МАГИЯ И РЕЛИГИЯ

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо, преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал - считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром духов.

В глубокой древности магические обряды носили, возможно, более общий характер и были менее дифференцированы. Позже дифференциация их достигла значительных размеров. Современные этнографы, в частности С. А. Токарев, разделяют магию по методам воздействия на контактную (соприкосновение носителя магической силы - колдуна-шамана или волшебного амулета - с объектом), инициальную (магический акт направлен на объект недосягаемый, в силу чего осуществляется лишь начало желаемого действия, конец которого предоставляется сверхъестественным силам), парциальную (опосредствованное воздействие на волосы, пищу и т. п.), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную и др.

В целом магия как серия ритуальных обрядов была вызвана к жизни реальными потребностями общества, которые в силу определенных непредсказуемых обстоятельств бытия диктовали такого рода путь связи с миром сверхъестественных сил. Однако в то же время магия сыграла немалую роль в закреплении в сознании людей пралогического мышления, что сыграло важную роль в процессе формирования религиозного сознания. Ведь по мере развития магического мышления человеку стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от привходящих обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного. А это вело к тому, что многие конкретные явления и даже отдельные предметы начинали восприниматься в качестве носителей магической силы.

Возник первобытный фетишизм, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.

Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.

Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира при всей бесплотности его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. И, наконец, появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, но и может оказаться в предметах реального мира.

Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгие десятки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества - по крайней мере, до эпохи неолита, а для более отсталых народов и много позже, в отдельных случаях вплоть до наших дней.

Первобытная мифология. Комплекс верований и представлений первобытного человека, как и вся его реальная жизнь со всеми ее трудностями, проблемами и достижениями, находили свое отражение в устной традиции, которая, закрепляясь в умах и обрастая со временем фантастическими деталями, способствовала рождению мифов, возникновению первобытной мифологии.

Мифопоэтическое творчество всегда было тесно связано с духовной жизнью и религиозными представлениями людей. Это легко понять: коль скоро основой духовной жизни первобытного человека были его родство с тотемом, культ умерших предков, одухотворение мира или перенесение магической силы на идолы и амулеты, то неудивительно, что центральное место в мифологии занимали зооантропоморфные предки или обоготворенные герои, которым под силу любые чудеса. С именами так называемых культурных героев в мифах обычно ассоциировались важнейшие изобретения или нововведения, будь то добывание огня или установление форм семьи и брака, изготовление оружия и орудий труда или учреждение правил инициации. Большое место в первобытной мифологии занимали и космогонические сюжеты, т. е. предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, наконец, человека. В мифах отчетливо прослеживается влияние тотемизма: духи нередко обладают волшебным свойством перевоплощаться, менять свой облик; обычным делом считаются брачные связи между человеком и животным, а то и фантастическим монстром.

В первобытной мифологии в образной форме обычно запечатлевались те важнейшие связи между жизнью и смертью, природой и культурой, мужским началом и женским, которые ранее всего осмыслялись человеком в процессе его наблюдений, изучения законов мира. Анализ этих важнейших противостояний, как и вообще основных мифологических сюжетов, является ныне одним из важных источников для реконструкции древнейших этапов истории человека, для познания тех важных закономерностей, которые были характерны для жизни первобытного человека. В частности, этот анализ позволяет ставить вопрос о той большой роли, которую играли в первобытном обществе культурные влияния и заимствования.

ЗАИМСТВОВАНИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ КУЛЬТУР

Специалистам хорошо известно, сколь замкнуты были первобытные коллективы, как четко действовала основная социальная оппозиция «свои - чужие», закрепленная нормами тотемизма. Естественно, это в немалой степени ограждало данную этническую общность от влияний извне. И все-таки эти влияния не только существовали, но и, просачиваясь через самые узкие щели, оказывали немалое воздействие, как на материальную, так и на духовную жизнь людей. На примере мифологии эти влияния и связанные с ними культурные заимствования особенно наглядны.

Едва ли сходные мифологические сюжеты возникали у каждого небольшого племени самостоятельно и независимо от того, чем располагали его соседи. Как раз напротив: несмотря на тотемные оппозиции, общение с соседями всегда открывало каналы для влияний, тем более в сфере духовной культуры. Сюжеты мифов распространялись и легко воспринимались теми, чей уровень культуры, бытия, духовной жизни и религиозных представлений хоть сколько-нибудь соответствовал отраженным в том или ином мифе сюжетным поворотам. Конечно, это не означало, что от племени к племени через континенты кочевали одни и те же имена, детали рассказа, повороты фабулы. Все это частично менялось, обрастало добавлениями, перемешивалось с уже существующими местными преданиями, принимало иную окраску, новую концовку и т. п. Другими словами, каждый народ вносил в предание нечто свое, так что оно со временем становилось именно его мифом. И все же основа сюжета сохранялась, что довольно легко реконструируется сегодня специалистами в области структурной антропологии, в частности известным французским ученым К. Леви-Строссом.

Специалисты уже достаточно давно доказали, что количество основных мифологических сюжетов невелико - эти сюжеты не только хорошо изучены, но даже и пронумерованы. Не вдаваясь в детали, стоит заметить, что такого рода генеральное единство сюжетов хорошо видно на примере мифов о мироздании, в том числе построений на тему о так называемом мировом дереве, мировой оси, мировой горе, о возникновении вещей и существ, включая человека, в результате расчленения тела первозданного великана и т. п. Немало общего в космологических и космогонических мифах, в представлениях о загробном мире, о небесах и небожителях. Речь не идет о том, что все сюжеты возникали где-то в одном месте, а оттуда распространялись. Имеется в виду иное: где бы и что бы в интересующем нас плане ни возникало - рано или поздно оно становилось достоянием всех тех, кто был подготовлен для восприятия упомянутого новшества. Это касается и великих открытий в материальной сфере (колесо, земледелие, обработка металла и т. п.), и нововведений в сфере идей, о чем сейчас и идет речь. Сфера идей отнюдь не ограничивается мифологией.

Заимствование сходных идей и представлений, взаимовлияние культур и уравнивание культурного потенциала за счет использования достижений вырвавшихся вперед народов всегда было законом развития человечества. Если бы этот механизм взаимодействия не работал, и каждому народу приходилось бы заново все изобретать, картина мира была бы совершенно иной. Результатом действия механизма диффузии культурных достижений можно считать и то, что, в конечном счете, одни и те же формы примерно в одинаковом комплексе характеризовали религиозные представления сапиентных людей уже на стадии верхнего палеолита.

Ключевые слова этой страницы: , .

Клуб целителей. Все на одном сайте. Целители, экстрасенсы, ясновидящие. Первобытная мифология. Комплекс верований и представлений первобытного Скачать zip-архив: Магия и Религия - zip. Скачать mp3: Магия и Религия - mp3. мифология древней греции верования первобытного человека первобытные люди реферат магия крови Основные этапы зарождения религии в первобытном обществе. Первобытные верования в эпоху патриархата. Дорелигиозный период. Развитие ритуалов и мифов. Эзотерический форум Талисман любой сложности. Белая магия поможет решить Ваши проблемы. Звоните! Религия в первобытном обществе Рефераты:: первобытные животные верования древних германцев Программа Религия в истории культуры магия чисел Магия. Магическая помощь Маг и колдун Верование? первобытные люди религия древнего рима

религия древнего египта религия как социальный институт Малиновский Б. Магия и опыт первобытные религия древней греции Первобытные формы религии, миф - реферат 6 апр 2004 Первобытные верования и культы. Соотношение магии и религии. Тотемизм. Табу. Система инициаций. Мифология и религия. Виды мифов. Первобытные верования верования древних египтян Первобытные верования. Анимизм. Фетишизм. Магия. Тотемизм. Проблема первобытного монотеизма. Религия и мифология. Система обрядов. первобытные верования Профессиональная работа, многолетний опыт, гарантированный результат! Работы, похожие на реферат: Первобытные верования - Д. Д. Фрезер Золотая ветвь. Исследование магии и религии, Студия Религия и мифология, Первобытные верования, Рефераты Мифология Австралии первобытным народам формы верований и культов - тотемизм, анимизм, магию, В возникших из магии более развитых формах религии первобытного общества, связанными с ними практическими верованиями религия полностью исчерпывалась. искусство и его связь с первобытными верованиями и культами. и духовная культура древнего мира. и ее разновидности. мифология славян Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Юрий Семёнов

магия имени магия,колдовство, приворот,эзотерика, ясновидение,астрология, предсказания Мир Экстрасенсов Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлениями о Фрэзер Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Департамент образования города Москвы Магия. Ясновидение. первобытные рисунки религия китая мифология викингов Религия в первобытном обществе - реферат Задайте вопрос юристу. Бесплатные ответы на все виды юридических вопросов. Итак, «первобытные» верования - это религия, а что же такое миф и какая между ними настроения - к религиозному чувству, а действия - к поклонению и магии. А в целом сумма мифов, мифология, являлась мировоззрением наших далеких мифология древних славян верования майя первобытные люди картинки мифология древнего египта религия израиля - Религия и мифология - Первобытные верования верования славян

религия японии Магический форум Фортуна космоэнергетика,магия, астрология,гадание, эзотерика,фен-шуй, мистика,нло. Магия и Религия Первобытные верования Главная страница Рубрики Религия и мифология Магия и религия. От животного-родича к животному-предку. Религия и мифология, Первобытные верования, Рефераты. Магия Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. магия вуду Религия и мифология - Первобытные верования. Магия Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия религия лютера мифология как исторический тип мировоззрения верования древних греков Реальное решение проблем. Редкие книги по магии. Обучение с посвящением. Реферат Религия и мифология Религия и культура Реферат: Первобытные верования - - Банк рефератов магия золота ювелирный магия любви мифология магия огня первобытные племена

верования восточных славян религия магия денег Матюшова. История мировых религий. верования первобытных людей Первобытные верования. Принял: Радченко А. А. Белгород 2004г. План. 1. Зарождение религии. 2. Мифология Австралии. 3. Тотемизм. 4. Магия. 5. Фетишизм. мифология это Мы видим, что основания магических верований и практики не взяты из воздуха, типичная и самая развитая мифология в первобытных обществах - это мифология магии. И магия и религия прямо опираются на мифологическую традицию, В отличие от религий, сверхъестественное в древнейших магических, анимистических, тотемистических и других первобытных верованиях не персонифицировано, Приворожить мужчину Культура и религия. Религия как форма культуры мифология древнего рима верования Новейшее открытие психологов: Секрет Приворотных Слов мифология и религия первобытные войны скачать бесплатно Для тех, кто все перепробовал, и ничего не помогло! первобытные формы религии магия красоты - Рефераты - Религия и мифология - Религия в первобытном обществе. Первобытные верования в эпоху патриархата. Дорелигиозный период. В первобытном обществе возникают тотемизм, магия, фетишизм, мифология, анимизм. магия золота 19 дек 2007 Исследование магии и религии. Изображение пользователя Ola. религиями и первобытными верованиями, выявить земные истоки религиозного миропонимания. религии, и еще менее потому, что я вывожу из него всю мифологию. Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, сложного видения мира и воздействия человека на окружающую среду, что и проявляется в магии. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории мифология и философия первобытные войны верования древних славян магия Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история - Главная религия индии VIP магия религия ислам верования индейцев

По мнению многих психологов, потребность в вере в сверхъестественное является одной из духовных , так как именно вера помогает людям найти смысл жизни и справиться с жизненными трудностями. Религия была неотъемлемой частью социальной жизни человеческого общества еще с тех времен, когда первобытные люди только начали жить общинами, и именно в период существования первобытно-общинного строя были сформированы первые религии. Эти религии некоторые исследователи называют проторелигиями , подразумевая под данным понятием примитивные первобытные верования, которые стали основой для формирования более поздних верований, и в том числе - .

Четырьмя основными проторелигиями, по мнению религиеведов и историков, являются анимизм, тотемизм, фетишизм и магия . Именно эти формы верований не только были древнейшими религиями, но и послужили основой для становления догм практически всех религий, признающих наличие высших сил. Какая из проторелигий появилась первой, историкам неизвестно, так как все источники знаний о древних верованиях - это наскальные рисунки, находки археологов и пересказы мифов и легенд древних народов, однако и на основании этих источников можно сделать вывод, что анимизм, тотемизм, фетишизм и магия появились примерно в одно время, и в некоторых древних верованиях присутствовали черты сразу нескольких проторелигий.

Признаки анимизма можно найти практически в каждом веровании древних народов, так как вера в существование духов природы, духов предков, а также различных была присуща народам, проживающим на всех материках. Погребальный культ и культ предков, которые присутствовали практически во всех древних религиях, являются одними из проявлений анимизма, так как оба эти культа свидетельствуют о вере в посмертную жизнь и нематериальный мир.

Первой формой анимизма, которая была присуща первобытному обществу, являлась вера в духов стихий и живой и неживой природы. Так как древние люди не могли объяснить причину появления таких природных процессов, как гром, гроза, ураган, смена времени года и др., они одухотворяли силы природы. Именно религия анимизм стала основой для формирования политеистических верований, ведь духи, в которых верили первобытные люди, со временем стали восприниматься ими как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому закономерно, что в пантеонах богов древних народов, к примеру, греков, викингов и т.д. практически все боги были связаны либо с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами зачастую считались сущности, олицетворяющие стихии.

Термин "тотемизм" произошел с языка северноамериканских индейцев, на котором слово "ототем" значит "род его". Тотемизм - религия, основанная на веровании в наличии мистической связи между человеком, родом или племенем с каким-либо животным или растением , и именно это животное или растение и называлось тотемом. Появление тотемизма, по мнению историков, связано с укладом жизни древних людей. Первобытные люди занимались охотой и собирательством, для них растения и животные были источником пропитания, поэтому закономерно, что человек начал обожествлять самый важный для его жизнедеятельности вид флоры или фауны. Наиболее ярко религия тотемизм была представлена в племен северной Америки, центральной Африки и Австралии, так как жизнь древних людей, проживающих в этих регионах, была более сильно связана с окружающей природой, чем жизненный уклад народов Европы, Азии и западной Африки.

Тотемизм представлял собой верование в мистическую связь с животным либо растением, которое было тотемом, а также веру в покровительство тотема. Вследствие в племен, верящих в существование тотемной связи со своим , сформировались обряды и культы, направленные на задабривание тотема. Таких обрядов было большое множество: к примеру, при рождении ребенка проводились ритуалы, направленные на то, чтобы тотем дал покровительство новому члену племени; потом выросший ребенок должен был сам просить милости тотема; перед важными событиями в жизни общины, в сложные времена (перед войнами с другими племенами, при засухе, недостатке пищи и др.), а также в праздники люди приносили тотему дары и высказывали ему свои просьбы.

Система табу была неотъемлемой частью религии тотемизм. Табу - это ряд запретов, зачастую связанных с тотемом, которых должны были придерживаться все члены племени. Наиболее распространенными табу, которые присутствовали у верованиях практически всех племен, исповедующих тотемизм, были:

Запрет на убийство тотемного животного;

Запрет на употребление в пищу тотема (за исключением ритуалов);

Запрет на демонстрирование связи с тотемом перед представителями других племен;

Запрет на убийство соплеменников, так как это может оскорбить тотемное животное и др.

Фетишизм

Фетишизм - вера в то, что какой-либо материальный объект является носителем таинственной мистической силы , причем таким объектом могли быть как камни необычной формы, деревья и рукотворные предметы, так и солнце, луна и т.д. Фетишизм является скорее не полноценным религиозным верованием, а одной из составляющих древних религиозных культов. В наиболее чистой форме фетишизм присутствовал в африканских племен, причем и до нашего времени в некоторых африканских аборигенов сохранился обычай поклонения фетишам - как статуэткам богов, так и предметам, обладающим, по мнению верующих, магической силой.

У первобытных людей, как правило, был не один фетиш, так как они считали магическим практически все необычное или привлекшее их внимание. Выйдя на охоту, древний человек на своем пути мог найти несколько предметов (камушков, костей животных, непривычных растений и др.), которые он мог посчитать таинственными и сделать своими фетишами. С развитием общинного строя в каждого племени появился свой фетиш (либо несколько фетишей), который стоял на видном месте в поселении. Люди просили фетиш о помощи, благодарили его за удачу и приносили ему дары на праздники, однако беспрекословного почитания фетиша не было - когда, по мнению первобытных людей, магический предмет не помогал им, они его истязали, чтобы принудить к действию.

В большинстве , да и в образе жизни большинства наших современников есть место фетишизму. Некоторые религиеведы сходятся во мнении, что изображения святых, священные мощи, вещи, принадлежащие апостолам и пророкам - это своего рода фетиши для адептов религий. Также к отголоскам фетишизма можно отнести веру людей с силу амулетов, оберегов и других предметов, связанных с тем или иным культом.

Магия и шаманизм

Магия - четвертая из проторелигий, причем она зачастую содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма. В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил, а также в возможность посредством определенных ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.

Религию шаманизм часто отождествляют с магией, однако это не совсем верно. Несомненно, в шаманизма есть много общего с магией, однако основа этой древней религии - вера в богов и духов и возможность шамана контактировать с ними. Шаман в религии шаманизм является ключевой фигурой, так как этот человек живет одновременно в двух мирах - в материальном мире и мире духов. Магия и ритуалы шамана направленны на связь с духами, и считается, что шаманы могут просить сверхъестественные силы влиять на людей и события материального мира. Шаманы адептами шаманизма считаются избранниками духов, и можно сказать, что шаманы в этой религии - это своего рода жрецы, с помощью магических ритуалов связывающиеся с духами и воплощениями духов в материальном мире.

Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть. Как магия, так и религия указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения к вере, ритуалу, сфере сверхъестественного. В религии эта сфера наполняется духами и душами, провидением, сверхъестественными покровителями рода и провозвестниками его тайн; в магии - первобытной верой в силу о волшебстве магического заклинания. И магия и религия прямо опираются на мифологическую традицию, на атмосферу чудесного ожидания раскрытия своей чудотворной силы. И магия и религия окружены системой обрядов и табу, которая отличает их действия, от того, как ведут себя непосвященные.

Что же отличает магию от религии? Начнем с наиболее определенного и бросающегося в глаза различия: в сакральной сфере магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели; религия - как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. Попытаемся проследить это различие на более глубоких уровнях. Практическое искусство

магии обладает определенной и применяемой в строгих границах техники исполнения: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя образуют постоянное триединство. Религия во всем многообразии ее аспектов и целей не имеет столь простой техники; ее единство не сводится ни к системе формальных действий, ни даже к универсальности ее идейного содержания, оно скорее заключается в выполняемой функции и в ценностном значении веры и ритуала. Верования, свойственные магии, в соответствии с ее практической направленностью крайне просты. Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В то же время в религии мы наблюдаем значительную сложность и многообразие сверхъестественного мира как объекта: пантеон духов и демонов, благотворные силы тотема, духи - хранители рода и племени, души праотцов, картины будущей загробной жизни - все это и многое другое создает вторую, сверхъестественную реальность для первобытного человека. Религиозная мифология также более сложна и разнообразна, в большей степени проникнута творчеством. Обычно религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в космогонических и героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов. Магическая мифология, как правило, выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей.



Магия, как особое искусство достижения конкретных целей, в одной из своих форм однажды входит в культурный арсенал человека и затем непосредственно передается от поколения к поколению. С самого начала она является искусством, которым овладевают немногие специалисты, и первая профессия в истории человечества - это профессия колдуна и чародея. Религия же в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие. Каждый член племени проходит через обряд посвящения (инициации) и впоследствии сам посвящает других. Каждый член племени скорбит и рыдает, когда умирает его сородич, участвует в погребении и чтит память усопшего, а когда придет его час, он точно так же будет оплакан и помянут. У каждого человека есть свой дух, и после смерти каждый сам становится духом. Единственная существующая в рамках религии специализация - так называемый первобытный спиритический медиумизм - это не профессия, а выражение личного дарования. Еще одно различие между магией и религией - это игра черного и белого в чародействе, тогда как религия на своих первобытных стадиях не слишком интересуется противоположностью между добром и злом, благотворными и зловредными силами. Здесь опять-таки важен практический характер магии, направленной на непосредственные и измеримые результаты, тогда как первобытная религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам (хотя, главным образом, в моральном аспекте), и потому не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир. Афоризм о том, что страх впервые создал богов во вселенной, совершенно неверен в свете антропологии.

Чтобы понять различия между религией и магией и ясно представить отношения в треугольном созвездии магии, религии и науки, надо по крайней мере вкратце обозначить культурную функцию каждой из них. Функция первобытного знания и его ценность уже обсуждалась выше, и она достаточно проста. Знание окружающего мира дает человеку возможность использовать природные силы; первобытная наука дает людям огромное преимущество по сравнению с другими живыми существами, продвигает их намного дальше всех прочих тварей по пути эволюции. Чтобы понять функцию религии и ее ценность в сознании первобытного человека, необходимо тщательно изучить множество туземных

верований и культов. Мы уже показали раньше, что религиозная вера придает устойчивость, оформляет и усиливает все ценностно-значимые ментальные установки, такие, как уважение к традиции, гармоническое мироощущение, личностная доблесть и уверенность в борьбе с житейскими невзгодами, мужество перед лицом смерти и т.д. Эта вера, поддерживаемая и оформляемая в культе и церемониях, обладает огромным жизненным значением и раскрывает первобытному человеку истину в самом широком, практически важном смысле слова. Какова культурная функция магии? Как мы уже говорили, все инстинктивные и эмоциональные способности человека, все его практические действия могут заводить в такие тупиковые ситуации, когда дают осечку всего его знания, обнаруживают свою ограниченность силы разума, не помогают хитрость и наблюдательность. Силы, на которые человек опирается в повседневной жизни, оставляют его в критический момент. Природа человека отвечает на это спонтанным взрывом, высвобождающим рудиментарные формы поведения и дремлющую веру в их эффективность. Магия основывается на этой вере, преобразует ее в стандартизированный ритуал, обретающий непрерывную традиционную форму. Таким образом магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных определенной практической и ментальной техникой. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Это позволяет человеку не терять присутствие духа при решении самых трудных жизненных задач; сохранять самообладание и целостность личности, когда подступает приступ злобы, пароксизм ненависти, безысходность отчаяния и страха. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. В магии человек находит подтверждение того, что уверенность в своих силах, стойкость в испытаниях, оптимизм одерживают верх над колебаниями, сомнениями и пессимизмом.

Бросая взгляд с высот нынешней, далеко ушедшей от первобытных людей, развитой цивилизации, нетрудно видеть грубость и несостоятельность магии. Но нам не следует забывать, что без ее помощи первобытный человек не смог бы справляться с труднейшими проблемами своей жизни и не мог бы продвинуться к более высоким стадиям культурного развития. Отсюда ясна универсальная распространенность магии в первобытных обществах и исключительность ее могущества. Отсюда понятно неизменное присутствие магии в любой значимой деятельности первобытных людей.

Магия должна быть понята нами в ее неразрывной связи с величественной безрассудностью надежды, которая всегда была лучшей школой человеческого характера.

Миф это составная часть общей системы верований туземцев. Отношения между людьми и духами определяются тесно связанными друг с другом мифическими повествованиями, религиозными верованиями и чувствами. В этой системе миф - это как бы основание непрерывной перспективы, в которой повседневные заботы, печали и тревоги людей обретают осмысленность движения к некой общей цели. Проходя свой путь, человек направляется общей верой, личным опытом и памятью прошлых поколений, хранящей следы тех времен, когда происходили события, ставшие толчком для возникновения мифа.

Анализ фактов и содержание мифов, в том числе пересказанных здесь, позволяют сделать вывод о всеохватной и последовательной системе верований у первобытных людей. Было бы напрасно искать эту систему только во внешних, доступных прямому наблюдению слоях туземного фольклора. Этой системе соответствует определенная культурная реальность, в которой все частные формы туземных верований, переживаний и предчувствий, относящихся к смерти и жизни духов

после смерти людей, сплетаются в некую грандиозную органическую целостность. Мифические повествования сцепляются друг с другом, их идеи пересекаются, и туземцы постоянно находят параллели и внутренние связи между ними. Миф, вера и переживание, связанные с миром духов и надприродных существ, - это составные элементы единого целого. То, что соединяет эти элементы, - это непреходящее желание иметь общение с нижним миром, обиталищем духов. Мифические рассказы только придают важнейшим моментам туземных верований явную форму. Их сюжеты иногда довольно сложные, всегда повествуют о чем-то неприятном, о какой-то потере или утрате: о том, как люди утратили способность возвращать себе молодость, как колдовство вызывает болезнь или смерть, как духи покинули мир людей и как все же налажена хотя бы частичная связь с ними.

Бросается в глаза, что мифы этого цикла более драматичны, связь между ними более последовательна, хотя и более сложна, чем мифы о началах бытия. Не останавливаясь на этом моменте, я скажу только, что здесь, может быть, дело в более глубоком метафизическом смысле и более сильном чувстве, которые связаны с проблемами человеческой судьбы, по сравнению с проблемами социального плана.

Как бы то ни было, мы видим, что миф, как часть духовности туземцев, не может объясняться только познавательными факторами, как бы ни было велико их значение. Важнейшую роль в мифе играют его эмоциональная сторона и практический смысл. То, о чем повествует миф, глубочайшим образом волнует туземца. Так, миф, повествующий о возникновении праздника миламала, определяет характер церемоний и табу, связанных с периодическим возвращением духов. Само это повествование туземцу совершенно понятно и не требует никаких "объяснений", поэтому миф даже в малой степени не претендует на такую роль. Его функция иная: он призван смягчить то эмоциональное напряжение, какое испытывает человеческая душа, предчувствующая свою неизбежную и неумолимую судьбу. Во-первых, миф придает этому предчувствию вполне ясную и ощутимую форму. Во-вторых, он сводит таинственную и леденящую душу идею до уровня привычной повседневной реальности. Оказывается, что вожделенная способность возвращать молодость, спасающая от дряхлости и старения, была утеряна людьми всего лишь из-за пустякового случая, который мог бы быть предотвращен даже ребенком или женщиной. Смерть навсегда разлучающая близких и любящих людей, - это нечто такое, что может произойти от небольшой ссоры или неосторожности с горячей похлебкой. Опасная болезнь наступает из-за случайной встречи человека, собаки и краба. Ошибки, провинности и случайности обретают огромное значение, а роль судьбы, фатума, неизбежности низводится до масштаба человеческой промашки.

Чтобы понять это, следует еще раз напомнить, что чувства, испытываемые туземцем по отношению к смерти, то ли своей собственной, то ли смерти своих любимых и близких, отнюдь не вполне определяются его верованиями и мифами. Сильный страх перед смертью, острое желание избежать ее, глубокое горе от утраты близких и родных - все это глубоко противоречит оптимизму веры в легкое достижение загробной жизни, которой пронизаны туземные обычаи, идеи и ритуалы. Когда человеку грозит гибель или когда смерть входит в его дом, дает трещину самая бездумная вера. В долгих беседах с некоторыми тяжело больными туземцами, особенно с моим чахоточным другом Багидо"у, я ощущал всегда одну и ту же, быть может, неявно или примитивно выраженную, но несомненно меланхолическую печаль об уходящей жизни и ее радостях, тот же ужас перед неизбежным концом, ту же надежду, что этот конец может быть отсрочен, пусть даже ненадолго. Но я ощущал также, что души этих людей согревались надежной, идущей от их веры. Живое повествование мифа заслоняло перед ними готовую разверзнуться бездну.

Мифы магии

Теперь я позволю себе подробнее остановиться на другом типе мифических повествований: на тех мифах, которые связаны с магией. Магия, с какой стороны ее не возьми, - это наиболее важный и самый таинственный аспект практического отношения первобытных людей к реальности. С проблемами магии связаны самые сильные и противоречивые интересы антропологов. В северо-западной Меланезии роль магии настолько велика, что ее не может не заметить даже самый поверхностный наблюдатель. Однако ее проявления не вполне ясны на первый взгляд. Хотя буквально вся практическая жизнь туземцев проникнута магией, со стороны может показаться, что в ряде очень важных сфер деятельности ее нет.

Например, ни один туземец не вскопает грядку багата или таро, не произнеся магических заклинаний, но в то же время выращивание кокосов, бананов, манго или хлебного дерева обходится без всяких магических обрядов. Рыбная ловля, имеющая подчиненное значение по сравнению с земледелием, только в некоторых своих формах связана с магией. Это главным образом ловля акул, рыбы калала и то"улам. Но столь же важные, хотя более легкие и доступные, способы рыбной ловли при помощи растительных ядов вовсе не сопровождается магическими ритуалами. При постройке каноэ, в деле, связанном со значительными техническими трудностями, рискованном и требующем высокой организации труда, магический ритуал очень сложен, неразрывно связан с этим процессом и считается абсолютно необходимым. Но постройка хижин, технически не менее сложная, чем сооружение каноэ, но не так зависящая от случайности, не подверженная такому риску и опасностям, не требующая столь значительной кооперации труда, не сопровождается никакими магическими обрядами. Резьба по дереву, имеющая промышленный смысл, которой обучаются с малолетства и которой заняты в некоторых деревнях чуть ли не все жители, не сопровождается магией, зато художественная скульптура из эбенового дерева или железного дерева, которой занимаются только люди, обладающие незаурядными техническими и художественными способностями, обладает соответствующими магическими обрядами, считающимися главным источником мастерства или вдохновения. Торговля, кула, церемониальная форма обмена товарами имеет свой магический ритуал; однако другие, более мелкие формы меновой торговли, имеющие чисто коммерческий характер, не связаны ни с какими магическими обрядами. Война и любовь, болезни, стихия ветра, погода, судьба - все это, по мнению туземцев, полностью зависит от магических сил.

Уже из этого беглого обзора вырисовывается важное для нас обобщение, которое послужит некоторой отправной точкой. Магия имеет место там, где человек встречается с неопределенностью и случайностью, а также там, где возникает крайнее эмоциональное напряжение между надеждой достичь цели и опасением, что эта надежда может не сбыться. Там, где цели деятельности определены, достижимы и хорошо контролируются рациональными методами и технологией, мы не находим магию. Зато она налицо там, где очевидны элементы риска и опасности. Магии нет, когда полная уверенность в безопасности мероприятия делает излишним любое предугадывание хода событий. Здесь срабатывает психологический фактор. Но магия выполняет и другую, не менее важную, социальную функцию. Мне уже приходилось писать о том, что магия выступает как действенный фактор организации труда и придания ему системного характера. Она также выступает как сила, позволяющая осуществлять практические замыслы. Поэтому культурноинтегративная функция магии состоит в устранении тех препятствий и несоответствий, которые неизбежно возникают в тех сферах практики, имеющих большую социальную значимость, где человек не в состоянии полностью

контролировать ход событий. Магия поддерживает в человеке уверенность в успехе его действий, без которой ему не удалось бы достигать своих целей; в магии человек черпает духовные и практические ресурсы тогда, когда он не может положиться на обычные средства, имеющиеся в его распоряжении. Магия вселяет в него веру, без которой он не мог бы решать жизненно важные задачи, укрепляет его дух и позволяет собраться с силами в тех обстоятельствах, когда ему грозит отчаяние и страх, когда он охвачен ужасом или ненавистью, подавлен любовной неудачей или бессильной яростью.

Магия имеет нечто общее с наукой в том смысле, что она всегда направлена к определенной цели, порождаемой биологической и духовной природой человека. Искусство магии всегда подчинено практическим целям; как и любое другое искусство или ремесло, она обладает некоторой концептуальной основой и принципами, система которых определяет способ достижения целей. Поэтому магия и наука имеют ряд сходств, и вслед за сэром Джеймсом Фрэзером мы могли бы с определенным основанием назвать магию "псевдонаукой".

Присмотримся ближе к тому, что представляет собой искусство магии. Какова бы ни была конкретная форма магии, она всегда содержит три важнейших элемента. В магическом действе наличествуют произносимые или распеваемые заклинания, ритуал или церемония и тот человек, который официально обладает правом совершать обряд и произносить заклинания. Таким образом, при анализе магии следует различать формулу заклинания, обряд и личность самого мага. Сразу отмечу, что в той области Меланезии, где я вел свои исследования, самым важным элементом магии является заклинание. Для туземца владеть магией - значит знать заклинание; в любом колдовском обряде весь ритуал строится вокруг многократного повторения заклинания. Что касается самого ритуала и личности мага, то эти элементы имеют условный характер и важны только как соответствующая форма для произнесения заклинаний. Это важно с точки зрения обсуждаемой нами темы, поскольку магическое заклинание обнаруживает свою связь с традиционными учениями и в еще большей степени - с мифологией.

Исследуя различные формы магии, мы почти всегда обнаруживаем некоторые повествования, в которых описываются и объясняются истоки существования тех или иных магических обрядов и заклинаний. В них рассказывается, как, когда и где данная формула стала принадлежать какому-то конкретному человеку или какойто общине, как она передавалась или наследовалась. Но не следует видеть в таких повествованиях "историю магии". Магия не имеет "начала", она не создается и не выдумывается. Магия просто была с самого начала, она существовала всегда как существеннейшее условие всех тех событий, вещей и процессов, которые составляют сферу жизненных интересов человека и не подвластны его рациональным усилиям. Заклинание, обряд и цель, ради которой они совершаются, сосуществуют в одном и том же времени человеческого бытия.

Таким образом, сущность магии состоит в ее традиционной целостности. Без малейших искажений и изменений она передается от поколения к поколению, от первобытных людей к современным исполнителям обрядов - и только так она сохраняет свою эффективность. Поэтому магия нуждается в своеобразной родословной, так сказать, в паспорте для путешествия во времени. Как миф придает магическому обряду ценность и значимость, соединяемые с верой в его действенность, лучше всего показать на конкретном примере.

Как мы знаем, меланезийцы придают большое значение любви и сексу. Подобно другим народам, населяющим острова Южных морей, они допускают большую свободу и легкость поведения в половых отношениях, особенно до брака. Однако супружеская измена является наказуемым проступком, и связи внутри одного тотемического клана строго запрещены. Самым большим преступлением в

глазах туземцев является любая форма инцеста. Одна мысль о противозаконной связи между братом и сестрой приводит их в ужас и отвращение. Брат и сестра, соединяемые самыми тесными узами родства в этом матриархальном обществе, не могут даже свободно общаться между собой, никогда не должны шутить или улыбаться друг другу. Любой намек на одного из них в присутствии другого считается очень дурным тоном. Однако вне клана свобода половых отношений довольно значительна, и любовь облекается во множество заманчивых и привлекательных форм.

Привлекательность пола и сила любовного влечения, считают туземцы, берут начало в любовной магии. В основе последней лежит драма, некогда случившаяся в далеком прошлом. О ней рассказывает трагический миф об инцесте между братом и сестрой. Вот его краткое содержание.

В одной деревне в хижине своей матери жили брат с сестрой. Однажды юная девушка случайно вдохнула запах сильнодействующего любовного напитка, приготовленного ее братом, чтобы привлечь расположение другой женщины. Обезумев от страсти, она увлекла своего родного брата на пустынный берег моря и там соблазнила его. Охваченные раскаянием, терзаемые муками совести, любовники перестали пить и есть и умерли рядом в одной пещере. Там, где лежали их тела, проросла ароматная трава, сок которой теперь смешивают с другими настоями и применяют в обрядах любовной магии.

Без преувеличения можно сказать, что магические мифы еще в большей степени, чем иные виды туземной мифологии, служат социальным притязанием людей. На их основе создается ритуал, укрепляется вера в чудодейственность магии, закрепляются традиционные образцы социального поведения.

Раскрытие этой культотворческой функции магического мифа полностью подтверждает блестящую теорию о происхождении власти и монархии, развитую сэром Джеймсом Фрэзером в первых главах его "Золотой ветви". Согласно сэру Джеймсу, истоки социальной власти следует, главным образом, искать в магии. Показав, как эффективность магии зависит от местных традиций, социальной принадлежности и прямого наследования, мы теперь можем проследить другую связь причин и следствий между традицией, магией и властью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Магия… Само это слово - завеса, за которой скрыт таинственный и загадочный мир!

Даже для тех, кому чужда тяга к оккультному, кому неведом обжигающий интерес, в наши дни подогреваемый модой, даже для тех, кому свойственна ясность научного мышления, смысл этого слова обладает особой привлекательностью.

В какой-то мере это объясняется надеждой найти в магии некую квинтэссенцию важнейших устремлений первобытных людей и их мудрости. Ценность такого знания невозможно оспорить, каким бы ни было его содержание.

Но, кроме того, нельзя не признать, что слово "магия" как бы пробуждает в нас дремлющие духовные тайны, скрытую в тайниках души надежду на чудо, веру в нераскрытые возможности человека.

Покоряющая сила слов "магия", "чары", "колдовство", "волшебство" в поэзии выступает со всей очевидностью и остается неподвластной бегу времени.

Что касается религии, то это, безусловно, вера. Религию всегда питает религиозное чувство, имеющее очень древнее происхождение.

Но так же, как и в магии, в религии присутствует элемент непознаваемости, нечто, обладающее непознаваемым могуществом.

магия религия мифология

1.1 Понятие термина

Существуют различные определения магии.

Но все они неизменно отмечают одну ее особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир .

Магия - это обряд, связанный с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.

Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов:

· материальный предмет, то есть инструмент;

· словесное заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам;

· определенные действия и движения без слов.

Магия кажется такой темной и непонятной, даже для тех, кто ее изучает серьезно, лишь потому, что изучающий с самого начала вдается в многосложные подробности, в которых и запутывается.

Чтобы понять, что такое магия нужно, прежде всего, проникнуть с идеей, что все поражающие чувства, предметы внешнего мира есть лишь видимые отражения невидимых идей и законов, которые могут быть выведены мыслящим разумом из этих чувственных восприятий.

Что должно интересовать человека в личности другого? Не его одежда, а его характер и образ его действий.

Одежда, и, особенно, манера ее носить указывают приблизительно на воспитание человека; но это только слабое отражение его внутреннего мира.

Следовательно, все физические явления - только отражения, "одежда" высших сущностей, идей.

Каменная статуя - форма, в которую скульптор воплотил свою мысль.

Стул - это вещественная передача мысли столяра. И так во всей природе: дерево, насекомое, цветок - есть материальные изображения отвлеченностей в полном смысле этого слова.

Этих отвлеченностей не видит ученый, занимающийся только внешностью вещей, которому и с ними достаточно дела.

1.2 Оккультизм и магия

Оккультные науки представляют собой целостную сферу мировой культуры.

Само слово оккультизм - латинское и обозначает " тайное, сокровенное " и имеет в виду скрытые, недоступные для человека силы.

Почему же человека так тянет к ним? Хочется ответить на эти вопросы.

Первая причина заключается в том, что человек от природы любопытен. Все, что окружено какой-то тайной, привлекает его. Человек чувствует, что есть еще другой, недоступный мир, и он всегда притягивал человека. К тому же в человеке есть своеобразная память. Эта память, передаваемая из поколения в поколение, постоянно напоминает человеку о его когда-то счастливой жизни в раю, в тесном общении с Богом. Грехопадение испортило человека и теперь его тянет к потустороннему, безразлично к какому, миру.

Вторая причина тяготения человека к оккультному ведет нас на один шаг дальше. Дело в том, что человеческая душа всегда чего-то ищет. Она происходит от Бога и только в Нем находит свой окончательный покой. А если душа не имеет этого контакта с Богом, если она не находит убежище и пищу? Тогда она начинает искать что-то на стороне. А что же там находится, в этом другом мире? Человека всегда интересует все тайное, секретное и, найдя это тайное, ему кажется, что он наконец нашел что-то для своей души. Но это только дешевый заменитель.

Третья причина тяготения людей к оккультизму заключается в желании знать наперед будущее. Ведь усиление влияния оккультизма замечается именно тогда, когда в обществе царит неуверенность и страх.

Сегодня общество ощущает близость конца света. Безумие гонки вооружения не может продолжаться бесконечно. И хотя в последнее время предпринимаются попытки разоружения и сближения между народами, военно-промышленный комплекс стал настолько самостоятельной силой, что уничтожить себя он не позволит. И если в будущем нам, возможно, и удастся избежать кровопролития между отдельными народами, то избежать жесточайшей борьбы между производителями оружия и миролюбивыми силами мне кажется невозможным.

Запасы сырья не вечны, окружающая нас природа гибнет. Климат Земли меняется, глобальное потепление достигло уже почти 2-х градусов, вызывая в одних местах губительные засухи, а в других - наводнения. Вследствие таяния ледников Гренландии и Антарктиды близится начало подъема уровня мирового океана. Защитный озоновый слой Земли становится все тоньше, а местами его уже почти нет, появились озонные дыры.

Что станет с человечеством, с нами?

Оккультизм вроде бы предлагает человеку выход. Экстрасенсы предлагают гармонизацию всех внутренних процессов человека, возвращение к космической гармонии, которую человек якобы утерял.

Современный оккультизм вселяет в людей уверенность и в жизни, и даже за порогом смерти. Смерть - это соединение со Вселенной, или с великим духом, частью которого мы все якобы являемся. Уже сейчас можно искать пути к этому состоянию через йогу и медитацию.

Четвертая причина влечения к оккультизму заключается в одиночестве человека.

Пятой причиной является ослабление свидетельства Церкви Христовой. Она или старается завоевать положение в обществе и занимается приспособленчеством, или так сильно занята сама собой, строительством новых молитвенных домов или бизнесом, что ей не хватает времени обратить внимание на нужды окружающих людей.

На протяжении не менее чем пяти тысячелетий оккультизм развивался по собственным законам, находясь в едином контексте с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества.

Приятно напоминать о том, что научная химия не могла бы возникнуть, не будь алхимии, что астрономия была бы невозможна без астрологии, что в оболочке оккультизма зародилась психология.

Хотелось бы подчеркнуть, что оккультизм не нуждается в оправданиях, и его право на существование определяется вовсе не тем, что когда-то он оказал помощь иному, рационалистическому знанию.

Оккультизм существует и сам по себе интересен. Он самоценен уже потому, что является одним из "вечных спутников человечества".

Разница между магией и общим оккультизмом в том, что магия - наука практическая, а общий оккультизм излагает теорию.

Желать производить магические опыты, не зная оккультизма, это то же, что управлять локомотивом, не будучи знакомым с механикой.

Подобно тому, как несбыточна мечта ребенка, которому дали деревянную саблю, сделаться генералом, так же неосуществима и мечта человека, знакомого с магией "понаслышке". Что бы сказали солдаты, если бы ребенок с деревянной саблей начал ими командовать?

Остановить течение воды или движение солнца при помощи заученного наизусть заклинания, можно лишь для похвальбы перед своими друзьями.

Прежде чем распоряжаться силой, заключенной в зерне, надо научиться управлять самим собой. Прежде, чем получить профессорскую кафедру, надо пройти школу и высшее учебное заведение. Тот, кому это трудно, может стать, например, барменом, для этого понадобится всего несколько месяцев обучения.

Практическая магия требует знания соответствующих теорий, как и все прикладные науки.

Механику можно изучить в высшем учебном заведении и стать инженером, или - в слесарной мастерской, и стать слесарем. То же самое и с магией.

В деревнях есть люди, производящие интересные явления и излечивающие некоторые болезни. Искусство это они переняли от других. Обычно их называют "колдунами" и совершенно напрасно их боятся.

Наряду этими "слесарями" магии есть люди, изучившие теорию производимых ими магических явлений. И вот они, как раз и будут "инженерами" магии.

Магические действия могли носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Во всем разнообразии магических ритуалов выдающийся советский ученый Сергей Александрович Токарев выделил типы магии , которые различаются по технике передачи магической силы и защиты от нее:

· Контактная магия связана с непосредственным соприкосновением источника или носителя магической силы (амулет, талисман, человек ) с объектом, на который направлено магическое действие. Характер соприкосновения мог быть различным: ношение амулета, принятие вовнутрь снадобья, прикосновение руки и тому подобное.

· Инициальная магия . Магический акт направлен здесь также на объект. Но в силу его недоступности реально производится только начало действия, а окончить его должна магическая сила.

· Парциальная магия . Магический ритуал связан с воздействием не на объект, а на его заместителя, который является частью объекта (волосы, ногти, слюна, орган животного ) или предметом, бывшим с ним в соприкосновении (одежда, след ноги, личные вещи ).

· Имитативная магия . Магическое действие направлено на такой заместитель объекта, который является подобием или изображением объекта.

· Апатропеическая (отгоняющая) магия . Если перечисленные выше типы магии переносят магическую силу на объект, то данная разновидность магических обрядов имеет целью недопущение близко к человеку или предмету магической силы (обереги, жесты, звуки, огонь, дым, магические линии ). Считалось также, что для избежания вредных магических воздействий от них можно спрятаться (избегать магически опасных мест, закрывать различные части тела ).

· Катартическая магия включает в себя обряды очищения от негативного влияния магической силы (омовение, окуривание, пост, снадобья ).

Отдельным типом является магия слова - заговоры и заклинания. Первоначально, слово, видимо, было слито с магическим действием. Но позже оно превращается в самостоятельную магическую силу.

Магический обряд был связан не только с определенными действиями и словами, но включал в себя различные символические предметы.

Костюм шамана отражал исходное устройство мироздания, нагрудное украшение из блестящих камней или металла служило символом магического зеркала, предназначенного видеть сокрытое, маска выступала как символ духа, с которым нужно вступить в контакт, татуировка представляла собой систему магических знаков.

Во время магического обряда шаман, а часто и остальные его участники, входили в состояние транса или экстаза. Этому способствовало использование барабана или бубна, а также ритмичное многократное произнесение или распевание определенных слов. В результате у людей действительно создавалось ощущение перемещения в иную плоскость бытия (слышались голоса, возникали видения ).

В чем же состояла эффективность магического обряда?

Обслуживая практические нужды первобытного человека, он неминуемо должен бы быть отвергнут в том случае, если не приносит реальных результатов. Все дело в том, что магические обряды производились только в ситуации принципиальной непредсказуемости и смертельной угрозы. Там, где господствовали случай и неопределенность, где не было гарантированной удачи, где велика была возможность ошибиться, там человек пользовался магическими обрядами.

Таким образом, сфера применения магии - область повышенного риска. Магия была "планом деятельности", который включал все резервы духа, тела и общественных отношений.

Психологическое воздействие магического обряда связано с внушением и самовнушением. Воссоздание целостного образа действительности, его упорядочение и символический контроль над миром избавляли племя от чувства неопределенности и бессилия. Таким образом, магия явилась первым идеалом активного отношения человека к миру.

Магический обряд моделировал творческую деятельность, создавал новые формы общения, в идеализированной форме осуществлял контроль человека над природой.

2. Религия

Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание.

Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма .

Третье, часто называемое агностицизмом , по существу, не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа добра и зла, истина и другое.

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога, в которых применяются соответствующие научные и иные критерии: наличие подтверждающих факторов и возможности экспериментальной проверки основных положений теории.

Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстают в следующем виде:

Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъестественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и тому подобное.

Одновременно религия предлагает и конкретный практический путь познания этих духовных реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений. Давайте немного разберемся, как и какие религии представляют нам свою веру.

2.1 Понятие термина

"Религия " - термин западноевропейский.

В латинском языке уже к раннему средневековью слово " religio " стало указывать на "Божий страх, монашеский образ жизни ".

Образование этого нового значения в латинском языке выводится обычно от латинского глагола " religare " - " связывать " .

Крупнейший представитель русской религиозной философской мысли Павел Александрович Флоренский писал: " Религия - это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение " .

Толкотт Парсонс , один из ведущих американских социологов - теоретиков XX века, утверждал: " Религия выступает как система верований, " неэмпирическая и ценностная " , в отличие от науки, " эмпирической и неценностной " "

Таким образом, у термина "религия" множество определений.

Но совершенно точно одно: религия - это вера в существование высших сил.

2.2 Магия и религия. Отличия

Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть.

Как магия, так и религия указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения к вере, ритуалу, сфере сверхъестественного.

В религии эта сфера наполняется духами и душами, провидением, сверхъестественными покровителями рода и вестниками его тайн. В магии же - первобытной верой в силу о волшебстве магического заклинания.

И магия, и религия прямо опираются на мифологическую традицию, на атмосферу чудесного ожидания раскрытия своей чудотворной силы.

И магия, и религия окружены системой обрядов и табу, которая отличает их действия, от того, как ведут себя непосвященные.

Что же отличает магию от религии?

Начнем с наиболее определенного и бросающегося в глаза различия:

В сакральной сфере магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели

Религия - как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель.

Религиозная мифология более сложна и разнообразна, в большей степени проникнута творчеством.

Обычно религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов.

Магическая мифология, как правило, выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей.

Магия, как особое искусство достижения конкретных целей, в одной из своих форм однажды входит в культурный арсенал человека и затем непосредственно передается от поколения к поколению. С самого начала она является искусством, которым овладевают немногие специалисты.

Религия же в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие.

Каждый член племени проходит через обряд посвящения (инициации ) и впоследствии сам посвящает других.

Каждый член племени скорбит и рыдает, когда умирает его сородич, участвует в погребении и чтит память усопшего, а когда придет его час, он точно так же будет оплакан и помянут.

У каждого человека есть свой дух, и после смерти каждый сам становится духом. Единственная существующая в рамках религии специализация: первобытный спиритический медиумизм -- это не профессия, а выражение личного дарования.

Еще одно различие между магией и религией -- это игра черного и белого в чародействе, тогда как религия на своих первобытных стадиях не слишком интересуется противоположностью между добром и злом, благотворными и зловредными силами.

Здесь важен практический характер магии, направленной на непосредственные и измеримые результаты, тогда как первобытная религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам, и потому не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир.

"Не существует народов, как бы примитивны они не были, без религии и магии",- утверждает выдающийся британский антрополог и теоретик Бронислав Малиновский.

Миф, религия, магия, по Малиновскому, составляют необходимую органическую часть общественной жизни.

Отделяя религию и магию от практической жизни первобытного общества, Малиновский делает это чрезмерно механически, полагая, что люди прибегают к содействию сверхъестественного только там, где бессильны реальные практические знания и навыки. Это - очевидное упрощение реальной ситуации, противоречащее фактам.

То же относится и к различению магии и религии. В целом, функции их, как считает сам Малиновский, очень близки: если магия выросла из потребности предупреждать потенциально опасные, угрожающие явления и события, религия возникла из стремления уменьшить чувство тревоги, овладевающее людьми в переломные, кризисные периоды жизни, связанные с переходом из одного состояния в другое, такие как рождение, наступление зрелости, брак и смерть.

Первобытная религия освящает людей, она утверждает социально позитивные ценности.

В основе религии находятся, по словам Малиновского, не размышления и спекуляции, не иллюзии и заблуждения, а реальные трагедии человеческой жизни.

3. Магия и религия с точки зрения Фрезера

По мнению Фрэзера, различие между магией и религией заключается в самом содержании представлений. С его точки зрения, "магия основана на ошибочном применении психологического закона ассоциации идей по сходству и смежности: связь сходных или смежных представлений первобытный человек принимал за реальную связь самих предметов".

Фрэзер считал, что в основе магии лежит тот же принцип, на котором основана и наука: убеждение в постоянстве и единообразия действия сил природы.

Религия же с точки зрения Фрэзера, отличается и от магии, и от науки тем, что допускает произвольное вмешательство сверхъестественных сил в ход событий. Сущность религии как раз и состоит в стремлении благорасположить эти силы к себе, которые он считает стоящими выше себя. А магия полностью противоположна религии: магия основана на вере человека в свою способность непосредственно воздействовать на объект и достигать желаемой цели, выполнение магического обряда должно неминуемо привести к определенному результату, в то время как молитва, обращенная к Богу либо какому-то тотему, может быть услышана или не услышана божеством.

Точно так же считал М. А. Кастрен. Он видел в магии непосредственное проявление господства человека над природой, а так же считал, что она полностью противоположна вере в божество.

4. Сходства магии и религии

К силам, находящимся за пределами обычного, относятся и магия, и религия. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между собой этих двух феноменов, каждый из которых характеризуется общением с сакральным. Не вникая в детали, отметим лишь, что магия означает манипулирование безличной силой с помощью особых приемов, колдовства во имя достижения конкретных, со ответствующих интересам индивида целей, не связанных с моральными оценками. Ее эффективность зависит от точности выполнения ритуальных магических действий, соблюдения традиции. Магия связана со стереотипизацией человеческой деятельности, тогда как религиозная рационализация человеческой деятельности осуществляется в ином контексте - когда существование уже не обеспечивается полностью традицией, а священное из безличной разлитой в мире силы трансформируется в божественную личность, возвышающуюся над профанным миром.

В то же время существует структурное сходство магии и религии - на это обращает внимание Вебер, вводя понятие "магического символизма". На определенной ступени происходит замена реальной жертвы, например в погребальной церемонии, - жертвой символической, рисунком жертвенного животного, какими-то частями его тела и т.п. В большей или меньшей мере магический смысл ритуального действия сохраняется и в религии. Для понимания религии важно, таким образом, выявить отличия религиозных символов не только от магических, а вообще - от нерелигиозных.

Если божество, т.е. всесильное "иное существо", находится в другом мире, то доступ к этой силе люди получают в тех действиях, которые составляют практику религиозной жизни (культовой деятельности) и назначение которых - служить связующим мостом между "этим миром" и "иным миром", - мостом, по которому могучая сила божества может быть направлена на помощь бессильным людям. В материальном смысле этот мост представлен "святыми местами", которые одновременно находятся и в "этом мире", и за его пределами (например, церковь считается "домом Бога"), посредниками - "святыми людьми" (священнослужителями, отшельниками, шаманами, вдохновенными пророками), наделенными способностью устанавливать связь с силами иного мира, притом что сами они живут все же в этом мире.

Этот "связующий мост" представлен не только культовой деятельностью, но и в мифологии и представлениях об инкарнациях, перевоплощениях божеств, которым удается быть одновременно и божествами, и человеческими существами. Посредник - будь то реальное человеческое существо (например, шаман) или мифологический богочеловек, - наделен "пограничными" чертами: он и смертный, и бессмертный. "Сила Духа Святого" - магическая сила в общем смысле "священнодействия", но она также сексуальная сила - способна оплодотворять женщин.

Важной характеристикой каждой религии является ее отношение к магии и религии как "идеальным типам", т.е. степень присутствия в ней магических элементов и степень ее рационализации: в одних религиях больше одного, в других - другого. В зависимости от этого формируется присущий данной религии тип отношения к миру.

Заключение

Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика.

Однако, следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох.

Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры.

Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве ).

Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу.

Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия, возрождается новая сила и тяга к религии.

Список литературы

1. Религии мира. Под редакцией члена-кор. РАН Я.Н. Щапова Москва: "Просвещение", 1994.

2. Социология. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Москва: из-во "Мысль", 1990.

3. Общественно-политический и научный журнал "Россия" номер 1-2, 1994.

4. Общественно-политический и научный журнал "Россия" номер 3, 1994.

Интернет - ресурсы

1. http :// h - sciences . ru / cultura /68-6- pervobytnaya - kultura . html

2. http :// scepsis . net / library / id _305. html

3. http :// www . bogoslovy . ru / tainstva 3. htm

4. http :// aboriginals . narod . ru / origins _ of _ religion 16. htm

5. http :// www . bibliofond . ru / view . aspx ? id =78217

6. http :// www . verigi . ru /? book =152& chapter =1

7. http :// enc - dic . com / islam / Mekka -414

8. http :// www . verigi . ru /? book =1& chapter =20

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место существования "магии" в нашей жизни. Различные определения термина "магия". Классификация магических обрядов и ритуалов. Магия как одна из ранних форм религии. Различие между магией и религией. Магия как особое искусство достижения целей.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2012

    Религия как историческая категория культуры. Ее сущность, истоки и формирование. Концепции соотношения ее с культурой. Особенности древних форм религий: тотемизма, анимизма, магии и фетишизма, характеризующих верования и обряды первобытного человека.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Религии островитян Торресова пролива. Верования папуасов в различную магию. Развитость магии меланезийцев, их вера в мана. Представления о духах умерших и культ предков. Корни анимистических верований. Мужские тайные союзы Меланезии. Мифология и тотемизм.

    реферат , добавлен 23.02.2010

    Синто – традиционная японская религия. Изучение истории происхождения данной религии, ее магии, тотемизма, фетишизма. Ознакомление с мифологией синтоизма. Описание ритуалов и праздников, устройства храмов. Выяснение современного состояния данной религии.

    реферат , добавлен 20.06.2015

    Изучение славянского язычества, системы дохристианских представлений о мире и человеке, основанной на мифологии и магии. Одухотворение природы, культа предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей.

    презентация , добавлен 23.09.2015

    Современные научные представления о магии, понятие, сущность и классификации в научной литературе. Шаманизм и знахарство. Сущность понятия "камлание". Магические обряды (колдовство). Заклинание или заговор как главные составляющие магической формы.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2016

    Основные сведения об алхимии, этимология термина. Этапы развития алхимии: античная, арабская и европейская. Алхимия в эпоху Возрождения. Религиозно-философские основания алхимии, элементы магии и религии в ней. Символизм алхимических веществ и процессов.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2011

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Гносеогенный подход Фрезера для объяснения формирования представлений о судьбе. Связь образа судьбы с верой в пророчества и оракулы. Ослабление роли магии в жизни древнегреческого общества связанного с процессом развития личностного самосознания.

    реферат , добавлен 08.04.2018

    Вопрос о смысле жизни. Религия и атеизм. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии. Философский анализ религии в европейской культуре. Различие между научным и философским подходом в исследовании религии.


Close