Введения во храм Пресвятой Богородицы , именуемая тоже «в Барашах» и имеющая два придела: Пророка Илии и Мученика Лонгина Сотника. Церковь эта одна из стариннейших: она освящена в 1647 году 11 октября, а приделы освящены: первый-в 1653 году 19 июля, второй-в 1668 году 15 октября. Следовательно, она относится ко временам царя Алексея Михайловича, не изменив своего наружного вида и поныне.

Илии пророка на Воронцовом поле . По объяснению г. Снегирева, на Воронцовом поле в древности стояло село, принадлежавшее боярам Воронцовым, из коих Николай Воронец приходился свояком великом)" князю Димитрию Иоанновичу Донском).

Настоящая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы построена в 1653 году на месте старой, построенной при великом князе Василии Иоанновиче в 1518-м, и именовалась прежде (в XVI столетии) «под Сосенками», потому что около церкви росли громадные сосны. Церковь замечательна своей красивой архитектурой, в особенности колокольня.

В храме два придела: Пророка Илии (в честь коего церковь и именуется) и Мученицы Параскевы Пятницы и особо чтимая древняя икона пророка Илии. При церкви были некогда погребены известные Прокофий Ляпунов и Иван Ржевский.
Воронцовым полем называется место, находящееся на правом берегу Яузы, у Земляного вала, близ Землянского моста через Яузу.

Илии пророка на Воронцовом поле

Согласно преданию, Илии пророка на Воронцовом поле был возведён по случаю победы над татарами, посягавшими на Москву. Битва состоялась в день Св. Илии (20-го июля по старому стилю) недалеко от села Воронцово. Год данного события не известен, но из летописей можно сделать вывод, что на 1476 г. Илии пророка уже существовал в этом селе.

Здание было деревянным и располагалось в сосновом бору, над рекой Яузой. Позже здесь появилось кладбище села Воронцово.

Некоторые историки полагают, что отшельники Андроникова монастыря устроили недалеко от Ильинской церкви небольшое поселение (скит), которое со временем превратилось в . Он был отмечен на карте Москвы 1389 года, но как долго просуществовал – неизвестно.

Есть сведения, что князь Иван ІІІ приобрёл эту местность у Андрониковой обители и построил здесь загородный дворец, в котором проводил много времени. Храм Илии становится придворным.

Колокольня храма Илии пророка на Воронцовом поле

В 1504 году Воронцово вместе с дворцом и храмом перешло во владения Василия III. При нём село достигло расцвета и на долгое время стало его любимой резиденцией. В 1514-1515 гг. рядом с церковью Илии пророка князь построил каменный храм в память Благовещения Пресвятой Богородицы, так как его день рождения совпадал с этим великим праздником. Каждый год 25 марта праздничную службу посещал Патриарх, а после открывалась ярмарка, проводились народные гуляния. Эта традиция жила до XIX в.

После развода с женой и последующей скорой женитьбе на Е. Глинской князь всё реже бывал во дворце и перестал посещать храмы, которые в итоге стали приходскими.

Летом 1653-го Москва мучилась засухой. Народ постился и воздавал богу молитвы об избавлении от несчастья, а царь Алексей Михайлович пообещал построить святую обитель в память святого, в день которого землю оросит дождь, а также установить ежегодный Крестный ход. 20 июля, в день Илии пророка с неба полилась вода.

Государь своё обещание не забыл. Древний на то время значительно обветшал. Именно его обустройством и занялся Алексей Михайлович для исполнения своего обета.

Новое здание было небольшого размера с 2-мя декоративными шатрами. Позже оно неоднократно перестраивалось. Рядом с ним в 1702-м возвели новую пятиглавую , и старый храм стал её притвором. В 1745 г. обновили старую колокольню, а в 1840-м - построили новую огромную трапезную в стиле ампир. Чуть позже разобрали апсиды древней обители, окончательно превратив её в придел более просторного храма.

Строительство велось по инициативе братьев Усачёвых (один из них был старостой храма) под руководством архитектора Козловского. Однако завершить его полностью не удалось. Уже в 1870 г. обустройством храма занялся новый староста - Г. И. Хлудов. При нём приобрела новый, неповторимый экстерьер во вкусе русской старины. Изменения коснулись и колокольни, которую надстроили шатровым ярусом, благодаря чему она стала одной из высочайших в Москве. Работами руководил признанный мастер своего дела, архитектор Павел Зыков.

В 1929 г. храм Илии пророка на Воронцовом поле закрыли, а позже передали Музею восточных культур.

Прихожане обустроили домовую в одном из домов, что находятся рядом с храмом. С 2000 года здесь проводятся регулярные богослужения. Ныне приход делает всё возможное, чтобы вернуть главное здание храма Церкви.

На чётной стороне улицы Воронцово поле, в глубине квартала стоит старое здание с облупившейся в некоторых местах штукатуркой. Видно, что оно состоит из нескольких частей, левая часть в псевдорусском стиле, а вот две пристройки к ней с правой стороны – явно гораздо старше. Сначала трудно понять, что это церковь, но полукруглые закомары и кокошники выдают назначение здания. Однако никаких глав и куполов тут не сохранилось. История этой церкви удивительно богата, и начинается она с XV века. Год постройки церкви неизвестен, и по преданию, храм был построен в честь победы над татарами в сражении, которое произошло в этих местах 20 июля, в день памяти Илии Пророка. Из летописей известно, что в 1476 году деревянная церковь уже точно стояла здесь, в селе Воронцове, и окружал её сосновый бор, отсюда и пошло название «под сосенками». В конце XV века Иван III устраивает в этой местности загородный дворец, храм же становится придворным. В начале XVI века дворец вместе с церковью переходит сыну Ивана III, Василию III. А день рождения Василия, 25 марта, являлся праздником Благовещения, и в честь этого князь решил рядом с деревянной церковью Ильи Пророка построить каменный храм Благовещения. Церковь была возведена в 1514-16 годах итальянским зодчим Алевизом. А после 1525 года дворец в Воронцове Василий III уже не посещал, ездил в Коломенское и Воробьёво. И церкви Илии Пророка и Благовещения становятся с тех пор приходскими. Летом 1653 год Москву настигла засуха, город был в панике, все боялись неурожая и голода. дал обет, что построит храм во имя того святого, в день памяти которого пойдёт дождь. И дождь пошёл 20 июля, в день Илии Пророка. Царь выбрал старый храм на Воронцовом поле, и на месте деревянной церкви построили каменный двухшатровый Ильинский придел, он оказался пристроенным к старой Благовещенской каменной церкви, которую возводил Алевиз. Уже в начале XVIII века алевизовский храм снесли (хотя, возможно, сохранилась его подвальная часть - подклет), заменив его пятиглавой церковью в стиле нарышкинского барокко. В середине XVIII века отдельно от храма построили колокольню по "красной линии" улицы (снесена в советское время). В XIX веке храм перестраивался два раза. Первый раз во времена позднего ампира, в 1840 году. Архитектором выступил Козловский, а финансировали расширение церкви купцы братья Усачёвы. Но вскоре один из братьев умер, второй уехал из прихода этого храма, и почти достроенное здание было заброшено, простояв в таком виде вплоть до 1870 года. На этот раз за церковь взялся известный , который являлся её старостой. Однако ампир тогда был уже давно не в моде, и церковь решили ещё раз перестроить, по проекту архитектора П.П. Зыкова, в псевдорусском стиле. В 1929 году церковь закрыли, и поместили в здании Музей искусств народов Востока. Колокольню сломали. На стене храма сохранилась вывеска музея 1960-х годов с неоновыми лампами. В настоящее время храм не действует, здание до сих пор занимает фондохранилище.

Церковь Илии Пророка была построена в 1702 году, слившись воедино со старой церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в 1514 году. В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая трапезная в стиле ампир. В трапезной были устроены приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма.

Храм представлял собой очень сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание постройки 1702 г.; двухшатровая церковь-притвор, постройки 1654 г.; обширная трапезная постройки 1839 г. и колокольня 1745 г. Такой редкий пирог. Но в 1928 году церковь закрывают. И уже через два года передают под Музей Восточных культур, заменив православное на восточное. И после этого начинается «окультуривание» храма. В 1935 году ломают колокольню. Ломают шатровые завершения храмов. Сейчас это помещение представляет жалкое подобие когда-то красивого храма.



В 1514 г. по распоряжению Василия III архитектор Алевиз Фрязин построил здесь церковь Благовещения. Предполагают, что церковь построена с связи с тем, что Василий III летом жил во дворце в великокняжеских садах. Церковь называлась "что под Сосенками". С 1629 г. рядом с ней (к северу) была небольшая церковь во имя Илии Пророка. В 1654 г. церковь Илии заменил небольшой каменный двухшатровый храм. Два миниатюрных шатрика были поставлены на четрехскатной кровле четверика, перекрытого лотковым сводом.

В 1702 г. на средства прихожан князей Ивана Петровича и Матвея Петровича Гагариных на месте Благовещенского храма Алевиза был поставлен новый крупный пятиглавый храм. Двусветный бесстолпный четверик его завершал декоративный ряд закомар. В 1745 г. по линии улицы была возведена трехярусная каменная колокольня с тремя проездными арками внизу. К востоку от нее стояли здания богаделен.

В 1839 г. вместо прежних трапезных обеих церквей была построена новая обширная трапезная в стиле ампир на средства купцов Усачевых, владельцев усадьбы "Высокое" на берегу Яузы. В трапезной были устроены вновь приделы Илии Пророка и Параскевы, а двухшатровая церковь стала притвором пятиглавого храма. В 1878 г. архитектор П.П. Зыков перестроил эту трапезную и надстроил колокольню декоративным шатровым ярусом. Алтари двухшатровой церкви были разобраны. В результате храм представлял собой сложный комплекс: пятиглавое основное храмовое здание 1702 г.; двухшатровый храмик-притвор 1654 г.; большая трапезная 1839 г.; колокольня 1745 г.

На поляне вблизи храма в день храмового праздника собиралась большая ярмарка, куда съезжались жители подмосковных сел. Из Кремля с крестным ходом приходил патриарх, и после богослужения открывалась ярмарка, начиналось народное гулянье с хороводами, качелями и другими увеселениями. Ярмарка была закрыта в середине XIX в. после проведения конки по Садовому кольцу.

Храм был закрыт 6 ноября 1929 года В 1930 г. здание приспособили под Музей восточных культур. Были сломаны завершения обоих храмов. В 1935 г. сломали колокольню (ее место обозначают столбы у входа в музей). С 1962 г. музей называется Музеем искусства народов Востока. В 1965 г. на месте алтарей построено складское здание.

К 1990 г. Музей переехал в здание на Никитском б-ре, 12А, а на Воронцовом поле остались его мастерские и складские помещения. 22 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия была возобновлена и зарегистрирована Приходская община храма св. пророка Божия Илии. В мае 2000г. прихожанами храма были заняты два исторических церковных дома, находящихся рядом с храмом на его исторической территории. В одном из домов по благословению Святейшего Патриарха был устроен и освящен домовый храм для возобновления литургической жизни Прихода. К 2009 году здание храма музеем не освобождено.

http://orthomap.ru/mesto12250



По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в настоящее время действует домовый храм, который был устроен и освящен в одном из церковных домов рядом с основным зданием храма, по адресу Москва, улица Воронцово Поле, 16с7. В настоящее время ведутся работы по возвращению главного здания храма.

http://iliya-hram.ru/about.html



Храм Илии пророка, что на Воронцовском Поле упоминается в летописи под 1476 г. В завещании Иоанна III 1504 г. значится Ильинская слободка и упомянуто, что вся эта местность выменена у Андроникова монастыря.

В 1514 г. среди церквей, построенных по повелению великого князя Василия III, значится церковь Благовещения Святой Богородицы в Воронцове, освященная в 1518 г. Под 1547 г. упоминается «Илия под Сосенками», с 20-х гг. XVII ст. известна теплая церковь мученицы Параскевы-Пятницы.

В 1653 г., вместо прежнего, построен новый двухшатровый храм, но уже в качестве служебной пристройки. Алтарных абсид нет в этой пристройке, а их было две, что доказывается двумя заложенными арками в восточной стене; эта небольшая церковка имела два престола: Благовещенский и Ильинский.

В 1665 г. выстроена пятиглавая Благовещенская церковь; в ее архитектуре впоследствии изменены только окна и их украшения. Приблизительно с того же года стал совершаться на Воронцово Поле 20 июля крестный ход, прежде совершавшийся в церковь Илии пророка на Ильинке.

В 1702 г. было обновление храма на средства князей И.П. и М.П. Гагариных, более касавшееся теплой церкви. В середине XIX ст. выстроена трапезная с Ильинским и Пятницким приделами. В 1870-78 гг. теплая церковь получила нынешнюю обработку стен и сооружена колокольня по проекту П.П. Зыкова.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Множество московских церквей, утратив сменив владельца в бурные и застойные советские годы, дошли до нас в сильно измененном виде и, порой только очень внимательный пешеход может различить элементы церковной архитектуры в очередном «конторском» здании, зажатом среди домов-великанов прошедшего ХХ века. В Москве «сорок сороков» церквей, как говорили в былое время, и действительно Москва златоглавая всегда славилась обилием храмов и соборов, абсолютное большинство из которых было уничтожено или сильно перестроено в первые десятилетия советской власти.

Бывшая Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле , неподалеку от Курского вокзала (), как раз и представляет собой пример плачевной ситуации, когда и отдать надо, но и отдать нельзя.

Известно, что в XV веке, когда в этой местности еще стоял сосновый бор, здесь «под сосенками» (отсюда название близлежащего переулка — Подсосенский) ютилась небольшая деревянная церковка.

В начале XVI века Великий Князь Василий III выменял село Воронцово у Андроникова монастыря и к 1514 году строит в Воронцове рядом с храмом Святого Илии. пророка каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм был построен за 1,5 года итальянским архитектором из Милана Алевизом Фрязиным и был освящен в присутствии великого князя Василия III и его супруги княгини Соломонии (преп. Софией Суздальской) Московским митрополитом Варлаамом и епископом Крутицким Досифеем в четверток 29 ноября ст/ст. 1516 г.
Таким образом, два смежных храма: Св.Ильи Пророка и Благовещения Пресвятой Богородицы — стали личными храмами Василия III и его ближних сподвижников. Только после развода с Соломонией Сабуровой и женитьбе на Елене Глинской князь Василий III стал больше времени проводить в своих селах Коломенском и Воробьевом, а оба храма стали обычными приходскими, хотя каждый все равно имел сво собственный отдельный приход.


Храм в 1882 году

В 1702 старая Благовещенская церковь разобрана и на ее месте князьями Гагариными сооружена новая большая пятиглавая церковь, с юга примкнувшая к двухшатровой Ильинской. В 1740 была возведена надвратная колокольня.
В 1840-х годах церковь вновь перестраивается по инициативе чаеторговцев Василия и Петра Усачевых, у которых рядом располагалась усадьба (усадебный парк сохранился и поныне и принадлежит Московскому научно-практическому центру спортивной медицины).

В 1854 году усадьбу Усачевых приобретает крупный текстильный фабрикант Герасим Хлудов и в 1870-х церковь вновь перестраивается. Был приглашен известнейший архитектор П.П. Зыков, под чьи руководством храм был изящно отделан псеводорусском стиле, а колокольня была надстроена большим шатровым ярусом.


Несохранившаяся надвратная колокольная, фото 1881 г.




В ноябре 1929 года храм закрывают, после его помещения передают Музею Востока (позже сам Музей переехал на Никитском бульваре, а в здании церкви до сих пор хранятся его фонды).
Купола храма и колокольня были снесены. На месте колокольни сейчас находится ограда музейного здания, на которой периодически обновляют нарисованные в укор властям и музею кресты.


… с которыми впрочем иногда тщетно пытаются бороться.


Таблички у вечно закрытого входа в фонды музея также несут отражают неявное противостояние.


Храм Ильи Пророка действует, но только в соседнем здании, который раньше был домом причта церкви (административные церковные помещения, воскресная школа, хозблок). Дом после закрытия церкви был коммунальным, а теперь снова принадлежит церкви…


… о чем также сообщают «охранные» таблички.




По воскресеньям и праздникам из окон дома слышится церковное песнопение.




А противостояние «культа и культуры» все также продолжается…

P.S. В 2004 году Арбитражный суд Москвы отказал прихожанам церкви Ильи Пророка в их иске о возвращении здания церкви. Музей Востока, в то же время, рад бы выехать: здание для него неудобно и тесно, но другого помещения музею никто не предлагает.





Close