§ 103. Термин "лексика" (ср. грсч. lexis – "слово, выражение", lexikos – "относящийся к слову") обычно определяется как совокупность слов языка, или словарный состав языка. При этом иногда делаются существенные уточнения. Сравним, например, следующие высказывания: "Лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи наподобие слов"; "В разряд лексич. единиц включаются не только отд. слова (цельнооформл. единицы), но и устойчивые словосочетания (аналитиче

ские, составные единицы), однако осн. лексич. единицей является слово".

Термином "лексика" обозначается не только словарный состав языка в целом, т.е. совокупность всех лексических единиц данного языка, но и отдельные части, или пласты, словарного состава (ср. значение этого термина в таких выражениях, как, например: лексика бытовая, лексика книжная, лексика разговорная, поэтическая, деловая), совокупность слов, используемых каким-либо писателем (ср., например: лексика Пушкина, Тургенева, Леонова), в каком- либо отдельном произведении (например: лексика романа Л. Леонова "Русский лес").

Раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, его лексика, называется лексикологией . "Лексикология... – раздел науки о языке, изучающий лексику, т.е. словарный состав языка".

§ 104. Лексикология, так же как и другие разделы языкознания, имеет свой объект изучения и свои задачи.

Как видно из данного выше объяснения понятия лексики, объектом лексикологии являются слова, а также устойчивые словосочетания, фразеологизмы, т.е. лексические единицы языка в широком понимании этого термина.

Словарный состав языка изучается в лексикологии с разных сторон, с разных точек зрения, в разных аспектах; этим определяются задачи данного раздела языкознания, важнейшими из которых являются: 1) определение понятия слова как основной единицы языка; 2) выяснение взаимоотношений между лексическими единицами и единицами других уровней языка; 3) определение границ слова, установление критериев его отдельности и тождества, разработка проблемы вариантности слова; 4) установление системных связей между лексическими единицами языка, парадигматических отношений между ними, их классификация по разным признакам; 5) семантическая характеристика слова, определение таких понятий, как лексическое значение слова, семантическая структура слова, структура лексического значения слова; 6) классификация лексических значений слов по разным признакам; 7) изучение вопросов пополнения и развития словарного состава языка.

В зависимости от объекта исследования (лексика одного языка или разных языков) и от характера тех задач, которые решаются в разделе лексикологии, различается лексикология общая и частная. Общая лексикология изучает словарный состав языка как общечеловеческого явления, т.е. рассматривает вопросы словарного состава, его функционирования и развития, касающиеся разных языков, "устанавливает общие закономерности строения, функционирования и развития лексики". Частная лексикология "исследует словарный состав одного языка".

В зависимости от аспекта исследования лексики различается лексикология описательная, или синхроническая, и историческая, или диахроническая. Описательная лексикология изучает словарный состав языка с точки зрения его функционирования на том или ином этане развития данного языка. Историческая лексикология занимается изучением словарного состава языка (языков) с точки зрения его формирования и развития. По определению Д. Н. Шмелева, "предмет исследования исторической Л. (т.е. лексикологии. – В. Н.) составляют история слов, формирование и развитие лексики, изменения в различных группах слов".

Историческая лексикология занимается также изучением вопросов генетического родства разных языков, общности их происхождения, закономерностей развития словарного состава родственных языков. В рамках исторической лексикологии выделяется, соответственно, сравнительная , или сравнительно-историческая , лексикология.

Одной из задач исторической лексикологии является объяснение происхождения лексических единиц языка, прежде всего слов. Этим занимается раздел лексикологии, называемый этимологией (ср. греч. etymologia, от etymon – "истина" и logos). В этимологии (как разделе исторической лексикологии) устанавливается древнее, первоначальное состояние (строение, форма, значение) исторически производных слов с утраченной мотивированностью путем сравнения с однокоренными словами других родственных языков. В результате лексикологического анализа установлено, например, что существительное говядина ранее мотивировалось словом говядо, употреблявшимся в значении "бык", и содержало корень говяд- и суффикс -ин- существительное кольцо мотивировалось словом коло, обозначавшим колесо, круг, и включало корень кол- и уменьшительно-ласкательный суффикс -ьц (ср. форму родительного падежа кольца) , ожерелье мотивировалось словом жерело, обозначавшим горло, и содержало, помимо корня, префикс о- и суффикс -j-.

Термин "этимология" употребляется и в более широком значении – для обозначения раздела лексикологии (или раздела языкознания), изучающего "происхождение и историю отдельных слов и морфем". Этим термином обозначается также происхождение слова; комплекс исследовательских приемов, необходимых для выяснения происхождения слова, а также результат исследования этих приемов в виде решения или гипотезы о происхождении анализируемого слова.

В лексикологии значительное внимание уделяется содержательной стороне лексических единиц, изучению их лексических значений. По утверждению некоторых лингвистов, "проблемы значения лексических единиц" являются для нее "наиболее существенными". В связи с этим выделяется особый раздел (подраздел) лексикологии, называемый семасиологией (от греч. semasia – "значение" и logos). В этом разделе изучаются вопросы, связанные с определением значения слова, вопросы однозначности (моносемии) и многозначности (полисемии), семантической структуры многозначных слов, структуры отдельных лексических значений слов (однозначных и многозначных), изменения и развития значений слов, десемантизации, т.е. утраты словом лексического значения, перехода слова в чисто грамматическое средство.

Термином "семасиология" обозначается также "раздел языкознания, изучающий значение (т.е. внутреннее содержание) различных языковых единиц (лексических, грамматических и др.)", "наука о значении языковых знаков любого уровня (от морфемы до словосочетания и предложения)"-.

В рамках семасиологии выделяется ономасиология (от греч. о́пота – "имя" и logos). Этим термином называется "отрасль семантики, изучающая наименования, использование языковых средств для обозначения внеязыковых объектов", или "раздел семасиологии, изучающий принципы и закономерности “обозначения” предметов и выражения понятий лексическими и лексико-фразеологическими средствами языков". В некотором смысле ономасиология противопоставляется семасиологии. "В отличие от семасиологии.., отражающей направление от средства выражения к выражаемому значению, О. (т.е. ономасиология. – В. Н. ) основывается на движении от обозначаемого предмета к средствам его обозначения, шире – от содержания к форме".

Существует и более широкое понимание ономасиологии: данным термином обозначается также учение об обозначении внеязыковых объектов с использованием любых языковых средств (не только лексических), например, словообразовательных, грамматических.

В словарном составе языка особое место занимают имена собственные, или онимы (от греч. о́пота, о́пута – "имя, название"), которые существенно отличаются от всех других слов, в том числе и нарицательных имен существительных, прежде всего, в семантическом отношении. В отличие от нарицательных существительных, имя собственное представляет собой индивидуальное наименование определенного предмета или явления, служит "для выделения именуемого им объекта из ряда подобных". Совокупность собственных имен называется ономастикой (ср. греч. onomaslike – "искусство давать имена") или, реже, онимией (от греч. о́пута). Термином "ономастика" обозначается также раздел лексикологии, занимающийся изучением имен собственных.

В зависимости от категории объектов, называемых именами собственными, в разделе ономастики различаются: топонимика, в которой изучаются топонимы, т.е. собственные названия географических объектов (от греч. topos – "место" и о́пута ), антропонимика, которая изучает антропонимы, т.е. собственные названия людей – фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища (ср. греч. antropos – "человек"), зоонимика – изучает зоонимы, т.е. собственные имена, клички животных (ср. греч. zо́оп – "животное"), астронимика – изучает астроиимы, т.е. собственные имена небесных тел (ср. греч. astron – "звезда"), и др.

В рамках топонимики, в свою очередь, выделяются (по тому же признаку): ойконимика, которая занимается изучением ойконимов, т.е. собственных названий населенных пунктов (ср. греч. oikos – "дом, жилище"), гидронимика, в которой изучаются гидронимы, т.е. собственные названия водных объектов (ср. греч. hyddr – "вода"), оронимика , которая изучает оронимы, т.е. собственные названия особенностей рельефа (от греч. о́пт – "гора"), космонимика – изучает космонимы, т.е. собственные названия зон космического пространства, созвездий (ср. греч. kos- mos – "вселенная"), микротопонимика – изучает микротопонимы, т.е. индивидуализированные названия малых географических объектов – лесов, полей, урочищ и т.п. (ср. греч. mikros – "малый") и т.п.

Как отмечалось выше, к лексическим единицам языка, кроме слов, относятся также устойчивые словосочетания, или фразеологизмы. Их изучением занимается раздел лексикологии, который именуется фразеологией (от греч. phrasis , phraseos – "выражение" и logos). Этим термином называется также совокупность фразеологизмов того или иного языка, его фразеологический состав.

В словарном составе языка особо выделяется терминологическая лексика, образующая терминологическую систему данного языка, или его терминологию (от лат. terminus – "граница, предел" и греч. logos). Под терминологией обычно понимается "совокупность терминов.., обозначающих понятия какой-либо специальной области знаний или деятельности...". Этим термином нередко называется также раздел лексикологии или научная дисциплина, изучающая термины, терминосистемы. В последнее время некоторые лингвисты для обозначения данного раздела лексикологии используют синонимичный термин "терминоведение".

Наряду с названными разделами (подразделами) лексикологии иногда особо выделяется прикладная лексикология , которая охватывает преимущественно четыре сферы: лексикографию, перевод, лингвопедагогику и культуру речи. В программе вузовского курса "Введение в языкознание" предусмотрено изучение лексикографии (от греч. lexikos – "относящийся к слову" и grapho – "пишу"). Данным термином обозначаются разные понятия: 1) раздел языкознания (лексикологии), занимающийся разработкой теории составления словарей, вопросов описания лексики в словарях; 2) работа по составлению словарей, включая сбор и систематизацию лексического материала; 3) совокупность словарей какого-либо языка (языков) того или иного типа (типов).

§ 105. Лексика и, соответственно, лексикология тесно связаны с другими подсистемами (уровнями) языка и разделами языкознания, прежде всего с грамматикой и словообразованием. Все названные разделы языкознания имеют в качестве объекта исследования слово, хотя и изучают его с разных сторон, в разных аспектах (об этом подробно говорилось в начале главы (в § 25). Все указанные разделы языкознания оперируют категориями значения и отношения, хотя в разных подсистемах языка эти категории проявляются по-разному. Можно сравнить, например, значения слов лексические (см. ниже, § 113), словообразовательные (см. § 169) и грамматические (см. § 179); значения числа, выражаемые грамматическими формами числа (единственного, множественного, двойственного) и лексическими средствами (словами много, мало, несколько и др.); значения времени, передаваемые временны́ми формами глагола и наречиями времени (сегодня, вчера, завтра, давно, скоро и др.).

В историческом плане связь лексики и словообразования заключается, прежде всего, в том, что образование новых слов является одним из важнейших путей пополнения словарного состава языка. При этом производные слова как основные единицы словообразовательной системы языка в процессе исторического развития последнего часто превращаются в непроизводные (с синхронической точки зрения), т.е. перестают быть объектом изучения в разделе словообразования. Связь лексики с грамматикой в этом плане обнаруживается, в частности, в том, что лексические средства языка, отдельные слова (лексемы) или словоформы (лексы), в процессе языкового развития нередко переходят в средства грамматические, в средства выражения грамматических значений, лишаясь лексических значений. Так возникли, например, русская глагольная морфема (постфикс) -ся (-сь ), которая восходит к возвратному местоимению сь (этот) в форме винительного падежа единственного числа, показатель сослагательного наклонения глагола бы – восходит к глаголу быти в форме одного из прошедших времен.

Лексика тесно связана и с другими языковыми уровнями, например, с морфемикой (об этом уже говорилось выше, в § 74).

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси.

Образовательные:

  • продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
  • определить причины процесса усиления церкви;
  • показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
  • формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы;
  • развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;
  • развивать умение анализировать;
  • развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
  • способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частичн-поисковый;
  • иллюстративный;
  • словесные;
  • элементы дифференцированного обучения.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповой.

Технологии: элементы дифференцированного обучения, "Проблемного обучения" и "Сотрудничества".

Оборудование:

  • схема "Источники богатства католической церкви";
  • плакат "Костёр инквизиции";
  • карточки для работы учащихся в группах 8 шт.)

Ход урока

I. Этап урока:

Организационный момент.

Выступление учителя:

Тема урока. Цель урока?

Как вы думаете, ребята, какие цели будет преследовать наш урок?

(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести цели урока. Учитель обобщая и координируя, продолжает.)

Правильно, сегодня на уроке мы:.

В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь -в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

II. Этап урока. Изучение нового материала.

План:

  1. Сословия средневекового общества.
  2. Источники богатства церкви.
  3. Раскол христианской церкви.
  4. Ереси и еретики средневековья.
  5. Борьба церкви с еретиками.

Учитель:

Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.

Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема "Сословия средневековой Европы".

Перенос схемы в тетради учащихся.

Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 124).

Учитель: Давайте найдем ответ на вопрос:

Чему же учила людей церковь?

Что проповедовала христианская мораль?

Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?

Учитель:

При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.

Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?

Церковь обогащало:

  1. Церковная десятина.
  2. Продажа церковных должностей.
  3. Священные реликвии.
  4. Церковные обряды.
  5. Продажа индульгенций.

На доске схема - плакат "Источники обогащения церкви".

Учитель:

Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание - карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 125-126).

  • I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
  • II группа - продажа индульгенций;
  • III группа - церковные обряды;
  • IV группа - священные реликвии.

(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.

До середины XI века христианская церковь считалась единой.

Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

В тетрадь:


Учитель: В течении раннего средневековья на съездах высшего духовенства- церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры:

  • учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
  • о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;
  • празднование церковных праздников;
  • о существовании ада, рая, чистилища и др.

Но не все верующие понимали эти догматы. Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.

Запишем в тетрадь:

Еретик - противник господствующего вероучения церкви.

Учитель : - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?

Правильно.

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Учитель: - Давайте послушаем о том, как отлучали от церкви (выступает учащийся с сообщением по теме).

Учитель : - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.

Запись в тетрадь: Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.

Учитель: - Послушаем сообщения о средневековой инквизиции (выступает учащийся с сообщением по теме).

Учитель: - А ещё у нас есть иллюстрация по теме "Костёр инквизиции" автор Илья Кучаев учащийся 11 класса нашей школы. Кто попробует описать событие, изображенное на плакате? Давайте послушаем.

III этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.

А сейчас опять работа в группах.

Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы в карточках.

  • I группа - Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?
  • II группа - Почему христианская церковь раскололась на 2 части?
  • III группа - Перечислите источники богатств католической церкви.
  • IV группа - Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?

(выступает 1 человек от группы)

Учитель: - Молодцы!

Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.

Учитель: Домашнее задание параграф 15.

Вопросы группам:

  • I группа - 7 в.
  • II группа - 8 в.
  • III группа - 1 в.
  • IV группа - 3 в.

Введение В XIXIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу.














Богатство церкви: Десятина Плата за Поклонение святым мощам Завещание и дары – «на помин души» Плата за обряды Земли Продажа индульгенций Продажа должностей церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.


Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан. индульгенции




Разделение церквей: В 1054 году разделилась Католическую («всемирная» Православную («правильно Славящую Бога» Причины стр


1. различия в обрядах и учении. 2. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения - латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. 3. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. 4. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени. Отличительные признаки


4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.Григорий VII Григорий VII


4. Путь в Каноссу. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.Генрихом IV Генрих IV Григорий VII


4. Путь в Каноссу. Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.Каносса Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. Унижение в Каноссе Григория VII Изгнание Григория VII




5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (), избранном папой в 37 лет.Иннокентии III Иннокентии III




5. Наместник Бога на Земле. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Иннокентий III благословляет Франциска Ассизского






6. Против чего выступали еретики. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. 1. Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Спор святого Доминика с «отступниками» Пьер Вальдо создатель учения вальденсов


6. Против чего выступали еретики. 2. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. 3. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. 4. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности». 5. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле». Одно из еретических течений – иконоборчество


Борьба церкви с еретиками: Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.


Борьба церкви с еретиками: В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито


Инквизиция: Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал специальный церковный суд - инквизицию («расследование»). Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. заживо сжечь на костре. инквизицию


Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов- проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.Франциск Ассизский Святой Франциск Ассизский




Нищенствующие ордены монахов. Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман () основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.Доминик Гусман Святой Доминик, руководящий аутодафе Святой Доминик




Close