Парацельс (Paracelsus) (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (17 декабря 1493, Эйнзидельн, кантон Швиц – 24 сентября 1541, Зальцбург), прославленный врач, естествоиспытатель, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии.
Родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. Одним из наставников Парацельса был Иоганн Тритемий, известный своими выступлениями в защиту «натуральной магии». Университетское образование Парацельс получил в итальянском городе Феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны.

Посещал Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 году Парацельс приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал лекции на немецком языке, а не на традиционной латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена; публично сжёг учебник медицины, написанный на основе представлений античных учёных. В 1528 году в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар.

В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 году в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1565). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней – трактат «Парамирум» (1562). В 1533 он остановился в городе своего детства Виллахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1553) и «Хронику Каринтии» (1575).

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1564), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), «Великая астрономия» (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе – «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566). В 1541 году Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер.
Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. Он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ – ртути, серы, соли – которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них.

Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности – свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.

Литература
Большая советская энциклопедия.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.

Имя швейцарского целителя, алхимика, философа и естествоиспытателя известно многим. Но не каждый знает, кто такой Парацельс и чем именно он прославился. В данной статье мы расскажем о биографии этого врача, чем именно он завоевал всемирную славу.

Парацельс в юности

Известный учёный родился 21.09.1493 года вблизи Цюриха в небольшом посёлке Эйнзидельн. Его полное имя было Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм в честь Теофаста, который был учеником у Аристотеля. Мать алхимика работала медсестрой, а отец был практикующим врачом. Семья Филлипа имела дворянское происхождение, однако финансовое и материальное положение оставляли желать лучшего.

Уже с ранних лет отец Вильгельм прививал мальчика к науке и медицине. Именно Вильгельм оказал сильное влияние на становление будущего алхимика, преподавая сыну медицинские науки, включая хирургию, химию, биологию, а также и философию.

Поскольку в доме находилась достаточно богатая библиотека с множеством полезных книг, то к 16 годам Филипп постиг все необходимые азы анатомии и терапии, после чего он поступил в университет Базеля.

Учёба и образование целителя

После учёбы в университете, находясь в Вюрцбурге, Парацельс проходил обучение и изучал алхимию, основы астрологии под руководством аббата И. Третемия. Накапливая всё новые и новые знания, постигая все тонкости физики и химии, фон Гогенгейм заканчивает в 1515 году Феррарский университет в Италии, а затем он получает степень доктора медицинских наук. Но по мнению самого доктора всех уже имеющихся на тот момент знаний ему было недостаточно и уже в 1517 году врач начинает путешествие по ряду стран. Целью такого странствия было глубокое изучение и усовершенствование навыков и знаний магии, физики и анатомии.

С момента начала скитаний доктора Парацельса прошло более десяти лет, как он успел побывать практически во всех уголках европейских стран и их самых известных университетах, а также принимал участие в боевых действиях в качестве полевого медика.

Кроме высших учебных заведений, а также учёных и врачей, очень весомым и значительным вкладом в обогащении знаниями для доктора стало общение со знахарями, цыганами, народными целителями, а также палачами. Также не брезговал он и встречами с колдуньями или ведьмами. Это позволило учёному создать и собрать уникальный сборник рецептов, поскольку другие врачи не прибегали к таким методам познания как алхимик.

Одним из таких примеров была книга, в которой были собраны описание и лечение болезней у женщин. Именно благодаря ведьмам и колдуньям учёному удалось выведать все тайны и секреты женского организма. Поскольку в то время другие медики и врачи не практиковали общение с целителями, то книга Парацельса была уникальна. Но несмотря на это, многие критики негативно отзывались о Филиппе, считая его связи с колдунами не серьёзным подходом к изучению лечебного дела.

Лечебная практика доктора

Странствия по миру закончились лишь к 1526 году, когда Парацельс вернулся в Страсбург и продолжил карьеру врача. Уже год спустя, после того как он переехал в Базель, о нём заговорили как об опытном хорошем докторе, ведь он поставил на ноги несколько тяжелобольных людей. После этого и началось его преподавательская деятельность в университете.

Получив должность профессора, алхимик принялся за введение новшеств в практике преподавания. Он начал вести занятия на немецком языке, а на лекциях он учил студентов всему тому, что постиг и изучил самостоятельно, добавляя в теоретический материал свои познания, собранные во время скитаний.

Такое рвение к учебному процессу и новаторство очень раздражало коллег и руководство учёного. Постоянные конфликты довели до того, что доктор в очередной раз отправляется по свету - в Кольмар. Из-за резких противоречий в области анатомии и биологии, профессор не всегда мог найти общий язык с коллегами, поэтому нечасто задерживался в местах по пути своих странствий.

Несмотря на постоянные разъезды, занятия врачебным делом, он всегда находил время для саморазвития, писал статьи и книги по философии, алхимии, ботанике, астрологии, занимался фармакологическими исследованиями. Он брался за лечение самых тяжёлых болезней, когда другие разводили руками, на диво всем, учёный вылечивал больных. Это очень часто злило местных медиков, что приводило к дальнейшим переездам известного алхимика.

Не раз за ним охотилась инквизиция, считая его средства лечения недопустимыми с религиозной точки зрения.

После долгих лет стараний и усердия наконец - то была напечатана книга "Большая хирургия", которая быстро распространилась среди медиков, учёных. Многие доктора стали с уважением относиться к фон Гогенгейму, воспринимая его не как скитальца, а как опытного практика.

Последние годы: как умер Парацельс?

Только в конце 1530-ых годов доктор поселился на окраине Зальцбурга, как в месте для постоянного проживания. К счастью, городской архиепископ постоянно заступался за профессора, не давая злым слухам о нём распространяться по городу. Доктор Парацельс погрузился в научную работу, занялся исследованиями, опытами, а также лечением пациентов.

За время скитаний по континентам здоровье алхимика заметно пошатнулось. Точную болезнь и диагноз установить не смогли. Самолечение не дало положительных результатов и 24.09.1541 года доктор умер. Но до сих пор ходят легенды о возможном убийстве великого гуру.

Видео с мнением о докторе Парацельсе

В данном ролике эксцентричный Российский бизнесмен Герман Стерлигов выскажет свое мнение о целителе Парацельсе:

На протяжении двадцати пяти столетий европейская культура претерпевала массу изменений в области развития медицины. Правила и принципы, взгляды и ценности, - все это не было постоянным, особенно в Эпоху Возрождения, которая как внезапный хаос сменила эру консерватизма и устоявшегося мировоззрения. Этот исторический период, действительно, считался одним из наиболее сложных. Именно в это время свои учения и работы представлял человечеству гениальный Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика которого прочно вошли в мировую науку и даже для современности представляют большую ценность.

Кратко об истории жизни философа

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст – это полное настоящее имя, которое ему было дано при рождении. Парацельс в переводе с греческого означает «просветленный» или «возвышенный», - именно так его называли его последователи и ученые той эпохи. Родился великий ученый в 1493 году неподалеку современного города Цюрих в Швейцарской деревушке в семье известного врача. С ранних лет Вильгельм – отец будущего гения – преподавал сыну алхимию, основы терапии и азы хирургии. По сути, отец и был для него главным наставником и другом.

В 16 лет юного начинающего ученого отправили учиться в университет в город Базель. Затем его образованием занялся Иоганн Тритемий – известный в то время настоятель в монастыре Святого Иакова. Как раз там у Парацельса и проявилась особая тяга к изучению оккультных наук и медицине. Знанием и пониманием многих основ алхимии он был обязан знаменитому ученому Фуггеру, который пускал его в свою мастерскую и передавал ценные секреты. В целом, достаточно большое количество врачей, алхимиков и даже предсказателей, повитух и цыган принимали участие в пополнении копилки знаний будущего врача. Уже в юном возрасте ему завидовали многие коллеги и восхищались простые люди, ибо он излечивал тех, с кем долго и безуспешно работали самые талантливые доктора. Особую ненависть и злость вызывали желание и возможности Парацельса оказывать людям бесплатную медицинскую помощь. Но несмотря ни на что, своими привычками поступаться он не собирался.

Утончненным этого человека назвать было сложно. Он даже получал от знакомых массу разных кличек, и чаще всего за свой неопрятный внешний вид. Кроме того, он не испытывал тяги к получению новых знаний посредством чтения – это занятие было одним из самых нелюбимых для врача. Однако ни одним из источников получения новых знаний он не пренебрегал и использовал любую малейшую возможность узнать что-то новое.

В 1525 году выдающегося ученого приглашают на работу в Базельский университет, где он возглавил профессорскую кафедру. При этом он неустанно помогал простым людям и продолжал развивать прогрессивные взгляды, что порой заканчивалось даже скандалами. Заботиться о красоте слога он не любил, но его деятельность ежедневно привлекала внимание десятков студентов, которые тянулись к нему за знаниями и опытом. Одним из наиболее скандальных поступков Парацельса стало сжигание тома Авиценны, что повергло в шок всех университетских профессоров.

Необычные лекции и аплодисменты восхищенных студентов, престижная должность главного врача в городской больнице и право посещать с проверкой все аптеки во избежание махинаций с медикаментами, - все это привело к тому, что у великого врача появилась масса как приверженцев, так и врагов.

Врачебная этика Парацельса

Парацельс не зацикливался на изучении биомедицины и химии. Он уделял внимание многим наукам, а его труды отличались четкостью, резкостью, ясным выражением мыслей. Все свои доводы и убеждения он подтверждал библейскими цитатами, поскольку был истинным христианином. Парацельсу удалось построить особую модель моральной медицины. О ее смысле далее на www.сайт...

Моральная медицина Парацельса

Согласно этой модели, основу терапевтической стратегии любого врача должны составлять нравственные отношения. Он настаивал на том, что между доктором и пациентом должны складываться доверительные отношения, завязываться душевные контакты. Без этого он не видел успешности лечения. Благодаря этой модели моральной медицины, великого ученого и философа считали основоположником психического лечения на эмпирическом уровне.

Основной принцип, которым руководствовался врач в своей деятельности, звучал так: «Делай добро, твори милосердие». Свою психотерапевтическую практику ученый основывал на высокой этичности врача. Таким образом, взаимоотношения медика и больного уподоблялись диалогу между духовным наставником и послушником, а моральное состояние пациента, по его мнению, требовало огромного внимания.

Парацельс использовал в лечении людей снадобья, которые, по сути, сегодня мы называем гомеопатическими препаратами. Он был уверен, что их нужно принимать с пониманием цели и с готовностью участвовать в своем выздоровлении. Усваивать не только растительную часть лекарств, но и их «информационную биооболочку», - вот на чем настаивал философ, пытаясь излечивать пациентов на ментальном уровне. Беседами он старался настраивать людей на светлые мысли. Со времен Парацельса прошли столетия…

Таким образом, почти целая эпоха связана с моральными принципами великого философа и ученого. В восемнадцатом столетии его взгляды и убеждения на процессы лечения сменяются другой моделью, основанной не на нравственности, на чувстве выполненного долга врачом перед пациентом. Сам же Парацельс вошел в историю не только благодаря своей этике, но и рядом разработок в области химии, что дало толчок развитию и становлению современной фармакологии.

Сегодня трудно себе представить, как справлялись древние врачи без современных приборов и лекарств. А ведь они успешно из-лечивали людей от многих болезней. О Парацельсе уже при жизни ходили легенды. Ученые до сих пор спорят, кем он был на самом деле: великим врачом, удачливым шарлатаном или... пришельцем с другой планеты, владевшим секретом загадочного «философского камня»?Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм родился 10 ноября 1493 году в Швейцарии, в маленькой деревеньке Мария-Айнзидельн, в двух часах ходьбы от Цюриха, в семье врача и надзирательницы богадельни Бенедиктинского монастыря. Ничто не предвещало, что этот ребенок прославит род Гогенгеймов, но между тем именно он вошел в историю медицины под именем великого доктора Парацельса (Paracelsus в переводе с латинского означает «превосходящий Цельса»). Выбрать себе такой псевдоним в Средние века было очень рискованно, ведь авторитет одного из основоположников медицины - Авла Корнелия Цельса - был незыблемым в научных кругах. Но только не для Филиппа, который еще в 22 года получил степень доктора медицины в университете Феррары в Италии и первое, что сделал на своей лекции перед студентами, - сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны, приговаривая, что «даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники».

Конечно, коллеги-врачи его не любили. Одни открыто завидовали его таланту, другие говорили, что он водится с самим дьяволом, что тот помог ему найти «философский камень» - вещество, которому в Средневековье приписывали способность превращать простые металлы в золото и служить унивеосальным лекарством. (К примеру, его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», мог вылечить любую болезнь и подарить бессмертие). По другой версии, он действительно всю жизнь безуспешно искал мифический философский камень, но совсем с другой целью: чтобы вылечить от безумия девушку из своей родной деревни, которую страстно любил. Так или иначе, но женат Парацельс за свою жизнь не был ни разу... Он обогатил медицину новыми знаниями на сто лет вперед. Путешествуя по миру, Парацельс записывал секреты искусства врачевания разных народов, причем перенимал опыт не только у врачей, но и у цирюльников, знахарей, повитух. Современная гомеопатия считает его одним из своих первых предшественников: он впервые стал применять в качестве лекарства медь, ртуть, мышьяк и другие химические элементы. Парацельсу принадлежит знаменитая фраза: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». А придуманная им настойка опия в течение нескольких сотен лет считалась самым лучшим обезболивающим средством.

Парацельс был первым, кто доказал, что сумасшествие - это заболевание, а не одержимость дьяволом. Так были заложены основы будущей психиатрии. Также он возродил способ искусственно

¬го дыхания «рот в рот», описанный ещё в античной литературе, но усовершенствовал его, использовав для проведения искусственной вентиляции легких каминные мехи и специальный носоглоточный воздуховод.

Еще задолго до появления генной инженерии и искусственного зачатия, Парацельс говорил о возможности появления «человека из пробирки». Некоторые историки считают, что именно он послужил Гёте прототипом для создания образа Фауста.

За свою жизнь Парацельс был обласкан вниманием многих вельмож, но из-за своего свободолюбивого характера долго ужиться не мог ни с кем. Так, он лечил татарского хана, а после сопровождал его сына в Константинополь. В Италии служил главным военным хирургом в имперской армии. Долгое время был личным лекарем короля Фердинанда. Но, несмотря на близость к сильным мира сего, он редко удостаивался простой людской благодарности. Например, в городе Штерцинге Парацельс остановил эпидемию чумы, применяя свои способы лечения. Но потом его изгнали оттуда, обвинив в том, что он...колдун и сам же и заразил город чумой.

Увы, бесконечные скитания серьезно подорвали здоровье Великого Лекаря. В 48 лет после непродолжительной болезни он скончался, но обстоятельства его смерти историкам до сих пор доподлинно неизвестны. Если верить архивариусу Зальцбургского госпиталя, имущество Парацельса после смерти состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими реактивами и серебряного кубка, который он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. (Кубок и сегодня хранится в этом монастыре. Считается, что металл, из которого он сделан, создал сам Парацельс).

Похоронили Парацельса на кладбище св. Себастьяна. На надгробии высечены слова: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября сменил жизнь на смерть».

Однако в Швейцарии существует красивая легенда, что дух Парацельса еще при его жизни стал свободен от тела, а значит, и в настоящее время обитает где-то в горах вместе с другими адептами одного секретного ордена. Последователи учения Парацельса верят, что он и в наше время продолжает оказывать влияние на лучшие умы человечества, спасая мир от вселенской катастрофы. Кто знает, кто знает...

Парацельс (Paracelsus) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.

ПАРАЦЕЛЬС, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541) - медик и алхимик. Швейцарец по происхождению. Скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения П. писал не по-латыни, а на колоритном немецком языке. Историческое значение работ П. заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам П. ввел в практику ряд химических медикаментов.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 307-308.

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493- 1541) - врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии. По Парацельсу, мир, основанный на созданной богом первоматерии, представляет собой саморазвивающуюся целостность. Человек (микрокосм) как часть природы (макрокосма) в принципе способен познавать ее. Парацельс одним из первых провозгласил идею об опытном знании как основании всякого научного познания. Веря в силу разума, Парацельс призывал врачей и ученых изучать не «священные книги», а саму природу, резко критиковал средневековые авторитеты, схоластику , религию. Связанный господствовавшими в то время антинаучными концепциями, Парацельс в объяснении мира оставался на позициях антропоцентризма и панпсихизма, полагал, что все в мире проникнуто таинственным «археем» (духом). Стремясь превратить медицину и химию в науку, он в то же время верил в силу алхимии и магии.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 332-333.

Он же Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм

Парацельс (лат. Paracelsus - "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493-1541) - швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еще при жизни "Лютером в медицине". Одно из наиболее полных и систематизированных изложений так называемой "оккультной пневматологии" (направления мистической философии, ориентированной на постижение природы духовных субстанций) было осуществлено именно П. Основные сочинения: "Оккультная философия", "Толкование 30 магических фигур" и др. Неоднократно подвергался преследованиям по мировоззренческим причинам. П. - автор понимания природы как живого целого, пронизанного "звездной душой" ("астральными телами", делающими возможным мистическое оперирование объектами природы посредством тайного инструментария посвященных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Общим термином "элементы" П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же "стихийные сущности" (elemental essenses) П. именовал их незримые духовные составляющие.

В той же степени, как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых особей, в такой же мере духовный ее аналог (образованный разреженными компонентами зримого мира) заполнен сонмами "эфирных" "природных духов" ("стихий"), включающих в себя "гномов, ундин, сильфов и саламандр". Все они непостижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. Стихийные духи, по П., - это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п., и, следовательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов - быстротой движений. Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синтезирующей достижения физики, химии, физиологии вкупе с опорой на ценности и установки теологии и философии. ("...Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению...") П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными "герметической терапии" того времени: вызыванием духов; "вибрацией" - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма. П. - автор динамически-функциональной трактовки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., - результат процесса самооткровения. Потенциал человека - обусловливается характером его взаимоотношений с природой - творением Божьего промысла: "...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти листы". Ученый имеет право на поиск истины во всех землях и среди всех людей.

Человек ("микрокосмос") - обладает божественной душой - источником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры - астральные тела, как правило, мертвых людей. Стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, вампиры отнимают у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., "здоровый и чистый человек не может быть одержим ими... они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение. Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...". Лечение больного, таким образом, должно осуществляться, по П., в единстве трех уровней - телесного, душевного и духовного.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Парацельс Теофраст

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс, родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.

Уже в годы учения Парацельс заинтересовался химией. В то время в университетах химия как отдельная специальность не преподавалась. Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии. Экспериментальной работой в области химии занимались аптекари и алхимики.

В 1515 году Теофраст получил во Флоренции степень доктора медицины.

По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, потом отправился в Англию, переменил курс на Литву, попал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. И повсюду выспрашивал и запоминал секреты искусства врачевания. Не только у докторов, но и у цирюльников, банщиков, знахарок. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих поисков. Служил некоторое время лекарем в армии датского короля Христиана, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал.

1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.

Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство.

В Кольмаре ему удавалось поднимать на ноги больных, которых другие врачи считали безнадежными. Популярность его росла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху пришлись по нраву далеко не всем. К тому же Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Стали распространяться слухи о том, что Парацельс вступил в сношения с дьяволом. В любую минуту Парацельсу могли предъявить обвинение в ереси и учинить над ним расправу.

В Нюрнберге ему удалось издать четыре книги. Но затем последовало решение городского магистрата о запрещении дальнейшего печатания его произведений. Причиной тому было требование профессоров медицинского факультета Лейпцигского университета, возмутившихся сочинениями Парацельса.

Узнав, что в Штерцинге эпидемия чумы, Парацельс идет в этот город. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом.

В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд "Большая хирургия". И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс. Она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике.

Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, успешно применяя ртутные препараты для лечения распространенного в то время сифилиса.

После выхода книги положение доктора Парацельса переменилось. Его принимают в лучших домах, к нему обращаются знатные вельможи.

Последнее его пристанище - Зальцбург. Здесь он занимается врачебной практикой. 24 сентября 1541 года Парацельс скончался.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Медицинский алхимик

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевдоним, означающий – выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины 1 в. до н. э), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц – 24 сентября 1541, Зальцбург) – врач и философ, медицинский алхимик, или иатрохимик (от греч. ἰατρός – врач), изучал медицину в Германии, Италии и Франции. С 1526 хирург в Страсбурге, профессор медицины в Базеле, был вынужден покинуть Базель два года спустя и долгое время странствовать. С Парацельса берет свое начало немецкая натурфилософия. Учение Парацельса укоренено в платоновско-пифагорейской традиции и в герметизме. Это прежде всего понимание природы как живого целого, с невидимой «звездной душой» (астральным телом), являющейся синонимом мировой души (spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого к аристотелевскому эфиру и квинтэссенции в алхимической традиции. В силу параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса человек, владеющий «арканами» (тайными средствами), способен магически воздействовать на природу. Самопознание конгениально природознанию, помогая усмирить силы природы и подчинить их человеку. Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души. Но главное в его деятельности – медико-алхимические (иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания – восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем – верховным жизненным духом. Врач – одновременно целитель и тела, и души, и духа.

Человек, согласно Парацельсу, так же, как и металлы, сложен из серы, ртути и соли. Под воздействием медико-лекарственной практики алхимическая триада видоизменяется в «пятерицу»: Парацельс говорит о пяти основных субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: сере, ртути, соли, флегме и мертвой голове. Флегма и мертвая голова – субстанции грубые, пониженной духовности. Отсюда иное определение алхимии, как искусства отделения чистого от нечистого путем растворения смесей. Парацельс смешивает, не разделяя, Аристотелевы элементы-стихии с элементами-качествами, прибавляя к ним и пятую сущность – квинтэссенцию, определяющую здоровые вещества (= тела). Изготовление целительных «арканумов» специфических лекарственных веществ, соотнесенных с частями тела, – основной технологический пафос его химии, при этом планетно-зодиакальные флюиды одухотворяют вещественный мир «арканумов». В связи с этим разрабатывается идея «симпатического сродства» веществ; конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела с помощью химических средств. Как иатрохимик, Парацельс разрабатывает «химическую» теорию функций живого организма – в противовес Галену, лечившему растительными соками. Квинтэссенция предстоит у Парацельса как чудодейственное средство, извлеченное из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Трансмутация металлов отодвинута у него на второй план.

В дальнейшем влияние идей Парацельса прослеживается у натурфилософов 17–18 вв. (Я.Б. ван Гельмонта, О.Тахения и др.), Я.Бёме, немецких романтиков (Шеллинг, Новалис).

В.Л. Рабинович

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 200.

Парацельс (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,- 24.9.1541, Зальцбург), философ, естествоиспытатель, врач. Учение Парацельса можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и герметизма. В центре его - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn - «звёздная душа», так называемое астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное с каким-либо определенным пространством, способное воздействовать на любое другое астральное тело, т. е. магическое начало души). Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей как всеобщий деятель в природе, сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см. Квинтэссенция), а также неоплатоническим понятием пространства - посредника между умом (кусом) и материей. Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по Парацельсу, возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается Парацельсом именно как практически-волевое устремление души (в этом он предвосхищает немецкий идеализм конца 18- 19 веков).

Основные элементы, составляющие у Парацельса космическое тело,- земля, вода, воздух и небо; кроме них, Парацельс признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль - не как эмпирические вещества, а как особый способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis), обеспечивающий изменчивость всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию души; соль даёт телам прочность, это основа телесности.

Поскольку вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа; таким образом, врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.

Парацельс оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533-1588), врача, химика и натурфилософа Я. В. Гельмонта (старшего) (1579-1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614-1699), вероятно, повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Некоторые мотивы учения Парацельса были развиты немецким романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни (Клагес).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1-14, Munch.- В., 1922-36; Sämt-Ae Werke, Bd 1-4, Jena, 1926-32.

Литература: Проскуряков В.,П., M., 1935; Л евен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., «ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus, В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; V o g t Α., Th. Paracelsus als Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K., Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie 1932-1960, Wiesbaden, 1960.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Ученые с мировым именем (биографический указатель).

Сочинения:

The hermetic and alchemical writings, v. 1. Hermetic chemistry. L., 1894, в рус. пер: Об оккультной философии. – В кн.: Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13–19 вв. М., 1999, с. 130–167.

Литература:

Проскуряков В. Парацельс. М., 1935;

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. М., 1994;

Spunda F. Das Weltbild des Paracelsus. Wien, 1941.


Close