Поэма М. Ю. Лермонтова посвящена вечным темам: свободе, одиночеству, силе человеческой личности. Главный герой – Мцыри, молодой монах, который готовится к постригу, – совершает побег за несколько дней до этого события. Спустя какое-то время молодого беглеца приносят в монастырь в беспамятстве, на грани жизни и смерти. Почему погиб Мцыри, поможет разобраться материал нашей статьи.

Духовная гибель

Мальчик, некогда привезённый русским генералом в монастырь был тяжело болен. Монахи выхаживали его, воспитывали и готовили к дальнейшей жизни в стенах монастыря. В душе Мцыри всегда жила мечта о свободе, он, сын Кавказа, верил, что однажды вернётся на родину. Глубокая тоска по дому и свободолюбие не давало покоя молодому человеку. После неудавшейся попытки добраться на Родину, герой умирает духовно. Он смиряется с тем, что никогда не увидит родную землю, свою семью. Мцыри решает не принимать пищи, чтобы приблизить свой конец.

Физическая смерть

Физическая смерть настигла Мцыри не столько от ран барса, который встретился ему в лесу, сколько он того,что молодой человек был сломлен духовно. Неистовая тоска по дому, воспоминания из детства, встреча с красавицей у реки – всё это взбудоражило сознание молодого горца. Он совершил попытку изменить свою судьбу, но потерпел провал. Разбитые мечты и надежды, осознание того, что он никогда не вернётся домой, нежелание быть монахом – множество причин – сломили волю этого человека к жизни. Он умер духовно раньше, чем физически.

Гибель Мцыри была предрешена не столько авторской идеей, сколько законами романтического жанра, в котором написана поэма. Главный герой поэмы по духу близок ее автору – Михаилу Лермонтову. Отчасти поэтому его мысли и чувства изображены столь выпукло и ярко. В образ Мцыри Лермонтов вложил свои переживания.

Мцыри в монастыре

Маленьким мальчиком Мцыри попадает в монастырь. Смерть уже тогда витала над ним, когда его, тяжело больного, некий русский генерал оставил на попечении сердобольных монахов. Божьими молитвами и народными средствами ребенка выходили и поставили на ноги. У Мцыри никогда не было друзей. Ребенок, за исключением времени, посвященному ежедневным монастырским обязанностям и молитвам, был предоставлен самому себе.

Он жил воспоминаниями о родных и мечтами снова оказаться в родном ауле и в кругу близких ему людей. Из монастыря он бежал накануне пострижения в монахи. Он понимал, что не готов дать клятву Богу, пусть даже и чуждому вере его предков.

Причины гибели

Три дня скитаний, встреча с очаровательной грузинкой, битва с барсом, и при этом надежда оказаться в родных краях, рухнула с ударом колокола, когда юноша понял, что трата сил, энергии были напрасны. Оказалось, что он кружил по лесу и снова пришел к монастырю. Это обстоятельство стало губительным для юноши. Силы его иссякли.

С медицинской точки зрения тоже можно объяснить смерть Мцыри. Он упал на землю без сознания от нервного и физического истощения. Три дня он почти ничего не ел, попал под ливень, и наверняка был простужен. Раны, нанесенные барсом, тоже воспалились. Сколько времени он пролежал на земле, не известно. Но это обстоятельство тоже не прибавило ему ни сил, ни здоровья.

Нашедшие его монахи принесли его в монастырь, однако Мцыри все равно погибает. Юноша пришел в себя, но простуда, отягощенная нервным потрясением, делала свое дело. Мцыри не был готов бороться за свою жизнь, он не хотел жить, потому что в монастыре он чувствовал себя, как в тюрьме. Душа его жаждала:

  • любви к женщинам,
  • борьбы с врагами,
  • общения с дорогими людьми, с родственниками, друзьями.

Раньше он только мечтал о свободе, но вкусив ее однажды, он оказался не готовым вернуться к прежней монастырской жизни.

Духовное родство поэта и его героя

В этих устремлениях Мцыри был духовно близок Лермонтову. Как бы ни любил поэт Кавказ, как бы ни восторгался красотою гор и мужеством кавказских народов, он был не свободен в своем выборе. Он так же, как и Мцыри, в детстве мечтал общаться с отцом, но был лишен этого. Он хотел жить в России, подумывал об отставке, но должен был служить на Кавказе.

Когда Лермонтов вернулся с Кавказа в Петербург, то успел поссориться с сыном французского посла Эрнестом Барантом. Дело кончилось дуэлью, светским скандалом, о котором стало известно императору Николаю Павловичу и ссылкой Лермонтова с требованием посылать его на передовые боевые участки. Император Николай I недолюбливал Лермонтова, не мог простить ему гневного стихотворения «На смерть поэта», и в глубине души мечтал избавиться от неугодного литератора.
Лермонтов, как будто не дорожил своей жизнью. В боевых операциях он был храбр до безрассудства. В истории с Мартыновым, судя по воспоминаниям участников тех событий, инициатором ссоры был именно Лермонтов. Он словно нарывался на конфликт, жаждал ссоры и дуэли. Не жалел жизни, и в то же время строил литературные планы, мечтал выйти в отставку, чтобы творить. Даже в этом он был не свободен. Бабушка была против. Она хотела, чтобы внук сделал блестящую карьеру, добился высокого положения в свете.

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Почему погибает Мцыри. Мцыри говорит здесь, что он заслужил свой жребий. Два ярких образа – «могучего коня», который найдет краткий путь на родину, и «темничного цветка», гибнущего от первых живых лучей солнца, – помогают герою осудить свое бессилие, причем Мцыри решителен в этом осуждении. Он называет теперь свою «пламенную страсть» жаром «бессильным и пустым». В конце возникает тема судьбы, рока. Самой судьбой Мцыри был обречен на неволю; его попытка преодолеть рок окончилась неудачей: … тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!Верно ли это? Мы могли убедиться, что в характере «Мцыри» есть все необходимое для победы: воля, смелость, целеустремленность, отвага. В поединке с природой он фактически выходит победителем, но судьба его остается трагичной. Истоки трагизма – в условиях, которые с детства окружали героя. Мцыри чужд монастырской среде, в ней он осужден на гибель, в ней не могут найти осуществления его мечты. Но чтобы вырваться из нее, недостаточно личного мужества и бесстрашия: юноша одинок – и потому бессилен. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, то есть наложили на него свою печать, сделав «цветком темничным» и обусловив гибель героя. Однако можно ли считать бесплодной попытку Мцыри преодолеть «судьбу»? Думается, что нет. Правда, Мцыри умрет в монастыре, так и не сумев «пройти в родимую страну».Его последние слова могут показаться словами примирения с жизнью, а не протеста. Но ведь именно перед кончиной Мцыри отвергает счастье «в святом заоблачном краю» и вновь отрицает возможность жизни в монашеской обители» Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение есть в то же время победа: жизнь обрекала Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности возбуждает у читателя не стремление отказаться от попыток освобождения, а гордость за человека и ненависть к условиям, лишающим его счастья.Это и является главным идейным выводом из поэмы. Лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе; лучше три дня вольности, чем долгая жизнь в рабстве.Конечно, идейное содержание «Мцыри» гораздо шире и значительнее, чем такой вывод. Известно, что многие образы в поэме (например, образ родины, монастыря и т. п.) тяготеют к символике, «излучают дополнительные смыслы». Поэма Лермонтова ставила перед читателем большие вопросы о судьбе и правах человеческой личности, о смысле существования, о том, какой должна быть жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, борьбе, воспевающими радость битвы. Образ Мцыри противостоит всякому равнодушию и апатии, постыдной праздности, зовет видеть и чувствовать красоту борьбы и подвига. Выразительность и эмоциональная сила характера Мцыри сделали его любимым героем многих поколений. В Мцыри воплощены порыв к действию, неспособность к смирению, смелость, любовь к свободе и родине. Эти качества непреходящи, и образ Мцыри еще долго будет волновать читателей, пробуждая в них активность и отвагу.В стихотворении Лермонтова благородная тревога за судьбу родной литературы выражена и аллегорически и прямо: автор открыто противопоставляет современную поэзию ее предшественнице. Пусть все найдут образы, которые «молниеносно», поэтически обнажают сущность той и другой литератур. Образы эти наполнены авторским чувством и контрастны и по содержанию и по эмоциональной оценке. Для Лермонтова Мцыри – «могучий дух». Это высшая оценка героя поэтом. Те же слова произносит Белинский, говоря о самом Лермонтове.

Поэма М. Ю. Лермонтова посвящена вечным темам: свободе, одиночеству, силе человеческой личности. Главный герой – Мцыри, молодой монах, который готовится к постригу, – совершает побег за несколько дней до этого события. Спустя какое-то время молодого беглеца приносят в монастырь в беспамятстве, на грани жизни и смерти. Почему погиб Мцыри, поможет разобраться материал нашей статьи.

Духовная гибель

Мальчик, некогда привезённый русским генералом в монастырь был тяжело болен. Монахи выхаживали его, воспитывали и готовили к дальнейшей жизни в стенах монастыря. В душе Мцыри всегда жила мечта о свободе, он, сын Кавказа, верил, что однажды вернётся на родину. Глубокая тоска по дому и свободолюбие не давало покоя молодому человеку. После неудавшейся попытки добраться на Родину, герой умирает духовно. Он смиряется с тем, что никогда не увидит родную землю, свою семью. Мцыри решает не принимать пищи, чтобы приблизить свой конец.

Физическая смерть

Физическая смерть настигла Мцыри не столько от ран барса, который встретился ему в лесу, сколько он того,что молодой человек был сломлен духовно. Неистовая тоска по дому, воспоминания из детства, встреча с красавицей у реки – всё это взбудоражило сознание молодого горца. Он совершил попытку изменить свою судьбу, но потерпел провал. Разбитые мечты и надежды, осознание того, что он никогда не вернётся домой, нежелание быть монахом – множество причин – сломили волю этого человека к жизни. Он умер духовно раньше, чем физически.

Исповедь Мцыри, его рассказ о трёх счастливых днях на свободе – самые сильные, проникновенные, глубокие строки поэмы М.Ю. Лермонтова. В нашей статье подробно раскрыт ответ на вопрос: “почему умер Мцыри”.


Close