В XV-XVI вв. два явления в культуре - Ренессанс и Реформация - произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс - это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения - это появление гуманизма в философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304-1374), писатель Дж. Боккаччо (1313-1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего, пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян.

Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Балла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека. Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искусства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренебрегал интригами, а в борьбе с противниками использовал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями. Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. - в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564-1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом окружающего мира, полного злобы и страстей. Появился в его произведениях и другой тип индивидуалиста - эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет). Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Реформация: границы индивидуализма

Родиной реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали «женевским папой». Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформировать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень популярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности. Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех - критерий, позволяющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви - англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протестантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.



Введение

Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.

Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Ф.Энгельс определил революционизирующее

протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика относилась немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном реформаторском движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, рождавшегося класса буржуазии.

Реформация и Ренессанс

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени. Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно «вызревают» в недрах феодализма с его натуральным производством.

Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.

Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения, однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать победе нового строя.

Духовную жизнь того времени определяла религия. Тогда почему же церковь не смогла дать отпор вызову времени. Почему не противостояла протестантизму? Потому, что протестанты легко и доступно дали ответ на вызов истории: католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна!

Католическая церковь, имея власть над Западной Европой и несметные богатства, оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия-Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.

Протестантизм

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства - протестантизм. Это совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, богородицу; христианский триединый бог занимает у них совершенно монопольное положение.

Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы, освобождало человека от феодального гнета и пробуждало в нем чувство собственного достоинства.

В связи с другим отношением человека к богу не только духовенству и церкви, но и религиозному культу в протестантизме отводится второстепенное место. Поклонение мощам и иконам отсутствует, число таинств сведено к двум (крещение и причащение), богослужение, как правила, состоит в проповедях, совместных молитвах и пении псалмов. Формально протестантизм основывается на Библии, но фактически в каждой протестантской религии имеются свои символы веры, авторитеты, «священные» книги.

Современный протестантизм распространен главным образом в скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Англии и США, Канада, Австралии и др.

Мартин Лютер

Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483 - 1546) имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учения Яна Гуса, не был философом и мыслителем.

Родители реформатора происходили из тюрингенских податных крестьян. В 1537 году в одной из «застольных речей» Лютер так говорил о своем детстве и отрочестве: «Мои родители держали меня в строгости, доходящей до запугивания. За один-единственный орех, на который я как-то позарился, мать выпорола меня до крови. Этим суровым обращением они, в конечном счете, и толкнули меня в монастырь. Хотя они искренне полагали, что делают мне хорошо, я был застращен ими до робости».

«На мой взгляд, - пишет Э.Ю. Соловьев, - решение Лютера уйти в монастырь может рассматриваться в качестве предельного выражения той разочарованности в возможностях практического успеха, которая вообще была характерна для предпринимательски-бюргеровского сословия, заброшенного в ситуацию торгашески-феодального грабежа лишенного всякой религиозно-нравственной опоры. Одновременно это решение содержит в себе и момент несломленной бюргеровской гордости: стремление добиться своего на путях «одобряемого богом» аскетического практицизма».

В июле 1505 года Лютер ушел в монастырь августинцев, известный особой строгостью устава. Однако, результат его всевозможных аскетических усилий был плачевным . Что ни делал Лютер, сознание богооставленности не покидало его. В 1512 году Лютера вновь постиг приступ меланхолии (надо заметить, что в 29 лет Лютер стал доктором богословия и субприором виттенбергского августинского конвента, это были в ту пору церковно одобряемые преуспевания), и он уединился в келье, где он начал работать над составлением комментариев к латинскому тексту Псалмов. Неожиданно для себя он обнаружил новое значение давно известных текстов, что привело и «перевороту» в сознании Лютера понимания проблемы оправдания и спасения. «Лютер осознал себя непосредственно причастным к богу через ту самую судящую способность совести, которая как раз и свидетельствовала о его богооставленности».2

После Лютер начинает осознавать, что выработка в монастыре дополнительных «христианских заслуг» - дело пустое. И уже в 1515-1516 годах он ставит под сомнение основы монашески - аскетического благочестия.

Началом реформаторского движения являлось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. В ту пору ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного - отсутствие денег». Основной мотив «Тезисов» - мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам. Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем: Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Основная идея «Тезисов» - богу одно только раскаяние - наталкивала верующего на мысль о том, что вся церковно - феодальная собственность представляет собой незаконное и насильственно приобретенное достояние.

Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой перед богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима. Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Он отверг деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании.

Первые теологические сочинения Лютер написал в 1515 -1516 годах. В своих публикациях «Разъяснение к диспуту...», «Разговор об отпущении и милости» и др. он растолковывал смысл своих «Тезисов».

С 1518 ГОДА Рим развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был отлучен от церкви.

Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения - только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.

В августе - ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации...», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и «найдены формулы полного нравственно - религиозного размежевания с папством».1 Лютер объявляет войну церковно - феодальному централизму.

15-16 века - время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со стороны гуманистов и пионеров естествознания. О своем отношении к схоластике Лютер заявил летом 1517 года и затрагивает эту тему в своем программном сочинении «Гейдельбергская диспутация» (1518).

Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно трансцендентная по отношению к способности рационального осмысления мира. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру, памятуя, сто бог не лжив. Вера и понимание - единственные способы отношения человека к творцу.

Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные, экстраординарные способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было упомянуто ранее, у Лютера познание бога, каков он в себе и для себя, получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения - иррациональное (соблазнительное) действие. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Область, где разум компетентен - мир и мирское - то, что существующее общее религиозное сознание означало как посюстороннее (в отличие от потустороннего) и как сотворенное, временное, обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен иметь дело с тем, что ниже нас, а не над нами. Для Лютера бог скорее безличный неподвижный двигатель Аристотеля или мироправитель евреев, но никак не распятый Христос.

Однако, отношение к Аристотелю как к символу схоластики выражено в основном лозунге предлагаемой Лютером университетской реформы - «Борьба против аристотелизма». В 1520 - 1522 годах она была на деле проведена в Виттенберге при активном участии Лютера. Из университетского курса были исключены аристотелевская физика, психология и метафизика. Логика, риторика сохранились для тех, кто готовился к степени магистра. Реформатор надеялся, что отлучив схоластику от университетов, он сделает их центром нестесненного изучения свободных искусств, практически полезных наук и нового богословия. Однако уже к концу 20-х годов обнаружилось, что схоластика возрождается и продолжает расти. Поздние сочинения Лютера, в частности его обширное «Толкование Первой книги Моисея» (1534-1545), «пронизаны горьким сознанием «неистребимости» схоластического стиля мышления».2

Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, нет оснований считать его «антикоперниканцем», поскольку он даже не знал ни имени Коперника, ни его учений.

Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый и исторический характер. В сущности она выражала интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасение от которых следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать, подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти, не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы, требующие сильной государственной власти. По словам К. Маркса Лютер победил рабство по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.

Мартин Лютер - противоречивый выразитель переломной эпохи. Реформатор умудряется продвигаться вперед, к новому времени, даже в своих самых ранних сочинениях.

Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного значения государственно - политических отношений; защита идеи всеобщего обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение деловой предприимчивости - таковы установки учения Лютера, приближавшие его к раннебуржуазной идеологии и культуре.

Успешным продолжением лютеранских начинаний явилась швейцарская реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Жан Кальвин

После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии.

Герой его ранних сочинений (как и у Лютера) - человек, до ущербности несоразмерный творцу, но в то же время наделенный возвышенным божественным сознанием свой несоразмерности. Ничтожество трактуется как качество, присущее только одному божественному совершенству. Абсолютно неправомерно, чтобы одни люди взирали на других с божественной высоты, только перед богом люди равны.

Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул к протестантскому движению. В Швейцарии он написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере», его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвин не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идей Лютера, Цвингли.

Кальвинизм, однако, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической системой.

Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. земная жизнь - это путь к спасению, в этой жизни надо терпеть и пр. Однако, он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Для Кальвина демократия - не лучший способ правления, он считал наиболее удачной политической системой олигархию, в крайнем случае - умеренную демократию. С 1536 года Кальвин поселился в Женеве, где в 1541 году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения светской власти церкви.

Основа кальвинизма - учение о божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.

Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в профессиональной деятельности - признак богоизбранности, профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех - самоценность, а не средство достижения материальных благ.

Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

Провозглашенную Реформацией свободу совести и толкования Библии Кальвин свел к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения.

Томас Мюнцер

Также, как и в средние века, на теологический рационализм в период Реформации оказывали влияние религиозные мистический учения. Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу.

С наиболее радикальным изложением мистики мы встречаемся в учении вождя народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490-1525) - церковного проповедника, идеолога крестьянско - плебейского лагеря Реформации. Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в нем идет речь лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания остается земной порядок, который считается неприкосновенным.

Реформацию Мюнцер видел не сколько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально - экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Религиозно - философские воззрения Мюнцера основаны на идее необходимости установления такой «божьей власти» на земле, которая принесла бы социальное равенство. Он, как сторонник идеи уравнительного коммунизма, требовал немедленного установления на земле «царства божьего», под которым понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни государственной власти. Власть можно считать только тогда законной, когда он осуществляется от имени народных масс и в их интересах.

По Мюнцеру бог вездесущ во всей своих творениях. Он проявляется, однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем, кто несет в себе божью волю. Христос не является исторической личностью, а воплощается и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви, может быть выполнена его роль искупителя.

Политическая программа Мюнцера близка к утопическому коммунизму, она с необходимостью вела к полному расхождению с мещанской реформацией Лютера. Лютер и Мюнцер выражали различные классовые интересы, один - бюргеров и князей, другой - крестьянских и плебейских масс.

Мистическое учение Якоба Бёме

Якоб Бёме (1575-1624) происходит из бедной крестьянской семьи в Саксонии, был сапожником. Воспитан в лютеранстве, источником его философствования было Священное писание.

Философия Бёме отличается от главного направления философского и научного мышления того времени: не принадлежат ни схоластике, ни гуманизму и натурализму Нового времени. Из его работ наиболее интересны «Аврора, или утренняя заря в восхождении», «О трех принципах» и «О тройственной жизни человека».

По Бёме бог - наивысшее единство, но это единство не может быть познано само по себе, оно недоступно не только человеческому познанию, но даже бог не может познать самого себя. Идея о том, что «самооткрытие» бога возможно лишь благодаря его превращению в природу, представлена Бёме в терминологии христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога в вещах, в природе и в человеке является центральной идеей философско - теологической системы Бёме. Природа замкнута в боге как наивысшем и активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над ней.

Человек является одновременно «микрокосмосом» и «малым богом», в котором происходит все мировое и божественное во всей своей сложной противоречивости. Он выступает единством божественного и природного, телесного и духовного, зла и добра.

Мистицизм Бёме находит своих продолжателей в мистических течениях 17-18 столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии Шеллинга и Гегеля.

Контрреформация

Протестантская Реформация вызвала отклик в католицизме. Начиная с 40-х годов 16 века католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций; в Западной Европе начинается период контрреформации. Участники движения остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантизма. Передовым боевым отрядом католиков стал орден - «Общество Иисусово» (иезуиты) - основанный испанцем Игнатием из Лойолы в 1534 году и утвержденный папой в 1540 году. Иезуиты составляли ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы с Реформацией. Инквизиция возникла как проявление и следствие кризиса церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Тридентский собор (1545-1563), однако, уклонился от решения философских проблем и споров между школами, не желая нарушать единство церкви. В этот период происходит новое оживление схоластической философии в форме томизма. Сначала это было в Италии, затем в Испании, первоначально главную роль играли доминиканцы, затем иезуиты. Наибольшее значение для попыток реставрации средневековой схоластики в эту эпоху имело учение испанского иезуита Франциска Суареса (1548-1617).

Заключение

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Складывающийся капитализм получил в протестантизме духовное обоснование.

Литература

1. Философский словарь. - М., 1986 г.

2. Всемирная история: (учебное пособие). - М: Мысль, Т.2. 1985 г.

3. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. С. 73 и дальше

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV
и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения
было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых
вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации,
подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных
не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в
настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного
торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной
практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В
психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости,
смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась
мораль, оправдывающая “честное обогащение” , радости мирской жизни, венцом успеха которой считались
престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.
Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой
перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства,
автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о
"возрождении" искусства Италии1. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время
исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного
варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры, историки того
времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к
новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый
момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее
понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах
сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как
"величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".
1. Культура Возрождения
XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни
европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного
производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы
постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения
Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой
Европы. 2 Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы
средневекового мира - империя и папство переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся
Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций -
Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи,
происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще
неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом
естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.
Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление
книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных
произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному
проникновению новых художественных течений.
Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании
традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое
средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе,
разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах
(Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла
достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих
хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и
в городе, и в деревне. Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.
Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские
корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга,
миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в
открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова
и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб, итальянец, перебравшийся в Испанию, в
поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый
континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои
корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь
самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. 3
Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-
1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара.
Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов
феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным
интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века
первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума,
который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес
божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово
от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой
человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее
одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для
эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о
человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими
возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного,
возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у
теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии
перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое
восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски
индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального
истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на
подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей
творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе
произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная
самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный
характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что
свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической
"учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею
абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и
определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном
самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М.
Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых
абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения.
Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное
начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках,
нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,
среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из
мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху
Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования. 4
Русский философ Н. Бердяев считал, что в эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение
языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения
человека. 5
2. Деятели Ренессанса
Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304- 1374) , писатель Дж. Боккаччо (1313- 1375) - хотели
создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде
всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении
античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе
церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.
В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее
важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось
средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в
апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового
искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483- 1520) ,
Леонардо да Винчи (1452- 1519) , Микеланджело Буонарроти (1475- 1564) воспевали своим творчеством
совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с
требованиями античной эстетики. 6
Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской
любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло
духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их
уравновесить. В знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с
трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных
прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной
гармонии.
Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм,
способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские
гуманисты Лоренцо Валла (1407- 1457) и Л. Альберти (1404- 1472) считали накопленные знания, которые
помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно
связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.
Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: “Благородство
- словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не
были.” Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от
средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма,
который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные
Микеланджело, и самого их творца поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или
Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.
3. Реформация
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия
Мартин Лютер (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента
начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в
Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской
войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение
средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии
крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (15091564) , которого
прозвали “женевским папой” .
В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной
основой западной цивилизации - протестантизм. От католичества отошла часть населения Европы: Англия,
Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в
самом католичестве происходили существенные изменения. 7
Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным
делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность
упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее
индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать
за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение
мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через устроенное соответствующим
образом общество.
Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической
деятельности: успех или неуспех – критерий, позволяющий понять, проклятие или благодарность лежит на
человеке. Трудовая этика реформации освещала практицизм, предпринимательство, что было наиболее
адекватным западному образу жизни. “Результатом реформации… было прежде всего то, что в противовес
католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за
него чрезвычайно выросли” .
Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И
Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на
преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более
дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали,
основанной на религиозных ценностях.
Есть и другие различия. Так С. Б. Сказкин полагает, что гуманизм и Возрождение выражают жизнь во
всем ее многообразии, ибо классовая основа гуманистической интеллигенции различна. Более того, гуманизм
далеко не всегда враждебен церкви (знаменитое Эразмовское: Сократ, молись за нас!) . 8 Реформация же в своей
основе – буржуазное явление. Она вызвана появлением и развитием буржуазии, выступающей против
феодализма и его освещения церковью. Буржуазия на этом этапе своего развития еще слишком слаба, чтобы
самостоятельно выступать или организовывать движение всего “третьего сословия” . Она борется только против
специфической формы феодальной эксплуатации, но не против феодальной эксплуатации вообще. Феодально-
абсолютическое государство для нее еще не пройденная ступень, а, наоборот, прогрессивная форма
политической организации. Пройденной ступенью для нее является лишь феодальная форма религии в виде
католической церкви, и лишь против католической религиозности и католической религиозной организации она
выступает революционно.
С. М. Стам утверждает противоположность двух идейных систем с несколько иных позиций. Он не
отрицает того очевидного факта, что и те и другие были противниками средневековой схоластики и духовной
диктатуры католической церкви. Лютер и Кальвин признавали известную ценность земной жизни и
практической деятельности, полезность некоторого светского знания. Невозможно отрицать
индивидуалистическую тенденцию: признания права собственного решения, а значит – разума и воли человека
(кальвинистская идея божественного избранничества и обязанности каждого проявить максимум энергии в
своем “призвании”) . 9
На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось
ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты
были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей
всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом…. То, что
говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это” .
Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек может
достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и
волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей.
Напротив, Лютер исходил из “коренной и общей испорченности человеческой природы” . Снискать
божью благодать человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом,
подавлением собственных желаний и стремлений.
Наконец, доминантой ренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинство
определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью,
благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-
сословной дискриминации как программа человеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения – идеология
раннебуржуазная, т.е. антифеодальная, народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии к
массам и тем более ее революционность представляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе
христианина, Лютер имеет в виду только духовную, а отнюдь не мирскую свободу.
Заключение
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения
проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские
гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его
знаток А. К. Дживелегов, - имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах,
в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли,
мешающий ему чувствовать и думать, как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера,
структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но безусловно, гуманизм следует рассматривать
как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития
Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений. Гуманизм
был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь
прежде всего на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий
расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Эволюция
итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других
форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру
Ренессанса.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию,
историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало
учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и
обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый
план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты
по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи
творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной
предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного
развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических
порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный
характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую
актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более
важную социальную функцию.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи
Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Реформация сыграла важную роль в становлении мировой цивилизации. Не провозглашая никакого
определенного социально-политического идеала, не требуя переделки общества в ту или иную сторону, не
совершая никаких научных открытий или достижений на художественно-эстетическом поприще, Реформация
изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу
самостоятельно мыслить, освободился от опеки церкви, получил самую высшую для него санкцию –
религиозную на то, чтобы только собственный разум и совесть диктовали ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества – независимого автономного
индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и
поступках.

С XV века в социально-экономической и духовной жизни Запада произошел ряд общественных изменений, ознаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как эпоха Возрождения . Новая эпоха представляла собой период возрождения античной культуры, античного образа жизни, отсюда и пошло название Ренессанс, то есть Возрождение. В действительности, ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры .

В XIV-XV вв. широкое развитие получили:

    Товарно-денежные отношения

    И появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы.

Италия вступила на этот путь первой, чему способствовали:

    высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии,

    подчинение деревни городу,

    широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела ориентированного

на внутренний и внешний рынок.

Перемены в умонастроениях общества были связанны прежде всего с процессом секуляризации – освобождения человека от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни.

Идеологией Возрождения стал гуманизм, означающий на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе.

В последующие века содержание гуманизма значительно расширилось. Усилилось влияние гуманистических идей в первые 10 лет в XIV веке благодаря книгопечатанию.

Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание высокого достоинства человеческой личности и ее творческих способностей. Гуманистическая идея активной жизнедеятельности человека никак не совпадала с проповедью пассивности и терпеливости ожидания божьей милости. Гуманизм решительно порвал с аскетической этикой католицизма.

Складывалась новая мораль :

    оправдывает «честное обогащение»,

    утверждает радости мирской жизни,

    поднимает престиж семьи,

    поднимает уважение сограждан,

    упоминание и слава в памяти потомков,

    утверждает высокую нравственную роль труда,

    ценит творческую, созидательную роль человека,

    новым было оправдание накопительства, которое приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни членов общества,

    осуждают ростовщичество и страсть к стяжательству, неумеренное расточительство,

В отличие от средневековой традиции они не читали бедность атрибутом нравственной жизни!!!

Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.

Гуманизм сформировался в переходную эпоху, отделявшую средневековье от нового времени. Объективно его задача состояла в том , чтоб подготовить почву для свободного развития науки, отделив ее от религии, освободив тем самым социальный и экономический прогресс в странах Европы. Однако завершить этот процесс стало возможным лишь в эпоху нового времени, в XVII-XVIII вв., и не в Италии , где он был прерван католической реакцией и общим упадком страны, а в других странах, вставших на путь капиталистического развития.

XV - XVI вв. - время создания централизованных государств в Западной Европе. В это время католическая церковь пыталась встать выше светской власти, но в ряде стран папские права были ограничены, особенно это проявилось в Германии.

Необходимость церковной реформы признавалась всеми социальными слоями страны.

Сложное внутреннее положение Германии, в том числе бурный экономические и социальный подъем в обстановке неблагоприятных условий национального развития, явилосьпричиной Реформации – события общего для ряда стран. Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546гг.), критиковавшего злоупотребление и испорченность нравов католического духовенства и отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться к поучениям и наставлениям христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. В 1520ых годах изменилось положение, единая оппозиция распалось и оформились два основных направления: последователи Лютера и народная Реформация по главе с Т.Мюнцером и М. Гайсмахером.

Выразителем народной Реформации являлся Т.Мюнцер, главной задачей своей считали это проведение социально-экономического переворота , который должны провести крестьяне и городская беднота, возражая против угнетения народа и выступал за такой общественный строй, в котором отсутствуют классовые различия, частная собственность и государственная власть.

Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 гг. В ходе ее усилилась княжеская власть и ее орудием была лютеровская реформация, продолжавшая путь к секуляризации церковных земель. Император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель.

В 1555 г. протестанские и католические князья Германии заключили между собой и императором религиозный мир , согласно которому княжеский суверенитет объявляется незыблемым и распространяется на религиозную область. В результате договора в Германии образовались католические и протестанские княжества, отличавшиеся религиозной и политической ориентацией. Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности, что обусловило застой и хозяйственный упадок.

С середины XVI в Германия потеряла свое место на внешнем рынке. Набирала силу тенденция к усилению закрепощения крестьян.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531гг) и сменивший его Жан Кальвин (1509-1564 гг.), завершивший Реформацию. Они считали, что заранее предопределенно кому идти после смерти в ад, а кому в рай, поэтому главной обязанностью христианина делать свое дело честно, добросовестно старательно.

Его учение распространилось во Франции (Гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидерландах кальвинизм (последователь Лютера) стал идейной основной революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566-1609). В Скандинавских странах приветствовали учение Лютера. Все сторонники Реформации с этого времени стали называться протестантами.

Идеи, появившиеся в данную эпоху, весьма разнообразны. Характеризуя эпоху Возрождения с точки зрения вклада в развитие гуманизма, обычно обращают внимание на ранние антропоцентрические теории, противопоставляющие средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром. Здесь прежде всего следует упомянуть таких философов как Лоренцо Валла и Манетти. В более поздний период на взгляды гуманистов оказывают влияние идеи флорентийских неоплатоников. Это влияние испытали Томас Мор, Эразм Роттердамский, отчасти - Джордано Бруно. Гуманизм же Монтеня отличается натуралистическим характером .

Наиболее важно при изучении гуманистических идей данной эпохи обратить внимание на принципиально новый подход к пониманию места человека в космической иерархии. В отличие от христианской концепции, в которой божественный и земной миры противопоставляются, а суть человеческого греховного бытия мыслится дуалистически (как противостояние заложенной Богом способности быть бессмертным и вызванного первородным грехом падением в небытие), философы эпохи Возрождения пытаются (хотя в основном и в рамках того же канона) придать земному бытию иной онтологический статус, а именно представить его в качестве необходимой для самоопределения человека стадии развития.

Это выражается в позитивной оценке аффектов, связанных с обычными видами наслаждений, испытываемых человеком в земной жизни. Например, Лоренцо Валла в работе «Об истинном и ложном благе» признает необходимость как земного, так и небесного счастья, причем последнее считает выше. Однако благо в раю получает у него специфическую, связанную с высшими чувственными удовольствиями интерпретацию. «В чем был бы смысл возвращения тел, если бы мы не имели ничего более, чем имели бы без них», - спрашивает Лоренцо Валла, говоря о христианской концепции Воскресения . Он отказывается от позиции, согласно которой для счастья достаточно одной добродетели, и считает, что добродетель, конечно, нужна, чтобы ограничить зло, не причинять вреда другим людям, но не она сама по себе является благом. Люди испытывают благо от земных удовольствий и получают возможности вновь обрести эти или еще большие удовольствия в раю. Смысл всякого ограничения, например, воздержания от каких-то действий при болезни, полагает Валла, заключается только в том, чтобы вновь обрести возможность их совершения после выздоровления. Таково же и назначение добродетелей.

Выдающимся мыслителем эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский (1469-1536). Он обращается к конкретному человеку, показывает, что без человеческих пороков и слабостей, собственно, нет и самого человека. Эразм понимает, что обладание универсальным знанием, если бы оно было возможно, лишило бы человека его индивидуальности. Поэтому одну из своих работ он оригинально называет «Похвала глупости». В этом памфлете в сатирическом виде изображен полностью добродетельный, лишенный эмоций мудрец. «Пусть философы, ежели им это нравится, носятся со своим мудрецом, пусть никого не любят, кроме него, пусть пребывают с ним вместе в государстве Платона, или в царстве идей, или в садах Танталовых! Кто не убежит в ужасе от такого существа, не то чудовища, не то привидения, недоступного природным чувствованиям, не знающего ни любви, ни жалости, твердому камню подобного, скалам Марпесса холодным, от которого ничто не ускользает, который никогда не заблуждается, который, подобно зоркому Линкею, все видит насквозь, все тщательно взвешивает, все знает, который одним только собой доволен, один богат, один здоров, один - царь, один - свободен, коротко говоря, он один - все, но... лишь в собственных своих помышлениях; не печалится он о друге, ибо сам никому не друг, даже богам готов накинуть петлю на шею, и все, что только случается в жизни, он осмеивает и порицает, во всем усматривает безумие. Вот он каков, этот совершенный мудрец. Теперь позвольте спросить: если бы вопрос решался голосованием, какое государство согласилось бы поставить над собою подобного правителя, какое войско последует за подобным вождем, какая женщина изберет себе такого супруга, кто согласится иметь за столом такого сотрапезника, какой раб снесет иго господина, обладающего подобным нравом? Кто не предпочтет ему последнего дурака из простонародья, который равно способен и повелевать глупцами и повиноваться им...?» Обращение к множественному миру, признание пороков человека и его глупости как неотъемлемой части его индивидуальности было во многом уникальным явлением в истории западной философии вплоть до современной стадии ее развития. Реформация, механицизм 17-го в., просвещение, философия Канта и Гегеля в значительной степени свернули эту тенденцию, снова призвав человека в царство абстракций и универсальных сущностей.

В воззрениях гуманистов в целом утверждается призыв к активному бытию. Одной из центральных особенностей гуманистического мировоззрения являлся антропоцентризм. Христианство тоже было антропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм полагал, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами (умное делание). Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо подобное Богу вследствие его собственных творческих способностей.

Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковывается. Как отмечает Пауль Тиллих: «Различные формы метафизического и религиозного дуализма, существовавшие в позднюю античность, связаны с аскетическим идеалом - отрицанием материи, а возрождению античности в Новое время сопутствует не аскетизм, а активное вмешательство в царство материи». В новых условиях «надежда победила трагическое ощущение жизни, а вера в прогресс - самоотречение перед лицом вечного возвращения... Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т. е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое» .

Возвышение человека, формирование представления о нем как о высшей ценности отражается в идее микрокосма, представлении о подобии человека и всей вселенной. Эта идея, несомненно, содержит значительный гуманистический потенциал, направлена на утверждение достоинства человека, бытие которого оказывается столь богатым по содержанию. Но ее можно интерпретировать очень по-разному: например, в плане того, что человек сам может быть источником знания, что в нем содержатся некоторые врожденные идеи (в философии Нового времени такой вывод был сделан Декартом), или как то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития (это можно увидеть в философии Лейбница, в его монадологии). Сама же эпоха Возрождения в основном дает две противоположные трактовки идеи микрокосма. С одной стороны, это интерпретация активная, заключающая в себе идею о том, что подобие человека и космоса дает ему особые возможности в осуществлении преобразовательной деятельности, что сам Бог, понятый в пантеистическом смысле, действует через человека. С другой стороны, подобие человека и космоса может быть понято просто как наличие в нем самом всех имеющих место в мире форм, которые становятся предметом самосозерцания. Такая интерпретация не требует никакой активности.

В эпоху Возрождения преобразование действительности нередко мыслится как возможное на основе применения магических средств, т. е. на основе непосредственного приложения абстрактного знания к действительности. Такое знание в большинстве концепций полагается возможным получить с помощью созерцания, следовательно, во многом традиционным, идущим от Античности пассивным способом. Что же касается развития прикладного, экспериментального знания, то оно оценивается в эпоху Возрождения очень низко. В полном согласии с аристотелевской традицией каждый труд, который имеет дело с преобразованием материальной формы, рассматривается в эту эпоху как низший, по сравнению с трудом, имеющим дело с чистым познанием (например, математика, логика, философия) или воспроизведением гармонии звуков при исполнении музыкальной мелодии, или другой деятельности подобного рода. Для того, чтобы любой труд был уравнен в своих правах, потребовалась Реформация.

Характеризуя эпоху Возрождения, А. Ф. Лосев отмечает, что наряду с верой в мощь человеческого разума данной эпохе было присуще ощущение бессилия. «...Самые великие деятели Ренессанса всегда чувствовали какую-то ограниченность человеческого существа, какую-то его...беспомощность в преобразовании природы, в художественном творчестве и в религиозных постижениях» .

Тем не менее, представление о человеке как о творческом существе, содержащем критерии творчества в себе самом, является важным шагом в понимании сути субъективности. Это означает, что человек не определяется до конца никакими внешними параметрами, он оказывается существом с неопределенной природой. Данная мысль особенно ярко выражена у флорентийских неоплатоников. «Не даем мы тебе, о Адам, - говорит Пико Делла Мирандола, - ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению» . Глава флорентийской платоновской академии Марсилио Фичино говорит о человеке следующее: «Он живет жизнью растений, поскольку насыщаясь, потворствует телу. Он живет жизнью животных, поскольку подвержен чувственным ощущениям. Он живет на человеческий лад, ибо разумно обдумывает человеческие дела. Он живет... жизнью ангелов - поскольку вникает в божественные материи, жизнью Бога... так что род человеческий способен стать всем, жить всеми жизнями» . Положение человека представляется здесь промежуточным между божественными и земными иерархиями.

Тезис о человеке как до конца не определимом существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел некоторые негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения знаменует собой движение в сторону утверждения самоценности индивидуального бытия личности. В ряде радикальных концепций это сопровождается выводами, которые могут показаться прямо аморальными. Так, Лоренцо Валла утверждает, что ради спасения индивидуальной жизни позволено предательство. Какой смысл в том, что родина будет существовать, если меня не будет? - задает он риторический вопрос. Безнравственность, на первый взгляд, совершенно очевидно выступает в произведениях Макиавелли, утверждавшего допустимость любых средств при достижении политических целей.

Однако подобные радикальные выводы еще не свидетельствуют об абсолютно безнравственной позиции. В случае Лоренцо Валлы это защита антропологических, природных оснований личностного бытия, что было определенным шагом вперед по сравнению с христианством. Для Макиавелли освобождение от ценностного аспекта политической деятельности выглядит как стремление построить теорию об определенной сфере общественной жизни по образцу естественнонаучного знания, т. е. освободить последнюю от всякой субъективности. Это, однако, не означает, что субъект, осуществляющий политическую деятельность, не имеет никаких идеалов. Наоборот, он может удовлетворять свои личные амбиции в деятельности, направленной на благо народа, утверждать собственную субъективность в политической борьбе за национальное объединение, независимость и т. д. В истории подобные совпадения нередко имели место.

Выход из положения, в котором неопределенность бытия человека как творческого существа порождает и неопределенность его нравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским. Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится, ...если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему, если не препятствует ему даже тот врожденный стыд греха, который способен удержать и души язычников, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть добрых людей, страх, беспокойство и тяжелые муки совести» . Здесь утверждается в общем-то верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе принять ту или иную важную в контексте его общего мировоззрения идею. Такой подход принципиально расходится с прежней логикой философского мышления, пытающейся навязать человеку единственное основание нравственного выбора и призывающей строить жизнь в соответствии с одним совершенным жизненным принципом.

Наиболее радикально активно-преобразующее отношение к действительности было выражено в эпоху Возрождения Джордано Бруно (1548-1600). Это достаточно поздний по времени жизни мыслитель названной эпохи. Он был, если так можно выразиться, старшим современником Галилея, и если бы церковная инквизиция не прервала его жизнь - мог бы даже познакомиться с опубликованными в 1609 и 1619 гг. законами Кеплера, которые математически подтверждали положение Бруно о вращении Земли вокруг Солнца. Галилей, как известно, публично отрекся от своих воззрений. Бруно отказался это сделать. Кроме того, он представлял для церкви большую опасность помимо своих чисто научных воззрений, так как высказывался еще за секуляризацию церковных земель, объявлял традиционные христианские догматы суевериями.

Бруно видел характерное для эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических отношений. В его идеях о будущем общественном устройстве, изложенных в книге «О героическом энтузиасте», большое внимание уделяется развитию промышленности, научному знанию, использованию сил природы в промышленном процессе. В другой работе - «Изгнание торжествующего зверя» - он резко выступает против засилья католической церкви, церковной инквизиции.

В нравственной концепции Джордано Бруно обращает на себя внимание понятие «героического энтузиаста». Это человек, преодолевающий в порыве своей активности всякие устаревшие, закостенелые формы существования. Своими действиями он дает пример другим, ведет за собой людей. Несомненно, что героический энтузиаст объединяет себя с целым, т. е. с обществом, с прогрессивными тенденциями его развития. Однако механизм этого объединения остается неясен. Поэтому Бруно вносит в свою систему пантеистическое основание. Героический энтузиаст как бы выражает волю божества, объединенного с миром и раскрывающего свои потенции вместе с его развитием.

  • См.: Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.С. 11.
  • Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.,1989. С. 247. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.С. 189.

Close