празднование: успение праведной Анны 25 июля/7 августа; праведных Богоотец Иоакима и Анны: 9/22 сентября и 9/22 декабря.

П раведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, происходила родом из мессианского колена Левиина (по отцу) и мессианского колена Иудина (по матери). Дочь Матфана, она была супругой праведного Иоакима, потомка царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомства родится Спаситель мира. Жили они в Назарете.

Праведные Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Но они не роптали на Бога и со смирением переносили бесплодие, считавшееся у древних иудеев позором. После того как однажды во время большого иудейского праздника дары праведного Иоакима, принесенные Богу в ветхозаветный храм в Иерусалим, были отвергнуты израильским книжником Рувимом (на том основании, что у Иоакима нет потомства), праведный Иоаким удалился в пустыню, где усердно стал молить Бога, чтобы помиловал его и даровал в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

Праведная Анна в это время также молилась Богу, умоляя Его даровать ей ребенка. Праведная Анна дала обет, если у нее будет ребенок, посвятить его Богу. Внезапно ей явился Ангел Господень и сказал: «Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя Ей будет Мария».

В то же время Ангел Господень явился святому Иоакиму со словами утешения: «Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение: иди в Иерусалим к храму Божию и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое».

С веселием и радостию поспешно отправился Иоаким в Иерусалимский храм, где и нашел у Золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала от Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Прославив Бога, сотворившего им такую великую милость и поклонившись Ему в святом храме, возвратились они в свой дом.

Через девять месяцев праведная Анна родила Дочь. Благочестивые супруги нарекли Ее Марией. Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возжженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу.

По прошествии нескольких лет после введения во Храм Пресвятой Девы Марии праведный Иоаким преставился в 80-летнем возрасте. Праведная Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь в храме Божием. По преданию, праведная Анна мирно почила о Господе в Иерусалиме через два года после блаженной кончины праведного Иоакима в возрасте 79 лет.

При святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был выстроен в честь праведной Анны храм. Император Иустиниан II (685-695; 705- 711) обновил этот храм после того, как праведная Анна явилась его беременной супруге. После этого события тело праведной Анны и ее мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. В память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны воздвигались храмы и монастыри и в Русской Православной Церкви. В литургической жизни имена праведных Иоакима и Анны ежедневно воспоминаются во время Богослужений.

Евангелие ничего не сообщает о родителях Пресвятой Девы Марии. Молчание Свя­щенного Писания восполняет богатая апокрифическая литература, благодаря кото­рой известны их имена: это Протоевангелие Иакова, написанное ок. 150 г., Еванге­лие псевдо-Матфея VI в, также Книга Рождества Марии, относящаяся к VIII в. Наи­большего внимания заслуживает первый из упомянутых апокрифов, поскольку происходит от самых истоков христианства, в силу чего может содержать зёрна ис­тины, сохранённые традицией.

Анна происходила из вифлеемской священнической семьи. Еврейское имя «Анна» означает «благодать, милость». С IV в. до наших дней в Иерусалиме показывают место, где стоял дом Иоакима и Анны. На этом месте стоит храм, третий по счёту, построенный крестоносцами.

Св. Иоаким, вероятно, был родом из Галилеи и происходил из богатой и знатной се­мьи. Самое его имя несло пророческий смысл, ибо означало «Приготовление для Господа». Скончался, когда Мария была ещё ребёнком. Вместе со св. Анной являет­ся покровителем супружеских пар.

Протоевангелие Иакова передаёт, что Иоаким и Анна были бездетны. Супруги тщет­но молились и делали щедрые пожертвования на храм, чтобы испросить себе ребёнка. Иоаким, будучи уже в пожилом возрасте, удалился в пустыню и провёл там 40 дней в молитве и посте, чтобы вымолить эту милость у Господа Бога. И тогда ему явился Ангел и возвестил, что его молитвы услышаны и что его супруга Анна родит ему дитя, которое будет радостью для всего мира. Так и случилось. При рождении возлюбленной дочери, которой, по обычаю, на пятнадцатый день был дано имя «Мария», среди многих значений которого можно выделить значение «Госпожа», присутствовала ближайшая родня. В годовщину этого рождения справили ра­дост­ное торжество. Когда девочке исполнилось 3 года, её, согласно обету, посвяти­ли на служение Богу и отдали на воспитание в храм, где она росла среди своих сверст­ниц, занимаясь молитвой, пением, чтением Священного Писания и вышива­нием священнических одежд. Иоаким тем временем скончался. Анна, согласно од­ной из легенд, после этого ещё двукратно выходила замуж.

Культ свв. Иоакима и Анны является во всей Церкви, как на Востоке, так и на запа­де, очень древним и живым. По мере того, как распространялся культ Матери Божи­ей, возрастало также публичное почитание Её родителей. Уже в IV-V вв. в Иерусали­ме, при бывшей купальне Вифезда, стояла церковка, посвящённая свв. Иоакиму и Анне. Храм на этом месте существует и сегодня. Здесь даже, согласно легенде, дол­жна располагаться их гробница. Другое место их погребения указывают на Мас­лич­ной горе. Император Юстиниан воздвиг в Константинополе ок. 550 г. базилику в честь св. Анны. На Востоке св. Анне посвящали проповеди такие выдающиеся свя­тые, как св. Епифаний (+ 403), св. Софроний (+ после 638), св. Иоанн Дамаскин (1 ок. 749), св. Герман Константинопольский (+ 732), св. Андрей Критский (+ 750), св. Тарасий Константинопольский (+ 806), а на Западе - св. Фульберт Шартрский (+ 1029), св. Бернардин Сиенский (+ 1444), а также бл. Владислав из Гельнюва (+ 1505).

Особым почитанием была всегда окружена св. Анна. Её культ был и остаётся доны­не очень живым. На Западе первых храм и монастырь св. Анны возник в 701 г. во Флориаке под Руаном. Признаком популярности св. Анны является то, что её имя часто дают девочкам. Весьма многочисленны также посвящённые ей храмы и святи­лища. В честь св. Анны возникло 5 женских монашеских орденов. В древней литургике св. Анне посвящалось целых 118 гимнов и 36 секвенций (XIV-XVI вв.)..

Святые Иоаким и АннаЛитургическое воспоминание родителей Пресвятой Девы Марии возникло сперва на Востоке. Его ввёл в 710 г. император Юстиниан II под названием «Зачатие св. Анны». Оно справлялось в различные дни, совместно либо раздельно со св. Иоаки­мом. На Западе оно стало отмечаться позже. В Неаполе оно известно с Х в. Папа Урбан VI в булле Splendor æternæ gloriæ от 21 июня 1378 г. разрешил справлять этот праздник в Англии. Юлий II в 1522 г. распространил его на всю Церковь и назначил его датой 20 марта. Павел V, однако, в 1568 г. отменил этот праздник, ссылаясь на то, что о родителях Богородицы ничего не сообщается в книгах Священного Писа­ния. Превозмогло, тем не менее, мнение, что эти родители существовали и что им подобает особая честь. Поэтому Григорий XIII восстановил праздник (1584) и назна­чил для него день 26 июля. Папа св. Пий X в 1911 г. ввёл особый праздник св. Иоа­кима, назначив его на 16 августа. Св. Анна продолжала праздноваться 26 июля. Литургическая реформа 1969 г. вновь соединила вместе их имена в день 26 июля.

Господи, Боже отцов наших, блаженных Иоакима и Анну такою благодатью наделивший, что родилась от них Матерь воплощенного Твоего Сына, молитвами обоих даруй, да обетованного Тобой народу Твоему спасения достигнем. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во все веки веков. Аминь.

Святая праведная Анна происходила из колена Левиина из рода первосвященника Аарона, а муж ее, святой Иоаким – из колена Иудина, рода Давидова. Таким образом, когда они сочетались браком, в новой семье соединились две главные генеалогические ветви: царская и мессианская линия Давида, царя-псалмопевца, и священническая – Аарона, брата Моисеева, воплотившись затем в Деву Марию, а через Нее произошло боговоплощение в Рождестве Иисуса Христа – Небесного Первосвященника и столь долгожданного на земле Мессии.

Святая Анна была младшей из трех дочерей священника Матфана, жившего в Вифлееме, жену его, также происходившую из колена Иудина, звали Марией. Всего же у них было три дочери. Первой замуж в Вифлееме вышла старшая Мария и родила Саломию, вторая, Совия, в замужестве родила Елисавету – будущую мать Иоанна Предтечи и также осталась в городе родителей. Но младшая Анна была выдана за Иоакима из Назарета в стране Галилейской.

Известно, что супруги вступили в брак совсем юными, но, происходя из знатных и благочестивых семей, с рождения росли и воспитывались в строгости Закона Божия, и праведность их была примерной и искренней. При богатстве духовном они имели и богатство материальное, но знали истинную цену и тому и другому: каждый праздник, соблюдая заповеди Закона и обычаи, проистекавшие из них, святые Иоаким и Анна выделяли из имущества немалые средства, разделяя их, как полагалось, на две части – одну жертвовали храму, вторую – раздавали нищим и нуждающимся.

Однако, несмотря на богоугодное житие Иоакима и Анны, Господь не сразу осуществил свой великий замысел об этой семье – Рождество Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, хотя, как мы видим, этот замысел готовился Им многие и многие поколения из рода в род, из колена в колено. Длительное время святые родители Пречистой были бездетны, однако, как говорит святитель Димитрий Ростовский, «в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия». «Наконец, – продолжает святитель, – чрез таковое рождение открывает¬ся достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплод¬ства родили радость всему миру, чем уподобились святому патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости» (Быт. 21:2). Размышления Димитрия Ростовского над чудом рождения Девы от престарелых родителей еще раз подтверждают величайшие возможности, которые дарует человеку добродетельная, боголюбивая жизнь, несмотря ни на какие испытания, посылаемые ему от Господа: «Этого достоинства (Рождества в их семействе Пресвятой Богородицы. – авт.) они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердеч¬ной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бес¬честие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей».

Впрочем, тайное у Бога, пока не открытое Им для всех, люди склонны объяснять себе по-своему, согласно имеющимся обычаям и представлениям. Все кругом видели, что время идет, а прибавления в семействе Иоакима и Анны так и не наступает. Бесплодие в семье в те времена было равносильно признанию, что над этим домом нет Божия благоволения, раз Он вдруг решает остановить этот род. Бесчадие считалось за бесчестие, которое было настолько велико, что когда в большой праздник Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Богу, бывший тогда первосвященником Иерусалима Иссахар отказался принять их, сказав, что раз Иоаким до сих пор бездетный, значит, при внешнем благочестии у него есть тайные грехи. Другой прихожанин также заявил, что Иоаким недостоин приносить дары Богу, поскольку нет от него потомства Израилю.

С древних времен патриархам не единожды давалось от Бога обетование об умножении народа, и чем более детей было в семье, тем, как считалось, милостивее Бог благословлял родителей. С другой стороны, память о многочисленных пророчествах о грядущем Мессии дала всем родам и коленам возможность надеяться, что Он явится именно в их роду, а те, у кого детей не было, оказывались соответственно лишенными такой перспективы, и бесчадие почиталось за наказание, а бездетные у ветхозаветных иудеев считались бесспорными грешниками перед Богом.

Опечаленный Иоаким ушел из храма. Этот праздник обернулся для него глубокой скорбью. Он пошел не домой, к ожидающей его Анне, а в пустыню к пастухам, которые пасли его стада, и, плача, стал вспоминать всех предков своих, ища, у кого, возможно, была такая судьба, ведь не прервался же род его. Так, перебирая свой род колено за коленом, он вспомнил про Авраама и Сарру, родивших Исаака в уже весьма преклонном возрасте, и стал молить Бога, чтобы и его Он сподобил такой радости, – иметь дитя, сколько бы лет ему ни исполнилось, и тем открыл Свое благоволение к нему. Сорок дней святой Иоаким молился и постился на одной воде, и дал обет, что не будет есть и не вернется в свой дом, оставаясь в одиночестве среди стад, пока Бог по воле Его не явит ему милость, подаст знак, что бесчестие снято с его дома.

А святая Анна, в радости ожидавшая домой мужа с праздничного богослужения, получила совсем иное, горькое известие: первосвященник даров их не принял, а супруг удалился в пустыню, и все это из-за их длительного неплодства. Безутешно плача, бедная женщина даже не знала, какое страдание ее признать большим: отверженность у Бога, неожиданное сиротство, ибо муж был всей ее семьей, как велел обычай, или бесплодие – всю вину за отсутствие детей в их с Иоакимом браке она считала своей.

По преданию, так прошло пятьдесят лет. Святой праведный Иоаким молился и постился в пустыне, а святая праведная Анна жила, как могла со своей служанкой Юдифью, которая хоть и пыталась как-то утешить хозяйку, но понимала, что слова человеческие бессильны там, где все решить может только слово Божие. Люди обходили дом ее стороной, поскольку там жила женщина в двойном бесчестии: бездетная, оставленная Богом и оставленная мужем.

Однажды, уже в старости, святая Анна вышла в свой сад и села под большим лавром, на котором птицы свили гнездо, и там уже щебетали птенцы, а над ними порхали родители. Маленькое птичье счастье так тронуло ее, так всколыхнуло все ее многолетнее горе, что она в полном отчаянии вновь обратилась к Богу со слезами и молитвой, сетуя, что, наверное, она в глазах Божиих самая грешная из женщин. Ее дары Богу не принимают первосвященники в храме, а люди отворачиваются от нее, и, раз она неплодна, значит, неугодно Господу, чтобы от нее умножался народ Израилев. Но, может быть, раз Он когда-то даровал сына девяностолетней Сарре, что, когда-то, многие годы бездетная Анна, жена некоего Елкана, молила Бога о потомстве, обещая, что коли родит, то отдаст дитя на служение Ему, обрела радость, родив пророка Самуила (IЦар. 1:9–18), то и ее не оставит Господь. И, плача и молясь, святая праведная Анна дала обет, что коли родится по воле Божией и у нее Дитя, то она принесет его в дар Богу.

Как только праведная Анна произнесла слова своего священного обета, явился ей Ангел Господень, который принес весть о том, что, как красиво и вдохновенно пишет святитель Димитрий Ростовский: «…Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, сле¬зы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблаго¬словенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария». На что, поклонившись Богу, Анна ответила, что, когда родится дитя, она отдаст его на служение Богу. «Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни».

С давно забытым чувством несказанной радости святая праведная Анна поспешила в Иерусалимский храм, где в доме Божием поклонилась Ему за Его великую милость к ней.

Тогда же, когда Вестник Божий явился Анне, он явился и святому праведному Иоакиму в пустыне и сообщил, что ждет его радость – будет у них дочь, рождение которой станет радостью для всего мира. Ангел повелел Иоакиму немедленно идти в Иерусалим, где у Золотых ворот он встретится со своей супругой Анной, которой возвещено то же самое.

Изумленный и обрадованный Иоаким поспешил в Иерусалим, встретил там, где указал ему Ангел, жену свою Анну. Обменявшись рассказами об ангельском посещении, супруги восславили в храме Бога и отправились домой. 9/22 декабря случилось Зачатие праведной Анны, которое мы теперь и празднуем среди других праздников. 8/21 сентября случилась обещанная радость миру – родилась у праведной Анны Дочь, Преблагословенная Дева Мария. Святой праведный Иоаким поспешил в Иерусалимский храм, где, благодаря Бога всем сердцем, от всей глубины души, принес Богу дары, жертвы, всесожжения, и все первосвященники, все духовенство благословило его. Затем в своем доме он устроил обильную и богатую трапезу, раздал великую милостыню неимущим, и все, кто прежде отворачивался от их дома, ликовали вместе с ним и женой его Анной.

Юную Деву святая праведная Анна и праведный Иоаким, помня данный Богу обет и слова Ангела о Ее великом назначении, берегли и растили в благочестии, ощущая дивную благодать, исходившую от Приснодевы, которая росла удивительным ребенком, не по годам скоро взрослеющим. Когда Деве Марии исполнилось три года, настало время Введения по храм, куда родители благоговейно сопроводили Ее на служение Богу, как и было ими обещано. Спустя недолгое время святой праведный Иоаким предстал перед Богом, ему было 80 лет. Святая праведная Анна по смерти мужа оставила Назарет, пришла в Иерусалимский храм и жила при своей Пречистой Дочери, молясь Богу, и покинула мир сей, пережив мужа на два года. Память успения ее мы отмечаем 25 июля/7 августа.

Их останки были упокоены на краю Иосафатовой долины, что лежала между Иерусалимом и Елеонской горой. Там же потом была устроена гробница Богоматери и похоронен Иосиф Обручник.

Почитание святой праведной Анны после жизни
Первый небольшой монастырь – скит в честь святой праведной Анны был построен на Святом Афоне, и это одна из самых древних афонских обителей, однако в то воинственное время он неоднократно разрушался морскими пиратами. В XVII веке скит был восстановлен и укреплен Патриархом Константинопольским Дионисием, который приобрел к тому времени стопу святой праведной Анны. Здесь в 1680 году он выстроил соборный храм Успения святой Анны, и с тех пор скит носит имя матери Пречистой и на Афоне славен особыми подвигами подвизающихся там монахов. Рядом с ним расположен Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы, или «Малая Анна», что подчеркивает особую благодать, ощущение священства, разлитые над теми местами, которые несут в себе священное незримое присутствие связи зачатия святой Анны и Рождества Пречистой Дочери ее.

В VI веке при святом благоверном царе Иустиниане в Дефтере на острове Кипр был возведен в честь ее храм, в XVII – XVIII веках его поновил император Иустиниан II, после того как святая праведная Анна явилась во сне его находившейся в положении жене. Тогда же ее святые мощи и покрывало, в которое они были обернуты, были с почестями перенесены в Константинополь.

Значение иконы
Любовь обоих родителей к своему ребенку, будь то дочь или сын, всегда важна обоюдной полнотой, необходимой для его счастливого возрастания. Однако недаром материнская любовь обожествляется во всех народах от начала времен, а молитва матери – нет другой молитвы сильнее, чем ее святая просьба о детях. И хотя более распространены иконы Богоматери «Святая праведная Анна с Младенцем Марией», где Заступница явлена в младенчестве Ее с обоими родителями, есть старинные списки, где изображены только праведная мать и ее Пречистая Дочь.

На этом списке композиция его совершенно схожа с композицией богородичных икон, где Дева изображена как Богородица с Младенцем Иисусом на руках, и этот образ по типологии явно сходен с древнейшим образом Ее «Елеуса» – «Умиление». Так же печально склоняется к личику Младенца Марии праведная Анна, провидя материнской интуицией все земные труды Дочери и помня обет, данный Богу: Ему предназначено ее долгожданное, позднее и единственное Дитя; так же трогательно прильнула младенческая щечка Марии к щеке матери Ее, так же понимающе и утешительно смотрит Она на материнский лик, держа в маленькой ручке голубой цветок – символ Ее присной Божественной Небесной чистоты и целомудрия. Традиционно богородичный голубой цвет в одеянии Младенца Марии, благородно сочетаясь с изумрудным, символизирующим жизнь, прежде всего, жизнь в Духе, преподанную Христом ученикам (на троичный праздник священнослужители облачены в одежды зеленого цвета), подчеркивает Ее статус как Приснодевы. Золотые звезды на омофоре на челе и раменах – плечах – указывают на Нее как на Богородицу, являясь непременной деталью изображений Ее.

Омофор праведной Анны на наиболее древних списках преимущественно изображался алым, но, благодаря возможностям кузнецовской точечной техники, в цветочном орнаменте ее одеяния к нему добавился тот же богородичный голубец и золото как знак причастности к Божественной избранности ее в череде предков Христовых по плоти из царственного дома Давидова.

Поля кузнецовских икон всегда не только вбирают в себя весь колорит доличного и продолжают орнаментальный стиль, выбранный иконописцем для данного образа. Они наследуют эмоциональный и событийный символический ряд. Рондо со вписанными в них цветочными узорами золотых, рубиновых, сапфировых тонов, расположенные вокруг святой матери и ее Пречистой Дочери, кажутся объемными сферами. Они парят, как ангельские бесплотные создания, будто приветствуя и охраняя Божественную двоицу. Многозначный, объемный по чувству и смыслу образ, повторяя древние прориси, но переозвученный через цветовые и орнаментальные приемы нового в технике иконописи, открывается нам навстречу, и навстречу ему молитвенно открывается душа.

Церковное предание сообщает нам имена родителей Пресвятой Девы Марии Иоаким и Анна . Их почитание является своеобразным расширением почитания Пресвятой Богородицы. Долгое время дни их памяти праздновались отдельно друг от друга, но Папа Лев XIII постановил, что почитать их нужно вместе. Тем не менее, единый день их памяти вошел в лишь в результате литургической реформы конца 60-х годов.

Ни один из новозаветных текстов ничего не сообщает о родителях Пресвятой Богородицы. Все сведения о них проистекают из таких сочинений как Протоевангелие Иакова (вторая половина II века) и более поздних латинских источников: Евангелия от псевдо-Матфея (IX век) и Золотой легенды (творение Иакова Ворагинского, содержащее занимательные Жития святых ; написано ок. 1260 г., было самой популярной книгой Средневековья после Библии).

Иоаким из рода Давида женился на Анне , младшей дочери священника Матфана из рода Аарона. Супружеская пара проживала в Назарете, но после многих лет супружества («пятьдесят лет», согласно одному из источников), у них так и не появилось детей. Однажды первосвященник отверг жертву Иоакима в Иерусалимском храме, поскольку «он не создал потомства Израилю». В отчаянии Иоаким удалился в пустыню, где ему явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. Анна, которая получила аналогичное известие от ангела, встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима, вскоре после этого зачала и спустя 9 месяцев родила девочку, которую назвали Марией , как это было заранее указано ангелом. Родители из благодарности Богу обещали посвятить девочку Ему.

Когда Марии исполнилось шесть месяцев, Анна попыталась приучить ее ходить, но она сделала всего лишь семь шагов, после чего вернулась на руки матери. Тогда родители поняли, что девочка не должна ходить по земле до тех пор, пока ее не введут в Храм Господень. Иоаким собирался отдать свою дочь Богу уже в год, но Анна, желая подольше удержать ее при себе, уговорила его чуточку повременить с исполнением обета. Мария была введена в Храм в возрасте трех лет.

Согласно восточной традиции, Иоаким умер через несколько лет после введения Марии в Храм в возрасте 80-ти лет, а Анна умерла двумя годами позже, в возрасте 79-ти лет, проведя это время при Храме рядом с дочерью. День ее успения отмечался 25 июля.
Однако согласно западной версии, Анна после смерти Иоакима еще дважды выходила замуж и родила детей, а также присоединилась к Святому Семейству, когда оно бежало в Египет, и занималась там воспитанием внука. Здесь, очевидно, подразумевается, что Анна была намного моложе своего мужа.
Местом захоронения Иоакима и Анны считается место на краю Долины Иосафата, между Иерусалимом и Елеонской горой, в Гефсиманском саду, вблизи могилы Иосифа Обручника.

Из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»:

Восхвалим святых Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, Приснодевы Марии, ибо Господь дал им благословение, которого ожидали все народы (Входной антифон).

Древнейшее предание сообщает нам имена родителей Пресвятой Богородицы, бывших в свое время и в своей конкретной исторической ситуации важнейшим звеном в деле Спасения человечества. Через них на нас снизошло благословение, обещанное некогда Богом Аврааму и его потомству. Ведь их Дочь стала Матерью Спасителя. Святой Иоанн Дамаскин утверждает, что мы можем узнать их по плодам: бесконечно ценный Плод, подаренный ими человечеству, – это Пречистая Дева. Именно такой – святой и непорочной – Анна и зачала Ее во чреве. «О, сиятельная Дева, из всех желаннейшая! – восклицает святой Учитель Церкви – О, Дочь Адама и Матерь Божия! Блаженна утроба, блаженно чрево, из которых Ты явилась! Блаженны руки, Тебя обнимавшие, уста, удостоившиеся чести Тебя целовать…! ». Святым Иоакиму и Анне выпало величайшее счастье – заботиться о Пресвятой Деве Марии, принять Ее у себя в доме. Господь осыпал их бесчисленными дарами благодати. Святая Тереза Авильская, частенько вверявшая основываемые ею монастыри опеке святых Иоакима и Анны, утверждала: «Милосердие Божие безмерно велико, и оно никогда не отнимется у дома Его славной бабушки». От святого супружества непосредственно произошел (по женской линии) Иисус Христос.
«Богоотцам» Иоакиму и Анне мы можем поверить все наши нужды, прежде всего, касающиеся святости нашего домашнего очага. Господи Боже отцов наших , — молимся мы сегодня, — Ты явил праведным Иоакиму и Анне столь великую милость, что у них родилась Та, Которая стала Матерью Твоего воплотившегося Сына. Их молитвенным ходатайством дай нам обрести спасение, обещанное Твоему народу . Их заступничеством помоги нам исполнить свой долг по отношению к нашим подопечным. Научи нас, как создать такую атмосферу – по человечески теплую и благодатную – в которой будет легко обрести Тебя, Цель всех наших стремлений и наше истинное Сокровище.

Святой Папа Иоанн Павел II учил, что в лице святых Иоакима и Анны мы находим «неиссякающий источник сил, необходимых в повседневной жизни, в жизни семейной и гражданской». Он же призывал «из поколение в поколение передавать как молитву, так и всю полноту христианского наследия». У семейного очага, созданного усилиями Иоакима и Анны, Пресвятая приобщилась к сокровищнице духовной жизни Богоизбранного народа и Давидова Дома, передававшейся из поколение в поколение. Там Она научилась общению со Своим Небесным Отцом, трепетному Его почитанию, познакомилась с пророчествами, возвещавшими явление Мессии, указывающими на место Его Рождества…

Мария, наверняка, сохранила память о семейном очаге Иоакима и Анны на всю оставшуюся жизнь. Она помнила о нем и тогда, когда Ей пришло время создавать свой собственный семейный очаг – тот, у которого будет воспитываться Иисус. Те притчи и мудрые народные пословицы и поговорки, которыми Иисус воспользовался для проповеди Благой Вести, Он перенял у Марии, а Она, в свою очередь, – у Своих родителей. Мария обучила маленького Иисуса тем простым молитвам, которым евреи обычно учат своих детей, как только они начинают говорить. Какой же превосходной Воспитательницей была Пресвятая Дева Мария! Все безмерное богатство Своей души, всю Свою нежность Она излила на Господа, ставшего Ее Сыном.

Праведный Иоаким, муж прав.Анны, отец Пресв. Богородицы
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левиина, из рода Ааронова.
Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов на Иерусалимский храм и бедных. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять их от него. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Прав. Иоаким и Анна
Прав. Иоаким и Анна
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о разрешении неплодства и о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадованная, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы 80-летний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу 79-ти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.
Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.
Прав.Анна, мать Пресвятой Богородицы.
Св.прав.Анна и Пресв.Богородица.
Праздник Зачатия святой Анны особенно чтится в России женщинами, готовящимися к материнству. Этому празднику посвящено много икон. Одна из них находится в храме святого мученика и страстотерпца Иоанна Воина в Москве. На иконе изображена радостная встреча святых и праведных Иоакима и Анны после полученной от Ангела вести о избавлении их от бесчадия.
В конце X века на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII веке был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 году там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.
Погребение праведной Анны.
По преданию, святая праведная Анна скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. При святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).

Величание на Успение праведной Анны:

Величаем тя, / святая праведная Анно / прамати Христа Бога нашего, / и всечестное славим / успение твое.

Тропарь праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, / Иоакима бо и Анну услышав, Бог/ паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, / из, Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, / Ангелом повелев вопити Ей: / радуйся, Благодатная, /Господь с Тобою.

(Минея декабрь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, www.otechestvo.org.ua; иллюстрации - www.calend.ru; days.pravoslavie.ru; www.lavra.kiev.ua; www.tserkov.info; sobory.ru).

Скит Святой Анны на Афонской горе.

Греческий, идиоритмический скит, самый большой и ранний на Афоне, находится на обильном водой и богатом растительностью склоне на западных отрогах Афона, сразу же за Новым Скитом и на незначительном расстоянии перед Пустыней. Деятельность этого скита начинается по существу в XVII веке, однако несколько пустыней находилось здесь и ранее. В настоящее время здесь находится 51 калива (не все обитаемы) и главная церковь (kyriakon), построенная в 1752-1755 гг. и расписанная фресками в 1757 г. В этой церкви хранится реликвия – левая нога Святой Анны, матери Богородицы. Скит располагает также довольно хорошей библиотекой, содержащей около 100 (в большинстве своем бумажных) рукописей более позднего времени.

(Сотирис Кадас. Святая гора Афон. Монастыри и их сокровища. – Афины, 2006).

Молитвы святым и праведным Богоотцам Иоакиму и Анне

Молитва первая:

О, святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, рабов Божиих (имярек), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва иная:

О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя дшери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

(azbyka.ru)

Святой Праведной Анне часто молятся об исцелении от бесплодия. Вот некоторые советы молящимся о даровании чадородия и молитва (перевод с греческого, материал взят с официального сайта Валаамского монастыря):

Советы к деторождению

"Услышана молитва твоя и жена твоя Елисавета родит тебе сына"
«Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям
и уставам Господним беспорочно» (Лук. 1, 6).

Тем, кто желают стяжать чадо наследия, следует вначале с искренним покаянием и сокрушением сердца исповедать свои грехи от рождения, ибо без исповеди, покаяния и божественного причащения Тела и Крови Спаса нашего Иисуса Христа не существует спасения и естественно без них не мыслится православная духовная жизнь. Когда мы чего-то желаем от Благого Бога и "стучим в дверь милости", то следует, чтобы жизнь наша была благоугодна пред Ним, чтобы мы были услышаны. Поэтому по слову Владыки Христа " Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Иоанн. 15, 7). То есть, если вы пребудете объединенными со Мной и слова Мои, то есть Мои заповеди пребудут внутри вас, тогда просите, чего желаете и будет вам. Таким образом безусловно объясняется и то, что будет услышана молитва и прошения наших святых (живых и усопших) и последуют чудеса.

Супругам всегда следует иметь пред очами пример святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, помощь которой следует призывать в силу особенной данной ей благодати избавлять от бесплодия. Ибо она чудесно родила Госпожу Богородицу в преклонном возрасте, несмотря на бесплодие, в результате упорной и напряженной молитвы вместе со своим супругом, св. Иоакимом.

Если они обидели или оскорбили кого-то, следует возместить ущерб и загладить оскорбление и необходимо примириться с теми, против кого они имели вражду или ненависть. При этом им следует постоянно молиться, прославлять Святую Троицу, искать ее помощи, вместе ходить в Церковь и творить милостыню по силе.
Когда они сделают все это, им следует пригласить в свой дом священника с тем, чтобы он совершил в доме водосвятный молебен и в освященную воду им следует влить и ту святую воду, которая была освящена у мощей святой Анны.

Затем им следует начать сорокадневный пост без елея кроме субботы и воскресенья, когда им можно позволить себе вино и елей. В течение этих сорока дней они должны спать раздельно и каждый день класть по 50 поклонов. Каждое утро из дней поста и воздержания они должны вначале вкушать антидор, а затем немного отпить от святой воды, а потом сделать крест на лбу святым елеем от неугасимой лампады у мощей святой Анны. Если у них есть время и желание, пусть, то они могут читать молебный канон ко святой праматери Бога Анне. Однако, если по причине здоровья или чрезмерного поста один из супругов потеряет силы, пусть постятся они по силам, следуя совету своего духовника.

В течение сорока дней мы совершаем за них Божественную Литургию и молебен, поминая их имена.

После сорокадневного приготовительного поста пусть они снова исповедаются и пусть снова позовут в свой дом священника, чтобы он совершил таинство елеосвящения и если у них есть позволение духовника, пусть причастятся Святых Христовых Таин и через три дня пусть вступают в супружеское общение.

Надеемся, что прежде бесплодная святая праматерь Бога Анна и ее пречистая дочь, Богородица будут горячо молиться за них Спасителю нашему Иисусу Христу и многомилостивый Господь услышит молитвы всех нас и дарует молящимся в смирении и покаянии чадо наследия им на пользу.

Молитва святой богопраматери Анне, разрешающей узы безчадия и неплодия.

Господу помолимся.

Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее – препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.

Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека – Внука твоего и Создателя и Господа.

Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлю


Close