Самому древнему паломническому маршруту Европы - пути апостола Иакова в Испании посвящен самый первый путеводитель для паломников. Его автором считается папа римский Каллист II (XII век). Путь был опасным, все время нападали мавры-мусульмане и местные бродяги. Обеспечивали охрану рыцари Ордена святого Иакова, но решались идти только герои духа (и судя по историческим источникам, их было немало). Сегодня Путь апостола Иакова охраняется ЮНЕСКО. А паломникам, его прошедшим, выдают «паспорт пилигрима».

Мощи ап. Иакова хранятся под спудом в капелле собора Апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела на площади Обрадойро. Обычно она закрыта - католики молятся у стены, такая у них традиция, но для православных капеллу открывают

В Испании любой католик вам расскажет предание: когда апостол Иаков (Зеведеев), старший брат Иоанна Богослова, сын Грома (как называли его испанцы), был казнен в Иерусалиме в 44 году по Рождестве Христовом внуком Ирода Агриппой (Иаков стал первым из апостолов, принявшим мученическую кончину за проповедь Христа), ученики тайно положили тело апостола в лодку и пустили по Средиземному морю. Та чудесным образом пристала к испанскому берегу, в месте, где сейчас находится город Сантьяго-де-Компостела.

В начале IX века живший в этой местности монах-отшельник Пелайо ясным солнечным днем увидел в небе яркую звезду, пошел на ее свет и обнаружил ковчег с нетленными мощами апостола. Обретение мощей святого Иакова произошло в опасную для Испании пору: мавры покорили почти весь Пиренейский полуостров, у христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. Поэтому чудесное обретение мощей Иакова восприняли как знак свыше и обещание помощи. На месте обретения была поставлена небольшая церковь, веком позже - базилика святого апостола Иакова. С тех пор осталось немало свидетельств чудесной помощи Иакова в защите многочисленных христианских государств, существовавших в IX-XI веках на территории Пиренейского полуострова, - Арагона, Наварры и Кастильи, - от мавров. Вскоре святой Иаков (по-испански Santiago) стал небесным покровителем испанцев, а как апостол, предпринявший, по преданию, далекое путешествие из Святой земли в Испанию, - покровителем паломников. Сантьяго-де-Компостела, где были обретены и покоятся мощи апостола Иакова, уже с XII века считается, после Иерусалима и Рима, главным паломническим центром всех западных христиан. В средневековом искусстве сохранилось много изображений апостола Иакова в образе путника в украшенной ракушками шляпе (и сегодня ракушка - символ паломников, идущих по пути апостола), с посохом и сумой.

Путь апостола Иакова - паломничество к его мощам в Сантьяго-де Компостела - самый древний паломнический маршрут Европы. Самый-самый древний - паломничество в Святой град к Гробу Господню, но это уже Европа-Азия. Поклониться мощам апостола стали ходить (только пешком) с X века - тогда и появляется путь, который уже в самом начале имел несколько маршрутов, заметно отличных друг от друга. Но главная магистраль проходит по северному побережью Пиреней, начинаясь в городе Памплоне. Длина пути - около 800 км.

Пути апостола Иакова был посвящен и самый первый в мире путеводитель, написанный, по преданию, римским папой Каллистом II в XII веке. Его и сейчас можно считать образцом жанра: автор заботился как о бытовой стороне маршрута, так и о, например, культурологической и настолько профессионально описывал местные достопримечательности, что современные искусствоведы, специализирующиеся на романском стиле, до сих пор используют этот путеводитель как справочник. Составленный грамотной и заботливой рукой, путеводитель называл города, через которые было удобнее добраться до места, наиболее безопасные дороги, церкви с местными святынями и рекомендациями, от чего какие мощи помогают (а говорят, только православные этим увлекаются), монастырские гостиницы для отдыха, реки, откуда нельзя пить воду и поить лошадей, лодочные переправы, где меньше берут денег за проезд.

С X века путь апостола Иакова почти не изменился, разве что стал намного более комфортным и безопасным. Сегодня по нему можно передвигаться на велосипеде или лошади. Чтоб не заблудиться, повсюду поставлены специальные указатели с изображением звезды с расходящимися лучами в форме раковины - символом паломников, идущих по пути. Нет никаких проблем с тем, как поесть-отдохнуть: вдоль всего пути построены бесплатные «ночлежки» с душевыми и бесплатными же медпунктами. На двухъярусных лежаках есть матрацы и подушки (без белья). Кого только здесь не встретишь: французы, итальянцы, немцы, британцы, даже кубинцы. На всех остановках - рестораны, предлагающие «меню пилигрима». Дешево и вкусно. Идут паломники с восхода солнца до полудня - потом слишком жарко. Амуниция: обязательный головной убор, солнцезащитные очки и максимально удобная обувь - с носками, чтобы не набить мозоли.

Но вся эта информация для нас - на перспективу: православные по Европе паломничают недавно, поэтому в организованном виде, через агентства, «пути апостола Иакова» пока не освоили. Но к самим мощам апостола в Сантьяго-де Компостела вас доставят. Мощи апостола покоятся в небольшой капелле (часовне) собора его имени. Обычно она закрыта (у католиков так принято - хранить особо чтимые святыни под спудом и молиться рядом), но если попросить, даже в неурочное время - например, группа запоздала, всегда откроют, даже если придется специально идти за ключом.

А еще в соборе Апостола Иакова каждый день в 12 часов дня под высокие готические своды взмывает огромного размера кадило и долго раскачивается. Служители собора объяснили, что это - символ нашей молитвы. В их словах мне послышалось что-то знакомое, а, вот: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» - Псалом 140, стих 2. Ну да, чего удивляться, Псалтырь - это наш общехристианский источник.

Собор апостола Иакова - памятник романского искусства, хотя и с подновленным барочным фасадом, - расположен на площади Обрадойро в старом квартале города. Вокруг дворцы, церкви и монастыри: смесь романского стиля с барокко и неоклассицизмом, по «камням» можно прочитать историю любого испанского города. За зданием собора - два монастыря XVI века: Сан-Мартин-Пинарио и Сан-Пелайо, здесь можно попробовать пирожные и лимонное печенье, которые собственноручно выпекают монахини.

В Средние века пилигримы в Сантьяго-де Компостела шли со всех стран Европы, принося с собой новые культурные и религиозные традиции: например, считается, что грегорианские хоралы появились в северных монастырях Испании (в Риохе и Наварре) именно благодаря первым паломникам, пришедшим навестить мощи святого Иакова. Когда-то путь Сантьяго не только стал главной христианской артерией старого континента, но и объединил христиан всей Европы.

Католикам, прошедшим путь апостола Иакова, по традиции в соборе, после специальной службы для паломников, выдается свидетельство: «паспорт пилигрима». Еще в 70-е годы XX века такой паспорт получили всего 13 паломников. А в 1999-м - 150 тысяч. Сотни тысяч людей со всего мира каждый год выбирают этот путь: кто ищет чудес, кто - себя; кто хочет пройти теми же дорогами, по которым шли их предки десять веков назад; кто просто осматривает достопримечательности. Наверняка не все, идущие путем апостола, практикующие христиане. Но традиции своей веры чтут, а не воюют с ними. Может, поэтому каждый год число желающих пройти по пути апостола Иакова растет?

Адрес: Испания, город Сантьяго-де-Компостела, площадь Обрадойро, собор Апостола Иакова.
Мощи апостола Иакова находятся в специальной капелле (часовне) собора. Собор открыт с 9.00 до 19.00.
В соборе есть музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.
Как добраться: самолетом - аэропорт Сантьяго-де-Компостела Lavacolla находится в 11 км к востоку от города. На поезде - до Мадрида от станции Chamartín; 42,20 евро).

Святой апостол Иаков, брат Господень - один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (Деяния 12:17; Деяния 15:13-21; Деяния 21:18) и в Послании к Галатам (Гал. 1:18; Гал. 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Литургия святого апостола Иакова

Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения "так долго, как мог" и "сколько позволяло время". Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня - это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже) . В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто "константинопольском" виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие - это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме - три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе - в любое время года, по желанию настоятеля).

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным - в 49 году) . Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18:17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

Смерть Иакова, брата Господня

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: "Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона" (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: "Скажи нам о Распятом?" - "Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник. - Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных" . В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: "Осанна Сыну Давидову!" Первосвященники же и книжники закричали: "О, и сам праведник в заблуждении!" - и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: "Господи, прости Они не ведают, что творят" . "Побьем его камнями" , - закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда) начал уговаривать их: "Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится". Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

Соборное послание апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Центральная мысль Послания - «вера без дел мертва» . По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Исторические сведения об апостоле Иакове, брате Иисуса

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах) , надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.

Оссуарий апостола Иакова, брата Господня

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.

Человек покорил космос, высадился на Луне, но по-прежнему мечтает о чуде. Отличная возможность увидеть чудо собственными глазами, а заодно испытать себя — пройти дорогой святого Якова. Старинный путь пилигримов, проложенный по Пиренеям к побережью Атлантического океана, растянулся на 800 километров. Чтобы преодолеть его, требуется хорошая физподготовка и вера в помощь свыше.

МЕККА ДЛЯ КАТОЛИКОВ

Этот маршрут больше известен как Путь Сантьяго, или Эль Камино де Сантьяго. Сейчас по нему проходят 150-200 тысяч человек в год. Так, в 2013 году могилу святого Якова посетили 215 880 паломников. Для сравнения: в 1970 году, когда после долгих лет забвения европейцы вновь открыли для себя этот маршрут, его преодолели всего 68 человек. За эти годы дорога святого Якова стала невероятно популярной. Разумеется, далеко не все отправляются в путешествие из религиозных соображений. Многие рассматривают маршрут как хороший вариант для отпуска, благодаря которому можно увидеть много интересных и красивых мест или отдохнуть от суеты больших городов. Но большинство пилигримов, как и раньше, мечтают о соприкосновении с чудом. Такую возможность католикам предоставляют всего три пути так называемого великого паломничества: к Гробу Господню в Иерусалиме, к гробнице святого Петра в Риме и к мощам святого Якова на испанское побережье Атлантики. Испанское местечко Сантьяго-де-Компостела, куда ведет дорога святого Якова, является третьей по значению святыней католичества. Причина такого поклонения — мощи святого Якова, главная реликвия .

МЕСТО, ОБОЗНАЧЕННОЕ ЗВЕЗДОЙ

Самое большое чудо произошло в Галисии в 813 году, когда один монах, следуя указанию лучей необычайно яркой звезды, обнаружил в земле нетленные мощи. Сомнений в том, что мощи принадлежат Якову, быть не могло: к телу усопшего прилагался свиток, на котором черным по белому указывалось, кто есть кто. Яков был двоюродным братом Иисуса Христа, а также одним из его апостолов. По преданию, ему отсекли голову за горячие проповеди в 44 году в Иерусалиме, останки положили в лодку и пустили в воды Средиземного моря. На месте находки, указанном звездой, построили часовенку, а вокруг нее со временем появились и другие здания. Так в Галисии образовался городок Сантьяго-де-Компостела. Слово «компосте-ла» происходит от латинского выражения Campus Stellae , что в переводе означает «Место, обозначенное звездой». За века часовня выросла до громады собора Святого Якова, который уже в Средневековье прославился на весь христианский мир в качестве хранилища останков праведника.

Первым к мощам святого Якова отправился король франков Карл Великий. Накануне ему приснилась усыпанная звездами дорога, напоминающая Млечный Путь. Она протянулась через все Пиренеи, а путеводная звезда указывала место на карте, где позже возник городок Сантьяго-де-Компостела. Голос свыше велел Карлу Великому расчистить эту дорогу от мавров. В те времена к таким знакам относились серьезно, Карл собрал войско и под знаменами святого Якова повел его через Пиренеи. Поход закончился победой франков — Карл освободил от владычества мавров Наварру, Риоху, Кастилию, Леон, Галисию. Благодарные испанцы подвиг Карла Великого не забыли — с тех пор Млечный Путь называют Небесным Путем Сантьяго. Реконкиста — освободительная борьба против мавров — закончилась в 1492 году, когда с полуострова был изгнан последний мавританский правитель. За это время мощи святого Якова превратились в могущественный христианский талисман. Неоднократно великомученик являлся освободителям в тот момент, когда, казалось, удача отворачивалась от них.

НЕВИДИМЫЙ ДОЗОР

Люди до сих пор верят в заступничество святого Якова. Из уст в уста передают историю о том, как однажды во время паломничества некоего юношу ложно оклеветали в воровстве и осудили на повешение. Спустя месяц, возвращаясь на родину, пилигримы нашли повешенного... живым! Когда беднягу сняли с виселицы, он рассказал, что от верной гибели его уберег сам святой Яков, который поддерживал его тело. С той поры то здесь, то там на дороге встречается изображение висельника, а рядом с ним — великомученик Яков, поддерживающий его. Это наглядное напоминание всем путешественникам о том, что они находятся под покровительством праведника.

День за днем шагают пилигримы по бесконечной дороге, что вьется козьими тропами в Пиренеях, петляет между засеянными полями в испанской глубинке. Позади остаются идиллические деревушки. Кажется, сегодня тут ничто не угрожает простому путешественнику. Однако это обманчивое представление. На стенах старых домов кроме гербов можно увидеть кресты, а на окнах — пучки трав. Зачем? Местные жители свято верят, что на дороге обитает нечистая сила, от которой обязательно нужно защищаться. Кресты и травы — это обереги от оборотней и прочей нечисти, что старается сбить с пути истинного и местных жителей, и пилигримов.

Описания чудес, которые случаются на Пути Сантьяго, можно послушать в соборе Святого Якова каждое воскресенье и в праздничные дни, когда апостолу читают акафист. Говорят, что одна женщина рожала мертвых младенцев. И только после того, как она дала обет пройти всю дорогу святого Якова пешком, она родила здорового мальчика. Но это еще не все: женщина стала матерью трижды!

Еще рассказывают, что после молитвы перед иконой святого Якова в Сантьяго-де-Компостеле многие получают помощь в несчастьях и болезнях. Одна женщина шла по дороге, и вылетевший из-под машины камешек сильно ударил в глаз. Образовался отек. Пришлось обратиться в местную больницу. Врачи запугали женщину: мол, возможно отслоение сетчатки, надо срочно прекращать путь. Но женщина много лет собиралась преодолеть дорогу Якова, поэтому решила довести начатое до конца. Когда она добралась в Сантьяго-де-Компостелу, глаз перестал болеть. После обследования выяснилось, что с ним действительно все в порядке.

ДА ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ

Прежде чем выйти в путь, паломники должны получить специальный паспорт. Документ выдают в церквях, монастырях, приютах для путешественников. Второй вариант — паспорт можно получить по почте. Важная бумажка дает право останавливаться на ночлег в специальных бесплатных приютах для паломников. По пути нужно ставить в паспорт печати церквей или приютов, которые посещает паломник. Если в конце путешествия он захочет получить именной сертификат на латинском языке о прохождении Пути Сантьяго, эти печати послужат подтверждением.

По дороге в Сантьяго-де-Компостелу везде — на фасадах церквей и соборов, на крестах и фасадах жилых домов, в витринах сувенирных лавочек, на тротуарной плитке и на ограде — попадается изображение морской раковины. Кроме того, чтобы паломники не сбились с дороги, весь Путь Сантьяго отмечен специальными указателями с изображением ракушки и желтой стрелки.

Существует несколько предположений, почему еще в старину раковина морского гребешка стала символом паломников. По одной из версий, богомольцы верили, что в море водится удивительная рыба, у которой с каждого бока находится по раковине, и вот эти-то раковины пилигримы и собирали, чтобы нашить на одежду. По другой версии, странники привозили раковины с Финистерре — самого западного мыса на атлантическом побережье — в доказательство того, что им удалось дойти до края земли. Вот и сегодня, отдавая дань традиции, все паломники прикрепляют красивые раковины к своим рюкзакам.

Годов, популярность маршрута вновь начала возрастать: так, если в 1978 году по нему прошли всего 13 человек, то в 2009 - более 145 тысяч Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Определённую роль в популяризации Пути Святого Иакова сыграл роман Пауло Коэльо «Дневник мага », изданный в 1987 году .

История маршрута

Рост популярности маршрута

Город Компостела с захоронением покровителя страны и одного из двенадцати апостолов стал особой святыней Испании, а также католического мира. Для установления традиции большое значение имел, как гласит легенда, сон императора Карла Великого : ему приснился Млечный Путь , который простирался к святому месту через Францию и Испанию, а Господь призывал Карла расчистить «звёздную» дорогу от мавров. Император повёл войска через Пиренеи и освободил Кастилию и Леон , Галисию , Наварру и Ла-Риоху .

Первым известным паломником был епископ Годескальк (Готшальк) из Ле-Пюи . Он совершил путешествие из Франции в Компостелу зимой 950-951 годов .

В Средневековье количество паломников, перемещавшихся по дорогам, ведущим в Компостелу, было колоссальным. Но со временем эпидемия чёрной чумы , резко сократившая население Европы, а затем Реформация и политическая нестабильность XVI века привели к спаду популярности паломничества. В XIX веке произошло «открытие» пути Святого Иакова учеными и искусствоведами, которые с изумлением обнаружили вдали от основных культурных центров и столиц, в небольших городках, выдающиеся памятники средневекового искусства, выпавшие из внимания публики в предшествующие несколько веков. В 1980-е годы количество паломников можно было пересчитать по пальцам, но с той поры отмечают возрастающий интерес, и количество путешественников со всех континентов растёт.

Святое путешествие в Сантьяго совершили в разное время английский король Эдуард I , король Иерусалима Жан де Бриенн , Франциск Ассизский , Ян ван Эйк , папа Иоанн Павел II , известный бразильский писатель Пауло Коэльо и многие другие. С 1999 года по «Дороге Иакова» паломничают православные верующие из России и с Украины .

Географическая характеристика

Компостела привлекала богомольцев со всех краёв Европы. По Пути Святого Иакова шли верующие из Франции, Португалии, Англии, Ирландии, Польши и прочих стран. Популярности Пути Святого Иакова в Средние века способствовало то, что он объединял в себе многие местные паломничества, то есть путь был проложен так, чтобы паломник мог посетить самые почитаемые святыни (мощи святой Веры, Марии Магдалины , Илария, Фронто, святого Леонарда, святого Жиля , святого Евтропия и прочих).

Основные дороги

Самый важный участок Пути Святого Иакова начинается на юге Франции, идет через Пиренеи (через перевалы Ронсеваль или Сомпорт). Главная магистраль в Испании ведет от Памплоны до Сантьяго-де-Компостелы и носит название «Дороги французских королей » .

Сходящиеся к перевалам маршруты на территории Франции:

  1. Тулузская дорога (Via Tolosana) - начиналась на востоке и шла через Сен-Жиль , Сен-Гильем-ле-Дезер и Тулузу .
  2. Поденская (Via Podensis) - почти параллельна предыдущей, начиналась в Ле-Пюи и проходила через Конк и Муасак .
  3. Лиможская (Via Lemovicensis) - начиналась в Везле , проходила через Лимож и Перигё и соединялась с Поденской в Ронсенвалле.
  4. Турская (Via Turonensis) - шла от Ла-Манша , через Тур , Пуатье , Сент и Бордо .

Влияние Пути Святого Иакова

Значительные и постоянные миграции больших масс населения не могли не повлиять на обитателей городов вдоль этого маршрута. Паломникам требовалось отдыхать и питаться: большинство из них останавливалось в расположенных на дороге монастырях и церквях, где также могли поклониться менее значимым, но тем не менее также почитаемым мощам святых.

Монастыри, лежащие возле паломнических дорог, процветали. Но большие толпы требовали переработки как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и принципов быта, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов культа. Путь Святого Иакова был маршрутом, благодаря которому начинает складываться так называемый тип паломнической церкви . Основные отличия подобного типа от предшествующей стеснённой романской архитектуры: пространство стало просторным, размеры увеличивались, а разумная планировка последовательности помещений позволяла удобно регулировать человеческие потоки. Вдоль Дороги выросло огромное количество соборов, с различными (незначительными) вариациями повторявшими выработанный тип .

Выдающиеся личности

Путь Св. Иакова в культуре

Легенды и фольклор

Невинного юношу на пути в Компостелу повесили по ложному обвинению в воровстве. Месяц спустя возвращавшиеся родители нашли его ещё живым на виселице - тело поддерживал святой Иаков. Изображение сюжета встречалось на алтарях и витражах [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] .

Символика

Эмблемой этого святого является изображение раковины . Ракушки были отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова, нашивавшимся, например, на одежду. Изображения ракушки украшают здания и дорогу вдоль всего маршрута.

Путь Св. Иакова в искусстве

Литература

  • Д. Лодж , «Терапия»
  • П. Коэльо , «Дневник мага »
  • П. Коэльо , «Одиннадцать минут »
  • П.Коэльо «Алхимик»
  • упоминается у Марчелло Симони «Продавец проклятых книг»
  • Максим Беспалов, «Путь на Край Света» (укр. «Шлях на Край світу») - книга про путешествие современных украинских паломников по Camino de Santiago

Кино

  • Паломничество в Компостелу - один из сюжетных мотивов кинофильма Луиса Бунюэля «Млечный Путь »
  • Фильм «Песнь о Роланде » (1978) рассказывает о труппе бродячих актёров во времена крестовых походов совершающих паломничество в Сантьяго-де-Компостела.
  • В 2010 году вышел фильм «Путь » Эмилио Эстевеса , который рассказывает об отце, прошедшем Путь Святого Иакова, чтобы отдать память своему сыну, погибшему в самом начале этого пути. Главную роль исполнил отец Эстевеса, Мартин Шин .
  • Я понесу тебя на край света (фильм) (нем.) русск. (2010).
  • Телефильм «Пилигрим » (2014) рассказывающий о женщине совершающей паломничество в XIV веке.

Напишите отзыв о статье "Путь Святого Иакова"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Путь Святого Иакова

– Покажи мне его, Север... – шёпотом попросила я. – Покажи мне, каким он был.
Воздух вокруг заколебался мягкими волнами, искрясь и сгущаясь, будто открывалась таинственная невидимая дверь. И тут я увидела их!.. В просторной каменной пещере, двое чудесных белокурых детей весело беседовали о чём-то, сидя у маленького природного каменного фонтана. Мир вокруг них казался счастливым и солнечным, впитывавшим струившуюся от их чудесных душ, тихую радость... Мальчик был гордым, высоким и очень стройным для своих тринадцати лет. В нём бушевала огромная внутренняя сила, но, в то же время, он был мягким и очень приятным. Он глядел на мир весело, и... очень мудро, будто было ему внутри не менее сотни лет. Временами его лучистые синие глаза вспыхивали, пронизывая стальным серым цветом, но тут же опять искрились весельем, любуясь своей очаровательной смешливой собеседницей... А девочка и правда была необычайно хороша. Она напоминала чистого ангела, только что спустившегося с небес. Прижавши к груди, она держала старую, толстую книгу. И видимо ни за что не собиралась её отпускать. Волнистые, очень длинные золотые волосы, были подвязаны голубой шёлковой лентой, удачно оттенявшей цвет её смеющихся, небесно-голубых глаз. Маленькие ямочки на розовых щеках делали её милой и весёлой, как чистое майское утро... Дети были одеты в длинные, снежно белые, одинаковые одежды, подпоясанные золотыми поясами и выглядели чудесной парой, вышедшей из красивой старой картины... Они чудесно подходили друг другу, чем-то дополняя и соединяя недостающее каждому, создавая одно целое, которое порвать было невозможно... Это были Иисус и Магдалина, будущий Спаситель Человечества и его единственная и большая, будущая Любовь.
– Но ведь они совершенно другие! – искренне удивляясь, воскликнула я. – Совсем не такие, какими их рисуют! Разве же они не иудеи?!
– А они ими никогда и не были – пожал плечами Север. – Это люди, которым нужна была власть, очень «умно» решили стать «детьми убитого Бога», этим же самым, делая «ИЗБРАННЫМ» самый опасный на Земле народ. Иисус же был сыном Белого Волхва и нашей ученицы, Ведуньи Марии. Они родили его, чтобы привести на Землю его удивительную Душу.
Я остолбенело уставилась на Севера...
– А как же иудейка Мария и Иосиф?! Как же тот же самый Назарет?..

– Никогда не было иудейки Марии, Изидора, ни Иосифа рядом с Иисусом. Была Ведунья Мария, которая прямо перед его рождением шла сюда, в Мэтэору, чтобы он родился здесь, среди Волхвов и Ведьм. Но она опоздала... Иисус родился неделей раньше, НА ЗАРЕ, в маленьком домике на берегу реки. А его рождение сопровождала Светлая Утренняя Звезда. Наши Волхвы спешили к нему, чтобы увидеть его и защитить. А его Учитель и Отец пришёл поклониться, чудесной душе своего новорождённого сына. Волхвы призвали его на Землю, чтобы остановить «чуму», которая, как паук, уже давно плела здесь свои чёрные сети. И именно Волхвы послали Христа к иудеям. Но сам Иисус никогда иудеем не был. Волхвы надеялись, что у него найдётся достаточно сил, чтобы остановить «чёрное» Зло, уже расползавшееся по Земле. Но Иисус проиграл, недооценив «великих слабостей» человека... Земля не была готова к Его приходу, так же, как не готова к приходу ВЕДАЮЩИХ, Изидора. А мы не готовы ей помочь. Когда придёт правильное время – мы откроем Двери. И, возможно, на Земле восторжествует Свет. Но этого не будет ещё очень долго... Ты прости.
Меня взорвало.
– Значит, что же – Вы просто будете спокойно наблюдать, как уничтожают лучших?!.. Но ведь это также и Ваш мир, Север! Как же Вы можете так просто оставлять его на погибель? Легче всего – взять и уйти. Или просто ЖДАТЬ. Но разве тебя не будет преследовать такое предательство всю твою оставшуюся длинную жизнь?.. Разве ты сможешь спокойно где-то обитать, не думая обо всех погибших?!.. Я не верю в красивое будущее, построенное на чужих смертях, Север! Это страшно. Мир никогда не будет таким же, если мы не поможем ему сейчас! Прошу тебя, помоги мне Север...
Я готова была пасть на колени, если бы это могло чем-то помочь. Но, я видела, что ничего от этого не изменится... Эти люди жили в своей Правде, очень обособленной и чужой. Я не могла понять, как же им не было стыдно оставаться в стороне, когда самые лучшие и талантливые дети земли горели тысячами, проклиная свой дар и умирая в страшнейших муках.... У меня опустились руки – я не могла воевать одна. Он был прав – у меня не было достаточно сил.
– Как же можно принять такое, Север!.. Как же мы можем разрешать «чёрному» захватить нашу прекрасную Землю?.. Разве твои Великие Учителя не видят происходящего? Как же после всего верить во что-то светлое, Север?!..
– Земля будет ещё очень долго и страшно страдать, Изидора... Пока не придёт к самому краю погибели. И всегда за неё будут гибнуть лишь самые лучшие. А потом придёт время выбора... И только сами люди смогут решить, хватит ли у них сил, чтобы выстоять. Мы лишь укажем путь.
– А ты уверен в том, что будет, кому указывать, Север? Возможно тем, кто останется, будет уже безразлично...
– О, нет, Изидора! Человек необычайно силён в своей выживаемости. Ты даже представить себе не можешь, как он силён! И настоящий Человек никогда не сдаётся... Даже если он остаётся один. Так было всегда. И так всегда будет. На Земле очень сильна сила Любви и сила Борьбы, даже если люди пока ещё этого не понимают. И здесь всегда найдётся кто-то, кто поведёт остальных за собой. Главное лишь в том, чтобы этот Ведущий не оказался «чёрным»... С самого своего рождения человек ищет цель. И только от него зависит, найдёт он её сам или окажется тем, которому эта цель будет дана. Люди должны научиться думать, Изидора. А пока, к сожалению, многих устраивает то, что за них думают другие. И пока это будет продолжаться, Земля всё так же будет терять своих лучших сынов и дочерей, которые будут платить за невежество всех «ведомых». Поэтому-то я и не буду тебе помогать, Изидора. И никто из нас не будет. Ещё не пришло время, чтобы на карту было поставлено всё. Если мы погибнем сейчас, борясь за горстку Просветлённых, даже если им уже пришло время ЗНАТЬ, то после, «знать» уже будет некому более... Вижу, не убедил тебя, – губы Севера тронула лёгкая улыбка. – Да ты и не была бы собой, если бы убедил... Но прошу тебя только об одном – уходи, Изидора! Это не твоё время, и не твой это мир!
Мне стало до дикости грустно... Я поняла, что и здесь проиграла. Теперь всё зависело только лишь от моей совести – соглашусь ли я уйти, или буду бороться, зная, что на победу нет никакой надежды...
– Что ж, Север, я останусь... Пусть я не столь мудра, как ты и твои Великие предки... но думаю, если бы они и вправду были бы такими «Великими» – вы бы помогли нам, а они простили бы вас. Ну, а если нет – то, возможно, не такие уж они и «великие»!..
Горечь говорила моими устами, не позволяя мыслить трезво... Я не могла допустить мысли о том, что помощи ждать было не от кого... Что вот, прямо здесь были люди, которые в силах были помочь, всего лишь протянув руку. Но не захотели. Они «защищались» высокими целями, отказываясь вмешиваться... Они были МУДРЫЕ... Ну, а я всего лишь слушала своё сердце. Я хотела сберечь любимых, хотела помочь остальным не терять дорогих им людей. Хотела уничтожить Зло... Возможно, в «мудром» понимании я была всего лишь «ребёнком». Возможно – не доросла. Но даже проживи я тысячу лет, я никогда бы не смогла наблюдать спокойно, как от чьей-то зверской руки гибнет невиновный, прекрасный человек!..
– Хочешь ли увидеть настоящую Мэтэору, Изидора? Вероятнее всего, у тебя уже больше никогда не будет такой возможности, – грустно произнёс Север.
– Могу ли я спросить, что означает слово – мэтэора?
– О, это было давно, когда назвали его... Теперь это уже не имеет значения. А когда-то оно звучало немного по-другому. Это значило – МЫ-ТЕ-У-РА, что означало – близкие к свету и знаниям, хранящие их и живущие ими. Но потом слишком много «незнающих» стало искать нас. И имя изменилось. Многие не слышали его звучания, а многих это и не волновало вовсе. Они не понимали, что, даже ступая сюда, они уже соприкасались с ВЕРОЙ. Что она встречала их уже у самого порога, начинаясь с имени и понимания его... Знаю, это не твоя речь, и тебе, наверное, трудно её понять, Изидора. Хотя твоё имя тоже относится к таковым... Оно значимо.
– Ты забыл, что для меня не важен язык, Север. Я чувствую и вижу его – улыбнулась я.
– Прости, ведающая... Я запамятовал – кто ты. Желаешь ли узреть то, что дано только знающим, Изидора? У тебя не будет другой возможности, ты больше не вернёшься сюда.
Я лишь кивнула, стараясь удержать, готовые политься по щекам злые, горькие слёзы. Надежда быть с ними, получить их сильную, дружескую поддержку умирала, даже не успев хорошенько проснуться. Я оставалась одна. Так и не узнав чего-то очень для меня важного... И почти беззащитная, против сильного и страшного человека, с грозным именем – Караффа...
Но решение было принято, и я не собиралась отступать. Иначе, чего же стоила наша Жизнь, если пришлось бы жить, предавая себя? Неожиданно я совершенно успокоилась – всё наконец-то стало на свои места, надеяться больше было не на что. Я могла рассчитывать только на саму себя. И именно из этого стоило исходить. А какой уж будет конец – об этом я заставила себя больше не думать.
Мы двинулись по высокому каменному коридору, который, всё расширяясь, уходил вглубь. В пещере было так же светло и приятно, и лишь запах весенних трав становился намного сильнее, по мере того, как мы проходили дальше. Неожиданно прямо перед нами засияла светящаяся золотая «стена», на которой сверкала одна-единственная большая руна... Я тут же поняла – это была защита от «непосвящённых». Она была похожей на плотный мерцающий занавес, сотворённый из какой-то, невиданной мною, блистающей золотом материи, через который без посторонней помощи мне, вероятнее всего, не удалось бы пройти. Протянув руку, Север легко коснулся её ладонью, и золотая «стена» тут же исчезла, открывая проход в удивительное помещение.... У меня сразу же появилось яркое чувство чего-то «чужого», будто что-то говорило мне, что это был не совсем тот привычный мне мир, в котором я всегда жила... Но через мгновение странная «чужеродность» куда-то исчезла, и опять всё стало привычно и хорошо. Прощупывающее ощущение чьего-то невидимого за нами наблюдения усилилось. Но оно, опять же, не было враждебным, а скорее похожим на тёплое прикосновение доброго старого друга, когда-то давно потерянного и теперь вдруг заново обретённого... В дальнем углу помещения сверкал переливаясь радужными брызгами маленький природный фонтан. Вода в нём была столь прозрачной, что видна была лишь по радужным отблескам света, блестящим на дрожащих зеркальных каплях. Глядя на этот чудо-родник, неожиданно для себя я вдруг почувствовала жгучую жажду. И не успев спросить Севера, могу ли попить, тут же получила ответ:
– Конечно же, Изидора, попробуй! Это вода Жизни, мы все пьём её, когда не хватает сил, когда ноша становится неподъёмной. Попробуй!
Я нагнулась, чтобы зачерпнуть ладонями чудотворной воды, и почувствовала невероятное облегчение, даже ещё не успев коснуться её!.. Казалось, все мои беды, все горечи куда-то вдруг отступили, я чувствовала себя непривычно успокоенной и счастливой... Это было невероятно – я ведь не успела даже попробовать!.. Растерянно обернулась к Северу – он улыбался. Видимо, такие же ощущения испытывали все, кто прикасался к данному чуду впервые. Я зачерпнула воду ладонями – она сверкала маленькими бриллиантами, как утренняя роса на освещённой солнцем траве... Осторожно, стараясь не пролить драгоценные капли, я сделала малюсенький глоток – по всему телу разлилась неповторимая лёгкость!.. Будто взмахом волшебной палочки кто-то, сжалившись, сбросил мне целых пятнадцать лет! Я чувствовала себя лёгкой, точно птица, парящая высоко в небе... Голова стала чистой и ясной, будто я только что родилась на свет.
– Что это?!. – удивлённо прошептала я.

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.


Close