Фэн-шуй рассказывает о лотосе, как о символе божественного озарения, мудрости и чистоты. Он означает созидательную силу, духовное пробуждение. В бутонах этого растения скрываются огромные возможности, поэтому он является мощнейшим талисманом для человечества.

Жители Востока тысячелетиями поклонялись лотосу, поэтому он присутствует в религиозных обрядах и легендах. На Востоке полагают, что земля это большой лотос, который расцвел на морской глади, а рай – это зеркало озера, на котором распустились розовые лотосы, выступающие местом обитания праведных душ.

Богов Индии изображают с лотосом, так как он символизирует божественную силу. К примеру, богини украшают лотосом свою шевелюру, Вишну держит его в руке, а Будда восседает на цветке.

В Китае данное растение считается божественным. В доме его используют для очищения энергетики жилища. Если загадать желание, выдыхая запах лотоса, то оно обязательно сбудется. Плоды этого цветка выглядят как орехи. Имеется документальное подтверждения, что семена данного растения прорастали спустя два столетия после их сбора.

Символ лотоса способен притянуть удачу во всех сферах. Его можно поместить в зоне богатства, если вы хотите изобилия благ. Или на рабочем столе, это поможет чувствовать больше уверенности. Если вы поставите его на столе в детской, то он привлечет вдохновение и ребенок будет наделен творческим потенциалом. Благотворен лотос и при медитативных практиках.

Чтобы найти любовь, нужно тоже обзавестись лотосом

Одна из легенд повествует, что за строптивой красавицей Ли ухаживало много парней. Девушка пообещала стать женой того, кто принесет ей что-то необычное. Один из женихов, был искренне влюблен в девушку, но не мог покинуть свою деревню надолго, так как он ухаживал за больными родителями. Именно в этого парня была влюблена Ли. Юноша сильно переживал, потому как ежедневно мужчины приносили его возлюбленной подарки, а он сам ничего необычного так и не нашел. Девушка видела горе парня, она решила позвать его на озеро, чтобы показать что-то доселе невиданное. Как только лодка доставила влюбленных на средину водоема, Ли бросилась в воду. Парень нырнул за невестой, пытаясь спасти красавицу, но на дне вместо девушки юноша увидел удивительный цветок – лотос. Парень его сорвал, чтобы преподнести в дар любимой. Ли вынырнула из пучины и согласилась стать супругой смельчака.


Лотос всегда был цветком почитаемым. У многих народов лотос – это символ чистоты, духовности, жизни и плодородия. Бутон лотоса, его лепестки и общее строение символизируют соединение женского и мужского начала, даря миру гармонию любви.

Белый лотос идет как определение божественной власти. Будда неразрывно связан с этим необыкновенным цветком, ведь после своего пришествия в этот мир, он нарек Лотос одним из восьми благоприятных знаков для человечества. В Китае лотос почитается с незапамятных веков. Его изображение присутствует в китайской живописи, где этот прекрасный цветок символизирует души умерших людей.

Учение фэн-шуй наделяет лотос не менее значимыми и символичными качествами. Лотос является для талисманом, дарящим спокойствие, гармонию, мудрость и просветление. Вообще в нескольких словах невозможно описать свойства лотоса как талисмана. В этом загадочном цветке сконцентрировалось всё самое лучшее, светлое и духовное, поэтому лотос используется для стимуляции позитивных энергий. Не секрет, что для талисмана не последнее значение имеет и материал, из которого он создается. Учение фэн-шуй считает, что горный хрусталь идеально подходит для стимуляции положительной энергии.

Горный хрусталь, также как и лотос чист, загадочен, прекрасен и несет в себе лучистую энергию жизни. Сочетание формы цветка лотоса и горного хрусталя дает гармоничное взаимодействие самых чистых и позитивных потоков человеческого сознания, божественного начала и энергии космоса. Лотос из горного хрусталя создает в помещении необычную ауру. Его хрустальные лепестки преломляют свет и аккумулируют положительную энергию, делая её плавной, мягкой и благоприятной буквально для всего. В помещение налаживаются потоки энергии, а это является главной задачей учения фэн-шуй. Хрустальный лотос благотворно влияет и на людей. Он просветляет их разум, гармонизирует чувства, лишает плохих мыслей и насыщает душу любовью. Именно поэтому фэн-шуй рекомендует использовать хрустальный лотос в зоне любви, это юго-запад дома. Лотос устанавливают вблизи супружеского ложа. Такое расположение возрождает не только сексуальную энергию, но и духовную, а сочетание этих двух составляющих дает возвышенную и одновременно страстную любовь между людьми.

Хрустальный лотос также устанавливают в детской комнате. Его будет положительно воздействовать на маленького человека, помогая формироваться ему духовно. Поможет лотос и в учебе, ведь он просветляет ум. Рекомендуется просто смотреть на хрустальный лотос, он снимает усталость и напряжение.

Если нет возможности приобрести хрустальный лотос, то можно создать его из белой бумаги. Такой лотос ставят на подоконник. Не менее эффективно изображение лотоса на картине. Картину вешают вблизи стола в рабочем кабинете. Цветок лотоса прекрасен и одно его созерцание приносит покой и радость.

Фэн-шуй считает хрустальный лотос самым сильным талисманом. При выборе лотоса не следует гнаться за большими размерами этого божественного растения. Он должен быть миниатюрен и изящен. Данный талисман не боится чужих глаз, поэтому его не прячут, а устанавливают на столиках, подоконниках и везде, где есть солнечный свет, который играет не последнюю роль в силе этого талисмана.

Лотос - символ чистоты, мудрости и божественного совершенства. Он символизирует также творческую силу, духовное раскрытие и расцвет. В его бутоне сокрыты все потенциальные возможности.

Хрустальный лотос является одним из самых действенных талисманов, сам Будда нарек его одним из Восьми Благоприятных знаков для всего человечества.

Многие века лотосу на Востоке поклонялись, он занимал почетное место в религиозных обрядах, преданиях и легендах, об этом свидетельствуют многочисленные памятники письменности, архитектуры и искусства. Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла нашу землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай - как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души.
Белый лотос - непременный атрибут божественной власти. Поэтому многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке. На лотосе восседает Будда и покоится Брахма. Вишну-демиург вселенной держит в одной из четырех рук лотос. “Лотосовые богини” изображаются с цветком лотоса в волосах. Обильный дождь из лотосов полил с неба в момент рождения Будды, и всюду, где только ступала нога божественного новорожденного, вырастал огромный лотос.

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма. Так, одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Синь-гу изображалась держащей в руках “цветок открытой сердечности” - лотос. В китайской живописи была широко распространена тема “западного рая” - лотосового озера. Каждый лотос, растущий на этом озере, соответствует душе умершего человека. В зависимости от добродетельности или греховности своей земной жизни цветы лотоса, символизирующие его душу, либо расцветают, либо вянут.

Хрустальный лотос - один из самых популярных талисманов фэн-шуй. Этот символ, история которого насчитывает не одну тысячу лет, очень действенен и многофункционален. Как символ божественного начала, лотос привлекает в нашу жизнь энергию мудрости и духовного просветления.

Хрустальный лотос обладает всеми свойствами кристалла, которым пользуются для нейтрализации негативной энергии и стимуляции позитивной энергии. Солнечные зайчики на лепестках не дают положительной энергии быстро покинуть помещение и, таким образом, ее течение становится плавным, равномерным и благотворным для обитателей дома. Лотос можно использовать для создания спокойной, умиротворенной атмосферы, нейтрализации негативных мыслей, как своих, так и окружающих.

Китайцы верят, что если вдохнуть аромат лотоса и загадать желание- оно обязательно сбудется. Такова сила этого чудесного растения. Лотос - поистине великолепен. Это хороший пример гармонии формы и содержания, ведь этот прекрасный цветок является еще и лекарством, а также употребляется в пищу.

Цветки лотоса обладают несильным, но приятным ароматом. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветоложа. Известны случаи, когда семена, хранившиеся в музейных коллекциях, прорастали через 150 и даже через 200 лет после сбора. Поэтому лотос - еще и символ возрождения и духовного роста.

Хрустальный лотос также незаменим в вашей зоне любви. Это очень сильный талисман, придающий чистоту и гармонию любовным отношениям. Китайцы часто изображают его утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения.

Древняя легенда повествует о молодой девушке Лоте, пожертвовавшей жизнью ради счастья своего возлюбленного. Ее избранник, будучи влюблен в строптивую красавицу, был вынужден добиваться ее расположения наравне с другими юношами деревни. Неприступная красавица пообещала выйти замуж за того, кто принесет ей то, чего никто никогда не видел, и женихи рассыпались по свету в поисках диковин. Возлюбленный Лоты же, не мог никуда отлучиться из деревни, ибо не мог бросить больных, престарелых родителей. Он лишь с каждым днем чах от своей безнадежной любви, наблюдая, как каждый день возвращаются в деревню женихи с чудесными подарками для красавицы. Лота не могла вынести его горя. Однажды, в полдень, она позвала юношу на озеро, пообещав показать что-то невиданное. Юноша, согласился покататься с нею на лодке, а когда они подплыли к середине озера, Лота бросилась в воду и камнем пошла ко дну. Юноша бросился спасать ее, но вместо девушки поднял со дна прекрасный цветок, равного которому он никогда в жизни не видел. Этот цветок он и подарил своей красавице, которая воспылала к нему страстной любовью и вышла за него замуж.

С тех самых пор, лотос считается символом большой любви и самопожертвования. Его изображение хорошо иметь в спальне, недалеко от супружеского ложа, или в кабинете на подоконнике.
Обратите внимание на размер талисмана. Принцип, «чем больше - тем лучше», здесь не работает. Важно, чтобы лотос гармонично вписывался в окружающее пространство и нравился вам.

Лотос - символ чистоты, мудрости и божественного совершенства. Он символизирует также творческую силу, духовное раскрытие и расцвет. В его бутоне сокрыты все потенциальные возможности. Хрустальный лотос является одним из самых действенных талисманов, сам Будда нарек его одним из Восьми Благоприятных знаков для всего человечества.

Многие века лотосу на Востоке поклонялись, он занимал почетное место в религиозных обрядах, преданиях и легендах, об этом свидетельствуют многочисленные памятники письменности, архитектуры и искусства. Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла нашу землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай - как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души.

Белый лотос - непременный атрибут божественной власти. Поэтому многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке. На лотосе восседает Будда и покоится Брахма. Вишну-демиург вселенной держит в одной из четырех рук лотос. "Лотосовые богини” изображаются с цветком лотоса в волосах. Обильный дождь из лотосов полил с неба в момент рождения Будды, и всюду, где только ступала нога божественного новорожденного, вырастал огромный лотос.

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма. Так, одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Синь-гу изображалась держащей в руках "цветок открытой сердечности” - лотос. В китайской живописи была широко распространена тема "западного рая” - лотосового озера. Каждый лотос, растущий на этом озере, соответствует душе умершего человека. В зависимости от добродетельности или греховности своей земной жизни цветы лотоса, символизирующие его душу, либо расцветают, либо вянут.

Хрустальный лотос – один из самых популярных талисманов фэн-шуй. Этот символ, история которого насчитывает не одну тысячу лет, очень действенен и многофункционален. Как символ божественного начала, лотос привлекает в нашу жизнь энергию мудрости и духовного просветления. Хрустальный лотос обладает всеми свойствами кристалла, которым пользуются для нейтрализации негативной энергии и стимуляции позитивной энергии. Солнечные зайчики на лепестках не дают положительной энергии быстро покинуть помещение и, таким образом, ее течение становится плавным, равномерным и благотворным для обитателей дома. Лотос можно использовать для создания спокойной, умиротворенной атмосферы, нейтрализации негативных мыслей, как своих, так и окружающих.

Китайцы верят, что если вдохнуть аромат лотоса и загадать желание- оно обязательно сбудется. Такова сила этого чудесного растения. Лотос – поистине великолепен. Это хороший пример гармонии формы и содержания, ведь этот прекрасный цветок является еще и лекарством, а также употребляется в пищу.
Цветки лотоса обладают несильным, но приятным ароматом. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветоложа. Известны случаи, когда семена, хранившиеся в музейных коллекциях, прорастали через 150 и даже через 200 лет после сбора. Поэтому лотос – еще и символ возрождения и духовного роста.

Специалисты фэн-шуй рекомендуют ставить небольшой хрустальный лотос на детский стол для занятий для привлечения в эту зону энергии роста и вдохновения.
Хрустальный лотос также незаменим в вашей зоне любви. Это очень сильный талисман, придающий чистоту и гармонию любовным отношениям. Китайцы часто изображают его утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения.

Древняя легенда повествует о молодой девушке Лоте, пожертвовавшей жизнью ради счастья своего возлюбленного. Ее избранник, будучи влюблен в строптивую красавицу, был вынужден добиваться ее расположения наравне с другими юношами деревни. Неприступная красавица пообещала выйти замуж за того, кто принесет ей то, чего никто никогда не видел, и женихи рассыпались по свету в поисках диковин. Возлюбленный Лоты же, не мог никуда отлучиться из деревни, ибо не мог бросить больных, престарелых родителей. Он лишь с каждым днем чах от своей безнадежной любви, наблюдая, как каждый день возвращаются в деревню женихи с чудесными подарками для красавицы. Лота не могла вынести его горя. Однажды, в полдень, она позвала юношу на озеро, пообещав показать что-то невиданное. Юноша, согласился покататься с нею на лодке, а когда они подплыли к середине озера, Лота бросилась в воду и камнем пошла ко дну. Юноша бросился спасать ее, но вместо девушки поднял со дна прекрасный цветок, равного которому он никогда в жизни не видел. Этот цветок он и подарил своей красавице, которая воспылала к нему страстной любовью и вышла за него замуж.

Лотос... Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа - творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда - более специальные символические значения Лотоса: лоно как место зарождения жизни; плодородие, процветание, потомство, долголетие, здоровье, жизненная полнота, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскресение к вечной жизни; чистота, духовность, смиренномудрие. В разных традициях с Лотос связываются также жизнь, чистота, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твёрдость, непрерывность, солнце. Структура цветка Лотоса (периферийная, лепестковая часть и центр) символизирует взаимодействие женского и мужского начал.

Этот символ соединяет в себе солнечный и лунный принципы; он одинаково близок воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Лотос - это результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды, это Космос, поднявшийся из водного хаоса, подобно Солнцу, взошедшему в начале времен, «мир развивающейся жизни в вихре перерождений» (Дж. Кэмпбелл). Это время - прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. «Время и вечность являются двумя аспектами одного и того же восприятия целого, двумя планами единственной, недуалистичной невыразимости; таким образом, сокровище вечности покоится на лотосе рождения и смерти» (Дж. Кэмпбелл).

Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие.

По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь человека, как и Вселенной», при этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, - душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа. Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.

В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В «Текстах пирамид» он назван «лотосом из носа Ра». Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.

В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он - начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.

С лотосом связана супруга Вишну - Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала («лотосная»). Трон в виде лотоса - атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, «Жемчужине Лотоса», явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым - так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей,
«цветут удивительные лотосы разных цветов».

«Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, „Бог, который смотрит вниз с сочувствием“... К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, „О Сокровище в сердцевине лотоса“... Он удерживает в одной из левых рук лотос мира». (Дж. Кэмпбелл).

В Китае лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу.

Согласно традиции китайского буддизма, «Лотос Сердца» олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека.
В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты - цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.

Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл.

В Древнем Египте известны изображения Лотоса в сочетании с образами богов и другими сакральными символами. С Лотосом, подобно Нилу (по берегам которого он рос), связывалось плодородие и производительная сила, а также солнце как источник жизни и воскресения (ср. роль Лотоса в похоронных обрядах египтян). На изображениях более позднего периода на цветке Лотоса помещали бога Гора, либо он служил троном Исиды, Нефтиды, Осириса и соотносился таким образом с царской властью (цветок Лотоса носила Нефертити). Как эмблема Верхнего Египта Лотос противопоставлялся папирусу - эмблеме Нижнего Египта. В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распустившегося цветка Лотоса, росшего на холме, который возник среди изначального хаоса. Изображение младенца, сидящего на лепестках Лотоса, воспроизводилось вплоть до римской эпохи. В ряде изображений новорождённое солнце восседает на Лотосе, из Лотоса же рождается бог Ра.
В Индии символ Лотоса, соотнесённый с женским детородным органом - йони, олицетворяет богиню-мать, космический Лотос как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. п. С мотивом Лотоса связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. Культ лотосовой богини плодородия (статуэтка обнажённой богини с цветком Лотоса в волосах) был широко распространён в земледельческих культурах Индии. Лотосовые богини были излюбленными (особенно среди женщин) низовыми божествами, с которыми сохранялись интимные связи в ритуалах и в ритуализованном быту. В изобразительном искусстве (реже в письменных текстах) известны композиции с лотосовой богиней, сидящей на коленях мужского божества или обнимающей его стопы [Вишну и его «лотосовые» жёны Падма (др.-инд. padma, «лотос»), Лакшми, Шри (которая, по преданию, возникла из Лотоса, выросшего из чела Вишну)]. Та же схема реализуется в изображении Шивы с лингой и его божественной супруги Шакти. На Лотосе нередко восседает Будда, связанный также и с лотосовой супругой по имени Прадж-ня-парамита («совершенная мудрость»), несущей Лотос. Нередко лотосовая богиня связана с водами (в частности, с женскими, жизнетворными); она фигурирует в мифе о пахтанье океана. В 1 в. до н. э. появляются изображения лотосовой богини на Лотосе со стоящими подле неё слонами, которые изливают на богиню и Лотос воду из хобота.
Путём деперсонификации и абстрагирования основных идей образа Лотоса конструируется понятие космического Лотоса как особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся в нём жизнью. Космический Л. выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый» Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Лотос., на котором находится «лотосорождённый» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Лотоса растёт вселенная; лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Лотосе изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Лотоса - демоны, змеи и т. п.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Лотоса, обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусок земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Лотоса также связывается начало новой космической эры. Кроме того, Лотос указывает место для священного дерева Будды. Буддийский рай нередко изображался как место, где люди, подобно богам, рождаются на цветке Лотоса. В буддийской традиции в Индии создаётся особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Лотосом», т. н. «Лотосовая сутра», сыгравшая особую роль в китайском буддизме 5 в. н. э.; ср. также «Лотос истинного Закона» - величайший памятник махаянического буддизма).
В мифопоэтической традиции Древней Индии образ Лотоса выступает и в качестве независимого символа творческой силы. В числе таких атрибутов - седалище или опора в виде Лотоса, соотносящегося с большинством индуистских божеств, с буддой и бодхисатвами; Лотос в руках божества иногда в сочетании с мечом, палицей, драгоценным камнем, солнцем или даже книгой; Вишну держит в одной из четырёх рук Лотос; Падмапани, «лотосору кий», выступает как один из получивших известную независимость эпитетов Авалокиты; в джайнском каноне Лотос в руке - символ 6-го Джины, и в Тибете - эмблема основателя ордена Падмакары; «лотосовая» формула - «От mani padme Hum» (по приблизительному толкованию, - «Да будет так, драгоценный каменьлотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале. Отсюда она проникла как в более поздние филиации индуизма, так и в буддизм, где она обращена к Авалоките (Авалокитешваре), изображающемуся в виде гермафродита, который восседает на Лотосе своего отца или держит Лотос и драгоценный камень. Некоторые другие атрибуты имеют более узкое распространение. Например, образ Лотоса и пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда впервые открылся на горе Сумеру (в маздеизме этот же образ трактуется как эмолематическое выражение древа жизни). Об укоренённости темы Лотоса в индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы, одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов, змей, обезьян, демонов, растений, специй, а также многие собственные имена, как мифологические и сакральные, так и демифологизированные и профанные, и т. п. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Лотоса (значительная часть их связана с мотивом воды или цвета). Образ Лотос - один из ведущих в индийской поэзии (Ашвагхоша, Бхаса, Калидаса, Бхартрихари и др.) и изобразительном искусстве. Красный Лотос - эмблема современной Индии.

В Китае Лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках «цветок открытой сердечности» - Лотос или жезл с элементами Лотоса. Цветок Лотоса олицетворяет в Китае чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу; он соотносится с летом и является одной из восьми эмблем удачного предсказания. Возникновение Лотоса трактуется как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе. Духу Лотоса жгут благовония с целью изгнания злых духов. Лотос играет важную роль в китайском буддийском искусстве, в частности в живописной концепции западного неба, на котором находится лотосовое озеро. Каждый Лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности земной жизни человека цветы Лотоса расцветают или вянут. Западное небо изображается в китайской живописи как лотосовый рай («западный рай») с обилием Лотосов разных форм, размеров и оттенков; среди цветов Лотоса, в окружении бодхисатв восседает Амитабха (Амитофо), будда запада.
Из Египта, Индии и Китая лотосовая символика проникла и в смежные или близлежащие страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. На Ближнем Востоке были распространены медальоны, розетки, орнаменты с образом Лотоса. Лотос считался растением, посвящённым Гере. В золотом солнечном челне в форме Лотоса. совершает одно из своих путешествий Геракл. Лотос. многократно упоминается Гомером; отмеченность Лотоса подтверждается включением его в один ряд с такими мифологизированными цветами, как шафран и гиацинт. В «Одиссее» излагается сюжет мифа о поедателях Лотоса - лотофагах (ср. также свидетельства Геродота - Herodot. IV 177). Отчётливые следы лотосовой символики сохраняют образы лилии и тюльпана в христианской традиции (было распространено представление, согласно которому Лотос наряду с лилией посвящён деве Марии).
Наряду с цветком Лотоса. определённое мифопоэтическое значение имеет и т. н. лотосовое дерево (киренейский Лотос, дерево ююба). В греческой традиции известен миф о нимфе Лотис (Лотиде), которая, спасаясь от преследовавшего её Приапа, превратилась в лотосовое дерево; в лотосовое дерево была превращена и нимфа Дриопа, повредившая дерево, в которое превратилась Лотис (Ovid. Met. IX 326-393). В мусульманской мифологии лотосовое дерево помещается на седьмом небе, справа от трона аллаха.
В Китае это - цветок июля. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали прошлое, настоящее и будущее.

Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, «розовой лилией Нила». Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».


Close