Пост – это один самых лучших видов поклонения, которые установлены Всевышним Аллахом, велик Он и славен. Есть много желательных дней для соблюдения поста, среди которых и первые девять дней месяца зуль-хиджа. Каждый год мусульмане соблюдают пост в течение этих дней, раздают милостыню и совершают всевозможные праведные деяния.

Однако, читая некоторые сайты в просторах интернета, или общаясь с братьями, мы можем столкнуться и с мнением, что пост в эти дни является нововведением. В целях устранения сомнений и установления доказательств о желательности поста в эти дни, мы постарались собрать доводы в пользу его желательности.

Ученые четырех мазхабов и других, не сохранившихся, шариатских правовых школ единогласны, что пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа является желательным.

Сказано в книге «Аль-фатава аль-хиндийя»: «Желательно соблюдение поста в первые десять дней месяцы зуль-хиджа».

В книге «Аль-мукни’» сказано: «Желателен пост в первые десять дней зуль-хиджа».

В книге «Равдату т-талибин» сказано: «Желательным является соблюдение поста в первые десять дней месяца зуль-хиджа».

Ибн Хазм , да помилует его Аллах, сказал: «Мы считаем желательным пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа до наступления дня жертвоприношения».

Имам Ан-Навави , да помилует его Аллах, сказал: «Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это очень желательно, особенно, в девятый день, который является днем ‘Арафа».

Также постоянным комитетом по фетвам и научным исследованиям в Саудовской Аравии была издана фетва: «Лучшим днями для желательного поста являются: понедельник, четверг, белые дни (13,14,15 дни каждого месяца) и десять дней месяца зуль-хиджа».

Высказываний ученых о желательности поста в эти дни огромное количество, мы привели только некоторые из них.
Также вашему вниманию предлагается фетва с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида о посте в первые дни этого месяца.

Вопрос :

Я прочитал на вашем сайте о достоинствах поста в день ‘Арафа. Но также я прочитал о том, что желательно поститься и в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Правильно ли я вас понял? Если правильно, то разъясните мне, сколько именно дней желательно держать пост: девять или десять? Потому что десятый день месяца зуль-хиджа является днем праздника ‘ид аль-адха (курбан байрам).

Ответ :

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа является желательным. На это указывает хадис, который передается от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет таких дней, в которые бы праведные деяния были любимы для Аллаха, как эти десять дней, то есть десять дней месяца зуль-хиджа». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха, кроме человека, который вышел со своей душой и имуществом и не вернулся ни с чем из них» (Хадис передал Аль-Бухари, 696).

Передается от Хунайды ибн Халида, от его жены, что он она передала от некоторых жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что они сказали: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился девять дней месяца зуль-хиджа, в день ‘Ашура и три дня из каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга» (Хадис передали имам Ахмад 21829, Абу Дауд 2437, шейх Аль-альбани посчитал хадис достоверным).

Что касается поста в праздничный день, то он запрещен. На это указывает хадис, который передается от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, «запрещал поститься в день разговения (ид аль-фитр) и в день жертвоприношения (ид аль-адха)» (Хадис передали Аль-Бухари 1992, Муслим 827). Учение Ислама единогласны в том, что пост в эти два дня запретен.

Праведные деяния, совершенные в эти дни, лучше, чем совершенные в другие дни. Что же касается поста, то пост касается именно девяти дней, а десятый день является праздничным и пост в нем запретен. Таким образом, достоинства поста десяти дней месяца зуль-хиджа касаются лишь девяти дней.

См. шарх имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, на «Сахих» имама Муслима.

Зуль-хиджа месяц жертвоприношения. Особенную ценность имеют поклонения совершенные в первые десять дней этого месяца. Вот что сказано об этом в хадиси шарифах:

«Пост в первые дни месяца зуль-хиджа, приравнивается к одному году поста, одна ночь поклонений, приравнивается к поклонениям совершенным в ночь предопределения.» от Ибни Маджа

«За каждое из совершенных поклонении в первые 10 ночей Зуль-хиджы, сауабов дается в 700 раз больше.» Байхаки

«Мусульманина который постился и не произнес ничего ведущего к греху, в день Тарвия (День перед днем Арафа), Аллаху тааля отправит в Рай.» Рамуз.

«За каждый день поста в первые 9 дней Зуль-хиджы, мусульманин будет удостоен благостей как за освобождение 100 рабов имея богатство добытое дозволенным путем, или же вознаграждения дающееся человеку который пожертвовал 100 коней людям идущим на пути Аллаха, или же равное 100 верблюдам которое приносится в жертву в Каабе.» Рияд-ун Насихин

«Ценность первых 10 дней месяца Зуль-хиджа, равна 1000 дням в другие дни, дня Арафа, равен 10 000 дням.» Байхаки

«Нет перед Аллахом более благого дела чем поклонения совершенные в первые 10 дней Зуль-хиджы. В эти дни повторяйте многократно тасбих «Субханаллах», тахмид «Альхамдулиллях», тахлиль «Ля иляха иляллах», и такбир «Аллаху акбар».» Табарани

Сахабы обратились к пророку «О посланник Аллаха! Поклонения совершенные в первые дни этого месяца, ценнее совершения джихада?». Пророк ответил «Да, лучше чем совершение джихада. Но джихад человека который пожертвовал для этого своей душой и своим имуществом, очень ценен.» Бухари

Абу Дарда сказал:

Нужно постится в первые десять дней этого месяца, раздавать много милостыни, совершать много дуа и делать истигфар! Потому что пророк (саллалаху алейхи уассаллям) сказал: «Несчастен человек который не воспользовался благостями этих десяти дней.» Ожидают много благостей того кто постился первые 9 дней этого месяца, увеличится его богатство, его дети будут защищены от напастей, будут прощены его грехи, за совершенные дела получит многократное вознаграждение, смерть его будет легкой, его могила будет наполнена светом. В Раю его ждет высокое положение. Шира.

Является сунной подстригать ногти и волосы каждую неделю. Досточтимый Ибни Абидин сказал: «В первые 10 дней Зиль-хиджы, нужно отложить эту сунну. Хадис «Кто собирается резать курбан, пусть по приходу месяца Зиль-хаджа не постригает волосы и ногти.» не является приказом. Является мустахабом перенести их до совершения обряда жертвоприношения». Тому, кто собирается принести жертву, становится мустахабом не постригать волосы, бороду, усы и ногти до первого дня Курбана, но это не уаджиб. Если он и подстрижется, то нет в этом греха и благости за Курбан не уменьшатся.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных деяний. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (да благословит и приветствует его Аллах) раб его и посланник.

О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами. (Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами .Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. (Союзники-70-71.)

по истине самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), и самое плохое, что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: «Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». аль-Бухари 71, Муслим 1037.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

О, мусульмане! Как вы знаете, скоро начинается сезон хаджа, к нам приближается месяц зуль-хиджа и великий праздник курбана. Сегодня двадцать четвертое зуль-каида. Через пять, шесть дней начинается месяц зуль-хиджжа,

О, рабы Аллаха! что бы сделать причиной приумножения благих дел своего раба, Аллах из великой мудрости в течении года выделил определенные дни и месяцы среди других дней и месяцев,.

О, рабы Аллаха! мы с вами с позволения Аллаха встречаем первые десять дней месяца зул-хиджы. Эти дни являются лучшими днями года у Аллаха, как об этом сообщил пророк (да благословит и приветствует его Аллах) в хадисе, что самыми любимыми для Аллаха являются праведные деяния совершенные в эти дни. Спросили, даже лучше чем сражение на пути Аллаха, он сказал: даже чем сражение на пути Аллаха.

“…Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!”(аль-Фаджр:1,2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах). и другие сказали что это т.е. слова Аллаха “Клянусь десятью ночами” сказано по поводу первых десяти дней зул-хиджы.

Если говорить о деяниях этих десяти дней, первое- это хадж который совершается в эти дни. Об этом мы с вами говорили подробно на прошедших хутбах.

Только хотел добавить к теме хаджа, вот что, из мудрости и пользы хаджа это то, что хадж напоминает человеку о вечной жизни. Тот, кто совершает хадж, тот, покидает свою родину и уезжает в незнакомое место, также человек, когда умирает, покидает этот мир, с умершего человека снимают привычную ему одежду и заворачивают в са ван, также и в хадже, мы снимаем ту повседневную привычную одежду и одеваем другую одежду, умершего купают, прежде чем завернуть в кафан, также хаджи купается прежде чем одеться в эту одежду, хаджи выстаивает на Арафате, также умерший станет в судный день там, где все встанут перед своим Господом

يَوْمَ يَقُومُ ٱلنَّاسُ لِرَبّ ٱلْعَـٰلَمِينَ [المطففين:6]،

“в тот день, когда люди предстанут перед Господо м миров?” (аль-Мутаффифин:6)

Дорогой брат! Если ты не совершаешь хадж, это не значит что, эти дни должны пройти мимо тебя. Эти дни особые, это благодатный сезон и ценное время. Каждый разумный человек, знает, что это время наступает не каждый день, сезон это возможность приумно жить доходы, какой торговец, добровольно закроет свой магазин во время сезона, например человек, торгующий канцелярскими товарами может закрыть свой магазин накануне открытия школьного года? Если он закроется, можно назвать его торговцам? Таким же образом можно привести множество примеров.

Если мы ради этого мира оказываем такое усердие, богатства которого все равно оставим здесь, а как же мы должны поступать ради вечной жизни. На самом деле мы поступаем на оборот, значит, мы не очень то верим в последнюю жизнь, в противном случаи мы бы старались намного усерднее, чем для этой жизни. Разве, может, кто то построить свой дом на земле, которая ему не принадлежит? Если мы для этот мир такое усердие оказываем которого все равно оставим здесь, а для вечной жизни как мы должны быть?

يَوْمَ تَأْتِى كُلُّ نَفْسٍ تُجَـٰدِلُ عَن نَّفْسِهَا وَتُوَفَّىٰ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ [النحل:111]،

“В тот день каждый человек придет и будет препираться за себя. Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил, и с ними не поступят несправедливо.”(ан-Нахль:111)

يَوْمَ تَجِدُ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ مِنْ خَيْرٍ مُّحْضَرًا [آل عمران:30]،

“В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам.”(сура али-Имран:30)

يَوْمَ يَنظُرُ ٱلْمَرْء مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ [النبأ:40]،

“В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: “Эх, если бы я был прахом!”(сура ан-Наба:40)

Что может для верующего человека полезнее, чем этот аят, в котором верующий наставлял свой народ, народ фараона.

: يٰقَوْمِ إِنَّمَا هَـٰذِهِ ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا مَتَـٰعٌ وَإِنَّ ٱلاْخِرَةَ هِىَ دَارُ ٱلْقَـرَارِ مَنْ عَمِـلَ سَـيّئَةً فَلاَ يُجْزَىٰ إِلاَّ مِثْلَهَا وَمَنْ عَمِـلَ صَـٰلِحاً مّن ذَكَـرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَـئِكَ يَدْخُلُونَ ٱلْجَنَّةَ يُرْزَقُونَ فِيهَا بِغَيْرِ حِسَابٍ [غافر:39، 40].

О мой народ! Мирская жизнь - не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания.Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета.(сура Гафир:39-40)

Приветствуй тех, кто использует эти дни полезно праведно, совершая благие дела, зикры, дуа, пост и много другое. Во всех этих делах следует состязаться.

إِنَّ ٱلأَبْرَارَ لَفِى نَعِيمٍ عَلَى ٱلأَرَائِكِ يَنظُرُونَ تَعْرِفُ فِى وُجُوهِهِمْ نَضْرَةَ ٱلنَّعِيمِ يُسْقَوْنَ مِن رَّحِيقٍ مَّخْتُومٍ خِتَـٰمُهُ مِسْكٌ وَفِى ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ ٱلْمُتَنَـٰفِسُونَ [المطففين:22-28].

Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать райские блага . На их ли цах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима - источника, из которого пьют приближенные. (сура аль-Мутаффифин:22-26)

О, рабы Аллаха! вот к нам приходит очередной сезон благих деяний после рамадана, если мы верим в Аллаха и в судный день и хотим быть из числа преуспевших в этой жизни и в следующей жизни, то нам необходимо состязаться в благих делах в эти дни.

Аллах Свят он и Велик сказал:

“Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!” (аль-Фаджр:1-2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах. и другие сказали что это т.е. слова Аллаха Клянусь десятью ночами сказано по поводу первых десяти дней зуль-хиджы.

Все эти слова указывают на обособленность этих дней, которые уже наступят совсем скоро. Поскольку они особые, значит, существуют особые виды деяний в эти дни. Прежде всего, мы должны бросать все греховные деяния, и делать тауба

وتوبوا الى الله جميعا ايها المؤمنون لعلكم تفلحون

“…О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете. “(ан-Нур:31)

А какие виды поклонений мы должны совершать в эти дни? Давайте перечислим их, на первом месте упоминание имени Аллаха т.е. совершение зикра, в виде Аллаху Акбар кабира,ва алхамдулиллахи касира, ва субханаллахи букратан ва асила. Ла иллаха иллаллах.

: وَيَذْكُرُواْ ٱسْمَ ٱللَّهِ فِى أَيَّامٍ مَّعْلُومَـٰتٍ [الحج:28]،

“Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни”(аль-Хаджж:28)

ученные сказали, что под установленными днями имеется в виду первые десять дней зуль-хиджы. Ибну Омар (р.а.) повсюду даже на рынках, на улицах говорил слова такбира громко, добавлял к ним слова похвалы , благословения и благодарения.

وَلِتُكَبّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ [البقرة:185]،

“Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.”(аль-Бакара:185)

В эти дни одобряемым является пост, предпочтительно больше читать Коран, по больше раздавать милостыню, по этому пусть не проходят эти дни просто мимо Вас. Ведь праведные деяния в эти дни считаются самыми любимыми деяниями для Аллаха, чем в другие дни, даже праведники сказали, что, эти дни превосходят даже последние десять дней рамадана, по этому приложи максимум усилий, пусть эти дни не проходят в пустую мимо тебя.

О, мусульмане! В эти дни вобрали в себя все главные, основные деяния такие как намаз, пост, хадж, садака т.е. раздача милостыни. А среди этих дней есть свои особые дни- это день Арафа и день жертвоприношения. Этот день т.е. день арафа является одним из великих дней всего года. В этот день мусульмане находясь в хадже выполняют один из важнейших столпов хаджа это стояние на горе Арафат. Пророк с.а.в велел тем кто не в хадже поститься в этот день. Сказал, что пост в этот день смывает грехи прошлого и оставшегося года.

Видите как ислам заботится о нас, тем кто в хадже запрещено поститься, что бы они находясь там, могли вынести трудности хаджа, могли как следует делать зикр и дуа. Когда пророк (да благословит и приветствует его Аллах) был на Арафате он не постился, люди думали что он скрывает свой пост, тогда ему принесла Уммул-Фадл чашу с молоком, он выпил перед всеми, что бы не у кого не оставалось сомнения, что пророк не постится в этот день.

День Арафат является лучшим днем среди всех дней.

يقول فيه : ((خيرُ الدعاء دعاءُ يوم عرفَة، وخير ما قلتُ أنا والنبيّون قبلي يوم عرفة: لا إلهَ إلاّ الله وحدَه لا شريك له، له الملك وله الحمد، وهو على كل شيء قدير)).

Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: самая лучшая дуа т.е. мольба- совершённая дуа в день арафа, и самое лучшее, что сказал я и другие пророки до меня в день арафа- это слова нет достойного поклонения никому кроме Аллаха, он один и нет у него сотоварища, ему принадлежит власть и похвалы и он способен на всё.

И ты не смотря на то, что не совершаешь хадж также приближайся к Аллаху делая в течении всего этого дня много дуа и зикры, которые установлены в суннате пророка (да благословит и приветствует его Аллах) и повторяй эти слова, которые он говорил, по чаще. Особенно перед Магрибом, может Аллах простит тебя и нас и заведет в свою милость и в рай.

День арафа совпал в нашем календаре с пятым число м следующего месяца т.е. пятая ноября.

О, мусульмане! Следующий день после дня на Арафате- это день жертвоприношения, помни, этот день курбана, является сунной пророка Ибрагима (мир ему) и сунна пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), это древнейший вид поклонения через которые люди приближаются к своему Господу.

Часто в этом виде поклонения люди до нас и сейчас допускают ошибки, приносят жертву наряду с Аллахом различным идолам-истуканам, богам, деревьям, могилам, колдунам, на свадьбах перед невестой и так далее и тому подобное множество примеров, распространено ошибочное вероубеждение, якобы, совершая ритуалы паломничества в не установленных Аллахом местах, они совершают хадж, тем более не так далеко и затрат меньше, а по сути их действия являются большим ширком.

Они т.е. совершающие паломничество в не установленных Аллахом местах, думают что эти места являются святынями Аллаха, как мы знаем и как об этом говорили на прошлых хутбах святыни Аллаха являются те места которых Аллах и Его посланник назвал святыми, а не те места которых люди сами придумали. По этой причиной же совершать паломничества к таким местам является харамом и приобщением Аллаху сотоварищей. Ведь мы должны верить и признать единство Аллаха в Его Господстве т.е. Он единый Творец, Кормилец, Властелин и Управляет всеми творениями Сам Один без сотоварищей, в этом нет у Него сотоварища, который бы участвовал во всех этих делах.

Также мы должны верить и признать Его Единство в Его Божественности т.е. мы должны поклоняться Ему одному без сотоварищей в рамках Его установлений.

Некоторые думают что, поклонение это намаз, закят, пост хадж и зикры, да именно так, они являются основными видами поклонений, но кроме них есть такие поклонения как дуа, мольба которую должны делать только Аллаху, просить помощи тоже является поклонением, также упование, страх, боязнь, любовь, назр и жертвоприношение. Каждому из этих поклонений Аллах Милостив и Милосердный установил свои правила и все они должны быть посвящены только Ему Свят Он и Велик.

Разве можно имея такое вера убеждение превозносить, признавать святыни, которые Аллах Свят Он и Велик не утвердил как святыни мусульман?

О, мусульмане! Как вы знаете десятое число месяца зулхиджа день курбана, этот день мы приносим жертву согласно шариату.

: فَصَلّ لِرَبّكَ وَٱنْحَرْ [الكوثر:2]،

“Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.”(аль-Каусар:2)

Этот день является днем поклонения Аллаху и днем урока таухида т.е. этот день все люди признают единство Аллаха, в том, что все приносимые же ртвы принадлежать только Ему Свят Он и Велик.

Об этом иншшАллах мы подробно поговорим на следующих хутбах, только хотел напомнить, что тому, кто намерен принести жертву т.е. резать курбан, с наступлением месяца зуль-хиджа нельзя подстригать ногтей, укорачивать или если по другому говорить убирать что либо из волос.

لقوله : ((إذا دخل شهر ذي الحجة وأراد أحدكم أن يضحي فلا يأخذ من شعره ولا من ظفره ولا من بشرته شيئاً)) مسلم،

В хадисе который находится в сборнике Имам Муслим пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: “когда наступает зул-хиджа и кто из вас хочет принести жертву пусть не убирает из волос и кожи что либо и пусть не подстригает ногтей.”(Муслим 1977)

Это дело относится только к тому, кто будет делать курбан, а от того, за кого режут ему этого не требуется.

О, Аллах просим у тебя милости, просим у тебя совершения нами благих дел и оставления плохих дел и любви к бедным,

О, Аллах облегчи нашим хаджиям совершение хаджа и помоги им.

، فاللهم لا تحرمنا فضلك ولا تؤاخذنا بذنوبنا وخطيئاتنا، واجعلنا من عبادك الأوابين المنيبين المسابقين إلى الجنات ورفيع الدرجات إنك على كل شيء قدير وبالإجابة جدير.

بارك الله لي ولكم في القرآن العظيم، ونفعني وإياكم بما فيه من الآيات والذكر الحكيم، أقول قولي هذا، وأستغفر الله العظيم الجليل لي ولكم ولسائر المسلمين من كل ذنب، فاستغفروه وتوبوا إليه، إنه هو الغفور الرحيم.

Да благословит Аллах Кораном меня и вас, пусть даст нам пользу от аятов и упоминаний в Коране. Прошу прощения у Аллаха себе и вам и остальным мусульманам от всех грехов. И вы покайтесь и просите у него прощения, ведь он прощающий, милосердный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Пятничная хутба г. Москва. Материал подготовлен редакцией сайта

В среду был первый день месяца Зуль-Хиджа, десять первых дней которого являются лучшими в году.

Мы привыкли ждать месяц Рамадан, чтобы он улучшил нас, поднял нашу веру на ступень выше. В этот месяц мы оставляем грехи, усердствуем в благих делах и стараемся сохранить благо Рамадана после его окончания.

Так вот, дни, которые начались в среду, лучше, чем дни месяца Рамадан. И это огромная милость Всевышнего Аллаха, которую мы, возможно, не осознаём до конца.

Аллах дал нам эти дни: чтобы мы проснулись и встряхнулись, чтобы отказались от беспечности, чтобы вернулись к постоянству в добрых делах, от которых мы, возможно, отдалились в повседневной суете, чтобы ощутили близость Аллаха, увеличили своё поклонение Ему и стали искреннее.

Посланник Аллаха сказал о десяти первых днях месяца Зуль-Хиджа: «Нет дней, в которые благие дела более любимы Аллаху, чем эти». А Всевышний Аллах поклялся ими в Коране, указывая нам на их значимость.

Аллах дал одним промежуткам времени превосходство над другими относительно награды за благие деяния. Аллах дал знание об этом времени, и каждый из нас должен им воспользоваться.

Достоинство первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

Всевышний Аллах сделал десять первых дней месяца Зуль-Хиджа предметом Своей клятвы, а клятва Всевышнего является указанием на величие и важность этих дней. Всевышний Аллах сказал: «Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами! Клянусь чётом и нечётом!» (сура «Заря», аяты 1, 2).

Ибн Аббас сказал: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!»

Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!» (Аль-Баззар, Ибн Хиббан ).

Ибн Хаджар сказал: «Становится ясным, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в эти дни собираются все важнейшие виды поклонения, как молитва, пост, садакъа и хадж. И всё это не собирается разом в иное время».

Ибн Касир сказал: «Многие хадисы указывают на то, что первые десять дней месяца Зуль-Хиджа лучше остальных дней в году и они лучше последних десяти дней Рамадана. Однако десять последних ночей Рамадана лучше всех остальных ночей года, поскольку они включают в себя Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев».

Положение поста в первые десять дней Зуль-Хиджа

Пост – это один самых лучших видов поклонения, которые установлены Всевышним Аллахом. Есть много желательных дней для соблюдения поста, среди которых и первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Каждый год мусульмане соблюдают пост в течение этих дней, раздают милостыню и совершают всевозможные праведные деяния.

Однако, читая некоторые сайты в просторах Интернета или общаясь с некоторыми мусульманами, мы можем столкнуться и с мнением, согласно которому пост в эти дни является нововведением. В целях устранения сомнений и установления доказательств о желательности поста в эти дни, мы постарались собрать доводы в его пользу.

Учёные четырёх мазхабов единогласны в том, что пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным.

В книге «Аль-фатава аль-хиндийя» говорится: «Желательно соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». В книге «Аль-мукни’а» сказано: «Желателен пост в первые десять дней Зуль-Хиджа». В книге «Равдату т-талибин» сказано: «Желательным является соблюдение поста в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа». Ибн Хазм сказал: «Мы считаем желательным пост в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа до наступления дня жертвоприношения» . Ан-Навави сказал: «Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём Арафа».

Также постоянным комитетом по фетвам и научным исследованиям в Саудовской Аравии была издана следующая фетва: «Лучшими днями для желательного поста являются: понедельник, четверг, белые дни (13,14,15 дни каждого лунного месяца) и десять дней месяца Зуль-Хиджа».

Высказываний учёных о желательности поста в эти дни огромное количество, мы привели только некоторые из них.

Также вниманию читателя предлагается вопрос-ответ с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида о посте в первые дни этого месяца.

Вопрос : Я прочитал на вашем сайте о достоинствах поста в день Арафа. Но также я прочитал о том, что желательно поститься и в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Правильно ли я вас понял? Если правильно, то разъясните мне, сколько именно дней желательно держать пост: девять или десять? Потому что десятый день месяца Зуль-Хиджа является днём праздника Ид аль-адха (Курбан-байрам).

Ответ : Вся хвала принадлежит Аллаху! Пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа является желательным. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет таких дней, в которые бы праведные деяния были любимы для Аллаха, как эти десять дней (то есть десять дней месяца Зуль-Хиджа)». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха, кроме человека, который вышел со своей душой и имуществом и не вернулся ни с чем из них» (хадис передал Аль-Бухари ).

От некоторых жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился девять дней месяца Зуль-Хиджа, в день Ашура и три дня из каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга» (хадис передали имам Ахмад, Абу Дауд, шейх Аль-Альбани посчитал хадис достоверным).

Что касается поста в праздничный день, то он запрещён. На это указывает хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «запрещал поститься в день разговения (Ид аль-фитр) и в день жертвоприношения (Ид аль-адха)» (хадис передали Аль-Бухари и Муслим ). Учёные ислама единогласны в том, что пост в эти два дня запретен.

Праведные деяния, совершённые в эти дни, лучше, чем совершённые в другие дни. Относительно же поста, то он касается именно девяти дней, а десятый день является праздничным и пост в этот день запретен. Таким образом, достоинства поста десяти дней месяца Зуль-Хиджа касаются лишь девяти дней.

См. Шарх имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, на «Сахих» имама Муслима (конец ответа из фетвы).

Также подобный вопрос задали шейху Ибн Усаймину . К нему обратилась женщина, которая соблюдала пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа, но прекратила его соблюдение по причине того, что кто-то назвал пост в эти дни нежелательным, так как это не имеет основы в Коране и Сунне. Шейх ответил, что ей лучше и дальше соблюдать пост в эти дни, так как это желательно. Он указал на то, что в эти дни желательно совершать благие деяния, а пост является одним из праведных деяний. Более того, шейх заявил, что утверждающий о том, что пост в эти дни не является желательным, должен привести довод того, что пост не относится к праведным деяниям.

Пост в день Арафа

Одним из первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день Арафа – девятый. В этот день паломники исполняют главный столп хаджа – собираются в долине Арафа, в которой поминают Всевышнего Аллаха и обращаются к Нему с дуа.

Всевышний Аллах поклялся днём Арафа, что указывает на его величие. Аллах сказал: «Клянусь днём обещанным! Клянусь свидетельствующим (днём) и засвидетельствованным!» (сура «Башни»; аяты 2, 3).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «“День обещанный” – это день Воскрешения, “засвидетельствованный день” – это день Арафа, а “свидетельствующий день” – это пятница» (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани ).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о посте в день Арафа: «Он служит искуплением (прегрешений) прошедшего года и будущего года!» (Муслим).

Однако это желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается совершающего хадж, то для него не является Сунной соблюдать пост в день Арафа, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отказывался от поста в этот день. Сообщается, что, будучи в долине Арафа в день Арафа, он удерживал людей от поста. ]§[

Милость Аллаха безгранична! Только у мусульман прошла грусть по поводу окончания месяца Рамадан, как приходит другое время, полное благословения Аллаха, Его милосердия и возможностей для получения Его вознаграждения. Это время приходится на начало месяца Зуль-хиджа и продолжается в течение 10 дней. Название месяца означает по-арабски «месяц хаджа».

Бог указал величие этих десяти дней (и ночей), поклявшись ими в Коране: «Клянусь зарей! Клянусь десятью ночами!» . (сура аль-Фаджр, аят 1-2)

Ибн Аббас, Ибн аль-Зубайр, и другие сподвижники говорили, что этот аят относится к первым десяти дням Зуль-хиджа.

Ибн Аббас передает, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Нет дней, более великих перед Аллахом, чем эти десять дней, и нет дней, в которых совершенные дела были бы более любимыми Им, чем эти десять дней». (Бухари)

В исламском лунном календаре есть особое время, когда мусульмане во всем мире объединяются в поклонении. Зуль-хиджа - последний месяц лунного календарного года. Это месяц, когда все мусульмане, которые намереваются совершить ежегодное паломничество, начинают прибывать в Мекку.

Обряды хаджа включают в себя определенные ритуалы поклонения, которые могут совершать даже те мусульмане, которые не смогли по разным причинам присоединиться к своим братьям и сестрам-паломникам, например, приносить в жертву животных и раздавать мясо нуждающимся, совершать дополнительные акты поклонения, такие как произнесение большого количества такбиров и салаватов.

Таким образом, первые десять дней месяца Зуль-хиджа стали особым, заветным периодом времени, когда вся мусульманская умма снова объединяется в поклонении Аллаху, как и во время Рамадана.

Еще один аспект первых десяти дней месяца Зуль-хиджа, который заслуживает внимания, - это возрождение духа непоколебимой монотеистической веры, воплощенной в действиях Пророка Ибрагима.

Обход Каабы в Мекке, молитва у Макама Ибрагима, ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, бросание камней, заклание жертвенного животного, частое и многократное восхваление Аллаха - эти предписания Аллаха хаджиям на протяжении всех десяти дней хаджа являются напоминанием всем мусульманам о трудностях и испытаниях, которые выпали на долю Пророка Ибрагима (мир ему), его жены Хаджар и сына Исмаила.

Существует несколько способов, благодаря которым мусульмане всего мира, которые не совершают хадж, могут извлечь максимальную пользу из этого драгоценного времени.

Чтобы помочь мусульманам, не сумевшим присоединиться к хаджиям, почувствовать дух хаджа, Пророк Мухаммад призвал нас принять участие в десятидневном марафоне добрых дел, чтобы распространять атмосферу праведности, которая объединяет всех мусульман.

Пост в первые 10 дней месяца Зуль-хиджа

Любое доброе дело, которое совершается в течение этих десяти дней, будет вознаграждено многократно.

Пост в девятый день месяца Зуль-хиджа, когда паломники собираются в долине Арафат и просят Аллаха о прощении грехов, подтверждается многочисленными хадисами Пророка Мухаммада (мир ему), который также постился в этот день. Пост в день Арафат, по милости Аллаха, искупает грехи предыдущего и будущего года.

Пророк Мухаммад сказал: «Пост в день Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день Ашура искупает грехи прошлого года» . (Муслим)

Кроме того, сунной является пост все первые 9 дней месяца Зуль-хиджа, вплоть до праздника жертвоприношения (Курбан байрам). «Посланник Аллаха постился 9 дней месяца Зуль-хиджа, в день Ашура и три дня каждый месяц» . (Абу Дауд)

Жертвоприношение: Оживление сунны Пророка Ибрахима (мир ему)

Жертвоприношение животных в 10-й день месяца Зуль-хиджа предписано всем мусульманам, которые могут себе позволить приобрести жертвенное животное (или часть крупного животного).

От одной семьи достаточно принесения в жертву одного животного. Однако если кто-то из членов семьи планирует принести в жертву животное самостоятельно, это лучше и вознаграждается Аллахом больше.

Имам Тирмизи передает, что Ата ибн Йасар сказал: «Я спросил Абу Айюба: «Как совершал жертвоприношение Посланник Аллаха?». Он ответил: «Человек в праве принести в жертву барашка от себя и своей семьи. Им следует раздать часть мяса в качестве милостыни, а другую часть они могут оставить себе»».

Кроме того, тот, кто намерен принести жертву, будь то мужчина или женщина, должен воздерживаться от стрижки волос, ногтей или какой-либо их части после того, как увидит новолуние месяца Зуль-хиджа. Передается от Умм Саламы, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы увидели новолуние месяца Зуль-хиджа и кто-то из вас хочет совершить жертвоприношение, то пусть не стрижет до курбана свои волосы и ногти». (ан-Насаи)

Мудрость, лежащая в основе этого запрета, заключается в том, чтобы укоренить более высокий уровень богобоязненности тех мусульман, которые намереваются принести жертву в праздник жертвоприношения.

Зикр: Такбир, Тахлиль и Тахмид.

Пророк и его сподвижники обычно в первые десять дней месяца зуль-хиджа до праздника жертвоприношения вслух и часто совершали такбир (Аллах акбар), тасбих (СубханАллах) и тахмид (АльхамдулиЛлях).

Этот достаточно простой акт поклонения желательно часто выполнять в десять дней месяца Зуль-хиджа как паломникам, так и тем, кто не смог отправиться в хадж.

Эти зикры можно воспроизводить на компьютере дома или на работе, а также в автомобиле через магнитолу, когда вы направляетесь куда-либо по своим делам.

Вывод: стремитесь любыми способами увеличить количество ваших благих дел в эти благословенные дни, а также старайтесь часто просить Аллаха о прощении своих грехов, как это делают паломники в эти дни.

Примерами благих дел, помимо упомянутых выше в этой статье, являются:

Чтение Корана и размышление над его смыслами с целью улучшения своих нрава и укрепления своей веры; выплата закята и садака, кормление нуждающихся, молитва в третью часть ночи, визиты к родственникам, прощение тех, кто обидел вас, и отказ от любых бесполезных дел (видеоигры, просмотр телевизора, бесцельный шоппинг).


Close