Августин «Блаженный» Аврелий (354-430 гг.)

Римско-христианский философ, богослов, мудрец. Выходец из Нумидии (в древности область в Северной Африке (современная северная часть Туниса и Алжира)). Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери- христианки. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (оратора). В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 г принял крещение. Через год вернулся в Северную Африку: с 391г. - пресвитер, а с 395 г. вплоть до смерти - епископ города Гиппон. Один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.

Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд «Исповедь», положивший начало исповедальному жанру. Августин назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известные произведения: «О христианской доктрине», «О граде Божием». Учение Августина стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья. Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. 1464-1465 гг.

Августин Блаженный - родоначальник христианской философии истории (раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса). Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного: ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного; Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь; Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; Боттичелли. «Св. Августин»

В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти; короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому; Церковь - единственная сила, способная объединить мир; бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на деяться на лучшее; высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают за гробную жизнь. Святой Августин и Святая Моника

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - материя, душа, пространство и время - является тво рениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на стоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп ровержимое знание достигается только при познании Бога.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им: уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени); Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст венной (а не элементом государства); обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим ского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого подобность (что также было редкостью для того времени и уст раивало всех); одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.Римско-христианский философ, богослов,
мудрец. Выходец из Нумидии (в древности
область в Северной Африке (современная
северная часть Туниса и Алжира)). Являлся
одной из ключевых фигур в истории
европейской философии. Происходил из
небогатой провинциальной семьи и в
молодости испытал влияние своей материхристианки.
Получив образование в Мадавре и
Карфагене, избрал карьеру
профессионального ритора (оратора).
В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил
место ритора в Милане, где познакомился с
епископом Амвросием и начал изучать
сочинения неоплатоников и послания
апостола Павла.
Весной 387 г принял крещение. Через год
вернулся в Северную Африку: с 391г. -
пресвитер, а с 395 г. вплоть до смерти -
епископ города Гиппон. Один из наиболее
влиятельных отцов христианской церкви.

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. 1464-1465 гг.

Беноццо Гоццоли. Св.
Августин учит в Риме.
1464-1465 гг.
Его наследие по
теологии и критике
поистине огромно.
Наиболее известен
автобиографический
труд «Исповедь»,
положивший начало
исповедальному жанру.
Августин назван
католическими
богословами
«блаженным». Как
богослов и писатель
имел сильное влияние
на оформление всей
догматики католицизма.
Наиболее известные
произведения: «О
христианской
доктрине», «О граде
Божием».
Учение Августина стало
неопровержимым
авторитетом в эпоху
средневековья.

Боттичелли. «Св. Августин»

Боттичелли. «Св.
Августин»
Августин Блаженный - родоначальник
христианской философии истории
(раздел философии, призванный ответить на
вопросы об объективных закономерностях и
духовно-нравственном смысле исторического
процесса).
Можно выделить следующие основные
положения философии Августина
Блаженного:
ход истории, жизнь общества - это борьба
двух противоположных царств - Земного
(грешного) и Божественного;
Земное царство воплощается в
государственных учреждениях, власти,
армии, бюрократии, законах, императоре;
Божественное царство представлено
священнослужителями - особыми людьми,
наделенными благодатью и близкими к Богу,
которые объединены в христианскую
Церковь;
Земное царство погрязло в грехах и
язычестве и будет рано или поздно
побеждено Божественным царством;

Святой Августин и Святая Моника

в связи с тем, что большинство людей
грешны и далеки от Бога, светская
(государственная) власть необходима и
будет существовать далее, но будет
подчинена духовной власти;
короли и императоры должны выражать
волю христианской Церкви и подчиняться
ей, а также непосредственно Папе
Римскому;
Церковь - единственная сила, способная
объединить мир;
бедность, зависимость от других
(ростовщиков, землевладельцев и т. д.),
подчинение не угодны Богу, но, пока эти
явления существуют, с ними надо
смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
высшее блаженство - счастье человека,
которое понималось как углубление в себя,
ученость, понимание истины;
после смерти праведники в награду от
Бога получают загробную жизнь.
Святой Августин и Святая
Моника

Особое место в философии
Августина Блаженного
занимают размышления о Боге:
Бог существует;
главными доказательствами
существования Бога являются его
присутствие во всем, всемогущество
и совершенство;
все - материя, душа,
пространство и время - является
творениями Бога;
Бог не только сотворил мир, но и
продолжает творить в настоящее
время, будет творить в будущем;
знания (чувства, мысли,
ощущения, опыт) реальны и
самодостаточны (самодостоверны),
однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается
только при познании Бога.

Значение философии Августина
Блаженного в том, что им:
уделено большое внимание
проблеме истории (редкость для того
времени);
Церковь (часто подвластная
государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже
властью наряду с государственной (а
не элементом государства);
обоснована идея господства
Церкви над государством, а Римского
Папы - над монархами - главная
идея, за выдвижение которой и ее
последующее воплощение в
реальности католическая Церковь
чтила и боготворила Августина
Блаженного, особенно в средние
века;
выдвинута идея социального
конформизма (смирение с бедностью
и чужой властью), что также было
крайне выгодно как Церкви, так и
государству;
воспевался человек, его красота,
сила, совершенство, богоподобность
(что также было редкостью для того
времени и устраивало всех);
одновременно человеку
рекомендовалось умерщвлять плоть,
развивать и возвышать дух,
познавать Бога и полностью
подчиняться Богу.

Афоризмы:
«Будем же верить, если не можем
уразуметь»;
«Вера вопрошает, разум обнаруживает»;
«Все человеческие беды происходят оттого,
что мы наслаждаемся тем, чем следует
пользоваться, и пользуемся тем, чем
следует наслаждаться»;
«Если зла нет, то самый страх перед злом
есть зло»;
«Злом называется и то, что человек
совершает, и то, что он терпит. Первое –
это грех, второе – наказание. Человек
совершает зло, которое хочет, и терпит зло,
которого не хочет»;
«Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал
истину»;
«Любовь к ближнему ограничена тем,
насколько каждый человек любит самого
себя»;
«Любовь к временному можно изгнать,
только почувствовав сладость вечного».

Дмитриева Юлия

Рассмотрена биография Аврелия Августина,факты,повлявшие на его мировоззрение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №14 Презентация на тему: Учения Августина Выполнила: Ученица 10а класса Дмитриева Юлия

Понятие патристики Патристика (от греч. πα τήρ , лат. pater - отец) -философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Патристика Августина Патристика Августина – это его земная жизнь с Истиной, жизнь и творчество в Ней и для Нее, жизнь человека, делящегося Истиной, помогающего другим найти Ее и принять. "Ты создал нас для себя, и не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе". Этой формулой Августин в начале "Исповеди" объясняет происхождение и природу не только своих духовных исканий, но и человеческого философского поиска вообще.

Детство Августина Августин Аврелий родился в 354 г. в африканском городе Тагасте, в Нумидии, недалеко от Карфагена.

Знакомство Августина с работой Цицерона и с Библией Первое серьёзное влечение к философии он почувствовал в результате знакомства с ныне утраченным диалогом Цицерона "Гортензий". Вдохновленный античной философией Августин начинает искать, и, среди прочих книг, читает Библию. Но ритор, знакомый с Аристотелем и Платоном, привыкший к ясному, располагающему к беседе, стилю древних авторов, не был готов к восприятию не очень ясно написанного и противоречивого текста.

Дуалистическая секта манихеев Оказавшись не готовым к восприятию Святого Писания, в Карфагене же Августин примкнул к дуалистической секте манихеев, представители которой исповедовали двойственность начал, то есть приписывали дьяволу, или вообще злу, самостоятельное существование наравне с Богом.

Приглашение в Медиолан В 384 г. Августин был приглашён в Медиолан (нынешний Милан) с тем, чтобы возглавить там придворную школу риторики. Желая порвать с манихейской средой, он радостно принимает это приглашение. В 386 году в руки Августина попадают латинские переводы " Эннеад " неоплатоника Плотина.

Переезд в Гиппон В 388 г. Августин делает свой второй шаг в христианстве: продает родительское имение, а деньги раздает бедным. Следующий шаг – он становится монахом. Через некоторое время он переезжает в Гиппон и, получив благословение епископа, основывает небольшой монастырь.

Учения Августина В первые годы епископства он пишет наиболее фундаментальные сочинения богословского характера: изложение христианской догматики "О Троице", толкование на книгу Бытия, "О граде Божием" (самый большой по объёму трактат Августина, посвящённый богословскому осмыслению истории и социологических проблем, с которого началась христианская философия истории), а также "Исповедь".

Смерть Августина Умер Августин в 430 г. во время осады Гиппона вандалами. А в 1928 году папа Бонифаций VIII официально объявил его учителем церкви.

Философия Августина Философию Августина часто называют христианским платонизмом. Рассматривая историю античной философии (главным образом, в труде "О граде Божием"), он признаёт платонизм величайшим её достижением. Вообще в "Граде Божьем" Августин цитирует около 40 античных авторов, что говорит о его прекрасном знании всей античной философии., которая, как было показано выше, сыграла важнейшую роль в его духовном становлении.

Касательно предмета своих философских исследований Августин написал: "Я желаю познать Бога и душу, а более – решительно ничего". Именно этой тематике посвящены самые вдохновенные и емкие его философские постулаты и формулы: "Бог, не изменяясь, творит изменяющееся, вне времени создает временное". " Святый Боже! Ты создал землю и небо не из Себя, иначе они были бы подобны Тебе. Однако и вне Тебя не было ничего, из чего Ты бы мог их создать. – Следовательно, Ты создал их из ничего". "Есть нечто в человеке, чего не знает и сам дух человеческий, живущий в нем". "Образ Божий – эта неуничтожимая принадлежность человека – находится, собственно, не во внешнем, а во внутреннем человеке, не в теле, а в бессмертной разумной душе". "Ты, Боже, вдунул в телесный состав человека душу живую, которая движет и управляет". "Из чего мы состоим? Из духа и тела. Что из них лучше? Конечно, дух". "Разум есть душа, или он в душе". "Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное".

Была основана августиновская апология традиционных христианских представлений о сотворении мира. Ведь даже рассуждая о времени, Августин Блаженный остается верен своей формуле познания – и здесь он пытается познать Бога и душу и ставит перед собой смелые богословские вопросы: мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, чем создал? что делал Бог до того, как создал мир? как соотносится Бог с понятиями времени и вечности? Мир создан не в текущем времени, отвечает Августин, но время начинает идти от сотворения мира. Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия: "раньше", "позже", Неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было.

Список литературы 1. Августин Аврелий О граде Божием // Блаж. Августин. Творения. Брюссель: Жизнь с Богом, 1974. Кн. 10, ч. 3 (Репр. изд. Киев, 1906) 2. Аврелий Августин. Исповедь. М.: Просвещение, 1991

Спасибо за внимание!

  • Размер: 1.5 Mегабайта
  • Количество слайдов: 24

Описание презентации Презентация Августин Блаженный по слайдам

Август н Блаж нныйии еи - епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православной церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов христианской церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической « Исповеди » («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд - « О граде Божием » .

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано. Им по предведению человеческого свободного выбора - стремление к блаженству, или отказ от него. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием» , «первой мировой истории» , в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью - 15 июня по старому стилю.

Биография Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом- язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем). В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр - Мадавру. Осенью 370 г. , благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи - Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, т. к. она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнес свое изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность. . . Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!». В 372 г. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат.

В 373 году, после прочтения «Hortensius» Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане. Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. Во время пребывания Августина в Милане в 384 — 388 гг. его мать нашла сыну невесту, ради чего он оставил свою конкубину. Однако, он должен был ждать два года до того, как невеста достигнет необходимого возраста, поэтому он завел другую конкубину. В конце концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой.

После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13: 13). После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед» , Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане принял крещение от руки Амвросия. После этого, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным, вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди» .

Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии» . Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер. Августин умер 28 августа 430 г. , во время первой осады Гиппона вандалами. Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан — вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г. , с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

Этапы творчества Первый этап (386- 395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г. ; первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388- 389 гг.), «Об учителе» (388- 389 гг.), «О музыке» (388- 389 гг. ; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388- 395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386- 388 гг. Второй этап (395- 410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия» , цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь» , антидонатистские трактаты. Третий этап (410- 430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем» ; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах» .

Учение Августина О бытии Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Бог, мир и человек Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны. Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, Он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

О благодати Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли - лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати. Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства - с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре » . Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства» . Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными» .

О свободе и божественном предопределении Первые люди до грехопадения обладали свободной волей - свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон - чувство долга перед Богом. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но твоя да будет» Лк. 22: 42). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как Свою собственную. Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство. Предопределение (лат. praedeterminatio) - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди - существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

О вечности, времени и памяти Время - мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее - нашей надежде. Настоящее - это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, прошлое - это воспоминание, настоящее - созерцание, будущее - ожидание или надежда. При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира - вместе с тем и начало времени. Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения. Вечность - она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность - мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

Добро и зло - теодицея Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло? Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте - всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше - хороша» . Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.

Познание Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил. Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания. Ступени познания истины: внутреннее чувство - чувственное восприятие. ощущение - знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными. разум - мистическое прикосновение к высшей истине - просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. Разум - это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное. В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.

Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство - неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. Государство - наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство - христианское государство. Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью. Необходимо соблюдать международные договоры. Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые - те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов. Об обществе и истории

В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству. В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа): первая эпоха - от Адама до Великого потопа вторая - от Ноя до Авраама третья - от Авраама до Давида четвёртая - от Давида до вавилонского пленения пятая - от вавилонского пленения до рождения Христа шестая - началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом. седьмая - вечность

Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство - царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие - христианская церковь. «Град земной» и «Град Небесный» - символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям. Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

Влияние на христианство Августин оказал сильное влияние на догматическую сторону христианского учения. Воздействие его проповедей было на протяжении последующих нескольких веков ощутимо не только в африканской, но и в западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других течений, нашла много сторонников. Августин оставил многочисленные сочинения, имевшие существенное влияние на антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Разрабатывал учение о св. Троице, исследовал отношения человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Основал несколько монастырей, некоторые из них впоследствии были разрушены.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Августина Аврелия - христианского теолога и философа, проповедника и одного из отцов христианской церкви. Этапы творчества и основные черты философии. Влияние трудов Августина Аврелия на христианство.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2016

    Августин Аврелий как крупнейший представитель западной патристики, важнейшая фигура для западной теологической и философской мысли. Вопрос о месте веры в мировоззрении Августина. Проблема чувственного познания. Учение о мире и учение о человеке.

    реферат , добавлен 10.05.2015

    Философия периода патристики: общая характеристика. Философские воззрения Аврелия Августина. "Исповедь" Августина Блаженного. Здесь идеал нашего мыслителя получает самое законченное, совершенное выражение, формулируется как единство всемирного боговластия

    реферат , добавлен 22.09.2003

    Августин Блаженный - выдающийся представитель латинской патристики. Исторический переход от античного мировоззрения к средневековому. Духовная эволюция Аврелия Августина. Осмысление феномена человеческой личности. Истина, проблема Бога и проблема зла.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Роль и влияние Августина Блаженного на философию Средневековья. Жизнь и творчество Августина Блаженного, его философские взгляды. Религиозно-философская система Августина. Соотношение веры и разума. Главные пути преодоления скептицизма и априоризм.

    реферат , добавлен 12.11.2015

    Он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви; истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога.

    реферат , добавлен 22.03.2002

    Наиболее ярким представителем патристики был епископ Августин Блаженный (354-430 гг.), оказавший сильнейшее влияние на философскую науку. Личность и судьба. Августин-полемист. Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде. Трактат "О Граде Божием".

    контрольная работа , добавлен 31.03.2008

    Блаженный Августин как родоначальник христианской философии. Путь от манихейства и неоплатонизма к ортодоксальному христианству. Общая канва произведения "О количестве души" - одного из основных сочинений Августина. Полемика с платонизмом и Плотинусом.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2013


Close