Когда ремеслом литья из меди полностью овладели раскольники, началась новая эра массового производства предметов из различных похожих материалов. Были созданы различные предприятия, которые изготовляли церковные предметы из меди и ее сплава - латуни. В XVIII-XIX веках было создано колоссальное количество икон, киотных и

Необычный крест

Далеко не каждый человек в современном мире знает, что такое киотный крест и для каких целей он предназначался у староверов. Что ж, постараемся приоткрыть завесу тайны над этим вопросом. Этот церковный аксессуар не годился для ношения на теле, его значение было другим. Более того, от обычного нательного он отличался размером и имел слегка нетрадиционную форму.

Название данного церковного аксессуара произошло от древнего слова "киот". Киот - это такой небольшой ящик, порой может быть сундук, малых размеров, в котором хранятся различные иконы. В старину киоты изготавливали из бронзы или меди, для красоты и сохранности покрывали эмалями.

Киотные кресты: история

Такие кресты появились еще в древности, когда было принято осенять ими ворота. Причем это могли быть как домашние, так и городские. Однако они имели и много других различных применений в разных местах. К примеру, киотные кресты служили знаками в святых местах или на дорогах. Их врезали в дерево, таким образом, они всегда находились в знаковых местах. Также их часто врезали в Благодаря своей многофункциональности киотные кресты были весьма почитаемы среди населения того времени, они были в доме практически каждой семьи.

Такие кресты в большинстве случаев имеют восьмиконечную форму и четыре перекрытия (два прямых, два косых). Очень часто эти церковные атрибуты покрывались эмалями, но в некоторых случаях они могли покрываться и патиной.

Патина - слой из окиси металлов, который имеет защитные свойства. Стоит также отметить, что патина на меди и ее сплавах может образоваться самостоятельно, но для этого должно пройти несколько десятков лет. При помощи активных химикатов умельцы того времени киотные кресты «Распятье Христово» покрывали этим слоем за несколько дней.

Староверы проделывали колоссальную работу, и изделия того времени получались невероятно красивыми. Многие современники до сих пор не могут понять, как они могли отобразить все детали настолько филигранно, используя достаточно примитивные инструменты того времени.

Отдельно отмечается качество эмалевого рисунка, который был достаточно сложным. Известны факты, когда на одном кресте было задействовано до 6 различных покрытий. Для нанесения эмалей использовался горячий способ.

Достаточно часто киотные кресты 18 века имели обрамление из дополнительных образов: Магдалены, Девы Марии, Богослова. Такие кресты демонстрировали всю благодать Церкви.

Стоит отметить, что такого рода продукцией пользовались не только староверы, большое количество православных ценили такого рода труд. Христиане бережно относились к иконам и крестикам.

Изображения на изделиях

Зачастую мастера старались сильно не повторяться, и сюжеты были достаточно разнообразными. К примеру, в одно время могли выпускать киотные кресты «Распятье Христово с предстоящими святыми», а через некоторое время изготавливались уже с совершенно другим сюжетом.

Еще одна интересная особенность рисунка - линии. Сам сюжет мог быть одинаковый, некоторые наиболее удачные модели изготавливались столетиями, не меняя смысла изображения, но были разные линии. Более новые изделия изготавливались с ровными линиями, было уделено много внимания различным деталям. Если же рисунок прост и грубоват, то можно с уверенностью сказать, что это более древнее изделие.

Киотные кресты пользовались большой популярностью у населения, поэтому их изготавливалось очень много. Самые крупные медницы в год могли произвести более 100 000 изделий. Также они выплавлялись в небольших мастерских. Такие изделия были в продаже не только в церквях, их можно было приобрести и на ярмарках.

Разновидности крестов

Для лучшего понимания, чем же отличается киотный крест от остальных, необходимо разобраться, какие же вообще бывают разновидности крестов и для каких целей они используются. Все кресты можно разделить на 3 основных группы:

  1. Нательные. Такие изделия имеют самые небольшие размеры. Зачастую они не имеют более 8 см в высоту. Они оборудованы небольшим ушком и предназначены только для ношения на теле.
  2. Металлические наперсные. Это крупные изделия, которые также используют для ношения на груди. Они очень похожи на киотные, однако их главное отличие - отверстие для подвешивания. В большинстве случаев оно находится сверху (как в нательных), но иногда оно может быть и сзади изделия.
  3. Киотные кресты. Такие изделия также изготавливались массивными и тяжелыми. В основном они размещались у людей среди икон. Также их могли врезать в ставротеки. Стоит отметить, что киотные кресты были в большом почете у староверов, как правило, их ставили в самом почетном месте дома.

Внешний вид креста

В зависимости от внешнего вида изделия можно сказать о нем достаточно многое, например, где он был изготовлен. На севере страны искусство изготовления таких крестов зашло очень далеко, и зачастую созданные предметы имели весьма непривычные формы.

Также, где был изготовлен крест, можно определить и по обратной его стороне. Там обычно делали различные надписи и узоры. Более того, всегда должна стоять подпись мастера и его клеймо.

Часто на киотных крестах «Распятье Христово» видны следы его чистки. Все дело в том, что староверами они очень сильно почитались, и они их постоянно чистили, таким образом заботились об изделии. Иногда можно встретить следы и достаточно грубой чистки креста - это означает, что его владельцы не сильно волновались за его сохранность и небрежно к нему относились.

Чем покрывали кресты?

Производили такие церковные изделия на протяжении многих столетий, они создавались из разных Однако наиболее ценными считались те, которые были изготовлены из таких материалов, как бронза и медь. Покрывались такие изделия патиной и эмалью, наиболее ценными считались те, которые были покрыты золотом. На данный момент данные предметы очень востребованы среди коллекционеров.

Цена на изделие

Цена напрямую зависит от того, когда был изготовлен киотный крест и как он выглядит на данный момент. Однако есть еще очень много прочих факторов. Наиболее дорогими считаются данные церковные атрибуты, которые были покрыты несколькими слоями эмали. Также стоит отметить, что цена может повышаться, если конкретный крест имеет свою историю. Немаловажным фактором ценообразования также является его размер и сохранность.

Некоторые киотные кресты имеют достаточно сложные судьбы, как и некоторые их владельцы. К примеру, когда к власти пришли коммунисты, они обирали и раскулачивали зажиточных граждан, Более того, та власть не признавала церковь, многие экземпляры крестов были просто уничтожены или проданы, их дальнейшая судьба осталась неизвестной.

Заключение

Киотный крест - это особенный вид церковных атрибутов, который был в почете у всех староверов. В основном они изготовлялись из бронзы и ее сплавов, покрывались патиной, эмалью и золотом. На сегодняшний день такие изделия являются достаточно дорогими и редкими. Их можно найти только в антикварных лавках и у коллекционеров.

Купить старинные бронзовые кресты и старинные распятия.

Всем известно, что крест существовал и в дохристианскую эпоху, символизируя в разные периоды солнце, землю, центр вселенной, огонь, четыре стороны света и даже стилизацию изображения человека. С появлением христианства крест становится одним из его основных символов. Ведь именно на кресте был распят Иисус. Причем даже на Руси, несмотря на то, что здесь после крещения долгое время жили языческие традиции, преломившиеся к христианским и родившие своеобразное русское православие, крест был и остается главным символом веры. Неспешно полистайте подобранный нами каталог старинных крестов. Здесь вы найдете старинные бронзовые распятия различного предназначения и в разнообразном исполнении. Итак, у нас вы сможете купить, в частности, большое бронзовое распятие христово с предстоящими. Это композиция, часто отливавшаяся из медного сплава, украшавшаяся серебром и разноцветной эмалью, в центре которой располагается бронзовый крест, вокруг него - изображения разных святых поодиночке или в группах. Нельзя не заметить в нашем каталоге старинных крестов богослужебный напрестольный крест, который вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью Святого Престола в алтаре Православной церкви. Он используется при особо торжественных молебнах, для благословения верующих в конце литургии, им освящается вода на Богоявление. При архиерейском богослужении напрестольный крест на подносе с покровцем выносят, встречая епископа. Несомненно, что довольно обширным отделом нашего каталога старинных крестов является раздел крестов, носившихся на шее. В частности, это наперсные кресты, кстати, в средневековье носившиеся и духовенством, и мирянами на груди, поверх одежды. В современном мире наперсный крест - обязательный атрибут одеяния духовенства. Самый распространенный крест - это нательный крест. Старинные нательные крестики делали и из меди, и из серебра, и из золота - все зависело от статуса его владельца. Носились они прямо на теле, под одеждой, поэтому получили название «тельник», были небольшие по размеру и, как правило, с незатейливой иконографией. Он возлагается на грудь каждого крещаемого при обряде крещения, и должен носиться каждым христианином на протяжении всей его жизни. Конечно, довольно часто нательный крест терялся, но позволительно заменять его на новый, поскольку крест должен сопровождать христианина всю жизнь. Конечно, каталог старинных крестов был бы неполным, не включи мы в него старинный бронзовый крест энколпион, который еще именуют крестом мощевиком. Вначале это были маленькие коробочки с изображением креста на крышечке, в которых помещали мощи святых. А вот к 11 в. коробочки обрели крестообразную форму, и именно в таком виде кресты энколпионы появились на Руси.

Первые кресты, появившиеся на Руси, были привозными, но постепенно русские православные мастера освоили производство мелкой религиозной пластики в Киеве, а затем и в других местах. Древние меднолитые кресты были очень маленькими, и это понятно: слишком дорог и дефицитен был металл, а потому, чтобы сделать крест-тельник доступным всем, и отливали крестики маленькими.
Интересно, что первые кресты не несли на себе изображений и были односторонними, то есть скромный узор украшал только лицевую сторону креста-тельника, потому что отливались они в одностороннюю форму. Древние крестики встречаются и с разноцветными эмалями, они прекрасно сохранились до наших дней!
Постепенно производство меднолитых крестов разрасталось, а открытые собственные месторождения меди позволили не только разнообразить ассортимент продукции медниц (литейных мастерских), но и увеличить размеры изделий.
Не стоял на месте и процесс усложнения форм старинных крестов, икон, медальонов, панагий, складней. Ранее применявшиеся лишь изредка двухсторонние формы для литья теперь использовались повсеместно, благодаря чему старинные кресты тельники получили рельефные изображения на лицевой поверхности и на оборотной стороне! Кресты тельники и старинные распятия украшали разноцветными эмалями, что делало их очень красивыми, эстетичными, привлекательными.
Но несовершенство гайтана - нити для подвешивания крестиков-тельников и активный крестьянский образ жизни людей приводили к тому, что крестики часто терялись.
Настоящий расцвет производства меднолитых крестов и икон происходит после церковного раскола. Именно раскольники, староверы, уходя в труднодоступные места, прячась от преследований и пытаясь сохранить истинную веру, осваивают в своих общежительствах и скитах производство бронзовых крестов, бронзовых икон, бронзовых складней.
В своей работе они руководствуются чрезвычайно скрупулезным подходом к качеству продукции, доводят внешний вид даже обыкновенных крестов-тельников до совершенства.
Удивителен факт, который свидетельствует нам о том, что практически все старинные кресты тельники, старинные бронзовые иконы, старинные бронзовые кресты-распятия были изготовлены в медницах расколькников, то есть никонианская Церковь в этом сегменте не препятствовала распространению среди православных христиан религиозных предметов, произведенных староверами.
Форма и рельефные узоры старинных крестиков-тельников не случайны, и благодаря изобразительным тенденциям, присущим определенным периодам, мы сейчас можем с большой точностью определять принадлежность старинного крестика или распятия к конкретному временному отрезку, в который он был изготовлен. Религиозные предметы из мелкой и крупной меднолитой пластики можно отличать и по своему виду, с достаточной вероятностью устанавливая и региональную привязку и даже предоставляется возможность выявлять конкретных мастеров-литейщиков, мастеров-изготовителей матриц, что делает собирательство металлопластики увлекательнейшим занятием!
Благодаря этому на нашем сайте Вы можете оценить работу древних мастеров и купить старинные бронзовые нательные кресты, купить старинные бронзовые кресты-распятия, в том числе и красивейшие эксклюзивные экземпляры, несущие на себе многоцветные горячие эмали и индивидуальные клейма мастеров-резчиков и мастеров-литейщиков.
Во времена, когда старообрядчество не подвергалось гонениям, возникли и крупные центры по производству медного литья не только в отдаленных губерниях России, но и в Москве. Район нынешней Преображенской площади, Большой Черкизовской улицы славился своими мастерами литейщиками, но как оказывается, мало было быть хорошим мастером по литью. Важнейшей частью меднолитейного производства было наличие качественной матрицы - образца иконы, крестика-тельника, или распятия. Именно в несуществующем ныне, селе Черкизове и в окрестностях работали талантливые мастера-резчики, к которым за эталонными матрицами приезжали со всех краев мастера или посланники, ведь от качества матрицы зависело качество продукции, спрос на нее. А знаменитый мастер Родион Хрусталев работал в нынешнем районе Лефортово, старинные бронзовые распятия, имеющие клеймо этого мастера, ценятся особенно высоко!
В XVIII веке старообрядцы доводят производство религиозной пластики до наивысшего совершенства. Великолепные образчики: старинные бронзовые крестики-тельники, старинные наперсные кресты, старинные кресты-распятия поражают зрителя тончайшей проработкой рельефа, узорами, искрятся многоцветными эмалями.
Медница - часто производство семейное, где все, от мала до велика заняты на определенном этапе изготовления религиозных предметов, где каждый - специалист своего дела.
Каждый день старообрядческая медница (в зависимости от своей мощности) могла производить до пятиста крестов-тельников, сотню пядничных икон и десяток крупных крестов-распятий, или крупных бронзовых икон.
Работа тяжелая, с раннего утра и до поздней ночи, даже детям находилось дело. Удивительно, что древний мастер пользовался при изготовлении старинных бронзовых крестов и икон самыми простыми средствами. Наиболее ответственный этап - подготовка формы под отливку. Сегодня трудно себе представить, глядя на сложнейший рельеф старинного креста-распятия, что он отливался в форму, изготовленную из… песка и глины, смешанных в особой пропорции! Даже при нынешнем развитии технологий повторить старинные образцы в полной мере не удается!
В XIX веке складывается и особая культура ношения крестов-тельников. Четко проводится граница между женскими и мужскими нательными крестами. Нет, никто специально не ограничивает православных в ношении тех, или иных тельников, просто одни из них приобретают более ажурный (женский) орнамент, особую характерную форму, ныне их именуют «крестиками-листиками», другие же выдерживаются в строгой изобразительной манере, и именуются мужскими прямоугольными крестами, хотя смысловое (религиозное) наполнение у них абсолютно одинаковое.
Очень красивы крупные кресты распятия. Присмотритесь, как тонко мастер резчик проработал тело Христа, а мастер-литейщик воспроизвел образец и украсил его эмалями! Тяжелые старинные бронзовые кресты распятия с Предстоящими сосредотачивают нас на сцене Распятия Господа, дают уникальную возможность увидеть это Великое событие глазами древних верующих.
Часто оборотную сторону распятий украшал текст молитвы «Крест Спаситель Всей Вселенной…», или замысловатым цветочным узором, нитяная тонкость которого была визитной карточкой мастерской и самого мастера.
Сегодня мы ценим старинные кресты тельники, старинные кресты распятия, ценили их и тогда, когда они были изготовлены. Посланники старообрядческих общин развозили продукцию медниц по округе и даже привозили ее в столицу, и всегда на красивые изделия был спрос.
Старинные большие бронзовые кресты украшали стены жилищ, их размещали над входом в дом, на внешней стене дома или даже над воротами, их брали с собой в дальний путь.
Привлекательность медной старинной пластики понятна: все эти изделия можно с полной уверенностью назвать вечными, столь не властно над ними быстротекущее время. И сегодня мы удивляемся творениям литейщиков домонгольской Руси, восхищаемся старинными бронзовыми крестами XVIII, XIX веков.
У Вас есть отличная возможность стать обладателем одного из этих бессмертных художественных и религиозных произведений, ассортимент нашего антикварного интернет салона позволяет без труда выбрать великолепный образец меднолитой пластики и начать собирать свою собственную коллекцию древностей, или развить уже существующее собрание.
Мы уверены, что каждый православный христианин почувствует особое духовное настроение, прикоснувшись к любому старинному кресту, будь то маленький крест-тельник, или огромное многоэмальное распятие!
Старинные бронзовые кресты - украшение любого дома, утешение в любой беде, помощь в любой проблеме!

Священник Михаил Воробьев

Наперсные и киотные кресты XVII – XIX столетий

Покидая отеческий дом, юный курский мещанин Прохор Мошнин, в будущем - великий подвижник Русской Церкви, получил в благословение от матери небольшой медный крест, отлитый, вероятнее всего, в гуслицких медницах, который и проносил на груди до самой своей смерти. Похожие кресты в XVIII и XIX столетиях изготавливались в различных литейных мастерских сотнями тысяч экземпляров. Они были любимы старообрядцами, но столь же часто их можно было встретить в домах русских православных людей, совершенно далеких от раскола. На них истово молились набожные крестьянки, их привозили с ярмарок купцы, их бережно хранили в самые богоборческие десятилетия советской власти, вынимая из сундука только для того, чтобы поставить рядом с гробом. Эти кресты, простые и изысканные, затертые до гладкости и сохранившие все детали рельефа, потемневшие от времени и сверкающие эмалями разных оттенков, - составляют самый обширный, после нательных крестов, пласт русского церковного литья.

Чтобы навести хоть какой-то порядок в этом удивительном многообразии, необходимо, прежде всего, обратить внимание на размеры и, если так можно выразиться, на предпочтительную функциональную предназначенность изделий. По этим двух признакам, меднолитые кресты, которые по размеру больше тельников, то есть имеют высоту более 8 см, могут быть разбиты на две группы: наперсных и киотных крестов. Наперсные кресты, имевшие в навершие или на обратной стороне проушину для гайтана, предназначались для ношения на груди, поверх одежды. Киотные – помещались среди икон и нередко вставлялись в специальные киоты - ставротеки. Эта классификация не является абсолютно точной, поскольку одни и те же кресты могли быть и киотными и наперсными, а часто и отливались то с проушиной, то без нее; да и сама проушина иногда предназначалась только для того, чтобы крест было удобнее повесить на стену. Даже в наше время среди участников какого-нибудь крестного хода обязательно встретится человек, на груди которого висит особым образом подвязанный явно киотный крест немалого веса и размера.

Основная историческая особенность распространения этого художественного стиля в России состояла в том, что, начинаясь как собственный стиль, главным образом, в архитектуре, московское барокко соединяется с европейским, становясь в полной мере большим художественным стилем. В течение полутора столетий с середины XVII и до самого конца XVIII столетия барокко господствует в литературе и искусстве, в общественно-политической мысли, богословии, поэзии, стиле мышления, линии поведения.

Неоспоримо влияние барокко на иконопись, а также церковно-прикладное искусство, в том числе и медное литье. Наиболее явственно стилистические особенности барокко проявляются в пластике нательных крестов, которые были самыми многочисленными изделиями литейного производства, а так же появившихся в это время крестов наперсных и киотных. Многообразие и изменчивость, которые являются главной особенностью художественного стиля барокко, очень наглядно проявляются в этой области церковного искусства. При этом барочные элементы возникают здесь ранее других областей искусства, едва ли не ранее архитектуры. Так В.Н. Перетц отмечает: «По-видимому, с конца 15-го или с начала 16-го века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует в промышленности до 19-го в. включительно.…Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные, разнообразной формы, кресты неопределенного назначения (киотные, надворотные?), украшенные иконками праздников, иногда увенчанные цепью херувимов на стержнях…».

Наперсный крест XVII в.

Одним из ярких примеров наперсных крестов, выполненных в стиле московского барокко, является небольшой, размером 91х58 мм, наперсный крест с четырьмя предстоящими и херувимом в верхней части. Крест имеет килевидное завершение, характерное для нательных крестов XVI столетия; на концах перекладин расположены характерные для московского барокко шарики.

Еще более ярко черты барокко проявляются в более распространенных типах наперсных крестов, конца XVII века, которые изредка тиражировались и в отливках последующего XVIII столетия.

Поскольку, начиная с XVIII века, медное литье сосредоточилось в основном в старообрядческой среде, эти кресты с выраженными чертами стиля барокко широкого распространения не получили. Их нарядный, праздничный вид вносил диссонанс в строгое и суровое искусство ревнителей древнего благочестия. Однако более сдержанные кресты эпохи Большого Московского Собора были приняты старообрядцами и находились в обращении в течение по меньшей мере еще одного столетия. Это большие, размером 120х80 мм, изделия с криновидными завершениями ветвей. Заметим, что такая форма перекладин креста характерна для древнерусских тельников домонгольского времени.

Наперсные кресты XVII–XVIII вв.

Первое, что бросается в глаза каждому, кто видит крест данного типа - это две «троицы», расположенных в верхней и нижней частях креста. Безусловно, такая композиция является данью стилю барокко с его склонностью к «симметричной асимметрии». Если верхняя Троица не вызывает сомнений – это традиционный для русского искусства образ Святой Троицы, то нижняя при внимательном рассмотрении оказывается «троицей нечестивых», изображением трех упомянутых в Евангелии римских воинов, увлеченных дележкой одежды распятого Христа. Истинность этой догадки подтверждается надписью, идущей по контору нижней лопасти креста; это известный текст псалма «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий».

Кресты данного типа очень нарядны. Нередко они были украшены разноцветными эмалями. Существует несколько изводов данного типа креста. На некоторых из них под руками Спасителя находятся схематические изображения храмов. Существуют кресты, в нижней лопасти которых вместо воинов изображаются двое святых. Чаще всего это Никита бесогон в паре с Николаем Чудотворцем (в этом случае выше у подножия Креста помещены святые Тихон и Мина) или двое Сергий и Никон (?) Радонежские (на крестах данного типа на средней перекладине над руками Спасителя расположены изображения ангелов).

Наперсный крест конца XVII в.

Бурное вторжение барокко в русское церковное искусство затронуло и производство меднолитых икон и крестов. Однако эстетика этого большого художественного стиля не вполне коррелировала с традиционным русским благочестием. Не отрицая красоты как таковой, оно не удовлетворялось красотой барокко, которая представлялась лишенной духовной глубины, и подлинной религиозности и сводилась особенно в поздних образцах к чистой декоративности. Эксперименты в этой области создавали удивительные по изысканности изделии, которые, однако, не шли в серию, не воспроизводились в повторных отливках, оставаясь свидетельством художественного поиска мастера, в котором «чувство всемирной отзывчивости» компенсировалось укорененностью в духовной традиции.

Примером таких экспериментов является наперсный крест конца XVII столетия с образом Входа в Иерусалим в верхней лопасти, херувимами, переместившимися в подножие и традиционными ангелами в верхней части, более напоминающих своими формами античных купидонов.

1. Статья проиллюстрирована изображениями предметов из собственной коллекции автора, любезно предоставленных Дмитрием Анатольевичем Остапенко, а также выловленных в бескрайних просторах Интернета.
2. Обилие таких крестов среди археологического материала позволяет предположить, что большинство из них является позднейшими старообрядческими переливками XVIII – XIX столетий. Для обозначения данной формы креста при достаточном многообразии типов поисковиками и коллекционерами используется устойчивое название «пропеллеров».
3. Исчерпывающая типология нательных крестов стиля московского барокко представлена в статье Э.П. Винокуровой «Металлические литые кресты-тельники XVII века» в сборнике «Культура средневековой Москвы. XVII век”, М. Наука, 2000, с. 326.
4. Перетц.В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л. 1933. С. 7-8 .
5. Для обозначения последнего креста в последние годы установилось название «курского», поскольку большинство находок происходит именно из Курского региона. Однако, по мнению А.Н. Спасенных, такие кресты отливались в одном из монастырей Рязанского края.
6.
Существует несколько изводов крестов разного типа. В большинстве источников они датируются концом XVI века. Однако наглядная барочная стилистика, а также некоторая тяжеловесность отливки делают возможным датировать их концом XVII столетия.

Во второй половине XVIII столетия в самом центре России возникает новый крупный центр старообрядческой культуры. Это Гуслицы - подмосковная местность в юго-восточной части Богородского уезда с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губерний, в настоящее время - территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской области. Свое название эта местность получила от имени реки и древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев-поповцев, осевших на территории Гуслицкого края, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.

Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв.

Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.

Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв. Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип

Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.

Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.

Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.

Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.

По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.

Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.

На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.

Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…»

Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».






Навершия киотных крестов XIX в.
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в.

В нижней части киотных крестов часто помещалось изображение некоего куста. Символика этого образа достаточно сложна. В первую очередь это пришедшее из апокрифической литературы «трисоставное» древо, произрастающее из могилы Адама, которое дает материал для Креста Господня. Однако существуют кресты, где вместо куста изображается плод, похожий на яблоко. Вероятно, это символ древа познания добра и зла, плод которого, устойчиво ассоциирующийся в народной мифологии с яблоком, стал причиной грехопадения Адама. В этом случае символика образа становится более глубокой: Крест Христов – истинное Древо Жизни возвышается над древом греха и побеждает последствия грехопадения, главное из которых – смерть.
Пожалуй, самым удивительным и редким изображением в подножии креста является простой бесхитростный цветок, окруженный разноцветными эмалями. Наверное так, по мысли художника, создававшего матрицу для отливки, должно было выглядеть растение из райского сада.

Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.

Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных».

Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.

Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.

КРЕСТ - ГЛАВНЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ

Изображения креста встречаются повсеместно с древнейших времен. Крест в квадрате, символ земли и стабильности, олицетворяет четыре стороны света или четыре области мира. Крест в круге означает солнце, огонь. Крест - центр Вселенной, космическая ось, космическое Древо, осуществляющее связь Неба с Землей. В кресте выражался заложенный в природе дуализм и единство противоположностей. Линия вертикальная - небесная, духовная, активная, мужская. Горизонтальная - является земной, рациональной, пассивной, женской. Неразрывно с крестом связано и значение распятия как жертвы спасителя, бога или богочеловека.

Второе значение креста, где он выступает как орудие позорной казни, преобладало в первые века христианства и затеняло древний символизм креста.

На христианском Востоке изображения Распятия появляются не ранее VI века. Наиболее известное - иллюстрация к полемическому сочинению греческого монаха Анастасия Синаита. Здесь впервые изображен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина заменяет титло, к средней пригвождены руки, к нижней - обе ноги. Христос изображен умершим, склонившим главу. Надпись на кресте – IC XC Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом большинства византийских и русских Распятий.

КРЕСТ ВСЯКОЙ ФОРМЫ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ КРЕСТ

Существует несколько видов крестов различающихся по своему назначению. Это простой монолитный нательный крест (тельник), нагрудный или наперстный, энколпион или крест-мощевик, состоящий из двух створок с полостью внутри, киотный крест и напрестольный.

Тельный крест . Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. В основном изготовляются из меди и ее сплавов и отличаются небольшими размерами (2.5-5 см).

Наперсные кресты . При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.

Энколпион. Крест-мощевик . Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священ¬ных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.

Киотный крест . Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.

Напрестольный крест . Являются необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами - от 30 см и выше.


Close