аврам из Египта к тому месту, где прежде ставил жертвенник Богу, между Вефилем и Гаем. Вместе с ним был и Лот со своими шатрами и стадами. Имущество обоих было так велико, что земля им казалась мала. Пастухи Аврама и пастухи Лота ссорились между собой.

И сказал Аврам Лоту:

Разве мы не родственники?! Зачем раздоры? Иди направо, а я - налево, или иди налево, а я - направо. Не вся ли земля перед нами?

Поднял Лот глаза, увидел землю, орошенную водой, словно Божий сад, и ушел на восток.

Он раскинул шатры свои до Содома, хоть и злы были жители содомские. Аврам же остался в земле Ханаанской.

И снова Бог обещал Авраму землю Ханаанскую.

Будет многочисленно потомство твое, как песок земной. Встань, пройди по земле этой во всю ее ширь - вся будет твоя, - говорил Бог.

ОБЕЩАНИЕ ПОТОМСТВА

После этих событий уснул Аврам, и во сне является ему Бог.

Я твой щит, Аврам, - сказал Господь, - и награда твоя велика.

Нет детей у меня, - пожаловался Аврам. - Наследником в доме моем Елиезер из Дамаска.

Потомков будет у тебя столько же, сколько на небе звезд. И весь этот край я тебе отдаю, - сказал Бог.

САРА И АГАРЬ

Но по-прежнему бездетной оставалась жена Аврамова Сара. Была у нее служанка из Египта по имени Агарь. И сказала Сара Авраму:

Если не дано иметь детей мне, пусть Агарь родит тебе сына.

Как только Агарь забеременела, начала возноситься над своей госпожой.

Это ты во всем виноват, - сказала Сара Авраму.

Твоя служанка, и делай с ней, что тебе угодно, - ответил Аврам.

И начала Сара притеснять Агарь. Так ее мучила, что служанка сбежала.

Отыскал ее ангел в пустыне у источника и велел вернуться к Саре, покориться ей.

И еще сказал ангел:

Родится сын у тебя, назови его Измаил.

Родила Агарь Авраму сына, и назвали его Измаил. Восемьдесять шесть лет было тогда Авраму.

НОВОЕ ОБЕЩАНИЕ ПОТОМСТВА

Девяносто девять лет было Авраму, когда снова явился к нему Бог и сказал:

Я сделаю тебя отцом множества народов, цари произойдут от тебя. И не будешь ты больше прозываться Аврам, но Авраам станет имя твое. И жену не зови больше Сарой, ибо имя ее теперь - Сарра. Я благословлю ее и через год в это самое время дам тебе от нее сына, которого назовешь Исаак.

Пал ниц Авраам и рассмеялся:

Неужели от столетнего будет сын и девяностолетняя Сарра неужели родит? Пусть хоть Измаил будет жив и здоров.

Измаилу суждено иметь большое потомство. Двенадцать князей будет в его роду, - сказал Бог. - Но Сарра родит тебе сына.

ГОСТИ

В жаркое время дня сидел Авраам у шатра своего и вдруг увидел перед собой трех мужей. Бросился к ним Авраам и поклонился до самой земли.

Владыка! - сказал Авраам, потому что все трое были одним Богом. - Если я обрел благословение в твоих глазах, не пройди мимо дома слуги своего!

Поспешил Авраам к Сарре, приказал ей взять лучшей муки и напечь пресного хлеба. А сам побежал к стаду и выбрал теленка для угощения.

Пошел Аврам к Хеврону и поставил там жертвенник Богу.

Вскоре случилась в тех местах война, и Лот с семьей был пленен. Как только узнал о том Аврам, вооружил рабов своих числом триста восемнадцать и напал на неприятеля ночью. Так вернул Аврам Лота, сродника своего, и имущество его сохранил.

Вскоре взял он масла, молока и теленка приготовленного, поставил перед гостями, а сам стоял у дерева, когда они ели.

Где же Сарра, жена твоя? - спросили его.

Здесь, в шатре, - отвечал Авраам.

Когда я приду сюда в следующий раз, у Сарры твоей будет сын, - сказал один из них.

Рассмеялась Сарра: «Мне ли, старухе, иметь ребенка?»

Это почему же Сарра твоя смеется? - спросил Бог. - Как я сказал, так и будет.

Испугалась Сарра и молвила из шатра:

Не смеялась я.

Нет, смеялась, - сказал Бог.

ЗАСТУПНИЧЕСТВО АВРААМА

Поднялись мужи и пошли к Содому. Авраам отправился их проводить.

Очень жалуются люди на жителей Содома и Гоморры, - сказал Бог. - Пойду посмотрю, так ли они поступают, как о них говорят. А если так, то я их уничтожу.

В то время, как двое продолжали свой путь к Содому, Авраам встал перед лицом Бога и спросил его:

Неужели ты погубишь праведных заодно с нечестивыми? Может быть, в том городе сыщется пятьдесят праведников. Если ты судия всей земли, как можешь погубить невиновных?

И сказал Аврааму Бог:

Если найдется в Содоме пятьдесят праведников, пощажу весь город.

Прости, что говорю это я, сам прах и пепел, - настаивал Авраам. - А если до пятидесяти не достанет пяти?

И ради сорока пяти никого не трону.

Ну а вдруг там будет сорок праведников? - продолжал Авраам.

И ради сорока город останется цел.

Не гневайся, Владыка, на мои слова, а что как их будет тридцать?

Не сделаю того, даже если их тридцать.

А двадцати не пожалеешь? - спросил Авраам.

Пожалею, - ответил Бог.

Не прогневайся, Владыка, позволь сказать, - тихо произнес Авраам. - А если их будет всего только десять?

И ответил ему Бог:

He истреблю и ради десяти.

Не стал Бог больше говорить с Авраамом.

Не было в Содоме и десяти праведных.

СОДОМ И ГОМОРРА

Ангелы подошли к Содому в вечерний час, когда Лот сидел у городских ворот. Увидел их Лот, встал и поклонился:

Войдите в дом мой!

Нет, мы на улице останемся, - ответили ангелы.

Лот долго упрашивал, и они наконец согласились войти и принять угощение.

Еще не легли они спать, как все содомляне - и млад и стар - окружили дом Лота.

Лот, выходи! - кричали они.

Вышел Лот, а содомляне стали требовать, чтобы вышли и его гости.

Мы хотим их видеть! - кричали люди.

Лот закрыл вход в свой дом и обратился к толпе:

Братья мои, не делайте зла! Не трогайте этих людей, ведь они пришли под кров дома моего.

Ты сам пришелец, не тебе рассуждать! - кричала толпа. - Их не спасешь и сам пострадаешь.

Они оттащили в сторону Лота и бросились ломать дверь.

Тут двери дома открылись, и показались ангелы. Они взяли Лота за руки, ввели его в дом, а люди, бывшие у порога, вдруг все ослепли.

Возьми всех своих и уходи, - сказали ангелы Лоту. - Мы посланы сюда уничтожить город.

Пошел Лот к мужьям своих дочерей, стал говорить, что город будет уничтожен, но те не поверили - думали, что он шутит. Долго упрашивал их Лот, но напрасно.

Когда взошла заря, начали ангелы торопить Лота, а тот все медлил. Тогда ангелы взяли за руки Лота, его жену и двух его незамужних дочерей и вывели их из города.

Идите на гору и не оглядывайтесь на Содом, иначе погибнете, - сказали им ангелы.

Взошло солнце, и на Содом и Гоморру пролился дождь из серы и огня. Исчезли с лица земли дома, и люди тех городов, и все, что растет из земли.

Истребление Содома и спасение Лота

Жена Лота, шедшая сзади, не выдержала и оглянулась и тут же превратилась в соляной столб.

Рано утром поднялся Авраам и пошел туда, где вчера говорил с Богом. Посмотрел он в сторону Содома и Гоморры и увидел дым, как из печи.

РОЖДЕНИЕ ИСААКА

Исполнилось то, что говорил Бог. Сарра родила Аврааму сына, и назвали его Исаак.

Сарра ворчала:

Кто ни услышит обо мне, рассмеется. Старуха кормит грудью младенца!

Когда дитя было отнято от груди, созвал Авраам большой пир. И увидела Сарра, что Измаил, сын египтянки Агари, насмехается над Исааком.

Выгони из дома эту рабыню вместе с сыном, - сказала она Аврааму. - Не бывать тому, чтобы он наследовал вместе с Исааком.

АГАРЬ

Не хотел Авраам выгонять первенца своего, но Бог велел ему слушаться Сарру.

Встал Авраам рано утром, взял хлеба и воды, возложил все на плечи Агари и послал ее вместе с отроком прочь.

Вскоре Агарь заблудилась в пустыне. Бродила она, бродила, пока не кончилась вода.

Оставила она сына своего под сухим кустом, а сама в сторону отошла, чтобы не видеть, как он умрет.

Долго плакала Агарь, пока не явился ангел и не сказал:

Раскрой глаза свои! Перед тобою колодец!

Стали они жить в пустыне. Измаил вырос и научился хорошо стрелять из лука. Мать нашла потом жену для него в земле Египетской.

Исполнилось все, что сказано было об Измаиле. Он имел двенадцать сыновей, которые стали во главе племен.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА

Сказал Бог Аврааму:

Возьми сына своего Исаака и принеси его во всесожжение на горе, о которой дам тебе знать.

Встал Авраам рано утром, оседлал осла, взял двух рабов, сына своего Исаака, дрова для всесожжения и пошел туда, куда велел Бог.

На третий день пришли они в то место. И сказал Авраам рабам:

Вы ждите здесь, а я с сыном вскоре вернусь.

Возложил Авраам дрова на сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли они вместе.

И спрашивает Исаак:

Вот огонь, вот дрова, где же агнец?

Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, - ответил Авраам.

Пришли они, разложил Авраам дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Взял Авраам нож и хотел заколоть сына, но в это время раздался голос ангела:

Авраам! Авраам!

Вот я, - отозвался Авраам.

Не поднимай руки на отрока. Теперь я знаю, что не жаль тебе сына для Бога.

Поднял глаза Авраам и увидел барана, который рогами запутался в чаще. Взял Авраам барана и принес его в жертву вместо сына своего. Снова раздался голос с неба:

За послушание твое, Авраам, много потомков у тебя будет - как звезд на небе, как песку на морском берегу.

СМЕРТЬ САРРЫ

Сарра умерла ста двадцати семи лет. Умерла она в земле Ханаанской, в которой был Авраам пришельцем. Чтобы похоронить ее, купил Авраам поле и пещеру для погребения на том поле. И стало поле владением Авраама.

Погребение Сарры

ЖЕНИТЬБА ИСААКА

Стар стал Авраам, и ощутима была ему тяжесть годов. Позвал он раба, управляющего всем в доме, и сказал:

Поклянись, что сыну моему ты не возьмешь в жены девушку из местных, но пойдешь на родину мою, в Месопотамию, и там выберешь ему жену.

А если не захочет девушка идти сюда, не нужно ли мне вернуть Исаака на твою родину? - спросил раб.

Нет, - ответил Авраам. - Эту землю Бог завещал моему потомству. Если девушка воспротивится, будешь свободен от этой клятвы.

Поклялся раб, взял десять верблюдов, всякие драгоценности для подарков и отправился в путь. В город Харран в Месопотамии пришел он под вечер и встал у колодца в то время, когда женщины выходят брать воду.

«Вот стою я у источника, - думал раб, - и женщины с кувшинами идут мимо. Есть ли среди них невеста Исаака и как ее узнать? Попрошу-ка я напиться, и та, которая скажет: пей сам и верблюдам твоим дам пить, - та и будет невеста».

Не успел он додумать этих слов до конца, как выходит Ревекка, дочь племянника Авраама, прекрасная и молодая. Набрала она воды, и раб выбежал ей навстречу.

Дай мне испить из твоего кувшина.

Пей, господин, - молвила Ревекка и наклонила кувшин.

Раб напился, а она говорит:

Я и верблюдам твоим начерпаю воды, пусть пьют.

И тут же принялась носить воду верблюдам.

Изумленный раб следил за ней молча, а когда верблюды кончили пить, подал ей золотую серьгу и запястья из золота.

Чья ты дочь? - спросил он. - И есть ли место для ночлега в вашем доме?

Ревекка сказала ему, чья она дочь и что в доме у них есть где ночевать и чем накормить верблюдов.

Удивился раб, что прямым путем попал к дому брата своего господина.

Побежала Ревекка в дом, все рассказала, показала серьгу и запястья, и тут же навстречу гостю пошел ее брат Лаван. Он расседлал верблюдов, дал им корму, принес гостю воды, чтобы тот умылся, а тем временем приготовили ужин.

Не буду есть, пока не скажу, зачем я пришел, - заявил гость.

И рассказал об Аврааме, о том, что думал он у колодца.

А теперь скажите мне, намерены ли вы оказать милость моему господину, или должен я уйти ни с чем? - спросил гость.

Это дело Божье, - ответили ему брат и отец Ревекки. - Вот Ревекка, бери ее и иди.

Поклонился им гость до земли, вынул золотые и серебряные вещи, а также одежды и щедро всех одарил.

Потом все ели и пили, а поутру начал гость собираться в путь.

Пусть побудет с нами Ревекка с десяток дней, - сказала ее мать.

Но гость никак не хотел остаться. Тогда Лаван привел Ревекку, и спросили ее:

Пойдешь ли ты с этим человеком?

Пойду, - молвила Ревекка.

Получила она отцовское благословение, взяла служанку свою, уселись все на верблюдов и отправились в путь.

Под вечер вышел Исаак в поле, поднял глаза и увидел небольшой караван.

Ревекка и раб

И Ревекка увидела Исаака. Быстро спустилась она с верблюда.

Кто это? - спросила Ревекка раба.

Мой господин, - сказал раб.

Взяла Ревекка платок и покрылась.

Рассказал раб Исааку обо всем, что он сделал, и ввел Исаак Ревекку в шатер матери своей Сарры. Так стала Ревекка женой Исаака.

АВРААМ

Авраам взял вторую жену, по имени Хеттура, и много еще имел с ней детей. Но все, что было у него, он отдал Исааку. Прожил Авраам сто семьдесят пять лет и был похоронен рядом с Саррой, женой своей.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему Авраам, оказавшись в Египте, а затем в филистимском Гераре, скрывал, что Сарра – его жена? Отправляясь в Египет, чтобы пережить там вызванный длительной засухой голод в Ханаане (Палестине), Авраам опасался стать жертвой какого-нибудь влиятельного египтянина,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

17. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? "И пал Авраам на лице свое и рассмеялся?..." "В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекшему обетование, Авраам повергается перед Ним.

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

9. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. 10. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его "И сказал один из них..." Еще в предшествующем стихе речь шла о

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

11. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось "Авраам же и Сарра были стары..." Вводное замечание бытописателя, служащее к обьяснению и оправданию последующего поступка

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

12. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. 13. И сказал Господь Аврааму: отчего это (сама в себе) рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?" "И сказал Господь Аврааму:

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Глава 20 Авраам и Сарра поселяются в Гераре 1. Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гepape "Авраам поднялся оттуда к югу".. Когда пребывание в долине Мамре сделалось неудобным, вероятно, по причине тяжелых, удушливых газов,

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

2. и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, (который на долине,) что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее 2. "И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон..." Разрешая некоторое недоразумение, почему Сарра умерла в Хевроне, а не в Вирсавии, где жил

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

9. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10. на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака,

Из книги автора

Из книги автора

АВРААМ И САРРА Через много поколений после Сима родился в Уре Халдейском Аврам. Его жена Сара была красива, но бездетна. И сказал Бог Авраму:- Пойди из земли своей и из дома отца своего в землю, которую я укажу. Великий народ я произведу от тебя, и благославятся в тебе все

Из книги автора

Авраам и Сарра у Авимелеха 1 Оттуда Авраам перебрался в область Негев и поселился между Кадешем и Суром. Он жил пришельцем в Гераре 2 и там сказал о своей жене Сарре: «Она - моя сестра». Авимелех, царь Герара, послал за Саррой и взял ее к себе.3 Но Бог явился к Авимелеху ночью

Из книги автора

Из книги автора

Праведный АВРААМ и САРРА (9/22 октября) Фарра, сын Иахора и внук Серуха, пребывая в том же халдейском городе, называемом Ур, в котором были и отец его и дед его, родил Аврама (см.: Быт. 11,26-27), названного впоследствии Богом именем Авраам, то есть отцом всех верных в поднебесной

Из книги автора

Глава 20. 1. Авраам и Сарра поселяются в Гераре. 1. Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гepape.“Авраам поднялся оттуда к югу..”Когда пребывание в долине Мамре сделалось неудобным, вероятно, по причине тяжелых, удушливых газов,

Из книги автора

3. Авраам и Сарра: путь призванных «Выйди из земли твоей» Три мировых религии, основанные на вере в Единого Бога-Творца – иудаизм, христианство и ислам, – называют иногда «авраамическими». Действительно, все они, так или иначе, ведут отсчет именно от Авраама (мусульмане

Библия – священная книга для приверженцев христианского направления в религии. Многозначительный смысл описанных сюжетов, моралистическая подоплека и вечная актуальность делают библейские сказания интересными для поколений любой эпохи. Главы Ветхого и Нового Заветов перечитываются христианами из раза в раз, так как заложенный в них посыл редко открывается сразу и с течением времени обретает новые краски.

История появления

Притча, описывающая жертвоприношение Исаака отцом Авраамом, повествует о том, как библейский персонаж в знак любви к Богу передал ему самое ценное, что было в жизни. Значение этой легенды нельзя переоценить. Авраам оказался первым, кто заговорил с Всевышним после Всемирного потопа. Отец множества народов и духовный предок заключил завет, который помог спасти человечество. С момента упоминания Авраама в Библии начинается патриархальный период, который длится до момента, когда последний еврей покинул Египет.

Сегодня жертвоприношения кажутся дикостью, хотя для ветхозаветных времен это было необходимым действием и нормальным явлением. Невинные души, принесенные в жертву, считались драгоценнейшим подарком от человечества. Описание нюансов, существующих в реальности, добавляет сюжетам особенную актуальность. Например, гора Мориа, на которой Авраам вместо сына заколол барана, в действительности является местом расположения Иерусалимского храма. воздвиг его в честь Господа.

Теологи связывают притчу об Аврааме с жертвой Иисуса. Своеобразный прообраз спасения человечества заключается в поступке пророка. Как и он, Бог принес в жертву сына своего , который не воспротивился воле отца.


Действие Авраама рассматривается и под другим углом. В нем видят способ получения от Бога желаемого, несмотря на время ожидания обещанного. По логике верующих, оно будет даровано своевременно. Бог должен знать, что человек готов отдать самое дорогое в знак любви к нему. Божественное милосердие открывается библейским героям и последователям христианства индивидуальным путем, и об этом стоит помнить, перечитывая строки священных текстов.

Авраам в религии

Датой рождения Авраама считается 1812 год до нашей эры. По преданию, герой прожил 175 лет и обрел покой в 1637 году до нашей эры. Значение имени персонажа – «отец множества». Его история – это легенда о жизни патриарха, ведущего диалог с Господом после Потопа. Истинный боголюбец был готов на все ради веры.


Жизнеописание персонажа содержится в Книге Бытия. Авраам родился в древнем шумерском государстве, Уре Халдейском, располагавшемся на нынешней территории Ирана. У персонажа было два брата: Аран и Нахор. Фарра, отец героя, умер в 205 лет. Авраам был женат на Саре, неспособной к продолжению рода. Вместе с ней и племянником он отправился по наставлению Господа в землю, на которую должен указать Всевышний. Бог пообещал Аврааму, что тот станет прародителем великого народа, получит благословение Господне и навсегда сохранит свое имя в веках.

В 75 лет Авраам с семьей вышел из Харрана и направился в Ханаан, где ему явился Бог, завещав земли потомству героя. В честь этого благодеяния мужчина воздвиг в городе жертвенник во имя Господа. Затем Авраам направился на восток, а впоследствии на юг, дойдя до Египта. В писании отдельно рассказывается о том, что Сара, жена Авраама, была забрана в дом фараона, за что египетский правитель понес кару. Разбогатев в Египте, Авраам вернулся к одному из пунктов своего маршрута, ведя за собой людей и скот. Путники встретили препоны в лице людей, проживавших до них на этой местности, и решили искать другие земли.


Вопрос продления рода был решен Авраамом с помощью служанки Сары, которую звали Агарь. Первенца назвали Исмаил (или Измаил). Когда Аврааму исполнилось 99 лет, он заключил с Господом завет. Первенца от Сары Бог велел назвать Исааком. Правила завета должны были распространиться на потомков Исаака, а не на детей Исмаила. Друг бога пообещал делать обрезание мальчикам из их семьи в обмен на Ханаанскую землю и почитание потомками Авраама. Множество событий описывает Писание, повествуя о жизни Авраама, но главным моментом его биографии становится то, что он убивает сына Исаака. Жертвой, принесенной Богу, становится его единственный наследник.

Жертва «во всесожжение» была принесена Авраамом без колебаний. В момент занесения ножа над сыном на жертвеннике, что располагался на горе Мориа, Авраам увидел ангела. Тот сообщил, что вера пророка подтверждена, а жертва не нужна.


Это действие мужчины объясняется его безграничной верой и верностью. Авраам был убежден: если Господь обещал произвести потомство от Исаака, значит, провидение найдет способ воскресения любимого сына.

Авраам умер в 175 лет. Место захоронения библейского персонажа – пещера Махпеле, где покоится и его супруга Сара.

  • Авраам – герой, чье имя часто упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Такой же популярностью пользуется разве что Моисей. Предок Иисуса стал символом, благодаря которому аудитория осознает божественность Иисуса Христа и его возвышенность. Рождение Христа является исполнением завета, заключенного Авраамом с Богом. В то же время его гибель повторяет жертву, принесенную отцом во имя веры. В Новом Завете Авраам считается носителем веры и учителем, транслирующим ее главные принципы. Своим примером он являет образец праведности и благочестивости.

  • Авраам – персонаж, фигурирующий в разных религиях. В Коране он – пророк Ислама, носящий имя Ибрахим. Его биография схожа с жизнеописанием из Библии. Любопытно, что в еврейских мидрашах Аврааму принадлежит идея единобожия, монотеизма. По преданию, герой первый, кто понял, что Бог един. В три года он прозрел, осознав, что идолы предков – не те, кто достоин его веры, и стал последователем Господа. В традиции еврейских верований Авраама считают создателем Книги Творения. Этот литературный источник оказался основой каббалистического направления.
  • Жертвоприношение героя интерпретируется учеными и философами по-разному. Исследователи библейских текстов придерживаются идеи о том, что жертвоприношение безвинного Исаака становится примером отказа от дани Господу в виде человеческой жизни. Существует мнение, что с течением времени Библия претерпевала изменения и модификации. Вероятно, что в первоначальном варианте сюжета Исаак был убит, но после отмены жертвоприношений текст был отредактирован.

  • Изначально именем героя было Аврам, что в переводе означает «отец высокий». Имя его супруги – Сара, что означает госпожа. Господь повелел супружеской чете сменить имена в момент, когда огласил, что их роль для будущего человечества многозначительна. Впоследствии собеседника Бога именовали Авраам. Имя интерпретируется как «отец множества». Жену пророка стали звать Сарра – «госпожа множества». Этот прием в литературе и поворот сюжета в писании свидетельствуют о возвеличивании персонажа в глазах верующих и в религии.

Дети Авраама

Авраму было 75 лет, когда Бог призвал его идти в Ханаан - "землю обетованную", владеть которой, по Его обетованию, будут потомки Аврама , а будет столько, сколько звезд на небе и песчинок в пустыне. Но Аврам и Сара до сих пор были бездетны .

"В истории Ветхого Завета мы не раз сталкиваемся еще с одной проблемой, косвенно связанной с первородным грехом, и как ни странно, это проблема детей, потомков. Во-первых, после того, как человек отпал от Бога, он в своей жажде бессмертия сменил индивидуальный аспект на аспект родовой . Потеряв доступ к древу жизни, древний человек решил позаботиться о «бессмертии на земле», что означало главным образом бессмертие в своих детях и внуках. Во-вторых, потеря райского брачного идеала привела к тому, что смысл брака также стал видеться не в единении, а в потомстве , как можно большем. Наличие и количество детей "гарантировало" бессмертие и в глазах окружающих выглядело как знак Божьего благословения. Напротив, отсутствие детей могло означать проклятие: человек оказался недостоин продолжения на земле!"

Через 10 лет, уже в Ханаане, Сара отчаилась и отдала Авраму свою служанку Агарь, чтобы та зачала от него ребенка (по обычаю, дети мужа от служанки в таком случае считались бы законными детьми от ее госпожи). У Агари родился сын Измаил ("да услышит Бог"), впоследствии ставший прародителем бедуинов и северных арабов; в мусульманской традиции к нему возводится родословие пророка Мухаммеда, а также история возникновения священного источника Замзам.

Когда Авраму было 100 лет, а Саре 91, наконец Бог совершает обещанное чудо, и у них рождается долгожданный сын Исаак ("тот, кто рассмеется / возрадуется").

Любимая жена Аврама, Сара умерла в 127 лет. Аврам дожил до 175 лет, но успел до этого времени завести еще шестеро детей (от них произошли другие арабские племена) от Хеттуры , наложницы, которую он "взял в жены" (скорее всего, в том смысле, что имел с ней связь, а не заключил брак).

Причем, единственным наследником (и в земном, и в духовном смысле) является только Исаак , его сын от Сары; всех других детей Авраам отослял "в земли восточные", оделив подарками - но отдалив от себя и Исаака. Объясняется это тем, что именно от Исаака должен произойти "избранный народ", через который спустя века явится Мессия; все другие дети были рождены обычным, человеческим путем, и только Исаак - чудесным образом рожден от бесплодной до этого Сары, причем много после менопаузы; Бог избрал Авраама, и Бог же подарил ему сына Исаака, которому и принадлежит задача продолжить духовную миссию своего отца.

Завет Бога с Авраамом

Явившись Авраму "под дубом Мамрийским", Бог заключает с ним завет, который заключался в следующем:
- Аврам будет "отцом множетсва народов", и завет Господа распространяется и на его потомков; с этого момента Аврам и Сара ("отец выси", "высокий отец" и "сражающаяся") нарекаются Богом Авраамом и Саррой ("отец множества" и "госпожа"; наречение имени имеет в Библии очень большое значение, тем более - наречение Богом нового имени)
- потомкам Аврама обещается владение Ханааном - "землей обетованной"
- символом завета утверждается обрезание всех мужчин в доме Аврама (символом была радуга)

Три ангела

Бог явился Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), чтобы еще раз предречь скорое рождение его сына Исаака, а также кару на города Содом и Гоморра; но на сей раз Он говорил с Авраамом через своих посланников - ангелов (и греческое angelos, и еврейское "малах" (вот откуда турецкое melek!) означает "вестник", "посланник"), которые пришли к Аврааму в человеческом облике, в виде трех мужей. Авраам принял их в своем доме и оказал широчайшее гостеприимство.

Почему именно три ангела? По еврейскому толкованию, каждый ангел посылается с какой-то одной миссией. В данном случае первый ангел был послан к Аврааму, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй - чтобы вывести Лота из обреченного Содома, третий - чтобы наказать Содом.

А вот о чем я даже не догадывалась - так это о том, что именно сюжет о трапезе, которой посланников Бога угощает Авраам, лег в основу знаменитого иконописного изображения св. Троицы : "В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица. ... Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества." (см. Православная иконография Троицы)


(Троица Андрея Рублева)

Преступление и наказание Содома и Гоморры и история Лота

В чем же состоял грех жителей Содома ? Под "содомией", "содомским грехом" чаще всего подразумевают гомосексуализм и всяческие "аморальные" сексуальные практики; но из библейского текста и комментариев к нему видно, что речь идет не только или не столько о гомосексуальных связях и разврате, сколько о сексуальном насилии и насилии вообще, а также о притеснении слабых, нуждающихся и пришельцев-иноземцев (читай, абьюз, дискриминация и ксенофобия), короче, "Город грехов" , Gotham city прямо таки (это я сейчас под впечатлением от сериала Gotham, родины Бэтмена:)

История спасения Лота из Содома в ночь перед его разрушением: Лот представляет собой образ живущего праведно, но не полагающегося на Бога , не доверяющего Ему полностью - в противоположность Аврааму. Поэтому Авраам обратил многих людей в веру, а Лоту не удалось убедить даже своих зятей, жителей Содома. Жена Лота , обращенная в соляной столп, когда на пути к спасению она, против запрета, оглянулась на погибающий город - т.е. ее сердце оставалось с его падшими обитателями; символически это означает, что желая спасти свою душу, нельзя "оглядываться" на грехи, зло, от которого пытаешься спастись, избавиться, иначе оно "утянет" тебя назад.


(Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры)


(Столп "Лотова жена" на горе Содом)

Кстати, Содом и Гоморра входили в "Пятиградие", которое также включало города Адма, Севоим и Сигор; все они были разрушены, кроме Сигора - "малого города", т.е. не столь погрязшего во зле и пороке. На месте долины Сиддим, где находились уничтоженные города, образовалось Мертвое море.

Жертвоприношение Исаака

Это, наверное, самая знаменитая история, связанная с Авраамом, и одна из самых известных из Ветхого завета. И одна из самых спорных, сложных, непонятных. На основе прочитанного, попробую сформулировать ее религиозное прочтение:

Исаак появился на свет по воле Бога , в результате чуда (от старых родителей, от бесплодной матери, вопреки всем биологическим законам), и как сын принадлежит не столько своему отцу Аврааму, сколько Богу; его рождение и судьба противоречат физическим и историческим законам, находятся вне их - равно как и судьба его сына Иакова (получивший имя Израиль), и вообще народа Израиля, "избранного народа" (шире - всех верующих в истинного Бога). Соответственно, готовность Авраама принести в жертву Богу собственного сына - это, своего рода, "отдать Богу Богово", ибо само существование на свете Исаака - чудо Божье, дело рук Бога.

Несмотря на это, Исаак - любимейший сын и вообще, вероятно, любимейшее существо для Авраама; повиноваться Богу в такой ситуации, причем своими руками заколоть своего сына - это требует полного самоотречения , отрешения от всех своих привязанностей, кроме самого Бога.

Со стороны Авраама это и величайший подвиг веры, полное упование на Бога; его слова "Господь Сам усмотрит себе агнца" (тут, кстати, еще один мостик в Новый Завет, к "Агнцу Божию" - Христу) - свидетельство его веры в то, что даже когда человеческий разум не видит никакой возможности чуда, никакого выхода, и дело кажется однозначно безнадежным, Бог устроит все по Своей воле; надо только полностью полагаться на него.

Почему у Авраама были основания для веры в то, что Бог каким-то одному Ему ведомым образом устроит все, что сотворит какое-то чудо? Потому, что не единожды Бог предрекал Аврааму многочисленное потомство, и это потомство должно было произойти через Исаака - чудом зачатого и рожденного сына; все обетования Бога Аврааму сбывались - он всю жизнь следовал призыву и всегда получал помощь. Соответственно, Исаак не мог просто умереть сейчас... воля Бога в повелении принести его в жертву была непостижима , как никогда, а исполнение его требовала огромного подвига веры, воли к вере.

"Каждый из нас обернулся бы к Богу, к звуку голоса, и сказал бы: Да помилуй, Господи, Ты же Себе противоречишь! Ты же Сам мне обещал, что этот мальчик будет началом целого бесчисленного племени!.. Авраам поверил Богу больше, чем он мог поверить слышанным словам, больше, чем он мог поверить себе самому. Он взял Исаака, поднялся в гору, и этим показал не только то, что способен веровать, то есть быть совершенно уверенным, что с ним говорит Бог, он показал, что вырос в такую меру общения, близости с Богом, что смог Ему поверить без остатка , довериться Ему даже против всякой логики, против всякой очевидности ." (Антоний Сурожский. Уроки Ветхого Завета)

У Иосифа Бродского есть очень интересное стихотворение "Авраам и Исаак" ; не менее интересно прочитать о его создании (из биографической книги о Бродском); цитата оттуда: "в интерпретации британского литературоведа Валентины Полухиной Бродский предстает как писатель более христианский, чем Кьеркегор: «В своей поэме, стремясь разгадать смысл истории Авраама, Бродский изменяет перспективу восприятия. В центр повествования ставится не отец, а сын. Так же, как Авраам доверяет Богу, Исаак доверяет своему отцу. Прочитав поэму, мы начинаем приходить к выводу, что, возможно, ответ на мрачную загадку Бога всегда лежал на поверхности. В конце концов, Бог потребовал от Авраама только того же, что и от Себя самого: принести собственного сына в жертву вере »".

(Рейтерн Е. Авраам приносит в жертву Исаака)

Тема о значении понятия жертвы в Библии, а также значения этого события для Авраама и Исаака глубоко раскрыта в этой главе у Щедровицкого :

"Да, Исаак пережил смерть; но пережил не реально и не буквально, а духовно. Он испытал ужас смерти и сразу же вслед за тем — величайшую радость возвращения к жизни. Свершилась величественнейшая из мистерий древности — смерть и воскресение Исаака,— указывающая на будущую мистерию Голгофы .

И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. Этот овен также был прообразом Мессии, «заменяющего» своей жертвой потомков Авраама, которым иначе грозила бы духовная гибель. Овен «запутался в чаще», ибо одновременно был и символом всех тех, кто, блуждая по земным путям, не видит выхода из зарослей грехов, заблуждений и страданий и тем не менее способен в решающий момент принести жизнь свою на алтарь Божий, умереть во освящение Его имени. Таковы были многие мученики, освятившие свою жизнь смертью во славу имени Божьего. Ибо когда-то наступал для них тот миг, когда требовалось принять главное решение: умереть во освящение имени Божьего или отречься от Бога. И эти люди, какой бы ни была до того их жизнь, избирали путь святой смерти и духовного воскресения. И поэтому овен, запутавшийся в чаще своими рогами и легший на алтарь Божий вместо Исаака, указывает на Христа, а вместе с тем — и на мучеников будущих времен."

Также: "Овен прообразует Христа , освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество . Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский сравнивает Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества."

И еще: "Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал - но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа. А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв . Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.

А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов , если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать - именно потому, что Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать. " (А.Десницкий)

Еще об Аврааме и значении его истории:
Из "Толковой Библии" Лопухина: azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_bibl ija_01/22
Андрей Десницкий. Призвание Авраама , Жертвоприношение Исаака
Прекрасное и подробное жизнеописание с иллюстрациями и картами, часть которых я позаимствовала в этом посте: www.hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatyk h_razdel/view/id/1172743
Антоний Сурожский в беседе "Уроки Ветхого Завета": azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/o-s lyshanii-i-delanii/2_2

Гора Мориа - Храмовая гора в Иерусалиме

А где происходило жертвоприношение Исаака? "На горе Мориа", на это место указал Аврааму Бог. Впоследствии, почти тысячу лет спустя, именно на этом месте, царем Соломоном был построен Иерусалимский Храм , просуществовавший с 950 г. до н.э. до 586 г. до н.э.; Второй Храм был построен на его месте в 516 г. до н.э. и разрушен в 20 г. н.э., но обо всем этом мне еще предстоит прочитать, поэтому пока не буду углубляться в вопрос.

Это место, известное с тех пор как Храмовая гора , также примечательно тем, что, по еврейскому преданию, именно с него началось сотворение мира - а именно, с участка скалы под названием Камень Основания , краеугольный камень мироздания.

А в конце VII века на этом самом месте была воздвигнуто мусульманское святилище, получившее название Купол Скалы и мечеть Аль Акса - третья из важнейших мусульманских святынь; дело в том, что именно отсюда был вознесен на небеса пророк Мухаммед (это событие называется мирадж; ему предшествовало чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим в компании архангела Гаврииал - исра). В XII веке там отметились мои любимые тамплиеры, устроив свою штаб-квартиру именно в зданиях Купола Скалы, временно перешедшей к ним в руки (оно и понятно, тамплиеры - рыцари Ордена Храма Соломона; хотя Купол Скалы не был фактически тем самым Храмом Соломона, таковым его считали современники-европейцы).

(Храмовая гора в наши дни. На месте иудейского Храма сейчас - мечеть Аль Акса, комплекс Купол Скалы)

Авраам и Исаак vs Ибрахим и Исмаил

В мусульманской традиции Авраам назван Ибрахимом, а его сыновья Исаак и Измаил - Исхак и Исмаил (ср. еврейское произношение: Ицхак и Ишмаэль). В Коране также рассказываются истории их рождения: Исаак - от Сарры, Исмаил - от ее служанки Хаджар (Агарь). Повторяется и история с ревностью Сарры и изгнанием Исмаила с его матерью, только говорится, что Авраам-Ибрахим сам проводил их, причем не до Вирсавии (Беэр-Шева) в Палестине, как в Библии, а до самой Аравии (по Библии туда она направилась уже после), а там оставил одних в пустыне. Дальше повторяется история с отчаянием и молитвой Агари-Хаджар и ее сына, и даровании им священного источника воды - Замзам. Кроме того, Ибрахим построил святилище Каабу вместе со своим сыном Исмаилом; с ними же связан и паломнический ритуал хаджа, следуя главным событиям их жизни.

В Коране прямо не указано имя сына, которого Ибрахим собирался принести в жертву; но преобладающее мнение - что это был не Исаак-Исхак, а именно Исмаил, от которого и произошли многие арабские племена.


(Фреска в музее Хафт Танан (Семь могил) в Ширазе)

O tempora, o mores, или "восток - дело тонкое"?

В истории Авраама и его семейства и потомков встречается немало деталей, прямо шокирующих читателей, особенно современных; в данном случае я имею ввиду не ситуации, имеющие символическое и концептуальное значение (например, проявление абсолютной веры и доверия Богу в действиях Авраама, особенно в его готовности принести в жертву сына), а подробности личной жизни. Некоторые можно объяснить обычаями культуры и эпохи, некоторые вызывают недоумение: ведь речь идет, вроде бы, о "хороших людях", избранных Богом для осуществления своей воли, праведных или их близких. Несколько примеров "бурной личной жизни" библейских героев:

  • близкородственные браки: Авраам женат на своей сводной сестре; своего сына он женит на собственной племяннице... (но это культурная норма времени и места) (к тому же, в дальнейшем "избранный народ" должен был хранить чистоту веры и выбирать супругов из своей среды, а не язычников)
  • у мужа, кроме жены (или жен) есть еще и наложницы (у Авраама - Агарь и Хеттура, хотя первая стала наложницей по настоянию самой жены, а вторая - уже после смерти Сары; тоже культурная норма)
  • дважды Аврам выдает свою жену за сестру , чтобы спасти свою жизнь и благополучие в чужой стране (но каждый раз Бог предотвращает посягательство на ее честь и история заканчивается благополучно; к тому же, способствует обращению к вере правителя, пожелавшего взять Сару в гарем) (это обычно объясняют, опять же, упованием Аврама на Бога - что он не допустит бесчестия Сары... но скорее, это пример не веры, а малодушия)
  • дважды женщина с ребенком фактически выставляется за дверь (Агарь; в первый раз она сбегает от притеснений своей госпожи Сары, второй раз выдворяется уже официально) (впрочем, и это Бог обращает во благо, и от Агари происходит целый народ; так что это можно считать действием Промысла, хотя Сару и не оправдывает, она проявляет банальную ревность и жестокость)
  • Лот, защищая своих гостей (ангелов) от посягательств развратных жителей Содома, предлагает взамен своих дочерей -девственниц, которые, притом, имели женихов (логика востока? гость дороже родной дочери?) (впрочем, дочери впоследствии тоже себя проявляют сомнительным образом: спасшись из Содома и скрываясь в пещере, напоив отца, они зачинают от него детей, от которых происходят племена моавитян и аммонитян - враждебные Израилю языческие народы)
  • при содействии своей матери Ревекки, Иаков обманом получает от отца, Исаака, благословение на первородство (хотя оно по праву принадлежало его брату Исаву) (опять таки, все оказывается к лучшему)
  • чтобы жениться на избраннице, Иаков вынужден семь лет за нее отработать у ее отца, который в итоге подменяет невесту и вручает свою вторую, некрасивую дочь; Иаков женится на ней, но остается работать еще семь лет, чтобы получить свою возлюбленную, которая становится уже второй женой; в итоге бонусом ему достается еще две наложницы; от всех этих женщин у него рождаются дети (впрочем, "покупка" невест, также как и многоженство и наличие наложниц, это тоже приметы времени)
Дальше тоже было много интересного, но я еще не дочитала:)

Так вот. Даже если объяснить и оправдать определенные действия героев Ветхого Завета нормами, приоритетами и обычаями их времени и культуры, сильно отличающимися от современных нам (а также тех, что были введены уже во время Нового Завета - т.е. до них еще предстояло дорасти), все равно нам встречается множество проявлений обыкновенных человеческих слабостей и пороков: зависть и ревность, гнев и мстительность, хитрость и обман... Может даже сложиться впечатление, что "во имя Божие все средства хороши" - ведь Бог продолжает вести всех этих людей по Своему пути, невзирая на то, что они далеко не всегда проявляют во всем добродетель и святость.

Но : не помню, когда и где я впервые прочитала эту мысль, но она тогда меня очень впечатлила, и впечатляет до сих пор: повествование Ветхого Завета - это очень честный рассказ. Без приукрашиваний, как есть. Путь народа Израиля не был ровной дорожкой, шедшие по нему постоянно спотыкались, падали, сворачивали с пути, предавали свой Завет, и снова возвращались и карабкались дальше; главное - что так или иначе они дошли до Нового Завета. Серди них были обыкновенные и необыкновенные люди, и самые прославленные из них были всего лишь людьми, и на слабости и подлости, которые совершают иногда все люди, дети Адама, писатели книг Ветхого Завета не закрывали глаза, просто сохраняли и эти детали рассказа. "Праведником человек назван не потому, что он безгрешен, а потому, что в процессе длительного Божественного воспитания его жизненный путь становится примером."

Продолжение следует This entry was originally posted at

Древняя Месопотамия была густонаселенной страной городов. Сельское хозяйство тут процветать не могло ввиду скудности грунтов. Деревьев было мало, зато местоположение оказалось достаточно выгодным. Сюда, в Двуречье, пришли с Востока кочевые шумеры и выстроили высокие башни, на которых «поселили» своих богов. Самым известным городом был легендарный Ур (Ур Касдим, Ур-халдейский), который собирал тысячи народов на своих рынках. Они грузили добро на мулов и возили их вдоль Евфрата кочевникам, к примеру, в местность Ханаан. Именно тут появился на свет будущий пророк Авраам в семействе зажиточного торговца с многочисленным потомством. Давайте разберемся, существовал ли этот человек в реальности или его можно считать сказочным, придуманным героем, который был «раскручен» для оправдания перехода к единобожию.

Кто такой патриарх Авраам: первый пророк или вымышленный персонаж

Сегодня христианство называют мировой религией, а это означает, что поклонников ее можно встретить в любом уголке земного шара. Однако были времена, когда о нем еще никто не знал, а большинство народов имело собственных богов, идолов и истуканов. Заслуга Авраама заключается в том, что именно он основал три основные мировые религии монотеистического плана.

  • Иудаизм.
  • Ислам.
  • Христианство.

Все они впоследствии были названы авраамическими, увековечив память о нем на века. Достоверно неизвестно, существовал ли знаменитый патриарх в реальности: есть множество аргументов «за и «против». Если доверять Библии, то жил пророк Авраам приблизительно в восемнадцатом веке до нашей эры в Двуречье, был сыном богача и изготовителя халдейских идолов — Фарра.

Интересно

Есть история, будто Авраам однажды пришел в мастерскую и отрубил руки и ноги всем готовым к продаже истуканам и божкам. Потом он еще и предъявлял к отцу претензии, ведь те не сопротивлялись и защитить себя перед лицом простого смертного не смогли. Добром это не закончилось, а за порчу имущества папа наказал сына, побив плетями. Но зерно сомнения в душе юного Авраама было посеяно.

Краткая характеристика

Сначала никто не знал такого человека, как пророк Авраам, так как в семье называли мальчика просто Аврамом (אַבְרָם ). Он во всем помогал родителям, а когда подрос, женился на своей сестре Саре (Сарай), что было на то время вполне нормальной практикой. Однажды, опасаясь утраты богатств, отец решил всей семьей перебраться из большого города в Ханаан. Многочисленных сыновей и дочерей он решил взять с собой. По дороге Фарра неожиданно умирает, а после этого случается самое знаменательное событие в жизни Авраама – к нему первый раз обращается сам господь Бог, «творец всего сущего, неба и тверди земной».

Беспрекословно послушав создателя, Авраам отправляется туда, куда тот ему указал, ведь Бог обещал приумножить его потомство, превратив его в великий и благословенный народ. Почему творец выбрал именно этого человека, которому на тот момент уже исполнилось семьдесят пять, и детей у него не было? Ответа на это вопрос уже не получить. Тем не менее впоследствии у мужчины родился сын, и даже не один. По велению Бога Авраам первым совершил обрезание сам, и научил других. Он готов был беспрекословно слушать все приказы творца, из-за чего чуть не сгинул его единственный на то время сын — Исаак.

Первый пророк на земле

Согласно библейским данным, а также более ранним материалам из иудейской Торы (мидришах), Авраам был далеким потомком Евера или Эвера, что в переводе означает «тот, что перешел реку» или просто «странник». Именно от этого имени пошло название иври (еврей), что впервые было употреблено по отношению Авраама и его потомков. Он был праправнуком самого Ноя, которого великий Бог спас от гнева своего за праведность жизни и чистоту помыслов. Авраам принадлежит к ветви потомков сына Ноя – Сима (Шема).

Отец парня проживал с семейством в шумерском Уре. Был это золотой город, на башнях которого были установлены «солнечные» и «лунные» (золотые и серебряные?) идолы. Согласно традиционной библейской истории, Аврам родился приблизительно в тысяча восемьсот двенадцатом году до нашей эры. По указанию родителей, парень взял в жены сестрицу Сару, которую потом по приказу Бога переименуют в Сарру, но детей он так и не заимел, хотя ее молодость уже клонилась к закату. Предположительно, девушка оказалась бесплодной.

Следует знать

Для доказательства существования такого персонажа, как Авраам, Библия использует Третью книгу Царств (6:1). Там даже называется примерное время: меж датой постройки храма Соломона и исходом евреев из Египта прошло ровно четыреста восемьдесят лет. Таким образом, Авраам должен был выйти из Ура приблизительно в две тысячи девяносто первом году до нашей эры. Однако археологам известно, что ни одного действительно крупного города в те времена на просторах Ханаана не существовало.

В исламе, который называет Авраама Ибрахимом, тоже есть отсылка к тому, что однажды он уничтожил огромное количество работ отца. Чтобы не утратить своего богатства (воры, скудность земель, недостаточные площади пастбищ), тот решает уходить в Ханаан, прихватив все свое семейство, в том числе и непокорного сынка с женой, а также внука Лота. Историки считают, что эта история напрямую указывает на активное переселение семитских народов амореев или аморитов (самоназвание сутии) из Месопотамии в Палестину в XIX-XVIII веках до нашей эры.

Более того, историк Игорь Дьяконов говорит, что никакого отношения к шумерам, сутиям, ханаанянам или амореям Авраам и его родня не имели. Жили обособлено, собственными землями не обладали, а местную религию не разделяли. Потому им сложно было отыскать достаточные ресурсы для содержания скота и хранения богатств. Кроме ссылок на временные отрезки в Библии, которые можно привязывать к лицам и событиям произвольно, никаких реальных доказательств того, что Авраам был исторической личностью, нет.

Особый день 75-летия

По современным общепринятым меркам Авраам был уже на склоне лет, когда семейство добралось до города Харана. По одной из многочисленных версий истории, именно тут и случилось ему первое откровение. Сам Бог явился будущему пророку, дав ему прямые указания и обещания. Скорее всего, Авраам прозрел, когда увидел, что идолы не в силах защитить даже самих себя, не говоря уже о людях, поклоняющихся им. Решив, что существует высшее божество, мужчина действительно «постиг» (услышал?) голос, приказывающий ему отправляться для принесения жертвы на гору Хорив.

Сперва следовало соблюсти жесткий сорокадневный пост, а потом в день собственного семидесятипятилетия пройти искушения, уготованные дьяволом Азазилом (Азазелем). Приставленный к мужчине ангел помог ему справиться с напастью, выстоять в молитве к Богу до вечера. Сразу после захода солнца серафим и человек вознеслись на небеса. Увидев рай и ад своими глазами, Авраам вопрошает, как же господь мог допустить грехопадение, но в ответ получает только пророчество для себя и всего человечества. Смертному не дано постичь весь великий замысел творца, потому ответов не последовало.

Родоначальник израильского народа

Принесенная жертва и путешествие на небеса не прошли для Авраама даром. Он утвердился в своей вере и решил следовать приказам творца во что бы то ни было. После возвращения он решает разделить семью. Вместе со своей женой и племянником Лотом, который впоследствии сыграет весомую роль в библейской истории, он отправляется на Юг по велению Бога. Однако находит там только голод и лишения, потому своей новой целью выбирает Египет. Опасаясь, что неземная красота его жены Сарры станет поводом для зависти, Авраам приказывает ей назваться его сестрой. Женщина повинуется, так как приказ мужа был законом.

Египтянам действительно пришлось по душе ангельское личико и тонкий стан Сарры. Вскоре слухи об этом достигли фараона. Он приказал привести красотку и тут же решил жениться. Девушка покорно согласилась, а правитель к свадьбе одарил ее «брата» всяческими благами и богатствами. Бог подобного поведения не одобрил и «поразил» дом фараона. Тот вызвал к себе Авраама и потребовал ответа. Правитель настолько полюбил прекрасную женщину, что решил отпустить ее вместе с мужем и нажитым имуществом, когда понял, в чем секрет.

Богатств у путешественников было настолько много, что они решили разделиться. Лот, забрав свое добро, ушел на восток – в окрестности Иордана. Авраам же поселился в Ханаане, где творец снова явился ему. Он еще раз обещал мужчине приумножить его потомков и отдать ему в собственность все окрестные ханаанские земли. Однако супруга его так и оставалась бесплодной, потому «дала» мужу рабыню Агарь, которая, несмотря на преклонный возраст Авраама (86 лет), через положенный срок родила сына, названного Исмаилом (Измаил). Мальчик вырос в пустыне, женился на египтянке. Его двенадцать отпрысков стали прародителями арабов и бедуинов.

Прошло еще тринадцать лет, прежде чем Бог снова явился своему любимцу. Он повторил слова завета, в честь чего переименовал его, назвав Авраамом, и приказал всем мальчикам делать обрезание. Сам будущий пророк и патриарх был обрезан в возрасте девяноста девяти лет, после чего у него действительно родился сын от Сарры. Назвать его решено было Исааком (Ицхак), что в переводе означает «радость», «смех». Мальчика обрезали на восьмой день, но когда он подрос, то Бог приказал Аврааму принести его в жертву, чтобы испытать его веру.

Тот, взяв подростка, отправился в горы, сложил костер, и только своевременное вмешательство ангела спасло Исаака от неминуемой гибели. В жены отец подыскал ему хорошую девушку из родных месопотамских земель, которую звали Ривка (Ребекка, Ревекка). В сто двадцать семь лет Сарра скончалась, а Авраам снова женился, но уже на более молодой женщине. Она родила ему еще шестерых сыновей, которые тоже стали родоначальниками арабских племен. Таким образом, господь и оправдал данное ему имя, ведь Авраам – это «отец множества народов». После того как патриарх умер, Исаак похоронил его в той же пещере, что и мать.

Авраамические религии

Исследователи долго разбирали историю жизни Авраама и его детей, которое имеются в древних текстах, в том числе и апокрифического (не вошедшего в писания) характера, чтобы обозначить основные признаки авраамических религий. Даже родословная будущего пророка Иисуса (Йешуа) начинается с того, что он был потомком Давидовым и Авраамовым. Бог не обманул своего верного раба и выполнил собственные обещания, а взамен получил четкое понимание монотеистичности творения. Именно Авраам первым понял, что не истуканы защищают и хранят народ и его самого, а единый всемогущий Бог.

За свою помощь творец требовал немного: соблюдения принципа договора из нескольких простых пунктов. В знак вечности и нерушимости завета, который со стороны божества и так был неизменным, должен был чем-то подтвержден и со стороны людей. Потому каждый мальчик на восьмой день жизни должен проходить ритуал обрезания. Это стало таким же важным правилом, как соблюдение девяти заповедей, принесенных людям Моисеем, или правила шариата, позже прописанные в Коране. Апокрифический текст откровения Авраама вошел в пресловутый Сильвестровский сборник, и в таком виде добрался и до славянских земель. Оно входит также в Толковую Палею (книгу – памятник древнерусской литературы), которая представляла собой достаточно вольный пересказ историй Ветхого Завета.

Еврейское наследие Авраама

В историческом срезе память иудейского народа хранит личность Авраама, как центрального персонажа. Он стал предком всех народов, но в первую очередь иудеев. Но он не просто прародитель, но и вестник монотеизма, пришедшего на смену язычеству. Иудейская традиция считает, что пророк не только провозгласил новую веру. Он вернул людей к изначальной, древней религии, которую исповедовали еще его далекие предки: Моисей, Адам, Ной, Сим и другие древние люди.

Главная заслуга патриарха в том, что он вернул правильное понимание поклонения, заключив свой завет с Богом. Он стал первым пророком изначальной, древней, мощной и правдивой веры. Верность и преданность Авраама Богу безгранична. Это можно увидеть в истории Исаака, которая очень популярна в еврейской традиции (иудаизм). Несмотря ни на что, мужчина готов последовать указаниям — уничтожить собственного сына, появления которого ждал почти сотню лет. Именно эта история из Талмуда читалась во время постов, а также в празднование еврейского Нового года (Рош ха-Шана), когда было принято трубить в специальный рог (шофар) для возвещения принесенной жертвы.

Христианская традиция верований

Христианство в целом и православие в частности тоже признает историю об Аврааме и сыне его Исааке весьма поучительной, а сам главный герой считается пращуром всех последователей этой религии. Его имя очень часто упоминается в православных и католических молитвах, как упоминание предка: «Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль…».

Несмотря на то, что физически Авраам являлся «отцом» только иудейского народа, христианская традиция делает его прародителем через Иисуса, который умер за грехи любого человека на планете. Важно обозначить еще одну историю – явление патриарху троих нищих (путников), которую принято считать символом триединства Бога (отец, сын и дух). К нему пришли нищие, но пророк «признал» в них ангелов, олицетворяющих милосердие, славу и твердость веры.

Мусульманская традиция

В исламе вообще имеется собственный взгляд на все древние тексты, хотя мусульмане вполне признают историю Авраама подлинной и правдивой. Его прямой наследник, внук Исмаил, стал прародителем всех мусульманских племен. Именно потому история об изгнании Агари и ее отпрыска в пустыню считается основной. В Коране она обыграна несколько иначе, чем в Библии. Там девушка сама убегает от гнева Сарры, а патриарх помогает ей, дает ей с собой хлеба и вина.

Последователи ислама считают пророка и патриарха строителем легендарной Каабы. Это здание кубической формы, находящееся внутри храма «Заповедная мечеть» (Масджид аль-Харам), и являющееся святыней для всех мусульман. По легенде, Ибрахим выстроил ее как раз там, где она стояла во времена существования первого человека. Отец якобы научил Исмаила особому обряду хаджа (паломничеству). Над пещерой под названием Махпела, в которой покоится пророк, мусульмане возвели мечеть, считающуюся одной из величайших святынь.

Осмысление завета Авраама

Философы нового и новейшего времени постоянно бьются над загадкой соответствия, правильного соотношения морали и религии. История откровения и завета Авраама в этом плане чрезвычайно сложна для осмысления. Ведь в ней божественные указания фактически конфликтуют с моральными аспектами поступков и побуждений. Немецкий мыслитель и философ Иммануил Кант считал, что пророк поступил неэтично по отношению к собственному сыну, но и к Богу тоже. Согласно его рассуждениям, Авраам должен был указать «голосу с небес», что не станет лишать жизни собственного сына, ведь уверенности в том, что указывает ему именно Бог не было, да и быть не могло.

Датчанин Сёрен Обю Кьеркегор (философ девятнадцатого века) с Кантом в корне не согласен. Он высказал иной взгляд на эту поучительную и непростую историю. Последовав указанию Бога и собираясь убить собственного сына, Авраам будто переступает через этику, отбрасывает моральные терзания ради высшей абсолютной цели. Он пишет, будто существуют «высший долг пред Богом», по сравнению с которым мелкое убийство человека вообще не играет никакой роли. Само по себе оно ни на что не влияет, а отказ от выполнения становится ослушанием. Французской философ Жан-Поль Сартр разделял и развивал взгляды Кьеркегора.

В память об Аврааме, отце современных религий

Библейская история Авраама, а также его сыновей, Исмаила и Исаака, противоречива и многогранна. Однако память людей о преданности Богу, за которую можно получить награду и стать «отцом многих народов», хранит пророка из древних текстов, делает его популярным персонажем, в особенности в религиозной среде. Потому люди искусства зачастую обращаются именно к этой истории, олицетворяющий непростой выбор между собственным и всеобщим благом, между послушанием и грехом, между Богом и дьяволом, падением и возвышением.

Великие художники древности изображали терзания патриарха. Живописец семнадцатого века, Питер Ластман, написал несколько картин по данной тематике: «Авраам на пути в Ханаанскую землю», «Изгнание Агари», «Сара, ожидающая жениха», «Авраам и три ангела». Все эти работы можно в наши дни увидеть в Санкт-Петербурге: они выставляются в Эрмитаже, и любой желающий может на них посмотреть. Французской гравер и художник Поль Гюстав Доре тоже обращался к таким сюжетам. Его работа «Три ангела посещают Авраама» впечатляет и даже несколько пугает своей реалистичностью. В девяносто четвертом году прошлого века на экраны вышел художественный фильм режиссера Джозефа Сарджента под названием «Авраам», повествующий историю его жизни.


Close