Апостол Варнава

Послание Варнавы

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас. Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, – радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня. По этой причине, думаю я и люблю вас, братья, более души своей, в этом состоять величие веры и любовь и надежда той жизни. И так как я обыкновенно старался делиться с вами тем, что сам получил, и в этом служении вам, столь одаренным духовно, нахожу и награду себе, то спешу к вам написать несколько слов, дабы вы вместе с верою имели и совершенное ведение. Божественных установлений три: чаяние жизни, её начало и совершение. Ибо Господь через пророков предвозвестил нам то, что теперь и исполнилось, а вместе показал и начало будущего. Итак, согласно с Его волею мы должны ревностнее и ближе приступать к Его жертвеннику. А я не как учитель, но как равный с вами, изъясню вам немногое, от чего много увеличится ваша радость.

Так как ныне дни неприязненные, и противник имеет власть над этим веком, то мы со вниманием должны исследовать распоряжения Господни. Помощники веры нашей суть страх Божий и терпение, а наши споборники – великодушие и воздержание. С этими добродетелями, когда они бывают чисты пред Господом, вступают в радостный союз премудрость и ведение. Бог открыл нам чрез всех пророков, что Он не имеет нужды ни в наших всесожжениях, ни в наших жертвах и приношениях. «К чему Мне множество жертв ваших, говорит Господь? Исполнен Я всесожжения овнов и тука агнцев, крови козлов и овнов не хочу. Неприятно, когда вы приходите являться пред Меня; ибо кто требовал этого от рук ваших? Перестаньте топтать двор Мой. Если приносите мне пшеничную муку, – напрасно; курение мерзость для Меня. Новомесячий ваших и дня великого не терплю, постов, дней покоя и праздников ваших ненавидит душа Моя» (Ис. 1 :11–14). Итак, Господь упразднил это, дабы новый закон Господа нашего Иисуса Христа без ига необходимости представлял собственно человеческое приношение. Господь еще говорит к ним: «Заповедал ли Я отцам вашим, когда они вышли из земли египетской, приносить Мне всесожжения и жертвы? Но вот что Я заповедал им говоря (Иер. 7 :22–23): каждый из вас да не имеет злобы против ближнего своего и не любит клятвы ложной» (Зах. 8 :17). Итак, поелику мы не без разума, то должны понимать благую волю Отца нашего, ибо Он, желая взыскать нас блуждающих подобно иудеям, говорит нам, как мы должны приближаться к Нему. Он говорит нам: «жертва Богу сердце сокрушенное, и сердца смиренного Он не презирает» (Пс. 50 :19). Посему, братья, мы должны вернее исследовать то, что относится к нашему спасению, дабы когда-нибудь противник не возымел доступа к нам и не отвратил нас от нашей жизни.

О постановлениях ветхого завета Господь еще говорит к ним: «Зачем Мне поститесь, чтобы ныне услышан был голос ваш с воплем? Не такой пост Я избрал, говорит Господь, чтобы человек томил душу свою без причины; и если бы ты изогнул выю твою наподобие круга, и облекся во вретище и покрыл себя пеплом, и то не сотворил бы ты мне поста приятного» (Ис. 58 :4–5). А к нам Он говорит: когда будете поститься, – «разрушь всякий союз неправды и раздери всякую неправедную запись; уничтожь стеснения насильственного торга, отпусти измученных на свободу, и отбрось всякую злонамеренную предосторожность. Раздробляй алчущим хлеб твой и бедных без крова введи в дом твой; если видишь нагого, одень, и единоплеменников своих не презирай. Тогда откроется ранний свет твой, и одежды твои скоро воссияют; и правда твоя будет тебе предшествовать, и слава Божия будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и когда еще говоришь ты, Он скажет: вот Я, – если отринешь от себя и союз и совет злых и слово роптания, и от сердца дашь алчущему хлеб» (Ис 58 :6-10). В этом, братья, открывается попечение и милосердие Божие, ибо Он людям, которых снискал для Возлюбленного Своего, определил веровать в простоте и уже прежде вразумлял всех нас не обращаться, подобно прозелитам, к закону Иудейскому.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

Библейские цитаты в тексте даны в произвольном переводе.

ВАРНАВА, АПОСТОЛ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Варнава (+ ок. 62), апостол от 70.

Родился на Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом . Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого законоучителя Гамалиила .

Увидев Господа Иисуса Христа, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4: 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9: 26 - 28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших. Затем пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года они учили народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами.

Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись, а затем возвратились в Антиохию. Вскоре, побывав в Селевкии, они отплыли на Кипр, в синагогах проповедовали Слово Божие и обратили ко Христу проконсула Сергия.

Позднее проповедовали в Пергии Памфилийской, Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Проповедники рассказали Апостолам, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам". По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме самого необходимого (Деян. 15: 19 - 20). Послание было отправлено с Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а потом решили посетить города, где ранее проповедовали. Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15: 36 - 41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе, став епископом Саламинским. Иудеи возбудили язычников против апостола, вывели его из города и побили камнями. Это произошло около 62 года. Послу убийства иудеи разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Мощи и почитание

С течением времени место погребения апостола Варнавы было забыто. В 478 году апостол трижды являлся во сне архиепископу Кипра Анфимию, показал место погребения своих мощей. Вскоре сопровождении духовенства Анфимий направился к указанному месту и нашел сундук, подписанный собственноручно Варнавой, со святыми мощами и копией Евангелия от Матфея. Анфимий сразу отправился с драгоценными реликвиями в Константинополь, чтобы сообщить об этом удивительном случае. Император Зинон, в знак той важности, которую он придавал находке, подтвердил самостоятельность Кипрской Церкви и предоставил кипрским архиепископам особые права, которые они сохраняют до сих пор. Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Копия Евангелия от Матфея, представленная Анфимием императору, была доставлена в часовню святого Стефана в императорском дворце в Константинополе, где по нему читали ежегодно в Страстную пятницу.

Творения

Под его именем известно особое послание, греческий подлинник которого был открыт Тишендорфом в Синайском кодексе, а дотоле знали лишь плохой латинский перевод его. Против подлинности этого послания, впрочем, выставляются довольно серьезные возражения.

Литература

Православная энциклопедия

http://www.pravenc.ru/text/154261.html

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1281.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Нектарий (Серфес), архим., пер. Леонова Ангелина, "Монашество на Кипре":

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...2223

http://www.cyprusadvertiser.com/article.php?id=2053

Согласно кипрской традиции - родился в Саламине.

Варнава - "один из первых левитов, принявших христианство" (словарь Брокгауза).

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАРНАВА, АПОСТОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАРНАВА, АПОСТОЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? муж апостольский, один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: "общение имений" (Деян. IV, 32?37). Он …
  • АПОСТОЛ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. посланник) наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения. Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная …
  • АПОСТОЛ в Словаре церковных терминов:
    (греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый …
  • АПОСТОЛ в Кратком церковнославянском словаре:
    - …
  • ВАРНАВА
    (сын утешения; Деян 4:36) - левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из 70-ти апостолов. Первоначально …
  • АПОСТОЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Мф 10:2; посланник) - слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь …
  • АПОСТОЛ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Апостол (греч. гр. άπóστολος от глаг. άποστέλλω “посылать“): последователь Христа, призванный к служению несения Благой …
  • АПОСТОЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч. посланник) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз …
  • ВАРНАВА в Краткой биографической энциклопедии:
    Варнава, преподобный Ветлужский (XV век) - был священником в Устюге, откуда ушел на Ветлугу от черемисских набегов. Живя в уединенном …
  • ВАРНАВА
    (Иосия) (ум. 62) апостол от 70-ти, друг и сподвижник апостола Павла (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; …
  • АПОСТОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова …
  • ВАРНАВА ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕТЛУЖСКИЙ
    ум. 1492, родился в г. Устюге и священствовал там при приходской церкви. Черемисские набеги побудили его оставить родину; он удалился …
  • ВАРНАВА МУЖ АПОСТОЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из первых левитов, принявших христианство и поддерживавших известное апостольское учреждение: "общение имений (Деян. IV, 32 — 37). Он был …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    , по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, …
  • АПОСТОЛ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АПОСТОЛ
    часть Нового Завета, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла. Разделен на главы, которые читаются во …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. одуш. В христианском вероучении: ученик Христа, распространитель его идей. Апостольский - относящийся к апостолу, апостолам. 2. одуш. …
  • АПОСТОЛ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. 1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для …
  • АПОСТОЛ
    АП́ОСТОЛ, христ. богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова …
  • АПОСТОЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АП́ОСТОЛ Дан. Пав. (1654-1734), последний выборный гетман Левобережной Украины (с 1727). Участник Сев. войны 1700-21 и Перс. похода …
  • АПОСТОЛ в Словаре Кольера:
    (греч. apostolos - посланник), член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении …
  • АПОСТОЛ
    апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стола, апо"столов, апо"столом, апо"столами, апо"столе, …
  • АПОСТОЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    апо"стол, апо"столы, апо"стола, апо"столов, апо"столу, апо"столам, апо"стол, апо"столы, апо"столом, апо"столами, апо"столе, …
  • АПОСТОЛ в словаре Анаграмм.
  • АПОСТОЛ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. , книжн. 1) В раннехристианской литературе: бродячий проповедник христианства; в Новом Завете - ближайший последователь (ученик) Иисуса Христа. …
  • АПОСТОЛ в Новом словаре иностранных слов:
    ((гр. apostolos посланник) 1) первонач. - странствующий проповедник христианства, позже - каждый из двенадцати учеников христа; 2) перен. ревностный …
  • АПОСТОЛ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. первонач. - странствующий проповедник христианства, позже - каждый из двенадцати учеников христа; 2. * ревностный последователь какого-л, учения, …
  • АПОСТОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ВАРНАВА в словаре Синонимов русского языка.
  • АПОСТОЛ в словаре Синонимов русского языка:
    варфоломей, евангелист, иаков алфеев, иаков зеведеев, иоанн богослов, иуда иаковлев, иуда искариот, константин, лука, марк, матвей, матвей левий, павел, первоапостол, …
  • АПОСТОЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Каждый из двенадцати учеников Христа, проповедовавших его учение. 2) перен. Последователь, проповедник какого-л. учения, какой-л. идеи. 2. …
  • АПОСТОЛ
    ап`остол, -а (ученик Христа; последователь какой-н. …
  • АПОСТОЛ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ап`остол, -а …
  • ВАРНАВА
    Варнава, (Варнавич, …
  • АПОСТОЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    апостол, -а (ученик Христа; последователь какой-н. …
  • АПОСТОЛ в Орфографическом словаре:
    ап`остол, -а …
  • АПОСТОЛ в Словаре русского языка Ожегова:
    последователь и распространитель какой-нибудь идеи Lib А. добра. апостол В христианстве: ученик Христа, распространитель его учения апостол богослужебная книга, содержащая …
  • ВАРНАВА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Иосия) (ум. 62), апостол от 70-ти, друг и сподвижник апостола Павла (Деяния апостолов 4:36; 9:27 и др.), епископ Медиоланский, Кипрский; …
  • АПОСТОЛ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    апостола, м. (греч. apostolos - посланец). 1. В евангелии - ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди …
  • ВАРНАВА МЕЛОГОРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (+ 412), преподобный. Память 18 августа Афиняне Варнава и его племянник Софроний основали …
  • ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава Ветлужский (+ 1445), преподобный. Память 11 июня в день кончины, в Соборе Нижегородских …
  • ВАРНАВА (ФИЛАТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (Филатов) (род. 1953), епископ Макеевский, викарий Донецкой епархии. В миру Филатов Станислав …
  • ВАРНАВА (ПРОКОФЬЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варнава (Прокофьев) (род. 1945), епископ б. викарий Каннский, на покое. В миру Прокофьев Владимир …

ВАРНАВА (сын пророчества, или утешения), левит по имени Иосия, с острова Кипра, живший в Иерусалиме, когда основана была христианская церковь, и один из первых обращенцев в неё. Христиане назвали его Варнавой, вследствие его уменья давать советы и утешение. Искренность и глубину своей христианской ревности он доказал добровольной продажей своего кипрского имения, вырученные за которое деньги он сложил к ногам апостолов (Деян. 4 , 36. 37). Он быстро занял видное положение в древней церкви. Побуждаемый, вероятно, прежде завязавшейся дружбой с Савлом, когда оба они были иудеями, он употребил все свое влияние, чтобы сблизить обращенного и, однако еще находившегося y христиан в подозрении Савла с иерусалимскою церковью, и ознакомил христиан с историей обращения апостола (9 , 27). Уменье Варнавы мудро обходиться с юными обращенцами видно из того, что ему дано было поручение исследовать причину возбужденного состояния среди христиан Антиохии; и доверие, с которым он относился к Савлу, обнаружилось во время его путешествия в Тарс в поисках за ним. Оба они с успехом трудились на апостольском поприще в течение нескольких месяцев в Антиохии (11 , 22-26; 14 , 28). Варнава и Савл были вместе посланы в Иерусалим с милостыней для бедствовавших там по случаю голода христиан (12 , 30, в 44 г. по Р. Хр.). Тут впервые их имена упоминаются вместе. Они возвратились из Иерусалима с Иоанном - Марком (12 , 25) и, по велению Св. Духа, все трое отправились в миссионерское путешествие. В Перге Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим, а Павел и Варнава продолжали свой путь (13 , 2-5. 13). Важная наружность Варнавы и восторженная речь ап. Павла привели жителей города Листрии к предположению, что первый из них был Зевс (Юпитер), а последний - Гермес (Меркурий). По возвращении в Антиохию, они принимали участие в споре с иудействующими и отправились на апостольский собор в Иерусалим, где улажен был этот спор. Вскоре однако между ними произошло разногласие (в 50 г.), и о Варнаве после того уже не упоминается в книге Деяний (15 ); но из Гал. 2 , 13 мы узнаем о нём несколько больше и видим, как иудействующие издевались над его немощью; а из 1 Кор. 9 , 6 видно, что он еще трудился на миссионерском поприще и весною 57 г. Варнава скончался в 76 г., 11 июня (по житию, составленному Иоанном Марком); в этот же день были обретены и его мощи. О мощах его известно, что они находились сначала на о. Кипре (рус. паломник Даниил в XII в. видел их здесь), но потом указывали местонахождение их в разных городах Европы - в Милане, Падуе, Кремоне, Тулузе, Кёльне, Праге и др.

В Чт.-Мин. митр. Макария приводится одно из этих похвальных слов, y Димитрия Ростовского житие их подробно изложено по разным древним источникам.

* Александр Иванович Пономарев,
доктор церковной истории, профессор
Санкт-Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 164. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать сыну хорошее образование. С детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда еще Иосифом; а когда пришел в возраст, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу . Здесь Иосиф воспитывался вместе с Савлом юношей, впоследствии первоверховным апостолом Павлом . Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не соединиться в школе Гамалиила тесной дружбой. Но Промыслу угодно было вести их ко Христу различными путями. Тогда как Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.

Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и жил вообще благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, созерцая божественное Лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал узреть Христа, услышать Его божественную проповедь. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей душой, уверовал и соделался Его учеником. С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, стал свидетелем многих чудес и был удостоен призвания на апостольство в числе избранных Христом семидесяти учеников. Когда незадолго пред страданиями Господа, большая часть учеников, из лика семидесяти, покинули Христа, то Апостол Варнава остался в числе немногих, пребывших верными. После сошествия на апостолов Святаго Духа верующие жили в братстве, все делая общим достоянием. В числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован Варнавою, что значит сын утешения (Деян. 4:36). Полагают, это имя он получил, потому что наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время Варнава ревностно проповедовал Слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян. 11:24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге Савле, упорном враге Христа и гонителе верующих. Вскоре Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу.

Когда спустя три года апостол Павел прибыл в Иерусалим, ученики Господни сторонились и боялись его, не веря, что он христианин. Именно Варнава представил бывшего Савла апостолам, рассказав о его чудесном призвании. Долгое время Варнава и Павел подвизались в Антиохии Сирийской, среди новообращенных. Здесь впервые ученики их стали называться христианами.

По случаю голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь иерусалимлянам и с нею послали апостолов Варнаву и Павла. Исполнив порученное, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном Марком , племянником Варнавы, вернулись в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова Божия. Из Антиохии Павел и Варнава отправились в первое апостольское путешествие в другие страны. Их сопровождал племяннник Варнавы Иоанн Марк. В Малой Азии, в городе Пергии, Марк, к немалому огорчению Павла, почему-то оставил их и возвратился в дом матери своей в Иерусалим.

Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, много стран. Всюду апостолы сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали церкви. Но этот успех дорого стоил апостолам. Во время своего путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз подвергались опасности быть убитыми.

После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на соборе апостольском. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении.

Вскоре после этого апостол Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где им довелось проповедовать слово Божие и узнать, как те живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собою Иоанна Марка, а Павел, памятуя, что он уже однажды оставил их, не желал иметь его сопутником. Поэтому они разошлись: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а Варнава с Марком - на Кипр. По преданию, Варнава первый из апостолов проповедовал слово Божие в Италии, посетил Рим, основал церковь в городе Медиолане (Милане). Затем, возвратясь на родину свою, остров Кипр, продолжал благовествовать там.

На склоне лет, в 76 году по Рождестве Христовом, Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе Кипра - Саламине - восстановила против него живших там иудеев. Варнава, предвидя кончину, созвал верующих, преподал им последнее наставление и простился. При этом он поручил племяннику своему Марку рассказать обо всем апостолу Павлу и завещал положить с собою в гроб святое Евангелие от Матфея (Варнава переписал его сам и никогда с ним не разлучался). После этого, приобщившись Святых Тайн Христовых, благовестник явился безбоязненно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе.

Озлобленные иудеи бросились на апостола, вывели за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели предать святое тело сожжению. Но тело Варнавы осталось целым и невредимым и было похоронено апостолом Марком. Вслед за убиением Варнавы иудеи воздвигли гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и место, где был похоронен апостол, стало неизвестным. Впоследствии, когда вера Христова распространилась по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей апостола Варнавы открыли место их пребывания. Здесь хромые получали хождение, слепые прозрение, духи злобы покидали бесноватых с громкими воплями. Жители Саламина, ничего не зная о святыне, называли место то местом здравия.


Close