До половины курса Философии.

В этом же году избран членом Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. В году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.

Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.

16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода и избран членом Виленского университета.

Прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.

По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.

Был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.

Отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени. Оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.

"Нельзя не удивляться тому, - говорит преосвящ. Филарет Киевский , - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".

По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".

Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митр. Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич:

"Давно зная имя митрополита Евгения Болховитинова, как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного, отвечал ключарь, вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".

Добрую память оставил о себе митр. Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Сочинения

  • Новая Латинская Азбука. М., 1788
  • Рассуждение о надобности греческого языка для богословия. М., 1793
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Издание 2-е в двух частях. Спб., 1827 (первое издание вышло в 1818 году)
  • Словарь Русских светских писателей, соотечественников и чужестранных, писавших в России, М., 1845
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяно-руссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-Российской Церкви.
  • Рассуждение о книге Петра Могилы "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древне-христианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина в 2-х частях. СПб, 1827.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом в 2-х томах. М., 1793.
  • Парнасская история (студенческая работа). М., 1788.

Награды

  • наперсный крест алмазный (15 сентября 1801, при коронации Государя Императора Александра I)
  • орден св. Анны I степени (5 марта 1805)
  • орден св. Александра Невского
  • орден св. Владимира II степени (30 августа 1814)
  • орден св. ап. Андрея Первозванного (22 августа 1826)

Литература

  • Захарченко М.М. Киев прежде и теперь. Киев, 1888, с. 42, 117, 124, 187, 210.
  • Полетаев Н. Труды митр. Евгений Болховитянова по истории Русской Церкви. Казань, 1889.
  • Карпов С.М. Евгений Болховитянов, как митрополит Киевский. Киев, 1914.
  • Токманов И. Истор.-археолог. очерк Хутынск. Варлаам. Спасо-Преображен. м-ря. Новгород, 1911, с. 45, 46.
  • Суворов Н. Описание Спасо-Каменск. м-ря на Кубенском озере. 2-е изд. Вологда, 1893, с. 30 пр.
  • Леонид, иером. История церкви в пределах нынешней Калуж. еп. Калуга, 1876, с. 191-194.
  • Толстой М. Святыни и древн. Пскова. М., 1861, прил., с. 18.
  • Жмакин, прот. Игумен Вяземского Аркад. м-ря. М., 1897, с. 67-68.
  • Григорович Переписка с гр. Румянцевым и с Киевским митр. Евгением.
  • Булгаков, с. 1397, 1401, 1403, 1410.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131.
  • Толстой Ю., № 194.
  • Строев П., с. 9, 40, 272, 382, 560, 733.
  • Голубинский, с. 55.
  • Летопись Е. А., с. 791.
  • Юбилейный сборник, с. 282, 343, 348, 616.
  • Списки архиереев, с. 20, № 194.
  • Н. Д., с. 16, 20, 48, 51, 69.
  • Руков. для сельских пастырей, 1868, т. II, с. 267; т. VII, с. 373.
  • Изв. Казан. еп., 1867, № 18, с. 512.
  • -"- 1879, № 20, с. 590.
  • -"- 1884, № 4, с. 123.
  • Странник, 1869, ноябрь, с. 37-39.
  • -"- 1887, июнь-июль, с. 266.
  • Самар. еп. вед., 1867, № 21, с. 513.
  • Церковн. вестн., 1891, № 25, с. 392.
  • Труды К. Д. А., 1870, июнь, с. 16; август, с. 574.
  • -"- 1874, март, с. 4; август, с. 375-377, 406.
  • -"- 1879, май, с. 120.
  • -"- 1884, июль, с. 286, 292-294.
  • -"- 1888, апрель, с. 681.
  • -"- 1889, июль, с. 479-484.
  • Прав. собес., 1874, январь, с. 119.
  • -"- 1888, декабрь, с. 513-554.
  • -"- 1889, июнь, с. 319; сентябрь, с. 22; октябрь, с. 186-208.
  • -"- 1899, январь, с. 112, 114.
  • -"- 1907, июнь, с. 848, пр. 7; сентябрь, с. 36, пр.
  • -"- 1909, июль-август, с. 219.
  • -"- 1912, май, с. 260.
  • Русская старина, 1870, т. I, с. 541, 546, 585; т. 2, с. 223-224, 601-605, 607, 609, 612-616, 675-676.
  • Русская старина, 1871, т. 3, с. 207; т. 4, с. 681, 682.
  • -"- 1872, март, с. 481; октябрь, с. 406.
  • -"- 1874, март, с. 428; апрель, с. 799, 800.
  • -"- 1875, март, с. 657, п/с.
  • -"- 1877, июль, с. 387.
  • -"- 1878, февраль, с. 199.
  • -"- 1880, январь, с. 22; сентябрь, с. 197.
  • -"- 1881, июнь, с. 203; сентябрь, с. 58-74; октябрь, с. 238, 243, 245, 248, 249, 250, 345, 348.
  • Русская старина, 1882, апрель, с. 182; май, с. 431 и п/с; июнь, с. 24.
  • -"- 1883, июль, с. 130, 131 и п/с.
  • -"- 1885, июнь, с. 590; июль, с. 168.
  • -"- 1886, июнь, с. 710.
  • -"- 1887, апрель, с. 129; май, с. 661.
  • -"- 1888, май, с. 799; июнь, с. 604 п/с. 1, с. 605.
  • -"- 1907, июнь, с. 638, 642.
  • -"- 1910, май, с. 404-422.
  • Историч. вестн., 1881, июнь, с. 284.
  • -"- 1882, февраль, с. 341; май, с. 266.
  • -"- 1883, февраль, с. 283 п/с.
  • -"- 1884, ноябрь, с. 3 п/с. 1.
  • -"- 1886, апрель, с. 146, 157.
  • -"- 1888, январь, с. 185-186; август, с. 3; ноябрь, с. 3.
  • -"- 1889, январь, с. 222-223; июль, с. 141, п/с. 1, с. 213.
  • -"- 1892, июнь, с. 821.
  • -"- 1893, январь, с. 259.
  • -"- 1894, апрель, с. 221.
  • -"- 1896, апрель, с. 157, 177, 180.
  • -"- 1904, январь, с. 224; май, с. 605.
  • Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 359.
  • -"- 1864, январь, с. 31.
  • Христ. чтен., 1871, декабрь, с. 979.
  • -"- 1900, март, с. 398-399.
  • Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 769, 771 п/с, 772, 773, 781, 782, 785 п/с. 1, 787 п/с. 1, 788 п/с. 3, 791, 802, 808 п/с. 3, 817, 826 п/с. 1, 828, 834-835, 839 п/с. 8, 841 п/с. 1, 847.
  • Рус. архив, 1887, кн. 3-я, с. 361 (Филарет, архиеп. Черниговский).
  • -"- 1888, кн. 3-я, с. 253 (Из записок сенатора К.Н. Лебедева).
  • -"- 1889, кн. 2-я, с. 21-84, 161-236, 321-388 (Письма митр. Евгения к В.Г. Анастасевичу); кн. 3-я, с. 379 (Письмо митр. Евгения архим. Парфению).
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 92 (Четыре письма митр. Леонтия к архиеп. Костромскому Платону).
  • Рус. архив, 1895, кн. 3-я, № 11, с. 374.
  • -"- 1897, кн. 1-я, с. 235, 240 (Записки гр. Бутурлина); кн. 2-я, с. 592, 595, 596.
  • -"- 1898, кн. 1-я, с. 304 (Малышевский И.И. Деят. митр. Евгения в звании предс. конф. К. Д. А.).
  • -"- 1899, кн. 1-я, № 1, с. 26 п/с., № 4, с. 529; кн. 2-я, № 6, с. 188, 189 п/с. 7, с. 215 п/с. 3; кн. 3-я, № 11, с. 310.
  • Рус. архив, 1900, кн. 1-я, № 1, с. 25; кн. 2-я, № 5, с. 93-94.
  • -"- 1901, кн. 2-я, № 5, с. 21.
  • -"- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 372, 433-434; № 4, с. 546; № 6, с. 223.
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 101; № 2, с. 194, 225, 226, 227, 289.
  • Ж. М. П., 1945, № 1, с. 45.
  • -"- 1954, № 4, с. 47.
  • -"- 1957, № 5, с. 57-61.
  • БЭС, т. I, с. 541, 816; т. II, с. 1164, 1330, 1936.
  • БЭЛ, т. III, с. 712; т. VIII, с. 111; т. X, с. 608.
  • ЭС, т. XI, с. 411-413.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие :
  • Евгений (Болховитинов), митр. Биография Евгения, Митрополита Киевского. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, М: Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 1-3.

Воронежские епархиальные ведомости, 1867, № 10 с. 334.

Синодик Воронежских купцов Елисеевых / приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1886, с. 14

В указе консистории говорилось, что он (префект) имеет оставаться на прежнем основании при префектской должности, пользуясь всеми от протопопского места жалованьем и доходами, и в рассуждении своих отличных трудов и степени по семинарии, первенствовать пред всеми другими протопопами Воронежской епархии, кроме кафедрального соборного протопопа, что объявить ему, префекту, в консисторском присутствии, где и ему самому присутствовать в свободное время, а в бытность в городе Павловске в Павловском духовном правлении. См. дела семинарского архива кн. № 6, 1795 - 1796, с. 205 - Евфимий Алексеевич Болховитинов, впоследствии Евгений, митрополит Киевский [окончание] , 1868, № 3 неофиц. отдел, с. 88-89.

Околович Н. Ф ., "К 75-летию годовщины со времени кончины Киевского митрополита Евгения (Болховитинова)", Воронежские епархиальные ведомости , 1912, № 8 неофиц. часть, с. 363.

Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Евфимий), вошел в отечественную историю не только как историк-краевед, но и как археолог, археограф, библиограф, переводчик, библиофил. К концу жизни он был действительным и почетным членом более 20 российских и зарубежных университетов, научных обществ. Митрополит Евгений является автором более ста опубликованных работ, в том числе исследований, справочников и путеводителей. С его именем связано открытие университета Святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. В Воронеже будущий митрополит провел чуть менее половины жизни.

Евфимий родился 18 декабря 1767 года в семье священника Ильинской церкви Воронежа. В 1776-м, после смерти отца, мать, оставшаяся с тремя детьми, отдала Евфимия певчим в архиерейский хор Благовещенского собора. В 1777 году Евфимий был зачислен в Воронежскую духовную семинарию. Летом 1785-го воронежский епископ Тихон (Малинин) удовлетворил просьбу молодого человека о переводе его для обучения в Москву. Епископ Тихон направил Евфимия с рекомендательным письмом к ректору Славяно-греко-латинской академии Платону (Левшину), архиепископу Московскому. Евфимий был зачислен слушателем академии, которую окончил в 1788 году. В академии Болховитинов прослушал полный курс философии и богословия, освоил греческий, французский и немецкий. Одновременно посещал лекции в Московском университете, где, в частности, вошел в литературный кружок Николая Новикова. В Москве он также познакомился с архивистом и археографом Николаем Бантыш-Каменским, который во многом повлиял на формирование научных интересов будущего архиерея.

Вернувшись в Воронеж, в январе 1789-го Евфимий занял должность преподавателя Воронежской семинарии. В разное время он вел курсы риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики. А 1790 году был назначен префектом семинарии и заведующим семинарской библиотекой, с целью пополнения которой неоднократно ездил в Москву. В 1791-м было удовлетворено поданное им вместе с братом Алексеем прошение о причислении Болховитиновых к дворянскому сословию.

В 1793 году Болховитинов женился на дочери липецкого купца Анне Расторгуевой, но брак продлился всего четыре года, два сына и одна дочь умерли в младенчестве. 25 марта 1796-го Евфимий Болховитинов был рукоположен в сан священника и назначен протоиереем Спасо-Преображенского монастыря города Павловска Воронежской губернии, с оставлением в семинарии на прежних должностях, одновременно определен присутствующим в Воронежской консистории. Горечь утраты близких людей Евфимий пытался заполнить умственной работой. В течении нескольких лет вокруг молодого ученого формировался кружок единомышленников из местной интеллигенции. Благодаря их стараниям 14 мая 1798 года в Воронеже была открыта первая типография.

В 1799-м Евфимий переехал в Петербург, где 9 марта 1800-го принял монашество с именем Евгений. Амвросий (Подобедов), митрополит Санкт-Петербургский, пригласил его в столицу по рекомендации Бантыш-Каменского на должность префекта, преподавателя философии и высшего красноречия Санкт-Петербургской духовной академии. В скором времени Евгений был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Митрополит Амвросий отметил и оценил знания нового префекта и не ошибся в нем, поручая ему серьезные и ответственные задания, с которыми молодой архимандрит блестяще справлялся.

15 сентября 1801 года Евгений участвовал в коронации императора Александра I в Москве, был пожалован алмазным наперсным крестом. 27 января 1802-го назначен архимандритом Санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни. В январе 1804-го Евгений был возведен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Евгений стал одним из авторов реформы системы духовного образования, проведенной в России в 1808 -- 1814 годы. Он выступал за сокращение объема изучения латыни, подчеркивал необходимость придать духовному образованию более научный характер. За свой труд Евгений был удостоен ордена Анны I степени. Проживая некоторое время в Варлаамо-Хутынском монастыре, Евгений подружился со знаменитым поэтом Гавриилом Державиным, последний посвятил архиерею несколько сочинений.

В разные годы Евгений возглавлял епископские кафедры в Вологде (1808 -- 1813), Калуге (1813 -- 1816) и Пскове (1816 -- 1822). В марте 1822 года он был возведен в сан митрополита и переведен в Киев, стал членом Священного Синода. Александр I писал Евгению: "Мне особенно приятно будет видеть знаменитую некогда академию киевскую... при руководстве Вашем, достигнутую цели ей предназначенной". Император наградил киевского митрополита белым клобуком с бриллиантовым крестом. Примечателен эпизод, связанный со встречей киевским духовенством нового архиерея. Евгению подали царскую позолоченную карету. Митрополит "с неудовольствием принял такой знак почтительной предупредительности и потребовал другой экипаж для отъезда в Софийский собор". В быту митрополит Евгений также был неприхотлив. Никакой роскоши в пище и одежде. День начинался у него рано. Выслушав литургию, он переходил к занятиям делами епархии, потом принимал посетителей. В характере его было много мягкости, искренности. Всегда доступный, откровенный, благотворительный, справедливый.

При митрополите Евгении было возведено новое трехэтажное здание киевской духовной академии. Он продолжал заниматься научной деятельностью, именно в Киеве его культурно-просветительская деятельность достигла своего апогея. Митрополит Евгений организовал реставрационные работы в Киево-Печерской лавре и других монастырях.

В 30-е годы он стал инициатором первых систематических археологических раскопок в Киеве. Благодаря им был обнаружен фундамент Десятинной церкви и Золотых ворот. В 1834 году Евгений благословил открытие киевского университета. Первый ректор университета Михаил Максимович считал его крупным ученым и издателем, который оставил после себя "много фактического материала не только по церковной истории, но и русской литературе". Результатом исследования киевских древностей стали публикации "Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии" и "Описание Киево-Печерской лавры". К концу жизни Евгением Болховитиновым было собрано около 12 тыс. различных наименований рукописей и изданий, или 8,5 тыс. томов.

Митрополит Евгений состоял действительным членом императорской Российской академии, членом Общества истории древностей российских, почетным членом Академии наук и всех русских университетов, не считая многочисленных ученых обществ.

Некоторые краеведы считают, что Евгений был едва ли не единомышленником французских просветителей и первого русского революционера Александра Радищева, но сохранилось несколько совершенно однозначных свидетельств о его отношении к постулатам популярной в его время философии французских энциклопедистов. Признавая, что "отцы церкви нам в физике не учители", Евгений был горячим противником вольномыслия, не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье. В 1793-м в предисловии к изданному по его инициативе и под его редакцией переводу книги аббата Нонота "Вольтеровы заблуждения", он писал: "Сокровенными путями повсюду разливается вся его (Вольтера. -- А. Г.) зараза. Ибо письменный Вольтер становится уже известен столько же, сколько и печатный". Однако издание перевода вызвало затруднения. Цензура исключила из публикации перечень религиозных верований Вольтера, которые должен был опровергать Нонот. "Болховитинов чувствовал, что план, связанный с изданием "Вольтеровых заблуждений", разрушается, -- писал академик Николай Тихонравов. -- Книгой Нонота он думал парализовать влияние тех сочинений Вольтера, которые затрагивали откровенную религию и обходили читателей в рукописях; но именно главы Нонота о догматических заблуждениях Вольтера в вопросах веры не были дозволены к напечатанию".

"Простодушный наш неученый соотечественник, -- писал сам Евгений Болховитинов, -- слыша повсюду славу Вольтера и язвительные его насмешки всему священному и почитаемому, сперва подвигается благочестивым ужасом и негодованием; но может ли он потом защищать от заразы сердце свое сими одними чувствованиями, когда он не утвержден в основательных истинах и когда он почти везде слышит только крикливые вольнодумцев похвалы Вольтеру, но не видит обличение лжей и клевет его". В 1810-м Евгений критически отозвался об изданной в русском переводе книге Монтескье "Дух законов". Митрополит отметил, что мысли, изложенные в сочинении, "пусть останутся в обаянии революционных голов, от которых да избавит Господь Бог отечество наше. И так много уже затевается у нас ежедневно почти разных переворотов". По поводу книги "Путешествие из Петербурга в Москву" Евгений также высказался неодобрительно.

Сохранилось свидетельство критического отношения митрополита Евгения к издаваемому известным масоном Александром Лабзиным журналу "Сионский вестник". Евгений, проанализировав его содержание, пришел к выводу, что такая "метода умствования -- мистико-масонская". Ссылаясь на конкретные страницы в "Сионском вестнике", он доказывал как подобные рассуждения противоречат православному вероучению.

То есть митрополита Евгения можно с уверенностью отнести к категории церковных охранителей, выступавших за чистоту догматов православного вероучения, главенствующее положение РПЦ в российской империи и не разделявших идеологию, подрывавшую монархический строй.

Митрополит Евгений был в числе архиереев, недовольных деятельностью открытого в 1813 году Библейского общества, которое распространяло литературу неправославной направленности, и министра духовных дел, князя Александра Голицына, покровителя многочисленных масонских лож и мистиков протестантского направления. Евгений, в свою очередь, не пользовался расположением князя Голицына, который называл митрополита человеком "не духовным" (то есть не сочувствующим неправославному мистицизму и масонству). Вообще в 20-е годы XIX столетия сопротивление политике князя Голицына оказывала консервативная православная партия, наиболее яркими представителями которой являлись архимандрит Фотий (Спасский), митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), Алексей Аракчеев и другие.

После отставки Голицына в декабре 1824 года митрополит Серафим писал Александру I о причинах необходимости закрытия Библейского общества. В заключении письма он подчеркнул: "Для постановления духовных училищ на твердом и незыблемом основании православия и для принятия совокупно со мной нужных мер к прекращению распространения в народе новых ересей (следует. -- А. Г.) призвать сюда на время киевского митрополита Евгения, как человека известного по правоверию, учености и благонамеренности". Архимандрит Фотий писал в своей автобиографии: "Евгений митрополит давал о себе великую надежду ревнителям по своей учености, вере и сану". В итоге благодаря ходатайству православных консерваторов 19 декабря 1824 года император подписал указ, которым митрополит Евгений (Болховитинов) вызывался в Санкт-Петербург, для присутствования в Синоде. Библейское общество было закрыто Николаем I 12 апреля 1826 года по представлению митрополитов Серафима и Евгения.

14 декабря 1825-го года митрополит Евгений и Санкт-Петербургский митрополит Серафим (Глаголевским) на Сенатской площади обратились к восставшим войскам с призывом сложить оружие. Несмотря на предупреждение очевидцев о смертельной опасности, оба иерарха, по свидетельству сопровождавшего их иподиакона, "поговорив между собой, решились умереть за веру, отечество и царя". Несмотря на то что увещевания митрополитов Серафима и Евгения остались без ответа, Николай I наградил их панагиями, так как они подвергали свою жизнь риску. Впоследствии митрополит Евгений был назначен членом особого совета по делам декабристов.

Митрополит Евгений скончался 23 февраля 1837 года и, согласно завещанию, похоронен в Сретенском приделе Киевского Софийского собора. На похороны митрополита в Киев прибыла делегация от Воронежской духовной семинарии. Библиотека митрополита Евгения была завещана Софийскому собору, консистории, Киевской духовной семинарии и академии.

Алла ГЛАЗЕВА
Печатную версию материала читайте в газете

Митрополит Евге́ний (в миру Евфи́мий Алексе́евич Болхови́тинов) - епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф.

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов), родился 18 декабря 1767 года в городе Воронеже в семье приходского священника Алексия Болховитинова.
С 1777 года обучался сперва в Архиерейском певческом хоре, с 1778 года - в Воронежской духовной семинарии до половины курса Философии.
В 1785 году окончил Воронежскую духовную семинарию и как лучший ученик был отправлен для продолжения образования в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятием в академии слушал лекции в Московском университете.
9 января 1789 года был назначен преподавателем риторики и французского языка в Воронежскую духовную семинарию. В риторическом классе преподавал особым курсом Греческие и Римские древности.
С 20 августа 1789 года был вице-префектом и библиотекарем. С июня 1790 года, сверх всего, преподавал философию, а 5 сентября того года определён префектом семинарии и учителем богословия.
4 ноября 1793 года вступил в брак с Анной Антоновной, дочерью липецкого купца Расторгуева.
В 1793 году был рукоположен во священника в Воронеже епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым) .
25 марта 1796 года был возведён в сан протоиерея и определён настоятелем Преображенского собора города Павловска Воронежской епархии с оставлением при семинарии в прежних должностях. При этом был определен присутствующим Воронежской консистории, имея постоянное жительство в Воронеже.
В 1797 -1798 годах исполнял обязанности ректора семинарии. С 14 августа 1797 года обучал церковной истории, священной герменевтике, языкам еллинскому, простому греческому и французскому высшего класса.
В 1798 году лишился троих детей, а 21 августа 1799 года овдовел.
Был вытребован Санкт-Петербургским митрополитом Амвросием (Подобедовым) .
3 марта 1800 года был назначен префектом Александро-Невской академии, философии и красноречия учителем.
9 марта 1800 года пострижен в монашество в Александро-Невской Лавре с наречением имени Евгений.
11 марта 1800 года возведён в сан архимандрита Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.
С августа 1800 и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге и был членом Санкт-Петербургского комитета благодетельного общества.
27 января 1802 года переведен в Сергиеву пустынь.
17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского.
В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 г. - действительным членом Российской академии.
С 24 января 1808 года - епископ Вологодский.
В этом же году избран членом Санкт-Петербургского медико-хирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в1811 г. - почетным членом и соревнователем Санкт-Петербургской беседы русского языка.
С 19 июля 1813 года - епископ Калужский и с этого года - почетный член общества истории и древностей при Московском университете. С 1814 года - член Санкт-Петербургской духовной академии; с 1815 г. - московского общества врачебных и физических наук.
7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру.
Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете.
С 1817 года - член Харьковского и Казанского университетов; в 1818 г. - член комиссии составления законов.
С 24 января 1822 года - архиепископ Киевский.
16 марта того же года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого, назначен членом Св. Синода и избран членом Виленского университета.
С 1823 г. - член Киевской духовной академии; с 1826 г. - почетный член Академии наук.
С 1827 г. - доктор философии Дерптского университета.
С 1829 г. - член Санкт-Петербургского университета.
В 1834 г. избран членом королевского копенгагенского общества северных антиквариев.
С 1835 года - корреспондент статистического отделения совета Министерства внутренних дел.
Скончался 23 февраля 1837 года. Был похоронен в Сретенском приделе Киево-Софийского собора согласно его завещанию.
Прославился как ученый иерарх, оставивший после себя много научных трудов. Его научные исследования включали в себя область археологии, русской истории и церковно-исторических древностей.
По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.
Был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других.
Отличался исключительным трудолюбием. Он дорожил каждой минутой и в письмах изливал свое неудовольствие о потерянном времени. Оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.
"Нельзя не удивляться тому, - говорит преосвящ. Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью".
По отзыву М. Погодина, "это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории".
Он много времени уделял научной деятельности, но это не мешало ему быть неутомимым проповедником слова Божия. Преосвященный обличал суемудрие раскольников, строго относился к лицам, неблагоговейно стоящим в храме Божием. Проповеди митрополита отличались живостью и глубиной мысли. По характеру своему митр. Евгений был скромен и прост. Вот как рассказывает о нем Н.Н. Мурзакевич:
"Давно зная имя митрополита , как доказанного знатока русских древностей, я полагал, что он, как и многие его собраты, недоступен или невнимателен к мелким людям. Ключарю я откровенно сказал свое мнение. В доказательство противного, отвечал ключарь, вы теперь же можете видеть высокопреосвященного. Любопытство видеть ученую личность одолело нерешительность. На вопрос могу ли видеть митрополита, последовал ответ: "пожалуйста". Отворились двери в залу. Келейный доложил хозяину, и убеленный сединою старец, среднего роста, довольно сухощавый, по летам свежий, но бледный, в простенькой поношенной ряске и такой же камилавке, явился предо мною. Простой прием и завязавшийся разговор вообще о русской старине продолжался до прибытия новых лиц".
Добрую память оставил о себе митр. Евгений своей благотворительностью, страннолюбием и доступностью для всех.

Сочинения:

  • Новая Латинская Азбука. М., 1788
  • Рассуждение о надобности греческого языка для богословия. М., 1793
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Издание 2-е в двух частях. Спб., 1827 (первое издание вышло в 1818 году)
  • Словарь Русских светских писателей, соотечественников и чужестранных, писавших в России, М., 1845
  • Рассуждения о московских приказах, о старинных членах в России.
  • История княжества Псковского.
  • О вологодских и зырянских древностях.
  • О первом посольстве в Японии.
  • О присягах славяно-руссов.
  • Три исторических разговора (о древностях Новгорода).
  • О чинах Греко-Российской Церкви.
  • Рассуждение о книге "Православное исповедание веры".
  • О соборном деянии 1157 г.
  • О Российских соборах.
  • Историческое изображение Грузии.
  • Описание Воронежской губернии.
  • Об алтарных украшениях.
  • Рассуждение о древне-христианском богослужебном пении и о пении в Российской Церкви.
  • Полное жизнеописание Тихона Воронежского.
  • Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825.
  • Словарь историч. о писат. духовного чина в 2-х частях. СПб, 1827.
  • Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нонотом в 2-х томах. М., 1793.
  • Парнасская история (студенческая работа). М., 1788
  • Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви.
  • Собрание поучительных слов

БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич

БОЛХОВИ́ТИНОВ Евфимий Алексеевич (в монашестве - Евгений) , российский историк, археограф, библиограф.
Родился в семье священника. В 1778-84 гг. учился в семинарии, в 1784-88 гг. - одновременно в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Во время учебы входил в состав литературного кружка, созданного издателем-просветителем Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович) ; в то время в кружок входили также В. А. Левшин (см. ЛЕВШИН Василий Алексеевич) , Н. М. Карамзин (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) .
С 1789 Болховитинов стал преподавателем и библиотекарем в Воронежской духовной семинарии, затем занял там же должности префекта и ректора. В то время он занимался переводами на русский язык сочинений зарубежных авторов, в том числе философской поэмы А. Попа (см. ПОП Александр) «Опыт о человеке». Был одним из инициаторов создания в Воронеже типографии, открытой в 1798.
В 1800 принял монашество, был префектом и преподавателем философии и красноречия Александро-Невской духовной академии. Входил в состав кружка, членами которого были виднейшие специалисты по русской истории, объединенные графом Н. П. Румянцевым (см. РУМЯНЦЕВ Николай Петрович) ; состоял также членом Московского общества истории и древностей российских. С 1822 - митрополит киевский.
Подготовил ряд исторических и историко-краеведческих работ, в том числе «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800) «Историческое изображение Грузии» (1802), «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (1808), «История княжества Псковского» (ч. 1-4, 1831) и др. Автор капитальных биобиблиографических трудов: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (1818), «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России» (т. 1- 2, 1845), книговедческой работы «О славяно-русских типографиях» (1813). В Киеве руководил археологическими раскопками, приведшими к открытию фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и др.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич" в других словарях:

    Болховитинов Евфимий Алексеевич - (в монашестве – Евгений) . Сын священника. Учился в Воронежской дух. семинарии (1778–1784), в Славяно греко лат. академии (1784–1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун те, подрабатывал… … Словарь русского языка XVIII века

    - (в монашестве Евгений) (1767 1837) российский историк, археограф, библиограф. С 1822 митрополит киевский. Исторические, историко краеведческие и биобиблиографические труды … Большой Энциклопедический словарь

    - (в монашестве Евгений) , русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе значится как «митрополит Евгений». В 1822 37 митрополит киевский. Научная деятельность Б. связана с… … Большая советская энциклопедия

    - (в монашестве Евгений; 1767 1837) русский историк. По окончании Московской духовной академии, был преподавателем общей и церковной истории в Воронеже, после смерти жены и детей принял монашество, поднялся до архиерейства и был в конце концов… … Большая биографическая энциклопедия

    ЕВГЕНИЙ (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) - (18(29). 12. 1767, Воронеж 23. 02(7. 03). 1837, Киев) православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778 1884) и Московской Славяно греко латинской академии (1784 1788). С… … Русская философия: словарь

    Болховитинов русская фамилия. Известные носители: Болховитинов, Виктор Николаевич (1912 1980) советский физик, журналист, главный редактор журнала «Наука и жизнь». Болховитинов, Виктор Фёдорович (1899 1970) советский… … Википедия

    Евфимий Алексеевич (в монашестве Евгений) (1767 23.II.1837) рус. историк, археограф и библиограф. В дореволюц. лит ре обычно значится как митрополит Евгений. В 1822 1837 митрополит киевский. Науч. деятельность Б. связана с кружком гр. Н. П.… … Советская историческая энциклопедия

    Евгений, митрополит киевский (в миру Евфимий Алексеевич) (18(29) XII 1767, Воронеж 23 II(7 III) 1837, Киев) рус. историк церк. музыки, библиограф. Чл. Российской академии наук. В 1789 окончил Моск. духовную академию и Моск. ун т. Был… … Музыкальная энциклопедия

ЕВГЕНИЙ (в миру Болховитинов Евфимий Алексеевич) , митрополит Киевский и Галицкий (1822-37), церковный и общественный деятель, историк, археограф, писатель, переводчик; член Российской академии (1806), почётный член Петербургской Академии Наук (1826).

Сын священника. Учился в Воронежской духовной семинарии (1778-84), Славяно-греко-латинской академии, одновременно посещал лекции в Московском университете (1784-88). После завершения обучения вернулся в Воронеж (1789), стал преподавателем, библиотекарем, а затем ректором Воронежской духовной семинарии; с 1796 года соборный протоиерей в Павловске. В 1799 переехал в Санкт-Петербург, где принял монашество, стал преподавателем риторики и философии, а также префектом Александро-Невской духовной академии (1800-03). В 1804 возведён в сан епископа и назначен викарием Новгородским (1804), затем епископом Вологодским (1808) и Калужским (1813), архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (1816-1822), митрополитом Киевским и Галицким (1822); член Синода. Во время восстания 14.12.1825 призывал «мятежников» к покорности, а затем принимал участие в суде над декабристами.

В годы ученичества в Москве сблизился с кружком Н. И. Новикова, под влиянием которого начал свою литературную деятельность: переводил преимущественно французских авторов (ф. Фенелона, Л. Кокле), писал стихи. Опубликовал перевод книги К. Ф. Ноннота «Волтеровы заблуждения» (части 1-2, 1793), приложив к изданию «Краткое историческое сведение о Волтере и его знатнейших сочинениях», а также прозаический перевод поэмы А. Поупа «Опыт о человеке» (1806). Известность Евгению принёс «Словарь русских писателей» (целиком опубликован лишь в 1845). Справочник содержал статьи о жизни и деятельности около 720 светских и духовных авторов, в числе которых были и многие запрещённые писатели (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.). Критически Евгений отзывался о современной литературе, в том числе о творчестве Н. И. Гнедича и В. А. Жуковского. А. С. Пушкина он характеризовал как «хорошего стихотворца, но дурного сына, родственника и гражданина». С высоким почтением относился к Н. М. Карамзину, имел дружеские отношения с Г. Р. Державиным.

Евгений - автор первого научного исследования о древнерусской музыке «Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении российской церкви, с нужными примечаниями на оное...» (1799). Переписываясь с Г. Р. Державиным, отмечал ритмическое своеобразие русских народных песен (особенно протяжных) по сравнению с европейской тактовой музыкой, в связи с этим критически оценивал их нотные публикации 18 века. Был первым биографом композитора М. С. Березовского.

В Санкт-Петербурге Евгений сблизился с Н. П. Румянцевым, был деятельным участником его кружка. Руководил раскопками в Киеве, составил описание Киево-Печерской лавры и древних монастырей Пскова; являлся автором трудов по истории церкви («Историческое исследование о соборах Российской церкви», 1803), отечественной культуры («О славяно-русских типографиях», 1813), русского государства («История княжества Псковского», части 1-4, 1831); писал богословские сочинения; известен работами в области источниковедения, археографии и палеографии. Организовал кружок молодых разночинцев, увлекавшихся политикой, историей, литературой и театром. Похоронен в Сретенском приделе Софийского собора.

Лит.: Пономарев С. Материалы для биографии митрополита Евгения. К., 1867; Ивановский А. Д. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). СПб., 1872; Шмурло Е. Митрополит Евгений как ученый. СПб., 1888; Полетаев Н. И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань, 1889; Карпов С. М. Евгений Болховитинов, как митрополит Киевский. К., 1914; Кононко Е. Н. Болховитинов Е. А. // Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1, Зорин А. Л. Евгений//Русские писатели. 1800-1917. М., 1992. Т. 2; Шанский Д. Н. Болховитинов Е. А. // Отечественная история: Энциклопедия. М., 1994. Т. 1.

Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.


Close