В Библии сказано, что верующий человек обязан посещать храм, который является домом Господним. Именно в нем можно ощутить святое присутствие Христа и вознести Ему хвалебные слова в виде молитвы. В церквях присутствует особая атмосфера благодати, которую трудно ощутить дома. Поэтому в храм ходить не только нужно, но и полезно. А чтобы не испытывать неловкость и смущение, необходимо четко знать, как вести себя в святых стенах и как правильно приложиться к иконе.

История возникновения икон

В церковных преданиях сказано, что была нарисована апостолом и евангелистом Лукой. Он изобразил на доске от обеденного стола образ Пресвятой Богородицы с младенцем на руках. Когда Божья Матерь увидела творение, она сказала, что с этой иконой всегда будет благодать Ее Сына. Медик и художник Лука считается первым иконописцем. С его легкой руки святые образы Богородицы, Божьих угодников и мучеников стали изображать повсеместно. А также на иконах были запечатлены и главные церковные праздники. Однако с появлением первых картин с изображением святых люди еще не знали, как правильно приложиться к иконе. Правила поведения верующих перед святыми образами были установлены позже.

Иконография

Каждая икона создается в соответствии с церковными канонами. Это значит, что святой образ на ней должен быть узнаваемым и иметь расшифровку изображения или церковного события. В настоящее время существует не один десяток школ иконографии. У каждого мастера имеется свой фирменный стиль. Иконописцы рассказывают, что работа их требует огромной отдачи. Ведь перед началом творения, во время написания икон и по окончании читаются определенные молитвы, то есть на протяжении всей работы по созданию святого образа. Поэтому здесь важен не только творческий подход, но и духовность мастера.

Каждая икона должна быть освящена. Для этого над ней читаются определенные молитвы в зависимости от изображенного Святого, а затем картина окропляется святой водой. Только после освящения образ становится Святым.

Правила прикладывания к иконам

Читая молитву перед иконой, православные верят, что она будет услышана увековеченным на ней Святым. И это действительно так.

Как правильно приложиться к иконе? Вначале нужно 2 раза перекреститься, после чего слегка приложиться губами к краю иконы, а затем лбом. Далее отойти и еще раз перекреститься. Женщины должны усвоить одно правило: перед тем, как подойти к иконе, нужно убрать помаду с губ.

Не следует целовать святой образ несколько раз и по всему периметру стекла. Ни в коем случае нельзя целовать лик святого. Если икона «поясная», нужно прикладываться к благословляющей руке. К написанной картине в полный рост прикладываться следует к ногам. Если верующий сомневается, куда поцеловать икону, лучше приложиться к ее краешку.

У иконы нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа почитать следует изображение Его волос. При поклонении кресту нужно прикладываться к ногам Спасителя.

Можно ли целовать

Многие сомневаются, можно ли целовать иконы в церкви. Вот как отвечает на этот вопрос церковь. В повседневной жизни поцелуем люди выражают свою любовь, доверие. Так же и с иконами. Когда верующий ее целует, тем самым выражает благоговение перед изображенным на ней образом.

Однако все чаще люди, далекие от православия, пытаются научить других, как вести себя в церкви правильно, и доказывают, что иконы нельзя целовать. В качестве аргумента описывают результаты экспериментов, при которых с икон снимались отпечатки. В них учеными было обнаружено много опасных бактерий, которые оставались после многочисленного прикладывания к иконе. Однако священники убеждают, что верующему человеку не стоит этого бояться. Господь охраняет прихожан. Но в качестве альтернативы предлагается просто прикладываться лбом к краю иконы в знак почитания и благоговения святому образу.

Как входить в церковь

Люди, регулярно посещающие храм, знают, как ведут себя в церкви прихожане. Однако правильны ли их действия? Обычно священнослужители разъясняют, Итак:

  1. Перед тем как перешагнуть порог церкви, нужно 3 раза перекреститься у ее дверей, сопровождая действия поясными поклонами.
  2. Мужчины в храм входят без головных уборов. Женщинам положено покрывать голову.
  3. Прихожане покупают свечи и при желании заказывают молитву о здравии или за упокой.
  4. Как одеваться в церковь? У мужчин должны быть брюки и верхняя одежда, не оголяющая их торс. Для женщин главное требование - юбка ниже колена и тоже закрытый верх.

После этих действий верующие подходят к иконам, зажигают свечи и слушают молитвы, читаемые во время литургии.

К каким иконам подходят в первую очередь

Как только верующие заходят в главную часть храма, перед ними предстает аналой с иконой того Святого, чей праздник отмечается. Рядом со Святым образом стоит крест. Перед высоким четырехугольным столиком с покатым верхом следует 2 раза перекреститься с поясным поклоном, после чего приложиться к самой иконе и кресту.

К каким иконам подходить в первую очередь после аналоя? Здесь выбор зависит от желания прихожанина. Например, можно поставить перед ним. Не будет ошибкой, если верующий подойдет к образу конкретного Святого с просьбой о здоровье и поставит там свечку. Лучше выяснить у священника, какие святые в чем помогают, и после этого подходить к конкретной иконе с молитвой.

Например, перед иконой «Неупеваемая чаша» просят избавления от пьянства. Молитва перед образом Целителя Пантелеймона помогает избавиться от серьезных недугов.

Поминать усопших нужно перед специальной иконой. Место это называется канун. Располагается оно в левой части храма и представляет собой столик из 40 свечей. Помянуть умерших разрешается при выходе из церкви. Для этого достаточно одной свечки.

Правила поведения при богослужении

Как вести себя в церкви правильно? Во время богослужения верующие должны спокойно стоять и слушать молитву или читать ее вместе со священником. Нельзя гулять по храму, ходить между царскими вратами и аналоем.

Как ведут себя в церкви вновь пришедшие, когда богослужение уже началось? Если верующий зашел в храм во время проведения службы, лучше поучаствовать в нем, а после поставить свечки Святым. Допустим, у прихожанина нет такой возможности, значит, по церкви он должен передвигаться очень аккуратно, чтобы не отвлекать других от молитвы. По окончании службы верующие выходят из храма, перекрестившись 3 раза с поясным поклоном.

Какую одежду выбрать для храма

Раньше на богослужение мужчины приходили в строгих костюмах, а женщины - в удлиненных платьях. Сейчас же все чаще прихожане приходят в Дом Божий в неформальной одежде, к примеру, мужчины позволяют себе надеть шорты, а женщины - короткие юбки и брюки.

Современная молодежь считает, что главное - не внешний вид, а то, что у человека внутри.

Как одеваться в церковь? Какими хочет видеть нас Бог в своем доме? На первых страницах Библии сказано, что одежда должна прикрывать наготу человека. Священное Писание учит одеваться людей благочестиво. Если прихожане приходят на службу в открытой одежде, они тем самым показывают свое неуважение к святыне. Она отвлекает от молитвы. Люди просто начинают рассматривать тела друг друга. Вызывающие и яркие вещи тоже неприемлемы для церкви, так как отвлекают прихожан от богослужения. Клайв Льюис писал, что мода уводит внимание человека от истинных ценностей. Даже этих слов достаточно, чтобы понять, что в церковь нужно одеваться скромно. Тело прихожан должно быть закрыто, а женщине следует отказаться от брюк на время богослужения.

Иконы в доме

Еще в древности у людей появилась традиция приносить в дом иконы, как правило, две - образ Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часто их дополняли иконами святых, чьи имена носили хозяева дома.

В современном мире этот обычай сохранился. Священники рекомендуют устроить дома молитвенный уголок. Там можно поместить иконы, небольшую лампадку перед ними. Не желательно приобретать много икон, ведь это не картины и каждому образу придется молиться. Если домашняя икона выцвела, ее нужно предать огню. Святой образ, которому молятся, всегда должен быть четким. А потому нельзя молиться искаженным от старости иконам.

Как правильно приложиться к иконе дома, и нужно ли это делать? Здесь действия верующего аналогичны церковным правилам. Так мы выражаем уважение к Святому, образ которого изображен. Поэтому после молитвы можно поцеловать иконку. В доме рекомендуется иметь иконы со святыми образами Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, мучеников Гурия, Самона и Авива, молитва которым помогает обрести семейное благополучие.

В православии существует такая практика, как прикладывание к святым иконам. Человека, впервые зашедшего в храм, вид прихожан, целующих образа, может смутить. Что же означает это действие, обязательно ли оно? Давайте попробуем разобраться.

Традиция прикладываться к иконам довольно таки древняя. Кроме икон, целуют также Распятие и раки с мощами святых, если таковые имеются в храме. Любовь русского народа к святыням велика. Когда в тот или иной город привозят редкий почитаемый образ, местные жители и съезжающиеся паломники иногда сутками напролет стоят в длинных очередях ради того, чтобы потом иметь возможность несколько секунд постоять перед иконой, помолиться, и приложиться к ней.

Православный обряд прикладываться к иконам и мощам святых не имеет ничего общего с идолопоклонничеством, так как, целуя икону, мы воздаем дань уважения не собственно материальному изображению – доске, краскам, драгоценному окладу, а свидетельствуем свое почтение и любовь непосредственно тому, кто на ней изображен.

Какие правила следует соблюдать, прикладываясь к иконам?

Итак, Вы зашли в храм и видите вокруг себя множество икон. К какой из них следует подойти в первую очередь, и как правильно приложиться к православной иконе в церкви? Правила поведения в храме учат нас, что в первую очередь следует подойти к Евангелию или праздничной иконе, которая лежит на аналое в центре храма. После этого подойти к главной храмовой иконе, потом к Распятию и далее по возможности и желанию обойти остальные иконы.

Перед тем, как приложиться к церковной иконе, следует два раза перекреститься, потом поцеловать икону, перекреститься в третий раз и отойти, не задерживая тех, кто идет за Вами. Подходя к иконе, не следует толкаться и пытаться пройти без очереди. Не стоит делать этого и во время службы, чтобы не отвлекать других молящихся. Православная традиция не позволяет целовать изображенного на иконе в уста. На иконах Христа и Распятии прикладываются к Его ногам или рукам, Богородицу и святых целуют в руку. Если на иконе изображена только голова, то позволительно приложиться к волосам. Ангела-Хранителя и архангелов можно целовать в крыло. Ни в коем случае не забывайте о правилах гигиены.

Женщинам перед тем, как прикладываться к иконе или мощам святых, следует стереть губную помаду. Рядом с иконами служащие в храме часто предусмотрительно оставляют носовые платки для вытирания иконы до и после прикладывания – не забывайте ими пользоваться. Если платка нет, воспользуйтесь личным. Всегда помните, что после вас эту святыню будет целовать другой человек, проявляйте уважение к нему, чтобы оно было проявлено и к Вам.

Можно ли прикладываться к иконам дома?

Православная церковь не возбраняет прикладывание к иконам в домашних условиях. Это можно сделать после утренних и вечерних молитв перед иконами Спасителя и Божьей Матери.

Прикладываться к иконе дома можно также в дни двунадесятых праздников или особо чтимых икон. Купить иконы для домашней молитвы можно в иконной лавке, в православном интернет-магазине, а также самостоятельно вышить бисером или крестом.

У людей, лишь недавно пришедших к Вере Христовой, возникает множество вопросов формального характера, касающихся поведения в церкви. Постараемся ответить на некоторые из них.

Как правильно входить в церковь и подходить к иконам

  • Подойдя к дверям церкви, положено три раза перекреститься, делая каждый раз поясной поклон. Мужчины должны входить в храм с непокрытой головой, а женщины, наоборот, покрывают голову.
  • Далее покупают у служителей свечи, чтобы поставить их перед иконами. Можно заказать поминание усопших и молитву за здравие близких вам людей, написав их имена на специальных записочках, чтобы их помянули во время службы (это оплачивается).
  • К каким иконам подходить в первую очередь? Далее проходят в главную часть храма, в центре которой находится аналой с иконой того святого, чей праздник отмечается в этот день, и крестом рядом. Перед аналоем крестятся дважды с поясными поклонами, можно поцеловать икону и крест.
  • Теперь можно поставить свечки за здравие и за упокой. За здравие их ставят тут же, перед аналоем, либо перед теми или иными иконами; за упокой – на канун, специальный столик слева, где есть место для 40 свечей. Можно поставить за упокой 1 свечку за всех, делать это нужно при выходе из церкви.
  • Передвигаясь по храму, нельзя проходить между аналоем и царскими вратами, аналой всегда должен быть спереди.
  • Обычно верующие ставят свечки и молятся перед иконами, вознося в молитвах благодарность и говоря о своих нуждах. Можно молиться перед иконой Спасителя и Богоматери, а можно выяснить, какой святой в каких случаях помогает лучше всего, и обращаться с молением к нему. Так, например, молитва перед иконой Целителя Пантелеймона читается для исцеления серьезных недугов, а акафист перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» — для избавления от пьянства.
  • Если вы оказались в церкви во время богослужения, лучше всего принять в нем участие, а уже потом совершать молитвы и ставить свечки. Если же такой возможности нет, нужно постараться как можно незаметнее передвигаться по храму, чтобы не отвлекать прихожан от молитвы.
  • При выходе из храма вновь трижды крестятся, отвешивая поясной поклон. Головной убор мужчинам можно надевать, только когда они покинут церковный двор.

Как следует прикладываться к иконе

Для православных икона – это не картина, изображающая Спасителя, Богородицу либо того или иного святого, это их образ, через который почитание и молитва дойдут до того, к кому обращены. Молясь иконе и прикладываясь к ней, верующий обращается с благодарностью или просьбой непосредственно к Господу, так как и Богородица, и святые являются нашими заступниками и ходатаями перед Ним.

Вознося молитву, верующий испытывает особое благоговение, и с таким же чувством следует прикладываться к иконе после молитвы перед ней. К принятой в православии молитве можно добавлять свои слова, а если вы не знаете канонического текста молитвы, просто говорить своими словами, чтобы поведать иконе-заступнице свои нужды. Главное, чтобы они шли от чистого сердца.

Дважды перекрестившись, слегка прикладываются губами к самому краю иконы (ни в коем случае не к губам и не к лику), затем прикладываются лбом и, отойдя, еще раз крестятся

Женщинам, у которых накрашены губы, необходимо заранее стереть помаду

Обязательно ли целовать иконы в церкви

В обычной жизни мы выражаем поцелуем свою любовь и доверие, как бы открываем свое сердце. Что касается целования икон, то это выражает наше благоговение перед образом того, кто изображен на иконе. Пусть не воспримут это сравнение как святотатственное, но мы целуем фотографии своих детей и родителей тоже с любовью, пусть и несколько иного рода. Тем самым мы не только выражаем свою любовь, но как бы передаем частицу ее любимым людям.

Однако после длительного периода безбожия на государственном уровне все чаще задают вопрос: можно ли целовать иконы в церкви. Люди, далекие от православия, даже пытаются объяснить с научной точки зрения, почему нельзя целовать иконы в церкви.

Аргументация у них следующая: прикасаясь к иконе губами, каждый человек оставляет на ней микробы и бактерии, и следующий, кто целует икону после него, рискует подхватить таких представителей условно-патогенной микрофлоры как стафилококки, стрептококки, синегнойная и кишечная палочки и пр. (Эта информация была получена на основе анализа смывов с десятка икон). Как видим, ничего смертельного, но для людей с ослабленным иммунитетом, особенно пожилых, это может представлять определенную опасность.

Как соотносятся научные данные и вера и всегда ли она спасает? По мнению верующих, на все воля Божья, но не будем забывать и старую русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». В качестве альтернативы можно просто приложиться лбом к краю иконы, выражая тем самым свое почитание и благоговение.

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Стоя в очереди, следует подходить к иконе в должном порядке, не спеша и не толкаясь, с чувством глубокого благоговения, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны совершать по дню - земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. В таком же расположении христиане должны подходить к Святому Евангелию, Кресту, мощам, потому что они являются также великими святынями.

Прикладываясь к изображению Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик. В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть нарисовано несколько священных лиц, но при стечении молящихся или большой очереди, целовать её полагается один раз, дабы не задерживать других, не искушать и тем самым не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго(ую)" или "Без числа согреших, Господи, помилуй мя".

Перед иконой Пресвятой Богородицы произносить: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Перед честным Животворящим Крестом Господним читают следующую молитву: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим", с последующим поклоном.

Перед изображением святого: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь Царствия Небесного».

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Кланяясь иконе, мы воздаём уважение Господу, Пречистой Богородице, всем святым. Можно сказать, это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека - мамы, папы, бабушки... Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа, мы словно целуем руку Самого Христа.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: "Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней". Данным догматом установлено воздавать иконам "почитательное поклонение" и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: "Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному".

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, "богословие в красках" раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

Традиционно иконы сияют золотом и яркими красками. У каждого цвета своё место, своё особое значение:

ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю, ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом, спасение и преображение человеческой души также сравнивается с ним. Как самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы святых, сияние вокруг фигуры Христа, одежды Спасителя, Богородицы и ангелов - всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Золото было всегда дорогим материалом, поэтому часто заменялось другими, семантически близкими цветами: красным, зелёным, жёлтым, охристым.

Почему именно золото? Потому что оно является символом негаснущего сияния, к тому же у молящегося христианина не должно быть никаких ненужных или отвлекающих ассоциаций, как, например, при взгляде на чёрный, зелёный, оранжевый или фиолетовый.

ЗЕЛЁНЫЙ символизирует вечную жизнь и цветение, считается цветом Святого Духа. Он природный и живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зелёным писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

ЖЁЛТЫЙ фон наиболее близкий по спектру к золотому, является часто заменой либо напоминанием о нём.

КОРИЧНЕВЫЙ - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

БЕЛЫЙ цвет и свет одновременно. Он символизирует чистоту, святость, непорочность, причастность божественному миру. Белым цветом пишутся одежды Христа, например, в композиции "Преображение". "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить." (Мк. 9:3).

Белому противостоит ЧЁРНЫЙ, не имеющий света и поглощающий все цвета. Чёрный, как и белый, употребляется в иконописи редко, потому что символизирует ад, максимальную удалённость от Бога - источника света. Ад в иконе изображается обычно в виде чёрной зияющей пропасти, бездны, которая разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах. Это хорошо видно на иконе "Воскресение"/"Сошествие во ад".

В композиции "Распятие" под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра, здесь видна голова Адама - первого согрешившего человека. Христос же принял все грехи рода человеческого на Себя "смертию смерть поправ", безгрешный, воскрес "...дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". (1Петр. 2:9).

КРАСНЫЙ делает иконы весьма выразительными, символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих. В русском языке слово "красный" означает "красивый", поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому он стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников, им сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писался фон в знак торжества вечной жизни.

СИНИЙ и ГОЛУБОЙ цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Голубой считался цветом Пресвятой Богородицы - чистый, небесный, непорочный. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Красный и синий часто выступают вместе, их сочетание являет собой природу Спасителя, земную, человеческую, небесную и Божественную. Здесь тайна Боговоплощения, тайна соединения двух миров: тварного и нетварного, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Цвета одежд Божией Матери те же - красный и синий, но расположены в другом порядке: Небесное и земное в Ней рассматриваются иначе. Если Христос - Первичный Бог, ставший человеком, то она земная женщина, родившая Бога.

Стоит заметить, что в иконописи никогда не использовался СЕРЫЙ цвет. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.

Цвет в иконе неразрывно связан со светом. При написании лика, идут от тёмного к светлому. Сначала кладут санкирь (тёмный оливковый цвет), производят вохрение (накладывание охр от тёмной к светлой), затем производится подрумянка и в последнюю очередь пишутся пробела (белильные движки). Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека. Особенно свет струится из глаз, озаряя весь лик святого. Свет в иконе выражен и через нимбы и через золотой фон. Говорят, икона "умирает", когда в ней исчезает внутренний свет.

Иконы - это богословие и откровение Божие на языке линий и красок. Они вещают людям о существовании и непосредственном присутствии Небесных сил. Силой своей неземной красоты, ведут к познанию Бога, являются источником благодати и устремляют к изображённым ликам благочестивые, молитвенные мысли. Через иконы люди способны общаться с Господом, Матерью Его Пречистой, ангелами, святыми угодниками, просить о ниспослании благодати, молиться за близких и родных, исцеляться от недугов, избавляться от грехов и искушений.

Как правильно прикладываться к иконам

Иконы - это средоточие реального присутствия. Святой Иоанн Златоуст советует перед тем, как начать молиться, встать перед иконой и закрыть глаза. Он говорит: «Закрой очи твои», потому что не от рассматривания иконы подается нам от нее помощь для молитвы.

Вы попробуйте закрыть глаза - и поймете, насколько легче идет молитва, сосредоточеннее, и сами сможете почувствовать присутствие Святого Духа, которое с открытыми глазами вы не чувствовали.

Чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, так что, целуя ее (прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.

Икона - святыня, и к ней следует подходить не спеша, без суеты. Обращение к иконе должно быть уважительным, т. к. на ней изображен святой лик. Произнесите мысленно молитву, перекреститесь дважды с поясными поклонами, приложитесь к иконе, в третий раз осените себя крестным знамением и вновь поклонитесь.

В таком же порядке следует подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию, Кресту, святым мощам.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги;

на иконе Божией Матери и святых - руку;

прикладываясь к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - волосы.

Не следует целовать лик на иконах!

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить молитву: «Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятилище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице. Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иные предстательницы, ни благая утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрывши во веки веков. Аминь».

Или такую молитву: «О Всепетая Мати, роджшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небесного наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа».

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Как правильно креститься «Перекрестись, сынок», – негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. «Во имя Отца, и

Из книги Исцели свою жизнь молитвами автора Золотухина Зоя

Глава 2 Молитвы, обращенные к иконам Пресвятой Богородицы Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете, от родителей праведных и богоугодных Иоакима и Анны.Праведные Иоаким и Анна дожили до старости, не имея детей, но

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Как важно правильно слушать В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:- Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему…

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

2. Почему люди в храме покланяются иконам? Вопрос:Почему люди в храме покланяются иконам? В Ветхом Завете во Второзаконии 5 глава 8-ой стих Исход 20 глава: 4 и 5 стих, сказано; " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Почему люди в храме покланяются иконам? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПриведенное место из книги «Исход» относится к историческому Израилю - народу, который более 400-х лет жил в Египте среди язычников и был заражен идолопоклонством.

Из книги Как реагировать на несправедливость автора Бивер Джон

3. Как реагировать правильно Мы с вами говорили о том, что Бог хочет, чтобы мы позволили Ему Самому разобраться со случаями несправедливого отношения. Но как же нам реагировать на подобные ситуации? Пытаться разобраться самим - неправильно. А как поступить

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых , то пусть знают таковые, что

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

Как правильно молиться 1. Избери молитвенное правило – утреннее, дневное, вечернее.2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа.3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговением), тщанием (старанием) и

Из книги Догматические сочинения автора Грек Максим

XXIII. Против лютеран - слово о поклонении Святым Иконам Сказал Господь Моисею: не сотвори себе всякого подобия (Исх. 20, 4), но не сказал: не сотвори никакого подобия, а всякого, какие делают еллины, изображая подобия и лица волхвов, прелюбодеев и убийц, зверей и птиц и гадов,

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Как правильно верить? Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос об уровне веры. В двух историях в Торе наши праотцы были наказаны за недостаток веры: Аврам, когда получил обещание от Всевышнего унаследовать землю Израиль и не поверил в это, спросив: «Как я узнаю, что унаследую

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Как правильно молиться Эти вопросы часто задают себе люди, приступающие к чтению молитв: как правильно читать их – вслух или про себя, оставаться ли всегда в рамках канонических текстов, приведенных на страницах молитвословов, или же позволить молитвенным просьбам

Из книги За помощью к Богу. Как молиться и что делать в храме автора Измайлов Владимир Александрович

Как правильно одеваться? Правила для женщинКонечно, в церковь нужно надевать лучшие вещи, но при этом выглядеть скромно и ни в коем случае не вызывающе. Строгая одежда ко многому обязывает и с хорошей стороны характеризует моральный облик человека.Для храма

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Как правильно прикладываться к иконам? Прежде всего нужно зажечь и поставить свечу, затем обратиться с молитвой, дважды перекреститься.К иконам нужно подходить, оставив объемные сумки в стороне, лучше под чьим-то присмотром, подходить степенно и не торопясь, с

Из книги автора

Поклонение святым и иконам «Специализация». В среде прихожан широко распространено убеждение, что святые имеют определенную «специализацию» и в каждой конкретной нужде следует обращаться именно к «специальному» святому, поскольку только он может помочь в данном


Close