Образ Спасителя, известный каждому, создан великими живописцами Микеланджело, Рафаэлем и Леонардо да Винчи, и именно они наделили Христа европейскими чертами, которые характерны для итальянцев и греков. Однако в арабских и африканских странах Спасителя часто изображают темнокожим. Культурологи считают, что в мире доминирует именно западноевропейский образ, но все-таки есть и другие варианты, которые зависят от культуры художника, изображавшего Христа. Так как же на самом деле он выглядел?

Согласно церковной литературе, Иисус был совершенно «обычным человеком» и «братом» людей. Учитывая, что он был родом из города Назарет, вероятнее всего, у Христа была ближневосточная внешность.

Над реконструкцией внешности Спасителя работали британские ученые и израильские археологи. Также в исследовании принимал участие Ричард Нив, известный своими «реконструкциями» Александра Великого, Филиппа II Македонского и других исторических личностей.

У Нива есть своя теория относительно того, кто же был прототипом сегодняшнего образа Спасителя. Папа Римский Александр VI, занимавший папский престол в XV веке, приказал уничтожить все изображения Христа, на которых он выглядел как семит. Вместо этого были написаны другие картины, и позировал для них Чезаре Борджиа, сын Александра VI. И его портрет действительно имеет определенные сходства с тем образом, к которому привыкли христиане.


Ричард Нив в процессе реконструкции портрета Христа работал с черепами из Иерусалима, которые принадлежали современникам Иисуса. Проведя множество исследований, Нив установил, каким могла быть форма черепа, как располагались мускулы на лице, какая была форма губ, носа и век.

Также в своих исследованиях ученый задействовал рисунки, датируемые I веком, и на них у Спасителя темные глаза. Нив установил, что средний рост семитов того времени был 155 см, а весили они около 50 кг.

Недавно наткнулся в Popular Mechanics на одну любопытную статью. Статья довольно-таки старая, но меня заинтересовала. Задумался я. Интересно получается, парадокс, можно сказать. Иисус Христос — самый известный человек за последние два тысячелетия, а как он выглядел — до сих пор загадка. В самом деле, о внешности Иисуса мы можем судить только по фантазиям художников, да по Туринской плащанице. Ни то, ни другое нельзя считать истинным, я думаю. Первое слишком субъективно, второе является скорее вопросом веры.

Традиционно в искусстве Иисуса Христа изображают облаченным в одеяния светлокожим мужчиной с опрятной бородой и ровными, светло-коричневыми волосами. Однако неугомонным ученым как всегда не сидится на месте. Один из них, британец, в сотрудничестве с израильскими археологами провели научный анализ, используя методы криминалистики, дабы решить, наконец, вопрос как же выглядел Иисус на самом деле. На мой взгляд, результат получился весьма неожиданным.

Белый человек из Оксфорда

Представления о внешности Иисуса изменялись в зависимости от времени, местности, культурных условий, однако постепенно приобрели более-менее единый вид, распространенный в наше время. Согласно этому стереотипу, Иисус имел светлую кожу, узкое вытянутое лицо, светло-коричневые (или даже светлые) волосы, а также добрые и печальные глаза. Длинные, распущенные волосы, аккуратная бородка и характерное одеяние делают его образ узнаваемым для всех.

Как шутя говорит один комик — Эдди Иззард, современный образ Иисуса это образ «белого человека из Оксфорда», вот и решили ученые провести реконструкцию, как же Иисус, как реально исторически существовавший человек, мог выглядеть. Сделать это было решено на основании временного периода и места действия жизненной истории Христа из древних текстов, используя методы криминалистической антропологии.
И вот тут, как сообщает Popular Mechanics, они столкнулись с проблемой.

«Нигде в Новом Завете образ Иисуса не описан, равно как и не было когда-либо обнаружено ни одного его изображения»

Криминалистические исследования

Ричард Нив, бывший сотрудник университета Манчестера в Англии уже имел опыт реконструкции внешности исторических лиц, в том числе Филиппа II Македонского, отца Александра Великого, и царя Мидаса из Фригии.

Используя методы, которыми обычно пользуется полиция для раскрытия преступлений, Нив с помощью современных криминалистических методик исследовал древние черепа из Иерусалима — региона, где Иисус жил и проповедовал.

Образ — результат исследований Нива (Изображение: PopularMechanics)

Рентгеновские «срезы» с трех черепов еврейских мужчин первого века нашей эры были созданы с помощью компьютерной томографии. Затем полученные данные были обработаны специальной компьютерной программой. В результате ученые определили где, какие и сколько мягких тканей располагались на черепах, конкретизировали мышцы и вид кожи лица. В итоге получился образ с гораздо более широкой формой лица, чем у европейских изображений.

«Весь процесс был осуществлен с использованием программного обеспечения, результаты сверены с антропологическими данными. Основываясь на этих данных, исследователи построили цифровую 3D-реконструкцию лица. Затем они создали макет черепа. Слои глины, соответствующие толщине ткани лица, указанной в компьютерной программе, были тщательно наложены на макет, затем сделали имитацию кожи. Смоделировали нос, губы и веки, повторяя контуры мышц», — сообщает Popular Mechanics

Новое лицо для древнего человека

При помощи этих манипуляций команда смогла выявить общие лицевые структуры, типичные для ближневосточного человека, жившего в Галилее на севере Израиля во времена Иисуса. Однако оставался открытым вопрос с цветом кожи и типом волос и прически.

Чтобы решить этот вопрос, Нив решил обратиться к античному искусству из археологических памятников региона. Если верить этим источникам, то Иисус должен был иметь смуглую кожу, носить густую темную бороду и короткие волосы, в соответствии с тамошними традициями того времени.

Как сообщает Popular Mechanics, в одной из глав послания Павла к коринфянам, говорится, что он, якобы, видел Иисуса, и затем высказывает мнение, что длинные волосы у мужчины это безобразие.

«Если муж растит волосы, то это бесчестье для него»

Благодаря этому высказыванию, у команды исследователей возникла уверенность в том, что у Христа просто не могли быть длинные волосы. Ни с точки зрения традиций, ни, уж тем более, с точки зрения того, что с внешностью, традиционно приписываемой Иисусу европейцами, он очень сильно выделялся бы на фоне соотечественников. А ведь Иуде пришлось даже указать на него, чтобы предать. Логичнее и проще было бы просто рассказать преследователям о его необычной внешности.

Археологические данные и останки скелетов говорят о том, что средний рост семитского мужчины два тысячелетия тому назад составлял примерно полтора метра, а вес около полусотен килограммов. Помимо того, если верно то, что Иисус был плотником, то он должен был проводить много времени на свежем воздухе, выполняя тяжелую работу, а, следовательно, был физически развитым, загорелым, с обветренной кожей, что значительно добавляло возраста его внешности. Во всяком случае, он должен был казаться старше своих лет.

Сын Божий

И напоследок хотелось бы рассказать о еще одной интересной интерпретации решения вопроса о внешности Христа. Итальянские исследователи, опять-таки в сотрудничестве с полицией, провели собственные эксперименты и создали свою версию реконструкции лица молодого Иисуса. В этом им помогла всем известная Туринская плащаница.

«С помощью Туринской плащаницы, ткани-савана с предполагаемого захоронения Иисуса, специалисты из полиции создали изображение внешности молодого Иисуса Христа. Они уменьшили размеры челюсти, подняли подбородок и выпрямили нос, «обратив вспять» процесс старения»

Полученный образ разительно отличается от созданного Нивом и гораздо больше напоминает традиционный идеал христианского Сына Божьего.

Предваряя возмущенные возгласы верующих, хочу сказать, что Иисус, похожий больше на неандертальца, мне, как европейцу и просто верующему человеку, тоже не очень по душе. Однако, нужно отдать дань объективности, которая намекает нам, что такой облик тоже мог иметь место, к тому же он имеет под собой хотя бы какие-то основания. Да и не знаем мы вообще, как же выглядел Иисус Христос в реальности.

Как выглядил Иисус на самом деле — Истиный внешний вид Христа:

2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
(Ис.53:2)

То есть на «голливудского красавчика» Он был мало похож. И судя по Писанию Его внешний вид не вызывал особого восхищения.

Длинные или короткие волосы?

Обычно Иисуса представляют в длинными волосами. Но мое предположение, что Иисус не имел длинных волос. И вот подтверждение: Он был из Назарета, но обета назорейства не давал. Следовательно, выглядеть он должен был так, как выглядели большинство евреев в то время.

(Обед назорейства полагал наличие длинных волос).

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
(Иоан.1:45,46)

Библия говорит о городе, области рождения. Как сегодня, например, я родился в Москве - значит Московская область.

Чтобы мы не путали «обед назорейства» от места рождения - «из Назорета».

5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей.
(Чис.6:5)

Упоминание о назорействе - это четкие инструкции по соблюдению обряда.

27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев.19:27)

Обычный еврей следовал этим стихам, как и Иисус, который не принимал назорейства.

32 Верблюды их [отданы] будут в добычу, и множество стад их - на расхищение; и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.
(Иер.49:32)

Тут упоминание о каре Бога в сравнение с другими народами, кто срежет виски. По этой причине избранный народ не состригал только виски. Как и Иисус.

Последний мой аргумент против длинных волос у Христа:

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
(1Кор.11:6,7)

Мои выводы

Ответ на вопрос: как выглядел Иисус на самом деле? Можно сказать, что он был похож на обычного еврея, среднестатистического. И не было в нем красоты, как привыкли люди сегодня считать.

Сын Бога не носил длинных волос и не стриг виски, как этого требовал Закон.

А главная мысль в том, что из всех книг Нового Завета мы нигде не встретим описания - как выглядел Иисус, но зато узнаем, что делал Бог на земле и что говорил.

Как Он умер на кресте и как воскрес!

Люблю спорить с атеистами: в таких спорах нет-нет да проскакивают тезисы, о которых мы, верующие, не задумываемся, однако именно на этих тезисах основывается часть атеистического мировоззрения.

Так, в споре с одним атеистом прозвучала мысль о том, что Евангелия не могли быть написаны людьми, видевшими Христа и общавшимися с Ним, потому что в них нет описания Его внешности, тогда как, например, о внешности Сократа мы знаем достаточно много из творчества его учеников и современников. Действительно, ни в одном из четырёх канонических (да и в многочисленных апокрифических) Евангелий не найти словесного портрета Спасителя, если не считать описания Преображения: «вид лица Его изменился » (Лк.9:29).

Но давайте вспомним, много ли мы знаем о внешности персонажей Библии вообще? Кроме оценочных, обтекаемых слов: «прекрасна», «прекрасен», «красива», «красив», – мы о внешности действующих лиц Библии не знаем ничего конкретного. Лишь о Давиде сказано, что он был белокур (1Цар.16:12; 17:42), – вероятно, потому, что блондины у семитов – экстраординарное явление. Нам, воспитанным на европейской литературе, где принято описывать облик героев, такая невнимательность Библии к наружности действующих лиц может показаться странной и даже подозрительной. Может возникнуть ощущение, что авторы библейских книг сознательно не описывали ничьей внешности просто потому, что не видели никого из тех, о ком писали.

Именно на этих ощущениях строят свои концепции атеисты, часто пользуясь только ощущениями, которые, накладываясь на убеждённость, что Бога нет, а Библия – это только «еврейские сказки», становятся в их сознании доказательствами. На деле же ощущения остаются ощущениями, избавиться от которых можно, взглянув на вопрос под другим углом.

Итак, как я уже говорил, мы все привыкли к европейской и порождённой ею американской литературе. Вся эта литература – от Гоголя до Фолкнера, от Гёте до Прилепина – имеет своим корнем греко-римскую письменную традицию, где принято описывать внешность того, о ком идёт повествование, или хотя бы акцентировать внимания на каких-либо её особенностях. Причём это относится не только к художественной, но и к биографической и исторической литературе. Так, Платон описывает в «Диалогах» внешность Сократа, будучи его современником, а Светоний в своей «Жизни двенадцати цезарей» достаточно подробно описывает внешность правителей Римской Империи от Гая Юлия Цезаря до Домициана, хотя был современником только трёх из них. Плутарх в своём «Сравнительном жизнеописании» также отмечал некоторые черты облика персонажей, живших задолго до него.

Библия же (Ветхий и Новый Заветы) относится к иной, обособленной еврейской письменной традиции, которая в эпоху эллинизма (после 323 г. до Р.Х.) впитала какую-то часть греческой культуры, но не растворилась в ней. Это влияние видно в Ветхом Завете. Как известно, так называемые неканонические книги Ветхого Завета и некоторые фрагменты канонических сохранились только на греческом языке. Если мы внимательно их прочтём, то заметим некоторые особенности, характерные для греко-римской письменной традиции. Так, например, в неканоническом фрагменте Книги Есфири – в указе Мардохея от имени Артаксеркса (Есф.8:12) – и в первой Макковейской книге – в письме к царю Спарты (1Макк.12:6) – используется характерное для греко-римской традиции надписание, оканчивающееся словом «радоваться». Такие надписания встречаются и в Новом Завете (см.: Деян.15:23; 23:26; Иак.1:1).

“В еврейской письменной традиции не было принято описывать внешность людей”

Итак, в еврейской письменной традиции не было принято описывать внешность людей. Причина этому не отдалённость и не мифологичность событий и персонажей Библии: эти факторы, как мы выяснили ранее, не мешали греческим и римским историкам и поэтам писать о внешности людей и богов. Об истинных причинах такого различия можно рассуждать и спорить, но факт этого различия на лицо. Еврейская письменная традиция более сдержанная, аскетичная, направленная на внутреннюю жизнь человека, на его поступки, а не на внешность. И именно поэтому ни в одном из Евангелий нет описаний ни Христа, ни Богородицы. Их нет даже у святого евангелиста Луки, грека по национальности, очевидно потому, что он довольно долго прожил в Иудее и перенял тамошнюю письменную традицию.

По-моему, такая невнимательность к облику евангелистов Христа даёт каждому читателю, из какого бы народа он ни был, возможность видеть в Спасителе что-то своё, поэтому в разных странах на православных иконах Христа и всех библейских персонажей изображают по-разному. На японских иконах Христос предстаёт перед нами с узкими глазами и безбородым, на эфиопских – чернокожим, у индейцев в Мексике – в головном уборе из перьев и с характерными чертами коренных жителей Америки и так далее. Эти иконы каноничны и по-своему красивы, а главное – позволяют японцам, африканцам и индейцам восходить от образа к Первообразу.


Используя современные технологии и черепа древних семитов, судебно-медицинские эксперты установили, что внешность Иисуса Христа была не такой, какой ее обычно изображают на иконах.

Красивый мужчина кавказской внешности, с плавными локонами темно-коричневых волос, густая раздвоенная борода цвета пшеницы, голубые или карие глаза, - таким Иисуса Христа видело большинство из нас благодаря религиозным картинам.
Но команде ученых-криминалистов удалось получить более точное изображение христианского Мессии.
Медицинский художник из Университета Манчестера Ричард Нив воссоздал лицо сына Бога, изучая семитские черепа и используя современные методы судебной экспертизы.

Как сообщается в статье, опубликованной научным журналом Popular Mechanics, «медицинский портрет Иисуса» показывает человека с широким темным лицом, крупным носом, темными глазами, густой бородой и короткими вьющимся волосами.
Такая внешность, скорее всего, была более характерна для ближневосточных евреев в Галилее на севере Израиля.
Ученый подчеркнул, что получил точный портрет взрослого человека, живущего в то же время и в том же месте. Эксперты говорят, что описание Иисуса в некоторых текстах могло быть более точным, чем картины древних художников, рисовавших лики, пользуясь скульптурами или словесными описаниями.
Команда ученых использовала описание Христа, данное евангелистом Матфеем. При этом описание внешности им удалось совместить с новым научным направлением - судебной антропологией, используемой в борьбе с преступностью.
Совместно с израильскими археологами ученому удалось создать компьютерную модель внешности сына Бога, доказывающую, что Христос имел характерные черты галилейских семитов того времени.
В ходе работы специалисты изучили три хорошо сохранившихся черепа из Иерусалима, где жил и проповедовал Иисус.
Затем они воссоздали мускулы и кожу на черепе тем же способом, каким судебно-медицинские детективы создают фоторобот живого человека, имея лишь его скелет. В том числе - форму глаз, губ, носа и основных мышц черепа.

Три важных фактора внешности Иисуса - его волосы, кожа и цвет глаз - сначала смоделировать не удалось, но исследовательская группа в конечном счете пришла к выводу, что у Иисуса были темные глаза, волосы и кожа. Такие критерии внешности присутствовали у «коллег» Христа. Коме того, мессия, предположительно, был по еврейской традиции бородат.

Специалисты также пришли к выводу, проанализировав религиозные тексты, что Иисус не мог носить длинные волосы, как на его изображениях. Вместо этого у него были короткие жесткие кудри, как у всех еврейских мужчин.
Они также предположили, что Христос был более загорелым и мускулистым, нежели его принято традиционно изображать в западном искусстве, так как до 30 лет работал плотником и постоянно находился на солнце.
Исходя из внешности «соплеменников Иисуса», ученые также определили, что рост мессии составлял 1,5 метра, а вес - 50 килограммов.


Close