Символами Бога как начала и конца всего сущего.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ALPHA OMEGA | Hungrygen Worship

Субтитры

Ветхозаветные истоки

Обозначенные выше утверждения, опирающиеся на отдельные стихи книги пророка Исаии, подчёркивают, по мнению ряда христианских богословов, идею уникальности и абсолютной власти Бога и Его Сына Иисуса Христа, напоминают читателю, что под властью Бога находится как создание Вселенной, так и завершение всей человеческой истории.

Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний.

Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога.

Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же.

Древняя Греция

Использование первой и последней букв алфавита, как и их эквивалентов «первый и последний», «начало и конец», для обозначения чего-либо абсолютного или целого восходит к древней традиции. В греческой философии эта формула передавала вечность высшего начала. Афинянин в «Законах» Платона свидетельствует: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего». Её восприняли и эллинизированные иудейские писатели (Иосиф Флавий , Филон Александрийский).

Иудейское происхождение

В раввинистической литературе первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, например, об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа » до «тава » (первая и последняя буквы еврейского алфавита), то есть Авраам был послушен всему Закону. Слово истина (евр. אמת - эмет), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх. 34:6), состоит из трёх букв: алеф, мем и тав. Алеф и тав являются первой и последней буквами еврейского алфавита, что эквивалентно Альфа и Омега. Тот факт, что слово "эмет" начинается с первой буквы алфавита, и заканчивается на последнюю заставлял древних иудейских раввинов видеть в этом слове глубокий мистический смысл.

Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев. 26:3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».

И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный .

ו וַיַּעֲבֹר יְהוָה עַל-פָּנָיו, וַיִּקְרָא, יְהוָה יְהוָה, אֵל רַחוּם וְחַנּוּן--אֶרֶךְ אַפַּיִם, וְרַב-חֶסֶד וֶאֱמֶת .

Традиция выражения "истинности" (от евр.- эмет) Божьей с помощью первой и последней буквы алфавита, кажется, были переданы из иудейской синагоги в раннюю христианскую церковь через Книгу Откровений, которая, как признается исследователями Библии, была изначально написана автором, чей первый язык был или иврит , или арамейский . При переводе Алеф и Тав были заменены в греческом тексте на Альфу и Омегу, что, в свою очередь, привело к "размыванию" глубинной сакральности смысла и тонкой красоты в обозначении Бога: греческие буквы Альфа и Омега не имеют отношения к еврейскому слову "истина". Хотя Альфа действительно и первая буква греческого слова Алетейя (Αλήθεια - гр. истина), однако Омега не является последней буквой в этом слове, как является тав в слове "эмет".

Употребление в литургии

Выражение «Альфа и Омега» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда : молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es Α et Ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец) ; оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария . Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельтского обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей) . Употребление выражения «Альфа и Омега» в песнопении, сопровождающем Причащение , возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω. Ученые полагают, что появление в чине проскомидии византийского обряда Богородичной и девятичинной просфор идёт от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры.

В послереформенном (Novus Ordo Missae) богослужении римского обряда наблюдается интерес к выражению «Альфа и Омега»: в католических храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!) .

Особенная популярность символы получили после Второго Ватиканского Собора , который рекомендовал произвести восстановления Α и Ω в их истинном смысле и значении.

В искусстве

Изображение букв Α и Ω стало одним из самых важных и древних символов христианской иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических текстов. Древнейшим примером является плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R. Существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христианского контекста, например, в «магическом квадрате » из Помпеи (до 192 года)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, Малой Азии и Римской Африке.

В IV-V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближнего Востока. Среди ранних примеров - монета Флавия Магна Магненция с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «SALVS DD NN AVG ET CAES» (Salus Dominorum Nostrum Augusti et Caesari).

Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 года (Археологический музей, Венеция) и другие.

Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христианскими композициями (ок. 420 года) и широко воспроизводятся на них в V-VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике несколько раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д.

В средние века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католической церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа - Α, Ω - и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами (†Α и †Ω), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порождённое фантазией христианских художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в который заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях - на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с восточной традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с другими буквами (например, на монетах франкских королей VII века).

Палеографический состав изображений произволен и соответствует общему развитию написания букв, однако Α стремились изображать как заглавную, в то время как Ω часто бывает строчной, что может быть «палеографическим отражением» греческого текста Апокалипсиса. В областях, позволявших более детальную разработку сюжета, буквам придавалась дополнительная смысловая нагрузка, и они приобретали вид инициалов, пиктограммы, например, в кодексе VII века Α и Ω изображены соответственно в виде двух рыб и якоря, подвешенных на цепях к ветвям креста.

Русское выражение «от альфы до омеги» означает «полностью», т.е. аналогично «от А до Я».

Иконография

В собственно иконных изображениях Α и Ω являются устойчивыми символическими атрибутами Иисуса Христа и помещаются возле его фигуры, непосредственно в нимбе или рядом с ним (погрудное изображение Иисуса Христа с начертаниями Α и Ω по правую и левую стороны нимба в катакомбах св. Коммодиллы в Риме, кон. IV- нач. V в.). Изображение Α и Ω вошло также в сцены земной жизни Иисуса Христа.

Литература

Обозначенная библейская символика часто встречается в литературе с использованием средневековых аллегорий: примером может быть её использование в Божественной комедии Данте (Рай Песня XXVI, 17). Крылатое выражение «альфа и омега» («от первой до последней буквы») означает «от и до, всё полностью, с начала и до конца, всеобъемлюще».

Спрашивает Наталья
Отвечает Александр Дулгер, 10.06.2010


Мир Вам, сестра Наталья!

Наиболее ясно смысл этого выражения, "первый и последний", Бог открывает нам в первой главе книги Откровение.

"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель." ()

Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец - это по сути одно и тоже. Перед нами прием библейского параллелизма.

Альфа и Омега - первая и последняя буквы греческого алфавита. Под "началом" в греческой философии понимается исходный момент бытия. "Начало" в Евангелии - это Личность, Сам Бог, ставший первопричиной всего творения. Он же и конец всего, или окончательный смысл, к которому стремится все творение (см.)

Читая первую главу далее, мы видим, что титул "первый и последний" и "Альфа и Омега" также принадлежит воскресшему Христу Иисусу:
"Я был в духе в день Господень, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильникови, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти." ()

Я полагаю, здесь подчеркиваются два важных библейских постулата.

Во первых, Христос, Сын Божий, обладает божественной природой наравне со Своим Отцом. Им обоим присуща черта безграничности и безначальности во времени.
Впервые на страницах Библии Бог заявляет об этом Моисею в . Вот что пишет об этом д-р Богословия А.Болотников, специалист по иудаизму, в своей статье "Тетраграмматон. Споры о значении Тетраграмматона: освящение или осквернение" :

"Ehyeh (Иегова/Яхве) – это не собственное имя. Это несовершенная форма глагола «быть» (на иврите корень HYH). Глагол библейского иврита не имеет времен, как в английском языке, но он может использоваться в совершенном или несовершенном аспектах. Несовершенный аспект означает незавершенное действие. Иными словами, глагол «быть» (HYH) в несовершенном аспекте означает состояние бытия, не имеющего конца. Таким образом, еврейское слово Ehyeh гораздо шире, чем английское «Я ЕСТЬ». Оно включает в себя «был, есть и будет».

Именно об этом писал Иоанн в книге Откровение. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( , Синодальный перевод). Здесь показано, как Иоанн переводит еврейскую фразу «Ehyeh-Asher-Ehyeh» на греческий язык, чьи времена глагола имеют четкую структуру, как и в английском."

Во вторых, книга Откровение подчеркивает первостепенную важность Христа, как спасителя от греха. Им начинается спасение грешника. С покаяния, осознания, что Иисусу сделал и чем пожертвовал для меня. Им же и заканчивается спасение грешника, когда при Втором пришествии Он воскресит Его последователей к вечной жизни ().

С уважением,

Александр


Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Читается Откровение Иоанна Богослова.

Сегодня среда второй седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода будем читать и размышлять над книгой Апокалипсис, последней согласно оглавлению книгой Нового Завета. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста в основном не читаются отрывки из Нового Завета – Апостола и Евангелия. Исключение составляют праздники, как например, вчерашний день, 22 марта – праздник Сорока мучеников, и 7 апреля – праздник Благовещения, который тоже придется на будний день. Тогда мы с вами вновь будем рассматривать новозаветные чтения и размышлять над ними.

Сегодня мы возвращаемся к книге Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Мы посвятили ей уже несколько бесед, но пока продвинулись не очень далеко. Это связано с тем, что книга Апокалипсис чрезвычайно богата богословскими идеями, образами, символами. Ее стиль и многожанровость придают ей особый колорит, но мы не найдем в ней глубоких философских рассуждений, как в посланиях апостола Павла. В этой книге все богословие выражается именно через символы, через аллюзии на Ветхий Завет, изречения ветхозаветных пророков. Чтобы понять глубину богословия этой книги, важно хотя бы в некоторой степени быть знакомым с книгами Ветхого Завета, а также с мифологией того времени, исторической и политической ситуацией. Поэтому мы продвигаемся не очень быстро. Конечно, мы не успеем подробно поговорить обо всей книге, но сколько Господь благословит, столько и будем говорить и размышлять.

Первые шесть стихов открыли нам огромное количество очень важных богословских идей, без которых, на мой взгляд, невозможно понять христианство и Божественное Откровение, Откровение Бога о Самом Себе. Чего стоит хотя бы наш с вами разговор об откровении Бога Моисею и об откровении имени Божия – это чрезвычайно важная тема, и мы посвятили ей одну из предыдущих бесед.

Сейчас мы дошли до 7-го стиха. Напомню, что в одной из прошлых бесед мы говорили, что книга Откровение показывает нам и литургический срез: то, как в ранней Церкви совершалось богослужение, как различные тексты распределялись между предстоятелем, чтецом, хором, пророком. После того, как в половине 5-го стиха и во всем 6-м прозвучала доксология (славословие, которое произносит предстоятель; в нынешнее время так называемые возгласы произносит пресвитер), в 7-м стихе хор воспевает небольшое песнопение:

1:7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

Мы говорили, что, возможно, это короткое песнопение пелось попеременно двумя хорами, то есть антифонно (у нас и сейчас поются антифоны). Слово се мы прокомментировали в прошлый раз. Напомню: это означает привлечение внимания к чему-то таинственному и необычному – «взгляни-ка». Также есть мнение, что это слово выражает особую радость от соприкосновения с чем-то таинственным и чудесным, поэтому протоиерей Олег Давыденков в своей книге «Догматическое богословие» несколько условно предлагает переводить это слово как «ура», то есть как возглас радости.

Грядет с облаками, и узрит Его всякое око. Весь текст 7-го стиха имеет некую основу в ветхозаветной книге пророка Даниила, в которой есть подобное пророчество. Но здесь есть момент переосмысления Иоанном этого текста. У пророка Даниила речь шла о том, что когда будет идти с облаками Тот, Которого пронзили, то народы будут каяться, видя Его. Здесь мы видим, что возрыдают пред Ним все племена земные, скорее всего, потому, что ужаснутся и устрашатся Суда Божиего.

Нужно понимать, что для Апокалипсиса тема суда чрезвычайно важна. Через весь Апокалипсис проходит главная мысль, связанная с той ситуацией, во время которой он был написан. Римская империя во времена императора Домициана (90-е годы I века) впервые целенаправленно стала притеснять христиан за непочитание культа цезаря. Появились первые мученики, которые были замучены и убиты за непочитание языческих национальных божеств, в том числе (а возможно, что главным образом) за непочитание культа императора. Конечно, терпя мучения, христианам было важно понимать, что эти мучения временные и после них они получат возможность встречи со Христом, райского блаженства пребывания в Царстве Небесном, а все их мучители и гонители предстанут перед судом Божиим.

7-й стих является красивым образным утешением во все времена: в I веке, в начале II -го и в последующие века, когда были мучимы христиане. Христианство в той или иной степени часто притесняемо на разных территориях. Даже в наше время есть христианские мученики в прямом смысле слова, то есть те, которых физически уничтожают. Как есть и христиане, которых в той или иной степени притесняют, насмехаются, уничижают, но они остаются верными Христу. Книга Апокалипсис в этом смысле является очень серьезным и глубоким утешением для всякого верного христианина.

1:8. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Здесь, дорогие братья и сестры, мы видим чрезвычайно важное самоименование Бога. Когда мы говорили об имени Божием, то обращали внимание на то, что оно не было открыто Моисею. Бог сказал Моисею, что Он будет Таким, Каким будет. Даже священная тетраграмма, обозначающая имя Божие, в Ветхом Завете была запрещена к произнесению; только один раз в год первосвященник произносил это имя в Святая святых. В остальных случаях использовался заменитель священной тетраграммы – еврейское слово «Адонаи», которое переводится как «Господь, Господин». Апокалипсис, следуя традиции апофатизма (то есть не наименования Бога напрямую, а сохранения тайны за Божественным бытием), дает нам от лица Бога Его символические имена, не описывающие напрямую, Какой есть Господь, а показывающие Его именно через образы, символы.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Это наименование Божие символически говорит о том, что Бог держит в Своей власти весь мир, что Им все начинается и Им все заканчивается. Переводя Альфа и Омега на русский язык, можно сказать «Начало и Конец», поскольку это первая и последняя буквы греческого алфавита. Наверняка, братья и сестры, все вы об этом знаете, поскольку именно греческие буквы используются в математике, даже в школьной программе.

Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. С наименованием Который есть и был и грядет мы уже встречались в 4-м стихе и много говорили об этой формулировке, которая тоже является намеком на имя Божие, открытое Моисею. Есть и новое для нас наименование: Господь Вседержитель, или в полной версии «Господь Бог Вседержитель». Об этом надо поговорить достаточно подробно, особенно о слове Вседержитель, поэтому мы продолжим этот разговор в следующий раз.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Что рыбий жир и содержащиеся в нем омега-3 жирные кислоты, вопреки сложившемуся мнению, не защищают мозг от старения и снижения умственных способностей в пожилом возрасте. В связи с этим мы решили вспомнить несколько диетическо-медицинских мифов, бывших в свое время очень популярными, но в итоге развенчанных наукой.

Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты содержатся в жирной рыбе и морепродуктах, льняном и горчичном масле и некоторых других растительных маслах. Название «омега-3» указывает на положение двойной углерод-углеродной связи - у третьего атома углерода относительно омега-атома, который находится на конце цепочки жирной кислоты. Эти жирные кислоты относятся к незаменимым - то есть таким кислотам, в которых организм очень нуждается, но, не умея синтезировать их самостоятельно, должен получать с пищей.

В течение последних лет десяти было принято считать, что омега-3 жирные кислоты защищают мозг от старения. На это вроде как указывают исследования, демонстрирующие корреляцию потребления рыбы и умственных способностей у пожилых людей. Вроде как - потому что при внесении поправок на уровень образования и психологическое состояние испытуемых эта корреляция оказывается вовсе не такой убедительной, а рандомизированных клинических исследований, которые помогли выяснить, случайна эта корреляция или основана на причинно-следственной связи, никто не проводил. Та же история и со старческим слабоумием, или деменцией: с одной стороны, показано, что у людей с болезнью Альцгеймера понижен уровень одной из омега-3 кислот в клетках мозга, с другой - ни одно из многочисленных клинических исследований не смогло доказать, что омега-3 кислоты эффективны в лечении деменции.

Столь же неявные свидетельства указывают и на эффективность омега-3 жирных кислот для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний: какая-то корреляция там определенно есть, но прямых доказательств того, что именно омега-3 снижают вероятность заболеваний, не найдено. Тем не менее, поскольку важность омега-3 жирных кислот для нормальной работы мозга и сосудов очевидна, а от передозировки рыбьего жира еще никто не умирал, омега-3 жирные кислоты продолжают рекомендовать и продавать для профилактики старения мозга и сердечно-сосудистых заболеваний (а заодно и рака, ревматоидного артрита и депрессии).

Ученые из Национального института зрения в США решили проанализировать влияние омега-3 жирных кислот на когнитивные функции у пожилых людей. Анализ проводили в рамках масштабного двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования (то есть такого, где ни пациенты, ни врачи не знают, что получает пациент - исследуемый препарат или плацебо, - а пациенты распределяются в контрольную и экспериментальную группы случайным образом). Участвовало в нем более 4 тысяч пожилых людей с повышенным риском развития дегенеративных болезней сетчатки.

В исследовании использовали смесь из витаминов, бета-каротина и цинка, которая, как было показано ранее на другой группе испытуемых, замедляла разрушение сетчатки. Авторы исследования попытались улучшить эту смесь, добавив в нее омега-3 жирные кислоты. В течение 6 лет, с 2006 года по 2012 год, ученые следили за изменениями сетчатки и оценивали когнитивные функции участников исследования, принимавших улучшенную смесь (или принимавших плацебо).

Результаты, с учетом поправки на возраст, пол, уровень образования, депрессивное состояние и другие факторы, показали, что омега-3 жирные кислоты никак не влияли на когнитивные функции участников и не предотвращали ухудшение памяти и остроты ума. Никакого эффекта они не оказали и на старение сетчатки.

Похожие результаты были получены и для второй добавки, которую тестировали в этом исследовании: смеси лютеина и зеаксантина, популярного средства для предотвращения старения глаз и мозга. Лютеин и зеаксантин - пигменты-каротиноиды, придающие желтый цвет, например, кукурузе, яичному желтку или персикам. Они необходимы для нормальной работы глаз, потому что, во-первых, функционируют как антиоксиданты, защищая глаз от свободных радикалов, образующихся на прямом свету, а, во-вторых, поглощают наиболее агрессивную часть спектра - сине-фиолетовую. Человеческий организм не умеет синтезировать эти пигменты, поэтому они должны поступать с пищей.

Как показало исследование, на старение мозга лютеин и зеаксантин никак не влияют. У большинства испытуемых не было замечено и какого-либо влияния на старение сетчатки. Единственное, что удалось обнаружить - это то, что лютеин и зеаксантин снижают риск развития дегенеративных заболевания сетчатки у двух небольших подгрупп испытуемых: людей, повседневная диета которых содержит очень мало этих пигментов, и тех участников исследования, которые получали лечебную смесь без бета-каротина - другого пигмента-каротиноида, из которого образуется витамин А, очень важный для глаз.

В заключение авторы пытаются объяснить несоответствие между косвенными свидетельствами пользы омега-3 и каротиноидов и результатами клинических исследований. Возможно, предполагают они, значение имеет то, каким путем эти вещества попадают в организм: просто с пищей или в виде специальных добавок. Ведь мы не может знать о тех тысячах возможных взаимодействий, в которые вступают компоненты еды и которые в итоге влияют на конечный эффект. Поэтому вполне вероятно, что рыбий жир в составе рыбы и рыбий жир в капсулах действительно могут воздействовать на организм по-разному. Так или иначе, на сегодняшний день вывод ясен: прием рыбьего жира и прочих добавок с омега-3 жирными кислотами, также как и прием лютеина и зеаксантина, не приносит пользы никому, кроме фармацевтических компаний. А вот рыба и морковка, возможно, еще помогут вам спастись от старческого слабоумия и слепоты. Или не помогут. Наверняка этого пока никто не знает.

Другой диетический миф связан со шпинатом и отражен в мультфильмах о моряке Попае (Popeye the Sailor), которые в 1933 году начала снимать нью-йоркская мультипликационная студия Fleischer Studios. Моряк Попай обладает огромной силой, а источником этой силы служит шпинат: как только герой съедает банку шпината, его бицепсы тут же вырастают в несколько раз, и он отправляется совершать подвиги. Популярность мультика вызвала стремительный рост продаж шпината, за что его производители выразили свою благодарность, установив памятники Попаю в Техасе и Арканзасе. Благодаря моряку Попаю возросло потребление не только шпината, но и овощей в целом: исследование 2010 года, проведенное учеными из Бангкокского университета, показало, что дети, смотревшие мультики про Попая, начинали есть больше овощей.

Почему же создатель моряка Попая, художник-карикатурист Элзи Крайслер Сегар (Elzie Crisler Segar), сделал источником силы своего героя именно шпинат? Обычно это объясняют опечаткой в публикации 1870-го года, автор которой случайно поставил не там точку в десятичном числе, обозначающем содержание железа в шпинате - из-за чего значение оказалось в десять раз больше реального. Ошибка расползлась по другим научным публикациям, породив в итоге популярный миф о том, что в шпинат содержит невероятное количество железа - даже больше, чем в красном мясе. Несмотря на то, что в 1930-х годах некие биохимики обнаружили опечатку и указали на нее в печати, миф жил вплоть до 80-х, пока довольно авторитетный медик Т. Хамблин (T. Hamblin) не опубликовал статью с разоблачением ошибки.

Впрочем, как выяснилось недавно, история разоблачения мифа сама была мифом. В 2010 году криминолог Майк Саттон (Mike Sutton) опубликовал в Internet Journal of Criminology с результатами собственного расследования. Выяснилось, во-первых, что ошибка в публикации 1870 года была не опечаткой, а результатом неправильных измерений. Во-вторых, на самом деле эти измерения почти нигде не цитировались, а в публикациях 30-х годов биохимики говорили вовсе не об этой старой ошибке, а о своей собственной, сделанной в более ранней статье, где они случайно завысили содержание железа в шпинате в 20 раз, перепутав высушенный шпинат со свежим. И, наконец, «разоблачение», опубликованное Хамблином, при ближайшем рассмотрении не подтвердилось никакими фактами и, похоже, оказалось выдумкой, основанной на притянутых за уши фактах.

Что касается моряка Попая, то причиной, по которой создатель героя Сегар заставил его есть шпинат, оказалось высокое содержание в нем витамина А. Что, кстати, правда: шпинат действительно богат витаминами А, С, B2, фолиевой кислотой и другими полезными вещами. Так что есть его можно и нужно - главное не рассчитывать на такой же чудо-эффект, как в мультике про Попая.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

Еще один миф касается аскорбиновой кислоты и связан с именем знаменитого американского химика, лауреата двух Нобелевских премий Лайнуса Полинга. Великий ученый, открывший вторичную структуру белка, впервые описавший заболевание на молекулярном уровне (показав, что причина серповидно-клеточной анемии - в нарушении строения белка гемоглобина) и фактически основавший структурную химию, под конец жизни Полинг заинтересовался медициной и старением и стал пропагандировать прием витамина С. Полинг считал, что сверхвысокие дозы аскорбиновой кислоты (от 2 г в сутки при принятой норме около 90 мг) эффективны для профилактики и лечения вирусных и онкологических заболеваний, а также могут предотвращать старение, защищая организм от свободных радикалов (которые, согласно одной из теорий старения, с возрастом накапливаются в организме и повреждают митохондрии). Для себя и своей жены он назначил ежедневную дозу витамина С в 10 г и утверждал, что стал гораздо реже простужаться и вообще почувствовал себя здоровее.

В 1970 году Полинг опубликовал книгу «Витамин С и простуда», которая тут же стала бестселлером. Миллионы людей сначала в США, а потом в других странах стали принимать высокие дозы витамина С для лечения и профилактики всего подряд. Позже Полинг сформулировал теорию ортомолекулярной медицины («правильные молекулы в правильных количествах»), идея которой заключается в лечении и профилактике различных заболеваний витаминами, аминокислотами и питательными веществами в форме биологически активных добавок (БАДов), и даже основал Институт ортомолекулярной медицины в Калифорнии. В 1979 году Полинг вместе со своим единомышленником, британским хирургом Эваном Камероном, написал книгу «Рак и витамин С», которая, как и книга о простуде, была очень популярна среди непрофессионалов, но вызвала массу критики в научной среде.

Исходно теория Полинга была основана на теоретических рассуждениях, однако в конце 1970-х он, совместно с верным Кэмероном, опубликовал две статьи с результатами проведенного ими клинического исследования. В исследовании участвовали 100 пациентов со злокачественными опухолями на терминальной стадии, которые получали высокие дозы витамина С, и 1000 таких же пациентов, не получавших витамин С. Как утверждалось в статьях, выживаемость в группе, получавшей аскорбиновую кислоту, увеличилась аж в 4 раза по сравнению с контрольной группой.

Однако через несколько лет выяснилось, что сравнение двух групп было некорректным: пациенты, получавшие витамин С, исходно были «менее больными», а тяжесть их заболевания оценивалась как терминальная на более ранней стадии по сравнению с другой группой. Позже один из самых авторитетных медицинских центров в мире - американская Клиника Мейо (Mayo Clinic) - провел несколько контрольных клинических исследований , выполненных по всем правилам современной доказательной медицины. Исследования показали, что аскорбиновая кислота лечит злокачественные опухоли ничуть не лучше, чем плацебо. Теории о том, что витамин С эффективен для профилактики и лечения простуды, тоже до сих пор не подтвердились ни в одном клиническом исследовании.

Хотя Полинг еще долго пытался отстоять свои теории, обвиняя оппонентов в некомпетентности и фальсификации данных (на что они отвечали ему тем же), на сегодняшний день польза витамина С остается не доказанной. Однако авторитет Полинга, - который, несмотря на свои ошибки, был, безусловно, великим ученым, - оказался столь велик, что многие люди до сих пор продолжают принимать витамин С «для профилактики» и глотают ударные дозы первых признаках простуды.

Это не значит, конечно, что витамин С не нужен совсем. Никто не спорит с тем, что он необходим для нормальной работы соединительной ткани, сосудов и костей, и нехватка его в организме проводит к развитию цинги . Поскольку организм человека не умеет синтезировать витамин С, мы должны получать его с пищей - из фруктов и овощей. При этом большинство животных и растений могут сами синтезировать аскорбиновую кислоту из глюкозы. Исключение составляет человек и другие сухоносые приматы , морские свинки, капибары и летучие мыши. Поэтому, например, кошкам и собакам не нужно есть овощи и фрукты: они могут питаться только мясом, а у человека от такой диеты очень быстро разовьется цинга.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

И напоследок - миф, который еще не до конца разоблачен, но, судя по всему, имеет все шансы в конце концов оказаться мифом. Речь об антиоксидантах, которые, как принято считать, защищают организм от старения, злокачественных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний и прочих бед. Антиоксиданты - это вещества, противостоящие окислению важных компонентов клетки: белков, ДНК и так далее. Обычно они выступают в роли ловушек, «легкой добычи» для молекулярного кислорода и его радикалов. К антиоксидантам относится витамин С, витамин А (ретинол) витамин Е, бета-каротин и многие другие вещества, содержащиеся в основном в фруктах, овощах и ягодах, а также, например, в какао, красном вине и зеленом чае.

Уже давно было замечена связь между потреблением большого количества свежей растительной пищи и снижением риска сердечно-сосудистых, неврологических и онкологических заболеваний. Отсюда возникла ставшая очень популярной теория о том, что антиоксиданты замедляют старение и предотвращают появление злокачественных опухолей и других болезней, защищая организм от свободных радикалов. Антиоксиданты стали очень популярны в качестве БАДов: их принимают «для общего здоровья организма» и профилактики практически всех заболеваний, традиционного ассоциированных со старением.

Что касается «общего здоровья», то многочисленные клинические исследования, в которых антиоксиданты тестировали как по отдельности, так и в различных сочетаниях, не только не доказали их пользу, но и в некоторых случаях продемонстрировали их вред. Так, масштабное клиническое исследование , в котором участвовали 242 тысячи человек в возрасте от 18 до 103 лет, показало, что бета-каротин и витамин Е в дозах, превышающих рекомендуемую дневную норму, значительно повышает общую смертность.

Однако самые интересные открытия касаются роли антиоксидантов в профилактике злокачественных опухолей. Начиная с 1980-х годов было проведено несколько клинических исследований , которые показали, что у курильщиков, принимающих бета-каротин и витамин А, значительно чаще развивается рак легких, чем у курильщиков, не принимающих никаких антиоксидантных добавок. Выяснилось также, что прием антиоксидантов повышает риск развития рака простаты и рака прямой кишки .

В 2014 году ученые из Гетеборгского университета в Швеции на линии мышей с повышенным риском развития рака легких показали , как может работать механизм, благодаря которому антиоксиданты стимулируют развитие опухолей. Оказалось, что антиоксиданты (в этом случае это бы витамин Е и N-ацетилцистеин) ингибируют работу супрессора опухолей p53 - белка, который в норме регулирует клеточный цикл и предотвращает опухолевую трансформацию клеток.

В том же году Джеймс Уотсон, лауреат Нобелевской премии за открытие структуры ДНК, выдвинул целую теорию , объясняющую, почему антиоксиданты могут выступать в качестве канцерогенов. Сам Уотсон, комментируя свою статью, назвал ее «одной из важнейших своих работ со времен двойной спирали». Основная идея Уотсона в том, что опухоль сама изо всех сил пытается защититься от активных форм кислорода, которые вызывают гибель ее клеток. Большинство средств противоопухолевой терапии - ионизирующее излучение, многие виды химиотерапии - основаны как раз на воздействии активных форм кислорода, блокирующих клеточный цикл опухолевых клеток. По мере своей эволюции опухолевые клетки учатся бороться с активными формами кислорода, вырабатывая антиоксиданты, которые делают их практически неуязвимыми для многих видов терапии. Поэтому, по мнению Уотсона, принимая антиоксиданты, мы по сути оказываем опухоли услугу, помогая ей бороться за свою жизнь.

Несмотря на то, что теорию Уотсона еще предстоит доказать, уже сегодня ясно, что слишком увлекаться антиоксидантами не стоит, особенно людям с повышенным риском онкологических заболеваний - например, курильщикам - или тем, у кого уже обнаружена злокачественная опухоль на начальной стадии. И вообще, как сказал сам Уотсон, «есть голубику стоит потому, что она вкусная, а не потому, что она защищает от рака». Точно так же и рыбу, шпинат и фрукты и остальные полезные вещи.


Иллюстрация: Книга о вкусной и здоровой пище, 1954

Софья Долотовская

Откровение 1:1-8
Ключевой стих 1:8

Ключевой стих книги Откровение 22:20: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» Откровение Иоанна очень важная книга, потому что от неё вышло много теологических теории. И оно дало вдохновение искусству и философии. Это слово важно изучать потому, что читающий, и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем блажены, как написано в стихе 3.

1-я глава книги Откровение это введение к книге Откровение. Автор книги Апостол Иоанн. Он написал Откровение с 90-го по 95-й годы нашей эры. В то время Римская Империя заставляла всех поклоняться императору. Христиане, которые проповедовали Евангелие Иисуса Христа, столкнулись с серьёзной угрозой. Неповиновение означало смерть. Многие верующие стали жертвами. Церковь была подавлена властью империи и верующие потеряли всякую надежду. Верующие выглядели слабыми и ничтожными перед огромной властью. Когда самого главного лидера Иоанна арестовали и отправили на каторгу, это был окончательный удар для Церкви. Кроме гонения от мира, у них внутри было искушение от иудеев. Христиане были перед выбором: поклонится императору или служить Иисусу Христу. Они могли идти на компромисс с миром и потерять абсолютную веру в Иисуса, это было большим кризисом. Бог видел их положение в этой ситуации, и дал это Откровение через Иоанна, чтобы открыть им истинную картину, что Иисус Владыка царей земных. Истинные верующие победители. Церкви нуждались в поддержке, утешении и в твёрдой вере. Бог хотел, чтобы верующие взирали на грядущего Иисуса при любых обстоятельствах и сохранили Церковь Бога.

Обычно мы думаем, что откровение это что-то таинственное, которое видят только особенные люди. Но это не так. Откровение означает открыть дверь, чтобы все могли видеть скрытое. Эта книга открывает тайну Божьего искупления. Особенно, открывает историю последних дней. Мы живём в последние дни. Сатана, побеждённый воскресением Иисуса, зная, что приближается его гибельный конец, искушает мир изо всех сил. В течение многих веков сатана приобрел разнообразные способы и стратегии, чтобы запутать верующих в последнее время. Он своей хитростью атакует церковь, и искушает нас, чтобы как можно больше людей соблазнились. В такое время сохранить церковь Бога в чистой евангельской вере очень сложно. Вот почему мы должны изучать слово Откровение. Я благодарю Господа за то, что Он дал нам изучать Откровение в такое время. Молюсь, чтобы мы могли изучать Откровение от всего сердца, и через слово Откровение мы могли сохранить церковь Бога. Я молюсь, чтобы каждый из нас побеждал мир верою и терпением, до того дня, когда Иисус придёт во славе. Аминь.

I. «блажен читающий и слушающие» (1-3)

Взгляните на стих 1. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну». Откровение Иисуса означает откровение об Иисусе и откровение от Иисуса. То есть это слово открывает Иисуса Христа. А почему именно откровение Иисуса Христа? Потому что Иисус Творец мира, Спаситель, и Хозяин жизни. История мира и судьба каждого человека зависит от Иисуса Христа.

Каким путём мы получили это откровение? С начала Бог дал это откровение Иисусу. Это говорит о том, что Бог Хозяин истории искупления. Иисус Христос получил это откровение от Бога и послав Ангела Своего, и через него показал его рабу Своему Иоанну. Здесь мы видим, что Откровение это не произведение какого-то человека. Происхождение Откровения – Бог. Оно от Самого Бога. Оно имеет божественный авторитет, неоспоримый авторитет. Во втором стихе говорится о том, что Иоанн свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Здесь «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» это вся книга Откровения.

Взгляните на стихи 3. «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». В этом стихе «читающий» в единственном числе, а «слушающие», «соблюдающие» во множественном числе. То есть один читает и многие слушают. В то время не было много Библий. Поэтому один лидер читал, и всё собрание слушало. Тогда почему блажены читающий и слушающие это слово? Потому что они узнают, что будет в будущем. Они узнают тайну Царства Бога. Те, кто не знают Бога, не знают, куда идет мир, какой будет конец истории, и где они находятся. Время уже близко, но люди не различая знамений времён, живут распутно, как во время Ноя люди пили, ели, женились и входили замуж. Для них нет шанса на спасение. Они не могут избежать Божьего суда и от вечного ада. Однако читающие и слушающие слова пророчества сего узнают тайну, могут готовиться ко второму пришествию Иисуса и войти в вечную жизнь. Какие они блаженны! И какие мы блаженны, ибо по великой милостью Бога, имеем привилегию изучать это слово и проповедовать его людям! Почему в конце 3-го стиха написано «ибо время близко» ? Это слово показывает нам правильную позицию перед словом Божиим, потому что многие после изучения говорят: «Потом покаюсь» или «Ещё не время». Но время близко. Кто слушает это слово, тот должен покаяться и жить по слову немедленно. Нет времени откладывать своё покаяние. Тот, кто пренебрегает слово Бога, не может быть блаженным. Я предлагаю вам изучать слово Откровение с большой благодарностью, и в тот же момент, с покаянием перед словом. Да каждый из нас будет блаженным!

II. «Се, грядет с облаками» (4-8)

Иоанн передаёт от Бога мир и благодать семи церквям, находящимся в Асии. Кто есть Бог? Взгляните на стих 4. «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его». В своём благословении Иоанн много описывал о том, Кто есть Бог. Во-первых: Тот, Который есть и был и грядет. Это Бог Отец. Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14). Бог Сущий и Всемогущий Творец вселенной. Он есть от вечности в вечность. Он Хозяин истории. Он судит мёртвых и живущих, и закроет историю мира. Семь духов, находящихся перед престолом Его означают Святой Дух. Это не значит, что Святой Дух состоит из семи частей. Число семь означает совершенность. Работа Святого Духа совершенна. Работа Святого Духа есть совершенная работа Бога. Взгляните на стих 5. «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Тогда кто есть Иисус Сын Бога? Иисус есть верный свидетель слова Бога. Свидетель это не тот, кто свидетельствует в словах, а тот, кто живёт по слову. Иисус повиновался слову Бога до смерти на кресте и этим самим полностью исполнил слово Бога. Поэтому Он верный свидетель. Иисус воскрес из мёртвых, победив власть смерти. Он имеет всю власть на небе и на земле. Он владыка царей земных. Иисус Господь господствующих. Нам кажется, что цари делают всё что хотят, но они в руках Иисуса. Этот Иисус с нами сейчас. Римская империя и вся земная власть не может быть угрозой для верующих. С нами Иисус Христос. Мы победители. Мы не терпим ущерб. Если верующий думает, что он терпит много ущерба из-за Иисуса, то это глупость. Тем более если кто идёт на компромисс с миром, это полное поражение.

Таким образом, Иоанн напомнил семи церквям о том, кто есть Бог Отец, Бог Святой Дух, и Иисус Христос благословил их во Имя Триединого Бога. Бог Триедин -Господь мира и благословения. Только когда этот Бог благословляет нас, тогда мы истинно имеем благословение и мир.

Когда Иоанн напомнил им об Иисусе, сам он исполнился благодатью Иисуса. Он Святым Духом ещё раз начал прославлять Иисуса. Взгляните на стихи 5б-6. «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь». Он прославляет Иисуса потому что, во-первых, Он омыл нас от грехов наших Кровью Своею. Кровь это жизнь. Иисус был распят на кресте за нас и Своей Кровью омыл все наши грехи. Кровь Иисуса освободила нас от власти сатаны и от всякой клятвы закона, Кровь Иисуса исцелила нас и освободила нас от вечного ада. Кровь Иисуса сделала меня новым творением. Поэтому, когда мы встречаем слово «Иисус» или «Агнец» в книге Откровение, то мы всегда должны помнить, что это Тот, кто пролил кровь на кресте для меня. В мире есть много о чём можно забыть. Но человек не должен забыть о крови Иисуса Христа. Последнее слово, которое Иоанн услышал из креста Иисуса, было «совершилось!» (Ин.19:30). Иисус искупил все наши грехи Своей кровью, и совершил наше спасение. Поэтому мы стали свободными детьми Бога, которые могут взывать к Богу: «Авва, Отче!» (Гал.4:6). Мы были детьми погибели, уже были мёртвыми во тьме. Слава Иисусу за Его великую любовь! Благодарение Ему за то, что пролил Свою драгоценную Кровь для нас.

Во-вторых, Иисус сделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему. Мы есть Его царство. Это Царство не принадлежит земле как Римская империя. Оно Вечное, Крепкое, Царство, которое Бог построил. Граждане этого царства самые счастливые, самые благородные, самые богатые и самые сильные люди. Мы граждане этого Царства. И Иисус сделал нас священниками. Если соединить слово царь и священник, получается царство священников. Священник это тот, кто ходатайствует за людей. Спасение всего мира зависит от них. Власть греха поглотила весь мир. Сейчас мы видим, как все люди страдают под властью греха. Но мы не только получили спасение, но и ходатайствуем за них перед Богом. Какая это великая благодать. Как не прославить Господа Иисуса? Может ли Римская империя это сделать? Нет! Если бы мы не получили спасение от Иисуса и не было бы призыва Бога, то где бы я был бы сейчас? Скорее всего, я был бы рабом греха, похоти и ненависти, и каждый день искал бы тленное, и жил бы в пустоте. Но Иисус Своей Кровью, омыл меня от всех грехов. Он показал мне цель жизни и поставил меня царственным священником. Иисус Царь, и мы народ Его Царства. Это совершенное восстановление чрез крест Иисуса. То, что мы изучаем Библию 1:1 с агнцами, также является результатом восстановления через крест Иисуса. И это наша привилегия как царственных священников. Благодарение Иисусу! Иоанн также воздаёт Иисусу славу: «Ему Слава и держава во веки веков аминь».

Иоанн воздаёт Иисусу славу не только за Его великую благодать, но и за окончательную победу Иисуса и верующих в Него. Взгляните на стих 7. Это слово подтверждает совершенную победу церквей. Если мы читаем это слово, то мы не можем не спешить. Иоанн говорит «Се», «Вот», «Look!», потому что он видит Иисуса. Вот Иисус идёт с облаками. Это по-английски «he is coming with the cloud». Иисус в пути. Он уже вышел и скоро придёт на землю. Второе пришествие Иисуса вот! Вот! Очень близко. Ещё раз прочтём стих 7. «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь».

В тот день всякое око увидит Его. Тот, кто плохо видит даже в очках, в тот день чётко увидит Иисуса. Все слепые тоже увидят Его. Отсюда мы знаем, что второе пришествие Иисуса, будет открытое всем событие и личное событие для каждого. То есть все и каждый лично увидит Его. И написано что и те, которые пронзили Его, увидят Его. Все воскреснут и увидят Иисуса Христа. Те солдаты, которые пригвоздили Иисуса на крест, и те, которые пронзили копьём Его в бок, увидят Его. И увидят Его и те, кто издевался над Иисусом говоря: «радуйся, Царь Иудейский!» (Мф.27:29); и тот, кто надевал на Его голову терновый венец и ударил Его; и первосвященники, которые осудили Иисуса на смерть; и Пилат, который приговорил к смерти на кресте; и толпа, которая кричала: «распни! распни!» Все увидят Иисуса, Славного Царя, Судью всех живущих и мёртвых, и возрыдают пред Ним все племена земные.

Люди не любят, когда мы живём чисто по слову Бога. Но в тот день все они возрыдают перед Иисусом. В тот же день, те, кто говорили, что истина не только Иисус, и пути разные, увидят Иисуса. Те, кто ненавидели нас и отворачивались от Иисуса, увидят Его. Те, кто каждый день служил идолу, и поклонялся ему, тоже увидят Его. Все философы, которые учили людей многому против Иисуса — увидят Его. Те, кто смело хулил Иисуса и Бога, увидят Иисуса. Один философ сказал, что Бог мёртв, тот также увидит Его своими глазами. Те, кто грешили, говоря: «Не пугай меня, где суд Бога?» — тоже увидят Иисуса. Те, кто отлаживали покаяние на потом, тоже увидят Иисуса. Иисус судит каждого справедливо по истине и правде. Иисус утихомирит всякие споры, всякие обманы, и всякие гордые человеческие мысли и закроет все уста. Все племена земные возрыдают перед Ним, зная, что суд Бога неизбежен. Для них Иисус Царь ужаса. Но у них шанса на покаяние уже не будет. Почему? Потому что Бог дал им достаточно времени. Однако для верующих это будет днём победы. Мы одержим победу, чисто Иисусом Христом. Этот день самый великий день радости для нас и Иисуса Христа. То, что уже определён этот день великого суда, для нас большое утешение. Мы можем радоваться и большой надеждой служить Богу, потому что у нас есть этот день. Смотрите на конец 7-го стиха, как Иоанн восхищается: «Ей, аминь» . Молюсь, чтобы мы верою видели идущего Иисуса. Молюсь, чтобы мы открыли это слово и верно участвовали в славной победе. Аминь.

Взгляните на стих 8. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Во всём есть альфа — начало и омега — конец, в истории также. Иисус есть Альфа и Омега. Все началось от Него и кончается в Нём. Происхождение всего – Иисус. Все люди, все дела и вся история находится в руках Иисуса. Никто не может избежать от Иисуса или отрицать Его, и ничто в мире не может быть вне власти Иисуса. Каким бы человек ни был умным, то он не может избежать от Иисуса. Все и каждый должен стоять лично перед Иисусом. Мы не можем скрывать никакого дела перед Иисусом. Всё обнаружится перед Ним. Иисус – Вседержитель. Он и сейчас управляет историей и жизнью каждого из нас. Это есть причина, почему мы должны иметь богобоязнь и ходить перед Ним. Я молюсь, чтобы мы имели смирение перед Ним, и жили только ради Его Славы. Я молюсь, чтобы мы не потратили свою жизнь ради тленного и временного этого мира. Нам надо иметь веру во второе пришествие Иисуса Христа и ждать Его. Наша жизнь – это не строить своё царство на этой земле, а ждать Его Царство. Слава Иисусу, Который есть Альфа и Омега. Аминь.


Close