В море во время шторма корабль пригнало на камни и разбило в щепы. Никто из пассажиров не спасся, кроме одной девицы, которая успела ухватиться за доску и приплыла к скале, где подвизался блаженный Мартиниан. Он помог Светлане (так звали девицу) подняться на скалу. Он рассказал ей о жизни своей на скале, о посещении его три раза в год корабельщиком, благословил девицу, оставил ей хлеб и воду и бросился в море. Дельфины помогли ему достичь земли.

Светлана осталась одна совершать свой подвиг во имя Господа. Через некоторое время прибыл корабельщик, привез хлеб и воду Мартиниану, а застал на скале женщину. Светлана рассказала все корабельщику, от предложения корабельщика перевезти ее в город отказалась, а просила, чтобы он прибыл вместе с женой и привез ей мужскую одежду и шерсть для рукоделия.

Корабельщик исполнил ее просьбу, и Светлана продолжала подвижническую жизнь. Она жила под открытым небом и днем, и ночью, и в зной, и в холод, и восхваляла Господа за свою жизнь.

Ежедневно она возносила двенадцать молитв Богу, а каждую ночь она двадцать четыре раза становилась на молитву. Фунт хлеба служил ей пищей на два дня.

Через шесть лет подвижнической жизни на острове Светлана скончалась. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик с женой, они нашли блаженную Светлану навеки усопшей. Похоронили святую Светлану в городе Кесарии Палестинской.

История православной религии знает немало примеров людей, понесших тяжелые лишения и мучения ради духовности и утверждения веры. Одной из таких является Фотиния - святая, проповедовавшая христианство на заре его пути, во времена жестоких гонений. Известная подвижница не раз показывала чудеса молитвы и обратила к вере тысячи людей. К ее образу до сих пор обращаются верующие с просьбами о помощи и исцелении от тяжелых недугов.

Притча о живой воде

В есть глава, повествующая о встрече Христа с самарянкой. В те далекие времена иудеи и самаряне (переселенцы из Месопотамии) жили в холодной вражде. Благовествуя Евангелие, Иисус держал путь через самарянские земли. Остановившись недалеко от города Сихарь, он захотел испить воды из Как раз в этот момент подошла молодая женщина. То была Фотиния - 2 апреля по новому стилю). Христос попросил ее о помощи, что очень удивило женщину, ведь он был иудей. Иисус ответил ей, что если б знала она, с кем говорит, то сама бы попросила у Него воды живой, которая станет источником вечной жизни. Христос говорил о христианской вере. Он также поведал подробности ее жизни, указал на грехи ее, и Фотиния сразу признала в Нем пророка. Она вернулась в город Самарию и рассказала всем о приходе Спасителя, после чего многие самаряне уверовали в Мессию и обратились к христианской вере.

Император Нерон

После этой знаменательной встречи Фотиния (Светлана) отправилась в Карфаген (Северная Африка), чтобы там проповедовать христианство. Несмотря на преследования язычников, она делала это открыто, безбоязненно и самоотверженно. Когда и Петр были убиты, во сне ей явился Иисус и повелел отправиться в Рим, к императору Нерону, чтобы продолжить духовный путь предшественников. Вместе с пятью сестрами подвижница принялась за исполнение миссии. В то время в Риме были жестокие гонения на христиан. Прибыв во дворец, Фотиния с сестрами была схвачена язычниками. Нерон приказал отрубить руки женщинам. Но как ни старались стражники, сделать этого им не удавалось, они сами падали на землю, корчась от боли. А те раны, которые они успевали наносить им, тут же исчезали.

Искушение Фотинии

Тогда хитрый и надменный Нерон, не желая уверовать во Христа, решил искусить Фотинию и ее спутниц. Он поселил ее во дворец, потчевал вкусными, изысканными блюдами, окружил сотней рабынь для услужения. Там была и дочь императора - Домина. Спустя сорок дней он посетил Фотинию и был весьма удивлен, когда узнал, что все окружающие ее рабыни, и его дочь в том числе, обратились в христианство.

Разгневанный Нерон приказал содрать кожу с Фотинии и затем бросить женщину в иссохший колодец. Та же участь постигла и сестер мученицы. Через несколько дней Фотинию достали из колодца, она была еще жива и не отказалась от своей веры. Тогда ее закрыли в темнице еще на 20 дней. И вновь Нерон вызвал ее к себе во дворец, но и тогда не добился от нее преклонения и принятия язычества. Фотиния лишь рассмеялась и плюнула ему в лицо. После чего ее снова бросили в колодец.

Так и закончила свою земную жизнь мученица Фотиния. Святая перед смертью не отреклась от Христа, поразив язычников чудесами молитвы. Она была причислена к святым великомученицам, которые до сих пор покровительствуют нуждающимся и сомневающимся в своей вере.

Икона

Евангельское повествование о встрече Спасителя и Фотинии не раз было отражено в изобразительном искусстве. Примерами могут служить фреска в церковном доме Дура-Европос, сделанная примерно в III веке (до наших дней сохранилась лишь фигура самарянки), и мозаика в равеннском храме Сант-Аполлинаре Нуово (примерно VI в.).

Память о святой Светлане живет и в иконописи. Самые древние иконы с изображением мученицы датируются 19 веком. Считается, что образы ее помогают людям укрепить дух, преодолеть искушения греха, обрести твердость веры, которую некогда самарянам принесла Фотиния. Икона ее покровительствует не только женщинам по имени Светлана, но и всем страждущим.

Святая Светлана оберегает Ее образ в доме - залог крепкой семьи, благополучия и понимания между поколениями, защита от злых умыслов и деяний.

Христианские предания утверждают, что при встрече со Спасителем Фотиния святая получила власть над водной стихией. Поэтому ей удалось выжить, когда ее бросили в колодец римские язычники, и излечивать людей с лихорадкой. Святая Светлана помогает людям с подобным недугом.

Молитва

У Фотинии было два сына - Иосий (Иосиф) и Виктор. Первый помогал матери в проповедовании Евангелия, второй был римским военным начальником. Они также в своей жизни имели лишения и искушения веры. Однако мудрое наставление и молитва матери помогали им все это преодолеть. Сегодня, обращаясь с искренней верой к образу великомученицы, многие матери находят утешение и разрешение проблем с детьми. Святая Фотиния (молитва к ней воодушевляет верующих, придает уверенность в собственных силах) учит не бояться трудностей. Поэтому обращаться к ней с молитвой можно не только в дни памяти, но и каждый день:

"Моли Бога о мне, святая угоднице Божия, великомученица Фотиния, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей".

Чудеса исцеления

Известны случаи, когда обращения к образу Фотинии помогали излечиться от тяжелых болезней кожи, опорно-двигательного аппарата, победить лихорадку. Сегодня ее образ напоминает верующим, что нужно творить добро и веровать всей душой, вопреки всем испытаниям.

Когда римские палачи истязали мученицу, она благодаря силе молитвы оставалась невредимой, ее раны заживали быстро и без следа. Своей жизнью Фотиния святая доказала, что чудеса возможны, когда в них веришь и силой веры творишь их сам.

Святые места

Библейская история о встрече Христа и самарянки Фотинии имеет реальное географическое подтверждение. В Израиле одним из самых прекрасных и живописных мест, привлекающих тысячи паломников, является Колодец Иакова (Яакова). Рядом с ним расположен древний храм, который был трижды разрушен и восстановлен вновь. Сам колодец достигает 40 метров в глубину. Вода из него считается целительной.

Мощи Фотинии Самарянки хранятся на острове Крите, в селении Фоделе, в женском монастыре имени великомученицы. Потоки паломников ежегодно притекают сюда, чтобы укрепиться в вере и попросить помощи в разрешении духовных проблем.

На территории СНГ существует немало храмов святой Фотинии, где почитается ее христианский подвиг и находятся чудотворные образы. Одним из таких является церковь великомученицы в Днепропетровске.

Фотиния Палестинская

В христианских источниках встречается история о другой подвижнице веры с именем Фотиния (день ангела - 26 февраля по новому стилю). Была она родом из Кесарии, потому получила приставку Палестинская. Во время шторма корабль, на котором она плыла с другими пассажирами, потерпел крушение. Уцепившись за доску, Фотиния единственная спаслась и выплыла на остров, где в молитвах и посте пребывал блаженный Мартиниан. Он обратил женщину в христианскую веру, а сам покинул остров. Три раза в год на остров пребывал корабль и привозил продукты. Фотиния Палестинская осталась жить на скале и продолжила подвижничество Мартиниана. Шесть лет она пребывала в посте и молитве, а после умерла и была похоронена в родной Кесарии.

Святая Фотиния (житие ее относится к V веку) помогает людям обрести веру, поправить душевное и физическое здоровье, а также покровительствует мореплавателям.

Фотиния Кипрская

Существует и еще одно предание о Фотинии Кипрской. Житие ее относится примерно к 15 веку. Она родилась в Карпасии (восточная часть Кипра) в благочестивой семье. В юности она приняла решение стать невестой Христовой и покинула отчий дом. Фотиния поселилась в пещере, предавшись посту и молитвам. Вскоре дева исполнилась благодати Божией и стала производить чудеса исцеления. Весть об этом разнеслась по всему острову и за его пределами. Многие христиане обращались к ней за советом и для поддержания духовных сил.

Сегодня пещера, в которой когда-то подвизалась Фотиния святая, является местом паломничества. В ней находится престол и глубокий источник, читается литургия. Каждое новолуние в источнике поднимается вода с тонкой пленкой песка. Считается, что вода дарует исцеление от многих болезней, а песком мажут глаза слепых для прозрения. Пещера находится недалеко от кипрского селения Агиос Андроникос. А мощи самой подвижницы помещены в храме апостола Андрея. День памяти святой приходится на 2 августа (по новому стилю).

Таким образом, существует три дня в году, когда все Светланы празднуют именины. Но это не обычный праздник, а день памяти глубокий в духовном смысле. Здесь дело не ограничивается застольем и подарками. По христианской традиции в день святой Фотинии-Светланы идут в церковь, исповедуются, причащаются Святых Тайн. Также обращаются с благодарной молитвой к Господу и покровительнице.

Фотиния святая (Самарянская) вспоминается также и на пятой неделе по Пасхе. В это время читается литургия, воздаются благодарственные и хвалебные молитвы за мученический подвиг во имя христианской веры.

Жития преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии (Светланы)

Пре-по-доб-ный Мар-ти-ни-ан с 18 лет по-се-лил-ся в пу-стыне, близ го-ро-да Ке-са-рии Па-ле-стин-ской, где про-был в по-дви-гах и без-мол-вии 25 лет, удо-сто-ив-шись бла-го-дат-но-го да-ра ис-це-ле-ния бо-лез-ней. Од-на-ко враг не остав-лял от-шель-ни-ка, на-во-дя на него раз-лич-ные ис-ку-ше-ния. Од-на-жды жен-щи-на-блуд-ни-ца по-спо-ри-ла с раз-врат-ны-ми людь-ми, что со-блаз-нит свя-то-го Мар-ти-ни-а-на, сла-ва о доб-ро-де-тель-ной жиз-ни ко-то-ро-го рас-про-стра-ни-лась по го-ро-ду. Она при-шла к нему в ноч-ной час под ви-дом стран-ни-цы, про-ся ноч-ле-га. Свя-той впу-стил ее, так как по-го-да бы-ла ненаст-ная. Но вот лу-ка-вая го-стья пе-ре-оде-лась в до-ро-гую одеж-ду и ста-ла со-блаз-нять по-движ-ни-ка. То-гда свя-той вы-шел из кел-лии, за-жег ко-стер и встал бо-сы-ми но-га-ми на пы-ла-ю-щие уг-ли. Он го-во-рил при этом се-бе: "Труд-но те-бе, Мар-ти-ни-ан, тер-петь этот вре-мен-ный огонь, как же ты бу-дешь тер-петь веч-ный огонь, при-го-тов-лен-ный те-бе диа-во-лом?" Жен-щи-на, по-ра-жен-ная этим зре-ли-щем, рас-ка-я-лась и про-си-ла свя-то-го на-ста-вить ее на путь спа-се-ния. По его ука-за-нию она от-пра-ви-лась в Виф-ле-ем, в мо-на-стырь свя-той Пав-лы, где в стро-гих по-дви-гах про-жи-ла 12 лет до сво-ей бла-жен-ной кон-чи-ны. Имя жен-щи-ны бы-ло Зоя.

Ис-це-лив-шись от ожо-гов, свя-той Мар-ти-ни-ан уда-лил-ся на необи-та-е-мый ска-ли-стый ост-ров и про-жил под от-кры-тым небом несколь-ко лет, пи-та-ясь пи-щей, ко-то-рую ему вре-мя от вре-ме-ни при-во-зил один ко-ра-бель-щик, а пре-по-доб-ный плел для него кор-зи-ны.

Од-на-жды во вре-мя силь-ной бу-ри раз-бил-ся ко-рабль, и к ост-ро-ву, где спа-сал-ся свя-той Мар-ти-ни-ан, вол-ны при-нес-ли на об-лом-ках ко-раб-ля де-ви-цу по име-ни Фо-ти-ния. Свя-той Мар-ти-ни-ан по-мог ей вы-брать-ся на ост-ров. "Оста-вай-ся здесь, - ска-зал он ей, - вот хлеб и во-да, а через два ме-ся-ца при-е-дет ко-ра-бель-щик", - а сам бро-сил-ся в мо-ре и по-плыл. Два дель-фи-на вы-нес-ли его на су-шу. С тех пор бла-жен-ный Мар-ти-ни-ан стал ве-сти жизнь стран-ни-ка. Так про-дол-жа-лось два го-да. Од-на-жды, при-дя в Афи-ны, свя-той за-бо-лел и, чув-ствуя при-бли-же-ние кон-чи-ны, во-шел в храм, лег на пол, при-звал епи-ско-па и по-про-сил пре-дать свое те-ло по-гре-бе-нию. Это про-изо-шло око-ло 422 го-да.

Бла-жен-ная де-ви-ца Фо-ти-ния оста-лась жить на ост-ро-ве, где и про-ве-ла в уеди-не-нии 6 лет, а за-тем от-да-ла Бо-гу ду-шу. Кон-чи-ну ее от-крыл всё тот же ко-ра-бель-щик, при-во-зив-ший ей, как и пре-по-доб-но-му Мар-ти-ни-а-ну, пи-щу. Он пе-ре-вез те-ло бла-жен-ной Фо-ти-нии в Ке-са-рию Па-ле-стин-скую, где оно бы-ло с че-стью по-хо-ро-не-но епи-ско-пом и кли-ром. Па-мять пре-по-доб-ных Зои и Фо-ти-нии празд-ну-ет-ся в тот же день.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Светлана (Фотиния, Фотина, Фатина)

Значение имени: от слав. светл – «светлая».

Основные черты: легкость, активность, восприимчивость.

Особенности характера. Света растет любознательным и живым ребенком, однако в школе учится поверхностно. К счастью, она схватывает все на лету, поэтому проблем с успеваемостью нет. Если же она чем-то заинтересуется, то полностью погрузится в этот предмет. Света любит книги и фильмы о любви, мечтает о прекрасном принце.

Взрослая Светлана – прекрасный организатор. Она любит командовать и считает, что вправе это делать. Она самостоятельна и трудолюбива, прекрасно приспосабливается к обстоятельствам. Однако характер Светланы противоречив. Она может, если это нужно, резко изменить направление, поменять убеждения, профессию, страну.

Именины

Из книги Эгоизм как деструктивная составляющая человеческого существа автора

Светлана Васильевна Баранова Эгоизм как деструктивная составляющая человеческого

Из книги Путь Воина Духа.Том III. Эгоистическая личность автора Баранова Светлана Васильевна

Светлана Баранова Путь Воина Духа. Том III. Эгоистическая

Из книги Священное служение автора Баранова Светлана Васильевна

Светлана Васильевна Баранова Священное Служение

Из книги Большая книга женской мудрости [сборник] автора Автор неизвестен

Раздел I Звезды в соломенной шляпке Мудрые притчи для мудрых женщин Светлана Савицкая 1. Серебряные врата Жили люди на земле, поживали беспечно, как вдруг ни с того ни с сего на полсвета белого выросла черная стена. Вышел на землю враг из серебряных врат. Направились

Из книги автора

Раздел III Легенды планетарных традиций Записала и обработала Светлана Савицкая 1. Мудрейшая из Мудрейших Исида. Египет Непонятная и загадочная, мудрейшая из мудрейших древности – богиня Исида стала образцом для понимания египетского идеала женственности и

Из книги автора

10. Святая Фотина и Санта Лючия. Италия Святой Светланы в Испании, да и вообще в феномене католической веры нет. Как нет имени Светлана в христианстве.В христианстве Светлана заменена греческим именем Фотина (свет). И имя Светлана произносить в церкви нельзя. И упаси Бог

Вопрос: «Умерла девочка 6-ти лет, крестили ее Светланой. Действительно ли разрешено теперь крестить со своими именем, а не Фотинией, как раньше?»

Ответ: Вопросы, связанные с именем при Крещении задаются довольно часто. Причина тому – некоторое недопонимание, которое существует среди прихожан. Есть мнение, что при Крещении человеку дается какое то «тайное, церковное» имя, которое надо называть только в Церкви. Конечно, это не так. В Таинстве Крещения присутствует чин наречения имени, которое священник, по согласованию с родителями, возглашает, налагая на малыша руку. Дело в том, что по учению Церкви, к каждому христианину при его Крещении приступает ангел – хранитель, присутствующий рядом с ним всю жизнь. Однако есть благочестивая традиция, согласно которой если младенец носит имя кого-то из угодников Божиих, уже прославленных в святости, то кроме ангела-хранителя, ему споспешествует в жизни еще и небесный покровитель, имя которого он носит. Важно понимать, что младенца крестят не «во имя» того или иного святого. Крещение может быть совершено только во имя Пресвятой Троицы, как заповедал нам Спаситель: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,» (Мф 28:19). Наличие небесного покровителя не возникает «автоматически», это не «механическое колдовское действо». К тому святому, имя которого носит малыш надо еще обратиться, «познакомиться» с ним, почитать его жития, узнать каким подвигом он прославлен в сонме угодников Божиих. И обязательно молитвенно обратиться к нему. Конечно, святые угодники всегда готовы прийти нам на помощь, но надо, чтобы человек попросил об этом, сказал, что помощь действительно нужна ему. Для обращения ко святым есть молитвы, акафисты, особенно хорощи Каноны ко святым. И конечно, должна быть икона своего небесного покровителя, чтобы нам знать, видеть к кому мы обращаемся.

Что касается того, можно ли давать при Крещении такие имена, которых нет в «Святцах», то каких либо строгих канонических соборных запрещений этому нет. Однако, на наш взгляд, разве плохо, если у новокрещеного малыша появится небесный покровитель, заступник, к которому можно обратиться в трудную минуту за молитвенной помощью и советом. Важно лишь, чтобы это обращение действительно было, и было осознанным. Поэтому в Русской Церкви (именно в Русской, в других Православных Церквах, скажем в Грузинской, Сербской, Греческой такой традиции нет), существует многовековая благочестивая традиция называть новокрещеных теми именами, которые носят святые угодники. Поэтому при Крещении священники обычно следуют этой традиции.

Наиболее часто этот вопрос возникает в связи с русским именем «Светлана». На наш взгляд здесь имеет место некая путаница. Имя «Фотинья» (Фотиния, Фотина), греч. Φωτεινή», является лишь переводом на греческий имени Светлана, или, скорее, наоборот, имя «Светлана» - перевод с греческого на русский имени Фотинья. Мы считаю, что это одно и тоже имя, просто произнесенное на разных языках, а не разные имена. Церковное Предание доносит до нас, что это имя носила Самарянка, с которой Спаситель говорил у колодца, (Ин 4:4-42). С древних времен она поминалась как Фотиния, затем в 19-м веке имя перевели и появилась «Светлана», но это одно и то же имя. Сейчас в издающихся церковных календарях это разночтение устранено, и так и указывается: «Фотина (Светлана) Самаряныня Римская» или «Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская». Поэтому поминать можно и с так и так, повторим, это одно и то же имя.

Вообще, предаваясь излишне рассуждениям на тему «как правильно поминать, как написать, где точку поставить и т.д.» мы тем самым выражаем подспудно недоверие Богу и нашей Святой Церкви. Господь же ведает все наши имена, все о нас, грешных, «у вас же и волосы на голове все сочтены;» (Мф 10:30), так говорит Спаситель. Поэтому храни, Господи всех наших Светлан, Фотиний, Фотин, живых и усопших!

Иерей Михаил Макаров


Close