Место для строительства Свято-Троицкого собора было выбрано архитектором Доменико Трезини ещё при составлении первоначального проекта .

Строительство началось в 1719, при императоре Петре I. Однако строительство затянулось на многие годы. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Т. Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М.Г. Земцов, П.М. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования: своды и стены собора покрылись трещинами, и в 1753 - 1755 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны здание собора полностью разобрали до фундамента.

Императрица Екатерина II именным указом повелела построить второй храм. В 1774 году в результате двух конкурсов одобрение получил проект И.Е. Старова Здание собора возведено в 1776 - 1790 годах по его проекту и под наблюдением архиепископа (впоследствии митрополита) Гавриила (Петрова). В 1778 году, 30 августа, была совершена закладка собора.

Длина храма с папертью 35, ширина 20, ширина купола 8, высота храма с куполом 9 сажень (С.В. Булгаков "Русские монастыри в 1913 году"). Это здание в стиле раннего классицизма успешно гармонировало с барочным стилем фасадов монастырских корпусов более ранней постройки. Храм венчает мощный купол, который покрыли бронзовыми вызолоченными листами, с таким же вызолоченным крестом. Перед куполом возвышаются две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями, под ними расположен монументальный шестиколонный портик. Как отмечает С.В. Булгаков в книге "Русские монастыри в 1913 году", на северо-западной колокольне находился замечательный колокол, в 800 пудов, вылитый в 1658 году иждивением патриарха Никона и перевезенный в лавру из Иверского монастыря в 1724 году. На другой, юго-западной колокольне находятся боевые часы с 5 малыми колоколами, устроенные в 1793 году. "Большой купольный свод разделен на 16 разделений, вокруг овалы с головками, а между оными висячие гирлянды и пилястры с перевивками. В верхнем своде изображен Господь Саваоф, а на большом продольном своде и двух поперечных сделаны украшения из арабесков; в купольных лунетах написаны 4 Евангелиста "с их признаками". Над боковыми входными дверями написаны 2 образа: с правой стороны - святого благоверного князя Александра Невского с его воинством, а с левой - святых жен Мироносиц, приходящих ко гробу Иисуса Христа. В 1806 году, по желанию императора Александра I и на сумму из Кабинета Его Величества, внутренность церкви украшена арабесковою живописью, стенные карнизы украшены 20 гипсовыми изображениями святых апостолов и других святых". С западной стороны устроена паперть с колоннадами и 3 входными дверями. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Планировка храма сочетает базиликальную и центрально-купольную, в результате чего в плане храм имеет форму латинского (четырёхконечного) креста. Скульптурные украшения собора были созданы скульптором Ф.И. Шубиным. Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Световой барабан купола имеет шестнадцать окон.

Иконостас по плану И.Е. Старова выполнен из белого итальянского мрамора в форме полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. Красный сибирский агат проложен вокруг местных образов и по сторонам северных и южных дверей алтаря. Бронзовая работа с позолотою украшает мраморные столбы иконостаса. Иконы Воскресшего Спасителя и Явления Богоматери 12 апостолов на третий день после Успения и Господа Саваофа (поверх иконостаса) написаны по одобренным рисункам художником Акимовым.

Собор был освящён 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного.

Как упоминает С.В. Булгаков, "Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место. В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского. Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке - серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч" (Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году").

Собор расписан в 1806 году А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 году заново П.С. Титовым по эскизам акад. Ф.Г. Солнцева.

В соборе кроме икон разместили и живописные картины: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

Возвышается купол величественного Свято-Троицкого собора, являющегося архитектурным центром и украшением Александро-Невской лавры. Его благородные очертания знакомы и близки каждому петербуржцу. Они стали такой же визитной карточкой города, как кораблик на шпиле Адмиралтейства и «поднявший Россию на дыбы» Медный всадник.

Монастырь, рождённый повелением Петра Великого

Исторические хроники свидетельствуют о том, что в 1710 году, побывав на месте впадения в Неву Чёрной речки - так в старину звалась нынешняя река Монастырка, - государь Пётр I повелел строить там монастырь, посвящённый святому благоверному князю Александру Невскому. Его желание не было минутной прихотью. Это были годы войны со Швецией, и помощь небесного покровителя, тем более имевшего опыт громить шведов, была необходима. Выбор же места для постройки обители стал результатом бытовавшего в те годы ошибочного мнения, что именно на этом месте князь Александр одержал свою победу.

Заложив «назло надменному соседу» свой великий город, царь Пётр поставил его строительство на широкую ногу. Был разработан генеральный план, в соответствии с которым городские улицы вытянулись в строгом геометрическом порядке. Для возведения правительственных зданий, храмов и дворцов вельмож приглашались лучшие зарубежные архитекторы. Трудом тысяч крепостных, согнанных со всей России, из топи финских болот вставала Северная Венеция.

В самый разгар работ, когда возводились бастионы Петропавловской крепости и с недавно отстроенной Адмиралтейской верфи спускались на воду первые корабли русского флота, озаботился государь необходимостью создания духовного центра. Пожелал царь Пётр, чтобы честные иноки в удалении от городского шума непрестанно молились о ниспослании благословения Божьего всем его начинаниям. Кроме того, как сказано выше, была в разгаре война со шведами, и память о святом, когда-то разгромившем их, должна была вдохновить нынешних ратников.

Приготовления к строительству обители

Для нового монастыря государь лично выделил изрядный участок земли на невских берегах, кроме того, к нему были приписаны обширные угодья в Олонецком крае. Работы над проектом архитектурного комплекса были осуществлены двумя годами позже итальянским архитектором швейцарского происхождения

Проект Д. Трезини

Изначально планировалось, что комплекс монастырских построек, симметрично раскинувшийся на всём пространстве, отведённом ему на невском берегу, должен был стать ещё одним оборонительным сооружением на юго-востоке молодой столицы, поэтому он строился по всем правила фортификации.

Соединить монастырь с Петербургом планировалось проложенной сквозь лесную чащобу дорогой, именовавшейся на плане как «Невская першпектива» - будущая главная магистраль города Невский проспект.

Архитектурным центром строящейся обители должен был стать храм, место для которого было указано на плане самим Трезини, и от которого он предполагал начать прокладку Невского проспекта. Создание проекта храма поручили недавно приехавшему из Германии молодому, но успевшему завоевать известность архитектору Т. Швертфегеру, горячему приверженцу модного в те годы стиля немецкого барокко.

Первый блин комом

Этот первый, не сохранившийся до наших дней Троицкий собор Александро-Невской лавры представлял собой грандиозное сооружение, украшенное двумя колокольнями со шпилями на вершинах. В 1719 году начался комплекс подготовительных работ. Строительство здания, продолжавшееся в течение одиннадцати лет, было завершено к 1733 году, но вскоре выяснилось, что в его планировке были допущены серьёзные ошибки.

В частности, не был достаточным образом укреплён грунт, на котором возводился фундамент. В результате произошла неравномерная осадка отдельных частей собора, что стало причиной появления трещин на его сводах. Созданная в 1744 году комиссия пришла к заключению о реальной опасности обрушения здания и невозможности его эксплуатации.

Полный демонтаж храма, начатый в 1753 году и произведённый под руководством статского советника Ивана Яковлевича Росси, однофамильца знаменитого Карла Росси, занял два года. После того как первый Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге был полностью разобран, он в течение шести лет оставался единственным незавершённым элементом всего возведённого к тому времени монастырского комплекса.

Высочайшее повеление Екатерины II

Новый этап строительства храма относится к царствованию императрицы Екатерины II, повелением которой в 1763 году был учреждён конкурс проектов собора. В нём приняли участие наиболее титулованные зодчие того времени, такие как Ю. М. Фельтен, А. Ф. Кокорин, Ф. Ф. Вист, С. А. Волков и ряд других. Ни одна из предъявленных работ не получила высочайшего одобрения, и проект строительства был заморожен ещё на одиннадцать лет.

Лишь в 1774 году, когда дальнейшие проволочки были невозможны - монастырь построен, а центрального храма нет, - Екатерина II распорядилась поручить проект его создания российскому зодчему Ивану Егоровичу Старову. Работы над технической документацией заняли два года, и в 1776-м, после высочайшего утверждения проекта, на его автора было возложено руководство строительством. Государыня лично присутствовала на торжественной закладке собора. Сразу же по окончании торжеств, благословясь, приступили к работе.

Завершение работ и освящение храма

Уже через четыре года к небу поднялись две двухъярусные башни-колокольни. На одной из них, южной, тогда же были установлены куранты, а на другую, северную, поднят тринадцатитонный колокол, находившийся прежде в Иверском монастыре и отлитый в 1658 году. К 1786 году монтажные работы были в целом завершены, и через четыре года, потребовавшиеся на то, чтобы провести отделку внутренних помещений и дать время для осадки здания, совершили освящение собора.

Оно проходило с необыкновенной торжественностью в присутствии самой Екатерины Великой. Тогда же из расположенной поблизости Благовещенской церкви под несмолкаемый пушечный салют в Троицкий собор Александро-Невской лавры была перенесена хранившаяся там до этого времени серебряная рака, в которой покоились святые

Храм - дань уважения героям

Со времени своей постройки Троицкий собор Александро-Невской лавры в СПб относится к разряду так называемых капитульных, то есть орденских храмов. В данном случае речь идёт об ордене Невского. Первоначально посвящённый ему предел помещался под южной башней, но в 1838 году был упразднён.

Как знак особого уважения ко всем удостоенным этой награды, для них в 1791 году был открыт специальный зал в примыкавшем к собору Фёдоровском корпусе, а несколько позже над входом в храм появилось рельефное изображение ордена.

Начало эпохи тотального атеизма

С началом большевистского правления Троицкий собор Александро-Невской лавры не избежал процесса всеобщей экспроприации ценностей, принадлежавших церкви. Всё, что, по мнению новых властей, представляло ценность, было из него вынесено, а само здание через год передано обновленцам - представителям появившегося после Февральской революции раскольнического движения среди священнослужителей, выступавших за «обновление Церкви» и пытавшихся поладить с большевиками.

С 1928 по 1933 год Троицкий собор Александро-Невской лавры принадлежал иной ветви духовенства, вошедшей в историю как «непоминающие». Эта группа священнослужителей отказалась идти на компромисс с советской властью и на своих богослужениях молитвенно поминать митрополита Сергия (Старгородского), тесно сотрудничавшего с ней. В то время это, казалось бы, незначительное отступление от церковного Устава могло расцениваться властями как политическая акция, и для того, чтобы на неё решиться, требовалось изрядное мужество.

Храм в годы тоталитарного режима

Но в 1933 году Троицкий собор Александро-Невской лавры, история которого во многом созвучна истории большинства храмов и монастырей того времени, был закрыт. Последнее богослужение в нём состоялось 7 декабря. В здании собора, являющемся признанным шедевром храмового зодчества, устроили пропагандистский центр. В последующий период в помещениях собора размещались районное жилищное управление, склад и музей. Упразднена была и Александро-Невская лавра.

Троицкий собор был возвращён православному люду в 1957 году, но лишь на правах приходского храма и при условии, что община обязуется за свой счёт произвести все необходимые работы по его ремонту и реставрации. К счастью, за годы, прошедшие с его закрытия, не был уничтожен мраморный иконостас работы братьев Пинкети, что значительно ускорило Уже через год, когда завершили начальный этап ремонта, храм был, наконец, освящён.

Возрождение лавры

Сама же Свято-Троицкая Александро-Невская лавра была возрождена как монастырь лишь в 1989 году. Тогда же заново приняли устав и определили лиц, занявших в нём основные административные должности, такие как эконом, благочинный, ризничий, духовник и так далее. В то же время была упразднена община, ведавшая всеми делами в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Это было следствием потери им статуса самостоятельного приходского храма. Окончательно все здания, входившие прежде в монастырский комплекс, были возвращены лавре в 2000 году.

Храм - украшение архитектурного комплекса

Сегодня Санкт-Петербургская Александро-Невская лавра является одним из основных исторических памятников города, архитектурным центром которого по праву считается Свято-Троицкий собор. Это грандиозное однокупольное сооружение, которое украшают две монументальные башни-колокольни, признано одним из шедевров раннего классицизма. Внутри его три мощных пилона, разделяющих всё пространство и придающих ему крестообразную форму, поддерживают свод здания. Лоджия главного входа оформлена портиком из шести дорических колонн.

До революции в соборе находились живописные полотна, подаренные императрицей Екатериной II и в последствие изъятые большевиками. Среди них были произведения многих выдающихся мастеров прошлого. Но и сегодня Троицкий собор Александро-Невской лавры, традиции которого восходят к XVIII веку, украшают работу признанных мастеров изобразительного искусства. До наших дней сохранилась выполненная по эскизам Кваренги роспись купола и сводов. Над Южным и северным входом расположены барельефы с изображением сцен Ветхого и Нового Заветов, работы выдающегося русского скульптора Ф. Шубина. Особого внимания также заслуживает роспись выполненная известными художниками И. А. Акимовым и Я. Меттенлейтером.

Эти мастера живописным и скульптурным оформлением внутреннего помещения храма в полной мере продолжили художественную линию, начало которой положил И. Е. Старов. Троицкий собор Александро-Невской лавры, несмотря на все потери, понесённые им за годы тотального богоборчества, остался высочайшим образцом русского классического искусства XVIII и XIX веков.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра – мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года – лавра).

Первое упоминание о монастыре в документах относится к июлю 1710 года, когда Петр I, осмотрев место близ Черной речки (нынешняя речка Монастырка), распорядился строить здесь Александро-Невский монастырь на предполагаемом месте победы в 1240 года войск св. князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве.

Официальная дата основания лавры – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года.

В 1720 году была открыта школа для детей священнослужителей, в 1726-м преобразованная в Славяно-Греко-Латинскую семинарию, а в 1797-м, при Павле I, получившая статус Духовной Академии.

29 мая 1723 года Петр I, посетив вновь устроенный монастырь, повелел перенести мощи князя Александра из Владимира в новую столицу. Останки князя прибыли в Петербург 30 августа 1724 года, в честь чего в календаре Русской Церкви появился праздник Пренесения мощей благоверного князя Александра. В 1797 году указом Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24монаха, 20 больничных. В 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры.


Троицкий собор

(фото с сайта http://days.pravoslavie.ru)

Соборным храмом Александро-Невской лавры является Собор Троицы Живоначальной или Троицкий, изображенный на фарфоровом колокольчике (подраздел «Храмы, соборы») . Место Троицкого собора было определено первоначальным проектом Д.Трезини. Проект однокупольного храма был создан Т.Швертфегером. В 1719 году начались подготовительные работы к строительству, а 17(28) июня 1722 года состоялась закладка собора. К 1731 году храм был вчерне готов. При осадке здания в сводах образовались трещины, работы пришлось остановить. Поэтому в 1744 году постройку было велено «разобрать до подошвы», что и было сделано в 1753–1755 годах «под смотрением» Ивана Росси. В 1763году было решено разработать проекты нового собора. В конкурсе участвовали многие известные архитекторы того времени, как Ж.-Б.Валлен-Деламот, А.Ф.Кокоринов и др., но ни один из проектов не получил «апробации» Екатерины II. 15(26) ноября 1774 года, составление проекта было поручено архитектору И.Е.Старову. Проект был утвержден в феврале 1776года. Торжественная закладка храма была произведена 30 августа (10 сентября) 1778года митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II. В 1782 году на одной из двух двухъярусных башен-колоколен установлены куранты; на другой башне был повешен 13-тонный колокол, отлитый в 1658году для Иверского монастыря. Вчерне собор был завершен в 1786 году. 30 августа (10сентября) 1790 года, в день святого благоверного князя Александра Невского, митрополит Гавриил (Петров) в присутствии императрицы освятил собор.

С самого освящения собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Александра Невского. В 1797году над входом в храм было укреплено рельефное изображение ордена. В 1847 году в соборе поставили калориферное отопление, и в нем стали служить зимой.

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями решен в формах раннего классицизма. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Над южным и северным входами помещены барельефные панно, изображающие события из Ветхого и Нового заветов, исполненные скульптором Ф.И.Шубиным.

Главный неф декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Иконостас в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине, выполнен А.Пинкетти из белого итальянского мрамора. Бронзовые детали сделал П.П.Ажи, а образа в царских вратах написали И.А.Акимов и Я.Меттенлейтер. В алтаре, за престолом, находился образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса. Над южными вратами – картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, на восточной стене – «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Картины Ван Дейка, Бассано, Гверчино, Строцци и других были переданы в собор из Эрмитажа в 1794 году по указанию Екатерины II. Над царским местом висел портрет Екатерины II кисти Д. Г. Левицкого, напротив – портрет Петра I. В 1862 году в собор из Таврического дворца поступила малахитовая сень для плащаницы, изготовленная в Париже в 1827–1828 годах в мастерской П.-Ф.Томира.

В 1918 году монастырь был формально упразднен, но явочным порядком продолжал действовать до 17 февраля 1932 года, когда в ночь на 18 февраля в Ленинграде были арестованы все монашествующие.

12 мая 1922 года, в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами Александра Невского; серебряная рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж. 15ноября 1922 года мощи были переданы в фонды Государственного музея истории религии и атеизма. Они вернулись в Троицкий собор Лавры лишь 3 июня 1989 года.

В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но в октябре 1923 года, по прибытии в Петроград новопоставленного Патриархом Тихоном викарного епископа Мануила (Лемешевского) 29сентября 1923 года, примкнула к «Тихоновской» Церкви.

Временный Патриарший Синод 10 октября 1933 года рассматривал «предложение Преосвященного Заместителя о необходимости ввиду того, что в настоящее время Александро-Невская Лавра существует уже не как монастырь, а как приход, и вследствие этого митрополиту Ленинградскому не присвоено наименование Священноархимандрита Лавры, – изменить положение Лавры и в других частях, освободив Преосвященного викария епископа Лужского Амвросия от звания наместника Лавры и поручить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании» и постановил: «Преосвященного викария Ленинградской епархии епископа Лужского Амвросия [(Либина)] освободить от звания наместника Александро-Невской Лавры и предложить Преосвященному митрополиту Ленинградскому назначить настоятеля Александро-Невского прихода на общем основании».

Троицкий собор был закрыт в 1934 году; в январе 1936 года была закрыта последняя остававшаяся действующей Духосошественская церковь.


Гравюра 1812года

( с сайта www.1812panorama.ru)

В 1957 году возобновлены богослужения в Троицком соборе, ставшем кафедральным.

В 1996 году начался процесс возрождения монашеской общины. С 1996 наместник Лавры – архимандрит Назарий (Лавриненко).

3 ноября 1997 года Приходское собрание Троицкого cобора было упразднено и управление передано Духовному собору Лавры; был принят устав монастыря, назначены основные должностные лица: благочинный, эконом, духовник, ризничий, казначей, секретарь. Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18апреля 2000 года.

С начала 2000-х годов Лавра активно сотрудничает с компанией «Петрохолод Пищевые Технологии», продукция которой, по мнению авторов торговой марки «Русь православная», ориентирована «на православную часть потребителей»: с 2006 года десятая часть прибыли идет на нужды монастыря. За счет «десятины» к 20 июня 2007 года завершена реставрация купола Троицкого собора и золочение 14-метрового креста

Сейчас, несмотря на некоторые более поздние добавления, в архитектурном облике Лавры продолжает доминировать барокко XVIII века. Троицкий собор (1776–1790), строительством которого с 1719 года занимались сначала Т. Швертфегер (его сооружение было разобрано в 1753–1755 годах), а затем И.Е. Старов, - образец раннего классицизма. Освящен 30 августа 1790 года; тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители (1717–1724). К тому же времени относится и церковь св. блгв. кн.Феодора Ярославича (1770; перестроена в 1840 году). В XIX веке в Лавре были возведены Духовская церковь и корпус (1822), а также Никольская церковь (1871).

Все кладбища Александро-Невской лавры (Лазаревское – некрополь XVIII века; Тихвинское – некрополь мастеров искусств; Никольское) входят в состав Государственного музея городской скульптуры (основан в 1932году). В Александро-Невской лавре похоронены: М.И. Авилов; Н.Е. Аксененко; Александр Невский; Е.В. Богданович; А.П. Бородин; М.И. Глинка; И.И. Греков; И.К. Григорович; И.Г. Зубков; Ф.М. Достоевский; Р.И. Кондратенко; В.Н. Кубарев; И.В, Ламб; М.В. Ломоносов; Мусса-Бек Хаджи-Касумов; Никодим (Ротов); П.М. Обухов; М.Ф. Полторацкий; Н.А. Римский-Корсаков; К.И. Росси; А.А. Собчак; Г.В. Старовойтова; А.С. Суворин; А.В. Суворов; Л. Эйлер.

На (подраздел «Храмы, соборы»), посвященном Свято-Троицкой Александро-Невской лавре изображена ее панорама с гравюры 1812 года.

Фотографии из Александро-Невской Лавры можно посмотреть .

По материалам Википедии

Купол Троицкого собора.

Александро-Невская лавра (Свято-Троицкая) мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге (с 1797 года Лавра), основан в 1710 году в память победы Александра Невского в Невской битве 1240 года. В 1720 году в монастыре была открыта типография, в 1721 году - школа, в 1726 году - славяно-греко-латинская семинария , в 1797 году преобразованная в Александровскую, а в 1809 году в Санкт-Петербургскую духовную академию (1809). В Александро-Невской лавре собраны исторический архив и библиотека, в 1909 году образован музей - Древлехранилище лавры. Александро-Невской лавре принадлежали земли, доходные дома, амбары, которые сдавались в аренду. На территории лавры созданы кладбища: Лазаревское, Тихвинское, Никольское.

Проект монастырского комплекса создан Д. Трезини (1715), затем наблюдение за строительством поручили Х. Конрату (до 1720 года), Т. Швертфегеру, позже постройку продолжили П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов. В архитектурном ансамбле монастыря - Благовещенская церковь (барокко, архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, 1717–1722), семинарский корпус с церковью Св. Феодора (барокко, архитектор П. Трезини, 1740–1750), Троицкий собор (классицизм, архитектор И. Е. Старов, 1778–1790) и др. В 1724 году мощи Св. А. Невского Рождество-Богородичного монастыря (Владимир) перенесены в Благовещенскую церковь (в 1790 году - в Троицкий собор). После Октябрьской революции монастырь и академия закрыты, изъята серебряная рака Александра Невского, передана в Эрмитаж. В 1946 году вновь открыта духовная академия, в 1989 году мощи Александра Невского перенесены в Троицкий собор, в 1995 году возобновилась иноческая жизнь.

Л. А. Цыганова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 265.

Вход на территорию монастыря.

Александро-Невская Свято-Троицкая лавра, С.-Петербургская еп., в Санкт-Петербурге, в конце Невского проспекта, при впадении Черной речки в Неву, на том месте, где, как полагают, вел. кн. Александр Невский в 1240 одержал знаменитую победу над шведами. Основана в 1710 году Петром Великим ; в 1797 возведена на степень лавры. Средину лавры занимает Свято-Троицкий собор, в котором почивают мощи русского национального героя, великого святого Александра Невского. Первоначально основание собора положено в 1716 Петром I. В 1753 собор был окончен, но вскоре замечены были трещины в стенах и, по высочайшему указу Елисаветы Петровны , через 2 года храм был разобран до фундамента. В 1776 Екатерина II именным указом повелела построить соборную церковь по проекту арх. И.Е. Старова. Над всем зданием собора возвышался один большой купол, с 16-ю продолговатыми окнами, и над ним небольшая глава в виде пирамидального фонарика, покрытая бронзовыми вызолоченными листами с таковым же вызолоченным крестом. К западным углам храма примыкали две четырехугольные, двухэтажные, 22-саженной высоты колокольни, украшенные карнизами, полуколоннами и капителями. На северо-западной колокольне находился замечательный колокол в 800 пудов, вылитый в 1658 иждивением патр. Никона и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724. На юго-западной колокольне находились боевые часы с пятью малыми колоколами, устроенные в 1793. С западной стороны устроена паперть с колоннадами и тремя входными дверями. Кроме соборного храма в лавре, обнесенной каменной оградой, есть еще 10 церквей. В Благовещенской церкви, за левым клиросом, находится могила великого русского полководца А.В. Суворова с краткою надписью на белой мраморной плите: “Здесь лежит Суворов”. В храмах и на трех лаврских кладбищах многочисленные захоронения царственных особ и великих русских людей. Здесь же на Никольском кладбище покоится тело великого подвижника Русского Православия, духовного писателя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

С.В. Булгаков

Митрополичий корпус.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - выдающийся памятник церковного зодчества 18 века, огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами. Основан указом императора Петра I как главный монастырь новой столицы - Санкт-Петербурга. Ансамбль лавры формировался на протяжении всего 18 века начиная с 1710 года, когда был заложен монастырь в честь св. благоверного великого князя Александра Невского, небесного покровителя Петербурга (канонизирован РПЦ в 14 веке). Место для будущей лавры Петр I выбрал у впадения Черной речки (ныне Монастырки) в Неву. 30 августа 1724 года по случаю 3-й годовщины Ништадтского мира в Александро-Невской лавре были торжественно перенесены находившиеся до того во Владимире мощи св. Александра Невского.

Ансамбль монастыря сохранил черты русского барокко 18 века с присущими ему праздничностью, нарядностью, живописным размахом галерей, высокими кровлями, золотом маковок, сочетанием багрянца стен с белизной декоративных деталей. Самым изящным сооружением ансамбля монастыря является Свято-Троицкий собор, сооруженный в стиле раннего классицизма архитектором И. Е. Старовым в 1778-1790 годы. В основание возводимого собора был заложен мраморный ковчег с мощами св. ап. Андрея Первозванного. Во время торжественного освящения собора 30 августа 1790 года в его правом приделе была установлена серебряная рака с мощами св. Александра Невского, изготовленная в 1750 году. Барельефы на фасадах и скульптуры ап. и пророков внутри собора выполнены по модели Ф. И. Шубина, росписи - по эскизам Д. Кварнеги. В великолепном мраморном иконостасе и на стенах - живописные полотна работы Г. И. Угрюмова, П. С. Дрожжина, Я. Меттенлейтера, в алтаре - копия картины А. Р. Менгса "Благовещение".

Александро-Невский монастырь, получивший в 1797 году ранг лавры, считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Это был центр духовного образования и благотворительности. В 1714 году здесь действовала типография, а через год открылась Славянская школа, ставшая основой всех духовных учебных заведений города. С 1742 года Александро-Невская лавра - резиденция петербургского митрополита, являющегося настоятелем монастыря.

В 1918 году лавра как монастырь была закрыта новыми властями. В 1922году мощи св. Александра Невского перенесли в Казанский собор (где был открыт Музей истории религии и атеизма), а серебряная рака стала экспонироваться в Эрмитаже. В 1926-1935 годы на территории лавры были закрыты все действовавшие церкви (Свято-Троицкий собор закрыли в 1934 году). В годы Великой Отечественной войны в лавре размещался военный госпиталь. С 1948 года в правительство стали поступать ходатайства верующих Ленинграда, поддержанные правящими митрополитами Григорием Чуковым и Елевферием Воронцовым, о возобновлении в лавре богослужений. В 1955 году Свято-Троицкий собор был возвращен церковной общине. Здесь проводились большие реставрационные работы. В 1988 году собор стал одним из центров торжеств, посвященных 1000-летию крещения Руси. В июне 1989 года собору торжественно была возвращена его главная святыня - мощи св. Александра Невского. Другими чтимыми святынями лавры являются чудотворные иконы Пресвятой Богородицы "Скоропослушница", "Отрада и Утешение", "Казанская", "Тихвинская" и икона св. великомученицы Параскевы.

В. А. Никитин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 470-471.

Девиз над входом в Троицкий собор.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА - до 1917 монастырь в Петербурге, ныне государственный заповедник, в котором находится Ленинградский музей городской скульптуры. Основан в 1710 году в память Александра Невского. В 1797 году переименован в лавру. Архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры, созданный на основе замысла архитектора Д. Трезини (1715), включает ряд монументальных сооружений 18 века: Благовещенскую церковь (1717-1722), Троицкий собор (1778-1790; архитектор И. Е. Старов), ряд корпусов, в том числе Духовской, Федоровский, Митрополичий. На территории Александро-Невской лавры находятся кладбища: Лазаревское (некрополь 18 века), Тихвинское (некрополь мастеров искусств) и др. В Александро-Невской лавре похоронены А.B. Суворов, М. В. Ломоносов, М. И. Глинка, Д. И. Фонвизин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. М. Достоевский, В. В. Стасов и др. На кладбищах имеются памятники работы скульпторов М. И. Козловского, И. П. Мартоса и др.

Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами.

Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.

Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.

Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.

Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.

Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.

Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.

В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.

Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.

Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.

Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.

Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.

В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.

Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.

Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.

По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году

Внутреннее убранство

Наивысший статус – статус лавры, монастырь получил 18 декабря 1797 года по указу императора Павла І.

Наше время - 20 век

К началу 20 века в Александро-Невской лавре было возведено 16 церквей. К счастью, с приходом советской власти монастырю удалось избежать тотального разгрома и разорения, однако ее ценности были изъяты. Сам комплекс был взят под охрану государства, что, однако, не помешало организовать во многих его помещениях различные мастерские. Мощи Святого князя Александра Невского перенесли в музей религии и атеизма находящийся при Казанском соборе, а серебряную раку переместили в Эрмитаж.

В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. Музеем городской скульптуры была занята Благовещенская церковь с 1948 года.

На сегодняшний день Никольское кладбище является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

Мощи Александра Невского были возвращены собору в 1989 году.

Оказывается, Невский проспект, без которого невозможно себе представить современного Петербурга, был основан в 1712-1713 годах. В те времена это была обычная просека устроенная монахами от монастыря до Новгородского тракта для удобства связи с Адмиралтейской частью города.

На своей территории монастырь насчитывает четыре кладбища: Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Казачье кладбище (Коммунистическая площадка). Здесь были похоронены самые известные личности Российского государства.

Удивителен тот факт, что после постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался капитальному ремонту и не менял внутренний вид.

Когда в 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова, многие сомневались, сможет ли пройти балдахин катафалка с гербом под сводом лавры. По легенде, эти переживания развеял один из ветеранов суворовских походов: «Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил». И оказался прав.

Как известно, Суворов в быту был неприхотлив и скромен. Даже после смерти он оставил своим потомкам пример удивительной краткости. На могильной плите, вместо многих пышных фраз, написана лишь одна: «Здесь лежит Суворов».


Close