Знаете ли Вы, сколько оптинских старцев прославлено в лике святых? Кто из них до пострига работал аудитором, а кто служил в царской армии? И какой святой исцелял больных с помощью пряников и кипятка? Об этом и не только читайте в нашей увлекательной статье об оптинских старцах.

Сколько было оптинских старцев?

Оптинские старцы

О том, что в Оптиной пустыне в разное время жили почитаемые православным народом духоносные монахи, знают все. Одно имя Оптины внушает уважение и надежду. Но ответить на вопрос, сколько же было тех самых старцев в обители, многие затрудняются.

Так вот, на Поместных Соборах Русской Православной Церкви в 1988 и 2000 годах в общей сложности к лику святых было причислено 14 человек. Все они вошли в Собор оптинских старцев и поминаются вместе на богослужениях ежегодно 24 октября.

А как звали этих старцев?

Оптинские старцы

Еще один вопрос, застающий врасплох. Ну, допустим, назовете Амвросия и Антония Оптинских. Может быть, еще одного-двух подвижников обители. Но, если не знали, вот полный список святых Оптиной пустыни:

  • Преподобный Лев (Наголкин)
  • Преподобный Макарий (Иванов)
  • Преподобный Моисей (Путилов)
  • Преподобный Антоний (Путилов)
  • Преподобный Иларион (Пономарев)
  • Преподобный Амвросий (Гренков)
  • Преподобный Исаакий (Антимонов)
  • Преподобный Анатолий (Зерцалов)
  • Преподобный Иосиф (Литовкин)
  • Преподобный Варсонофий (Плиханков)
  • Преподобный Анатолий (Потапов)
  • Преподобный Нектарий (Тихонов)
  • Преподобноисповедник Никон (Беляев)
  • Преподобномученик Исаакий (Бобраков)

А когда они жили?

Оптина пустынь

Несмотря на то, что Оптинский монастырь появился еще в XV веке, традиция старчества в обители официально принадлежит к периоду с конца XVIII столетия по 1938 год. Иеросхимонах Лев считается вдохновителем старчества в обители, а на архимандрите Исаакии духовная традиция трагически прервалась.

Кем были в миру оптинские старцы?

На иконах преподобных изображают благообразными монахами, поэтому потомкам кажется, будто эти святые пришли в монастырь с ранних лет и всю жизнь прожили иноками. Но не для всех оптинских старцев это верно.

Святые Лев, Анатолий и Нектарий работали приказчиками у купцов, а Макарий был аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Иларион некоторое время перед постригом работал портным, Амвросий Оптинский подрабатывал домашним учителем. Среди необычных специальностей старцев в миру можно отметить должность трактирщика у святого Иосифа и звание полковника у отца Варсонофия. Последний вообще многих удивил своим внезапным «дауншифтингом»: человек, сделавший блестящую карьеру, в один момент оставил службу и ушел в монастырь.

Что необычного происходило в жизни святых?

Схиигумен Антоний Оптинский десять дней пробыл в плену у французов в 1812 году во время захвата наполеоновскими войсками Москвы. Святому удалось бежать в Курск, где он устроился на работу и жил вплоть до пострига в 1816 году. А вот с преподобным Львом и вовсе произошел страшный и удивительный случай. Однажды он вез товар на продажу по деревням и подвергся нападению волка. Зверь схватил святого зубами за ногу и вырвал кусок мяса. Возможно, так отец Лев бы и погиб, но благодаря огромной силе он вступил в схватку с волком и задушил хищника руками.

А вот Амвросий Оптинский стал прототипом героя «Братьев Карамазовых». Достоевский был так поражён общением с монахом, что запечатлел подвижника в своем романе под именем старца Зосимы.

Какие чудеса творили оптинские старцы?

Оптина пустынь

Незадолго до смерти преподобный Иларион принял схиму. Будучи ослабленным и больным, он четыре недели провел без движения в сидячем положении у себя в келье! Все это время святой молился. Поразительно, откуда у него в последний месяц жизни было столько сил.

А вот святой Амвросий имел дар предсказания. Как-то к нему шел за советом молодой священник. Конечно же, старец о визите знать не мог. Но, на удивление батюшке, которого терзали сомнения, преподобный встретил гостя на подступах к келье и дал ответ на незаданный вопрос. Мудрые советы давал и Нектарий Оптинский, но современникам этот святой запомнился даром исцеления больных. Многих поразил известный случай, когда убитая горем мать приехала к святому просить молитв о безнадежно больной дочери. Старец ответил, что дочь будет здорова, а сам дал женщине семь пряников. По наказу Нектария, девочка должна была съедать каждый день по одному, а также причащаться. Удивительно, но спустя семь дней больная полностью выздоровела.

Похожая история произошла и с больным мальчиком, которому святой подарил яблоко. Наказав родителям на пути из Оптиной пустыни напоить ребенка кипятком, старец пообещал ему полное выздоровление. Так и случилось: на привале мальчик выпил кипятку, лег спать, а проснувшись, оказался полностью здоров.

Оптинские старцы и сегодня помогают всем, кто обращается к ним с искренней верой и молитвой. 24 октября Православная Церковь торжественно отмечает Собор Оптинских святых. В этот день вспоминаются и чествуются за богослужением все подвижники, просиявшие святостью в обители. Пользуясь замечательным поводом, Вы можете попросить преподобных отцов о помощи в своих нуждах Вы можете, на праздничную литургию.

Пусть молитвами святых Бог поможет Вам и пошлет Свою великую милость!

Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Находится Свято-Введенская Оптина Пустынь недалеко от города Козельска. Здесь два века назад был возрожден опыт духовного наставничества мирян — старчества. Ранее, после реформ Петра Великого, в России было принято лишь коротко исповедоваться, причем с недоверием к священнику — Петр Первый повелел духовенству под страхом наказания доносить на преступников.

Оптинские старцы

В Соборе (собрании) прославлены 14 преподобных старцев Оптиной Пустыни. Старцы — аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

Старчество — великое явление в Православии. Издревле святые принимали людей, приходивших к ним за советом. Люди узнавали о святости подвижника по его дару чудотворения и прозорливости. Именно после долгих аскетических подвигов принимали людей и Оптинские старцы. Они изгоняли из одержимых людей бесов, исцеляли, пророчествовали и утешали людей в любых бедах.

Возрождение старчества в Оптиной пришлось на Золотой век русской литературы. Некоторые старцы повлияли на жизнь и творчество русских писателей: Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Константина Леонтьева (последний жил в обители долгое время). Так, Достоевский нашел утешение у старца Амвросия Оптинского после семейной трагедии — смерти маленького сына. Многие эпизоды величайшего романа писателя «Братья Карамазовы» стали итогом размышлений в этой поездке, а в литературном образе святого старца Зосимы все современники узнали самого святого Амвросия. В романе «Братья Карамазовы» вы можете прочитать о ежедневном приеме людей святым Амвросием, его помощи им и прочитать описание его внешности и поведения: Достоевский оставил поистине неоценимый подарок всем почитателям Оптиной.

Сегодня продолжателем традиции Оптических старцев является схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник обители. Он дает ответы на насущные вопросы. Например,

  • О молитве,
  • О смысле жизни,
  • Об отношениях в семье,
  • О здоровье.

Самым главным в жизни все старцы Оптинские почитали веру в Бога и молитву, понимание цели жизни, любовь к ближним и исполнение Евангельского слова… Схиархимандрит Илий (Ноздрин), например, рассказывал в интервью одному православному журналу: «Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире».


Чудеса и тайны Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века.

Будущий преподобный родился в семье сельского священника, но еще во времена семинарии был отъявленным… франтом. Лишь тяжелая болезнь заставила его полностью пересмотреть свои взгляды, дав обет Богу уйти в монастырь.

8 октября 1839 г. Он приехал в Оптину, где был с радостью принят в послушники преподобным старцем Оптинским старцем Львом (Наголкиным). Отец Лев сразу сделал молодого и образованного послушника своим келейником, то есть секретарем и помощником. Кроме того, послушником будущий святой выполнял ряд непростых послушаний в трапезной: варил дрожжи и был хлебопеком. Через малое время, в 1841 году Александр принял рясофорный постриг и был наречён Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского — проповедника и просветителя.

В 1842 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Через год святого Амвросия рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В том же году Господь послал ему новое испытание, новую тяжелую болезнь: простудившись зимой, он занемог. Братия думала, что Амвросий скончается и по традиции 9 декабря 1845 года его рукоположили в иеромонаха, как бы давая тем утешение его душе. Святой почти не мог двигаться и два года находился между жизнью и смертью, но выжил. Однако до самой смерти, которая последовала в 1891 году, он не мог совершать богослужения и даже почти не в состоянии был передвигаться, будучи большую часть времени лежачим. За ним ухаживал келейник.

Святость преподобного Амвросия освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему. Сначала он стал старцем только Оптической обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца. Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего — то есть советов относительно грядущего. Ведь священники Православной Церкви тем и отличаются от экстрасенсов и гадалок, что, видя Духом Божиим будущее, не говорят просто, что будет, а дают совет, как лучше поступить по послушанию воле Божией.

Старец никогда не показывал людям тяжесть всего состояния, но рассказывал, как он рад служить и помогать людям. Не вставая с постели, он благословлял передавать материальную помощь нуждающимся. Его попечением жили ученики семинарий, насельники приютов и богаделен, вдовы. Обо всех он помнил, о жизни каждого узнавал.

Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный Амвросий благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря — Казанской Амвросиевской пустыни. Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали).

Все время старца было занято или молитвой, или ответами на письма, или общением с посетителями: приходили к нему и крестьяне, и дворяне, и сановники, причем и на просьбу о благословении на кормление индюшек, и на вопросы о государственном устройстве он отвечал с одинаковым вниманием и любовью. Зная настроения интеллигенции, ее мысли — ведь он успел до принятия монашеских обетов побыть в светском обществе, обучаясь в семинарии — он увещевал этих людей не предаваться пустой философии, умозрительным сплетениям мысли, но твердо исповедовать Православие, а значит — жить жизнью церковной, работать над собой по заветам Отцов Церкви.

Старец скончался в Шамординский обители, однако по завещанию преподобного его тело было похоронено в родной для святого Оптиной пустыни.

На могильной плите его были высечены слова апостола Павла, если перевести на русский: «Был для больных как немощный, чтобы и больных приобрести для Церкви Божией. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы кого-то». Имеется ввиду самоотречение преподобного, любовь его ко всем людям и понимание. Могила его находилась возле захоронения святого Макария, духовного наставника преподобного, бывшего духовником обители до него; сейчас над местом его захоронения находится часовенка, а мощи пребывают во Введенском соборе монастыря.


Наставления святых старцев

По свидетельствам знавших старца людей, он владел несколькими языками, был очень эрудирован. Его литературный язык — а преподобный оставил достаточно большое письменное наследие — прост, лаконичен и образен, старец создал много поговорок, самые интересные и известные из которых:

  • «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»;
  • «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно»;
  • «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного».

Главная мысль заветов старца — необходимо оставить свою жизнь в Божиих руках, довериться Богу во всех проблемах, а со своей стороны — трудиться подвигом молитвы, помогать близким, воздерживаться от излишеств, жить просто. Преподобный Амвросий давал свои советы людям всех сословий, а значит, каждый из нас может последовать им. Божии заповеди просты; молитва как общение с Богом — тоже делание обычное; просто и радоваться каждому дню жизни, и благодарить за него — все это вместе подарит вам совершенно иное качество жизни духовной и обыденной.


Сильные молитвы Оптинских старцев

Можно сказать, что святые старцы Оптинские помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к им люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

  • в поиске своей профессии;
  • в поиске своего человека для супружества;
  • в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;
  • проблемах с выбором и поиском жилья;
  • в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Следующая молитва написана святыми Оптиной пустыни, но кем конкретно-неизвестно. Она называется просто: молитва Оптинских старцев. Читать молитву онлайн можно по тексту ниже:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня».

Эта молитва — прекрасное произведение словесности, одновременно несущее великую духовную силу. Молящийся о своем пути, просящий словами Оптинских старцев о руководстве Божием, понимает, что слышать волю Божию необходимо, просить Его о помощи также важно, но нужно и прилагать все свои усилия к тому, чтобы задуманное дело исполнилось.

Продолжение молитвы Оптинских старцев на каждый день:

«Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.Во всех словах и делах моих – руководи моими мыслями и чувствами.Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».

Кроме того, не прекращайте ежедневной молитвы и будьте внимательны к себе: Господь говорит с нами в нашем сердце. Когда вы не можете сделать выбор, помолитесь и прислушайтесь к себе. Некая идея, решение появятся как единственно возможные в вашей душе.
Завершение молитвы Оптинских старцев на каждый день:

«Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Прародителем Оптинского старчества был старец Пасий Величковский. Ученик его Лев - первый Оптинский старец, который возглавил целое движение монахов, перебравшихся жить в монастырь, настоятелем которого в то время был архимандрит Моисей. Благодаря его заслугам было много сделано в монастыре: построены гостиницы, трапезные, библиотека, мельница, заводы, корпуса, конные дворы и даже стены с башенками. Архимандриту помогали тысячи паломников, приехавшие в Оптину пустынь.

Но самое главное достояние - углубление в духовность, которое стало возможно благодаря прибытию старцев Льва и Макария. С того времени и начался духовный расцвет. Что за удивительная личность - этот Оптинский старец Лев?

Старец Оптинский - преподобный Лев

Это был человек, живший интересами народа. Он очень любил людей и всячески их жалел. Перед его умом и прозорливостью никто не мог устоять и слезы покаяния катились из глаз каждого. Старец Лев поистине исцелял людей. Деревенские жители принимали его своим отцом.

Но не все так радушно принимали старца. Некоторые духовные наставники запрещали ему общаться с простым людом. Это было несправедливо, что говорило лишь о невежестве. Добрые дела быстро забывались и старчество в то время изрядно притеснялось. Преемником старца Льва стал иеромонах отец Макарий, выходец из дворянской семьи.

Преподобный Макарий

Оптинский старец Макарий все свое отрочество занимался хозяйственной деятельностью. Сначала работал бухгалтером, позже он решил полностью управлять хозяйством, с чем не так уж и хорошо справлялся. Во всех своих бедах он всегда обращался к Священным Писаниям, но над ним за это часто смеялись не только обидчики, но и его семья. Но однажды обидчики Макария пали перед ним в раскаянии. С тех пор Макарий решил посвятить остаток своей жизни Богу. Он отправился в Площанскую пустынь, в которой принял постриг. По прибытии старца Льва в Площанскую пустынь отец Макарий принял его своим духовным учителем.

Оптинский старец Макарий был наставником ученых людей и интеллигенции. Преимущественно общался с теми, кто переводил на русский язык творения отца Паисия и других аскетов.

Настоящий расцвет Оптиной пустыни наступил благодаря старцу Амвросию - приемнику отца Льва и Макария.

Отец Амвросий

Дед Амвросия был священником. Старец родился в один из праздников, когда в доме его деда было множество гостей. Позже Амвросий часто шутил, что родился на людях и живет всю жизнь на людях. Воспитание Амвросия проходило в церковной среде. Он с успехом окончил духовную семинарию благодаря своим уникальным способностям. Свой наставнический путь Амвросий начал с принятия учеников на дому. Позже он стал настоятелем Липецкого духовного училища. Тяжелая болезнь заставила старца уйти в монастырь. Но, поправившись, Амвросий какое-то время все еще продолжал мирскую деятельность. Позже, по совету старца Илариона, Амвросий отправился в Оптину пустынь, где стал помощником отца Макария в издательской деятельности, поскольку знал 5 языков. Все что ни делал монах - он это делал для Господа. Все вокруг это замечали и за это горячо любили Амвросия. И духовная жизнь, и практическая удавалась монаху. Его советы, часто данные в шутливой форме, быстро запоминались. Всеми возможностями он старался спасать человеческие души, иногда даже прибегая к кнуту и епитимиям.

Чудеса целительства

Особую роль в его жизни играла икона Божьей Матери «Спорительница хлебов». Батюшка всех призывал ей молиться. Так, он учил тому, что Божья Матерь заботится не только о душе человеческой, но и о земных нуждах каждого.

Старца Амвросия знали как великого чудотворца. Множество людей исцелил он от беспощадных болезней. Во времена старчества Амвросия начала зарождаться интеллигенция, главной идеей которой было изменение политического строя страны. Но многих настигло разочарование. Пустоту в душах идеалистов умело заполнял Оптинский старец Амвросий. Он возрождал смысл жизни в умах многих людей. Толпы тянулись в то время в Оптину пустынь. Здесь люди заряжались энтузиазмом жить дальше счастливо и без забот. Посещали этот монастырь и деятели искусства, известные литераторы, политики, философы.

Общественная деятельность

Старец Амвросий более тридцати лет занимался подвижничеством. Последние десятилетия он занимался основанием и устройством женской Шамординской обители, в которой впоследствии обрело умиротворение более тысячи монахинь. Здесь же была школа, больница и приют для девочек. После смерти старца все погрузились в печаль.

Оптинский старец Иосиф преподобный

Это был ближайший спутник отца Амвросия. Старец воспитывал его в своей хибарке. С самого детства Иосифу являлся дар видеть святых. Ему являлась Божья Матерь. Любимым его занятием было чтение Священных Писаний. Когда родители мальчика оставили этот мир, купец, у которого он тогда работал, захотел женить на нем свою дочь. Но юноша мечтал о другой жизни, о жизни, всецело посвященной Господу. Тогда он решил отправиться к старцу Амвросию и тот настоятельно рекомендовал ему остаться в монастыре. 30 лет Амвросий с огромной любовью заботился об Иосифе. После смерти Амвросия, Иосиф стал настоятелем женской обители в Шамордино. Он принимал посетителей, и многие видели в нем олицетворение самого батюшки Амвросия.

За свою жизнь подвижник терпел множество испытаний. Многие годы у него не было даже места, где он мог бы уединиться в молитве. Он жил прямо в приемной, в которой постоянно было множество людей, но все это только закаляло его.

Старец Иосиф был аскетом. Он практически не ел, мало спал, довольствовался старой бедной одеждой. Но все это только развивало его духовное богатство. Взамен за тяготы Господь наделил его даром прозорливости и возможностью исцелять людей. Толпы паломников обращались к нему за помощью и советом. Всего несколькими словами он мог снимать камень с души, наставлять и утешать. Его благодатная молитва покрывала всех страждущих.

Старец Варсонофий Оптинский

Старец Варсонофий до пострига вел активную мирскую жизнь. Он был полковником, предводителем Оренбургского казачества. В тяжелый момент смертельной болезни старец приказал читать Священные Писания. В этот момент Небеса разошлись, и исцеляющий яркий свет озарил все вокруг. Что-то в душе монаха перевернулось. Небесный голос сказал ему отправиться в Оптину пустынь. Люди в миру не хотели отпускать Варсонофия, пытаясь его удержать всяческими званиями. Хотели его сделать генералом и даже женить. Но старец с легкостью преодолевал все трудности и препятствия.

Спустя десять лет монашества, Варсонофий получил статус иеромонаха. После службы священником в русско-японской войне, он вернулся в Оптину пустынь и возглавил скит.

Много судеб спас старец своими наставлениями, но не всем нравилась его деятельность. Много жалоб поступало на него, и его устранили из Оптиной пустыни.

Старец Оптинский Анатолий

С раннего детства старец Анатолий искал Бога и стремился жить по его законам. Но его строгая мать не желала, чтобы он ходил в монастырь. После ее смерти старец сразу же отправился в Оптину пустынь. Позже он принял прибежище у старца Амвросия и стал его послушником. Преподобные Оптинские старцы воспитывали его в аскезе.

Отец Амвросий попросил Анатолия помогать ему, и тот сразу же погрузился в активную деятельность. Среди своих Анатолий носил прозвище «Утешитель». Особое признание получил он у простого народа, особенно у крестьян. Но и знать прислушивалась к его советам.

Нектарий Оптинский

В юношестве Нектарий (Николай) был смышленым мальчиком. Он был отличным работником в лавке у купца. После предложения женитьбы по совету купца Николай отправился за благословением к Феоктисте, которая посоветовала ему отправиться в Оптину пустынь. Там Николая встретил отец Иларион и отправил его к Амвросию, который убедил его остаться в монастыре.

В 1912 году Нектарий был посвящен в старцы. Но он до последнего не принимал этого звания, смиренно считая себя недостойным его. Старец принимал множество посетителей в своей маленькой хибарке. К каждому он находил свой подход. Некоторым долго давал наставления, а другим просто оставлял книги в приемной. В ожидании своей очереди, люди читали их и все их вопросы разрешались. Интеллигенция и простые люди для старца не имели различий. Он одинаково относился и к тем, и к другим, и говорил на их языках.

В 1923 году монастырь закрыли, а старец Нектарий был взят под арест. После выхода на свободу Нектарий отправился в село Холмищи, но и там его донимали жаждущие совета люди.

В 1989 году Оптину пустынь возродили, а мощи старца Нектария с Холмищ перевезли сюда. Очевидцы говорили, что от мощей старца исходило приятное благоухание, а сами они имели янтарный цвет. Поэтому все, кто обращался за помощью к старцу даже после его смерти, получали его благословение.

Оставили простому люду Оптинские старцы поучения ценные. Никогда не осуждать своих близких, молиться Господу о прощении за осуждение собственного брата. Для достижения успеха всегда необходимо прилагать усилия. Человек должен стать слугой своей жизни, а не она должна ему служить. Никогда не следует становиться рабом своих чувств. К Господу следует идти путем смирения.

Множество великих дел для человечества совершили последние Оптинские старцы. Одним из них был Никон.

Старец Никон

Два брата, Иван и Николай, с детства унаследовали любовь к Богу, привитую родителями. Повзрослев, они решили отправиться в Оптину пустынь. Старец Варсонофий сразу же увидел у Николая особый дар, поэтому взял его в свои ученики.

В 1915 году после пострига Николай получил имя Никон. И уже в 1917 году он получил сан иеромонаха.

После закрытия Оптиной пустыни практически всех старцев изгнали, некоторых арестовали. Старцу Никону поручили принимать прихожан, желающих исповедаться. Так он стал последним Оптинским старцем.

До нашего времени дошли лишь наставления этих богоизбранных монахов. Особую роль в жизни каждого христианина играет молитва Оптинских старцев. Это душевное обращение к Господу уничтожает все препятствия и помогает правильно настраивать свой ум на весь предстоящий день.

Молитва Оптинских старцев полная

"Господи, дайте мне с душевным спокойствием встретить все, что пошлет мне наступающий день. Господи, дайте мне всецело предаться воле Вашей святой. Господи, во всякий час сего дня, во всем наставляйте и поддерживайте меня. Господи, какие бы ни приходили известия в течение всего дня, научите меня принимать их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Ваша святая воля. Господи, прояви Свою святую волю для меня и окружающих. Господь, во всех моих делах и помышлениях, руководи моими чувствами и мыслями. Господи, во всех непредвиденных ситуациях не дай мне забыть, что все это ниспослано Тобой. Господи, научите меня правильно общаться с близкими и окружающими меня людьми, старшими, младшими и равными, чтобы никого не огорчить, но всем принести благо. Господи, дайте мне сил переносить утомление настоящего дня и все события в течение дня. Господи, руководите моей волею, научите меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить".

В таком варианте можно произносить молитву Оптинских старцев на начало дня. Но у этой молитвы есть и продолжение.

"Господи, не оставьте меня при встрече лицом к лицу с врагами моими, но ради Святого имени Вашего управляйте мною.

Господи, осветите мое сердце и разум, чтобы я мог понимать Ваши вечные законы, которыми управляете Вы миром, чтобы я мог правильно служить Вам и своим ближним.

Господи, спасибо Вам за все, что было со мной и будет, ибо я твердо верю, что тем, кто любит Тебя Ты особо благоволишь. Господи, благослови меня на все слова, помышления и дела, удостой меня с радостью прославлять Тебя, ибо только Ты достоин и прославлен во веки веков. Аминь".

Молитва Оптинских старцев на день заряжает верой и дает защиту. Читая ее каждый день, можно разрешить многие неразрешенные проблемы. Песни Оптинских старцев поистине исцеляют не только тело, но и душу.


В век торжества своеволия и индивидуализма, каким мы знаем XIX столетие, было в России место, где передавалось от учителя к ученику особое духовное делание – старчество, во всем противоположное духу времени. Место это – Оптина Пустынь.

Первый — «Смиренный Лев» (1768-1841 гг.)

Преподобный Лев (Наголкин)

Память 11/24 октября.
«Смиренным Львом» называли иеросхимонаха Льва, который считается первым из старцев. В 1797 г. Лев Наголкин, купеческий служащий, становится послушником, в 1801 г. принимает постриг с именем Леонид.
Начинается многотрудный путь подвижника, в течении которого Леонид сменил несколько монастырей.

Полезные материалы

Вернулся он в 1829 г., уже схимником Львом. С этого времени 61-летний о. Лев – братский духовник. Ему приходилось постоянно терпеть гонения: выселяли из кельи, запрещали носить схиму, писали доносы. И при этом к о. Льву потоком шли люди. Записаны несколько томов его чудес – от прозорливости до изгнания бесов.
Из поучений:

Старец Макарий (1788-1860 гг.)

Преподобный Макарий (Иванов)

О. Макарий (Михаил Иванов), небогатый дворянин, шел к иночеству едва ли не с детства. В обитель он пришел уже монахом, принял постриг 22 лет. О.Макарий считал себя духовным сыном о.Льва, но сам о. Лев видел его скорее другом и сподвижником.

В 1841 г. о. Макарий сменил о. Льва на старчестве. Макария, любителя безмолвия, тяготила непрестанная необходимость говорить с приходящими людьми, отвечать на огромное количество писем. Но о.Макарий смиренно подчинялся воле Божией. Видимо, поэтому этот тихий монах, никогда не мечтавший о себе, сотворил немало чудес. Больше всего известны чудеса изгнания бесов, не выносящих смирения.
Из поучений:

«Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».

Схиархимандрит Моисей (1782–1862 гг.)

Преподобный Моисей (Путилов)

Старец Моисей (мирское имя Тимофей Путилов) постриг принял в Свенской мужской обители. В 1820 г. о. Моисея пригласили в скит при Оптиной пустыни, а вскоре неожиданно для него назначили настоятелем монастыря.

В период его игуменства возводятся храмы, гостиница, множество хозяйственных построек. Современники вспоминают, что не раз игумен начинал стройку буквально с 15 рублями. Но приходило время расчета с рабочими, покупки материалов – и обязательно появлялся благотворитель, «случайно» желающий пожертвовать именно нужную сумму. При этом обитель кормила нищих, принимала паломников, и рука дающего не оскудевала.

Из поучений:

«Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься».

Схиигумен Антоний (1795 – 1865 гг.)

Преподобный Антоний (Путилов)

Память 7/20 августа
Старец Антоний, в миру Александр Путилов – брат о. Моисея. . С детства мечтавший о монашесстве, он тайком от родителей ушел к брату в скит. Когда же о. Моисей стал настоятелем монастыря, Антоний возглавил скитское общежитие. Совсем молодой по сравнению с пожилой и опытной братией, настоятель стяжал всеобщую любовь. Видя старческую немощь насельников, часто выполнял все послушания один.

С 1836 г. о. Антоний тяжело болел. Почти никто не догадывался, что его ноги до колен были покрыты кровоточащими язвами. Несмотря на болезнь, о. Антоний много помогал брату по делам строительства, а какое-то время сам настоятельствовал в монастыре свт. Николая г. Малоярославца.
Из поучений:

«Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».

Иеросхимонах Иларион (1805–1873 гг.), миссионер и духовник

Преподобный Иларион (Пономарев)

Память 18 сентября/1 октября
Старец Иларион в миру – Родион Пономарев. Уже с детства мать говорила, что Родион будет иноком. Тяготение к духовному проявляло себя еще с юности: Родион увлекся миссионерством среди старообрядцев, даже создал братство. Но это не удовлетворяло его. 34 лет Родион становится послушником, келейником о.Макария, под руководством которого идет его духовный рост. О. Иларион отличался мудростью, прозорливостью, но самое главное – глубоким смирением.
Из поучений:

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце»

Батюшка Амвросий (1812-1891 гг.)

Преподобный Амвросий (Гренков)

Память: 10/23 октября, 27 июня/10 июля
Отец Амвросий, в миру Александр Гренков, сын причетника, окончил семинарию. Живой и веселый, юноша имел много друзей. Лишь опасная болезнь в 1835 г. обратила Александра к монашеской жизни, но постриг он принял только в 1842 г. В 1845 стал иеромонахом.

Вскоре о. Амвросию был дан крест тяжелой болезни. Пришлось выйти за штат, а основным делом батюшки стало послушание духовника.

К о. Амвросию стекались сотни людей. Иногда достаточно было нескольких слов, чтобы отступило уныние, появились силы. Известны многие чудеса прозорливости и исцелений. О. Амвросием основана женская обитель в Шамордино.

Из поучений:

«Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит».

Старец Анатолий (1824-1894 гг.)

Преподобный Анатолий (Зерцалов)

Память: 27 июня/10 июля
Иеросхимонах Анатолий (Алексей Зерцалов), сын священника, окончил семинарию, но делал светскую карьеру чиновника. Переворот юноша пережил во время болезни. Дав обет стать иноком, если получит исцеление, он скоро выздоровел. В 1853 г. пришел в Оптину, 9 лет был послушником. В 1862 г. Алексий принял постриг с именем Анатолия. Его духовным отцом стал. прп. Амвросий.

В 1873 г. о. Анатолий стал настоятелем Иоанно-Предтеченского скита и братским духовником. Старец Амвросий говорил о своем духовном сыне, как о великом молитвеннике.

Из поучений:

«Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

Схиархимандрит Исаакий (1810-1894 гг.)

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)

О.Исаакий, в миру Иван Антимонов – сын купца, впервые приехал в Оптину юношей. Старец Лев тогда предсказал ему монашеский путь. Но до 37 лет Иван, послушный отцу, вел торговые дела. В 1847 г. желание иночества оказалось сильнее. Постриг Иван принял в 44 года с именем Исаакия. По смирению инок долго уклонялся от священства, и стал иеромонахом по настоянию духовника.

О. Исаакий настоятельствовал после о. Моисея. При Исаакии завершены все строительные работы, начатые предшественником, появился собственный свечной завод. Сам о.Исаакий ни одного дела не предпринимал без благословения о.Амвросия. После его смерти о. Исаакий вскоре отказался от настоятельства и принял схиму.

Из поучений:

«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных»

Старец Иосиф (1837-1911 гг.)

Преподобный Иосиф (Литовкин)

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин), в миру Иоанн – из крестьян, был сиротой, рано начал работать. Было тяжело, но юноша оставался добрым, милостивым, честным. Один благочестивый купец предлагал Ивану жениться на его дочери. Но юноша выбрал монашество.

В 1861 г. Иван стал послушником и келейником о. Амвросия, принял постриг с именем Иосиф. Со о. Амвросием он прожил 30 лет. Духовные дарования о. Иосифа были велики, хотя он скрывал их. Известно о неоднократных явлениях ему Богородицы. После смерти о. Амвросия иеромонах Иосиф 20 лет служил братским духовником.

Из поучений:

«Если видишь погрешность ближнего которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь… Не исправишь погрешности погрешностью - она исправляется кротостью».

Старец Варсонофий (1845-1913 гг.)

Преподобный Варсонофий (Плиханков)

О. Варсонофий (Плиханков), в миру – Павел, пришел к монашеству уже зрелым человеком. Рожденный в богатой семье, он сделал блестящую военную карьеру, дослужившись до подполковника. Духовный переворот начался со встречи со старцем Амвросием, который прямо предсказал Павлу монашество. Спустя 2 года Павел во время болезни имел видение небесного света. В одну ночь прежняя жизнь стала невозможной.

В 1892 г. он приехал в Оптину, стал келейником старца Нектария, в 1900 г. принял постриг с именем Варсонофия. В 1907-1912 гг. о.Варсонофий был скитоначальником, затем назначен настоятелем Спасо-Голутвинской обители. И сюда ехали к нему многочисленные паломники. Известны и чудеса исцелений, совершенные им.

Из поучений:

«Нельзя научиться исполнять заповеди Божий без труда, и труд этот трехчастичный - молитва, пост и трезвение».

Старец Анатолий «младший» (1855-1922 гг.)

Преподобный Анатолий (Потапов)

В миру о. Анатолий носил имя Александра, родился в семье купца, занимался торговлей. Мечтал стать иноком, но против этого была мать. Лишь в 1885 г. Александр стал послушником. Нес послушание келейника у старцев Амвросия и Иосифа. В 1895 г. Александр стал монахом Анатолием.

Духовное его возрастание оказалось очень быстрым. Еще не имея священного сана, он проявляет дар прозорливости, часто называет пришедшим людям их грехи. Когда в 1906 г. о. Анатолий становится иеромонахом, число посетителей к нему многократно возрастает.

После 1917 г. начались попытки закрыть обитель. Особое внимание власти привлек о. Анатолий.

Интересный факт

29 июля 1922 г. батюшку собирались арестовать. О. Анатолий просил дать еще один день. Когда 30 июля чекисты вновь появились в обители, старец уже преставился.

Из поучений:

«Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!».

Последний старец Нектарий (1853-1928 гг.)

Преподобный Нектарий (Тихонов)

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) – последний братский духовник. Мирское имя его – Николай Тихонов. Происходил он из бедной семьи, рано остался сиротой, работал. Один купец, любивший Николая за трудолюбие и честность, решил выдать за него дочь. За благословением на брак юноша отправился в Оптину. Но после встречи с прп. Амвросием он остался в обители 1887 г. принял постриг с имением Нектария.

Нектарий быстро рос духовно, но свои дарования скрывал юродством. В 1912 г. братия выбрала его духовником.

В 1923 г. власти закрыли монастырь. О. Нектария арестовали, затем освободили, но потребовали уехать. Его пристанищем стало с. Холмищи Брянской области. Сюда приезжали духовные чада. Есть свидетельства, что к батюшке обращался патриарх Тихон.

Из поучений:

«Спрашиваете, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения!»

Преподобный Никон (1888-1931 гг.)

Преподобный Никон

Иеромонах Никон (Беляев), в миру Николай Беляев, ушел в монастырь в 1907 г. Благочестивая семья не препятствовала ему, хотя юноша учился в университете и его ждала неплохая будущность. В 1915 г. Николай пострижен с именем Никон, спустя 2 года стал иеромонахом.

Служение о. Никона пришлось на послереволюционное время. Несколько раз (1919, 1920 гг.) он арестовывался. В 1923 г., после закрытия обители, настоятель, о. Исаакий, благословил о. Никона принимать народ. Делать это пришлось в Козельске. Здесь о. Никона арестовали в 1927 г., сослан на Север. В ссылке он скончался от туберкулеза.

Из поучений:

«Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей».

Архимандрит Исаакий (1865-1938 гг.)

Архимандрит Исаакий II (Бобраков)

Исаакий (Бобраков), в миру Иван, сын родителей-крестьян, пришел в монастырь 19-ти лет. Находившийся здесь юродивый сказал:

«Поклонитесь в ножки ему, это будет последний оптинский архимандрит!»

Пророчество встревожило Ивана – он вовсе не стремился быть кем-то значительным, хотел жить трудом и молитвой. Даже на постриг Иван не решался 14 лет, до 1898 г. В 1913 г. братия избрала его настоятелем.

В 1923 г. монастырь закрыли, оставшаяся братия собралась в Козельске, в храме св. Георгия. Здесь всех монахов арестовали в 1929 г., многие получили ссылку. О. Исаакий арестовывался несколько раз, 1937 стал годом последнего ареста. Архимандрита расстреляли в праздник Собора Пресвятой Богородицы 1938 г.

День памяти

Иконы

Собор преподобных Оптинских старцев

В 2000 г., после канонизации, появляются иконы, на которых изображены все 14 оптинских преподобных.

В верхней части иконы – монастырь, над которым – образ Пресвятой Богородицы. По центру иконы обычно представлены прпп. Лев и Амвросий. В руке прп. Льва – свиток: «Братие, попечемся о спасении душ наших…». Прп. Амвросий также держит свиток со словами «Любовь превыше всего…». Открытая книга иногда пишется в руке у старца Макария, в ней его знаменитые слова: «Есть смирение – все есть…».

Существует также вариант иконы, где старцы Амвросий и Макарий держат два свитка с одним пророчеством: на свитке о. Амвросия – слова «Россия еще возродится», на свитке о. Макария – «… И в Оптиной будут семь светильников». Старцы стоят по сторонам от прп. Льва, держащего икону Богородицы.

Узнаваем среди преподобных старец Моисей: он держит храм, напоминание о значении трудов по храмозданию. Другие старцы представлены держащими свитки своих писаний, а преподобные исповедники и мученики – с крестами.

Различны и варианты одеяний преподобных: как правило, это схима, но есть и иконы, изображающие их в обычных монашеских одеждах.

В чем помогают преподобные отцы молящимся им

Оптинские старцы при жизни духовно окормляли людей на пути ко спасению, продолжают делать это и поныне. Им молятся:

  • об укреплении веры;
  • о даровании покаяния;
  • о выборе жизненного пути;
  • о душевном и телесном здравии.

Монастырь Введенская Богородичная Оптина Пустынь: история, где находится

Время основания Оптиной Пустыни точно не известно, современные ученые говорят о XIII, XIV, или даже XVI веке. Разнятся и версии названия. По одной из них, оно происходит от имени одного из первых насельников, бывшего разбойника Опты, совершавшего здесь подвиг покаяния.

Оптина пустынь

Более распространенная и основательная версия – «оптиными» на Руси называли монастыри смешанного состава, где проживали как иноки, так и инокини. Такие обители часто стихийно возникали там, где поселялись подвижники. «Оптин» монастырь мог появиться также вследствие разорения, когда насельники обители переселялись в другую. При этом могла образоваться смешанная община. Подобное часто случалось на Руси, например, времен монгольского ига.

Интересный факт

Запрет на «оптины» монастыри стал действовать только с конца XV в.

Сведения об истории обители XVI-XVII вв. минимальны, с XVIII в. она и вовсе запустела. Расцвет и известность наступают с XIX в. с возникновением здесь старческого служения.

Сейчас Оптина Пустынь – ставропигиальный мужской монастырь в 4 км от г. Козельска.

Сердце обители – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, восстановленный после разрушения советских лет. Всего сейчас 8 храмов, 4 из которых всегда открыты для паломников. Кроме Введенского — Казанский, Владимирский и Преображенский.

Другие церкви расположены на территории скита, паломнических гостиниц, на монастырском кладбище. Часть из них закрыты для посещения мирянами, в других службы проводятся не каждый день. Особым почитанием пользуется часовня на могилах иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима, убитых на Пасху 1993 г.

В пасхальную ночь были убиты трое насельников Оптиной пустыни: иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова).

Существует и скит Св. Иоанна Предтечи, где с XIX в. положено начало старчеству. Сейчас он закрыт для паломников, но миряне могут посетить келью прп. Амвросия. Четырежды за год совершается также литургия, так называемая «открытая», с участием паломников. Происходит это в дни памяти св. Иоанна Предтечи и в Светлый Понедельник. Количество братии в скиту – около 10 человек.

Адрес обители: Калужская область, деревня Оптина Пустынь, рядом с г. Козельском.

Мысли старцев о духовной жизни содержатся в их письмах, которые бережно собирались почитателями, а затем издавались. Каждое из таких собраний составляет несколько томов.

О христианской жизни

«Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем» (прп. Лев).

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление» (прп. Амвросий).

«Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестаёт посещать храм Божий.» (прп. Варсонофий)

О терпении скорбей и болезней

«Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями» (прп. Макарий)

«Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных» (прп. Антоний).

Предсказания о России и последних временах

Рубеж XIX-XX вв. был временем предчувствия грядущих потрясений. Высказывались об этом и старцы.

«Будет шторм. Русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все!… Не так, явлено будет великое чудо Божие, да… И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» (прп. Анатолий II (младший), февраль 1917 г.)

«И все-таки это еще не конец! Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией» (архим. Искаакий, последний настоятель монастыря, расстрелян в 1938 г.)

«Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог ее помилует» (прп. Нектарий Оптинский)

Оптина и интеллигенция

В XIX – начале XX в. в монастырь часто ехали представители образованного сословия. Здесь бывали братья Киреевские, философ Константин Леонтьев (впоследствии монах Климент), Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, браться Аксаковы, А.С. Хомяков, историк С.М.Соловьев, великий князь Константин Романов (известен как поэт под псевдонимом «К.Р.») и многие другие.

Монастырь тогда играл для интеллигенции миссионерскую роль. С XVIII в. оторванные от родных корней, получившие европейское образование представители интеллектуальной элиты пребывали в духовном вакууме. Духовные поиски привели к распространению оккультных практик, увлечению масонством. Пример живой святости, явленный оптинскими старцами, часто переворачивал весь мир российского интеллектуала.

Так случилось с Н.В.Гоголем, К.Н.Леонтьевым, Ф.М.Достоевским. Но немало было и тех, для кого встреча со старцем ничего не меняла. О Л.Н.Толстом, приезжавшем к прп. Амвросию, старец с сокрушением говорил: «Какой гордый человек!»

Есть ли сейчас старцы?

Старческое служение не могло возродиться быстро после многих лет атеизма. Поэтому слово «старец» употребляется сейчас с большой осторожностью. Тем не менее, сейчас в Церкви известны духовники, чьи дарования сопоставимы с дарованиями подвижников прошлого. К их числу, по мнению многих, принадлежит духовник братии Оптиной Пустыни о. Илий (Ноздрин). О.Илий также – духовник патриарха Кирилла.

Кто же они, оптинские старцы? Подвижники далекого прошлого? Тогда почему так действенно обращение к ним, как к живым? Возможно, потому, что для святых нет границ ни времени, ни пространства. Их старческое служение не закончено и продолжается. А возможно – по-прежнему передается. От учителя к ученику.



Изречение

Краткое житие

Иеросхимонах Лев (Наголкин), 1768–1841. Дни памяти: 11/24 октября (преставление);
27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь».

Основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

Иеросхимонах Макарий (Иванов), 1788–1860. Дни памяти: 7/20 сентября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)


«Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет».

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. С именем старца связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Со старцем встречался писатель Н.В. Гоголь.

Схиархимандрит Моисей (Путилов), 1782–1862. Дни памяти: 16/29 июня (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей)

«Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои».

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

Схиигумен Антоний (Путилов), 1795–1865. Дни памяти: 7/20 августа (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей)


«А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинския средства и самую жизнь сокращает».

Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

Иеросхимонах Иларион (Пономарев), 1805–1873. Дни памяти: 18 сентября/1 окт. (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда надо продолжить молитву».

Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков), 1812–1891. Дни памяти: 10/23 октября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки».

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, в служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Является прообразом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Писатель трижды виделся с преподобным.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), 1824–1894. Дни памяти: 25 января/7 февраля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)


«Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенней плоти нашей. И этот то есть истинный мир, мир Иисусов, мир всяк ум превосходящий».

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов), 1810–1894. Дни памяти: 22 августа/4 сент. (преставление); 31 января/13 февраля (обретение мощей)

«Как победить? Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».

Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин), 1837–1911. Дни памяти: 9/22 мая (преставление); 3/16 октября (обретение мощей)


«Смиряйся больше, когда не успеваешь в делах спасения. Считай себя хуже всех на свете, прощай всех всегда и за все и прибегай всегда с покаянием и за помощию ко Господу. И Милосердый Спаситель даст тебе местечко, идеже вси святии упокоеваются».

Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), 1845–1913. Дни памяти: 1/14 апреля (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе Обитель Господь».

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий. Преподобный был направлен Синодом к отлученному от Церкви, находящемуся на смертном одре Л.Н. Толстому, однако родственники писателя не допустили старца к умирающему.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов), 1855–1922. Дни памяти: 30 июля/12 августа (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей)

«Весь живот наш Христу Богу предадим в единении со св. Церковью Православной, ея же врата адова не одолеют, стараясь ходить непорочно в заповедях Его, немощи смирением, самоукорением и покаянием исправляя в светлом уповании и благой надежде на помощь Вездесущаго и Всевидящаго Господа отчаяния и нечаяния устраняясь, все с молитвой и извещением от Него творя и благоуправится житие наше во спасение».

Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

Иеросхимонах Нектарий (Тихонов), 1853–1928. Дни памяти: 29 апреля/12 мая (преставление); 3/16 июля (обретение мощей)


«Спрашиваешь, как обращаться с неверующими - отвечать с благоразумием. А пробуждать людей и вести к Богу - это не твое дело. Слово Божие всем проповедано и проповедуется. В [беседах] с сослуживцами неверующими обходись так же как и с верующими, но не входи с ними в религиозные споры - это безполезно. Спасайся, и да поможет тебе Царица Небесная».

Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.

«В предании и себя и всего воле Божией обретаю мир душе моей. Если я предаю себя воле Божией, то воля Божия и будет со мной совершаться, а она всегда благая и совершенная. Если я Божий, то Господь меня и защитит, и утешит. Если для пользы моей пошлется мне какое искушение - благословен Господь, строящий мое спасение».

Архимандрит Исаакий II (Бобраков), 1865–1938. День памяти: 26 декабря/8 января (преставление)


«От креста своего не побегу».

Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

Оптина пустынь: что это?

Оптина пустынь — древнейший монастырь , который и был основным центром оптинских старцев. Этот монастырь расположен в 60 километрах от Калужской губернии. И славится он своими целителями которых ещё называют оптинскими старцами .

Старцы являлись также самыми лучшими предсказателями будущего . Они знали все о том что произойдет в будущем и то, что уже происходило. Многие считали старцев божьими сыновьями, а некоторые чародеями и порождением тьмы. Так давайте же узнаем правду об оптинских старцах?

Подлинная история Оптиной Пустыни

Первое упоминание об тогда еще Калужском храме было в Записях Бориса Годунова, который писал Екатерине Первой о своих планах восстановить все храмы, разрушенные в 1724 году от Литовского набега.


Выдержка из записи Бориса Годунова, обращение к Екатерине 1: «Калужский храм должен быть восстановлен, это одна из главных наших святынь, мы недопустим повторного его разрушения, прошу вас предпочтенная императрица помочь храму вновь возродиться «.

Спустя несколько месяцев императрица Екатерина дала указ, в котором было ясно сказано о восстановлении храма. Своим Новым Возрождением пустынь также обязана «Московскому» Митрополиту Платону, посетившего Калужский монастырь в 1795 году.

Выдержка речи Платона: » Место является спокойным и подходящем для проживания пустынских придворных. Пусть здесь возведут новый храм по образу Песношского монастыря . Отныне здешний монастырь будет носить своё название Оптина Пустынь».

Митрополит обратился к настоятелю Песношского монастыря с многочисленными просьбами дать ему церковного служителя, который будет наставником в Оптине Пустынь. Наставником был назначен иеромонах Авраамий , который лишь через 19 лет смог навести порядок в монастыре. В монастырь были приглашены здешние старцы — люди, которые владели определенными навыками: целители, знахари, предсказатели, проповедники. Которые смогли бы искоренить монастырскую пустоту.

Оптинский старец и Архимандрит Моисей

Слава монастыря росла с каждым годом, но расцветом своим оптинский храм обязан новому настоятелю, старцу и архимандриту Путилова Моисею, благодаря которому Оптина обрела большую известность среди других монастырей. Моисей принял свою должность в 1826 году. И тут же незамедлительно основал другую систему старчества, первым старцем которой, считался Лев Данилович.

Старцы это были большее чем люди, главными особенностями их были:

  1. Владение каким-либо даром.
  2. Вера в праведные дела (вера в Бога).
  3. Служение народу.
  4. Покаяние за всех верующих.

Эти способности считались самыми главными, так как не каждый мог соответствовать им.

Старцы оптинского монастыря

  • Старец Лев Данилович. Лев Данилович славился своим даром исцеления, он лечил недуги людей маслом из неугасаемой лампы, которая стояла возле Владимирской иконы Божьей Матери. Тех, кого не удавалось излечить, Лев Данилович отправлял в Воронеж в здешний собор. Пройдя большое расстояние, больной самоисцелялся и спешил обратно в храм к старцу, чтобы выразить ему свою благодарность.
  • Старец Серафим Преподобный. (Саровский Праведник и Чудотворец) В то время, как Лев Данилович лечил больных в Оптине, по всей Стране славился своим даром праведности Преподобный Серафим. Тысячи паломников приезжали в Саровск за проповедью Серафима. В дальнейшем Преподобный Серафим переедет в Оптину где будет служить в монастыре 7 лет а в 1835 отойдет в священную истину.
  • Послушанник Льва, Макарий. Ученик Льва Даниловича, который владел даром предсказателя, с помощью которого он предсказывал будущие революции.

Оптина - Миф из Ярославского собора

Речь шла про Серафима Преподобного, так как Серафим Преподобный имел дар праведника, он легко мог определить верующий ли человек пришёл в монастырь или нет. В качестве проверки он задавал ему вопросы, на которые по его мнению легко мог бы ответить верующий. После такой проверки, Серафим брал клятву у исповедующего, который должен был держать тайну о содержании этих вопросов . Взамен он давал ему масло из лампады, которое может излечить абсолютно все недуги.

Но при использовании нужно полностью уходить в веру господа. После каждого сеанса исповеди, Серафим омывал свои руки освященной водой, после чего брал икону и читал молитвы. После которых на стене монастыря появлялся божий облик, который очищал душу Серафима от чужих грехов, который он брал на себя. При очередном сеансе исповеди, к Серафиму пришла женщина в порванной одежде и весьма непристойным видов, она излила душу, ответила на все вопросы и уходя, сказала Серафиму какие-то слова, после которых его дух, покинул телесный сосуд. Правда это или ложь никто не знает. Но посетители храма не раз видели силуэт какого-то мужчины, который в ночное время стоял в святилище перед иконами и читал какие-то молитвы.

Теперь те, кто задавались вопросом: Оптинские старцы — кто это и откуда они произошли? Смогут сами ответить на свой вопрос.

Молитва Оптинских старцев на начало дня

(утренняя молитва на каждый день)

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.»

Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому

от страсти курения

«Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, преподобного Амвросия, очисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово. Аминь.»

о детях

«Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощеши спастись и в разум истины прийти. Вразуми детей моих (имена ) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.»

об исцелении

«О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

о помощи

«О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

на каждый день

«О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, бдениих, молитвах и постех подвизался еси и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.»

Молитва преподобного Льва Оптинского

о самоубиенных

(для келейного чтения)

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.»

Молитвы преподобного Антония Оптинского

о семье

«В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.»

о начале всякого дела

«Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.»

за врагов

«Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена) , прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.»

Молитва преподобного Макария Оптинского

при плотской брани

«О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.»

Молитва преподобного Иосифа Оптинского

при нашествии помыслов

«Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.»

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника

при скорби

«Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.»

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

от антихриста

«Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.»

Молитва преподобного Нектария Оптинского

от антихриста, краткая

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.»

от антихриста, полная

«О Преподобне и богоблаженне отче Нектарие, Присносветлый светильниче старчества оптинскаго! Юродство подъемый и безумие мира обличивый, от богоборных злоключения добльственне претерпевый и блаженства изгнанных ради Господа Иисуса вкусивый. Призри ныне с небесе и от Райскаго сада к нам приникни. Возвыси наше мудрование от земных попечений и о небеснем жительстве помышляти научи. Яко божественными добродетельми себе украсивый и плоды Райских сладостей непрестанное наслаждение вкусивый, от треволнения страстей и горших плодов грехолюбия нас исхити всеизрядным твоим предстательством. В Вере Православной до последняго издыхания утверди ны стояти и по отеческим стопам и преданием св. Апостол умудри ны ходити.

Господа и Бога умоли, богомудре отче, от грядущаго антихриста и от коварных его сетей нас избавити и в сокровенней пустыни спасения нас вселити. Да тихое, мирное и благочестное житие в веце сем скончаем и Райских селений по твоим молитвам наследити сподобимся. Идеже купно с тобою и со старцы оптинскими воспоем и прославим Безначальную и Нераздельную и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго духа во веки веков. Аминь.»


Close