В чем по словам автора смысл баллады. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение? В. Главные герои и их характеристика
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Но мало кто интересуется личной жизнью и становлением творчества поэта. В статье выделим основные факты из его биографии, обозначим творческий путь, представляя вашему вниманию краткую биографию Пушкина по датам.
Ранние годы: происхождение и детство
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами , людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец - острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I.
Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове . Бабушка и наняла для мальчика няню - Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней.
Образование
В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым , Карамзиным.
Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас».
В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний.
Творчество Пушкина
В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Примерно в этот же период — 1829 год, поэт активно начал работать над написанием поэмы «Руслан и Людмила» .
В 1821 году появилась на свет поэма «Кавказский пленник». Поэма позволила Пушкину стать величайшим писателем среди современников. Известнейшая поэма «Евгений Онегин» писалась в период с 1823 по 1832 год. За два года ссылки в Михайловском (1824–1826) писатель написал около ста произведений. Среди них «Я помню чудное мгновенье…», «Цыганы» , «Борис Годунов».
В 1831 году поэт вынужден был уехать в имение Болдино из-за объявленного карантина. Знаменитейший и самый плодотворный отрезок его писательства - болдинская осень находит отражение в произведениях поэта «Капитанская дочка» , «Дубровский» , «Повести Белкина» и многие другие. Здесь было написано множество произведений как в прозе, так и в стихах.
В 1832 году поэт начинает писательскую деятельность над романом «Дубровский». Так и не завершив написанное, писатель переключается на тему Пугачёвщины. Он изучает все доступные источники информации, добывает засекреченные сведения, разыскивает малоизвестные факты. И уже осенью 1833 года Пушкин приступает к написанию «Истории Пугачёва» и «Песням западных славян». В это же плодотворное время Александр Сергеевич пишет поэмы «Медный всадник», «Пиковая дама» , «Сказка о рыбаке и рыбке», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В это время поэт черпал вдохновение у Байрона, по которому буквально сходил с ума.
В 1836 году начинает последний творческий цикл поэта, именуемый «каменоостровским». Сюда входят его произведения под названиями «Памятник», «Мирской власти», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Как с дерева сорвался…».
Ссылки
Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь , и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин».
В одном из своих писем, адресованном другу Пушкина, он иронично отозвался о религии. Письмо было перехвачено и донесено Александру I. Пушкина уволили со службы и отправили в ссылку в село Михайловское, где поэт пробыл с 1824 по 1826 год. В Михайловском поэт продолжает свою работу над «Евгением Онегиным» и «Дубровским», пишет стихотворения. Там же, в Михайловском, писатель узнаёт о восстании своих друзей декабристов и об их ссылке в Сибирь.
В сентябре 1826-го Николай I вызвал писателя в Москву , свобода была возвращена. Однако это продлилось недолго. Уже в 1828 вышел указ Государственного совета о том, чтобы установить надзор за Пушкиным. Вскоре поэт сам уехал на Кавказ, где служили его товарищи.
Личная жизнь
В 1828 -м Пушкин познакомился на балу с Натальей Гончаровой, а через год уже попросил её руки. Однако мать девушки посчитала, что шестнадцатилетняя дочь ещё слишком молода для замужества и предложение было отклонено. В 1830-м поэт повторно сватается Наталье , и предложение на этот раз принимается. Помолвка состоялась в 1830-м, венчание - в 1831 -м. Примечательно то, что ожидание женитьбы на Наталье совпало с периодом Болдинской осени - самым плодотворным периодом его творчества.
Вскоре после венчания Александр Сергеевич писал своему другу Плетнёву в письме о том, как он счастлив и о чувстве, словно после перерождения.
Супруги изначально приняли решение поселиться в Царском Селе и какое-то время жили уединённо, встречаясь лишь с близкими друзьями. Александр и Наталья прожили вместе в браке вплоть до гибели поэта. В браке родилось 4 ребёнка: Александр, Наталья, Мария и Григорий.
Последние годы жизни поэта
После того как Пушкин покидает службу и подаёт в отставку, его финансовое положение резко ухудшается. Ситуация усугубляется тем, что многие произведения писателя не допускаются к публикации из-за цензурных ограничений (например, «Медный всадник»). Поэт дописывает «Пиковую даму» в 1834 году и получает за неё большой гонорар, однако, решить финансовые проблемы не удаётся.
Для того чтобы как-то улучшить своё финансовое положение в 1836 году писатель решает издать собственный журнал под названием «Современник», который не пользуется популярностью у публики. В четвёртом издании «Современника» вышел роман «Капитанская дочка».
Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался. Узнав о гибели писателя, император Николай I обещал обеспечить его семью и выплатить все долги писателя, что впоследствии и было выполнено.
Самые известные произведения писателя
- Поэма «Руслан и Людмила» 1820;
- драма «Борис Годунов» 1825;
- роман в стихах «Евгений Онегин» 1831;
- роман «Дубровский» 1833;
- повесть «Пиковая дама» 1834;
- роман «Капитанская дочка» 1836.
Помимо романов и повестей для взрослых, Пушкин писал и для детей. В основном это сказки, известные любому ребёнку:
- сказка о рыбаке и рыбке;
- сказка о царе Салтане;
- сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
- Александр Пушкин помнил себя с возраста четырёх лет.
- Интересно произошла первая встреча поэта и императора Александра I. Будучи ребёнком, Пушкин решил прогуляться и чуть было не попал под колёса императора.
- В школьных классах поэт не блистал хорошими знаниями и оценками, находился среди отстающих учеников. Однако это не помешало ему стать полиглотом. Писатель знал несколько языков: французский, немецкий, испанский, греческий, латинский.
- Поэт рано начал писать стихи. В 8 лет он мог писать сложные большие эпиграммы на иностранном языке.
- Брат Александра Сергеевича отмечал некую особенность в его поведении: если собеседник поэту интересен, то он сам обретал азарт и интерес. Если же беседа была скучна, сам писатель становился невыносимо скучным.
- В жизни поэта было 90 дуэлей, причём большинство из них он затевал сам. Зачастую причинами конфликтов были несущественные мелочи.
- Пушкин слыл азартным человеком, его всегда окружали карточные долги. Если возникала длительная задолженность перед кредиторами, поэт присылал им карикатуры и злобные стишки. Такое поведение нередко становилось причиной публичных скандалов.
- Поэт не отличался внешней красотой, однако, имел талант быть любвеобильным. Он выглядел привлекательно в глазах женщин благодаря своему красноречию и обаянию.
1818 , 28 октября (9 ноября) – родился в Орле в дворянской семье. Детство прошло в родовом поместье матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии.
1822–1823 – заграничная поездка всей семьи Тургеневых по маршруту: с. Спасское, Москва, Петербург, Нарва, Рига, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Карлсбад, Аугсбург, Констанц, ... Киев, Орел, Мценск. В Париже Тургеневы прожили полгода.
1827 – Тургеневы переезжают в Москву, где приобретают дом на Самотеке. Ивана Тургенева помещают в пансион Вейденгаммера, где он пробыл около двух лет.
1829
, август – Ивана и Николая Тургенева помещают в пансион Армянского Института.
ноябрь
– Иван Тургенев выходит из пансиона и продолжает учебную подготовку с домашними учителями - Погореловым, Дубенским, Клюшниковым.
1833–1837 – учеба в Московском (словесный факультет) и Петербургском (филологическое отделение философского факультета) университетах.
1834 , декабрь – заканчивает работу над поэмой «Стено».
1836
, 19 апреля (1 мая) – присутствует на первом представлении «Ревизора» в Петербурге.
Конец года
– представляет на рассмотрение П. А. Плетнева поэму «Стено». После снисходительного отзыва дает ему еще
несколько стихотворений.
1837 – посылает А. В. Никитенко свои литературные работы: «Стено», «Повесть старика», «Наш век». Сообщает, что у него имеются три законченные маленькие поэмы: «Штиль на море», «Фантасмагория в летнюю ночь», «Сон» и около ста мелких стихотворений.
1838
, начало апреля – выходит кн. I «Современника», в ней: стихотворение «Вечер» (подпись: «---в»).
15 (27) мая
– выехал за границу на пароходе «Николай». На том же пароходе выехала Э.Тютчева, первая жена поэта
Ф.И.Тютчева , П. А. Вяземский и Д. Розен.
Начало октября
– выходит кн. 4 «Современника», в ней: стихотворение «К Венере Медицейской» (подпись «---въ»).
1838–1841 – обучение в Берлинском университете.
1883 , 22 августа (3 сентября) – умер в Буживале под Парижем, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
- Подготовьте краткий рассказ о жизни и творчестве В. А. Жуковского на основе статей в учебнике.
- Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?
- В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?
- Можно ли считать, что Жуковский написал эту балладу в шутливом ключе? Сравните сюжет этой баллады с сюжетами известных Вам других баллад Жуковского (например, «Кубок»).
- Литературовед Н. В. Измайлов пишет, что «линия средневековых баллад на сюжеты, почерпнутые из народных преданий, проходит, так же как и линия античных баллад, через весь центральный период творчества Жуковского. «Светлана» была явным переосмыслением канонов баллады» (кончается не трагической, а счастливой развязкой, ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил оказывается сном и т. д.). Согласны ли Вы с этим суждением? Найдите подтверждение своей точки зрения в тексте баллады.
- Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум - как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое или по поводу чужого - и все, однако, мое». Замечали ли Вы эту особенность поэта?
- Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
- Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского
и назовите основные признаки его баллад.
Мотивируйте суждение о том, что Жуковский - новатор и в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Подтвердите свое суждение на примере баллады «Светлана».
Развивайте дар слова
- Подберите синонимы к словам лукавый, печали, кони рьяны, взоры, лик, робко, хижина, очи, перелетным огнем. Какие из этих слов можно использовать сегодня? Приведите примеры.
- Подготовьте одно из стихотворений или балладу В. А. Жуковского для выразительного чтения вслух в классе.