Ошибочное понимание предопределения иногда становится причиной того, что человек теряет мотивацию, опускает руки, потому что «все уже решено, а значит и стараться уже не стоит». Кому-то это дает «льготы на лень» - «все, что предписано придет и без моих усилий». А кому-то это развязывает руки для совершения грехов – «в чем моя вина, если я делал только то, что мне было предписано».

В Коране Всевышний Аллах дает разъяснение относительно распространенных среди нас заблуждений относительно предопределенности. Перечислим некоторые из этих ошибок и что сказано в Коране в противовес этим ошибкам.

1. Человек вынужден делать то, что ему предписано

Некоторые мусульмане оправдывают свои греховные действия или преступное бездействие тем, что они делали то, что им было предписано, отказываясь тем самым от своего вклада и ответственности в произошедшее. Однако тот факт, что Всевышний Аллах является Всеведущим, знающим и прошлое, и будущее, и тот факт, что жизнь человека предписана вовсе не означают, что он не имеет свободу воли, свободу выбора. Всезнание Всевышнего не должно интерпретироваться как тотальное подавление воли Его раба. Потому что Всевышний Аллах сотворил человека для испытания:

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий » (сура «аль-Мульк», «Власть», аят 2)

Всевышний предписал человеку свободу воли и дал ему возможность выбирать между добром и злом, благом и вредом, знанием и невежеством, скупостью и щедростью и т.д., при этом отдавая ему ответственность за его выборы. Всевышний Аллах справедлив к Своим рабам и в Судный день даже грешники признают, что они сами были несправедливыми, а не Всевышний проявил ее к ним.

«Преуспел тот, кто очистил ее (душу), и понес урон тот, кто скрыл ее » (сура «аш-Шамс», «Солнце», аяты 9-10)

2. Заблуждение и следование прямому пути внушено Аллахом

В Коране сказано, что Всевышний Аллах наставляет на прямой путь кого пожелает и сбивает с пути того, кого пожелает. И некоторые используют следующий аят:

«Если бы Аллах пожелал, то Он сделал бы вас единой общиной. Однако Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает, и вы непременно будете спрошены о том, что вы совершали » (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 93) Этот аят надо понимать так, что Всевышний направляет на прямой путь и вводит в заблуждение на основе тех или иных поступков человека. И, конечно, нельзя оправдывать свои ошибки и апатию им, не принимая при этом во внимание другие аяты, в которых говорится как раз о причинно-следственной связи между поступками человека и руководством Аллаха:

«Аллах (…) ведет прямым путем тех, кто обратился к Нему с покаянием ». (сура «ар-Рад», «Гром», аят 27)

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро! » (сура «аль-Анкабут», «Паук», аят 69)

«Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность » (сура «Мухаммад», аят 17)

«вводит Он в заблуждение (посредством нее) только нечестивцев » (сура «аль Бакара», «Корова», аят 26)

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает » (сура «Ибрахим», аят 27)

Аят, который говорит о том, что Всевышний вводит в заблуждение и наставляет на истинный путь того, кого пожелает, свидетельствует о могуществе Аллаха и Его возможности сделать все человечество одной общиной, следующей одному прямому пути. Однако согласно Его воле и мудрости каждому человеку был дан выбор между добром и злом, ложью и истиной. После этого люди разделились на две группы: те, кто последовал верному руководству и те, кто выбрал заблуждение. Тех, кто выбрал верный путь, Всевышний одаряет Своей милостью, поддерживает, заботится о них и вознаграждает их в этом и в следующем мирах. И укрепляет их еще больше на пути истины. Те же, кто решил отдалиться от Аллаха, Всевышний усиливает в них их заблуждение. Соответственно ведение прямым путем является вознаграждением от Аллаха за хороший выбор. А грехи и отклонение является результатом поступков самого человека. К тому же, идея о том, что человеку внушается тот или иной путь (независимо от него) противоречит такому качеству Аллаха как Справедливость. И делает бесполезным вознаграждение или наказание за грехи, которые ожидают нас в будущем. К тому же возникает вопрос, зачем посылать пророков, посланников с писаниями и наставлениями, если человек все равно является всего лишь «куклой предопределения»?

Таким образом, грехи и ошибки не являются предопределенными, но является предопределенной необходимость каждому из нас нести ответственность за свои слова, поступки, состояние.

Продолжение следует…

Численность мусульман растет с каждым днем, как и говорил когда-то Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха , люди толпами приходят в ислам. Конечно же, не во всех Российских городах ещё достаточно развиты общины людей, исповедующих эту религию, но все же, те, кого Аллах захочет вести прямым путем, всегда найдут способ встать на этот путь. Так, проживая в одном из таких городов, по воле Аллаха я познакомилась с одной девушкой. Её зовут Юлия, ей 28 лет, и она совсем недавно сделала самый главный, самый ответственный шаг в своей жизни. У каждого своя история прихода в ислам, поэтому, наверное, порой так интересно слушать, как Аллах направляет каждого из нас...

«Я родилась в обычной русской семье, не могу сказать, что мы были очень религиозными. К сожалению, моя мама умерла, когда мне было 12 лет, с папой она в разводе, и мы фактически не общаемся. Я не могу сказать, что мама регулярно посещала церковь, хотя, может быть, я просто не помню, а вот бабушка меня учила молитвам, водила на службы. Когда пришло время получать образование, я поехала в областной центр, сами мы жили в области, там окончила колледж, теперь же совмещаю работу и учебу в университете»,- рассказывает Юлия.

«Впервые об исламе я начала задумываться, читая очередную книгу, честно говоря, очень люблю чтение потому, что оно наполняет человека нравственностью. Там говорилось о том, что все мировые религии фактически исчерпали себя, но в то же время говорилось, что ислам всё больше завоёвывает общество. Тогда я и решила узнать хоть что-то об этом. Как и большинство молодых людей, за информацией я обратилась в интернет, но всё, что мне попадалось, только очерняло религию... Говорилось о всевозможных терактах, о зверствах со стороны мусульман и т.д. Я оторопела от увиденного и решила узнать о мусульманах из первых уст, так сказать. У меня был профиль в одной из социальных сетей, там я познакомилась с семьёй мусульман из Чечни, они ответили на многие из моих вопросов, и по ним я поняла, что не всё в исламе так страшно, ужасно и мерзко, как представляется общественности. Сама я не раз читала Библию, но не нашла ответов на свои вопросы и отсюда у меня и начались сомнения. Я решила пойти в церковь, помолиться. Но, когда я стояла на службе, у меня в голове возникали мысли, что я себя веду неправильно, я ведь не поклоняюсь Всевышнему, когда мне хорошо, тогда как можно это делать, когда мне плохо, почему мы вспоминаем о Нем только в трудные моменты жизни. Я чувствовала себя лицемеркой в этом плане. Потом я все-таки решилась взять и прочесть Коран, эта книга поразила меня с самого начала, я прочла её и нашла в ней ответы на большинство вопросов, которые меня, в прямом смысле слова, мучили. Но принимать ислам я никак не решалась. Теперь я, конечно же, понимаю, что это были наущения, но в тот момент я думала лишь о том, что я останусь одна, что люди меня возненавидят, отвернутся от меня, будут говорить за спиной гадости, а может, и в лицо... Тогда мне мои друзья из Чечни сказали, что русских мусульман очень много, так я познакомилась с одним молодым человеком, который, можно сказать, помог мне бороться со всеми наущениями. Мы очень долго беседовали, я честно рассказала о своих мыслях и страхах. Я для себя понимала, что ислам - истина, но никак не решалась сделать шаг. Сначала я вспоминала о том, что, если я сменю религию, будучи христианкой, я попаду в ад, потом, когда эта мысль покинула меня, начались всевозможные отговорки, из-за которых я оттягивала этот шаг. К примеру, я думала, что нужно куда-то ехать, ведь в нашем городе нет мечети, что нужна одежда и люди, которые будут присутствовать при этом в качестве свидетелей... Мне объяснили, что главным свидетелем для меня должен быть Всевышний, но я всё же переживала, что сделаю что-то неправильно. Тогда мы решили провести видеоконференцию, мой знакомый пригласил своего имама и ещё одного брата, я совершила ритуальное омовение и произнесла свидетельство. Когда я поняла, что сделала такой важный шаг, то не могла сдерживать эмоций: наутро я проснулась уже мусульманкой, я хоть осознавала, что сделала всё правильно, но мои страхи по-прежнему оставались при мне, я не смогла покрыться, пошла в университет и всю последнюю пару прорыдала. Удалила свой профиль из соцсети и закрылась дома. Я считала себя брошенной, было чувство, что я одна в этом мире, и самые ужасные мысли посещали меня. Через 2 дня мне позвонил мой знакомый, оказывается, я когда-то оставила свой номер, я вновь разъяснила свое состояние, тогда он мне сказал, что нужно узнать, где в нашем городе собираются на пятничную молитву. Я обратилась по адресу, который нашла в интернете, и там мне дали номер местного имама. После разговора с ним я убедилась, что тут достаточно сестёр, что я не одна, но у меня появился новый страх, что они все покрытые, а я нет, наверное, они не захотят со мной видеться и общаться... Но когда наступил первый день нашей встречи, я была очень счастлива! Такое ощущение, что я всех мусульман знаю давно, и так легко было находиться среди вас! Никогда не забуду тот день: одна из сестер, Марина, сразу же предложила мне покрыться, я всем сердцем этого хотела, тогда мы пошли к ней домой и она мне красиво завязала платок, теперь я чувствовала полноценным членом вашего общества», - с чудеснейшей улыбкой на лице произнесла наша новообращённая сестра.

«Конечно же, хиджаб у нас тут привлекает внимание, поэтому проблем на работе не удалось избежать – начальник службы безопасности сделал моему руководителю замечание, меня вызвали, сказали, что они боятся терроризма и всё в этом духе. Я, с одной стороны, их понимаю, ведь то, что сегодня транслируется по большинству каналов, говорит фактически о том, что все мусульмане ужасные люди, да и у людей такой склад ума, того чего мы не знаем, того и чаще всего побаиваемся. Меня, конечно же, обидело, что меня фактически назвали террористкой, но с другой стороны, я понимаю, что это всего лишь очередное испытание от Всевышнего, не думаю, что другие сестры не сталкивались с подобным непониманием... И я не стала им давать какие-либо оправдания, так как мне не за что оправдываться. Если меня кто-то спросит, я буду только рада объяснить, рассказать и, по возможности доказать, что быть мусульманкой, быть покрытой – это великая милость от Всевышнего! Я ответила лишь, что русских мусульман становится всё больше, просто мужчин, в принципе, невозможно отличить, а женщину из-за хиджаба в толпе легко выделить. На самом деле я понимаю, что истину чаще всего отвергали, если вспомнить, хотя бы, историю наших пророков, мир им. Их всех практически люди вначале встречали «в штыки», но ведь они несли истину от Всевышнего, и именно это укрепляло их, эти люди должны быть примером для всех нас, пусть и тяжело, но нужно стараться по максимуму соблюдать предписанное Господом. От себя же я желаю всем мира, благополучия, любви и понимания, но больше всего желаю всем укрепляться в своей вере, быть настоящими, искренними рабами нашего Создателя!»

Беседовала Ирада Мирзамагомедова

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст أَفَمَن زُيِّنَ لَهُ سُوءُ عَمَلِهِ فَرَآهُ حَسَنًا فَإِنَّ اللَّهَ يُضِلُّ مَن يَشَاءُ وَيَهْدِي مَن يَشَاءُ فَلَا تَذْهَبْ نَفْسُكَ عَلَيْهِمْ حَسَرَاتٍ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ بِمَا يَصْنَعُونَ Транслит "Afaman Zuyyina Lahu Sū "u `Amalihi Fara"ā hu Ĥasanāan ۖ Fa"inn a A l-Laha Yuđillu Man Yash ā "u Wa Yahdī Man Yash ā "u ۖ Falā Tadh /hab Nafsuka `Alayhim Ĥasarā tin ۚ "Inn a A l-Laha `Alī mun Bimā Yaşna`ū na Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят. Разве тот, кому (сатаной) было представлено прекрасным его злодеяние [неверие, многобожие и другие грехи], и он увидел его прекрасным, (подобен тому, кому Аллах даровал Веру и наставил на Истинный Путь и он видит хорошее хорошим, а плохое плохим) ? Поистине же, Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает (оставляя его без Своего содействия) , и ведет (к истинному пути) , кого пожелает. Пусть же не исходит твоя душа скорбью по ним [по неверующим] (из-за их неверия) . Поистине, Аллах знает, что они делают (и воздаст им за это) ! Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят. [[Всевышний поведал о том, что сатана представляет людям их скверные деяния в приукрашенном виде, в результате чего грешники начинают верить в то, что поступают справедливо и правильно. Но разве они равны с теми, кого Аллах наставил на прямой путь и научил истинной религии? Конечно же, они не равны, ибо одни из них совершают скверные поступки и считают истину ложью, а ложь - истиной, в то время как другие творят добро и умеют правильно отличать истину ото лжи. Но как бы сильно не отличался прямой путь от заблуждения, только Всевышний Аллах может помочь Своим рабам найти прямой путь либо ввергнуть их в глубокое заблуждение. О Мухаммад! Аллах сводит с пути того, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Посему не печалься о заблудших грешниках, которых сатана сбил с прямого пути и обольстил их собственными отвратительными деяниями. Помни, что ты должен только увещевать людей и не в силах наставить их на прямой путь. Только Аллах будет судить их за совершенные ими деяния. Воистину, Аллаху ведомо то, что они вершат. Благодаря своему совершенному знанию Он воздаст каждому человеку за все, что тот совершил на земле.]] Ибн Касир

﴾ أَفَمَن زُيِّنَ لَهُ سُوءَ عَمَلِهِ فَرَءَاهُ حَسَناً ﴿ - «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным» - а именно неверующие и грешники, которые совершали дурные дела, считая при этом, что творят добро. Это те, кого Аллах ввел в заблуждение и с ними уже ничего не поделать: ﴾ فَإِنَّ ٱللَّهَ يُضِلُّ مَن يَشَآءُ وَيَهْدِي مَن يَشَآءُ ﴿ - «Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает» - согласно Его предопределению;

﴾ فَلاَ تَذْهَبْ نَفْسُكَ عَلَيْهِمْ حَسَرَٰتٍ ﴿ - «Не изводи себя скорбью по ним» - т.е. не печалься из этого, ибо все решения Аллаха преисполнены мудростью; ﴾ إِنَّ ٱللَّهَ عَلِيمٌ بِمَا يَصْنَعُونَ ﴿ - «Воистину, Аллах знает о том, что они творят»

Ибн Абу Хатим передал со слов Абдулы Ибн Дайлимы, который сказал: «Я пришел к Абдуле ибн ‘Амру, когда она находился в своем саду в Таифе. И он сказал: ‘‘Я слышал как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: ’’Поистине, Всевышний Аллах создал творения во тьме и бросил на них Свой свет. Тот, в кого Он попал из этого света, пошел по верному пути, в кого нет - заблудился. Поэтому говорю я вам: чернила высохли в Знание Всевышнего Аллаха!’’»

Поистине вся хвала принадлежит Аллаху, его мы восхваляем и к Нему мы направляем наши мольбы о помощи. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не собьет с этого пути, и кого Аллах сбил с прямого пути, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.

Поистине Аллах приказал всем верующим каяться за свои грехи:
«Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете» /сура «ан-Нур» 31/

Аллах разделил своих рабов на две категории: кающиеся рабы и беззаконники. Сказал Всевышний Аллах: «А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» /сура «аль-Худжират» 11/ В это время, когда люди отдаляются от религии Аллаха, когда грехи стали чем-то обычным, а нечестие распространилось по всей земле, только один сохранит чистоту - тот, кто держ ится за вервь Аллаха.


Люди начинают замечать, что нарушают права Аллаха, сожалея о совершенных ими грехах и упущениях. Осознав все это, они направляются к месту света - покаянию. А другие устают от страданий и сложностей этой жизни. И вот они приходят к этому же пути - к выходу из тьмы к свету.

Я написал это послание, надеясь на то, что оно станет разъяснением и раскрытием сомнений в этом вопросе и нанесением поражения шайтану.

Прошу Аллаха, чтобы он принес мне и моим братьям мусульманам пользу посредством этих слов, сделал это послание праведным призывом и правдивым наставлением, чтобы Аллах принял все наши покаяния.

Знай, да помилует как меня, так и тебя Аллах, что Могучий и Великий Аллах приказал всем своим рабам искренно каяться Ему: «О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» /сура «ат-Тахрим» 8/

Нам была дарована отсрочка для покаяния, пока благородные писцы не перестали записывать наши деяния. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, ангел слева не поднимает перо, записывая грех от согрешившего мусульманина на шесть часов. Если он покается и просит Аллаха о прощении, дело отбрасывается в сторону, иначе оно записывается как одно дурное дело». (Передал Ат-Табарани, аль-Байхакы в книге «Шуаб аль-Иман». Шейх аль-Альбани посчитал этот хадис хорошим в своем сборнике «Сильсиляту аль-Ахадиси ас-Сахихати» 1209)

Беда заключается в том, что многие люди сегодня несерьезно просят Аллаха, ослушаются Его днём и ночью совершая разные виды грехов. Из них те, кто обмануты малыми грехами, и может быть так, что один из них в душе презирает эти малые грехи, говоря: «Какой вред мне принесет взгляд или рукопожатие с посторонней женщиной?»

Он, забавляясь, направляет свой взор на запретное в журналах или фильмах. Иногда доходит до того, что некоторые из них легкомысленно спрашивают, узнав о запретности какого-либо положения: «Сколько плохих деяний мне будет за это? Это малый или большой грех?» Узнав эту действительность, происходящую сегодня, стоит сравнить ее с двумя сообщениями, пришедшими от имама аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается: «Поистине, вы совершаете такие поступки, которые в ваших глазах тоньше волоса, тогда как при жизни посланника Аллаха, мы относили их к числу смертных грехов» /аль-Бухари/

Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине верующий должен относиться к своим грехам как будто бы он сидит у подножия горы и боится, что гора рухнет на него, грешник же видит свои грехи, как будто бы муха вертится возле его носа»

Смогут ли сейчас определить всю опасность малых грехов, прочитав хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова для костра, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!» /Ахмад, Сохих аль-Джамиъ 2686-2687/

Обладатели знания упомянули, что малые грехи связаны с бесстыдством, равнодушием и отсутствием страха перед Аллахом. Пренебрежение всем этим может привести к большим грехам, и даже стать в порядке вещей.

Мы скажем такому человеку: не смотри на малость греха, а смотри на такого, кого ты ослушаешься.

С этих слов, если пожелает Аллах, приобретут пользу правдивые люди, которые сожалеют о совершение греха и об упущении, а не те, кто беспечен в своих заблуждениях и не те, кто упорствуют во лжи.

Поистине, это для тех, кто уверовал в слова Всевышнего: «Сообщи Моим рабам, что Я - Прощающий, Милосердный» /аль-Хиджр 49/ и одновременно не забывает о словах «но наказание Мое - наказание мучительное» /аль-Хиджр 50/

Условия действительности и полноты «тавба» (покаяния):

Слово покаяние - великое слово, которое имеет глубокий смысл и значение. Не то, что многие сегодня стали понимать под этим словом: покаяние на словах, однако продолжают совершение грехов. Задумайтесь над словами Всевышнего Аллаха: « Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним» /Худ 3/ Задумавшись, вы непременно найдете, что покаяние является добавочным делом к прошению. Так Всевышний в начале упомянул о прощении, а затем только о покаянии.

Это великое деяние в Исламе и оно нуждается в условиях. Обладатели знания упомянули об условиях покаяния, взяв это из аятов Корана и хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Мы приведем самые основные условия:

1) Немедленный отказ от совершения греха

2) Сожаление за совершенный грех

3) Намерение не совершать этот грех повторно

4) Возмещение прав того, с кем поступили несправедливо в результате совершения этого греха, и добиться прощения от него.

Некоторые ученые также упомянули некоторые детали для искреннего покаяния и мы приведем примеры этому:

1) Чтобы оставление греха было только ради Аллаха и не для чего другого, как отсутствие возможности совершить это снова или из-за страха того, что скажут люди;

Не является покаявшимся тот, кто бросил совершение греха по причине того, что это может оставить след на его положении и репутации или может привести к увольнению его с занимаемой им должности;

Не является покаявшимся тот, который оставил грехи для сохранения своего здоровья и жизненных сил. Например, как оставивший прелюбодеяние и мерзости, из-за страха заразиться смертельной болезнью или ослабления его организма и памяти;

Не является покаявшимся тот, который оставляет взяточничество, из-за страха, что дающий ее может оказаться из службы по борьбе с коррупцией;

Не является покаявшимся тот, кто оставляет употребление спиртных напитков и наркотиков из-за отсутствия финансов на это;

Так же не является покаявшимся тот человек, который не в состоянии выполнить грех из-за не способности на это, например: лжец, когда его хватает паралич, он теряет способность говорить, или прелюбодей утративший половые способности, или вор с которым что-то произошло и он потерял конечности. Необходимо сожаление и отказ от желания совершить этот грех снова, поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сожаление - есть покаяние » /Ахмад, ибн Маджа, Сохих аль-Джамиъ 6802/

Аллах поставил на одну степень человека, который вознамерился что-то совершить, но по причине своей немощности не смог выполнить этого с тем, кто совершил это дело. Разве не посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине мир принадлежит только четверым! Рабу, которого Аллах наделил состоянием и знанием. Посредством него он проявляет богобоязненность, поддерживает родственные связи и знает в них право Аллаха. Это - наилучшее положение. Рабу, которого Аллах наделил знанием, но не дал состояния. Он с искренним намерением говорит: «Если бы у меня было бы состояние, то я бы тоже поступил как тот». Ему воздастся за его намерение, а награда обоих будет одинакова. Рабу, которого Аллах наделил состоянием, но не наделил знанием. Он без знаний растрачивает куда попало свое состояние. Он не проявляет посредством него богобоязненность, не поддерживает родственные связи и не знает в них право Аллаха. Это - наихудшее из положений. Рабу, которого Аллах не наделил ни состоянием, ни знанием. Он говорит: «Если бы у меня были богатства, то я поступил бы как тот». Ему воздастся за его намерение, а грехи обоих будут одинаковы » /Ахмад, ат-Тирмизи/

2) Чувство отвращения к совершенному греху и его последствиям.

Это означает, что покаяние не может быть принято, если человек ощущает удовольствие и радость, когда вспоминает о прошлых грехах или желает вернуться к этому в будущем.

Ибн Коййм, да помилует его Аллах, привел в своих книгах «Болезнь и исцеление» и «Польза» большое количество вреда, который исходит от греховного, из них: лишение знаний, беспокойство в сердце, тяжесть в делах, слабость тела, лишение послушания, исчезновение благодати, редкий успех, стесненность в груди, появление новых грехов, привычка в совершении грехов, позор грешника перед Аллахом, позор перед людьми, проклятие животных на него, униженность, печать на сердце и получение проклятия, отсутствие ответа на мольбы, нечестие на земле и на воде, отсутствие ревности, исчезновение стеснения, ужас в сердце грешника, нахождение в сетях шайтана, плохой конец, наказание в последней жизни.

Узнав, какой вред несут грехи, раб Аллаха полностью отдалится от прегрешений, однако существуют люди, которые отклоняются от одного греха к другому и на это есть свои причины:

Человек думает, что этот грех легче.

Так как душа больше склоняется к этому и испытывает сильное желание.

Обстоятельства создают легкую почву для этого греха, в отличии от греха, который нуждается в подготовке.

Так как его близкие и друзья совершают подобный грех и именно поэтому трудно оставить его.

Человек совершает определенный грех, так как посредством него он получает высокое положение и место среди своих друзей. Для него становится тяжелым отказаться от этого места, и он продолжает усердствовать в совершении греха.

3) Поспешка раба в раскаянии.

Поэтому откладывание покаяние само по себе тоже является грехом и нуждается в покаянии.

4) Боязнь, что покаяние имело недостатки.

Не думать о том, что покаяние было принято.

5) Исправление того, что было упущено из прав Аллаха, если это возможно. Например, отдача закята.

6) Сторониться того места, где он это совершил. Это может вновь привести человека к совершению этого греха.

7) Покинуть того, кто помогал в совершении греха.

«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» /аз-Зухруф 67/ Любящие друзья в Судный День объявят друг другу об этом. Поэтому раскаявшийся человек должен расстаться с ними и предостерегать от них, если не в силах сделать призыв им. Шайтан ни за что не покинет раскаявшегося человека, он начнет приукрашать возвращение к этим друзьям под предлогом сделать им призыв.

Много случаев, когда люди возвращались к грехам, связавшись вновь со старыми друзьями.

8) Уничтожение всего греховного, которое имеется при нем, например: бутылки со спиртным, музыкальные инструменты, запрещенные картинки и фильмы. Мусульманин должен уничтожить или сжечь их.

9) Избрать себе праведных друзей, которые помогут в богобоязненности и станут заменой нечестивым друзьям. Он должен присутствовать в местах, где поминают Аллаха и получают знания и заполняет свое время полезным настолько, что Шайтан не найдет места, чтобы ему напомнить о прошлом.

10) Он направляет ту часть тела, которой совершил грех и все ее силы к послушанию Аллаху.

11) Покаяние должно быть совершено до предсмертного хрипа и до восхода солнца с запада. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто покаялся Аллаху до предсмертного хрипа - Аллах принял его покаяние» /Ахмад, ат-Тирмизи, Сохих аль-Джамиъ 6132/

Так же сказал: «Тот, кто покаялся до восхода солнца с запада - Аллах принял его покаяние» /Муслим/

Хотелось бы напоследок привести пример покаяния первого поколения этой Уммы, сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Бурайда рассказывал, что Маиз ибн Малик аль-Аслями пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я был несправедлив к самому себе и совершил прелюбодеяние, и теперь я хочу, чтобы ты очистил меня». Пророк отослал его. На следующий день он вновь пришел к нему и сказал: «О, Посланник Аллаха! Я совершил прелюбодеяние». Он отослал его во второй раз. Затем Посланник Аллаха послал людей за его родственниками и спросил их: «Наблюдали ли вы за ним расстройство рассудка? В себе ли он?» Они ответили: «Мы всегда видели его в здравом уме и знаем его как одного из наших праведников». Затем он пришел к нему в третий раз, и Пророк вновь послал за ними и спросил о нем. Они вновь сообщили ему, что он и его рассудок в порядке. Когда он пришел в четвертый раз, для него вырыли яму, и с повеления Посланника Аллаха его забросали камнями. Затем к Пророку пришла аль-Гамидия и сказала: «О, Посланник Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, очисти же меня». Он отослал ее. На следующий день она сказала: «О, Посланник Аллаха! Зачем ты отослал меня? Наверное, ты отсылаешь меня, как отсылал Маиза. Но, клянусь Аллахом, — я беременна!» Он сказал: «Нет! Уходи, пока не родишь ребенка». Когда она родила, то пришла к нему с мальчиком, укутанным в кусок материи. Он сказал: «Уходи и корми его, пока не оторвешь от груди». Когда она оторвала его от груди, то пришла к Пророку с мальчиком, держащим в руках ломоть хлеба, и сказала: «Вот, о, Посланник Аллаха, я оторвала его от груди, и он самостоятельно ест». Он передал мальчика на воспитание одному мусульманину, и приказал вырыть для нее яму по грудь, а затем повелел забросать ее камнями. Халид ибн аль-Валид взял камень и бросил его в ее голову. Кровь брызнула в лицо Халиду, и тогда он обругал ее. Пророк Аллаха услышал, как он обругал ее, и сказал: «О Халид! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, она принесла такое покаяние, что если бы его принес сборщик налогов, Аллах бы простил его». Затем он совершил погребальную молитву, и ее похоронили».

У Аллаха мы просим благополучия.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст مَثَلُ الَّذِينَ حُمِّلُوا التَّوْرَاةَ ثُمَّ لَمْ يَحْمِلُوهَا كَمَثَلِ الْحِمَارِ يَحْمِلُ أَسْفَارًا بِئْسَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِ اللَّهِ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ Транслит Math alu A l-Ladh ī na Ĥumm ilū A t-Tawrāata Th umm a Lam Yaĥmilūhā Kamath ali A l-Ĥimā r i Yaĥmilu "Asfārāan ۚ Bi"sa Math alu A l-Qawmi A l-Ladh ī na Kadh dh abū Bi"ā yā ti A l-Lahi Wa ۚ A ll ā hu Lā Yahdī A l-Qawma A ž-Žālimī na Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. По примеру, те, на которых было возложено (исполнение) Торы [иудеи], и они не понесли ее [не стали исполнять ее], подобны ослу, который везет (на себе) книги. Как плох пример тех людей, которые отвергли знамения Аллаха! И Аллах не ведет (верным путем) людей, которые являются злодеями [тех, которые нарушили установленные Аллахом границы]! Те, кому было поручено придерживаться Таурата (Торы) и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. [[Люди Писания не выполнили возложенной на них миссии и в результате этого лишились всякой чести и похвалы. Они подобны ослу, навьюченному мудрыми книгами. Но разве осел может извлечь пользу из тех книг, что он несет на своей спине? Разве это делает ему честь? Разве не является его уделом лишь тащить на себе тяжелый груз? То же самое можно сказать об ученых иудеях и христианах, которые не выполняют предписаний Торы, величайшим из которых является повеление последовать за Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и уверовать в принесенный им Священный Коран. Подобное пренебрежение Торой и ее заветами не принесет им ничего, кроме урона и разочарования, ибо они будут лишены всякого оправдания своему неверию. Воистину, образ навьюченного книгами осла полностью подходит им. Как же скверны сравнения людей, которые отвергают знамения Аллаха, каждое из которых свидетельствует об искренности посланника и правдивости его учения. Воистину, Аллах не ведет прямым путем нечестивцев, не направляет их к тому, что принесет им настоящую пользу, до тех пор, пока они сами не отрекутся от несправедливости и не перестанут упорствовать в неверии.]] Ибн Касир

Всевышний Аллах порицает иудеев, которым в руководство была дана Тора, но они не придерживались ее. Он сказал, что они: «подобны ослу, который везет на себе много книг» - т.е. уподобил их ослу, который везет на себе множество книг, но не ведает о том, что в них написано, как и те, которым было дано Писание, - они читают его, но не понимают и не придерживаются его. Более того, они отвернулись от него, исказили и поменяли местами его аяты. Они даже хуже ослов, так как ослы существа неразумные, в отличие от тех, кто не придерживается (истины) обладая при этом разумом.

Поэтому в другом аяте Аллах сказал: (أُوْلَـٰئِكَ كَٱلأَنْعَـٰمِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ أُوْلَـٰئِكَ هُمُ ٱلْغَـٰفِلُونَ ) «Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (7:179) . Здесь Аллах говорит: (بِئْسَ مَثَلُ ٱلْقَوْمِ ٱلَّذِينَ كَذَّبُواْ بِـآيَـٰتِ ٱللَّهِ وَٱللَّهُ لاَ يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلظَّـٰلِمِينَ ) «Скверен пример людей, опровергающих знамения Аллаха. Аллах же не ведет прямым путем людей несправедливых».


Close