Ф.И.О. учителя: Рябченко Андрей Александрович, ГБОУ Школа 1002 (Москва)

Предмет: Литература, 6 класс

Тема урока:

Класс: 6

Тип урока: комбинированный, 2 часа

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Мифы Древней Индии», «Творение», «Сказание о создании ночи», «Махабхарата».

Цели

продолжить изучение особенностей устного жанра – миф; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области ведической литературы.

Планируемый результат

Предметные:

познакомить учащихся с древнеиндийскими мифами, эпосом «Брахмапутра»

развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;

находить ответы на поставленные вопросы словами текста;

давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.

Личностные:

умение слышать и слушать друг друга;

формирование границ собственного «знания» и «незнания»;

ориентация на выполнения моральных норм;

оценка поступков.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

    Общеучебные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;

    Логические универсальные действия:

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков;

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;

Регулятивные УУД:

формировать умение определять цель деятельности на уроке;

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию..

Основные понятия

Миф, легенда.

Межпредметные связи

История

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Литература 6 класс В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин;

Э. Темкин, В. Эрман. Мифы Древней Индии. Серия: Мифы народов мира. Издательства: АСТ, Астрель, РИК Русанова, 2002 г.

    Повторение пройденного.

Мы уже прошли «Легенды и мифы Древней Греции». Домашним заданием вам было прочесть «Мифы Древней Индии» - «Творение» и «Сказание о создании ночи», а также главы книги Темкина и Эрмана о возникновении богов, асуров и войне между ними.

Давайте вспомним, что такое миф?

Ответы обучаемых.

А какие мифы и гипотезы о сотворении мира вам уже известны?

Ответы: греческая мифология, христианских миф о сотворении мира, научная концепция о Большом взрыве при возникновении Вселенной.

Откуда почерпнуты знания о греческой мифологической картине мира?

Ответы: книга «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна, а он в свою очередь опирался на поэмы Гомера «Идиада» и «Одиссея».

Расскажите о Гомере, что вам известно об «Идиаде» и «Одиссее».

    Новый материал.

А знаете ли Вы, что и у древних индийцев был свой Гомер? Были свои великие поэмы?

«Махабха́рата» - «Великое сказание о потомках Бхараты» - древнеиндийский эпос. Одно из крупнейших литературных произведений в мире, представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд и мифов. Состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе.

Индийским Гомером был Вьяса, который выступает и автором и одновременно героем «Махабхараты». Он был сыном мудреца и рыбачки и, по легенде, стал дедом Пандавов – о приключении которых и написана «Махабхарата».

    Обсуждение прочитанного. Познакомимся с древнеиндийским мифом «Творение».

«Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне…». Что же напоминает нам первое предложение мифа? А напоминает начало греческой мифологии:

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос…»

В представления разных народов весь мир произошёл из хаоса, беспорядочной, неорганизованной стихии.

«…воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная». Почему же именно из яйца появился бог Брахма, небо и земля? Древние, когда видели появление птенца из, как им казалось, неживого предмета, яйца, посчитали, что именно так могла появиться Вселенная. Потому что яйцо – символ зарождения жизни.

«Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него…ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но Брахма помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости. И Брахма решил сотворить потомство. От его сыновей произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса, землю, и подземный, и подводный миры».

Миф объясняет, почему все живые существа – братья и в равной степени достойны божественной любви, почему одиночество порождает страх, а одинокий человек не знает радости.

Миф «Сказание о создании ночи». «Когда Яма, сын Вивасвата, умер, Ями, его сестра и возлюбленная, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю. Тщетно боги пытались облегчить бремя ее скорби. На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его не забудет! Мы сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро; и она забыла о нем. Потому говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

О чем говорит нам этот миф? Что он объясняет? На какой греческий миф походит этот сюжет?

Ответ: Миф о чередовании лета и зимы из-за похищения Аидом дочери Деметры Персефоны.

А что еще вы знаете об индийском мифологии?

Ответы: война богов и асуров.

    Чтобы разобраться в сплетении индийских имен, предлагаю нам выстроить генеалогическое древо от Брахмы до богов и асуров.

Брахма

(Творец, рожденный из Золотого яйца)

Маричи Атри Ангирас Пуластья Пулаха Крату Дакша Вирини-Ночь

(из души Брахмы) (из глаз) (из уст) (из правого уха) (из левого уха) (из ноздрей) (из б. пальца на пр. ноге) (из б. пальца лев. ноги)

Кашьяпа Дити, Дану, Адити

(от него пошли и люди, и боги, и длемоны, и животные)

дайтьи данавы 12 адитьев

(грозные демоны) (могучие исполины) (светлые боги)

Список известных адитьев:

    Варуна, бог океана, Асуры

    Индра, бог грозы и грома,

    Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья,

    Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Рассказ о войне асуров и адитьев. «Асурам принадлежали несметные сокровища, которые они хранили в своих твердынях в горных пещерах. И были у них три укрепленных города: сначала на небе, потом на земле - один из железа, другой из серебра, третий из золота; впоследствии они соединили эти три города в один18, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве. Царем асуров был Хираньякашипу, могущественный демон, старший из сыновей Дити. Боги же избрали своим царем Индру, седьмого сына Адити. Некогда асуры были благочестивы и добродетельны, они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. Но потом они возгордились своей силой и своей мудростью и склонились ко злу; и счастье покинуло их и перешло к богам. Индра, властитель богов, сокрушил в битвах многих могучих асуров».

Что напоминает нам этот миф? Правильно, битву богов и титанов! Найдем общие места…

    Вывод . А знаете ли Вы, почему так много общего между греческими, индийскими и даже частично христианскими мифами? Ведь географически Греция и Индия очень далеко находятся друг от друга!

Однако история нам говорит, что и греческий, и индийский, и современные русский, немецкий, армянский, иранский, английский, испанский, итальянский, украинский и почти все западноевропейские языки – это представители одной языковой ветви – этов се индоевропейские языки, то есть, все они происходят от праиндоевропейского языка! И это легко доказать !

Например, в русском языке есть слово «мама». В английском оно звучит похоже – « mather », на испанском « madre », в индийском « maan », на греческом - « mitera », на армянском « mayr », на украинском «Мамо».

Или сравните главных богов пантеонов: Зевс – громовержец, Перун – бог грома, Индра – бог грозы и грома.

По данным истории, 6500 тысяч лет назад был единый праиндоевропейский язык. Ученые спорят, где его родина. Одна из версий доказывает, что родиной праиндоевропейского языка является Ямная культура раннего бронзового века, представители которой жили на территории современных юга России и востока Украины!

В течение следующих трех тысяч лет праиндоевропейцы все больше расселялись по Европе и Азии и в итоге отдалились друг от друга настолько далеко, что даже их языки перестали быть похожими друг на друга. Однако с точки зрения истории, иранцы и русские, индийцы и украинцы, немцы и армяне, итальянцы и белорусы – братские народы!

    Домашнее задание. Чтобы доказать в очередной раз, насколько индийская и греческая мифология близки, составьте дома в тетради следующую таблицу.

Название греческого мифа

Название индийского мифа

Общее в сюжете обоих мифов

Происхождение мира

Сотворение мира

Рождение богов от Геи

Рождение богов от Брахмы

Борьба богов и титанов

Война богов и асуров

Похищение коров у Аполлона

Похищение коров у Индры

Самостоятельно

Самостоятельно

Самостоятельно

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерить время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в безбрежном и бездонном океане.

Через год из золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала небом, нижняя землей, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

Мифы Древней Греции Ночь, луна, заря и солнце

Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной чер­ными конями, богиня Ночь-Нюкта. Своим темным покровом за­крыла она землю. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звёзды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное небо. Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно всё сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна-Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая всё серебристым сиянием. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии...

Всё ближе утро. Богиня Луна уже давно спустилась с небосклона. Чуть посветлел восток... Всё ярче разгорается восток. Вот открыла розопестрая богиня Заря-Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог Солнце-Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы, каплями. Благоухает всё на земле, всюду курятся ароматы. Прос­нувшаяся земля радостно приветствует восходящего бога Солнце-Гелиос.

На четверке крылатых коней в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, выезжает на небо с берегов Океана лучезарный бог. Верхи гор озаряют лучи восходящего солнца, одна за другой скрываются они в лоне темной ночи. Всё выше поднимается колесница Гелиоса. В лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет свои живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь.

Совершив свой дневной путь, бог Солнце спускается к священ­ным водам Океана. Там ждет его золотой челн, в котором он поплывет назад к востоку, в страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог Солнце ночью там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.

Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., 1982. С. 15.

Кун Н. А, Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957, С. 68-69.

Л. Г. Морган Праздник благодарения клену

Культ ирокезов представлял собой своего рода систему. Он состоял из периодически повторяющихся празднеств, происхо­дивших в определенные времена года. Эти празднества обус­ловливались сменой времен года, созреванием плодов и сбором урожая. Они совершались ежегодно с одними и теми же уста­новившимися обрядами, которые передавались из века в век...

Ирокезы соблюдали шесть регулярных праздников или благо­дарственных служений. Первым по времени был праздник клена. Он представлял собой выражение благодарности самому клену, давшему людям свой сладкий сок. Следующим был праздник посева, целью которого было главным образом обращение к Великому духу с просьбой благословить семена. Третьим шел праздник земляники, установленный в благодарность за первые плоды земли. Четвертым был праздник зеленой кукурузы, предназ­наченный для выражения признательности за созревание кукурузы, бобов и тыкв. Следующим справлялся праздник жатвы, установ­ленный для общего благодарения "Нашим кормилицам" после сбора урожая. Последним в этом перечне был праздник Нового года, грандиозное празднество ирокезов, на котором приносилась в жертву белая собака...

В назначенное время из прилегающих округов собирался народ, одни предлагали религиозные наставления, другие готовились к пляске, третьи к играм, четвертые приходили ради удовольствия побыть на пиршестве. Это был один из нетерпеливо ожидаемых всеми праздничных дней. Утром пожилые женщины, выполняя возложенную на них обязанность, начинали готовить традиционное угощение в том изобилии, какое только допускалось временем года и условиями охотничьей жизни. Около полудня обычные в таких случаях развлечения и игры на открытом воздухе приоста­навливались, и народ собирался на совет. Затем один из хранителей веры произносил вступительную речь. Приведенная ниже речь, которая была произнесена при открытии одного из таких советов.., является типичным образцом подобных речей и иллюстрирует их главные особенности:

Друзья и сородичи! Солнце, правитель дня, высоко на своем пути, и мы должны спешить с выполнением нашего долга. Мы пришли сюда, чтобы соблюсти наш старинный обычай. Этот поря­док передан нам нашими отцами. Он был дарован им Великим духом. Великий дух всегда требовал от своего народа, чтобы он

воздавал ему благодарность за все оказанные благодеяния. Мы всегда старались жить, следуя этому мудрому поведению.

Друзья и сородичи, слушайте дальше. Выполнить этот долг мы собрались сегодня. Опять наступил сезон, когда кленовое дерево дает свой сладкий сок. Все благодарны ему за это, и потому мы ждем от вас, что все вы соединитесь в нашей общей благодарности клену. Мы тоже ожидаем, что вы присоединитесь к нам в воздаяние благодарности Великому духу, который мудро создал это дерево на благо человеку. Мы надеемся и ожидаем, что тот порядок и гармония сохранятся и в будущем.

Нередко за этой следовали и другие речи, носившие характер увещеваний, побуждающих народ к выполнению долга.

Когда кончались и эти речи и увещевания, объявлялось начало пляски, которая была важной особенностью их религиозных праз­днеств.

Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С. 101-102.

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерить время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в безбрежном и бездонном океане.

Через год из золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала небом, нижняя землей, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

Мифы Древней Греции Ночь, луна, заря и солнце

Медленно едет по небу в своей колеснице, запряженной чер­ными конями, богиня Ночь-Нюкта. Своим темным покровом за­крыла она землю. Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звёзды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари - Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное небо. Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно всё сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луна-Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет богиня Луна в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая всё серебристым сиянием. Объехав небесный свод, богиня Луна спустится в глубокий грот горы Латма в Карии...

Всё ближе утро. Богиня Луна уже давно спустилась с небосклона. Чуть посветлел восток... Всё ярче разгорается восток. Вот открыла розопестрая богиня Заря-Эос ворота, из которых скоро выедет лучезарный бог Солнце-Гелиос. В ярко-шафрановой одежде, на розовых крыльях взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льет богиня из золотого сосуда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими, как алмазы, каплями. Благоухает всё на земле, всюду курятся ароматы. Прос­нувшаяся земля радостно приветствует восходящего бога Солнце-Гелиос.

На четверке крылатых коней в золотой колеснице, которую выковал бог Гефест, выезжает на небо с берегов Океана лучезарный бог. Верхи гор озаряют лучи восходящего солнца, одна за другой скрываются они в лоне темной ночи. Всё выше поднимается колесница Гелиоса. В лучезарном венце и в длинной сверкающей одежде едет он по небу и льет свои живительные лучи на землю, дает ей свет, тепло и жизнь.

Совершив свой дневной путь, бог Солнце спускается к священ­ным водам Океана. Там ждет его золотой челн, в котором он поплывет назад к востоку, в страну солнца, где находится его чудесный дворец. Бог Солнце ночью там отдыхает, чтобы взойти в прежнем блеске на следующий день.

Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., 1982. С. 15.

Кун Н. А, Легенды и мифы Древней Греции. М., 1957, С. 68-69.

Л. Г. Морган Праздник благодарения клену

Культ ирокезов представлял собой своего рода систему. Он состоял из периодически повторяющихся празднеств, происхо­дивших в определенные времена года. Эти празднества обус­ловливались сменой времен года, созреванием плодов и сбором урожая. Они совершались ежегодно с одними и теми же уста­новившимися обрядами, которые передавались из века в век...

Ирокезы соблюдали шесть регулярных праздников или благо­дарственных служений. Первым по времени был праздник клена. Он представлял собой выражение благодарности самому клену, давшему людям свой сладкий сок. Следующим был праздник посева, целью которого было главным образом обращение к Великому духу с просьбой благословить семена. Третьим шел праздник земляники, установленный в благодарность за первые плоды земли. Четвертым был праздник зеленой кукурузы, предназ­наченный для выражения признательности за созревание кукурузы, бобов и тыкв. Следующим справлялся праздник жатвы, установ­ленный для общего благодарения "Нашим кормилицам" после сбора урожая. Последним в этом перечне был праздник Нового года, грандиозное празднество ирокезов, на котором приносилась в жертву белая собака...

В назначенное время из прилегающих округов собирался народ, одни предлагали религиозные наставления, другие готовились к пляске, третьи к играм, четвертые приходили ради удовольствия побыть на пиршестве. Это был один из нетерпеливо ожидаемых всеми праздничных дней. Утром пожилые женщины, выполняя возложенную на них обязанность, начинали готовить традиционное угощение в том изобилии, какое только допускалось временем года и условиями охотничьей жизни. Около полудня обычные в таких случаях развлечения и игры на открытом воздухе приоста­навливались, и народ собирался на совет. Затем один из хранителей веры произносил вступительную речь. Приведенная ниже речь, которая была произнесена при открытии одного из таких советов.., является типичным образцом подобных речей и иллюстрирует их главные особенности:

Друзья и сородичи! Солнце, правитель дня, высоко на своем пути, и мы должны спешить с выполнением нашего долга. Мы пришли сюда, чтобы соблюсти наш старинный обычай. Этот поря­док передан нам нашими отцами. Он был дарован им Великим духом. Великий дух всегда требовал от своего народа, чтобы он

воздавал ему благодарность за все оказанные благодеяния. Мы всегда старались жить, следуя этому мудрому поведению.

Друзья и сородичи, слушайте дальше. Выполнить этот долг мы собрались сегодня. Опять наступил сезон, когда кленовое дерево дает свой сладкий сок. Все благодарны ему за это, и потому мы ждем от вас, что все вы соединитесь в нашей общей благодарности клену. Мы тоже ожидаем, что вы присоединитесь к нам в воздаяние благодарности Великому духу, который мудро создал это дерево на благо человеку. Мы надеемся и ожидаем, что тот порядок и гармония сохранятся и в будущем.

Нередко за этой следовали и другие речи, носившие характер увещеваний, побуждающих народ к выполнению долга.

Когда кончались и эти речи и увещевания, объявлялось начало пляски, которая была важной особенностью их религиозных праз­днеств.

Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983. С. 101-102.

Мифы отбирали, копили, классифицировали и сохраняли богатейшие знания и наблюдения, накопленные за многие века предшествующими поколениями. Эти знания были призваны устанавливать нормы и организовывать поведение людей во всех сферах жизни. Мифы обосновывали устройство общества, его законы и установления, его традиционные ценности. Мифы объясняли, как устроен мир, окружающий человека, и сам человек. Мифы указывали, как должен человек пройти свой жизненный путь, расставляя на нем вехи, помогавшие не сбиваться с него, и описывали то, что его ждет после смерти. Мифы были особой формой памяти, которая помогала коллективу хранить нужные для него знания и передавать их из поколения в поколение*.


Творение

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо.

Из яйца появляется демиург Брахма, который творит Вселенную. Он разбил яйцо, и оно распалось надвое. И стала верхняя его половина Небом, а нижняя — Землей. Между ними поместил Брахма воздушное пространство и положил начало времени. Потом создал Брахма живой дух, мысль и пять великих элементов: воздух, огонь, воду, землю и эфир. А после этого — богов, вечную жертву, три веды, планеты, моря, реки, людей.


Асуры, старшие братья богов

Когда Брахма создал небо, и землю, и воздушное пространство и от сыновей его пошли все живые существа во вселенной, сам он, утомленный творением, удалился, а власть над мирами передал своим потомкам — богам и асурам.

Асуры были старшими братьями богов. Они были могучи и мудры и ведали тайны волшебства — майя, могли принимать различные образы или становиться невидимыми. Им принадлежали несметные сокровища, которые они хранили в своих твердынях в горных пещерах. И было у них три укрепленных города, сначала на небе, потом на земле: один из железа, другой из серебра, третий из золота; впоследствии они соединили эти три города в один, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве.

Царем асуров был Хираньякашипу, могущественный демон. Боги же избрали царем своим Индру. Некогда асуры были благочестивы и добродетельны, они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. Но потом они возгордились своей силой и своей мудростью и склонились ко злу; и счастье покинуло их и перешло к богам. Индра, властитель богов, сокрушил в битвах многих могучих асуров. Грозный бог Рудра, порождение гнева Брахмы, довершил их разгром, испепелив их волшебные три города, вознесенные над землею.


Деяния Индры

Индра был любимым сыном Адити, матери богов, самым могучим из ее сыновей. Рассказывают, что он родился не так, как другие ее дети, необычным путем, при рождении чуть было ни погубив свою мать. Едва появившись на свет, он схватился за оружие. Устрашенная необычным рождением сына и его грозным обликом, Адити спрятала Индру, но он явился перед всеми в золотых доспехах сразу после рождения, наполнив собой Вселенную, и мать преисполнилась гордости за могучего сына. И он стал великим, неодолимым воином, перед которым трепетали и боги, и асуры.

Еще будучи совсем юным, он победил коварного демона Эмушу. Этот демон в облике вепря похитил некогда у богов зерно, предназначавшееся для жертвоприношения, и спрятал его среди сокровищ асуров, что хранились за трижды семью горами. Эмуша принялся варить из похищенного зерна кашу, когда Индра натянул лук, пронзил стрелою двадцать одну гору и убил его. Вишну же, младший из Адитьев, унес жертвенную пищу из владений асуров и вернул ее богам.

Другим подвигом Индры была победа над Шушной, Иссушителем, рогатым змеем, который откладывал яйца, из коих плодилось зло, и который поглотил небесные воды. Индра убил его и освободил воды, изливающиеся с небес животворным дождем. И еще многих злых и опасных врагов победил Индра своей отвагой и силой. Он стал властелином небесного царства; боги сами просили Брахму поставить его над ними царем. Грозные Маруты стали дружиною Индры. Брат его, Тваштар, сделал ему золотую колесницу и выковал ему громовое оружие — ваджру. Это несравненное оружие сверкало, как солнце, в деснице Индры и повергало в трепет его врагов. Вайю — бог ветра — стал колесничим у Индры и сопровождал его в битвах.

Прекраснорукий Тваштар, искуснейший из небожителей, сделал также чудесную чашу для сомы — божественного напитка, который в незапамятные времена принес на землю орел — птица Индры. Индра вскормлен был сомой, заменившей ему материнское молоко. На подвиги свои он отправлялся, сопровождаемый воинством Марутов, на золотой колеснице, с ваджрой в руке, вдохновляемый обильными возлияниями сомы. И тогда никто не мог противостоять ему, и земля, и небо содрогались от ярости Индры, когда он поражал врага своей ваджрой.

В битвах богов с асурами — они длились многие сотни и тысячи лет — Индра во главе воинства небожителей не однажды сокрушал вражескую силу.


Сказание о создании ночи

Когда Яма, сын Вивасвата, умер, Ями, его сестра и возлюбленная, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю. Тщетно боги пытались облегчить бремя ее скорби. На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его не забудет! Мы сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро, и она забыла о нем. Потому говорят: «Череда ночи и дня приносит забвение горя».


Сказание о происхождении смерти

Было время, когда смерти не знали на земле. Люди, потомки Вивасвата, вначале были бессмертными. В Критаюге, Золотом веке, они не ведали греха и жили на земле счастливо, в мире и благоденствии. Так шло время, и живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее.

Наконец, Земля взмолилась к Брахме — она уже не могла выносить далее такое бремя. Тогда задумался Создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мирах, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель. Великий бог Шива сжалился над живыми существами. Он приблизился к Брахме и сказал: «Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель. Не допусти чтобы опустела Вселенная! Ибо если погибнут ныне все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!» И когда Шива молвил это, Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший Вселенную.

Тогда вышла из тела Брахмы женщина, с темными глазами, с венком из лотосов на голове, одетая в темно-красное платье. Она направилась к югу своим путем, но Брахма воззвал к ней и сказал: «Смерть, ступай и убивай живые существа в этом мире! Ты возникла из моей мысли об уничтожении мира и из моего гнева! Ты возникла из моей мысли об уничтожении мира и из моего гнева, поэтому иди и уничтожай живущих — и неразумных, и мудрых!».

И заплакала увенчанная лотосами Смерть, но Брахма не дал ее слезам упасть на землю и собрал их в свои ладони. Она же смиренно склонившись перед ним взмолилась: «Будь милостив ко мне, о Владыка созданий, не возлагай на меня столь ужасное бремя! Сжалься надо мной! Как могу я губить невинные существа, детей и взрослых, молодых и стариков? Смилуйся, о владыка! Не смогу я разлучать близких и любящих, отнимать у родителей возлюбленных сыновей, у детей отнимать матерей и отцов, лишать милых братьев и дорогих сердцу друзей. Ведь, когда те умрут, оставшиеся в живых будут проклинать меня. Я боюсь этого! И слез несчастья боюсь! Вечно будут жечь меня эти слезы».

Но Брахма сказал: «О Смерть, я предназначил тебе уничтожать живущих! Иначе быть не может! Ступай не колеблясь, госпожа. Исполни мое веление». И Смерть не сказав больше ни слова, отправилась в путь и явилась в мир. Но все же Прародитель даровал ей милость: слезы, которые она пролила, превратились в болезни, убивающие людей в назначенный срок; страсти и пороки ослепили человеческий род и стали причиной гибели живых существ. Поэтому искони нет вины на смерти. Брахма сделал ее госпожой справедливости; свободная от любви и ненависти, исполняет она его веление.

В начале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная.

Но тогда Творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей Вселенной, и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: "Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?" И страх его прошел, ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: "Как мне сотворить потомство?" И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — Соме, богу Луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Cтаршая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — Адити — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов. Варуна, бог океана, Индра, бог грозы и грома, Вивасват, бог солнца, которого называют также Сурья, были могущественнейшими из них; но всех превзошел славой младший из сыновей Адити, Вишну, хранитель мироздания, владыка пространства.

Издревле сыновья Дити и Дану — их называют обычно асурами — были врагами богов, сыновей Адити. И борьба между асурами и богами за власть над Вселенной длилась много веков, а не было конца их вражде.


Close