1. Арабские племена и зарождение ислама.

Аравия и те страны, которые подверглись влиянию арабской культуры – Иран, Сирия, Египет, Палестина, а также государства Северной Африки имели длительную предысторию. Племена, населявшие основную территорию Аравии. – кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе «араб» означает «лихой наездник»),являлись грозной силой для оседлого населения. Именно в среде кочевых племен зародился ислам (по-арабски – «покорность»).

Основателем Ислама был пророк Мухаммед (Магомет). В VIIв.. в 622 г. Мухаммед выступил с проповедью в Мекке, затем в Медине – городе, вошедшем в историю как город пророка. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. В 630 г., победив Мекку, Мухаммед вернулся в Медину, ставшую центром ислама. В то же время создается Арабский Халифат, и Мухаммед становится его верховным руководителем, в руках которого соединились духовная и светская власть. Его сподвижники, а затем и преемники провели целый ряд завоевательных походов, расширивших территорию Халифата. Ислам (или мусульманство) стало государственной религией Арабского востока. К VIII в. арабы подчинили Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, Испании. Северной Африки, а к X в. образовались Эмираты – самостоятельные части этого политического образования.

2. Расцвет арабской культуры.

Наибольший расцвет арабской культуры относится к VIII – XI вв. В эпоху раннего Средневековья у каждого арабского племени был свой поэт. Сложились разнообразные фольклорные традиции. Поэты, писавшие ритмизированной прозой, воспевали своих современников, или клеймили их врагов. Арабские города отличались разнообразной и богатой архитектурой. При их строительстве, как правило. Использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно греческой и римской традиции (храмы, церкви, рынки, бани). Символом величия ислама стал купол мечети Скалы в Иерусалиме. Мечеть Скалы и сам купол были воздвигнуты на том месте, где ранее находился камень, на котором Авраам должен был принести в жертву своего любого сына Исаака. Чтобы доказать свою веру. Архитектурный памятник был воздвигнут в честь Авраама и Соломона – в этом заключался его религиозный смысл. Форма восьмигранника и купол шли от раннехристианских церковных традиций, а мозаичные панно были выполнены с использованием византийский образцов. И все же храм «Купол Скалы» в Иерусалиме был задуман как символ победы ислама над иудаизмом и христианством. Новые святилища возникали повсеместно. Мечеть выполняла особенно важную функцию. Как правило, в размерах и богатстве убранства воплощалась сама мощь ислама. Магомет запрещал человеческие изображения во избежание идолопоклонничества. В мусульманской религии нет священников, но есть учителя.

В VIII в. в столице династии Омейядов – Дамаске – была построена мечеть на месте античного храма времен Августа. Утверждая мощь Халифата и прославление ислама, архитекторы использовали во внутреннем убранстве классические мраморные колонны, инкрустации на стенах и мозаичные украшения необыкновенной тонкости и красоты.

В 750 г. к власти пришли Аббасиды, они объявили Халифат благословенным. В управлении Халифатом принимали участие многочисленные чиновники. Столица переносится из Дамаска в Багдад. Город был построен по плану круга, в центре которого находился дворец халифата. Вокруг мечети располагались улицы, рынки, лавки торговцев. Таким образом утверждалась власть халифа, в руках которого находилось все вокруг, а также политика и религия – вся структура мусульманского общества.

3. Распространение научных знаний и заветы ислама.

Позже Багдад был оставлен Халифом, но и тогда этот город остается одним из важнейших центров исламской культуры. Халиф-аль-Мамун (813-833) построил обсерваторию и университет, называемый Домом Мудрости. Распространению научных знаний способствовали переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. В IX в. были переведены на арабский язык труды Птолемея по географии, из Китая завезена бумага, что способствовало распространению письменных текстов. Писцы – переписчики текстов на арабский язык, пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Текст Корана долгие годы оберегался от перевода – слова пророка Магомета были святыми, они имели свое религиозное значение, так как были средством обобщения человека с богом.

Центрами арабской средневековой науки являлись Багдад, Харон, Басра и Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки», объединивший ученых из разных областей знания, включавший в себя библиотеку и обсерваторию. К X в. были открыты медресе – средние и высшие мусульманские школы, а «арабские цифры» пришли в X-XIII вв. в Европу. В то же время появилась и арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются исторические труды, посвященные арабской истории.

4. Арабская литература.

Арабская поэзия Средневековья представлена несколькими именами. Поэзия Себу Нуваса (747-762) основана на совершенной форме, воспевает веселье, любовь к жизни, а подчас иронична. Абу-аль-Атахия (XII в.), впротивоположность ему, видел основу поэзии в вере и аскетизме и отрешенности от мира. Он писал о суетности жизни, противопоставляя ей идеи нравственности. Жизнь и творчество другого поэта, Аль-Мутанабби (XII в.) прошла в поисках и скитаниях, он посвящал свои стихи владыкам Сирии, Ирана, Египта. Многие стих со временем превращались в афоризмы. Вершиной арабской средневековой поэзии считается творчество сирийца Абу-аль-Алааль Маари (973-1057). Будучи с детства слепым, поэт сумел изучить Коран. Знал богословие, старые арабские предания и современную поэзию.

К X-XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и одна ночь». В него входят переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Алладина, Али-Бабы, Синдбада-морехода, бедуинов, купцов, султанов вошли в сокровищницу арабской и мировой литературы.

Вершиной поэзии Средневековья является творчество Омара Хайяма (1048-1122). Прославленный персидский поэт и ученый создал свои философские и вольнодумные, часто гедонистические рубаи (особая форма стиха). Его произведения переведены многими поэтами мира, в том числе и русскими.

5. Законы шариата.

Коран влиял не только на облик произведений искусства, он определял также нормы поведения, быт и нравы арабов. Шариат – свод морали и нрава – регламентировал личную и общественную жизнь мусульманина. Коран определял повседневную жизнь мусульманина, регламентируя нормы права, брак, разводы. Женщина в семье занимала подчиненное положение, а мужчина (он мог иметь четыре жены) был главным в семье. Важную роль играло учение о джиннах (существа, сотворенные Аллахом из бездымного огня). Джинны уступали человеку и ангелам, сотворенным из света. Считалось, что они постоянно подстерегают человека, поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, он должен просить у аллаха защиты от демонов. Хотя гадания имели место. Причем дозволялась высокая (белая) магия, которая помогала в благородных целях. Черная магия шла от злых шайтанов и была запрещена.

краткое содержание других презентаций

«Культура мусульманского Востока» - Рамадан – месяц священного поста. Шахадатайн 2. Намаз 3. Закят 4. Сыям 5. Хадж. Символом ислама многие считают изображение полумесяца и пятиконечной звезды. Персидские ковры. Купол мечети. Мусульманский Восток. Медресе Улугбека и мавзолей Тимура стал одновременно учебным заведением. И да падет с очей туман. Мечеть султана Ахмеда. (Голубая мечеть) Стамбул. Стена и балкон мечети Омара. В цепи человек стал последним звеном, и лучшее все воплощается в нем.

««Куликовская битва» 10 класс» - Более поздние исследователи. Войско Мамая. Эпизод с благословением войска Сергием. Схема Куликовской битвы. Память. Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром. Татары смешались и обратились в бегство. Ход сражения. В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена. Последствия. Была предложена концепция об участии в сражении конных соединений. После битвы. Куликовская битва (1380).

«Владимир Красное Солнышко» - Крещение. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно. Содержание. Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк. Происхождение и воспитание. Владимир «красное солнышко». Семья и дети. Княжение в Новгороде. Последние годы. Киевское княжение.

«Русская культура второй половины 19 века» - 3. Литература. С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Левитан. ("Алеко", "Утёс"). Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). 1.Назовите фамилии учёных. ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"). Менделеев. 2. Просвещение. 2.Назовите фамилии учёных. 5. Театр и Музыка. Географ. Яблочков. ("Снегурочка", "Садко"). Ответ: 3.Назовите автора картин. ("Жар-птица", "Петрушка").

«Переселение греков из Крыма» - Библия, привезённая из Крыма (из фондов Мариупольского музея). Митрополит Игнатий – вдохновитель и организатор переселения. Причина необходимости переселения. Одиссея крымских греков. Карта переселения греков из Крыма в Приазовье. Мариуполь. Знаете ли вы. Крымские греки. Скульптура гречанки (из фондов Мариупольского музея). Цель работы.

«История Раннего Средневековья» - Рим и варвары. Церковь раннего Средневековья. Папское государство. Мир варваров. Периодизация. Чехия. Государства раннего Средневековья. Средние века. Раннее Средневековье. Возвышение Карла.

В
переводе с арабского означает
«покорность, преданность».Возник в начале
VII века н.э.
Последователей ислама называли
«муслимами» («покорными Богу»), отсюда
название «мусульмане» («предавшие себя
Аллаху»).
Основатель – Мухаммед (570-632 г.г.).

Исла́м (араб. إسلام‎ - монотеистическая мировая религия.

Исла́м (араб. ‫- إسالم‬
монотеистическая мировая
религия.
5 столпов ислама
Глубокая вера в Аллаха
Пятикратная молитва в день
Закят – пожертвование бедным
Хадж в Мекку
Джихад – любая деятельность в защиту
веры

Коран – священная книга мусульман

Коран

религиозная
книга, священная для
приверженцев всех исламских
направлений. Она служит основой
мусульманского законодательства, как
религиозного, так и гражданского.
Коран состоит из 114 сур - глав. В
свою очередь, каждая сура делится на
отдельные высказывания - аяты.

Мекка. Кааба

Кааба

Строгие законы ислама наложили запрет на многие виды искусства, предпочтение отдается только тем из них, которые прославляют

Архитектура
Орнамент
Каллиграфия
Литература
Книжная
миниатюра
Художественные ремесла

Архитектура

Исламское зодчество – уникальное явление.
Архитекторами были созданы неизвестные до
этого времени здания – мечети, медресе,
минареты, дворцы, караван – сараи, крытые
рынки. Самый ранний тип здания – мечеть,
воплощавшая идею мусульманского рая. Здесь
читают вслух Коран, проводят проповеди.
Главная мечеть мусульман – Кааба – находится в
Мекке,
к
которому
арабы
совершают
паломничество – хадж.

Мечеть – это комплекс, который состоит из
закрытого внутреннего двора,
молельного помещения под куполом
и высоких башен-минаретов.

Основные архитектурные элементы мечети:

"джамал"
-купол
мечети
(божественная
совершенная
красота)

Джалал

"Джалал"
-
минарет
(божественное
величие)

Минареты –
высокие башни,
которые служат
для призыва верующих
на молитву.

минарет

Минарет аль-мальвия в самарре

Минареты мечети Сулеймание в Стамбуле

Сифат

"сифат"
-
изречения из
Корана на
внешних
поверхностях
мечети
(божественное
имя)

Все мечети
ориентированы на
город Мекку.
В стене мечети,
обращенной в сторону
Мекки, делается
небольшая
ниша – михраб.
К ней и обращаются
во время молитвы.

Михраб в мечети –
самое святое
и красивое место.

Михраб, Айван

Михраб

алтарная ниша,
обращенная в
сторону Мекки
Айван
– арочный
портал больших
масштабов

Пол в мечети всегда покрыт коврами
и молящиеся входят сюда без обуви.

Мечеть скалы – Куббат-ас-Сахра. Иерусалим.

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме Мечеть перекрывает громадный золотой купол. Его диаметр – 20 м, высота – 34 м. Купол

Мечеть Сулеймание (Сулеймана Великолепного). Стамбул.

Большая мечеть Омейядов в Дамаске

Мавританское искусство

Соборная мечеть в Кордове

альгамбра

Альгамбра

Этот дворец считают жемчужиной Мавритании.
Альгамбра - архитектурный ансамбль мавританского
периода, состоящий из мечети, дворца и крепости. Он
находится в южной Испании в восточной части города
Гранада. Название Альгамбра (в переводе с арабского «красный замок») произошло от цвета высушенной
солнцем глины или кирпичей, из которых сделаны стены
замка.
Он расположен на вершине холма. В его ансамбль
входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня.
Основу композиции Альгамбры составляет система
дворов, расположенных на разных уровнях. Главные
из них – Миртовый и Львиный.

Миртовый дворик во дворце Альгамбра.
Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям
которого поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов.
Двор обрамляют стены с цветными витражами окон в глубоких нишах,
легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь среди гармонии и
покоя, торжественно принимали послов.

Львиный дворик во дворце Альгамбра.
Центром личных покоев эмира является Львиный дворик - «восьмое чудо
света». Вдоль двора идет галерея. 124 изящные тонкие колонны
поддерживают резную каменную аркаду. Каждый сантиметр стен покрыт
тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной
мозаикой. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный»
облик.

Львиный дворик

Сходны с мечетями по архитектуре мавзолеи –
усыпальницы ханов и знатных людей.

Тадж-Махал

Усыпальница Гур-Эмир в Самарканде

Особенности изобразительного искусства

Изобразительное
искусство
арабских
стран
чрезвычайно многообразно. Оно представлено
различными видами орнамента, каллиграфии,
книжной миниатюры. Самой ранней формой
искусства является арабеска. Это сложный линейно

геометрический
рисунок,
отражающий
бесконечный
поток
творений
Аллаха.
Первоначально он включал растительные мотивы,
позднее в него вплетались надписи, изображения
животных, птиц.

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация ,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • книжная выставка по теме,
  • структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура исламских стран

Общая характеристика Уникальная культура исламских стран во сходит к древнейшей арабской цивилизации, истоки которой относят к началу 2 тыс. до н.э. В 7 в. был создан Арабский халифат (земли Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии, Африки, Турции, Южной Испании) . В истории Арабского халифата выделяют правление династии Омейядов (661 – 750) и Аббасидов (750 – 1258).

Религия Мощный толчок культурному развитию халифата дал ислам (покорность, подчинение одному Богу – Аллаху). Основные правила религии находятся в Коране, созданном в 8 в. Коран состоит из 114 сур и содержит поучения и наставления. Кроме Корана мусульмане почитают Сунну – книгу изречений пророка Мухаммада. Строгие законы ислама наложили запрет на многие виды искусства, предпочтение отдается только тем из них, которые прославляют Аллаха, но и они символичны, строги и глубоко религиозны. Познакомимся с некоторыми из них.

Архитектура Исламское зодчество – уникальное явление. Архитекторами были созданы неизвестные до этого времени здания – мечети, медресе, минареты, дворцы, караван – сараи, крытые рынки. Самый ранний тип здания – мечеть, воплощавшая идею мусульманского рая. Здесь читают вслух Коран, проводят проповеди. Главная мечеть мусульман – Кааба – находится в Мекке, к которому арабы совершают паломничество – хадж.

Соборная мечеть Омейядов, 8 в.

Медресу – школы при мечети, семинарии Шир – Дор,12 в.

Площадь Регистан в Узбекистане

Минарет аль – Мальвия, 9в Гигантское сооружение достигает 50 м. в высоту. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус. Его ярусы уменьшаются по направлению к вершине.

Альгамбра Этот дворец считают жемчужиной Мавритании. Он расположен на вершине холма. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем и баня. Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них – Миртовый и Львиный.

Дворец Альгамбра

Львиный дворик Представляет собой прямоугольный сад, разбитый на 4 равные части, на пересечении которых стоит фонтан. Его чашу поддерживают 12 скульптур львов. Вдоль двора находится галерея с 124 колоннами. С арок и сводов свисают декоративные сталактиты.

Тадж - Махал С 12 в. Ислам распространился на северную и центральную части полуострова Индостан. Выдающимся памятником архитектуры этого периода стал Тадж – Махал в Агре.

Тадж – Махал, 1652 г., Индия.

Особенности изобразительного искусства Изо арабских стран чрезвычайно многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфии, книжной миниатюры. Самой ранней формой искусства является арабеска. Это сложный линейно – геометрический рисунок, отражающий бесконечный поток творений Аллаха. Первоначально он включал растительные мотивы, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц.

Арабеска

Исламская каллиграфия В культуре мусульманского Востока особенно высоко ценилась каллиграфия, наполненная мистической символикой толкования букв арабского алфавита. Арабское письмо имеет характерные особенности, буквы пишутся справа налево. На Востоке ценится не количество написанного, а качество.

Куфическое письмо В 7 веке сложился прямолинейный, угловатый почерк куфи. Куфическое письмо украшает стены архитектурных сооружений, различные предметы прикладного искусства, книг.

Омар Хайям Литературу Востока нельзя представить без творчества Омара Хайяма. Он создал четверостишия – рубаи – в которых содержалась поучительная философия мусульманской веры.

Вопросы и задания Расскажите все, что вы знаете о религии мусульман? Как она повлияла на развитие искусства? Расскажите об отличии мечети, медресу и минарета? Что их объединяет? Что вам известно об исламской письменности? Каковы ее особенности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Изготовление ветки сакуры на уроке изобразительного искусства в 4 классе при изучении темы "Художественная культура Страны восходящего солнца"

Презентация подробно рассказывает как мзготовить цветки сакуры в технике оригами....

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима". Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...


Close