На кладбище были похоронены выдающиеся деятели русской науки и искусства - поэт и учёный Василий Кириллович Тредиаковский, знаменитый актёр Василий Андреевич Каратыгин, поэтесса Елисавета Кульман, учёный-химик Николай Николаевич Зинин, полярный исследователь Андрей Ипполитович Вилькицкий, архитектор Андрей Николаевич Иосса и многие другие.
Здесь находилась первая могила Тараса Шевченко, затем его прах был перенесён на Украину в Канев. На правой стороне Петроградской дорожки недалеко от здания Смоленской церкви в 1989 году установили светло-коричневый гранитный валун, на котором золотом написано, что на этом месте 12 марта (28 февраля) 1861 года был похоронен Тарас Григорьевич Шевченко.
Здесь в 1921 году похоронен Александр Блок, в честь него на кладбище названа Блоковская дорожка. Считается, что именно здесь похоронена няня А. С. Пушкина (об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя могилы в настоящее время не имеется). До 1940 года думали, что няня поэта похоронена на Большеохтинском Георгиевском кладбище. В 1940 году вышла книга библиографа А. И. Ульянского, который доказал, что похоронили Арину Родионовну именно на Смоленском кладбище.
Здесь же, около 1803 года, похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская . Земляной холмик над её могилой постоянно разбирался паломниками, тогда на могилу положили каменную плиту. Но и она постепенно была расколота и по кусочкам унесена посетителями. То же самое произошло и со второй плитой. Однако взамен посетители бросали на могилу Ксении деньги, как пожертвования. На могиле поставили кружку. В результате, в 1830-е гг., на кружечные средства на могиле блаженной была выстроена каменная часовня с дубовым иконостасом, расширенная в 1894 году стеклянной галереей. Новая часовня построена в 1901 - 1902 годах по проекту архитектора А. А. Всеславина.
Также, на кладбище покоится блаженная Анна Ивановна Ложкина, которая скиталась в районе Сенной площади и Мещанских улиц. Происхождение её туманно, есть сведения, что она принадлежала к знатной фамилии, училась в институте благородных девиц, знала французский и немецкий языки. Она влюбилась в гвардейского офицера, но тот женился на другой. Анна исчезла из Петербурга, и через несколько лет вернулась в него уже как юродивая.
Местоположение ряда могил было утрачено уже в XIX веке. Особенные потери оно понесло в 1920-х - 1930-х годах, в период правления большевиков. Для сохранения особо ценных в художественном отношении памятников, они (вместе с прахом умерших или без него) переносились властью на другие, серьёзно охраняемые кладбища, или в музеи. То же осуществлялось и в отношении особо выдающихся людей, даже если могила и не имела ценного памятника, например, как у поэта Александра Блока.
Смоленское православное кладбище ещё и до сих пор сохраняет неповторимый колорит старых времён, со своими оставшимися памятниками и могилами, учитывая, что с 1988 года в нём производится реставрация памятников и прочих захоронений. На берегу реки Смоленки, в воде, до сих пор сохраняются старые деревянные сваи, которыми укрепляли берег. При этом кладбище не заброшено - в Смоленской церкви и в Часовне Ксении Блаженной постоянно совершаются богослужения, поток паломников к св. Ксении не иссякает.

Захоронения выдающихся людей на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге

Братская могила рабочих завода «Севкабель», 1941-1944 гг.
братская могила советских воинов, 5 февраля 1944 г.
братская могила советских воинов, 24 сентября 1943 г.
братская могила советских воинов, 15 июля 1944 г.
братская могила советских воинов, 23 января 1943 г.
братская могила лётчиков Героя Советского Союза Советского М. А. (1917-1944) и Гожева А. А. (1911-1944)
могила Барбота-де-Марни Н. П. (1829-1877), геолога
могила Баумана В. И. (1867-1923), геолога
могила Бахтина А. Н. (1894-1931), участника Гражданской войны, подводника
могила Бекетова Н. Н. (1827-1911), физико-химика
могила Бокия Б. И. (1873-1927), геолога
могила Брегмана Л. А. (1894-1925), революционера
могила Бубнова И. Г. (1872-1919), учёного-кораблестроителя
могила Буняковского В. Я. (1804-1889), математика
могила Бызова Б. В. (1880-1934), химика
могила Вахрамеева А.И. (1874-1926), художника
могила Вилькицкого А. И. (1858-1913), географа и гидрографа
могила Вилькицкого Б. А. (1885-1961), гидрографа
могила Висковатова А. В. (1804-1858), военного историка
могила Витковского В. В. (1856-1924), геодезиста и астронома
могила Волкова Е. Е. (1844-1920), художника
могила Доброхотова П. Е. (1786-1831), художника
могила Долбни И. П. (1853-1912), математика
могила Дубовского Н. Н. (1859-1918), художника
могила Дьяконова М. А. (1855-1919), историка
могила Еремеева П. В. (1830-1899), минералога
могила Жданко М. Е. (1855-1921), гидрографа-геодезиста
могила Заблоцкого-Десятовского А. П. (1808-1881), экономиста
могила Завьялова Ф. С. (1811-1856), художника
могила Загорского П. А. (1764-1846), физиолога
могила Захарова Я. Д. (1765-1836), химика
могила Зинина Н. Н. (1812-1880), химика
могила Иноходцева П. Б. (1742-1806), астронома
могила Иоссы А. А. (1810-1894), металлурга
могила Истрина В. М. (1865-1937), литературоведа
могила Карского Е. Ф. (1860-1931), филолога
могила Кившенко А. Д. (1851-1895), художника
могила Клевера Ю. Ю. (1850-1924), художника
могила Коркина А. Н. (1837-1908), математика
могила Корнилова А. А. (1830-1893), гидрографа
могила Крыжицкого К. Я. (1858-1911), художника
могила Куприянова И. А. (1794-1857), мореплавателя
могила Кучерова М. Г. (1850-1911), химика
могила Лаврова П. А. (1856-1929), филолога
могила Лебединского В. К. (1868-1937), физика
могила Лемке М. К. (1872-1923), историка
могила Леонова А. П. (1888-1919), революционера
могила Лихачёва Н. П. (1862-1936), историка
могила Маковского В. Е. (1846-1920), художника
могила Меншуткина Н. А. (1842-1907), химика
могила Михалькова Г. И. (1893-1946), революционера, контр-адмирала
могила Модзалевского Б. Л. (1874-1928), литературоведа
могила Можайского А. Ф. (1825-1890), создателя первого в мире самолёта
могила Монастырского Н. Д. (1847-1888), хирурга
могила Морозова Н. В. (1862-1926[источник не указан 1512 дней]), гидрографа
могила Мушкетова И. В. (1850-1902), геолога и географа
могила Никитского А. В. (1859-1921), историка и филолога
могила Павлова-Сильванского Н. П. (1869-1908), историка
могила Палладина В. И. (1859-1922), физиолога
могила Петрова В. В. (1761-1834), физика и электротехника
могила Петрушевского Ф. Ф. (1828-1904), физика
могила Попова А. А. (1821-1898), адмирала, кораблестроителя
могила Пузыревского Н. П. (1861-1934), гидротехника
могила Римского-Корсакова В. А. (1822-1871), гидрографа и географа
могила Романовского Г. Д. (1831-1906), геолога
могила Рыкачёва М. А. (1840-1919), метеоролога
могила Савинского В. Е. (1859-1937), художника и педагога
могила Севергина В. М. (1765-1826), минералога и химика
могила Семёнова-Тян-Шанского П. П. (1827-1914), географа и путешественника
могила Симони П. К. (1859-1939), историка, литературоведа
могила Сиповского В. В. (1872-1930), литературоведа
могила Славянского Ф. М. (1817-1876), художника
могила Соколова П. И. (1764-1835), филолога
могила Сологуба (Тетерникова) Ф. К. (1863-1927), писателя, поэта
могила Сомова И. И. (1815-1876), математика и механика
могила Спицына А. А. (1858-1931), археолога
могила Степанова Н. И. (1879-1938), химика
могила Таланова В. В. (1871-1936), специалиста в области сельского хозяйства
могила Тиме И. А. (1838-1920), горного инженера
могила Титова Н. А. (1800-1875), композитора
могила Тулиной В. П. (1931-2010), учителя истории
могила Угрюмова Г. И. (1764-1823), художника
могила Успенского Ф. И. (1845-1928), историка
могила Устрялова Н. Г. (1805-1870), историка
могила Фаминцына А. С. (1835-1918), ботаника-физиолога
могила Федоровича В. Н. (1871-1937), художника
могила Федченко О. А. (1845-1921), ботаника и путешественницы
могила Фёдорова Е. С. (1853-1919), минералога
могила Филипченко Ю. А. (1882-1930), биолога
могила Фреймана И. Г. (1890-1929), радиотехника
могила Хвольсона Д. А. (1819-1911), востоковеда
могила Хвольсона О. Д. (1852-1934), физика
могила Хлопина Г. В. (1863-1929), гигиениста
могила Хмельницкого Н. И. (1791-1845), драматурга
могила Чарской Л. А. (1875-1937), писательницы
могила Чванова В. Т. (1914-1944), Героя Советского Союза
могила Черкасова А. Н. (1874-1904), командира подводной лодки "Дельфин"
могила членов экипажа подводной лодки «Дельфин»
могила Чернова К. П. (1803-1825), декабриста
могила Чернышёва Ф. Н. (1856-1914), геолога и палеонтолога
могила Шебуева В. К. (1777-1855), живописец
могила Шимкевича В. М. (1858-1923), зоолога
могила Эмина Н. Ф. (1760-1814), писателя
могила Ячевского А. А. (1863-1932), ботаника

Смоленское кладбище появилось почти одновременно с Санкт-Петербургом. И так же быстро оно росло. Расположенное на Васильевском острове, -считается одним из самых больших и старейших кладбищ Санкт-Петербурга.
Первые захоронения начались здесь еще в 1710 г. Питер же был основан 1703 г. Поэтому Смоленское кладбище Санкт-Петербурга можно назвать почти ровесником города на Неве.
У Смоленского некрополя непростая история. Изначально на этом месте примерно с 1710 года хоронили умерших узников острога, что находился не далеко от военной канцелярии Петербурга, с которых часто даже не снимали цепей. Говорят что в особо лунные ночи с кладбища слышны звоны цепей в которых как будто ходит кто то, а иногда эти звуки сопровождаются тяжелыми стонами и плачем.
И только в 1738 году эти захоронения получили статус кладбища. В начале 20 ст. здесь заживо похоронили 40 священников, здесь стоит часовня Ксении Блаженной, здесь нашли свое пристанище адепты Мальтийского ордена, здесь бродят неупокоенные души, здесь происходят загадочные события.

Само название Смоленское кладбище предположительно связано с тем, что здесь, в топкой и заболоченной местности, недалеко от взморья селились переведенцы из Смоленских земель, пришедшие на строительство Петербурга. По второй версии название кладбища, как и реки Смоленки (бывшей Черной речки), закрепилось после сооружения храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Но это уже не важно. Сомневаюсь что где ни будь найдется такое древнее и все еще работающее кладбище которое почти ровесник своего города.
В настоящее время его территория занимает около 50 гектаров. А вот загадка кроется в том что вместе с ростом территории, росли и множились городские легенды и мифы о обитающих на кладбище призраках.

И так наша прогулка по Смоленскому кладбищу СПБ.
Согласитесь, что все старинные кладбища любого города окутаны множеством мистических историй о неспокойных призраках, разгуливающих по кладбищенским аллеям и пугающих случайных прохожих.

Но если речь идёт о городе с богатым историческим прошлым - Санкт-Петербурге, то и кладбищенские истории в таком случае отличаются особым разнообразием, которые хранят множество тайн и легенд.

Т юремное кладбище
Как я уже говорила изначально, это было место захоронения исключительно умерших тюремных узников, которых так и хоронили закованными в цепи. Люди которые живут Детской улице, а это напротив Смоленского кладбища, все как один рассказывают странные истории, что когда на небе восходит особо полная луна, в холодное время года, когда Питер окутывает туман. С кладбища слышны звоны цепей и стоны. Как будто кто то ходит и гремит цепями. А еще бываю видны небольшие, мелькающие огоньки, как пламя небольших свечей.
Один из жителей соседней с кладбищем улицы говорил, что в юные годы поспорили с пацанами что проведут ночь на кладбище именно в ночь полной красной луны. Все что там происходило оставило тяжелый след в их памяти и психики. Один из парней очень долго не мог говорит, а другой через полгода повесился на ветке старого клена, что стоял рядом с тем склепом где они отсиживались той ночью.
Они видели казнь, они видели как люди в белых рваных одеждах шли по дороге гремя цепями на казнь, а их лица были изуродованы болью и ужасом. Все это было мгновение, но поразило навсегда.


Легенда о 40 священниках-мучениках

Одна из наиболее известных жутких историй Смоленского кладбища связана с 40 священниками, многие историки считают, что за этим преданием скрываются вполне реальные события, которые происходили на территории Санкт-Петербурга в двадцатые годы прошлого столетия, когда к власти пришли большевики.
Дорвавшиеся до власти атеисты первым делом постарались избавиться от тех, чьё мировоззрение не имело ничего общего с советской пропагандой. На территорию Смоленского кладбища были свезены священники со всего Питера и всей Ленинградской области. Построив их всех на краю братской могилы, далее Святым отцам предложили жестокий выбор: быть погребенными заживо или же получить жизнь взамен на отказ от веры. Ни один из священников не отрёкся
Поговаривали, что еще в течение трех суток из-под земли слышались приглушенные стоны. Потом, по рассказам свидетелей, сверху на могилу упал Божественный луч, и все стихло. Несмотря на то, что с тех пор прошел почти век, эта братская могила 40 мучеников, отдавших жизнь, но не отрёкшихся от веры, до сих пор служит местом паломничества. В этом уголке Смоленского кладбища Санкт-Петербурга постоянно находятся цветы и зажжённые свечи, принесённые посетителями.

Часовня Ксении Блаженной
Существует легенда и о Ксении Блаженной, покровительнице Санкт-Петербурга.
Согласно этой легенде, юную девушку постигло огромное несчастье. Она рано утратила любимого мужа, без которого не мыслила своей жизни. Раздав всё имущество бедным, надев на себя шинель покойного супруга, Ксения стала юродивой. Девушка бродила по улицам города в любую погоду и бормотала прохожим странные вещи, казавшиеся безумными словами сумасшедшей женщины. Но позже выяснялось, что они имели глубокий смысл, и сказанное женщиной сбывалось, все ее слова оказывались пророческими.
Многие скажут раздала все имущество, одела китель и стала юродивой... А нет, Ксюшенька ради спасения и любви к ближним взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, поощрения, странничества и претерпевание со смирением насмешек от людей, блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения.
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами и свой спасительный подвиг несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного хора Андрей Феодорович Петров. О детстве и юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига юродства Ксении - внезапная смерть мужа, умершего без христианского покаяния.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила начать труднейший христианский подвиг - казаться безумною, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека - разум, умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того - от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.


Похоронена Ксения была на Смоленском кладбище . Где в свое время помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.
Здесь была построена небольшая часовня. А в 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.
В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы
Не к кому люди так не идут как к часовне Ксюшеньки. Даже спустя около двух веков после ее смерти, люди приходили к могиле Ксении со своими прошениями. Несут записочки с просьбами, оставляя их в стенах часовни, некоторые особо ушлые отламываю штукатурку с часовни и тут же съедают надеясь на спасения (но как говорят «По вере каждого, да будет вам»).
Так же считается, что если трижды обойти вокруг часовни Ксении Блаженной, думая о своем желании и прося Ксюшеньку о помощи, то оно обязательно сбудется.

Призраки Смоленского кладбища
Как и у всякого старинного кладбища, есть у этого некрополя Санкт-Петербурга и свои призраки, истории о которых переходят из века в век.
Расскажу несколько.
Мальтийские рыцари
189* год из дневника Николая Вербина.
Он описал в своем дневнике произошедший с ним случай. Осенний день выдался пасмурный, и даже в полдень казалось, что вокруг сгустились сумерки.
Погрузившись в свои мысли, я не сразу заметил, как ко мне навстречу по узкой дорожке неспешным шагом направляется высокий статный человек.
Когда прохожий подошёл ближе, я рассмотрел его одежду - он был облачен в мантию с белым крестом, характерным для рыцарей Мальтийского ордена.
Горделивая осанка и походка прохожего указывали, что предо мною знатный человек. К сожалению, не удалось разглядеть черты его лица. Не зная причины, я склонил перед незнакомцем голову в знак почтения.
Когда я очнулся, прохожего рядом не было. Но после него остался какой-то леденящий до ужаса холод и ощущение, что он не один, а большой толпе людей.
«Мальтийский рыцарь» - промелькнула мысль. Вспомнилось, что наш покойный государь Павел I носил титул Мальтийского ордена. Многие знатные кавалеры ордена нашли свое последнее пристанище в Петербурге. Если верить легендам, мальтийцы приблизились к магическим тайнам. Возможно, "бедный Павел" познал неизведанное.

Где похоронены рыцари ордена? Нам не узнать. Смоленское кладбище пострадало после наводнения 1824 года. Надгробия и кресты были смыты, могилы занесло землей, и даже родственники не могли отыскать захоронений предков. Церковные книги с записями имен погребенных также оказались утеряны после наводнения.


Вторая встреча с рыцарями и девочка с куклой.
Прогуливавшийся в осенний день по аллеям старинного кладбища студент повстречал сразу нескольких странных призрачных фигур. Сначала парень заприметил мужчину, одетого в плащ, какой носили рыцари Мальтийского ордена, они шли навстречу ему и когда поравнялись с ним, прошли как будто сквозь него. После, также было ощущение присутствия целой толпы людей и нечем не обоснованной паники.

А затем обернувшись он встретил маленькую девочку, в руках которой была фарфоровая кукла. Молодой человек очень удивился, что ребёнок в одиночку гуляет в таком странном месте, но когда он последовал за малышкой, то был удивлён ещё больше, поскольку фигура девочки внезапно растворилась в воздухе. Вместо этого парень заприметил могилу с памятником в виде скорбящего ангела, возле которого лежала фарфоровая кукла

Женщина без лица
В конце сентября 1963 года трое подростков отправились на кладбище собирать с разрушенных надгробий серу, чтобы потом смотреть, как она горит. Когда пошел дождь, они решили укрыться от него, взобравшись на дерево. А, взобравшись на высоту около трех метров, увидели идущую с двумя большими сумками женщину. На ней был надет нетипичный для этого времени дождевик с закрывавшим лицо капюшоном.
Женщина подошла к находившейся метрах в восьми от дерева могильной раковине и поставила сумки на землю. Стояла полная тишина. В это время один из подростков случайно уронил спичечный коробок, в котором была собранная им сера. Падая, коробок громко ударился о дерево. Женщина подняла голову и посмотрела на сидящих на дереве подростков. И их охватил дикий ужас. Лица у «женщины» не было. В овале капюшона зияла пустота. Мгновенно призрак растворился в воздухе. Дрожащие от пережитого ужаса подростки быстро спустились на землю, но ни бежать, ни идти не могли - ноги их как будто одеревенели.

Постепенно ребята пришли в себя, и один из них высказал предположение, что им все померещилось. С опаской подойдя к месту, где совсем недавно стояла «женщина», друзья увидели, что на дорожке нет никаких следов, хотя, сидя на дереве, они хорошо видели на ней отпечатки от резиновых сапог, которые оставило растворившееся в воздухе существо. Поставленных на землю призраком сумок тоже не было. И они без оглядки бросились бежать.
По прошествии нескольких лет, одного из друзей во время праздника "Алые паруса" сбросили с моста на проплывавшую по Неве баржу, и он разбился. Другой надолго "прописался" в местах заключения. С третьим часто происходили события, когда он чудом избегал смерти. И тогда он невольно вспоминал призрак женщины, который повстречался ему и его друзьям много лет назад на Смоленском кладбище.


Блоковская дорожка
Совсем рядом с братской могилой священников - Блоковская дорожка, где 10 августа 1921 года был похоронен Александр Блок. Очевидцы вспоминают, что это были самые странные похороны в истории Петербурга: открытый гроб с телом поэта целых шесть километров медленно несли по городу - молча, без оркестра, почти беззвучно. Странное шествие длилось несколько часов.

Могила Блока давно уже перенесена на «Литературные мостки» Волковского кладбища, но место, где она была раньше, не забыто. Кто-то посадил здесь клен, кто-то поставил памятный камень с надписью «Здесь похоронен Александр Блок», кто-то оставляет здесь цветы в день памяти поэта.

Могила Арины Родионовны
О том, что на Смоленском кладбище похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, слышали многое. Проблема только в том, что исследователи до сих пор не знают, где находится ее могила. Первоначально мемориальную доску в память об Арине Родионовне установили вообще на Большеохтинском кладбище, с загадочным текстом «На этом кладбище, по преданию, похоронена няня поэта А.С. Пушкина Арина Родионовна, скончавшаяся в 1828 году. Могила утрачена». Но позже предание было опровергнуто исследователями-пушкинистами, и теперь официально считается, что Арина Родионовна похоронена на Смоленском - у входа на кладбище даже висит соответствующая мемориальная табличка. Но сама могила по-прежнему утрачена


Тарас Шевченко: еще одна могила, которой нет
В 1861 году на Смоленском кладбище состоялись похороны знаменитого украинского поэта и художника Тараса Шевченко. Он умер в стенах Императорской Академии художеств на Васильевском острове в Петербурге. Похороны прошли при огромном количестве народа, который толпился на набережных и линиях на всем протяжении траурной процессии. Среди провожающих поэта в последний путь были Достоевский, Некрасов и многие другие известные в те времена литераторы. Пошел густой снег, и одна из женщин крикнула: «Се діти послали з України свої сльози по батькові!».

Самое интересное, что среди всех живописных работ Шевченко (а их более 1200!) только одна посвящена Петербургу. И называется она «Уголок Смоленского кладбища». И этот уголок, изображенный на рисунке, удивительно напоминает его будущую могилу - тоже на краю кладбища, в уголке. А ведь набросок был сделан за двадцать лет до смерти художника. Что это - случайность, ирония судьбы или дар предвидения?

Через два месяца после похорон друзья и почитатели Шевченко выполнили его просьбу: Подняв прах и в цинковом гробу перевезен на Украина.


Старинное Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге хранит немало таких загадочных и необъяснимых историй.
У самого входа висит памятная доска: «Здесь похоронена няня Пушкина»
В глубине кладбища тихо, а на главных аллеях очень оживленно. Летом здесь встречаются не только задумчивые юноши или девушки, ищущие первую могилу Блока под Бекетовским кленом, но и разного рода субкультуры которые снуют по кладбищу в надежде поймать призраки.
На старых плитах Смоленского некрополя выбиты якоря — символы спасения, их часто изображают на могилах погибших моряков. Впечатляет надгробие вице-адмирала Копытова: огромный каменный Андреевский флаг.
Кресты кое-где вросли в стволы двухсотлетних деревьев. Из листвы выглядывают облупленные ангелы. Мирно спать здешним покойникам всегда было непросто; кроме вечно снующих экстремалов, достаточно вспомнить о наводнение 1824 года которое полностью разрушило кладбище.
Многие захоронения со временем затерялись, как могила пушкинской няни или мальтийских рыцарей, втайне перенесенных сюда с Каменного острова, другие были вскрыты и отправлены в организованные мемориальные некрополи. У Смоленской церкви камень обозначает место первого погребения Тараса Шевченко. Да, да даже Шевченко говорят был здесь погребен сразу после смерти.

Легенды и рассказы очевидцев событий, которые не может объяснить фундаментальная наука, не возникают на пустом месте. Если вы, полный скептик и не верите в существование потусторонних сил и призраков, у вас всегда есть возможность проверить это экспериментальным путем, бродя ночами по тропинкам Смоленского кладбища, особенно в ночи полной луны.

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, наверное, можно назвать самым старым во всем городе. Оно появилось приблизительно одновременно с самим городом. Более того, это место притягивает своей таинственностью, мистикой и множеством легенд.

Почему «Смоленское»

Существует поверье, что во времена строительства приехали рабочие из Смоленска. Из-за тяжелой работы и плохих условий жизни они рано умирали. А хоронили их на южном берегу острова вдоль С тех самых пор поле вдоль нее стали называть Смоленским.

Однако, скорее всего, данная версия является всего лишь чьими-то домыслами. Названия реки и кладбища появились после строительства в этом месте церкви, посвященной Смоленской иконе Божьей Матери. Автором данной иконы был святой Лука. А Владимир Мономах перенес ее в Смоленск. Отсюда и соответствующее название.

В 1792 году церковь подверглась перестройке и была заново освещена именем Архангела Михаила. Однако до наших дней храм не сохранился, так как был разобран в 19-м веке.

«Двойное» Смоленское кладбище

Санкт-Петербург и знаменитое кладбище имеют общую историю и практически одновременное начало. Так, после полтавской победы, благодаря которой и существует северная столица, в городе не было ни одного официально утвержденного кладбища. Где приходилось - там и хоронили. На Васильевском острове погребали вдоль левого берега реки Смоленки (ранее Черной речки). В 1710 году здесь была построена военная канцелярия, и кладбище стало местом для захоронения узников, умерших в Санкт-Петербургском остроге. Поговаривают, что мертвых преступников прямо в кандалах и закапывали.

Под названием «Смоленское кладбище» понимается два самостоятельных кладбища, расположенных рядом - православное и лютеранское (немецкое). Старейшим считается православное.

Официальным местом захоронения данное кладбище стало в 1738 году по указу Синода. Немецкое кладбище открыли позже - в 1747 году.

Кладбище привели в порядок и благоустроили. Так как не было своей собственной часовни, то в 1755 году была возведена церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери. С тех пор здесь стали хоронить и прихожан, и жителей города, и кадетов. В 1807 году были захоронены останки мальтийских рыцарей. В 1831 году здесь было огорожено место для захоронения людей, умерших от холеры.

К середине 19-го века Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге считалось самым большим в городе. На 1860 год число погребенных составляло 350 тысяч. На сегодняшний день территория погоста - около 50 гектаров.

Наводнение

В конце 1824 года на Смоленское кладбище обрушилось наводнение. Все заборы были снесены, кресты смыло, сами места захоронений засыпало землей так, что найти их было практически невозможно. Многие после наводнения так и не смогли отыскать могилы близких. Наводнение уничтожило весь архив, находившийся в церкви, сохранились только приходские книги, которые священники хранили у себя дома. была разрушена практически до основания. В итоге ее пришлось снести, так как восстановлению здание уже не подлежало. Во время наводнения даже утонули три старые женщины, не сумевшие спастись.

Одним словом, все кладбище было приведено в полнейший беспорядок и понесло огромнейшие убытки. Было затрачено много времени и сил на то, чтобы все убрать и восстановить. Однако многие захоронения так и остались не найденными. Например, захоронение мальтийских рыцарей.

Легенда о сорока священниках

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, как правило, многолюдно. Сюда приходят не только родственники, чтобы почтить память усопших, но и просто желающие прогуляться и посмотреть на могилы знаменитых людей, а также те, кто желает окунуться в атмосферу тайн и мистики. В старой исторической части кладбища, которая сильно запущена, по преданиям, можно встретить призраков. Множество легенд связано с этим местом. И самой жуткой и зловещей считается легенда о 40 мучениках во имя веры. Многие ученые и историки считают, что это не просто легенда, а событие, которое имело место быть на самом деле.

В 20-е годы прошлого века власти арестовали сорок священников, состоящих в Ленинградской епархии. Арестованных привезли на Смоленское кладбище. Их выстроили вдоль выкопанной могилы и предоставили выбор: либо жизнь в обмен на отречение от бога, либо смерть. Ни один из священников не отрекся от Бога. Тогда их всех похоронили заживо. По словам очевидцев, в течение трех дней из-под земли доносились стоны мучеников, а затем могилу осветил Божественный луч, и стало тихо.
Несмотря на то что с момента трагедии уже практически прошел век, люди приходят на могилу, чтобы почтить память сорока мучеников. На могиле всегда горят свечи и лежат цветы.

Блаженная Ксения Петербургская

Смоленское кладбище славится также знаменитой во всем городе заступницы и хранительницы Санкт-Петербурга. И с именем этой покровительницы также связано немало легенд.

Так, по одной из них, молодая девушка Ксения, похоронив своего супруга, раздала бедным все, что имела, облачилась в пальто покойного и стала безумной. И в жару и в холод она скиталась по городским улицам и говорила прохожим всякие безумные веще. Но вскоре стало ясно, что все сказанное Ксенией имело глубинный смысл. Она обладала даром ясновидения.

После того как Ксения умерла, на могилу безумной на Смоленском кладбище стали приходить люди. А в скором времени построили часовню в ее честь. Эта церковь не закрывалась даже во времена Советской власти. Люди верят, что если три раза обойти вокруг церкви, думая при этом о своем самом сокровенном, то Ксения Блаженная исполнит желание. Наверное, поэтому часто там можно встретить страдающих влюбленных.

Не только легенды

Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге знаменито не только благодаря своим тайнам. На территории кладбища покоятся многие знаменитые петербуржцы.
Светила науки, такие как Заблоцкий, Висковатов, Бекетов, литераторы Соллогуб, Чарская, Эмин, художники Маковский, Шебуев, Иордан и Щукин.

На центральной алее кладбища можно увидеть могилы Можайского - человека, сконструировавшего первый в мире самолет, создателя броненосцев - Попова, знаменитого путешественника Семенова-Тянь-Шаньского, мореплавателя Валькицкого, командира подлодки «Пантера» Бахтина, а также брата и племянников Достоевского.
Недалеко от могилы сорока священников находится Блоковская дорожка. На этом месте в 1921 году похоронили Александра Блока. Могила поэта уже давно была перенесена на Волковское кладбище, но «первоначальное» место забыто не было. Там стоит памятный камень, и лежат цветы от поклонников.

Кроме могил известных деятелей, на Смоленском кладбище есть красивые и необычные монументы. К примеру, памятник, посвященный чинам русской полиции, который сохранился еще с дореволюционных времен. Этот памятник постоянно опекают сотрудники ГИБДД.

Кладбище сегодня

В послереволюционные годы кладбище закрыли в связи с нехваткой мест. А часть земли с захоронениями отдали под строительство… детского сада.

Для того чтобы сохранить хоть монументы и надгробия известных деятелей, их переставили в Александро-Невскую лавру. Сегодня православную часть кладбища восстановили: отреставрировали надгробия, часовню, облагородили аллеи, ведется специальный архив всех захоронений. На кладбище больше не хоронят (за исключением особых случаев).

Немецкая часть пребывает в огромном запустении, и даже ходят слухи о предстоящем сносе. Однако пока никаких изменений нет, и сюда по-прежнему приходят, чтобы посмотреть на сохранившиеся памятники 18-го столетия.

Итак, если вы решили посетить Смоленское кладбище, как добраться? Ближайшая станция метро - "Василеостровская". Возле выхода из метро находится остановка. Садитесь на маршрутное такси № К-249 и едете пятнадцать минут до улицы Камской. По ней, никуда не сворачивая, идете прямо, и впереди - Смоленское кладбище. Адрес: улица Камская, 3.

Сегодня посетила экскурсию, организованную группой ВКонтакте "Экскурсии по храмам Санкт-Петербурга и области". Экскурсию проводил магистр богословия Р.С. Катаев. Кое-какие заметки по ходу экскурсии (некоторые фотографии не мои - взяты из интернета).

Смоленское кладбище - одно из старейших в Санкт-Петербурге. Первые захоронения появились здесь в 1738 году. По поводу названия есть две верси: 1) в числе первых на этом кладбище упокоились жители - выходцы из Смоленска и Смоленской губернии; 2) жители Смоленска подарили кладбищу список с иконы Смоленской Богоматери для кладбищенского храма.

В 1930-е годы приняли решение кладбище закрыть и уничтожить. Могилы некоторых выдающихся деятелей истории, науки и культуры перенесли на другие кладбища. Но, к счастью, идея уничтожить Смоленское кладбище не была воплощена.

Вход на кладбище - начала XIX века, архитектор Луиджи Руска.

До революции на кладбище действовало три церкви: Воскресения Христова, иконы Смоленской Божией Матери и церковь Святой Троицы, сейчас действует храм иконы Смоленской Божией Матери и часовня Святой блаженной Ксении Петербургской.

Храм Воскресения Христова (реставрируется) . Построен в 1901 - 1904 годах по проекту архитектора Валентина Деленовского в стиле нарышкинского барокко. Образцом для подражания послужил храм Успения на Покровке в Москве.

Конечно, при каждом кладбище есть храм или церковь. Однако очень малое число кладбищенских церквей посвящено Воскресению Христову (что очень странно): ведь тема смерти и грядущего воскресения чрезвычайно важна для Христианства.

Петербургский храм Воскресения Христова был задуман и построен как усыпальница. В нижней части храма есть склеп, рассчитанный примерно на 160 могил. В этом храме в 1921 году отпевали Александра Блока.

Во время реставрационных работ, которые сейчас идут, была найдена икона Богородицы Всех Скорбящих радость начала ХХ века. Также в подвалах найдены револьверы и следы от пуль на стенах - вполне возможно, здесь в годы революции и репрессий расстреливали людей.

Самым первым храмом на территории кладбища была деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, пострадавшая в XVIII веке во время наводнения. Позднее на ее месте был построен храм Святой Троицы , который после революции закрыли и в 1932 году разобрали на кирпичи. Сейчас на том месте, где был престол Троицкого храма, построена небольшая часовня.

Старейшей на сегодняшний день постройкой храма является церковь иконы Смоленской Божией Матери . В 1762 году принято решение построить храм, место для храма выбрал митрополит Петербургский Гавриил Петров, в 1790 году строительство храма было закончено. Архитектор - Алексей Иванов. В XIX веке были осуществлены пристройки (трапезная, классический портик) и перестройки храма. В 1920-е годы храм передали обновленцам. В 1940 году храм был закрыт, а впоследствии разорен. В 1990-е годы храм отреставрировали. Раньше в храме иконы Смоленской Богоматери было 5 престолов.

После закрытия Казанского собора храмовая икона до 1940 года хранилась в церкви иконы Смоленской Богородицы, после закрытия этого храма передали во Владимирский собор, сейчас икона вернулась в родной храм.

Иконостас - не "родной", а из храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, который был закрыт в 1938 году (мой приход!).

На этой фотографии видно как "неродной" иконостас закрывает роспись в полукруглой арке:

Из икон храма обращают на себя внимание:

Икона Пресвятой Богородицы Толгская. Сама икона "вмонтирована" в центр. Вокруг - клейма, намного более старые, чем икона, которые повествуют о судьбе иконы и чудесах.

Очень необычный, неканонический образ Богородицы. Богородица изображена без Сына, одна, грудь ее пронзает кинжал. Имеются в виду слова Симеона Богоприимца: "И Тебе же самой в душу пройдет оружие". К этой иконе обращают молитвы о своих детях матери.

В левом приделе обращает на себя внимание Рождественский вертеп, очень уютный и родной.

Правый придел посвящен Святой блаженной Ксении Петербургской. В нем обращает на себя внимание икона Всех скорбящих Радость с грошиками - именно эта икона была найдена во время реставрации Воскресенского храма. Эта икона является списком с иконы, хранящейся в церкви "Кулич и Пасха" на проспекте Обуховской обороне и рассказывает о происшествии в этом храме: во время пожара монеты из кружки для пожертвований оказались на иконе, и так и остались на ней.

Придел сразу слева от входа - здесь совершается таинство Крещения.

Именно здесь был первый освященный храм: сама церковь еще строилась, а здесь, на престоле, освященном в честь Иоанна Богослова, совершались богослужения. Икона Божией Матери "Милующая (Достойно есть)", была написана для храма в Галерной гавани.

Здесь же находится икона, изображающая св. Киприана и Иустинию. Им молятся о людях, попавших в секты. И это неслучайно. Св. Киприан сначала был очень известным магом и волшебником, к которому обращались люди с просьбой приворожить кого-либо или свести в могилу. Однажды к магу Киприану обратился юноша, который попросил приворожить Иулиану. Иулиана была христианкой, и когда Киприан начал свой магический обряд, он почувствовал, что не может преодолеть силу молитвы Иулианы, он понял, что есть сила куда более могущественная, чем его колдовство. Он уверовал, крестился, принял христианство, а впоследствии стал епископом.

У стен храма похоронен его строитель и первый настоятель.

У внешних стен храма, за алтарем, хоронили священников храма. Очень необычен памятник в виде аналоя.

И очень миленькая кормушка для птиц:

Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской . Первая петербургская святая.

Часовня построена на месте могилы Св. Ксении. Она умерла на Смоленском кладбище, ее нашли сидящей под деревом. Там и похоронили. Могила была очень почитаема в Петербурге, многие уносили по горстке земли с могилы, так что многократно насыпали холмик земли на ее могилу. В 1902 году по проекту архитеатора Всеславина была построена каменная часовня. В 1940 году часовню закрыли, хотели уничтожить. После войны там находились скульптурные мастерские. Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), будущим Патриархом Алексием II.

Рядом с часовней Ксении Блаженной похоронили Эдуарда Хиля:

В 1932 году на Смоленском кладбище была похоронена Мария Гатчинская, канонизированная Русской Православной церковью в 2006 году.

В миру - Лидия Александровна Лелянова, дочь богатого купца, родилась в 1874 году. В возрасте 16 лет заболела энцефалитом, осложнением которого стала болезнь Паркинсона. Несмотря на это, окончила гимназию, выпускные экзамены сдавала в инвалидной коляске. В 1909 году переселилась в Гатчину, где проживала в доме старшего брата Владимира. С 1912 года лежала парализованной, речь у девушки сохранилась. С 1921 года вокруг девушки образовалась группа почитателей, получившая название Иоанновский кружок (в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1922 году архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) на подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря по благословению митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) совершил монашеский постриг Лидии Леляновой с наречением имени Мария. Негативно отнеслась к декларации митрополита Сергия (Страгородского) и призывала не посещать храмы, где его имя возносится за богослужением. Духовником общины, образовавшейся вокруг Марии был Пётр Белавский, близкий друг лидера иосифлянского движения архиепископа Гдовского Димитрия (Любимова). В 1932 году Мария вместе с сестрой были арестованы советскими органами в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Ей было предъявлено стандартное обвинение, в вину также вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. Поместили Марию Гатчинскую в больницу Дом предварительного заключения, где она скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осуждённой на три года ссылки. В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская.17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью — включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии. 26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.

В годы гонений на церковь очень многие православные приходили на Смоленское кладбище молиться. Храмы закрывались и уничтожались, посещать их было небезопасно, сжигали иконы. А на кладбищах кресты и иконы были "в свободном доступе". Люди на кладбищах молились у крестов, поклонялись иконам, изображенным на памятниках. Одним из таких почитаемых мест была эта могила с мозаичной иконой Спаса. Но и здесь богохульники пытались святотатствовать: неоднократно пытались повредить глаза Спасителя...

Подвиг юродства Святой Ксении повторяли некоторые женщины.На кладбище находится могила блаженной Анны. Говорят, что она была фрейлиной императрицы, ее покинул возлюбленный. Она оставила свет, юродствовала, когда она умерла, на похоронах было 40.000 человек. На могиле блаженной Анны также была часовня, но она не сохранилась.

Рядом с могилой блаженной Анны находится памятник 40 мученикам, которые пострадали за веру. В годы революции священники, монахи и миряне были погребены заживо. Позже из тела захоронили на Смоленском кладбище.

Также на Смоленском кладбище был похоронен Александр Блок, позже его могилу перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

На кладбище находится братская могила солдат лейб-гвардии Финляндского полка, погибших во время взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, организованного Степаном Халтуриным.

Взрыв в Зимнем дворце (18:22; 5 февраля 1880) — террористический акт, направленный против российского императора Александра II, организованный членами движения «Народная воля». Халтурин проживал в подвальном помещении Зимнего дворца, куда им было пронесено до 30 кг динамита. Бомба была приведена в действие с помощью запального шнура. Непосредственно над его комнатой располагалось караульное помещение, ещё выше, на втором этаже, столовая, в которой собирался обедать Александр II. К обеду ждали принца Гессенского, брата императрицы Марии Александровны, но его поезд опоздал на полчаса. Взрыв застал императора, встречавшего принца, в Малом Фельдмаршальском зале, далеко от столовой. Взрыв динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами. Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал Эрмитажа № 26). Двойные кирпичные своды между первым и вторым этажами дворца выдержали удар взрывной волны. В бельэтаже никто не пострадал, но взрывом приподняло полы, выбило множество оконных стёкол, погас свет. В столовой или Жёлтой комнате Третьей запасной половины Зимнего дворца (современный зал Эрмитажа № 160, убранство не сохранилось) треснула стена, на накрытый стол упала люстра, всё засыпала извёстка и штукатурка.

В результате взрыва в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих, несших в тот день караул во дворце нижних чинов Лейб-гвардии Финляндского полка, дислоцировавшегося на Васильевском острове, ранены были 56 человек. Несмотря на собственные раны и увечья, уцелевшие часовые оставались все на своих местах и даже по прибытии вызванной смены от Лейб-гвардии Преображенского полка не уступали прибывшим своих мест, пока не были сменены своим разводящим ефрейтором, который тоже был ранен при взрыве. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны.

На Смоленском кладбище ранее находилась и могила Даргомыжского. В советское время его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств. На Васильевском острове остались могилы его родителей.

Могила Федора Сологуба:

Великие русские певцы - Осип Петров и Анна Петрова-Воробьева, первые исполнители партий Сусанина и Вани в опере М. Глинки "Жизнь за царя".

Про то, что здесь была похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, знают все: могила ее затерялась, на входе есть мемориальная доска.


Close