Большое влияние на формирование современной европейской и русской культуры оказала древнегреческая культура. При её изучении открывается масса интересного и удивительного. Эта книга, написанная Михаилом Гаспаровым, раскрывает особенности древнегреческой культуры. Она написана свободным слогом и легко читается, но при этом информация в ней имеет энциклопедическую ценность.

«Занимательная Греция» будет интересна как юным читателям, так и взрослым. Она открывает целый мир Древней Греции, затрагивая все сферы жизни общества того времени. Из книги читатели смогут узнать об особенностях политики, о том, как был совершен переход от тирании к демократии. С политикой тесно связаны войны, экономика и религия. Начинается повествование с мифологии, и чуть позже понимаешь, сколь сильное влияние мифология оказывала на политику в то время.

Автор не обходит стороной творчество, рассказывая об архитектуре, изобразительном искусстве, театре. Он говорит, как развивались философия, медицина и наука. Большим достоинством книги является то, что в ней рассказано о быте народа, об их представлениях. Благодаря этому чувствуется особый дух Древней Греции. Книга не воспринимается, как сухое повествование об исторических событиях. Всё показано через призму мировоззрения древних греков, поэтому читатель может узнать не только факты, но и понять, почему происходило то или иное событие. Здесь каждый читатель сможет найти интересующую его информацию по любой теме, какой бы сферы жизни это ни касалось. Книга читается с увлечением и даёт понимание связи прошлого с настоящим, с нашим современным миром.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Занимательная Греция" Гаспаров Михаил Леонович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.


ISBN: 978-5-9582-0038-2
формат: 84х108/16
320 с.

Аннотация: Древнегреческие мифы пересказывались на русском языке не раз. Но предлагаемый пересказ отличается от уже существующих тем, что едва ли не впервые представляет греческую мифологию не как сборник разнородных героических сюжетов, а как единую историю отношений между богами и людьми, завязка которой сотворение мира и людей, кульминация - победа богов с помощью людей над темными силами природы (“гигантомахия”) и развязка - самоистребление людей-героев, уже ненужных богам, в двух мировых, по тогдашним меркам, войнах: Фиванской и Троянской.
Книга не перегружена именами и подробностями, но в то же время свободно использует занимательные малоизвестные варианты мифологических сюжетов.

МИФЫ ЗВЕЗДНОГО НЕБА

Кроме астрономии александрийских обсерваторий, была еще астрономия народа и поэтов. Она оказалась гораздо более живучей: теорию сфер или эпициклов вспоминают теперь только историки науки, а названия небесных созвездий и сейчас в ходу те же, что и у греков. Однако мифы, связанные с этими названиями, помнит уже не всякий. Напомним их.

Главное внимание наблюдателей привлекала неширокая полоса тех созвездий, в которых только и можно было увидеть пять планет, Луну и Солнце. Эта облегающая небо полоса (зодиак - «звериный круг») была поделена на двенадцать созвездий. Овен - это тот золотой баран, за руном которого плавали в Колхиду аргонавты. Телец - тот бык, в которого превращался Зевс, чтобы похитить возлюбленную царевну Европу. Близнецы - Диоскуры Кастор и Полидевк, сыновья царицы Леды, один - бессмертный, от Зевса, другой - смертный, от земного отца, но они так любили друг друга, что боги не пожелали их разлучать. Рак - это тот, который вцепился в ногу Геракла, когда тот бился с лернейскою гидрой (созвездие Гидры находится тут же, рядом). Лев - это, конечно, немейский лев, жертва первого подвига Геракла. Дева - богиня Правда, последней из богов покинувшая грешную землю; рядом с нею Весы - символ ее справедливости. Скорпион - чудовище, убившее Ориона, который убегает от него на противоположном конце неба; о них речь будет дальше. Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы - об этих созвездиях ничего внятного греки рассказать не могли; самое большее, они предполагали, что Водолей - это, может быть, Ганимед, чашник Зевса, или Девкалион, герой всемирного потопа.

Выше над горизонтом созвездия располагались пятью мифологическими группами. Над Рыбами и Овном разыгрывался миф о Персее.. Здесь в самой вышине находились царь Цефей и царица Кассиопея, которая похвасталась, что она прекраснее морских нимф. За это Посейдон наслал на их страну чудовищного Кита, который виден над горизонтом. В жертву Киту пришлось отдать царевну Андромеду - она распростерта в промежутке. Но ее спас герой Персей в окрыленных сандалиях - вот он подлетает со стороны Тельца.

Возле Тельца и Близнецов неистовствует Орион. Это дикий охотник, сын Земли; он попытался напасть на саму богиню Артемиду, но та кликнула Скорпиона, и тот ужалил Ориона в пятку. И Скорпион и Орион с его двумя охотничьими Псами, Большим и Малым, были вознесены на небо. Орион не успокоился и тут: он преследует дочерей Атланта, нимф Плеяд и нимф Гиад, вскормивших когда-то бога Диониса; нимфы прячутся от него в созвездие Тельца. На эти бесчинства смотрит сверху созвездие Возничего - загадочная фигура с яркой звездой Капеллой на плече. «Капелла» - значит «коза»: это та коза, молоком которой был вскормлен малютка Зевс и рог которой изображался потом как рог изобилия.

Над Девой и Весами стоит Волопас (Боот), он же Медвежий Сторож (Арктур), со своими Гончими Псами. Если он Волопас, то он пасет семь волов - семь звезд Большой Медведицы. Если он Медвежий Сторож, то история его драматичнее. Зевс влюбился в нимфу Каллисто, спутницу Артемиды, и она родила ему сына Аркада. Возмущённая Артемида обратила Каллисто в медведицу. Аркад вырос, стал охотником, встретил на охоте свою мать в виде медведицы, не узнал ее, погнался за нею, и в последний миг Зевс их спас от преступления, обратив в созвездия. С одной стороны от Волопаса-Арктура - Северная Корона, подаренная богом Дионисом своей невесте царевне Ариадне, спасительнице Тесея в Лабиринте; с другой стороны - Волосы Ариадны, переименованные услужливыми александрийскими астрономами в Волосы Береники. Когда царь Птолемей III шел на войну, жена его Береника отрезала себе волосы и принесла их в храм как жертву за благополучное возвращение мужа; на следующий день ей объявили, что жертва ее принята и волосы ее уже находятся среди звезд.

Над Скорпионом в небе расположились два божьих сына, причисленные к богам. Это Змееносец с двумя змеями в раскинутых руках - в нем видели Асклепия, сына Аполлона, великого врачевателя, сраженного молнией Зевса за то, что он дерзнул исцелять людей не только от болезней, но и от смерти. И это Геракл, рвущийся со своей палицей к небесному полюсу: там над ним - его враг, Дракон, охранявший золотую яблоню Гесперид, плоды которой сорвал Геракл в своем предпоследнем подвиге.

От Стрельца до Рыб по небу раскинулись три Аполлоновых и два Зевсовых созвездия. Зевсовыми были крылатый конь Пегас и священная птица царя богов Орел, клевавший когда-то Прометея; в этого Орла вонзается Стрела, посланная Гераклом. Аполлоновыми были его священная птица Лебедь и рядом с нею - Лира и Дельфин, память о спасении его певца Ариона.

Наконец, Млечный Путь, пересекающий все небо, тоже имел свое мифологическое объяснение. Геракл хоть и был сыном Зевса, но мать его была смертная, и, чтобы сделаться впоследствии богом, он непременно должен был пососать молока богини Геры, супруги Зевса, а Гера Геракла ненавидела. Хитрый Гермес улучил время, когда Гера спала, и приложил малютку Геракла к ее груди. Проснувшаяся Гера гневно оттолкнула младенца, молоко ее брызнуло и образовало Млечный Путь.

Такова была эта небесная мифология. Для астрономов она заменяла сетку координат. Звезды назывались так: «на правой ноге Цефея, на левой ноге Цефея, на поясе его справа, над правым его плечом, над правым его локтем, на груди, на левой руке и три на тиаре, северная, средняя и южная, а всего в Цефее десять звезд». И потом уже для каждой из них вычисляли на небесном своде широту и долготу.

Это последняя книга известного ученого, писателя, античника и литературоведа Михаила Леоновича Гаспарова. Ведь что такое греческие мифы? Часто это понимают просто как сказки Древней Греции. Но миф - это не всякая сказка: это сказка, в которую когда-то верили. Верили в то, что миром правили боги, что по земле ходили великие герои и бились с чудовищами и друг с другом, показывая чудеса доблести и чести. Древнегреческие мифы пересказывались на русском языке не раз. Но предлагаемый пересказ отличается от уже существующих тем, что едва ли не впервые представляет греческую мифологию не как сборник разнородных героических сюжетов, а как единую историю отношений между богами и людьми, завязка которой сотворение мира и людей, кульминация - победа богов с помощью людей над темными силами природы ("гигантомахия") и развязка - самоистребление людей-героев, уже ненужных богам, в двух мировых, по тогдашним меркам, войнах: Фиванской и Троянской. Для полноты картины в Приложении даны никогда не публиковавшиеся ранее рассказ М. Л. Гаспарова о Пелее и две сказки: о Геракле и об Амуре и Психее. "Рассказ Пелея" интересен тем, что многие известные мифологические события, такие, как Калидонская охота, поход аргонавтов, предыстория и сам ход Троянской войны, представлены в нем с точки зрения очевидца и их непосредственного участника, чьи оценки не всегда совпадают с общепринятыми. А в "Сказке о Геракле" и "Сказке об Амуре и Психее" достаточно знакомые нам сюжеты пересказаны непривычным для этого жанра стилем русской народной сказки, что создает достаточно неожиданный эффект. Обо всём этом и не только в книге Занимательная мифология: Сказания Древней Греции (Михаил Гаспаров)


Close