В этот день во время пасхальной трапезы, которую Иисус совершил на день раньше обычного, было установлено великое таинство Евхаристии. С этого дня на протяжении двух тысяч лет в разных уголках земного шара священниками совершается это таинство. Во время богослужения православным верующим предлагается причаститься Тела и Крови Христа, которые подаются им под видом хлеба и вина. Католики причащают своих прихожан только особым освященным хлебом - облатками.
Великий четверг на Руси издревле оборос различными языческими обычаями. В ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Великий четверг один раз в году готовили четверговую соль.
Этот обычай имеет древние корни. Он известен с праславянских времён, когда за солью признавали возможность отпугивать тёмные силы. В сборнике постановлений церковного Собора XVI века «Стоглаве» рассказывается об использовании четверговой соли. Традиция была распространена в Нижегородской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, откуда распространилась и на Сибирь.

Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть. Затем ставили в печи на самый жар или же закапывали в пепел и плотно закрывали створку на три-четыре часа. Либо соль перекаливали на сковороде. После чего толкли в ступе, всё это время читая молитвы. Потом соль освящали в алтаре, веря, что она после всего этого приобретает магические свойства.

Чёрный цвет соли — искусственный, в который поваренная соль окрашивается при запекании. «Четверговую соль» весь год хранили на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени. Соль принимали внутрь при сглазе и различных недугах, растирались её раствором. Заболевшей скотине давали посоленный ею хлеб, либо разводили щепотку соли в поилке.
В Сибири соль, смешанную с золой, добавляли в зерно перед посевом, а её раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. «Четверговая соль» считалась также оберегом. Ее зашивали в ладанку и носили на груди рядом с нательным крестиком, брали с собой, когда отправлялись в дальнюю дорогу, либо на войну. Щепотку соли, завёрнутую в узелок, клали за пазуху, когда в первый раз выгоняли скотину в стадо. В результате обжига соли, в ней, по сравнению с обычной, в десятки раз уменьшается количество тяжёлых металлов, а также понижается содержание хлора.

Огонь, по народным представлениям, также обладал очистительной силой. В некоторых деревнях Енисейской губернии для придания огню большей силы, в печь клали «воскресные» дрова, которые хозяйка заготовляла в течение Великого Поста, откладывая по одному полену каждое воскресенье. Этот день считался подходящим для общения с нечистой силой.

Чтобы увидеть домового, брали четверговую свечу, принесенную с вечерней службы, и поднимались на чердак. Если видели мохнатого домового, то это предвещало богатство, а голого — нищенство. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот и не мучил его. Под угол дома клали для него еду и говорили: «чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотину паси». Придя ночью в лес, сев на березу или осину и сняв с себя нательный крест, звали лешего, который должен был при этом зове незамедлительно явиться. Его расспрашивали о будущем. В других местах отправлялись в лес до восхода солнца и говорили: «Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!» После этого собирали муравьев, приносили их в хлев, полагая, что от этого скот будет плодовит.

Считалось, что все, совершенное в этот день, должно обернуться удачей и прибылью. Так, соседки стучали друг другу в окна и спрашивали: «Дома ли овечушки?", на что хозяйка отвечала: «Дома, дома». Диалог продолжался до тех пор, пока соседка не перебирала по очереди весь скот, огородные и зерновые культуры, а также предметы домашней утвари в надежде на их приумножение в течение года.

Также в Страстной четверг перетряхивали деньги или умывались «с серебра», будучи уверены, что деньги не будут переводиться в карманах весь год.

В календаре восточных славян Страстной четверг получил название «Чистый». В этот день совершались очистительные ритуалы. Люди мылись в бане, обливались водой у проруби или купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы избавиться от кожных болезней. Сбрасывали в проточную воду старую одежду - «чтобы зло уплыло вместе с ней». Приносили из леса можжевельник, жгли его прямо в доме и перешагивали через этот целительный огонь, переводили через него скот, переносили детей и даже домашние вещи, чтобы уберечься от болезней и воздействия нечистых духов. Окружали дом магическим кругом, очерчивали его мелом, обкашивали косой, оберегая дом и домочадцев от всякого зла.

К Чистому четвергу приурочивалась побелка дома, а также ритуальное очищение дежи - деревянной кадушки для приготовления хлебного теста. В культуре восточных и западных славян — символ достатка и благополучия. Вымытую и украшенную дежу выносили во двор, чтобы она «побачила солнце» или «посвятилась», приобщая ее к космической силе весеннего солнца.

Важное значение придавалось четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла. Изо всех этих языческих ритуалов в народной памяти осталась, пожалуй, лишь четверговая свеча.
Лишь у немногих остались воспоминания о "чистом четверге" и о "четверговой свече". Первое из них связано с представлением, что перед великим праздником Пасхи надо привести себя и дом в порядок.
Рецепт приготовления творожной пасхи в программе "Смак".

Как приготовить необычные пасхальные яйца.

Смесь благочестия и суеверий

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) - свеча, наделявшаяся особыми свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на вечернем богослужении, состоящем из вечери четверга и утрени Великой Пятницы, во время чтения 12 Евангелий . Православная церковь видит в ней знак горячей любви верующих к Спасителю.

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, "чтобы не угасла благодать Господня в доме". Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий Четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губернии, чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Холодная Вера Георгиевна
Этнографический музей

Следует понимать, что приписывание четверговой свече магических свойств является суеверием и идет вразрез с учением Православной Церкви, согласно которому помощь и исцеление подается не посредством неких магических действий, а по молитве и обращению к Богу, с готовностью принять Его волю, какова бы она ни была.

В то же время благочестивый обычай относиться с особым трепетом к огню свечи, горевшей при чтении Двенадцати Страстных Евангелий , приносить его домой и возжигать от него домашние лампады не содержит в себе ничего дурного.

Значимой приметой в Чистый четверг считается четверговая соль.

Четверговая соль приготовление и применение

Готовят ее из простой соли или освящая в церкви, или ложа на всю ночь возле образа Иисуса Христа и горящей лампады.

После эту соль не едят, как обычную, а ссыпают в мешочек и хранят для особо важных случаев. Также ее используют, как оберег. Для этого соль насыпают в маленький мешочек и носят на шее. Соль тоже обладает свойством удерживать информацию. Чаще ее используют для наведения порчи, для вызывания различных ссор.

Четверговая соль делает только добро. Если в доме намечается скандал, ее можно (буквально щепотку) бросить в воду и вымыть этой водой полы. Очень хорошо солить этой солью пасхальные яйца, особенно то, которое съедается первым после окончания поста.

Считается, что тогда человек будет удачлив весь год, во всяком случае крупных неприятностей с ним точно не произойдет.

Четверговую соль можно (буквально чуть-чуть) насыпать под порог своего дома. Считается, что она может защитить от проникновения в дом негативной энергии.

Четверговая свеча на удачу

Еще одной очень важной приметой является четверговая свеча. Ее приносят горящей из церкви, поджигают от нее лампаду или другую свечу. После с принесенной обходят весь дом, начиная от дальних комнат, доходят до порога и тушат.

Кто живет в частном доме, и у кого есть домашние животные, желательно обойти с этой свечой и помещения для скота.

Огарок свечи не выбрасывают, а хранят весь год. Использовать ее можно только если кто-то заболеет или случится какое-то несчастье. Просто так поджигать ее, если в доме отключили свет нельзя.

Четверговая свеча и целебная вода

Считается, если эту свечу положить на некоторое время в воду, то вода тоже станет целебной. Такую воду давали пить больным, ею умывались девушки, чтобы лицо приобрело особой привлекательности и поскорее нашелся жених.

Такая вода могла помочь, когда в семье происходило охлаждение чувств. Если муж и жена выпивали такой водицы, между ними вновь вспыхивала любовь.

Только злого с помощью этой воды делать нельзя, например, привораживать чужого мужа. Такой поступок будет воспринят, как кощунство над памятью Христовой.

В этой примете нет никакой мистики. Огонь всегда обладал очищающей силой. А воск и вода - это такие материалы, которые очень хорошо записывают и передают информацию. Недаром и вода и воск используются магами и заклинателями.

Принесенная из церкви свеча несет на себе информацию добра, которое делал Иисус для всех нас и его безграничной к нам любви.

Ритуал на удачу и счастье

Этот ритуал можно делать в разные дни, но особую силу он имеет в Чистый Четверг, следующую за ним пятницу и субботу. Для его проведения нужно, чтобы никто не мешал. Обычно его выполняют вечером, когда все повседневные хлопоты уже закончились.

Нужно поставить на стол четверговую свечу, зажечь и некоторое время смотреть на пламя, думая о себе, о своих поступках за последнее время. Кому трудно думать про себя честно, может поставить рядом образ (иконку) Христа. Тогда получается лучше.

Это действие гораздо сильнее, чем исповедь, потому что в мысленном разговоре участвуют только двое - Вы и Бог. Больше никто вас не слышит и поэтому кривить душой нет смысла.

Затем нужно взять чистый лист бумаги и абсолютно честно написать, что в Вас самих, какие Ваши поступки мешают Вам стать счастливыми, мешают Вашему успеху и так далее. Писать нужно именно о Ваших просчетах и ошибках, а не о том, что кто-то Вас не замечает или недооценивает. Писать пожелания и просьбы на этом листе нельзя.

Когда Вы напишете все, что плохого в себе вспомните, сожгите этот лист на пламени четверговой свечи, думая о том, что все написанное должно из Вас уйти. Куда Вы выбросите пепел, нет разницы, главное, чтобы грязи не осталось.

Этот ритуал очень действенный, он помогает очень во многом, и улучшить отношения в семье, и достичь успехов на работе. Главное его условие - не кривить душой и не забывать, перед кем Вы исповедуетесь.

Приглашаем на наш Волшебный Открытый Вечер сегодня в среду в 20-00!

Он будет посвящен Страстной неделе и Пасхальным Чудесам

Я расскажу про Чистый Четверг, дам очень полезные практики.

Приходите, мы вас ждем!

ПРО ЧЕТВЕРГОВУЮ СОЛЬ, ХЛЕБ И СВЕЧУ

На чистый четверг делают специальную соль, которой потом весь год пользуются для различных обрядов.

Четверговая (четвережная) соль

Она бывает разной. Знахари для разных целей используют четверговую соль, приготовленную разными способами. Обычно в заговорах и описаниях ритуалов сказано, какая соль нужна.

Соль берется обыкновенная поваренная не йодированная, не морская и без каких-либо добавок (типа селена, чеснока и т.п., чего сейчас навалом). Будьте внимательны. Раньше толкли и затем просеивали каменную соль. Но это связано было не с ее особыми свойствами, а с тем, что мелкой поваренной соли у обычных крестьян просто не было.
Вся соль готовится до обеда в четверг. После обеда она ссыпается в мешочек и убирается.

1. пережженная соль – соль прокаливают в печи или духовке (в крайнем случае – на чугунной сковороде на плите) с квасным суслом, черным (лучше бородинским) хлебом, ржаной мукой или различными целебными травами.

Сусло тщательно отжимается, хлеб мочится, разминается и так же тщательно отжимается.

Мука или предварительно размельченные травы просто смешиваются с солью.

Добавки должны полностью перегореть до состояния золы.

Соль с целебными травами используется знахарями исключительно в целительских практиках – надо знать, где и как.

  • НЕЛЬЗЯ использовать квасное сусло из магазина (только свое, от домашнего хлебного кваса),
  • нежелательно использовать аптечные сборы – травы лучше собирать самим,
  • нельзя пережигать соль в микроволновке и на тефлоновых сковородках (только на чугунных или в глиняных горшках) можно в крайнем случае – на противне.

Духовка должна быть чистой.

2. Соль «с трех дворов (домов)» — надо в чистый четверг до обеда попросить соли (по горсти) с трех домов (квартир). Соль ссыпать в одну емкость и перемешать.

3. Соль «домашняя» — каждый из домочадцев перед обедом зачерпывает горсть соли и ссыпает в общую посуду. Если домочадцев нет – хозяин сам ссыпает в посуду три горсти.

4. Классическая «четверговая» соль – «по умолчанию».

Готовится так: вечером в среду соль прокаливается в печи (духовке) или на крайний случай – на плите в чугунной посуде не менее часа при максимальной температуре. Как уже упоминалось тефлон – категорически нельзя. Нет чугунной – насыпьте на противень.

Духовка должна быть чистой.

До рассвета в четверг (или в среду ночью – когда полностью остынет) необходимо ее пересыпать в глиняную, деревянную или фарфоровую (стеклянную) посуду и поставить на обеденный стол.

В металлической посуде ставить нельзя.

Стол должен быть чистым, на нем не должно ничего стоять, кроме соли.

Стол предварительно застелите чистой матерчатой скатертью. Или хотя бы постелите чистую выглаженную салфетку.

Завтрак накрываете как обычно (вокруг «солонки»).

Еду можно присолить этой солью.

Но поев, сразу убираете стол и моете посуду. Стол должен быть чистым и красивым! Обед так же накрываете вокруг солонки.

ОСТОРОЖНО – не окунайте никакую еду и пальцы в соль! (именно это сделал Иуда на тайной вечере) – берите соль специальной ложечкой или кончиком ножа. Если хотите что-то макать – отсыпьте соль в свою тарелку.

Кстати, именно отсюда пошло важное правило этикета — не макать еду и пальцы в солонку!

Постарайтесь ему следовать не только в Чистый четверг, но и в остальное время.

После обеда (завтрака или ужина – но до захода солнца) соль пересыпается в мешочек и убирается.

Потом ее можно использовать в многочисленных магических ритуалах.

5. И, наконец – «освященная» четверговая соль – прокаленную как в п.4. соль надо пересыпать в мешочек и отстоять с ней от начала и до конца службу в Чистый четверг.

Эта соль обладает чудодейственными целительными свойствами – ее можно и без всяких ритуалов и заговоров сыпать в еду и питье больным, использовать для «наведения» красоты, купать с ней детей (достаточно нескольких крупинок на ванну).

Но использовать такую соль в некоторых ритуалах (связанных с черной магией) нельзя.

6. Можно самим освятить соль, для этого зажечь большую церковную свечу (она будет «четверговой» и прочитать канон службы на Великий Четверг и молитву «Боже, Спаситель наш, явившийся через пророка Елисея в Иерихоне и так посредством соли сделавший здоровой вредную воду! Ты Сам благослови и эту соль и сделай ее приношением радости. Ибо ты – Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и вовеки веков. Аминь. Аминь. Аминь». Используется так же как и в п. 5.

Четверговый хлеб

Раньше верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду.

Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза».

Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту.

Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами.

Сейчас, наверное, мало кто сам печет хлеб, но счастливым обладателям хлебопечки советую поставить хлеб так, что бы он испекся ДО ОБЕДА в четверг.

Этот хлеб подать на стол к обеду, а из оставшегося – нарезать и высушить маленькие сухарики.

Они так же используются для лечения.

Кроме того считается, что если раскрошить и бросить такие сухарики в пашню – будет хороший урожай и не будет сорняков.

У кого нет хлебопечки – попробуйте купить готовый хлеб утром в четверг и так же подать его к обеду, а оставшийся – посушить на сухарики.

Четверговая свеча и Четверговый огонь (Священный огонь)

Так называется свеча, с которой стояли в Великий четверг в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий и старались принести домой горящей.

Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года.

Те, кто достойно провел этот особый день: причастился утром, выстоял вечернюю службу, донес до дома евангельский огонек, испытывают особую благодать.

Огонек затепленной от свечи лампады, стараются сохранить в доме до Пасхи.

Раньше в каждом доме у верующих на божнице постоянно горела лампадка.

И ее гасили раз в году перед походом на службу в Чистый четверг для того, что бы принести из церкви зажженный там огонь и запалить от него лампадку снова.

Когда гасили лампадку – ее тщательно мыли. И пока ходили на службу – она успевала высохнуть и была снова готова к использованию. Кстати в этот день обязательно мыли и протирали все иконы в доме.

Это было очень красивое зрелище – из церкви все выходят, прикрывая зажженные свечки, и растекаются по домам множеством мерцающих искорок.

Что бы донести свечу можно использовать обрезанную пластиковую бутылку.

Чтобы защитить семью и хозяйство от сглаза и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах.

Затем «четверговую свечу» хранили дома.

Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Считается, что это облегчает «путь Души».
Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом от разрушения.
Про все ритуалы и заговоры с использованием Четверговой Соли, а так же про ритуалы и обряды на Страстную Пятницу, Субботу и Пасхальное Воскресение – в сборнике «Чистый Четверг и Пасха». Туда вошли 2 вебинара и 2 большие книги ритуалов и заговоров.
В том числе:

Отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Что символизируют земные поклоны? Почему их так часто делают Великим постом?

Поклон символизирует смирение человека перед более значимой Личностью. Когда мы кланяемся в храме перед образом или во время молитвословий, это показывает наше благоговение, почтение и смирение перед Богом. Поклон, так же как крестное знамение, должен выражать внутреннее чувство, совершаться с молитвой. Без этого он превращается в простое физическое упражнение.

Земной поклон выражает сугубое смирение, покаянное чувство. Поэтому он столь часто совершается Великим постом. В это время в будние дни многие поясные поклоны заменяются на земные. Это поклоны на часах, при пении «Честнейшую Херувим …», после «Достойно есть…», во время чтения молитвы преподобного Ефрема Сирина. В субботние и воскресные дни Великого поста земные поклоны упраздняются.

Во время Литургии Преждеосвященных Даров земные поклоны совершаются во время перенесения Даров с жертвенника на престол, во время возгласа «Свет Христов просвещает всех», пения прокимна «Да исправится молитва моя», во время Великого входа при пении «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» и перед Причастием.

В Великую Среду по уставу совершение земных поклонов в храме прекращается. Исключение составляют только поклоны перед Плащаницей в Великую Пятницу. Возобновляется совершение земных поклонов в храме только на Пятидесятницу.

Как поститься в дни Страстной седмицы?

В эти дни пост должен быть особо строгим. Монастырский устав предписывает в первые три дня Страстной седмицы сухоядение. В Великий Четверг ради совершения литургии разрешается горячая пища с растительным маслом. В Великую Пятницу пищу не вкушают вовсе, многонемощным разрешаются хлеб и вода после захождения солнца. В Великую Субботу после окончания литургии освящаются хлеб и вино, на трапезе разрешается пища без растительного масла.

Но мирянам следует понимать, что этот устав предписан именно для монашествующих, вся жизнь которых в эти дни связана с богослужением. Мирянам, которые продолжают трудиться в обычном режиме, обременены семейными обязанностями, такой пост зачастую невозможен. Поэтому не существует «приходского устава», ведь миряне живут в очень разных условиях, обладают очень разными душевными и телесными возможностями. Меру строгости поста в эти дни следует определить с духовником, исходя из личных особенностей.

Особо хотелось бы отметить, что устав дозволяет употребление вина в некоторые дни Великого поста, и даже на Страстной седмице. Однако нужно понимать, что вино на Востоке, где составлялись Студийский, Иерусалимский уставы — это обычный напиток, примерно такой же, как для нас чай. В России отношение к вину совершенно другое. Поэтому, на мой взгляд, христианину в нашей стране Великим постом лучше воздержаться от употребления вина за исключением двунадесятых праздников: Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. По сложившейся традиции, верующие, которые готовятся причаститься в Пасхальную ночь, воздерживаются от приема пищи с шести часов вечера.

Зачем в праздник Входа Господня в Иерусалим освящают веточки вербы? Что с ними делать дома?

Как повествует Евангелие, в этот день иудеи встречали Христа, который на молодой ослице въехал в Иерусалим. Они устилали путь Господу пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами «Осанна!», как обычно обращались только к царю. Ветви пальмы у евреев были таким же символом победы, как в Греции - лавровые венки.

В память об этом праздник Входа Господня в Иерусалим называется Неделею ваий, или цветоносною, и в этот день освящаются вайи (ветви финиковой пальмы). На Руси он получил название Вербного воскресенья, так как в России финиковые пальмы не растут, вместо них освящают веточки вербы, которая первой из всех растений распускается весной и символизирует жизнь, обновление. Молящиеся приходят в храм с вербами, встречая невидимо грядущего Господа.

Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии. Освященной вербой украшают жилища.

Так как вербу освящают ежегодно, возникает вопрос, что делать по истечении года со старыми, высохшими веточками? Как и любой другой освященный предмет, их лучше предать огню, а не выбрасывать вместе с бытовым мусором. Не потому, что от наших действий может пострадать священное изображение или веточка вербы. Скорее страдаем при этом мы сами, наше чувство внутреннего благоговения.

В Великий Четверг православные христиане несут домой со службы зажженные свечи или фонарики с огнем. В чем смысл этого обычая? Что делать дома с этой свечой?

Это просто красивая русская традиция. Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы, за которой читаются так называемые «Двенадцать Страстных Евангелий», в которых рассказывается история Страданий Христовых. На протяжении всей службы прихожане стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой. Дома от этих свечей зажигают лампадки. Существует благочестивый обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи. В старину копотью от горящей четверговой свечи рисовали кресты на дверных проемах.

Однако следует помнить, что все наши внешние обрядовые действия, использование различных предметов (светильников, облачений и др.) бессмысленны, если не задумываться об их внутреннем содержании. С древности свет, огонь, возжжение светильников на богослужении символизировали Христа, просвещающего нашу жизнь, наши сердца. В качестве примера можно привести вынос свечи на возгласе священника «Свет Христов просвещает всех» во время литургии Преждеосвященных Даров. Свеча здесь — символ Христа, Света мира, который просвещает всех, приходящих к Нему.

Подобное символическое значение имеет и четверговый огонь. Это некий символ просвещения мира светом Евангельского учения.


Close