Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари, – пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Наряду с и Монмартром, собор Нотр Дам является одной из главных , пропустить которую не позволяет себе практически ни один турист. Ежегодно собор посещает примерно 13,5 миллионов (!) человек. Нотр Дам притягивает путешественников не только своей уникальной архитектурой – собор окутан мистическим ореолом, полон тайн, легенд и удивительных историй.

Нотр Дам через века: история знаменитого собора

На месте дошедшего до наших дней собора Нотр-Дам с античных времен возводили святилища. Еще во времена римлян здесь стоял храм Юпитера. Затем здесь появилась первая христианская базилика Парижа, возведенная на фундаменте римского храма. А в 1163 году было начато строительство того величественного собора Нотр-Дам, который мы знаем.

На протяжении веков Нотр-Дам играл важнейшую роль в жизни Парижа и всей Франции. Здесь короновали и венчали французских королей. Здесь отпевали выдающихся сынов Франции.

Но во время Великой французской революции эта богатая история стала почти приговором собору: здание чудом уцелело! Якобинцы жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню вступились сами парижане, собрав за него огромный выкуп. Здание сохранили, но изрядно над ним «поиздевались»: в частности, Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки, разрушили множество скульптур. Особенно пострадали скульптуры иудейских царей, размещенные над тремя порталами фасада: статуи обезглавили. А сам собор объявили Храмом Разума.

С 1802 года в Нотр-Даме снова стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонапарта и Жозефины. Впрочем, несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии и отчаянно нуждался в реставрации. Кто знает, сохранилось бы это здание до наших дней, если бы не… Виктор Гюго и его знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери»!

После публикации книги в 1830 году парижане вспомнили о своем архитектурном и историческом сокровище и наконец, задумались о его сохранении и реставрации. К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков! В XIX веке под умелым руководством архитектора Дюка была проведена первая серьезная реставрация собора. Тогда же Нотр-Дам обрел и знаменитую галерею химер, которая сегодня так впечатляет гостей Парижа.

А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.

В Нотр-Дам-де-Пари хранятся две христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.

«Каменная симфония»: архитектура собора Нотр Дам

Величественное и монументальное здание собора является подлинным шедевром ранней готики. Особое впечатление производят его стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы, украшенные скульптурами входные порталы. В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике. Не зря Виктор Гюго называл собор Парижской Богоматери «каменной симфонией».

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Над порталами расположена так называемая “галерея царей “, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, “до лучших времен”. Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни , взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады , их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Внутреннее пространство

Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.

Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.

Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.

Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии “ “, доступной в приложении Travelry.

На что обратить внимание в соборе Нотр Дам

С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган , созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы , которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.

Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами . Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.

Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры , украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.

В нашей мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.

Сокровищница

Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.

Интересные факты о соборе Нотр Дам

  • В 1572 году в соборе Нотр Дам состоялась очень необычная церемония венчания. Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) вступал в брак с Маргаритой де Валуа. Невеста была католичкой, и ничто не мешало ей быть в храме, а вот Генрих в то время был гугенотом, а потому был вынужден провести собственное венчание… на паперти, перед входом в храм.
  • Именно в соборе Нотр Дам де Пари начался легендарный судебный процесс над Жанной Д’Арк, который проходил уже после ее казни и полностью оправдал французскую героиню.
  • Знаменитые горгульи, которые украшают собор, имеют не только декоративное, но и вполне практическое значение: они являются частью водостоков, защищающих строение от воздействия дождевой воды. Собственно, само их название произошло от французского gargouille – «водосточная труба, желоб». Оформленные в виде гротескных персонажей, горгульи и химеры также символизируют человеческие грехи и злых духов, которые изгнаны их храма.
  • Если будете рассматривать высокий шпиль, который взмывает ввысь над собором Нотр Дам, можете заметить фигуры двенадцати апостолов, расположенных у основания шпиля. Любопытная деталь: все апостолы смотрят вокруг, и лишь апостол Фома повернулся к шпилю. Еще со Средних веков он считался покровителем строителей и архитекторов, и в его образе архитектор Дюк, проводивший реставрацию в XIX веке и восстановивший шпиль, изобразил самого себя! Именно поэтому апостол Фома так внимательно рассматривает сооружение.
  • На крыше его ризницы собора Нотр Дам (это небольшая пристройка с южной стороны) размещены пчелиные Также на площади перед собором находится археологическая крипта (Крипта Нотр-Да де Пари ), представляющая собой музей археологических артефактов, найденных в окрестностях Нотр-Дама во время раскопок. Экспонаты охватывают широчайший отрезок истории – почти 20 веков, начиная с античности и заканчивая XIX веком.
  • В южной части площади перед собором Нотр Дам восседает верхом на коне король Карл Великий , правивший франками в VIII и начале IX века. Памятник ему появился здесь во второй половине XIX века.
  • Восточная апсида Собора Парижской Богоматери выходит в уютный тенистый сад на берегу Сены, называемый сквером Иоанна XXIII . Именно отсюда можно рассмотреть прекрасные ажурные готические арки апсиды собора и его шпиль.
  • Чуть дальше, на самой восточной оконечности острова Сите, притаился еще один крошечный сквер – Иль де Франс . В нем находится Мемориал мученикам депортации, в память 200 000 французов, отправленных фашистами в концлагеря. А возле мемориала разбит красивый и ухоженный розовый сад.
  • Недалеко от собора, на живописной набережной О-Флер, стоит дом, в котором когда-то жили прославленные влюбленные Пьер Абеляр и Элоиза (дом №9).

Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей , в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.

Нотр Дам: практическая информация

Как добраться

Из отдаленных районов Парижа добраться до Собора Парижской Богоматери удобнее всего на метро – неподалеку от собора расположены станции Cite и Saint-Michel – Notre-Dame .

А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.

Собор закрыт на реконструкцию после пожара, случившегося в апреле 2019 года и серьезно повредившего сооружение.

Итак, мы в Париже! Для нас сбылась вековая мечта многих россиян: культурная столица мира, собрание музеев, памятников и парков – у ног нашей тургруппы. С чего начать путешествие по городу, где вы никогда не почувствуете себя чужим?

– Мы будем жить в гостинице, которая расположена в десятом округе. Куда там посоветуешь пойти? – спросил меня однажды друг, впервые устроивший парижские каникулы себе и своей возлюбленной.

– Выходите из гостиницы и идите к центру города. На каждом шагу встретите что-то такое, о чем читали, слышали, что видели в кино.

Где центр Парижа? Конечно, на острове Ситэ (Île de la Cité,в переводе – обжитое место), где, собственно, и зародилось первое поселение кельтского племени паризиев, позже, за полвека до нашей эры, превратившееся в римский город Лютеция. Ну а центр Ситэ – это, конечно, Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris).

История. Луч света из мрачного Средневековья

Христианские храмы, как правило, строились на месте «языческих капищ». В случае с Нотр-Дам все еще интересней: сначала тут возвели римский храм Юпитера, затем древнехристианскую церковь, потом базилику Святого Стефана, самого первого христианского мученика, погибшего за веру всего двумя годами позже распятия и воскресения Иисуса Христа, после, во время правления каролингов, – собор, а на его месте – романский кафедральный собор. И уже его камни легли в фундамент собора во имя Божией Матери Парижской. Строительство храма началось в 1163 году повелением короля Людовика VII Французского, а закончилось спустя без малого два века – в 1345-м.

Как и все готические соборы, Нотр-Дам легко узнать по витражу-розе (на снимке вверху), шпилю и двум башням (одну из которых, если верить роману Франсуа Рабле, использовал в качестве кафедры великан Гаргантюа). Над тремя величественными порталами (слева – портал Богоматери, справа – святой Анны, в центре – портал Страшного суда) – они на фото внизу – расположена галерея с 28-ю статуями библейских царей. Много лет они наблюдали сверху за венчанием королей и королев, коронациями и помпезными похоронами монархов, а в 1302 году – за самым первым заседанием Генеральных Штатов, как назывался тогда парламент Франции.

Но в 1789-м грянула Великая французская революция и не пощадила монархов – ни живых, ни каменных: мало было отрубить головы королю Людовику XVI и королеве Марии-Антуанетте – Робеспьер приказал обезглавить еще и «каменных королей, украшающих церкви». И 28 царей иудейских были низвергнуты с фасада Нотр-Дам, а сам собор объявлен «Храмом Разума».

Лишь в 1802 году, с приходом к власти Наполеона Бонапарта, собор вернули церкви и вновь освятили. В середине XIX века Нотр-Дам отреставрировали, галерею королей в том числе. А в 1977 году часть статуй нашлась под жилым домом. В бурные революционные годы некий парижанин выкупил их как камни для фундамента своего нового дома, а на самом деле просто спрятал. Но, видно, не дожил до лучших для собора времен…

Во время реставрации собору не только вернули утраченное. Он получил даже то, чего у него никогда раньше не было: вокруг нового дубового 96-метрового шпиля, покрытого свинцом, появились бронзовые статуи четырех евангелистов и их символов – Марк со львом, Матфей с ангелом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Помимо устрашающих гаргулий, и прежде украшавших концы балок и водосточных труб, на крыше собора появились химеры – полулюди-полуживотные, полуптицы-полузвери.

Французские писатели помогли сохранить Нотр-Дам в том виде, в каком мы видим его сегодня. Виктор Гюго написал свой роман «Собор Парижской Богоматери» с одной целью – защитить храм, судьба которого в конце 1820-х годов только решалась: одни предлагали кардинально осовременить его, а другие – и вовсе снести. Роман Гюго словно разбудил всех не равнодушных к собственной истории и культуре французов, и собор отстояли.

Уже позже, когда началась реставрация, другой писатель – Проспер Мериме – добился, чтобы витражи огромных окон собора выполнили из цветных стекол, как то было раньше, а не из белых. Может быть, оттого внутри собора всегда царит сумрак, а порой не видно даже сводов, зато ощущение, что ты попал в Средневековье, - полное. Только почему-то так светло при этом на душе.

Как добраться

Но, прежде чем попасть в Средневековье, надо попасть на остров Ситэ.

Даже если мне достается гостиница в нескольких километрах от Собора Парижской Богоматери, я все равно не могу отказать себе в удовольствии дойти до него пешком – не торопясь, по старым улицам и зеленым бульварам, мимо исторических зданий и памятников, знакомых еще по школьным учебникам французского.

Конечно, если вы в Париже в первый раз или приехали с группой, то придется забраться в автобус и ехать «как все». Но Париж не любит тех, кто любит быть как все, и потому, поглядывая из окна автобуса, с городом не перейдешь на «ты». Ну ладно, всякое бывает: вы и вправду боитесь потеряться на незнакомых улицах, или вам просто трудно долго ходить пешком.

Есть хитрый промежуточный вариант – метро: вы то идете, то едете. Ситэ, Нотр-Дам – это еще и нервный узел Парижского метрополитена. Здесь сходятся сразу пять линий метро, а значит, можно без проблем приехать сюда из любого округа Парижа. На самом острове вас ждет станция, естественно, «Ситэ» («Cité»), на левом берегу Сены – «Сен-Мишель» («Saint-Michel», она на снимке внизу), «Клюни – Ля Сорбонн» («Cluny – La Sorbonne»), «Мобер – Мютюалитэ» («Maubert – Mutualité»), на правом – «Пон Мари» («Pont Marie»), «Отель дё Виль» («Hôtel de Ville») и, конечно, крупнейшая пересадочная станция «Шатле» («Châtelet»).

Если решите добираться на метро самостоятельно, без франкоговорящего гида, при этом не зная языка, напомню: во всех французских словах ударение всегда ставится на последний слог. Если будете покупать билет не в автомате, а у кассира, или, чего доброго, заблудитесь «в переходах подземных станций», вам надо будет сказать, куда вы едете. Вот тут-то, произнося название станции, не забудьте про ударение, иначе вас просто не поймут.

Можно войти?

Приехали. Или все же пришли? Не важно. Главное – мы стоим возле потрясающего, величественного Собора Парижской Богоматери. Конечно, сначала хочется полюбоваться его архитектурными изысками снаружи, а уж потом окунаться во мрак почти тысячелетней истории.

Любуйтесь на здоровье, только сперва займите очередь. Или две: одну – собственно в собор, а другую – на крышу. Вход в сам Нотр-Дам без гида – бесплатный, но наверх даром не пускают. Подняться на крышу с экскурсоводом стоит 15 евро за право полтора часа любоваться видами Парижа, без экскурсовода – 8,5 евро за 45 минут. Группам – скидка 2 евро на человека (то есть со скидкой выходит 6,5 на душу), детям и подросткам до 18 лет – бесплатно, если они с родителями. Каждое первое воскресенье месяца с ноября по март за вход наверх денег не берут. Очередь желающих попасть именно в собор упирается в правый портал (святой Анны), а жаждущие воспарить над парижской суетой выстраиваются вдоль левой стены Норт-Дам.

Оставьте в очереди товарища и гуляйте себе, любуйтесь. Только менять своего постового не забывайте – все же счастливого мгновения у входа в собор иногда приходится ждать часа полтора, а у выхода на крышу – даже два. Конечно, можно сделать вид, что вы инвалид, и попросить друзей взять вас под руки, чтобы пройти всем троим без очереди, либо с папкой под мышкой сыграть роль вечно спешащего чиновника французского минкульта, либо и вовсе прикинуться жителем экзотической страны, который не понимает никакого языка, кроме родного, - и вперед! Но ведь могут и разоблачить. Хотя второй вариант у меня однажды сработал…

Сразу надо сказать покорителям высот Собора Парижской Богоматери: стоит заранее подумать, выдержите ли вы подъем в 422 ступени по узкой винтовой лестнице, на которой нет пути назад, ибо его преграждают такие же отчаянно смелые люди, как вы. И еще: лифтов и туалетов тут не предусмотрено – храм все-таки.

Собор открыт ежедневно: с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 17.30, с 1 апреля по 30 сентября – с 10.00 до 18.30. В июле и августе по пятницам и субботам Нотр-Дам работает до 23.00. Но в любой день посетителей прекращают пускать за 45 минут до закрытия, а при большом наплыве народа это время может быть увеличено. В плохую погоду на крышу могут и не пустить ради вашей же безопасности. В праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря – собор закрыт.

Почему Париж стоит мессы

Наверное, нет смысла рассказывать, что именно вы увидите внутри и наверху. На это надо посмотреть своими глазами, только тогда вы поймете смысл фразы короля Генриха IV «Париж стоит мессы». Анри знал, о чем говорил, когда переходил из протестантов в католики, чтобы занять французский престол.

Кстати о мессе. Однажды нам с другом довелось попасть в Нотр-Дам во время богослужения. В листовке-программке, обнаруженной у входа в собор, мы прочли, что сегодня мессу проводит не кто-нибудь, а сам архиепископ парижский кардинал Люстиже (ныне, увы, покойный). В тиаре и белом облачении, сопровождаемый служкой с кадилом, он прошествовал по проходу между скамьями и плетеными стульями к кафедре. Служка снял с архиепископа тиару, под которой вдруг обнаружилась знаменитая кардинальская шапочка красного шелка.

Братья и сестры, - неожиданно спокойным и теплым голосом сказал глава французских католиков, - сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память нашего брата во Христе кардинала NN, который посвятил себя обращению во христову веру новооткрытых племен Амазонии. Недавно он ушел из жизни. Помолимся за него.

Все, кто был в соборе, встали и начали читать общую молитву. Оказывается, здесь не осталось ни одного туриста, кроме нас. И мы с другом, по рождению православные, тихонько покинули собор, потому что молиться в те давние годы были еще не обучены, тем более на французском... Может быть, однажды и вам повезет, и вы попадете на мессу, чтобы понять, что же имел в виду король Анри четвертый.

Когда же вы вновь окажетесь на площади перед Собором Парижской Богоматери, унося с собой незабываемые впечатления на всю оставшуюся жизнь, сделайте еще несколько шагов прямо от выхода из храма. Вы увидите, как люди, приехавшие из самых разных стран, толкутся у вделанного в мостовую металлического пятачка размером с блюдце. Это нулевая точка дорог Франции, там так и написано на чистом французском. Отсюда вы можете пойти в любую сторону, и если успели полюбить Париж, то вам будет интересно в любой его точке.

Например, в расположенном совсем неподалеку – некогда крепости, затем дворце, а теперь музее.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари): подробная информация о соборе Парижской Богоматери, архитектура и история Нотр-Дам-де-Пари, расположение на карте.

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)

Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам - старейший и самый известный собор Парижа , расположенный в древнейшей его части - острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции наряду с Эйфелевой башней и Лувром .

Кроме великолепного здания собора и его интерьера есть возможность оценить красоту Парижа с высоты башен. Чтобы на них подняться нужно преодолеть более 350 ступенек. Также можно посмотреть археологический склеп, который "расскажет" историю города с галло-римских времён до 19 века.

История Нотр-Дам-де-Пари

Уже в 3 веке в древнем Париже появились первые христиане. Сюда был послан св. Дионисий, казненный на холме Монмартр, и ставший впоследствии покровителем города (пригород Парижа Сен-Дени также назван в его честь). После утверждения Константином христианства, как официальной религии в Римской Империи, в 4 веке на месте языческого храма был построен первый христианский собор на острове Сите - собор св. Стефана. Точно не известно, как он выглядел и его точные размеры, но считается, что это была большая пятинефная базилика, перестроенная в 6-7 веке.

Каменный собор св. Стефана был в состоянии выдержать испытание временем, но в 12 веке Людовик VII и епископ де Сюлли приняли решение построить новый, более величественный собор. В 1163 году был заложен первый камень будущего Нотр-Дам. Строительство продолжалось до 1250 года.

На протяжении своей истории, до Великой Французской революции, Собор Парижской Богоматери несколько раз перестраивался и ремонтировался. Революция нанесла собору страшный ущерб - были разрушены статуи королей на фасаде, уничтожены все большие скульптуры, повреждены витражи и порталы. Нотр-Дам пришел в настолько плачевное состояние, что всерьез обсуждалась возможность его сноса. К счастью, во многом благодаря Виктору Гюго и его легендарному роману "Собор Парижской Богоматери", собор решено было отреставрировать. В середине 19 века Нотр-Дам был снова открыт.


Архитектура

Архитектурный стиль собора - готика. Западный фасад разделен на три части по вертикали и горизонтали.

Нижний ярус - это три портала (входа): портал св. Анны, портал Девы Марии, портал Страшного Суда. Каждый портал украшен барельефами. Над порталами расположена аркада королей - 28 скульптур иудейских царей, поврежденных во время Революции.

Выше располагается западная роза - фигура беспредельности и бесконечности, заключённая в квадрат. Построена в начале 13 века и является одной из трёх роз собора и самой старой из них.

В архитектуре собора выделяются две башни-колокольни - Северная и Южная. При этом Южная башня (ближняя к реке) выглядит менее массивной.

С южной стороны фасад собора также украшает роза и шпиль, вокруг которого расположены 12 фигур апостолов.

Крыша собора - свинцовая. Выполнена из тонких свинцовых пластинок, положенных внахлёст. Вес крыши около 210 тонн. Также в верхней части фасад Собора Парижской Богоматери украшен фигурками гаргулий и химер. Интересно, что в Средневековье химер не было. Их установили в 19 веке во время реставрации, как и новую свинцовую крышу.


Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец.


Режим работы и вход

Собор Парижской Богоматери работает ежедневно с 8.00 до 18.45. В выходные до 19.45. Вход - свободный и бесплатный.

Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.

Правила поведения

  1. Собор Парижской Богоматери - действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
  2. Запрещено проносить багаж.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой.
  4. Могут не пустить в коротких юбках и шортах.

Как добраться?

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel
–Линия 1, 11, Hôtel de Ville
–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne
–Линия 7, 11, 14 Châtelet

–Линия B, Saint-Michel – Notre-Dame
–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice
–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame
–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello
–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont
–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres
–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel
–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Вне всякого сомнения, Нотр-Дам-де-Пари , более известный у нас как Собор Парижской Богоматери , является самым узнаваемым христианским храмом в мире, и признанным (наряду с Эйфелевой башней) символом не только Парижа, но и всей Франции. Кроме всего прочего, он является еще самым древним христианским культовым сооружением в городе.

Как это было принято ранее, Нотр-Дам-де-Пари или собор Парижской Богоматери был возведен на месте нахождения древнеримского языческого капища, на котором когда-то приносились жертвы богу Юпитеру. Таким образом, собор должен был символизировать победу истинного христианства над языческими заблуждениями давних цивилизаций.

Само место нахождения храма тоже глубоко символично - он выстроен на острове Ситэ, который находится в самом сердце Парижа. А на площади перед Нотр-Дам-де-Пари установлена бронзовая табличка со знаком «0 км», которая означает, что именно здесь берут начало все дороги мира. Следует сказать, что среди всех готических соборов Франции, которых не так уж и мало на территории страны, Собор Парижской Богоматери занимает исключительное место.

Если принять во внимание, что строительство храма продолжалось ни много ни мало, а почти две сотни лет, то приходится только удивляться, как самым разным зодчим удалось настолько точно передать в его облике все каноны, присущие готике в ее самом сконцентрированном виде.

История строительства Нотр-Дам-де-Пари

Считается, что строительство храма было начато в 1163 году во времена Людовика VII Французского, по инициативе и с благословения парижского епископа Мориса де Сюлли. Хотя историки и затрудняются с определением: кто же именно заложил самый первый камень в основание будущей святыни - сам Морис де Сюлли или же папа римский Александр III. В любом случае достоверно известно, что алтарь храма был освящен весной 1182 года, а через три года после ритуала торжественную службу в нем провел сам Патриарх Иерусалимский.

Понятно, что за такое продолжительное время постройкой храма руководили различные архитекторы. История донесла до нас имена лишь тех, кто принимал участие в завершающей фазе его строительства. Это Жан и Пьер де Шель, Жан Рави и Пьер де Монтрейль. Примечательно, что средства на возведение главной христианской святыни Парижа собирали всем миром. Деньги жертвовал не только король франков, аристократы и ремесленный люд, но даже парижские проститутки, которых тут во все времена хватало. Правда, представительницы самого древнего ремесла предварительно попросили разрешение у духовных властей на принесение этой жертвы. Им было разрешено жертвовать заработанные подобным путем деньги, однако, не открыто.

Фасадную часть храма, с двумя прямоугольными башнями, которые являются на сегодняшний день самыми узнаваемыми отличительными особенностями Собора Парижской Богоматери, начали строить только в 1200 году, то есть почти через 40 лет после его закладки. Окончательно строительство храма было закончено в середине XIII века, а отделка его интерьера была завершена только в 1345 году.

Во времена революционных потрясений, бушевавших во Франции в конце XVIII века, Нотр-Дам-де-Пари подвергся жестокому разграблению и осквернению. Часть его фасадных статуй была разбита, а внутренняя утварь и колокола переплавлены на нужды революции. Долгие годы после этого храм стоял позабытый и постепенно разрушающийся. И только после издания писателем Виктором Гюго в 1831 году своего знаменитого романа, власти начали принимать меры к восстановлению полуразрушенной святыни.

В ходе реставрационных работ, которые проводились в период с 1841 по 1864 год, Собор Парижской Богоматери получил обновленные статуи и витражи на своей фасадной части. Кроме того, у подножия колокольных башен появились оригинальные изображения мифических созданий - гаргулий и химер, которые сегодня так радуют посетителей. Тогда же архитекторы восстановили и главный шпиль собора, демонтированный революционерами, который достигает высоты в 96 метров.

Архитектурные особенности Нотр-Дам-де-Пари

В архитектурном смысле Собор Парижской Богоматери можно определить, как базилику с пятью нефами. Общая длина собора составляет около 130 метров, при высоте сводов - 35 метров. Знаменитые башни Нотр-Дам-де-Пари, которые одновременно являются его колокольнями, вознеслись в небо на 69 метров. Под сводами собора одновременно могут собраться около 9 тысяч человек.

Примечательно, что главный фасад Собора Парижской Богоматери можно визуально разделить на три отдельные части, причем как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Первый горизонтальный уровень содержит в себе три, богато отделанных орнаментом портала, являющиеся входами в храм. Центральный и самый крупный портал носит название Страшного Суда, левее от него находится портал, посвященный святой Анне, матери Богородицы, а правее - самой Богородице Деве Марии. Причем, левый портал несколько отличается от двух остальных своей верхней треугольной частью. Но это не единственное нарушение общей симметрии, которую может заметить смотрящий снизу человек. Если внимательно посмотреть на колокольни Нотр-Дам-де-Пари, находящиеся на третьем горизонтальном уровне храма, то левая из них окажется немного толще, чем ее правая сестра.

До конца неясно, какой именно смысл заложили зодчие в этих небольших отклонениях от общей симметрии, но то, что эти искажения прибавили храму интереса и загадочности, - является несомненным.

На среднем горизонтальном уровне фасада можно увидеть не менее знаменитую и узнаваемую центральную витражную розу Собора Парижской Богоматери, которая частично содержит в себе средневековые элементы, а частично — восстановленные гораздо позже. Диаметр витражного окна составляет около 10 метров, а по бокам от него можно увидеть небольшие арки со встроенными в них дополнительными окнами. Именно под розой и боковыми окнами находится знаменитая галерея королевских скульптур, содержащая в себе 28 изваяний иудейских правителей, которые являлись предками Спасителя.

Ранее на этом месте находились скульптуры различных французских королей, но во времена Великой французской революции все они по приказу Конвента были сброшены наземь и дополнительно обезглавлены. Часть из них, правда, не так давно была найдена при проведении раскопок в Париже. Нынешние же изваяния были созданы и установлены на фасаде храма только в середине XIX века.

Интерьер храма

Как это было ранее принято в храмовой готической архитектуре, внутреннее пространство собора очерчено его продольными и поперечными нефами, так называемыми трансептами, которые, пересекаясь друг с другом, образуют христианский крест.

По центру самого длинного нефа расположились скульптурные композиции, которые описывают различные сцены из евангельской жизни.

Центральная люстра (паникадило) храма Нотр-Дам-де-Пари была восстановлена по старым рисункам Виолле-ле-Дюка, и заменила оригинал, переплавленный в горниле революционных событий 1792 года. Внутренняя часть храма, его своды и колонны выполнены из серого камня, холодный цвет которого производит на посетителей несколько мрачноватое впечатление.

Следует сказать, что ранее внутри Собора Парижской Богоматери, особенно в его центральном нефе, было еще мрачнее и темнее. Однако после того как реставраторы проделали дополнительные окна в его боковых стенах, освещение стало гораздо лучше.

На самом деле высота центрального нефа храма достигает 35 метров. Но его архитектурные особенности и сравнительная узость стрельчатых сводов придает храму еще большую высоту, воздушность и, как следствие, необыкновенное величие. В соответствии с существующими в готике канонами, храм Нотр-Дам-де-Пари абсолютно лишен какой-либо настенной живописи. Поэтому единственным источником разнообразных цветовых пятен, лежащих на однообразно серых стенах, является солнечный свет, пробивающийся сквозь многочисленные витражные окна. Именно эти разноцветные солнечные зайчики несколько оживляют достаточно аскетическую внутреннюю картину, царящую внутри Собора Парижской Богоматери.

Хотя большинство существующих в храме витражей было восстановлено в середине XIX века, они представляют собой окна, выполненные в соответствии со средневековыми канонами культовых христианских сооружений. Так, скажем, витражи хоров изображают сцены из земного пути нашего Спасителя, а вот витражи боковых сцен уже посвящены отдельным моментам из жизни прославленных христианских святых.

Окна, освещающие центральный неф храма, украшены изображениями библейских персонажей, ветхозаветных пророков и апостолов. Боковые капеллы изобилуют витражами, освещающими земную жизнь Пресвятой Богородицы. А вот самый известный витраж Нотр-Дам-де-Пари, расположенный на его фасаде, представляет собой розу, содержащую более восьми десятков известных сцен из Ветхозаветной истории.

Терновый венец Спасителя — храмовая реликвия Нотр-Дам-де-Пари

Внутри храма сберегается одна из самых почитаемых святынь христианского мира - , который был надет на голову Христа-Спасителя перед его распятием на Голгофе. Интересна история, повествующая о том, как данная реликвия попала в главный парижский храм.

Долгое время Терновый венец, после трагических и величественных иерусалимских событий, хранился на горе Сион, а затем, в 1063 году, был доставлен в столицу Византийской империи Константинополь. Однако в 1204 году Константинополь, на древние мощеные улицы которого в течение тысячи лет не ступала нога никакого неприятеля, пал под ударами армии христиан-крестоносцев. Крестоносцы, подвергшие византийскую столицу безжалостному разграблению, захватили и драгоценный трофей - Терновый венец Спасителя.

Со временем, один из обедневших Латинских императоров по имени Балдуин II, в распоряжении которого находилась данная святыня, заложил ее византийским купцам, а затем предложил своему двоюродному брату Людовику IX выкупить ее у них.

Таким счастливым образом, в 1239 году Терновый венец Христа попал в Париж, где для его хранения по личному приказанию короля была построена специальная часовня.

Во времена Великой французской революции, опьяненная свободой парижская чернь, камня на камне не оставила от этой часовни, однако христианская святыня была заранее спрятана, и вернулась на свое место только в 1809 году. С тех пор Терновый венец Христа неизменно находится в Соборе Парижской Богоматери и привлекает к себе ревностных христиан со всего Света.

Следует сказать, что данная святыня периодически выносится в центр храма для поклонения прихожанам каждую первую пятницу нового месяца.

Словом, если вам когда-либо представится возможность побывать в Париже, то Собор Парижской Богоматери должен быть в обязательном порядке внесен в список достопримечательностей, которые в любом случае следует посетить. Ведь именно в нем сосредоточена духовная и историческая сердцевина одного из самых свободолюбивых и загадочных народов мира.

Метки: ,

Настоящее сердце Парижа и всей Франции – величественный древний Собор Нотр-Дам-де-Пари. Ярчайший памятник средневековой культуры и архитектуры неоднократно стоял на краю гибели, но перенес все отведенные на его долю невзгоды с честью. Больше тысячи лет Собор Парижской Богоматери во Франции хранит мистическую энергетику здешних мест. Миллионы туристов совершают паломничество, чтобы коснуться его стен. Воспетый поэтами и писателями, храм гордо несет венец символа французской столицы. В мире сегодня осталось совсем мало сооружений, могущих посоревноваться с Собором Парижской Богоматери в величественности, глубине исторической судьбы.

Необязательно быть верующим христианином, чтобы оценить собор в полной мере. Иностранные туристы в Париже обязательно приходят к Собору Парижской Богоматери. У него есть официальный сайт, где рассказывается история места, можно записаться на экскурсию, узнать больше интересной информации.

История Собора Парижской Богоматери.

На территории, где находится Собор Парижской Богоматери, в языческие времена стоял храм, где поклонялись Юпитеру. Уже тогда эти земли считались священными, наполненными таинственной силой. Когда христианство пришло во Францию, некогда важную языческую святыню разрушили. Ее место заняла базилика святого Стефана. Это сооружение было фактически первым христианским храмом средневекового Парижа. Уголок острова Сито, где сегодня стоит Нотр-Дам, всегда особенно почитался местными жителями.

1163 год. Начало строительства собора. На неслучайно выбранном месте (согласно повелению короля Людовика 7) заложили первый камень будущего строения. В работе использовали остовы фундамента романского кафедрального собора.

Строительство происходило в два этапа (тянулось фактически 200 лет). Для Средневековой Европы такая стройка была привычной. Кроме того, долгие века Нотр-Дам реставрировали, обновляли, перестраивали. Главный алтарь построили относительно быстро: он был готов через 20 лет после начала работ. Будущий собор использовали как место захоронения аристократии, правителей Франции.

Два века строительных работ создали первозданный облик Нотр-Дама. Священное место оставалось нетронутым полтысячелетия. К его созданию приложили руку величайшие зодчие средневековой Франции: Пьер де Монтеро и Жан де Шелль. Де Монтеро – архитектор множества французских памятников зодчества Средних Веков:

  • Аббатства Сен-Дени;
  • Аббатства Сен-Жермен-де-Пре;
  • Другие сооружения в стиле «лучистой готики».

Оба творца после смерти погребены в своем величайшем строении.

1789 год. К тому моменту сооружение обветшало. Никто не занимался поддержанием порядка в храме. Упадок начался еще при Людовике 14. Великая Французская Революция, потрясения, охватившие страну, не прошли мимо великого собора. Максимилиан Робеспьер объявил Нотр-Дам символом мракобесия. Революционеры разрушили шпиль на главной башне здания. Собирались взорвать его целиком. Снесли мятежники головы многочисленным статуям Собора Парижской Богоматери, разграбили богатую сокровищницу. Неравнодушный народ Франции послушно платил налоги в казну якобинцев, удерживая Робеспьера от кощунственных действий.

1804. Наполеон Бонапарт избрал Нотр-Дам местом императорской коронации. Большая часть для собора не спасла его от дальнейшего разрушения. Следующие десятилетия несколько раз поднимается вопрос относительно сноса храма.

1831. Случилось перевернувшее историю Нотр-Дама событие. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» настолько потряс сердца парижан, настолько возвеличил древний храм, что буквально спас историческое здание от погибели. Не осталось равнодушных перед описанием ветхости, упадка собора. Гюго отлично достиг цели. Вдохновил французов на любовь к памятнику исторической архитектуры. Спустя 10 лет началась полномасштабная реставрация Нотр-Дам-де-Пари. Здание приобрело привычный современный вид. Появились знаменитые горгульи и химеры Собора Парижской Богоматери, находка архитектора Виолле-ле-Дюка (отца современной архитектурной реставрации).

21 век. К 850 годовщине Собор Парижской Богоматери внутри реставрировали: обновили орган, отлили новые колокола. Для туристов разработан «маршрут паломника», открывающий завесу над всеми тайнами Нотр-Дама. Число ежегодных паломников достигает 14 миллионов, выводя Собор в список лидеров туристических достопримечательностей Франции.

Сокровищница Нотр-Дам де Пари

Столь известное церковное сооружение не могло обойтись без богатых христианских реликвий. Наиболее знаменитая ценность Собора Парижской Богоматери – терновый венец. Франция обрела венец Христа в 13 веке, но в собор его передали после окончания Французской революции. Благодарить за важное приобретение стоит короля Людовика Девятого.

Кроме того, здесь также присутствуют другие реликвии, связанные с Иисусом Христом:

  • один из гвоздей, которым тело Мессии было прибито к кресту;
  • деталь креста.

Сегодня идут споры, действительно ли гвоздь, хранящийся в Нотр-Дам, может называться христианской ценностью. Аналогичные достояния хранятся во множественных экземплярах по всей Земле, хотя оригинальных гвоздей всего 5. Это не мешает людям приходить в храм, полными уверенности, что здесь хранятся столь важные элементы казни Христа.

Отдельная ценность Нотр-Дам – его орган. Впервые установленный в 15 веке, он неоднократно подвергался реконструкции (1733, 1788, 1868). Орган компьютеризирован для удобства играющих в 1992-ом, но не потерял своего самобытного звучания. Инструменту возвращен исторический облик эпохи Людовика Шестнадцатого.

Сегодня у органа более сотни регистров, семь с половиной тысяч труб, часть которых сохранена с 18 столетия. Во Франции нет инструментов, способных посоревноваться с органом Нотр-Дама по масштабности. Для одновременной игры на органе привлекаются минимум три титулярных органиста. Меломаны мира по праву считают звучание парижского инструмента удивительным.

Архитектура Собора Парижской Богоматери

Архитектурный стиль строения типичный для готического периода, но сохраняет в себе черты романского раннесредневекового зодчества Нормандии. По структуре Собор строгой симметрии: две знаменитые башни на фасаде, три горизонтальные и вертикальные части.

Здание нельзя назвать монументальным. Но для своего времени оно было большим: максимальная высота 69 метров, высота фасада 35 метров. По протяженности Собор занимает почти 150 метров. Чтобы подняться на колокольню, придется преодолеть почти 400 ступенек. Это того стоит, ведь колокола Нотр-Дам – отдельное удовольствие. Каждый из них назван в честь женских имен. Эммануэль – самый большой колокол, его вес достигает 12 тонн, а еще полтонны весит «язык». Названный в честь героини Гюго Белль, самый старый колокол, выплавленный в 1631. Не иначе как божественное чудо уберегло колокола от мародерств времен Французской революции. Услышать звуки колокольного перезвона над Парижем можно каждое утро в 8.

Кроме того, с площадки колокольни открывается прекрасный парижский пейзаж. Многие находят его более интересным и романтичным, нежели вид с Эйфелевой башни.

Три входа ведут в Собор. Тематическое оформление Центрального портала – Страшный суд. Здесь есть символическое изображение всех слоев населения:

  • власть и аристократия – восставший из могилы король;
  • духовенство – Папа Римский;
  • прочее население – женщины и мужчины-воины.

Левый портал носит имя Мадонны с Младенцем. Здесь находится одна из знаменитейших скульптур («Слава Пресвятой Девы»). Тематически портал оформлен картинами, изображающими важнейшие вехи жизни Богородицы и рождения Христа. С правой стороны находится портал святой Анны.

Уже упомянутые мной химеры окутаны множеством легенд. Их считают хранительницами собора, оживающими ночью. Горгульи, венчающие водосточные трубы, также по легендам «оживают». Если верить мифам, эти скульптуры хранят древнее сооружение от недоброжелателей и невзгод.

Собор внутри

На центральном фасаде здания расположена известная витражная роза Собора Парижской Богоматери. Диаметр окна – больше 10 метров. Другие витражные окна-розы также есть на остальных фасадах (их размер меньше). Вокруг они оформлены сценами из Ветхого завета.

Витражи – визитная карточка места. Внутри собора нет стен, только колонны. Витражи выполняют важную роль, зонируя пространство. Особенно красив Нотр-Дам в ясную, солнечную погоду: свет играет разноцветным стеклом, создавая незабываемые переливы цвета на сером древнем камне. Хотя внутреннее убранство храма простое, благодаря витражам оно имеет неповторимый вид, объем.

Во время реставрации 19 века в Соборе появилась центральная люстра. Виолле-ле-Дюк, руководящий работами, лично нарисовал эскизы осветительного прибора. Материал – бронза, покрыта серебряным напылением.

Нельзя назвать внутреннее убранство Нотр-Дам богатым. Оно отличается от привычных нам православных храмов. Здесь нет роскоши, золота. Витражные переливы, древние статуи и самобытность архитектуры – вот, что делает Нотр-Дам величественным и роскошным при всей простоте.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Увидеть Собор Парижской Богоматери можно во множестве художественных и документальных фильмов. Ни одна историческая кинолента о жизни Парижа не обходится без вида на храм. Гораздо лучше увидеть сооружение в реальной жизни.

Идеальная экскурсия – пешая (по Четвертому округу Парижа, старейшему району). Остров Сите удивит вас множеством архитектурных изысков, не только Нотр-Дам де Пари: Консьержери, Сент-Шапель, Площадь Дофина.

Обязательно задержитесь на соборной площади. Здесь находятся здания постройки 7 века, археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам». Также внимание привлекает «нулевой километр» – точка перекрестка и начала всех французских дорог времен средневекового государства.

Время работы здания начинается с 8 утра до 7 вечера. 8:30 – начало утренней мессы. Попасть внутрь можно совершенно бесплатно. Но за подъем к колоколам платить придется 15 евро. У сокровищницы другой режим: 9:30 – 18:30.

Удобнее всего добираться до Нотр-Дам на метро. Сюда идут поезда 6 различных линий. Запоминайте названия станций, где нужно выйти:

  • Saint-Michel;
  • La Sorbonne;
  • Chatelet;
  • Hotel de Ville.

Также сюда ходит электричка (RER), станция выхода которой называется Notre-Dame.

Если на метро ехать нет желания, поймайте такси. Любой уважающий себя таксист довезет вас до Собора Парижской Богоматери с ветерком. В Париже нет ни одного человека, который не знал бы дорогу к знаменитейшему прекрасному собору.


Close