Раздел «Искусство Византии». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа. Автор: В.М. Полевой; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1960)

Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15 в. Византийским государством, которое образовалось на основе Восточной Римской империи. (Название «Византийская империя» (или просто «Византия») происходит от имени древнегреческой колонии - Византии, существовавшей на месте Константинополя.) Начальный рубеж истории византийского искусства - окончательное разделение в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную - условен. Строго говоря, 4-5 вв. представляют собой предвизантийский период, когда в различных областях Восточной Римской империи зарождалась средневековая художественная культура Византии. Конечным рубежом истории византийского искусства явился 1453 год, когда турками-османами был взят Константинополь и Византия прекратила свое существование.

От 4 до середины 15 в. Византия прошла сложный путь исторического развития. Первоначально она была рабовладельческим государством; постепенно вызревавший феодальный уклад окончательно стал господствующим, по всей вероятности, лишь с 7 в., а пережитки рабства сохранялись до 11 в. Своеобразие исторического пути определило сложность развития искусства Византии. На территории бывшей Восточной Римской империи и в прилегавших к ней областях известную роль в окончательном расшатывании устоев античного рабовладельческого общества наряду с движениями народных низов и постепенным вызреванием феодальных общественных отношений сыграли нашествия так называемых варварских племен. Их проникновение в пределы Восточной Римской империи вызывало коренное изменение этнического состава ряда областей, в особенности прилегающих к Дунаю. Однако, в отличие от Западной Римской империи, восточная не подверглась столь катастрофическим разрушениям. В ней сохранились античные города, высокоразвитые ремесла, прочные торговые связи. Господствовавшие классы экономически менее истощенной Восточной Римской империи сумели спасти от гибели свое государство, а мощная императорская власть противостояла центробежным феодальным силам. Наконец, в Византии чрезвычайно долго сохранялись элементы рабовладельческого уклада. Поэтому переход от античного к средневековому искусству в Восточной Римской империи осуществлялся на основе непрерывной преемственности античной культуры. Византия выступила хранительницей некоторых сторож античного наследия, глубоко претворенного ею в процессе формирования культуры феодального общества. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы и Ближнего Востока; византийские зодчие и художники были носителями высоких традиций и развитого творческого опыта.

Глубоки были взаимосвязи византийского искусства с ранними очагами средневековой культуры - Грузией и Арменией, а также с народами Восточной Европы (Русь, болгары, сербы), принявшими христианство в византийском его варианте. Для этих стран характерны: распространение купольного перекрытия в храмовом строительстве, расцвет искусства мозаики, фрески, книжной миниатюры, высокий удельный вес иконописи при относительно слабом развитии скульптуры. Но, конечно, конкретные особенности общественного развития Византии наложили на ее искусство отпечаток неповторимого своеобразия.

В процессе сложения средневекового мировоззрения принципиально изменился строй художественного образа. Земное, пластическое восприятие явлений окружающего мира и тот наивный аллегоризм, который служил в первые века нашей эры средством совмещения творческих принципов позднеантичного искусства с отвлеченными религиозными идеями христианства, сменились представлением о духовном начале как основном качестве художественного произведения: зримые и осязаемые формы стали цениться лишь в той мере, в какой они являлись носителями духовной экспрессии.

Средневековый византийский художник вводил в образы своего искусства представление об отвлеченном, не познаваемом разумом, а доступном только слепой вере божественном начале. Поэтому открываемый в его произведениях духовный мир заключает в себе не только человеческие чувства и переживания, но и отвлеченную, безличную духовную экспрессию.

Византиец знал о том, что многое в мире неведомо и не подвластно ни его чувствам, ни его разуму; он полагал, что не все являющееся сокровенным может быть ему открыто, поскольку миром правит сверхчеловеческая божественная сила. Но само это представление о сложности мира, выраженное в художественных образах, было важным новым явлением, которое определило его относительные достижения по сравнению с античностью. Особенности византийского искусства были вызваны новыми общественными условиями, в которых оно существовало.

Церковь в Византии верно служила светской власти. Император считался наместником бога на земле и опирался на церковную иерархию, как и на мощный чиновничий аппарат. Естественно, что в такой обстановке художественное творчество находилось под строгим контролем правивших классов и церкви.

В ложной по социальному и этническому составу Византии, история которой полна ожесточенных войн, катастроф и взлетов государства, сотрясавшегося восстаниями и раздираемого внутренними распрями, искусство, проникнутое возвышенными идеями и обращавшееся ко всем подданным, приобрело значение идеологической силы, стремившейся цементировать общество. Сплетенные в единый клубок идеи торжества христианства в борьбе против мусульман и язычников, величия государства - наследника славы Рима, наконец, облеченный в религиозно-государственную форму патриотизм составили программу византийского искусства. При этом поднимаемые жизнью вопросы разрешались как вопросы духовные. Их трактовка подчинялась задаче создания устойчивых этических идеалов, включавших в себя религиозные, государственные и личные начала.

В церковном зодчестве, где работали крупнейшие мастера, разрешались наиболее существенные строительные и художественные проблемы, поскольку именно храм был основным типом общественного здания, выполнявшим важную идейно-воспитательную роль. В архитектуре внимательно разрабатывались сложные интерьеры, как бы вовлекавшие человека, изолировавшие его от остального мира. Религиозные требования сковали развитие скульптуры, так как православная церковь считала статую идолом. Скульптура в Византии, представленная рельефом (главным образом небольшими рельефами из слоновой кости), смыкалась с декоративно-прикладным искусством. Место последнего было весьма значительным - оно составило основной слой художественной культуры, впитавшей в себя мотивы и образы, жившие в разнообразных общественных кругах Византии.

Живопись, занявшая в изобразительном искусстве Византии главное место, находилась под строгой церковно-государственной опекой. Она развивалась по трем основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись, книжная миниатюра. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Художник должен был следовать канону - правилам иконографии, диктовавшим композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон в известной мере обусловливал и образный строй изображения. Так, например, тип оранты (стоящей фигуры с распростертыми руками) предопределял черты торжественности и величия, тип изображения Богоматери с прижавшимся к ней младенцем - ноту лирической углубленности и т. д. Иконография, складывавшаяся в процессе поисков композиции, наиболее отвечавшей той или иной теме, имела в начале своей истории живой, образный характер. Со временем эти иконографические типы превратились в утвержденные церковью окостеневшие схемы решения того или иного сюжета. Византийский художник потерял возможность работать с натуры, исходить непосредственно из наблюдений жизни.

Объемная форма, пластика, реальное пространство не являются главными средствами художественной выразительности. Изображения в византийском искусстве, как правило, плоскостны. В эмоциональной выразительности силуэта, в ритме линий и тонов цвета искал византиец возможности передать важное для него духовное содержание, экспрессию, внутреннюю динамику образа. Поэтому так глубоко осмысливал византийский живописец эмоциональное звучание цвета и линии и доводил до изощреннейшей виртуозности умение наполнить точно и тонко найденным духовным содержанием любой, казалось бы, внешне декоративный эффект, изгиб линии, оттенок цвета. Редкостная декоративная красота и сложное внутреннее содержание раскрываются в неуловимых для поверхностного наблюдателя нюансах трактовки образа.

В церковной настенной мозаике мерцающий золотой фон, чистые цвета кубиков смальты и камней, из которых выкладывались изображения, составляют вместе с многоцветной орнаментальной отделкой поверхности стены единую систему, замечательную своим полнозвучным декоративным эффектом.

С наибольшей полнотой и тонкостью жизненное содержание смогло воплотиться в памятниках столичного, константинопольского искусства: оно было наиболее подчинено официальным требованиям, но, с другой стороны, наиболее развито по творческому опыту. Только высокая степень мастерства, свободное владение возможностями интерпретации священного образа, связанное с развитой философской и богословской мыслью, позволяли наполнять канонические изображения богатством человеческих чувств и идей. Столичное церковное искусство играло роль образца для всех других школ. Но оно все же было лишь одним, хотя и господствовавшим направлением среди других многочисленных течений.

Необходимо подчеркнуть, что в художественной культуре Византии большое место занимало светское искусство. Создавались крепостные сооружения, дворцы, жилые здания; важную роль, особенно в ранний период, играла светская скульптура; никогда не исчезали из византийской живописи миниатюры исторического и естественнонаучного содержания. Подавляющее большинство этих светских памятников искусства не сохранилось, но их значение в сложном организме художественной культуры Византии обязательно надо учитывать.

Наконец, в различные периоды выдвигались и провинциальные художественные центры - Равенна, Фессалоники, Малая Азия, Сирия, Египет и другие. Ряд провинциальных школ и направлений создали произведения, где события жизни и человеческие чувства получили несколько примитивное, но более непосредственное, чем в столичном искусстве, выражение.

Сложность стилистического развития византийского искусства усугублялась еще тем, что с течением времени изменялись и пределы распространения византийской культуры. В результате войн и вторжений соседних народов в различные исторические периоды менялись границы Византийского государства. По мере того как отдельные области (Египет в 7 в., Сицилия в 9 в.) отпадали от Византии, в них формировались новые художественные школы.

Четвертый век – период разложения и распада прежде единой и могущественной Римской империи. Внутренние политические распри, набеги варваров привели к упадку Рима.

Христианство, полностью сложившаяся идеология, провозгласившее единение рабов и свободных подтачивало основы рабовладельческой формации.

В 313 году христианство было объявлено государственной религией, а в 330 году столица римской империи была перенесена в Византий – город на берегу Босфора, переименованный в честь императора Константина в Константинополь. В 395 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийской империи.

Художественная культура Византии определилась в результате слияния, сочетания измененных традиций и приемов античности и новых мощных веяний Востока.

Развитие искусства и культуры Византии делится на периоды:

· V – VIII в. – ранний период, 20-60 гг VII в. эпоха Юстиана, эпоха наивысшего расцвета искусства Византии.

· VIII – XIII в. – средний период.

· XIII – XV в. – поздний.

Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской архитектуры и восточных влияний.

Храмовому строительству уделялось большое внимание, так как церковь играла ведущую роль в государственной, общественной и идеологической жизни.

Раннехристианские и византийские базилики используют формы сооружений античного Рима – базилики и отличаются простотой плана. Объемное их решение определялось высоким центральным нефом, перекрытым двускатно, и боковыми, более низкими, имевшими односкатное покрытие. К основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая ниша – алтарная апсида, которой предшествует поперечный неф-трансепт. Часто к западной стороне базилики присоединялся прямоугольный двор, окруженный галереями – атрий с фонтаном для омовений в центре.

Внешний вид базилик был очень скуп. Здания эти не имели почти никаких декоративных деталей в обработке фасадов. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, покрывались, как правило, мозаикой. Полы настилались из разноцветного мрамора.

После утверждения христианской религии некоторые из древних римских зданий стали использоваться как церкви – базилика Юлия Цезаря и др. Начали строится и новые, более крупные, храмы. При создании этих сооружений использовались части античных построек (прежде всего внутренние колоннады).



В IV – VI веках в городе Риме было построено несколько крупных христианских церквей-базилик: Св. Петра (5 нефов, IV в.) теперь на его месте построен грандиозный собор Ватикана; Лютеранская базилика (5 нефов, IV век); Санта Мариа Маджоре (3 нефа, V век) и другие.

Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апенинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества.

Чрезвычайно характерна равенская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале VI века. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Всего их здесь 24. стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами – типично византийский мотив, который перейдет и в более поздние стили. Он заменил собой классическую систему римской архитектурной ячейки, в которой арка опиралась на пилоны, а ордер лишь декорировал последние.

Главным средством оформления интерьера базилик были мозаики.

В церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне они тянутся непрерывными горизонтальными лентами по обе стороны центрального нефа. Изображены процессии святых, направляющихся к алтарю. Но фигуры, размещенные на равных расстояниях друг от друга, статичны.

Белые одежды изображенных святых жен и мужей выделяются на золотом нейтральном фоне. Плоскостность, графичность, статичность и условность в лицах, в деталях, «абстрактный» фон – основные изобразительные средства, которые приходят в это время в искусство и распространяются на весь длительный период существования византийской, художественной культуры.

Вторым типом раннехристианского и византийского сооружения были постройки центричного плана. В Равенне была возведена известная церковь Сан-Витале (526-547 гг.), имеющая восьмиугольную форму. Центральная часть, перекрытая куполом на барабане, опоясывается кольцом двухъярусной галереи. Здесь, так же как и в базилике Сан-Аполлинаре, главным мотивом являются аркады на колоннах (в данном случае в каждом звене три арки). Пяты арок опираются на типичные византийские корзинообразные орнаментированные капители.

Церковь Сан-Витале славится своими замечательными мозаиками, которые горят «как яхонты в оправе золотой» (Данте). Композиции выполнены на синем и золотом фонах: на ряду с библейскими сюжетами и персонажами изображены император Юстиниан и его жена Феодора в окружении свиты. Все персонажи и композиции статичны и фронтальны. Пропорции в значительной мере произвольны, лица аскетичны. Черты античной иллюзорности явно уступили место плоскостности и графичности в изображении тел, одежд и их деталей. Элементы архитектуры или пейзажа давались в так называемой «обратной» перспективе, совершенно условно и стилизованно.

VI век – время расцвета византийского искусства. Предпочтение отдается зданиям центричного плана. Приобретенный опыт дал возможность создать крупнейшее купольное сооружение эпохи – тринадцатикупольный собор Св.Софии в Константинополе, построенный при императоре Юстиниане в 532-537 годах зодчими Анфимием из Тралла и Исидором из Милета.

Композиция храма совмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема. Посередине центрального нефа здание перекрыто огромным плоским куполом, диаметр которого составляет 31 метр. Купол возведенный на «парусах»- треугольных изогнутых сводах опирался на четыре мощных столба. Сорок окон прорезаны в основании купола. Создается ощущение, что купол висит над зданием на сплошном световом поясе.Общая длина храма 81 метр. Ширина 72м. Сложная система полукуполов придает храму стройное единство.

В соборе была применена новая, типичная для Византии система связи круглого купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Переход от подкупольного квадрата к круглому куполу был осуществлен посредством сферических треугольников – так называемых парусов. В дальнейшем эта система получила огромное распространение в мировой архитектуре, вплоть до XIX века.

В интерьере использован мотив аркад того же типа, что и в равеннской церкви Сан-Витале. 107 колонн из малахита и порфира поддерживают галереи. Взяты они из храмов Малой Азии и Египта. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов Вместо иконостаса в храме были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями.На колоннах располагались иконы.

Стены собора в нижней их части облицованы полихромными мраморными с орнаментированными узорами, в верхней части – на стенах, сводах, купольных покрытиях широко применены мозаики с изображениями религиозных сцен, императоров и членов их семей. Мозаики эти даны на золотом фоне; не смотря на ряд художественных особенностей, они характеризуются в целом теми же признаками, что и мозаики Равенны – условностью изображений, статичностью поз, удлиненными пропорциями фигур.

В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах, и всеобщее распространение к IX веку приобретает тип так называемой крестовокупольной церкви, используемый в различных вариантах и обнаруживший большую устойчивость. Несмотря на специфичность этих в среднем очень небольших сооружений, свое происхождение они ведут от Софии Константинопольской, в которой впервые, в больших масштабах, произошло объединение базиликального и центрально-купольного типов.

Крестоволкупольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного, так называемого греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. В целом план церкви вписывался в прямоугольник или даже квадрат. Очень часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания.

Византия – родина иконописи. Икона пишется темперной краской на специально обработанной доске. Задачи иконописца воплощение божества в телесном образе. Для этого сложился строго определенный тип изображения – так называемый иконописный канон. Правилами (каноном) был зафиксирован обязательный вид святого, цвет его одежд, атрибуты. Золотой фон икон и нимбов символизировал нерукотворный свет святости. Выработка и использование «обратной перспективы», когда точка схода зрительных линий находится не у горизонта за предметами, а впереди них. Бестелесые фигуры с огромными глазами, отрешенным взглядом сочетались с тонкой одухотворенностью образов. Красочная лепка объема заменяется линейной очертанностью силуэтов. Самым знаменитым примером может служить икона. Владимирской Богоматери – одна из основных древнерусских святынь.

17 важнейших памятников архитектуры, живописи и декоративного искусства, познакомившись с которыми можно составить представление о том, как развивалась художественная культура в Восточной Римской империи

Подготовила Мария Гринберг

1. София Константинопольская

532-537 годы. Стамбул

София Константинопольская. 1910-1915 годы Library of Congress

Святая София — главное архитектурное творение Византии, созданное малоазийским математиком Анфимием из Тралл и архитектором Исидором из Милета. Не просто первый храм империи, но средоточие ее церковной и политической жизни, неотъемлемая часть скрупулезного, до мелочей продуманного придворного церемониала, описанного, в частности, в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного.

Святая София стала высшим достижением архитектуры Византии, будучи наследницей античной архитектуры. Ее идею в XV веке сформулировал архитектор Донато Браманте Донато Браманте (1444-1514) — итальянский архитектор, построивший базилику Святого Петра в Ватикане. : «Купол Пантеона Пантеон — храм в Риме, построенный в 126 году нашей эры. Представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим куполом. , выросший на базилике Максенция Базилика Максенция — храм в Риме, построенный в 308-312 годах нашей эры в форме базилики: прямоугольного строения, состоящего из трех продольных нефов, перекрытых каменным сводом. ». Действительно, гениальной догадкой авторов Святой Софии явилась мысль о слиянии двух архитектурных идей Античности: продольный корабль центрального нефа Неф (от лат. navis — «корабль») — вытянутая прямоугольная часть интерьера, ограниченная одним или двумя рядами колонн и/или стеной. На нефы часто делится пространство средневековых западных и восточных храмов, куда они пришли из древнегреческой и римской архитектуры. (длиной 80 метров) и венчающая его сфера (плоский, на низком барабане и невероятно широкий купол диаметром 31 метр) стали единым целым: распор гигантского купола «гасят» полукупола, покоящиеся на мощных, сложной формы столбах, от которых каменная масса ниспадает на паруса и арки. Благодаря этому боковые стены здания стали хрупкими, сплошь изрезанными окнами, а весь интерьер Софии оказался залит светом, преображающим каменную массу, делающим ее невесомой и нематериальной.

Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич. ), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов Юстиниана .

Интерьер Софии Константинопольской. 2000-е годы

Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив часть окон барабана. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт мощными каменными ризалитами Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию. , мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.

2. Церковь Святых Апостолов (Апостолейон) в Константинополе

VI век. Стамбул

Вознесение. На заднем плане, вероятно, церковь Святых Апостолов в Константинополе. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 1125-1150 годы Wikimedia Commons

Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя — так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306-337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера — буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.

Вот что по этому поводу пишет историк Евсевий Кесарийский :

«В этом храме он приготовил сам себе место на случай своей кончины, чрезвычайной силой веры предусматривая, что по смерти мощи его сподобятся названия апостольских, и желая даже после кончины иметь участие в молитвах, которые в сем храме будут возносится в честь апостолов. Итак, соорудив там двенадцать ковчегов, как бы двенадцать священных памятников, в честь и славу лика апостолов, посреди них поставил он гроб для самого себя так, что с обеих сторон этого гроба стояло по шести апостольских».

«Жизнь блаженного василевса Константина»

Два века спустя, при императоре Юстиниане, Константинову церковь перестроили, в общих чертах сохранив, однако, первоначальный план. Апостолейон образца VI века, грандиозный крестообразный храм с пятью куполами, явился для Византии почти таким же эмблематичным образом храма, что и Святая София: на протяжении столетий на всей территории империи, начиная с Калат-Семана в Сирии вплоть до Сан-Марко в Венеции, его архитектурная идея вдохновляла византийских строителей. Видимо, именно он изображен на листе со сценой Вознесения в рукописи гомилий Иакова Коккиновафского Около 1125-1150 годов, Ватикан. .

В середине XV века церковь Святых Апостолов снесли по приказу султана Мехмета II Фатиха. Нам она тем не менее известна по множеству описаний: Прокопия Кесарийского (середина VI века), Константина Багрянородного (середина X века), Константина Родосского (середина X века) и Николая Месарита (около 1200 года).

3. Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо


Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века Library of Congress

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80-90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V-VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

4. Диптих Барберини

VI век. Лувр, Париж

Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Позднеантичный императорский диптих изначально представлял собой две таблички из слоновой кости, с одной стороны отполированные и покрытые воском (на них стальной палочкой, стилем, наносились заметки), а с другой — украшенные рельефом из слоновой кости, инкрустированной жемчугами.

Сохранилась только одна створка диптиха Барберини (названного по имени владельца XVII века). На ней представлен триумф императора (какого именно — неизвестно: возможными претендентами выступают императоры Юстиниан, Анастасий I или Зенон), главу которого венчает пальмовой ветвью аллегорическая фигурка Ники, богини победы. Император восседает на коне и заносит копье, а у ног его возлежит щедрая, источающая плоды Земля (в фигуре которой историк искусства Андре Грабар Андре Грабар (1896-1990) — византинист, один из основоположников французской школы византийского искусствоведения. увидел намек на вселенскую роль византийских императоров).

По убеждению императорских иконографов и панегиристов, враги василевса подобны диким зверям. Поэтому на диптихе Барберини попираемые варвары, одетые в экзотические одежды, шествуют в одной колонне со слонами, львами и тиграми, чтобы поднести триумфатору свои дары. Совершенно античная иконография, усвоившая единственный знак новой эры — образ Христа, венчающий сцену императорского триумфа.

Диптих Барберини — одно из самых блистательных и технически совершенных творений искусства VI века. После императора Юстиниана такие диптихи перестали быть в ходу, но и среди сохранившихся предметов едва ли найдется такой же роскошный, затейливый и тонко исполненный экземпляр.

5. Венский Генезис

Первая половина VI века. Австрийская национальная библиотека, Вена

Ревекка и Елиезер у колодца. Миниатюра из Венского Генезиса. VI век De Agostini Picture Library / Getty Images

К тому же, VI веку относится древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный манускрипт Библии. Содержащийся в нем фрагмент текста Книги Бытия написан на пурпуре серебряными чернилами — дорогостоящая редкость, явно указывающая на царское происхождение ее владельца.

Каждая страничка Генезиса украшена миниатюрами. Некоторые из них имеют форму фризов (сюжеты на них хронологически не связаны), другие же выстроены наподобие картины и заключены в рамку: если в свитке в композиционно самостоятельных миниатюрах не было необходимости, при переходе к книге-кодексу она возникла.

Как и диптих Барберини, живопись Венского Генезиса полна античных аллюзий и напоминает росписи Помпеев: этому служат изящные колонны, портики и воздушные велумы  Велум (от лат. velum — парус) — занавес, покрывало, изображается обычно дуговидным. Изображения велумов распространены в иконописи, но восходят к Античности. , аллегорические фигуры источников и буколические мотивы. Раннехристианская живопись не торопилась расставаться со своим римским прошлым.

6. Икона Богоматери со святыми

VI-VII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Wikimedia Commons

Античные представления об образе доминируют и на ранних иконах, например на иконе с образами Богоматери с младенцем и святыми мучениками из собрания синайского монастыря . Образы Марии, восседающей на троне, Христа и двух ангелов еще по-античному чувственны и пространственно достоверны, а их лики (скорее, лица) эмоционально нейтральны и преисполнены спокойствия.

Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий — по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры , постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Скрытые роскошными хламидами, их фигуры походят на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.

Икона написана восковыми красками (подобно другим немногим сохранившимся ее современникам из коллекции синайского монастыря и Национального музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко в Киеве). Живопись восковыми красками, исчезнувшая из обихода иконописцев уже к VIII веку, позволяла писать «по-горячему» (когда последующий слой красок наносился на уже высохший нижний). Благодаря этому красочная поверхность сохраняла видимыми мазки, передавая, в сущности, движение кисти, почерк и манеру художника. Подобная спонтанность впоследствии оказалась неуместной для развитых богословских представлений об иконописном образе.

7. Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва

Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год rijksmuseumamsterdam.blogspot.ru

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства , на протяжении 726-843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.

8. Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека


20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века Wikimedia Commons

X-XI века в Византии стали временем больших агиографических Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста , стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976-1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет. ; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

9. Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде

Около 1040 года. Греция


Крещение. Мозаика нефа в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век Wikimedia Commons

Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.

На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.


Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век Wikimedia Commons

Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.

Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).

Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.

10. Потир императора Романа

X век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция

De Agostini Picture Library / Getty Images

Потир (литургический сосуд, используемый для освящения вина и принятия причастия) — одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в 1204 году . Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный». Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920-944), взошедший на престол после Льва VI (886-912).

В верхней части сосуда располагаются пятнадцать эмалевых пластин, обрамленных жемчужными нитями. На них представлены полуфигуры Христа, Иоанна Крестителя, Богоматери, евангелистов и Отцов Церкви — в сущности, роспись церкви в миниатюре, — сохраняющие и ее центральные образы, и их иерархическую структуру.

11. Священная корона Венгрии

1074-1077 годы. Парламентский дворец, Будапешт

© Wikimedia Commons

© Wikimedia Commons

© Wikimedia Commons

Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному. На другой стороне короны, будто отражающей ее фронтальную часть, по сторонам от византийского самодержца восседают его сын Константин и царь Венгрии Геза I. Они взирают на василевса c тем же видом покорности и подчинения, что и святые — на Высшего Судию.

Собор св.Софии в Константинополе. Интерьер.

В 395 году Римская империя была разделена на два самостоятельных государства: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. Восточную империю позже стали называть Византией, по старому греческому названию ее столицы Константинополя — Византий (сейчас это Стамбул). В 6-м веке, при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была величественной и блестящей страной, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией. Внушительный облик Константинополя, его могучий флот, великолепные архитектурные сооружения, ослепительная пышность придворного церемониала и церковной службы действовали неотразимо. К Византии отошла и Греция, поэтому Восточная империя хранила и продолжала греческие традиции в искусстве. Византия была христианской страной с православной церковью. За свою тысячелетнюю историю Византия переживала периоды подъема и упадка. Разные времена знало и византийское искусство.


Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь)



Первый его расцвет приходится на 6 век, когда правил император Юстиниан I. Тогда был воздвигнут великолепный памятник византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе. Огромное и прекрасное, оно замечательно тем, что здесь круглый купол венчает прямоугольное пространство - раньше умели перекрывать куполами только круглые в плане здания. Снаружи храм не кажется таким большим, как изнутри, где он поражает входившего своей пространственностью, воздушностью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего купола. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. В подкупольным пространстве стоял украшенный драгоценными камнями амвон, здесь проходили богослужения.

Собор Святой Софии



Собор остался высшим достижением византийской архитектуры - ничего равного ему в истории Византии уже не было создано. Во времена турецкого владычества к церкви были пристроены высокие минареты, которые сильно изменили внешний облик собора Святой Софии.

Собор Святой Софии



Люди на византийских священных изображениях представлены суровыми, их фигуры удлиненны, плоски и словно бестелесны. На полутемных сводах даже светлые краски, а особенно лиловые, черные и золотые, создают торжественное, но несколько мрачное настроение. Византийские мастера много внимания уделяли живописи - это миниатюра в церковных книгах и священные картины-иконы. В странах, где исповедуют православную веру, иконопись до сих пор следует византийским традициям.

Мозаика. Церковь Сан - Витале



Во времена Юстиниана были построены также многие церкви в Италии, особенно в портовом городе Равенне. Известна восьмигранная церковь Сан - Витале, стены которой почти сплошь покрыты мозаиками. Помимо библейских событий, на этих мозаиках можно увидеть самого Юстиниана и его жену, императрицу Феодору со своей свитой. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых выкладывется изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Врнмя почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Равенна известна тем. что здесь, в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодорика, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте: в конце жизни он нашел пристанище в Равенне, окончил здесь "Божественную комедию". Угасающему городу Равенне посвятил свои стихи Блок:
Все, что минутно, все, что бренно, похоронила ты в веках.
Ты как младенец спишь, Равенна, у сонной вечности в руках.

Церковь Сан - Витале



Более ста лет в Византии продолжался период иконоборчества. Иконоборцы восставали против того, чтобы изображать бога и святых в человеческом облике, усматривая в этом пережиток идолопоклонства. Было уничтожено множество икон. И все-таки иконопочитание было восстановлено. Однако стиль византийского искусства к тому времени стал очень строгим и каноническим. Именно Византия выработала и строго придерживалась прообразов в иконографии, которые потом перешли и в русскую иконопись. Вся духовная жизнь в Византии проходила под жестким контролем, отвергая все либеральное, и это не могло не наложить отпечаток на все византийское искусство.

Церковь Сан - Витале, роспись купола



В 1453 году турки завоевали Византию, однако византийское искусство продолжало жить в искусстве Древней Руси. Русь унаследовала от Византии вместе с христианством типы храмов и икон. Русские мастера развивали дальше и ее зодчество, и живопись. Первоклассные византийские мастера работали и в Киеве, и в Новгороде, и во Владимире

В 395 г. Римская империя была разделена на две части - Западную и Восточную, куда Константин перенес столицу Империи. В состав Византийской империи входил Балканский полуостров, остров Кипр, острова Эгейского моря, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, часть Месопотамии, Армении и Аравии. Византия избежала нападения варваров, в ней насчитывалось около тысячи городов. Этнический и лингвистический состав Византии был неоднороден, но христианское искусство было единым. К началу VI в. формируются черты византийской художественно-образной системы. Излюбленной техникой монументальной живописи Византии была мозаика. Если в античности мозаикой украшали главным образом пол здания, теперь же композиция размещалась на стенах. Кубики смальты - стекловидной массы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем подвергшейся обжигу, составляли яркие композиции. Кубики несколько отличались по размеру и форме, из них не составлялась идеально гладкая поверхность. Неровность поверхности подчеркивала оттенок цвета, создавала мерцание тона.

Первоначально, как в мавзолее св. Константина в Риме, мозаика была в основном орнаментальная, в ней использовались христианские символы: виноград, лоза - символы крови Христа, павлин - символ вечной жизни. Наиболее ценный в художественном смысле ансамбль интерьера был создан в церкви св. Витале в Равенне. Мозаики были сосредоточены главным образом в алтаре. Фигуры подчинялись структуре архитектурных членений. В основу росписи положена символическая программа, объединенная идеей жертвы Христа. В мозаиках нижнего яруса апсиды запечатлен торжественный выход императора Юстиниана и его жены Феодоры. Пропорции фигур вытянуты, под одеждами не чувствуется объем тела. Все изображение дано на мерцающем золотом фоне.

Аввакум, пророк (VII–VI вв. до Р.Х.), из 12 малых пророков — Мозаики

Византия - родина иконописания.
Икона пишется на доске, в Византии чаще всего использовались кипарисовые, а на Руси липовые и сосновые доски. Из отдельных досок сбивался щит, который укрепляли с обратной стороны специальными шипами (шпонами) от возможного покоробления.

Доска прослушивалась, в ней выдалбливалось небольшое углубление - ковчежец, окруженное полями. Затем средник царапали чем-нибудь острым, проклеивали, наклеивали паволоку, т.е. холст, а сверху снова наводили клей. Сутки спустя на нее наносили побел - хорошо размешанную жидкость из клея и мела. Когда побел высыхал, в течение трех-четырех дней доска левкасилась, левкас наносился 6-7 раз, затем шлифовался мокрой пемзой.

Паволока - кусок ткани, наклеенный на поверхность средника.

Левкас - грунт из порошкообразного мела или алебастра, размешанного на животном или рыбьем клее.

Потом делался предварительный рисунок углем, черной краской; контуры нимбов и голов, фигур и зданий нередко выцарапывали, чтобы облегчить в последующем наложение золота и краски. Краски в основном применяли из минеральных пигментов. Икона пишется темперой. Темпера представляет способ смешения краски - сухого пигмента, полученного из растираний камней, металлов, остатков органического происхождения, связующим элементом служит желтковая эмульсия. Среди пигментов - киноварь, красная охра, сурик, охра светлая, сиена - для желтой, натуральный ультрамарин, полученный из лазурита, лазурит, индиго - для синей, резинат меди (ярь - медянка) - для зеленой, свинцовые белила - для белого, древесный уголь - для черного. Богатство оттенков получалось при смешении нескольких пигментов со связующим веществом или при наложении слоев друг на друга. Особенность иконописания - накладывание одного красочного слоя только поверх полностью высохшего предыдущего.

Лессировка - один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок.

Санкирь - темный тон основы, с которой начиналось исполнение открытых частей тела.
Краски художник накладывал в определенной последовательности. Сначала покрывался фон, затем горы, здания, затем одежды, только потом лицо.
Одежды писались сначала основным тоном, затем все время уменьшающаяся поверхность покрывалась все более разбеленным тоном. Затем в тенях наносился тонкий слой темной лессировочной краски - затинка.

После завершения работы над драпировками художник писал свободные от одежды части тела - «личное». По заранее наложенному санкирю наносился повторный рисунок коричневой или оливковой краской. Затем шло «охрение ликов». Телесный колер был еще более светлым, клался локально, небольшими островками на самых выступающих частях формы. Поверх телесного колера наносили белильные мазки светов. Румяна из смеси киновари с небольшим количеством охры или белил покрывали щеки, теневые части лба и шеи, губы и гребень носа. Лица писали путем последовательного наложения мелкими мазками светлых тонов, а граница между красочными слоями затушевывалась охрой - это называлось «писать плавями». Самые выпуклые части лица подчеркивались мазками чистых белил, называемыми «движками» или «оживками».

Подлинник иконы - специальные руководства для иконописца, подразделявшиеся на «лицевые» и «толковые ».

Толковые подлинники содержали словесное описание. М ногочисленные композиции одного сюжета - «переводы».

Лицевые подлинники - собрание прорисей (образцов).
После завершения работы для отделки нередко употреблялось золото или серебро, которое приклеивалось клеем. Сверху икону покрывали олифой либо льняным или конопляным маслом, чтобы усилить звучность цвета.
Задача иконописи - воплощение Бога в телесном образе. Дошедшие до нас иконы относятся к VI в. Среди икон особую роль играет образ Христа, с правой рукой, поднятой в жесте благословения, и с Евангелием в левой руке.

Охрение ликов - прием постепенного высветления деталей лица и открытых частей тела многократными прописками по санкирю, по ровному основному тону.

Стаффаж - второстепенные изображения заднего плана.

Личное письмо - изображение лиц и других открытых частей тела.

Для передачи божественности образов складывается особый, строго определенный тип изображений. Был зафиксирован обязательный внешний вид святого. Дионисий Ареопагит разработал учение о символике цвета, согласно которому вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, символизировал Христа, голубой означал чистоту, красный - божественный огонь, пурпурный - символ царственности, зеленый - цвет юности, белый - символ Бога, ибо подобен свету и сочетает все цвета радуги. Христа стали изображать в вишневом хитоне и голубом плаще - гиматии, Богоматерь - в темно-синем хитоне и вишневом покрывале - мафории. Выработались принципы «обратной перспективы», согласно которым точка схода зрительных линий находится не за предметами, а впереди них.

Ассист - штрихи, лучи, исполненные листовым золотом по высохшему красочному слою, символ духовного света.

Мортирий (греч. martyr - свидетель, мученик) - тип поминальной постройки.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово — Равенна — Италия.

Фон византийских икон чаще всего золотой. Иногда золотом прорисовывали контуры фигур и складки одеяний, иногда сеткой золотых линий покрывали всю одежду. В христианстве золото символизировало нерукотворный свет. Наличие золота придавало изображению мистический характер.
Иконография росписей храмов и отдельных икон имела определенную систему, чаще всего основанную на символике литургии и гимнографии. При этом создаются художественные образы, никогда не повторяющие друг друга.

Храмовое зодчество
Первый расцвет искусство Византии пережило в период правления Юстиниана, занявшего престол в 527 г. В царствование Юстиниана только в столице Империи было возведено тридцать церквей. Исидором из Милета и Анфимием из Тралл был воздвигнут храм Святой Софии, который, по словам современника, царил над столицей, как- корабль над волнами моря. Длина храма более 70 м. Купол был поднят на 50 м, диаметр его более 31м. Купол перекрывал посередине трехнефную базилику и был возведен на четырех столбах при помощи треугольных изогнутых сводов. Сорок окон, прорезанных в основании купола, освещались изнутри серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей. Над постройкой этой церкви в течение пяти лет трудилось десять тысяч рабочих.

Ювелирное искусство — Византия

Конха (греч. Konhe - раковина) - перекрытие в форме купола.

Тимпан -углубленная часть стены треугольного, полуциркульного или стрельчатого очертания.


В конце VI-VII вв. в связи с подчинением архитектурного облика храма требованиям культа на первый план выдвигаются крестовокупольные храмы.
Кризис византийского искусства связан с эдиктом 730 г., запрещающим поклонение иконам. Завершением периода иконоборчества стал церковный собор 843 г., заклеймивший иконоборчество как ересь. Во времена иконоборчества мозаики и фрески сбивались со стен, иконы сжигались. Иконоборческий период имел большое значение для развития светской тематики в искусстве.

Одигитрия (греч. hodegetria - от hodos - путь) - иконографический тип изображения Богоматери с младенцем на левой (иногда на правой) руке.


В VIII в. расцвело искусство декора, получила развитие орнаменталистика. В то же время искусству был нанесен большой урон. Новый расцвет византийского искусства наступил при представителях Македонской династии, основателем которой явился Василий I.
Македонский период (867 - 1056 гг.)

Традиции иконописания, утраченные в период иконоборчества, в период Македонской династии восстанавливаются, и утверждаются главные смысловые и художественные каноны, положенные в основу религиозного искусства.

В иконах могут сочетаться несколько перспектив:

— линейная, сходящаяся в одну точку;

аксонометрическая, в которой расходящиеся линии означают негоризонталъные параллели , а удаленные объекты не уменьшаются;

— обратная, в которой тот кто смотрит является объектом схождения линий:

изогнутая, как в вогнутом зеркале.


Искусство первой половины X в. принято называть «Македонским Ренессансом» из-за приверженности к античности в придворных образованных кругах Константинополя. Началось украшение мозаиками храма св. Софии в Константинополе. В искусстве второй половины X в. сохраняется любовь к классицизму, но при этом нарастает стремление к созданию одухотворенных образов. В первой половине XI в. в византийском искусстве намечается перелом. Образы становятся строгими и аскетичными, выглядящими далекими от суеты мира. Лица застыли, фигуры неподвижны, лики с крупными чертами, огромными глазами, отрешенным взглядом, тяжелые, мощные пропорции. Такое ориентированное на аскезу искусство возникло, возможно, под влиянием мощного духовного притяжения, оказываемого на эпоху личностью Симеона Нового Богослова, сторонника мистического богословия. В византийском искусстве XI-XII вв. мозаикам отводится только криволинейная поверхность: своды, апсиды. Кубики смальты стали меньше.
Развитие константинопольской архитектуры IX-XI вв. характеризуется стремлением к увеличению проемов, замене стен каркасом столбов, переходу к кирпичной кладке.

Иконы показывают события в их космическом значении,являясь отображением вечности, не принимают во внимание мимолетности человеческого облика


Комниновскпй Ренессанс (1059-1204 гг.)
Период со второй половины XI по XII в. называется «Комниновский Ренессанс» по имени правящей династии. Это время расцвета искусства. Во второй половине XI в. византийское искусство отходит от аскетизма и мощного монументализма форм. Появляется новый тип изображений, полных тонкой одухотворенности, изящества, нашедший свое воплощение в миниатюрах многочисленных рукописей, а также на стенах храмов. В это время появляется новый тип иконы - икона с изображением Праздников и святых, почитаемых по церковному календарю в течение данного месяца. Поверхность таких икон разделялась горизонтальными полосами на ряды, в которых помещались маленькие фигурки святых и Праздников, расположенных в соответствии с церковным календарем.

в. был богат многими новыми тенденциями. В начале века возникает ряд больших величественных мозаичных икон - «Богоматерь Одигитрия», «Иоанн Креститель», созданные для монастыря Богоматери Паммакаристос в Константинополе, и «Богоматерь Одигитрия» из монастыря Хиландар на Афоне. Художественный язык этих икон отличает лапидарность, симметрия построения, могучие шеи, округлая форма головы, вычерченность всех линий, отсутствие какого-либо движения. В другом направлении искусства этого времени классическая уравновешенность сочеталась с тонкой одухотворенностью. Самая известная икона этого типа - «Богоматерь Владимирская», созданная в Константинополе в первой трети XII в., перевезенная на Русь около 1132 г., перенесенная во Владимир, что и объясняет ее название.

Она принадлежит к типу «Богоматерь Елеуса», т.е. «Умиление» (младенец Христос на руках Девы Марии прижимается своей щекой к щеке Богородицы). Во второй половине XII в. византийское искусство отличалось редким многообразием. Кроме классического направления возникло и такое, в котором художники стали подчеркивать усиленную выразительность образа. Актуальными стали сила внутреннего переживания и внешняя выразительность. Сильная спиритуализация образа вызвала особый «экспрессивный» или «динамический» стиль. Среди икон такого стиля «Сошествие во ад» и «Успение» монастыря св. Екатерины на горе Синай. Беспокойные движения, изломанные линии, взволнованность и динамика отличает эти иконы. Еще одно течение, более узкое и камерное, обозначается условно как «позднекомниновский маньеризм». Для него характерны формы, ракурсы, жесты, отличающиеся элегантностью и предельной утонченностью.

Главной постройкой Константинополя XII в. стал комплекс трех слитых воедино объемов церквей монастыря Пантократорау
Палеологовский Реннесанс (1261-1453)
Искусство позднего периода жизни Византии называют «Палеологовским», по имени последней правящей династии Палеологов. Это было время утраты былого могущества Византии, когда угроза турецкого вторжения стала реальной. А для искусства это было время расцвета, изобретательности иконографии, множественности стилистических толкований, высочайшего художественного мастерства.

В 1204 г. рыцари IV крестового похода разграбили и сожгли Константинополь, оккупировали византийскую территорию. Такое положение сохранялось до 1261 г., когда император новой династии Михаил VIII Палеолог отвоевал Константинополь. В условиях национального унижения возрос интерес к эллинской культуре, повысилось значение местных художественных школ и локальных центров и произошло смещение культуры из столицы в регионы, что привело к расцвету национальных школ. В конце в. XIIIв искусстве нарастает укрупненность образов, ясность, простота, лаконизм.

Монументализм и обобщенность стиля такой живописи родственны старому византийскому искусству первой половины XI века, но аскетическое содержание утратилось, сменившись утверждением величественного спокойствия и великолепия торжествующей церкви как образа Царства Небесного.
Главным стержнем искусства III в. стал обновленный классический идеал. Это искусство полнее всего выразило себя во фресках. Возникает особый тип так называемых житийных икон, в которых образ святого в центре окружен рамой, состоящей из мелких сцен - клейм с изображением событий его жизни и совершенных им чудес. Их сюжеты обычно основывались на литургических песнопениях. В иконах появились моменты литературности и повествовательности. Так, на иконе св. Николая Мирликийского (Чудотворец) слева вверху и в конце помещены сцены рождения Святителя и его преставления. Последовательность событий жизни святого не всегда соблюдается.

В конце XIII в. в византийском искусстве стали создаваться мощные, полные героического подъема образы.
Византийское искусство начала XIV в., тонкое и изысканное, было ветвью камерной придворной культуры, возникшей при дворе Андроника II Палеолога. Одна из его характерных черт - влюбленность в античное прошлое, изучение всевозможных произведений античности. Тематика искусства была церковной, влечение к античности проявлялась только в стиле и формах, для которых классическая модель стала обязательным образцом. В ансамблях мозаик и фресок появились неизвестные ранее сценичность, сюжетные подробности, иконографическая программа расширилась, в них стало много символов и аллегорий, перекличек с литургическими текстами гимнов. В столичной придворной мастерской в это время исполнялись маленькие переносные мозаичные иконки, для которых характерны деликатные сочетания цвета, нежность оттенков, сияющие кубики золота в фонах, контурах и световых линиях. На всех иконах спокойные, классически красивые и индифферентные лица. Большинство икон писалось в технике темперы. Образы этих икон не повторяют друг друга, всегда индивидуальные. Пропорции фигур правильные, движения гибкие, позы устойчивые. Иконы «Палеологовского классицизма» красивы по исполнению. Художники любят показывать колонны с коринфскими капителями, декоративные маски, просторные портики.

К 30-м годам XIV в. борьба за власть и гражданская война пришли на смену относительной стабильности.
В 50-х годах XIV в. политическая и церковная ситуация в Византии изменилась. Стабилизировалась государственная власть, закончились церковные споры. На Соборе 1351 г. победу одержал Григорий Палама, чье учение об исихии получило признание. Суть учения Паламы в приведении души к особому состоянию, при котором Божественные энергии могут быть восприняты человеком. В художественных образах увеличиваются напряжение, взволнованность, исчезают гармония и спокойствие, появляется острота душевных переживаний. Вопросы веры стали главными, монашеский способ существования понимается как идеал. Маленькие изысканные иконки исчезают, иконы увеличиваются в размерах, крупные образы легко читаются в интерьере церкви.

В связи с общим ослаблением государства недостаток средств приводил в это время к перестройке старых зданий. Па смену монументальному архитектурному решению приходит камерное живописное.
Поздневизантийская архитектура отличается декоративностью и живописной кладкой стен. Выдающийся памятник позденвизантийской столичной архитектуры - церковь монастыря Хора, строительство которой началось в конце XIII века.
В 1453 г. завоеванием Византии Турцией окончилась тысячелетняя история развития византийского искусства, оказавшего значительное влияние на искусство Западной Европы и Древней Руси.


Close