Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Алхимия для начинающих

    ✪ Occultus [Алхимия] #1

    ✪ "ДУХОВНА АЛХИМИЯ" част І, 18.05.2018

    ✪ Головин Алхимия

    ✪ Алхимия жизни. Регенерация тела и тайна питания | Встреча с Дмитрием Лапшиновым

    Субтитры

    Это очень интересная тема. Если человек это не сможет принять – он никогда не сможет начать. Часто люди вначале пытаются дотошно записывать, пытаются разобраться, в том, что им надо делать. А я говорю: «Вы всё равно будете делать неправильно, как бы вы ни записывали». Даже если вам записать 10 видео уроков, вы будете смотреть и всё равно будете делать неправильно. Даже если вы будете смотреть в зеркало, вы всё равно будете делать неправильно. Почему? Первый момент – вы используете сознание, которое у вас ещё не подготовлено. То есть, мало того, что вы воспринимаете ещё не так, как надо воспринимать, так вы ещё и накладываете свою правильность в это, типа «я вот считаю, что нужно делать так» или считаете, что вы всё понимаете, как часто человек говорит, что он знает, понимает. Развитие начинается, когда достигнута срединность в мозге, то есть сосредоточенность, опирающаяся на реальные геометрические показатели, физические показатели, биохимические показатели. В противном случае человек использует уже наработанную или имеющуюся модель в мозге. И по сути, всё, что мы делаем, оно лишь наполняет то, что и так есть. Это особенно проблема с пассионариями. Они приходят, у них и так достаточно энергии, понимания, образования и они очень быстро наполняются тем, что есть и им становятся понятно и даже неинтересно. А в реальности что они сделали? они наполнили имеющееся или дополнили и, в принципе, не смогли стать выше этого. Первый показатель того, что человек неправильно занимается - это отсутствие у него нарабатываемого внимания, и здесь ловушка. Потому что каждый может сказать «Я во внимании; я понимаю, что такое внимание». А здесь очень просто понять: цепляете ли вы своим сознанием любое слово, сказанное вам; или вы отключаете своё сознание, чтобы не цеплять своим сознанием все те слова, что говорят люди, не ответствуя при этом за свои слова. Мозг, особенно для женщины, должен работать по принципу «включился-выключился», выключился на матке – включился на мозге. Поэтому для женщины важно наработать фокусировку. Фокусировка хороша тем, что она требует наведения-цель- отпустили; наведение мозга в цель - отпустили. Так нарабатывается внимание. Второе. Люди не могут правильно начать заниматься, потому что у них не простроена циркуляция энергии. Следовательно, они будут опираться на циркуляцию энергии, которая у них есть. И сколько не добивайся от человека правильного положения, движения – а энергия не циркулирует. А это физическое обоснование. Это не просто там какая-то энергия куда-то циркулирует, а она опирается на мозг, выстроенный мозг понимает, следует и самое удивительное – чувствует это движение, которое объединяет его тело или не объединяет. Энергия это не общее, а даже если она что-то общее, то это не имеет значения для практикующего, пока он не начнёт понимать не просто эти потоки внутри себя, а как этими потоками можно управлять. Следовательно, человек будет развивать, может быть, не выстроенную циркуляцию энергии, или нарушенную циркуляцию энергии, и зачастую, делать ещё хуже себе. При этом человек будет считать, что он занимается в лучшей школе, у лучшего мастера, и всё должно быть правильно. Нет. Сегодня это не помогает. Сегодня каким бы ни был крутым мастер, всё зависит от ученика, или можно ли научить занимающегося ученика правильно обучаться. Если это добивается, то потом – да. Потом возможно и нужен тот, кто обучает, но до этого тот, кто обучает не нужен, нужны вы, обучающиеся. Вы должны совершенствовать искусство обучения, а не заниматься коллекционированием знаний, техник и прочего. Третье. Нарушение в теле. У человека может быть нарушена мышечная, сухожильная или костная система, и если он начинает опираться на тело, при этом упускает мозг, упускает поток энергии – и тело ещё больше уводит в сторону. То есть человек становится зависим от ощущений, которые ему даёт тело, но при этом он не понимает: правильное у него тело или неправильное. И практика становится эмоциональной, то есть либо ему нравятся эти движения, либо нет. То есть три условия, которые объясняют очень важное. Для любого начинающего, как бы он не хотел, первое время он всё равно будет делать всё неправильно. Сколько может продлиться это время? Я считаю в современном обществе, наблюдая 30 лет, как занимаются люди – минимум три года. Конечно, всё зависит от возраста и блокировки тела, но минимум три года, чтобы человек перенастроил себя, кому-то надо пять лет, а кому-то и двадцать не хватит, но минимум такой. Для этого требуется терпение и это первое, что нужно познавать. То есть как, занимаясь неправильно – заниматься правильно, это второй момент. Что нужно знать человеку, который знает, что он неправильно занимается? Первое – он должен знать, что он занимается неправильно, он должен это принять. Второе – он должен понимать направление. И первое здесь – это мозг, второе это энергия и третье – это тело, но они не должны быть отсечены друг от друга. Потому что самое важное здесь – заниматься с телом. А как же так, если первичен мозг? А в этом-то и хитрость, что занимаясь телом, нужно заниматься через мозг и через энергию, а не заниматься телом, как просто телом. Потому что если человек будет заниматься только мозгом, он всё равно будет опираться на те отделы мозга, которые у него развиты. То есть КПД и качество должны определятся той сосредоточенностью и заданиями, над которыми вы работаете. Второе, человек должен параллельно убирать отвлечения, которые уже регулируют его жизнь. В первую очередь на уровне регулирования своего времени и на уровне регулирования своего питания. Третье, у человека должен быть ритм, направленный на изменение себя. То есть, у каждого растения есть ритм, по закону которого она растёт. Если вы не выстроите базовый ритм, который исходит из задач: убирать отклонения, мобилизовать себя и формировать усилие – то ничего у вас не получится. И самое важное. Первая часть, если вам всё нравится, что вы делаете – здесь может быть опасность. Так как если человек не привык сосредотачиваться, то это его может утомлять, может ему надоедать, может ему не нравится. Конечно, многое зависит от того, где человек занимается, какое поле, в котором он занимается и организация места или пространства для практикующего –всё это очень важно, и в чём он занимается, и где он занимается, а уж потом – как он занимается, то есть элемент подготовки. Но сегодня человеку принять идею, что куда бы он не пошёл, он будет делать всё неправильно – невозможно. Это не позволит эго, наработанный опыт и всё остальное. Это работа. Но если это не начинать – то никогда и не реализовать это дело.

Этимология

Слово «алхимия» попало в европейские языки из араб. الكيمياء ‎ (’al-khīmiyā’ ), которое, в свою очередь, было заимствовано из среднегреческого (χυμεία - «флюид» , χυμος - «сок», χυμενσιζ - «литьё» ) либо восходит к самоназванию Древнего Египта - Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства».

История алхимии

Александрийская алхимия

Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II-VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля .

Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялось соответствующее небесное светило:

  • серебро - Луна ,
  • ртуть - Меркурий ,
  • медь - Венера ,
  • золото - Солнце ,
  • железо - Марс ,
  • олово - Юпитер ,
  • свинец - Сатурн .

Небесным покровителем алхимии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес .

Центром алхимии того периода считался храм Сераписа , при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки . Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имена которых дошли до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса , Зосима Панополита , Олимпиодора . Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру . Болос впервые высказал идею трансмутации металлов - превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату » - стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Алхимия на Арабском Востоке

Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне , как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие , развил учение о нумерологии , связав арабские буквы с названиями веществ.

Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове

Проникновение алхимии в Европу

Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в г.).

Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214-1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235-1313), Раймунда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.).

Алхимия в эпоху Возрождения

В XIV-XVI вв. алхимия всё теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.

Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс . Он впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.

В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI , Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.

Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды , ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).

Превращения обоснованы наличием первоматерии , первоначальных элементов : четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).

В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».

Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского () начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль » (движение).

Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов : земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).

В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.

Во всех алхимических традициях исключительную роль играет и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна » (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее , совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).

Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:

  • очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования , дистилляции ;
  • священного брака , соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.

Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны , Гермафродита и Салмакиды , самца и самки разных животных и т. д. , в индийской - союза Шивы и Шакти , в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).

Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскрешения мёртвых .

Роль алхимии в истории науки

Представление об алхимии как «примитивной химии », сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается , что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии . В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию », а практики получения различных веществ - как «внешнюю алхимию ».

Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ . Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма .

Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций , существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм , позднеантичный гностицизм , христианство , неоплатонизм , зороастризм , манихейство , суфизм , эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.

Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом

В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития , которая достигается, в частности, в результате Великого Делания . Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов . Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности .

Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок (англ.) русск. ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом ». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.

Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма , которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении . Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером , Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

См. также

Примечания

  1. Lipiński E. Semitic languages:Outline of a Comparative Grammar. - Leuven: Peeters, 1997. - P. 563. - ISBN 90-6831-939-6 .
  2. Сабадвари Ф., Робинсон А. История аналитической химии. - М.: Мир, 1984. С. 16.
  3. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  4. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.
  5. Edwardes, Michael The Dark Side of History, - New York: Stein and Day, p. 29
  6. Strathern, Paul Mendeleyev’s Dream - the Quest for the Elements, - New York: Berkley Books, 1977
  7. Ragai, Jehane The Philosopher’s Stone: Alchemy and Chemistry //Journal of Comparative Poetics, vol. 12, 1992, pp. 58-77
  8. Holmyard E. J. Maslama al-Majriti and the Rutbatu’l-Hakim//Isis journal, vol.6, iss. 3, 1924, pp. 293-305
  9. Мировая история. Средние века

Человечество всегда интересовалось чем-то мистическим, загадочным, неизведанным. Такая наука, как алхимия возникла очень давно, но интерес к ней не пропал и по сей день. И в нынешнее время многие люди задаются вопросом, что такое алхимия. Давайте разберемся.

Понятие и сущность алхимии

Первая ассоциация, которая приходит в голову обычному человеку, когда он слышит слово «алхимия» - магия. Но на самом деле это которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей. Многие считают ее псевдонаукой, которая сфокусирована на том, чтобы из обычных металлов получать так называемое алхимическое золото и таким способом обогащаться. Многие практикующие алхимики и правда ставили перед собой цель обогащения, но первоначальный смысл алхимии заключался в понимании и всего мира. Настоящие алхимики благодаря философским размышлениям восхваляют единство мира, утверждают, что они принимают участие в космическом процессе творения.

Другая ассоциация людей со словом «алхимия» - зелье. И какой-то смысл в этом действительно есть. В алхимии практикуется смешивание различных ингредиентов. Самая главная сущность этой науки заключается в том, что все существующее движется и стремится к развитию.

История возникновения слова «алхимия»

Отвечая на вопрос, что такое алхимия, необходимо знать историю происхождения данной науки. Считается, что впервые эта наука возникла в Древнем мире: в Греции, Египте и Риме, а затем она распространилась на Восток. Нельзя точно сказать, что обозначает это слово, потому что оно имеет много корней. Первая версия предполагает, что алхимия происходит от слова Chymeia, которое означает «настаивать», «наливать». Это слово указывает на врачебную практику многих древних докторов. По другой версии, название произошло от слова Khem, которое символизирует черную землю, страну (Египет). Древнегреческие истоки указывают на происхождение от слов "хюма" и "хемевсис" - литье, смешивание, поток.

Основа и цели алхимии

Алхимия выполняет три основные функции:

  1. Найти способ получить золото из простых металлов, чтобы обогатиться и получить власть.
  2. Достигнуть бессмертия.
  3. Обрести счастье.

Основа алхимии заключается в использовании четырех основных элементов. Согласно этой теории, разработанной Платоном и Аристотелем, вселенную создал Демиург, который из исходной материи создал 4 элемента стихии: воду, землю, огонь, воздух. Алхимики добавили к этим элементам еще три: ртуть, серу, соль. Ртуть - женское начало, сера - мужское, соль - передвижение. Благодаря смешиванию всех этих элементов в разном порядке достигается трансмутация. В результате трансмутации должен получиться философский камень, который еще называют Чаще всего получение этого эликсира и является главной целью многих алхимиков. Но прежде чем получить заветный эликсир, настоящий алхимик должен постичь свою настоящую духовную природу. Иначе никак не получится раздобыть заветный философский камень.

Алхимическая эволюция и этапы превращения металлов в золото

Знаменитые алхимики на основе своих многолетних рассуждений и изучений пришли к выводу, что с самого начала все металлы были благородными, но со временем некоторые из них почернели, запачкались, что привело к их неблагородности.

Существует несколько основных этапов превращения простых металлов в благородные:

  1. Calcinatio - этот этап предполагает отказ от всего мирского, от всех личных интересов;
  2. Putrefactio - этот этап включает отсоединение тленного праха;
  3. Solutio - символизирует чистку материй;
  4. Distillatio - рассмотрение всех элементов очистки материи;
  5. Coincidentia oppositorum - соединение противоположных явлений;
  6. Сублимирование - обозначает мучение после отказа от мирского ради стремления к духовному;
  7. Философское затвердевание - соединение принципов воздушности и концентрированности.

Эволюция алхимии заключается в том, чтобы все пропускать через себя, даже если это приносит огромный вред, и тогда необходимо восстанавливаться с помощью энергии, которую получили на предыдущем этапе.

Великие алхимики

Все алхимики пытались ответить на вопрос, что такое алхимия. Эта наука сыграла немалую роль в истории человечества. Многие философы предполагали, что алхимия имеет много общего с психологией. Эта наука помогает человеку раскрыться как личности и достичь своих индивидуальных духовных целей. Многие люди занимались алхимией с самого начала ее зарождения. Но ключевую роль в этом сыграли алхимики Средневековья.

Одним из самых известных алхимиков по праву считается Никола Фламель (годы жизни 1330-1418). Родился Никола в очень бедной семье, в юношеском возрасте уехал в Париж, чтобы стать писарем. Женился на немолодой даме, получил небольшой капитал и открыл несколько мастерских. Фламель решил заняться продажей книг. Его алхимическая карьера началась благодаря сну, в котором ангел показал Фламелю книгу, где содержатся все секреты. Он нашел эту книгу и стал усердно ее изучать. Неизвестно, как он смог постичь все истины, но буквально через три года алхимику удалось получить философский камень и обратить обычную ртуть в серебро, а через некоторое время и золото. Начиная с 1382, Никола Фламель стал богатеть, он покупал землю, дома. Занимался благотворительностью и просто дарил деньги. Слухи о его сказочном богатстве дошли до короля, но с помощью взяток Фламель смог скрыть свое богатство от короля. В 1418 году алхимик умер. Но говорят, что помимо золота и серебра Никола постиг тайны бессмертной жизни. Он инсценировал свою смерть, а сам вместе с женой уехал в путешествие.

Алхимик Парацельс: краткие сведения

Другим не менее известным алхимиком был Парацельс (годы жизни 1493-1541). Этот человек был известным врачом, и многие отрицают его роль в алхимии. Працельс пытался найти философский камень, но не верил, что тот сможет превратить металл в золото. Алхимику он был нужен для того, чтобы постичь тайну бессмертия и создавать лекарства. Працельс считал, что любой человек сможет сделать то, что не под силу природе, нужно только время и усилия. Медицина многим обязана Працельсу. Именно этот врач отверг теорию о том, что эпилептики одержимы нечистой силой. Ученый говорил, что ему удалось создать философский камень, и он бессмертен, но умер, упав с высоты, когда ему было 48 лет.

Дени Зашер: краткие сведения

Дени Зашер (годы жизни 1510-1556). Родился в довольно обеспеченной семье. В юношеском возрасте поехал в университет Бордо изучать философию. Его наставником оказался алхимик, который приобщил молодого парня к этой науке. Вместе с наставником они изучали и проверяли все новые и новые рецепты алхимии. Но раз за разом терпели неудачи. Деньги у Зашера быстро кончились, поэтому он поехал домой и заложил свое имущество. Но опыты не приносили результатов, и деньги просто утекали сквозь пальцы. Дени решил поехать в Париж, где несколько лет провел в одиночестве, изучая философию и рецепты алхимии. В 1550 году ему все-таки удалось сделать из ртути драгоценный металл - золото. Дени раздал всем долги и уехал в Германию, где хотел прожить долгую и беззаботную жизнь. Но родственник убил его, пока тот спал, и уехал с его женой.

Зефельд: краткие сведения

Очень долго об этом алхимике было известно крайне мало информации. С самого детства Зефельд увлекался алхимией и проводил опыты. Разумеется, у него мало что получалось, и со всех сторон на него сыпались насмешки. Тогда он уехал из Австрии и вернулся только через десять лет, и поселился в небольшом городке у одной семьи, которая его приняла. В знак благодарности он показал хозяину, как научился добывать золото из обычных металлов. Вскоре весь город знал, что Зефельд настоящий алхимик. О его опытах узнал император и приговорил его к пожизненному заключению за мошенничество. Но вскоре Зефельда помиловали, но при условии, что он будет продолжать свои опыты для императора. Но через некоторое время Зефельд сбежал из страны, и никто ничего больше не знает о его судьбе. Он буквально растворился в воздухе.

Благодаря изложенной выше информации, становится намного понятней, что такое алхимия, в чем ее суть и для чего она нужна.

Часто любители мистики задаются вопросом: «кто такой алхимик?» Во многих произведениях писателей-фантастов, таких как Говард Филлипс Лавкрафт, Джоан Роулинг и Виктор Гюго, часто затрагивается тема алхимии. Изучение этого вопроса (особенно в нашем мире точных наук) становится очень интересным! Эта статья расскажет, что такое алхимия, откуда это учение произошло и как относятся к этой теме в наше время.

Рассмотрим, что такое алхимия

Если говорить простым и понятным языком, алхимия - это подразделение натурфилософии: изучение материи, превращение одного элемента в другой. Натурфилософия - это естествознание, учение о природе. Оно никак не связано с наукой - это скорее умозрительные заключения, которые не были подвержены опытам и не имеют научных доказательств.

С появлением физики, которая может грамотно объяснить природные явления в нашей жизни, учение алхимии вытесняется и является на сегодняшний момент псевдонаучным, не доказанным экспериментами и фактами. Алхимия - это магическое и оккультное учение, которое сложилось в эпоху среднего века. В основу этого учения положены известные в то время химические свойства, а также тогдашние представления о жизни человека в обществе.

Возникновение алхимии

Сложно сказать, кто же был первым алхимиком, но известно, что эта культура складывается в Александрийской Античности (II-VI века н.э.) и основывается на учении Аристотеля о четырех первозданных элементах: воде, воздухе, огне и земле. Сам Аристотель признавал единство материи и считал, что каждая материя изменяется с помощью опытов. В то время люди начали активно изучать процесс горения, с помощью которого ставили различные химические опыты. Это побудило алхимиков развивать свою деятельность. Это философское учение возникало:

    в Древнем Египте;

    в Римской империи;

    на Востоке, в арабских странах (считается, что арабы были особенно могущественными в алхимии);

    в странах Европы в эпоху Возрождения алхимия набирала обороты: Парацельс стал использовать химию в медицине.

Поиски философского камня

Главным, что двигало людей, занимающихся алхимией, было усовершенствование знаний: они стремились к тому, чтобы одно вещество могло превращаться в другое. Главной целью многих алхимиков, которые просиживали днями и ночами в лабораториях, было узнать, можно ли вещество (например, свинец) превратить в золото или серебро.


Также главной целью было создать философский камень - определенный магический атрибут, способный превращать металлы в золото. Учеными доподлинно не доказано, существовал ли философский камень, который безукоризненно выполнял свое предназначение, или нет, но по-прежнему существуют интересные рецепты, которые можно воссоздать даже в домашних условиях. Но помните, что эти опыты опасны для жизни и здоровья человека: много работ приходится выполнять с помощью ртути, которая в лучшем случае вызовет тяжелое отравление.

Рассмотрим интересный рецепт Джорджа Рипли, изложенный в трактате о получении брома, «первичной материи». Для получения философского камня потребуется ртуть, кислый виноградный спирт, обмазанная глиной реторта. Ученый описывает такие химические явления, как дистилляция и горение веществ.

А вот предшественник Рипли, монах Рогерус, описывал сложный магический способ приготовления философского камня. Согласно ему, алхимикам необходимо откармливать и разводить в специальной комнате в подвале старых петухов. Из яиц должны были вылупиться рептилии. Для приготовления раствора нужна кровь этих существ, кровь мужчины с рыжими волосами, а также красная медь. В результате медь должна была превратиться в золото. Но чтобы превратить один металл в другой, можно провести и менее радикальный эксперимент .


Алхимические опыты в домашних условиях

Вопрос о том, можно ли совершать алхимические опыты, остается открытым, потому что наукой не доказано существование «потусторонних сил». Но существуют интересные химические опыты, которые можно проделать в домашних условиях, основывающееся на точных науках без использования магии. Например, интересно сделать раствор лимонной кислоты и вырастить большие кристаллы, добавляя в воду красители. Это простой процесс, правда, на него уйдет много времени. Также существуют и другие опыты по превращению одного вещества в другое: получение из уксуса и соды углекислого газа, изготовление сухого льда и т.д

Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.

Королевское искусство

Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества.
Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее:

«Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».

Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.

Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».

Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает.

Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.

На языке символов

Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.

Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны.
Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».

«Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?

Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания.
Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.

Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.

Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.

Философский камень

Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия».
Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».

Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.

Французский алхимик XIV столетия Николас Фламель отнесен к числу тех мастеров, кому удалось получить философский камень. Познакомившись с трактатом Авраама Еврея, он всю жизнь потратил на расшифровку оставленного там «ключа к Деланию». И, в конце концов, нашел его, обретя, по преданию, бессмертие.

Распространению легенды способствовали неоднократные свидетельства очевидцев, якобы встречавших Фламеля через многие годы после его официальной смерти. Вскрытие могилы алхимика только укрепило миф – Фламеля в ней не оказалось.
Впрочем, философский камень не следует рассматривать исключительно как материальную субстанцию. Для многих адептов поиск «Великого Магистерия» был сродни обретению истины, которая могла бы решить наивысшую задачу герметизма – избавление человечества от первородного греха.

Алхимия - это наука?

Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия - «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото».

Еще в IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного.
Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.

В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа».
Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.

В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.

Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет.
Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.

Понятия «алхимия», «философский камень» всегда привлекали людей, как нечто загадочное и запретное. Окруженные тайной, овеянные преданиями и домыслами, они до сих пор будоражат пытливые умы. Так что такое алхимия, и чем занимаются алхимики?

Значение понятия

Точное происхождение понятия «алхимия» (лат. аlchymia от араб. al-kimia) не известно. Принято считать, что в арабский язык оно пришло из греческого. Там существовали схожие слова, означавшие «эссенция», «сплав», «литье», «смешивание». В Грецию понятие попало из Египта, где «keme» означало «черный», «черная земля» и имело отношение к знаниям, связанным с землей и металлами.

То есть, основным объектом изучения алхимии с древних времен были металлы и их преобразование.

История возникновения и развития

История алхимии начинается в глубокой древности. В науку эта область знаний превратилась в период поздней античности. Большой вклад внесли александрийские ученые (Египет III-IV вв.), разработав систему металлопланетной символики. Каждому металлу соответствовало небесное тело (золото – Солнце, серебро – Луна, ртуть – Меркурий и т. д.).

Последователями античных ученых стали арабские алхимики, принесшие эти знания в Европу после завоевания Пиренеев в VIII в.

Что изучала алхимия

Наибольшее распространение алхимия получила в Европе в средние века. Многие считают, что алхимия – прообраз современной химии. Однако она включала в себя и философские знания о природе и человеческой душе.

Основной целью ученых был поиск путей для совершения качественных изменений внутри объектов, их перехода на иной уровень. Это относилось и к одушевленным, и к неодушевленным предметам. Помочь в таких преобразованиях должен был философский камень, или жизненный эликсир. Ученые упорно искали это вещество как средство превращать металлы в золото и серебро, исцелять болезни и омолаживать организм.

Роль алхимии

Открытия алхимиков оказали огромное влияние на развитие естественных наук. Это получение сплавов, солей, кислот и щелочей, красок. Были разработаны многие методы лабораторных работ. Велик и вклад алхимиков в развитие фармакологии, медицины (Авиценна, Парацельс). То есть, алхимия оказалась очень полезной наукой.


Close