Нет ни одного верующего человека, который бы, побывав в церкви на богослужении, не слышал этого песнопения.

Но что такое канон, знают не все. Он наполняет душу прихожанина целительным божественным светом, как будто сам Бог присутствует на службе .

Что значит церковный канон

Это слово в переводе с греческого означает «правило» и определяет два понятия.

Первое из них связано с совокупностью установленных в православии норм и законов, которые не подлежат пересмотру и внесению изменений.

Еще слово канон означает песнопение в церкви для прославления праздника или святого. Это музыкальная форма, основанная на повторении одной и той же мелодии разными голосами хора, вступающими последовательно один за другим.

Жанр имеет непростое построение, в состав гласа входят девять песней. Каждая из них начинается пением первой строфы, называемой ирмосом. Остальные 4-6 строф — тропари (краткие хвалебные песни, которые читаются). Кроме этого, в каноне используются еще два вида строф: икосы и кондаки. Отличие между ними состоит в том, что в икос включен особый припев.

Строфы бывают хвалебными и молитвенно — скорбными, они составлены по правилам гимнографии. Первыми стали каноны, созданные преподобным Иоанном Дамаскиным и святителем Андреем Критским.

Когда следует читать

Хвалебные песни (покаянные и молебные), будучи утвержденными в уставе церкви, произносятся ежедневно утром и вечером.

Верующий человек может молиться дома в разные периоды времени.

Христианин, готовящийся к Причастию, должен с особым усердием читать:

  1. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Чтение продолжается в вечернее время перед причащением, затем с утра в день Причастия. Его задача — настроить человека на волну покаяния как внутреннего состояния души, смягчить ее и помочь открыться перед Творцом. Непосредственно перед совершением таинства следует соблюдать трехдневный пост.
  2. Каноны Царице Небесной, их читают каждый день перед Святым Причастием. Молитвенное обращение к Богородице станет первой поддержкой в пору скорбей и уныния, когда «плачет» душа.
  3. Песнопение Ангелу Хранителю, смысл которого — в покаянии и обращении к Божьему ангелу с просьбой наставить на верную жизненную стезю, помочь избавиться от лености, жестокосердия и неразумения.

Канон — шедевр, созданный Андреем Критским, относится к покаянным молитвам, которые в течение двенадцати веков провозглашаются в Великий пост каждый вечер на богослужении. Делится он на четыре части, которые поочередно читаются в течение первых четырех дней поста. Песнопение это — зов покаяться и, приняв Божье благословение, измениться.

В случае болезни родных или близких к Богу обращаются с просьбой послать выздоровление, читая канон за болящего.

Произведения этого церковного жанра помогают христианину задуматься, правильно ли он живет, разобраться в своих недостатках, принять решение поменять что-то в себе с помощью Спасителя.

Главные отличия между каноном и акафистом

Молитвы - общение души с Богом, происходящее на высшем духовном уровне.

Умиление и печаль, нужда и благодарность человека — все известно Господу посредством молитвы.

Одним из способов обращения к Царю Небесному, Божьей Матери и святым являются каноны и акафисты .

Непосвященные в тонкости церковной терминологии часто путают эти два вида песнопений.

Между ними есть и сходство, и отличия, состоящие в:

  • сути (смысле) произведений: акафист — благодарение Господу и святым, канон же — жанр покаяния и просьбы;
  • композиции молитвословий, различном количестве строф, способов их чередования и повтора;
  • уровне восприятия: благодаря простому построению предложений и несложной лексике акафист воспринимается легче, чем канон;
  • авторстве, хвалебные песни были созданы священниками высшего сословия, акафисты писались мирянами;
  • наличии ектении (возгласа, призыва к молитве) во время чтения канона, чего нет в акафисте;
  • количестве чтений: несколько канонов могут читаться одновременно, что не характерно для исполнения акафистов;
  • возможности выбора песнопения: каноны обязательны, так как включены в состав молебнов по уставу церкви; акафисты на богослужениях не звучат, прихожане могут их выбирать и заказывать самостоятельно;
  • включении песнопений в богослужения периода Великого поста, так как акафисты читать в этот период не разрешено (за исключением двух — Божией матери и Страстям Христовым).

Как правильно читать каноны дома

Если они читаются дома, и заодно с ними произносятся заутрени и вечерни, то этого достаточно, чтобы не дополнять их другими молитвами.

Если в семье кто-то плохо себя чувствует или болеет, дома можно читать также каноны за болящего.

Православные каноны по дням недели

Каждый день седмицы (недели) соотносится с определенными событиями в истории церкви.

В состав церковных служб во храме и дома включены дневные моления:

  • в воскресный день славится Воскресение Господа;
  • в понедельник произносится хвала Божьим помощникам, Ангелам;
  • по вторникам читается канон в честь Иоанна Крестителя;
  • службы по средам и пятницам связаны с воспоминанием о грехе, содеянном Иудой, в эти дни соблюдается пост, в храмах звучит хвалебная песнь Животворящему Господню Кресту;
  • четверг по церковному уставу назначен как день славословия апостолов и Святителя Николая;
  • Суббота — день хвалы Царицы Небесной и воспоминаний о праведниках и упокоившихся, уверовавших в Божью истину;

Их можно найти в сборнике канонов, называемом Каноником.

Всегда есть возможность изменить себя. Ведь подвиги святых отцов, отображенные в церковных песнях — молитвах, служат наставлением для верующих.

Своим примером они показывают, как жить праведно, как поступать в семье, чтобы никого не огорчать и не обижать. Дают силу, руководят волею и учат каждого человека верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность - в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться - это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Что такое канон

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое. Канон - это свод правил Православной церкви.

Второе. Канон - своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного - грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Таинство Причастия

Причастие - это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него - молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения - первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

Каноны перед исповедью и Причастиемнесут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них - вот истинная суть покаяния.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие - это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны - каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу - молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела - вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое - мирским делам.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни - попросить божьего прощения, за другие - поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Совмещенные каноны перед причастием

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые - вежливыми. Ленивые - трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Значение канона

Каноны перед исповедью и Причастием - это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.

Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.

Глубокая, узкая речная долина с высокими и очень крутыми склонами. Крупнейший каньон в Северной Америке – Большой Каньон в шт. Колорадо. Он также является самым большим по протяженности в мире. Слово «каньон» испанского происхождения, означает «труба, ущелье».

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАНОН

греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально – прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения и взвешивания) 1. Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, – окончательно сформировался в период иконоборчества (728 – 842). Патриарх Никифор (? – 829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточнохристианского искусства, как важнейший культуросозидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог – это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2. Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь – переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья – благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • Кано́н (греч. κανών) - неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.

    Слово канон имеет многочисленные значения:

    Набор норм и правил:

    Канон (искусство) - совокупность норм и правил в искусстве.

    Канон (наука) - совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.

    Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области:

    Канон врачебной науки - сочинение Авиценны о медицине.

    Канон Поликлета - несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.

    Христианство:

    Церковный канон - правило или свод правил.

    Библейский канон - признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого («Ветхозаветный канон») и Нового («Новозаветный канон») Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.

    Евхаристический канон, или ана́фора - центральная часть литургии.

    В Православии слово канон имеет еще и следующие значения:

    Канон (форма церковной поэзии) - один из жанров церковной гимнографии. Примером канона в данном значении служит Великий покаянный канон, читаемый за богослужением Великим постом.

    Канон - список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами. Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.

    Другие религии:

    Канон (буддизм) - буддийский канон.

    Канон (джайнизм) - джайнистский канон.

    Канон (инструмент) - то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.

    Канон (музыка) - музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

    Канон (музыкальный инструмент) - восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям

    Другие значения:

    Канон (нарратив) - общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси, ремейков, экранизаций и т. д.

    Канон во вселенной «Звёздных Войн» - информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом

    Канон, Вильфрид (род. 1993) - ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.

В православной церкви главными и самыми значимыми произведениями церковной гимнографии считаются канон и акафист. Из нашей сегодняшней статьи вы узнаете, чем отличается канон от акафиста.

Общие сведения о понятиях

Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.

Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.

Акафист - это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.

Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.

Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос - «Радуйся».

Канон - это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.

Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.

Видео «Что такое акафист, как и когда его читать?»

В этом видео протоиерей Андрей Ткачев расскажет, что такое акафист, как и когда его читать.

Отличительные черты

Многие невоцерковленные христиане интересуются, чем отличается канон от акафиста. К основным отличительным характеристикам вышеописанных жанров церковной гимнографии относят:

  1. Акафист как особое церковное произведение отличается более легким слогом и мелодичным произношением. «Народная песнь» не только легко читается прихожанами, но и хорошо воспринимается на слух.
  2. Каноны исполняются в храмах практически ежедневно, в то время как ритуал хвалебно-благодарственного песнопения, обращенного к Пресвятой Богородице, исполняется священнослужителями всего лишь один раз в год. Православные христиане, почитающие и верующие в Бога, Божию Матерь и святых великомучеников, читают акафисты во время утренней молитвы.
  3. При прочтении канонов необходимо соблюдать регламентированные церковным уставом правила, что считается необязательным во время исполнения народного песнопения. Существует определенный круг недельных богослужений, согласно которому подбираются произведения гимнографии. Но читая молитву в домашних условиях, верующий человек может выбрать хвалебно-благодарственную оду на свое усмотрение.
  4. «Народная молитва» начинается из проимии (вступительной строфы), а многострофный текст имеет простое начало.
  5. В канонах описания ветхозаветных событий экспроприируются на новозаветные действия. Что касается текстов хвалебных песен, в молитвах воспеваются новозаветные и более поздние церковные мероприятия.
  6. Каждый икос «народной молитвы» заканчивается возгласом «Радуйся», что нехарактерно для церковного многострофного произведения.
  7. В каноне по окончании третьей и шестой песен зачитывается малая ектения. Кондаки и икосы читаются один за другим, без каких-либо отступлений.
  8. Некоторые священнослужители не признают акафисты, считая хвалебно-благодарственные оды обычным народным творчеством, которому не место в церкви. Данное утверждение не относится к Акафисту Пресвятой Богородице. Остальные хвалебно-благодарственные песнопения исполняются преимущественно в домашних условиях.

Обращаться к Богу, Богородице, святым угодникам и архангелам нужно искренне и открыто. Поэтому во время прочтения молитвы рекомендуется отложить все мирские дела и заботы.


Close