Хорс – одно из названий славянского бога Солнца – светила, сын Рода, брат Велеса.

До прихода русов на берега Днепра местные славянские племена не знали бога Хорса. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это слово имело и более широкое значение – “сияние”, “блеск”, а также “слава”, “величие”. Только киевский князь Владимир официально узаконил Хорса и поставил ему монумент рядом с Перуном и другими избранными языческими богами.

С появлением бога солнца Хорса получалось, что на Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Но у каждого было и своё различие.

Даждьбог противостоял миру Тьмы. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю. Даждьбог торжествует даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Он воплощал в себе весь Белый свет, которым называли наш мир. Так и говорили: “Обойти весь белый свет”.

Хорс – бог солнечного, ясного света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также – хоровод, хоромы. У многих народов словом “хоро” обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. А все неприятное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут “нехорошо!” – и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:

“Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!”

Это означало, что все происходящее на нашей земле – Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет небесную Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. “Хороший бог, труженик”, – с уважением говорили о нем.

Хорс никогда не появлялся один, а всегда вместе с другими богами. Потому что не может солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это находится в ведении других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Культ солнца-светила известен был древнейшим земледельцев и соотносился с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигался по небу, а ночью возвращался обратно по подземному “Морю мрака”, чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя “Хорс” происходит от корня “хор”, обозначает “круг”, “окружность”, что так же отражается его связь с солнцем.

Хорс является одним из наиболее часто называемых в древнерусских письменных памятниках языческих богов. Частота упоминаний Хорса сопоставима с таковой только для Перуна и Велеса/Волоса, что уже само по себе ставит данное божество в один ряд с этими богами, высоко чтившимися восточными славянами до принятия христианства.
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси

Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”, в записях “О идолах Владимировых”, “Память и похвала Владимиру” и житии “блаженного Володимера”; “Слове некоего Христолюбца”, “Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, поминается он и в “Беседе трех святителей”.

Немецкий путешественник по Руси середины 16 века года так описал изображение Хорса близ Пскова: ” Хорс, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой – огненный луч”.

С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор. Корень “хоро” по смыслу связывается с понятием круглого. Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, – массовые танцы, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Отсюда, скорее всего, и появилось слово “хоровод”, а так же “хорошуль” – круглый ритуальный пирог – курник.

День Хорса – воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним – 21 по 25 июня (Купала), осенним – 21 – 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

Хорс (др.рус. Хърсъ, Хорсъ) — бог солнца у древних славян . Вокруг данного божества не утихают споры, однако ясно одно — Хорс занимал особое место в мифологии славян и почитался наравне с самыми высшими богами языческого пантеона.

Важность и значимость данного бога подтверждается историческими фактами, а также литературными источниками, где фигурирует имя солнечного бога. Так, например, известно, что Владимир поставил идол Хорса в числе других богов на капище в Киеве: «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы». Хорс упоминается и во многих других литературных памятниках древности. В «Хождении Богородицы по мукам» говорится: «Они все богы прозваша солнце и месяць, землю и воду, звери и гады то сетьне и человечьска имена та утрия Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша». В « » говорится: «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше», что исследователи переводят как путь Солнца (Хорса), который перебегал Всеслав Полоцкий. Кроме этого, Хорс упоминается в таких исторических документах, как: «О идолах Владимировых», «Память и похвала Владимиру», «Житие блаженного Володимера», «Слове некоего Христолюбца», «Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом», «Беседе трех святителей».

Частота упоминаний Хорса настолько велика, что сравнима с частотой упоминаний таких языческих богов, как Перун и Велес, что ставит этого бога в разряд высших. И это не удивительно, ведь божество солнца практически во всех культурах считалось одним из самых главных и почитаемых. Вот так описал немец Вундерер бога Хорса, когда увидел его изображение во время путешествия по Руси в 1589-1590 годах: «Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч». Исследователи славянской культуры делают предположение, что, скорее всего, Вундерер ошибся, и Хорсом (Корсом) являлся идол с крестом (равносторонний крест — символ солнца), а идолом на змее с мечом и огненным лучом (молнией) являлся бог-громовержец — Перун.

Если Хорс в древности был настолько почитаем, то почему со временем его немного подзабыли, а его слава заметно поутихла? Вероятнее всего, это произошло из-за того, что именем Хорса занялись лингвисты. Изучая происхождение имени этого божества, было выяснено, что этимология слова «Хорс» может быть и не славянской. Существует версия, что Хорс происходит из иранских языков: ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце». Бог восходящего солнца Хорсет был известен у иранцев и персов. Даже если принять во внимание ту теорию, что Хорс был заимствован из другой культуры, глупо было бы предполагать, что у славян не было бога солнца, так что даже при таком раскладе, заимствованное имя Хорса просто встало на замен уже существующему, имя которого могло затеряться в толще тысячелетий. Однако в последнее время эта теория подвергается большим сомнениям. Во-первых, если следовать тому, что иранские и славянские народы произошли от единого пранарода — славяно-ариев или индо-европейцев, то может статься, что Хорс является одним из древнейших богов, который присутствует, как в верованиях иранских народов, так и в верованиях славянских народов. Во-вторых, в свете других исследований было выяснено, что Хорс может быть вполне русским словом: «хоро» — круг, колесо (хоровод, хоромы). От слова «хоро» произошло и слово «коло», которое также обозначает круг — колесо, коловрат, коло (солнце) и так далее. Однако долгая спекуляция на том, что Хорс был вовсе не славянским богом, а заимствованным, заметно сместила его из высшей когорты пантеона славянских богов.

Стоит остановиться на таком интересном моменте, что Хорс — не единственный бог солнца в языческом пантеоне древних славян. Ещё одним богом солнца и солнечного света является . Такое непонятное соседство двух богов, заведующих одним светилом, долгое время ставило в тупик исследователей. Сегодня считается, что Даждьбог является богом солнечного света и подателем тепла. Даждьбог — бог дающий свет, живительную силу. Хорс также является солнечным богом, однако он является богом непосредственно солнечного диска. В греческой мифологии Даждьбогу соответствует бог Аполлон — бог света, а Хорсу — Гелиос, который является божеством солнечного диска. Подобная двойственность Солнца наблюдается и в мифологии этрусков, где бог Каве является божеством солнечного света, а бог Усил — богом самого Солнца.

Имя Хорса закрепилось и в топонимике: Хорсово болото и овраг Хорсов в Новгород-Северской области 17-18 вв, Бывшая деревня Хорсивка в Харьковской области, речка Хорса в Архангельской области, остров Хортица на Днепре.

Хорс (Хорос) - в восточнославянской мифологии Бог Солнца, Бог солнечного диска. Сын РОДа и брат Велеса. Следует отметить, что почитание отдельно Солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов. Так, у этрусков бог солнечного диска - Усил, а света - бог Каве; у древних греков солнечный диск - Гелиос, а свет солнца - Аполлон; у русичей бог солнечного света Дажьбог, а бог солнечного диска - Хорс.

Культ тяготеет к степной и лесостепной зоне славянских земель, имя этого бога упомянуто в русских летописях (пантеоне князя Владимира), в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в Поучении против язычества (ППЯ) "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера", "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", поминается он и в "Беседе трёх святителей".

По сообщению "Повести временных лет", год 980, князь Владимир I Святославович (Красно Солнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь", однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром не упоминает.

В "Хождении Богородицы по мукам" говорится, что люди "богы прозваша солнце и месяцъ, землю и воду... Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша".

"Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав Брячиславич1 рыскал в образе волка именно ночью: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам въ ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови (в др.-рус. тексте Хръсови) волком путь прерыскаше". Первые издатели не поняли этого места, остави "Хръсови" без перевода ("по ночам как волк рыскал из Киева до Тмуторокани"), затем В.А. Жуковский2 перевёл его как Херсон, а Д.Н. Дубенский3 - как Хазария или Корсунь. П.Г. Бутков4 предположил, что "Хръсови" поставлено по ошибке переписчиков вместо "Днъпрови", не допуская ещё, что речь идёт о Хорсе, бывшем по его мнению, "славянским Фебе". Наконец, в 1840 году анализ фонетических, этимологических характеристик слова "Хърсъ" в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П.И. Прейса к выводу о том, что во фразе "великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше" слово "Хорс" может значить только: Солнце. "Прежде нежели оно (Солнце) успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани". При этом, по мнению Прейса, в слове "Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое" и подобная идея "очень обыкновенна в понятиях народов арийских".

"Слово и откровение святых апостолов" так повествует об этом божестве: "в прелъстъ великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инiи мнози ибо яко то человецы были суть старейшины пероунь в елинахъ, а хорсь въ Кипре, Троянь бяше царь в риме"; а также "... иные по оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь..."

Имя Хорса зафиксировано в летописях без толкования, а в апокрифических источниках можно найти весьма странные строки, например, в "Беседе трёх святителей" сказано: "два ангела громна есть: еллинский старец Перун и Хорс жидовин - два есть ангела молниина" (на лицо очередное искажение неизвестными "христианскими писцами" славянской истории).Согласно "Книге Коляды": "Хорс был сыном бога Солнца-Ра5 и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом он устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток и реку Ра4. После того как Ра обратился в реку колесницей Солнца стал править его сын - Хорс. Перед самым утром Хорс отдыхает на солнечных островах Радости (на острове Родос и других). Согласно "Книге Велеса" (Род III, 1:3), когда к этим островам прискакивает на белом коне Утренник, он говорит: - Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и смотреть с востока! А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, прискакивает на чёрном коне Вечерник. Он говорит: - Солнце зашло за горы свои и покинуло золотую колесницу! И тогда ворожеи разнуздывают коней Солнца, а Солнце ложится спать, и воз его волами влечётся по синей степи, по Млечному Пути к рассвету, к островам Радости. А отсюда вновь утром Солнце поднимается на золотой колеснице. Как-то Хорс, проезжая по небесному своду, посмотрел вниз на землю. И увидел он, что у острова Буяна купаются Заря-Зареница с сёстрами - Полуденницей, Вечёркою и Ночью-Купальницей. Хорс влюбился в звезду Зарю-Зареницу и решил жениться на ней. На свадьбу Хорса и Зари-Зареницы собрались все ясуни-небожители. На летучем корабле прилетели дочери Лады - богини жизни, смерти и любви: зеленоглазая, золотовласая Жива, чернявая Марена и белокурая, голубоглазая Леля. Они подарили Заре - золотой платок: "развернёшь его ранним утром, озаришь им всё поднебесье". А Хорсу подарили чашу с живой водой: "кто пьёт воду из этой чаши - тот вовеки не умирает".

Отсюда следует, что Хорс - ипостась Солнца (Ра). Бог Солнца пошедшего от зимы к весне. Молодое Солнце, возрождающееся. Его время после зимнего солнцестояния (самая длинная ночь, самый короткий день) 21-22 декабря до весеннего равноденствия (продолжительность дня и ночи равны) 20-21 марта.

Имя Хорса, как полагают, восходит к скифо-сарматскому языку (ср. "хорз" - хорошо в современном осетинском, "хор" - Солнце) и, вероятно, является однокоренным и связано в русском языке с таким словами: "хорошо", "хорувь", "хор", "хорват", связанными с истинным порядком вещей (Правью) и совместным делом. Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища - хоромины, хоромы. Отметим, что корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого, круга. Хоровод (в древности название солнечного танца - коло) - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу; хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. Название острова "Хортица" также связывают с Хорсом. Согласно древнему преданию, на острове находился священный дуб Перуна, у которого русы приносили в жертву петухов.

С.И. Котков7 установил, что в гидронимии (совокупности дославянских названий рек) Новгород-Северской области XVII-XVIII вв. существовали Хорсово болото и овраг Хорсов. В "Повести временных лет" в легенде об основании Киева упомянут брат Кия - Хорив (в армянской версии - Хореан) и гора, на которой он жил, - Хорвица. Известно также, что у многих народов слово "хоро" обозначало солнечный диск, круг. Есть предположение, что город Корсунь (древнерусское название Херсонеса) ранее назывался по имени солнечного Бога - Хорсунь.

Хорс и Дажьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Чёрным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Коло-ксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс - Сварожич. Б.А. Рыбаков и некоторые другие историки связывают происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В.В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуре (II-IV вв.). Вместе с тем, имя Хорса не является исключительно иранским и встречается в легенде о переселении англо-саксонских прародителей (один из них - Хорс) в Британию. Известен также и древнеегипетский бог Хор (Гор).В православном христианстве ассоциируется с Георгием Победоносцем и как солярный бог должен быть всадником и змееборцем, вероятно, он же бог миропорядка в чём-то схожий с Митрой8.

Идол Хорса, установленный князем Владимиром в Киеве, был деревянный. Как полагает Б.А. Рыбаков, идол находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Дажьбогом.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал так идол Хорса близ Пскова: "Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса (т.е. Хорса), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой огненный луч". Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлёк множество недоступных нам ранее западных источников (таких как Фолльмер 1834, 1874 гг., Шлейзинг 1698 г., Вернер 1853 г.), похожим образом описывающих Хорса (и ряд иных славянских богов в позднем средневековье).

Некоторые исследователи и учёные полагают, что сопоставление Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительно, ибо в образе змееборца обычно предстаёт Громовержец-Перун. Вместе с тем, они считают возможным сопоставление Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест. Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом. Он действительно каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображён крест, похожий на христианский. При возможном влиянии христианства, исследователи допускают, что символ креста имеет языческое объяснение - символ света. Такой псковский пантеон X века вполне согласуется с пантеоном князя Владимира, где первые места занимали Перун и Хорс.

Возможно, что Хорс связан с приношением в жертву петухов и кур, которых топили, посвящая Перуну.
Религиозные символы Бога Хорса

Cогласно энциклопедии "Мифы народов мира": Хорс - славянский религиозный символ бога Хорса. ХоРС - по-русски означает "Х" - "Ход", "Р" - "Ра (Солнце)", "С" - "Сына, Силы".

День Хорса - воскресенье, как и Дажьбога, металл - червоное золото.

Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом (солнцестоянием): весенним - 20-21 марта; летним - с 21 по 25 июня (Купала); осенним - с 21 по 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос); зимним - 21-22 декабря. Непременный атрибут празднества - хороводы.

Не все Боги у славян и русов были общими, например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его идол рядом с Перуном. За то он был известен у других арийских народов, исповедующих зороастризм - иранцев и персов, которые поклонялись богу восходящего Солнца - Хорсету. Это слово имело и более широкое значение - "сияние", "блеск", а также "слава", "величие", иногда "царское достоинство" и даже "хварна" - особая отмеченность богами, избранность.

Учёные, исследователи и историки долго не могли определить природу русского бога Хорса. Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три (а то и четыре) бога Солнца: Дажьбог, Хорс и Ярило. В чём же заключалось их различие? Дажьбог противостоял миру Тьмы (Нави). Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви. Он есть всегда, даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Это был Белый Свет, которым называли наш Мир, так и говорили "Обойти весь белый Свет". Совсем иное дело, когда светит Солнце: на душе сразу становится веселее и жизнь кажется радостной и прекрасной и не мудрено сие, ибо Хорс - бог солнечного, жизненного света.

А всё неприятное, несимпатичное, лишённое радости, называлось нехорошим. Скажут "нехорошо!" - и будто Солнце скроется за тучи, ветром студёным повеет. И дело тут не только в настроении, а ещё и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нём пели песню:"Идёт полем мужик-пахарь,
Над ним идёт Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!"

Это означало, что всё происходящее на нашей земле - в мире Яви ("на Яву"), повторяется и в небесном мире - Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идёт Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. "Хороший бог, труженик", - с уважением говорили о нём люди.

При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может же Солнце быть без дневного света, поэтому Дажьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен ещё и дождь, а уж это дело других славянских богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнёт, вспыхнут молнии и прольётся небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай. Культ Солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита (VII-III тысячелетие до н.э), а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днём этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному "Морю мрака", чтобы утром вновь появится на небосклоне.

Список использованной литературы:
1) Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. - Боги Славян. Язычество. Традиция., М.: "Рефл-бук", 2002.
2) Б.А. Рыбаков - Язычество Древних Славян, М.: "Наука", 1981.
3) Свято-русские Веды. Книга Коляды, М.: "ФАИР-Пресс", 2007.
4) Летописец Нестор - Повесть временных лет (перевод Д.С. Лихачёва), М.: "Наука", 1996.
5) Слово о Полку Игореве (древнерусский текст), 1187-1188 гг.
6) В.Калашников - "Боги Древних Славян", М.: "Белый город", 2003.
7) Энциклопедия "Мифы народов мира", издательство: "Советская энциклопедия", 1991.
8) А.А. Куликов - Космическая мифология древних славян, М.: "Лексикон", 2002.
9) Мифология Древнего Мира, М.: "Белфакс", 2002.

Сноски:
1 Всеслав Брячиславич, он же Всеслав Вещий (белор. Усяслаў Брачыславіч, Усяслаў Чарадзей, ок. 1029-1101 гг.), князь полоцкий (с 1044 г.), единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069 гг.). Примечателен также как герой "Слова о полку Игореве" и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун, а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет).
2 Василий Андреевич Жуковский (1783-1852 гг.) - русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
3 Дмитрий Никитич Дубенский - писатель (умер в 1863 году). Главные труды: "Рассуждение о водяных сообщениях в России" (Москва, 1825), "Опыт о народном русском стихосложении" (Москва, 1828), издание, вместе с Погодиным, "Книги посольской метрики литовской" (Москва, 1843), и издание "Слова о полку Игореве" (Москва, 1849).

Новости Партнеров

Мы часто говорим друг другу волшебные слова.. Которые носим с собой в сердце, - они как поддержка, благословение, напутствие и защита. В любую погоду, в ожиданиях и надеждах, при встрече и расставании.
Эти волшебные слова - «Всё будет хорошо» ..
Они кажутся такие простые, привычные и давно знакомы. Но в корне слова «Хорошо» звучит священная молитва.
Всё хорошее - это всё животворящее, красивое, радостное, солнечное, от чего радуется душа.
Слово «Хорошо» происходит от имени солнечного бога Хорса.
Имя Хорс означает так же - солнце, круг, движение, а так же «слава» «блеск», «сияние». «хварна», то есть, особая отмеченность богами, избранность…
От имени бога Хорса произошли слова - хорошеть, прихорашиваться, хоровод, хоромы, хоромины, храм, каравай, хорошуль, хоро, коло, коловорот, колядки, колесо, хоругвь, крест, кресало, красный, искра, хварный, и украинское гарный.
.Еще о Хорсе напоминает на земле древний город Корсунь,. А еще на Днепре есть солнечный остров Хортица.
На Новогордской земле, в 17-18 веках существовало Хорсово болото, и Хорсов овраг.
В Пинежском районе Архангельской области есть речка Хорса.В Болгарии, в Разградской области есть село Хърсово…
И это всё лишь очень малые крупицы рассыпанных осколков памяти за сотни тысяч веков о глубине и крепости веры, жизни и любви наших родных предков древних славян. Возможно, в будущем еще предстоит об этом осознать и принять еще очень важное, что сейчас пока неведомо и скрыто. И радует надежда и предчувствие, что для сердца этот путь открыт

Кто он, Хорс?

Хорс - сын бога Ра, брат Велеса и Перуна, и брат Коляде, Овсеню и Яру, супруг Зари-Зареницы. Сияющий, лучезарный, ласковый бог Солнца, а так же бог кругового движения солнца и всех планет, и звездного хоровода, он же покровитель развития и стремления к совершенству.
Древние славяне свято почитали нескольких солнечных богов - весеннее юное солнышко Ярило, летний дарующий Даждьбог, осенний Световид, и зимнее солнце Хорс. Каждый бог выполнял свою солнечную миссию, и всегда они были вместе и рядом друг с другом во все времена года.
В древних сказаниях говорится о том, как бог Ра, много тысячелетий перевозил по небосводу, в золотой колеснице, ясное солнышко. Потом Ра притомился и доверил перевозку солнца своему сыну Хорсу, а сам превратился в великую Реку Ра.
С тех пор Хорс и стал хранителем солнца.
Перед наступлением нового утра, Хорс отдыхает на островах Радости. А потом к острову подъезжает волшебный Утренник на белом коне, и говорит, что пора солнышку просыпаться. И златокудрый Хорс везёт солнышко на небесной колеснице, до самого вечера. А вечером его встречает Вечерник на вороном скакуне. И Хорс укладывает солнышко спать. После этого ворожеи распрягают коней, и везут спящее солнышко на повозке по Млечному Пути снова к острову Радости, чтобы снова наступило солнечное утро.
Еще Хорс покровительствовал земледельцам и пахарям, и они молились ему о хорошей погоде, и об урожае.


«Идет полем мужик-пахарь,
Над ним рядом Добрый Знахарь,
А что пахарь в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!»

А это значит, что все усилия и труды, которые существовали на Земле, в мире Яви, совершались Хорсом, в небесной Прави, в синей Сварге. И для Хорса не было ничего незамеченного, и невозможного. Древние славяне говорили о Хорсе - « Добрый хороший бог, заботливый, труженик»
А еще Хорс - не только бог Солнца, а он так же и хранитель Луны, лунного света и лунной дорожки. Ночью, когда солнышко отдыхает, мир озаряется лунным сиянием. И в этом есть единство Вселенского Света. И ничто не может скрыться во тьме ночи, и всегда присутствует всевидящее око Хорса. И когда древние славяне искали совета, чтобы найти верный жизненный путь, то молились мудрому Хорсу и лунной дорожке.


Сказочные воплощения Хорса

В древних славянских легендах Хорс изображался летящим по небу красивым всадником, на сияющих белых конях.
Часто лучезарный Хорс являлся в лучах зимнего солнца, и он всегда приносит хорошую, ясную, тихую погоду. И в старинных сказках живет образ Хорса - как красивый улыбчивый мужчина, румяный от мороза, в светлом одежде из лёгких кучевых облаков, и в плаще пронзительно-лазурного цвета, как само небо в ясный зимний полдень.
А еще в народных сказах Хорс воплощается и в образе мудрого старца, в лунном сиянии, и окруженный волками…В одной руке Хорс держит волшебный посох с восьмиконечной звездой, а в другой - песочные часы.
Хорс - он также еще и Хозяин волков…Он и сам, когда это нужно, может превращаться в Белого Волка. Об этом есть легенда, - о его могуществе и о волшебной силе лунной дорожки… Которая так и называется «Легенда о Белом Волке и о Лунной Дорожке»
Всемогущественен Хорс - он может унять вьюгу, успокоить снежный буран, смягчить колючий мороз, прислать теплый ветер.
И не только на погоду может влиять Хорс, а так же и на животных. В древних письменах есть истории о том, как в дремучем заснеженном лесу человеку встречался дикий голодный зверь, и человек тогда молился Хорсу, а так же Велесу… И дикий г зверь отступал, умиротворялся, и даже начинал помогать человеку выбраться из леса, и его защищать.
А так же Хорс мог обратиться и в священную птицу Алконост. Это Хорс, однажды став волшебной птицей, проник в пещеры Скипер Зверя, и там помог матери Сва, спасти брата Перуна, закопанного в холодном погребе, и Перун был спасен.
Мудрый Хорс, он же и Хранитель Времени, и не случайно его образ изображен - с песочными часами в руке…. Он - бог вселенского миропорядка, смены дня и ночи и времен года, движения планет и звезд. Это Хорс дает людям время для осмысления, ожиданий, надежд, для осознания добра, мудрости и любви.

Легенда о Хорсе и Лунной Дорожке

Однажды отец, свет-небо Сварог, собрал всех богов и провозгласил:
- «Приносят мне жалобы Святобор, бог лесов, и его жена Зевана, богиня охоты. Оказывается, с недавних пор, когда вольным вожаком стал рыжий волчище Чубарс, его подчиненные вышли из повиновения богам. Волки губят зверей безмерно и понапрасну, режут скот безоглядно, всем скопом стали кидаться на людей. Тем самым нарушается извечный закон равновесия диких сил. Не сумев справиться со смутьянами, Святобор и Зевана взывают с мольбой ко мне, Сварогу.
О боги и богини, напомните, кто из вас может превращаться в волка?»
Тут вперед выступил Хорс - бог лунного света.
- О отец наш Сварог, - молвил Хорс, - я могу обращаться в Белого Волка.
- Раз так, то предуказую тебе еще до наступления полуночи навести божественный порядок среди волков. Прощай же!
...Хорс обернулся в волка и отправился в лес. Рыжего волчищу Чубарса, в окружении множества свирепых собратьев, Хорс застал во время пиршества на поляне, залитой лунным светом. Представ перед Чубарсом, Белый Волк сказал:
- От имени бога богов Сварога спрашиваю тебя, вожак: зачем губишь зверьё понапрасну и безмерно? На какую потребу режешь скот безоглядно? Для каких надобностей нападаешь даже на людей?
- А затем, что мы, волки и волчицы, должны стать царями природы и установить повсеместно свои нравы, - прорычал Чубарс - а всех, кто посмеет встать на нашем пути, мы будем вечно грызть.
И тогда Белый Волк вновь преобразился в бога лунного света. Он сказал: - Да будет так. Желание твое исполнится. Отныне ты будешь вечно грызть - но не живую плоть, а безжизненную Луну. По мановению руки Хорса от Луны протянулась к Земле узкая белая дорожка. Хорс легонечко постучал своим волшебным жезлом с восемью звездами, и Чубарс ступил на лунную дорожку. И дорожка стала укорачиваться, унося смутьяна в небесные выси. Хорс тут же назначил волкам нового вожака - серого Путяту, и вскоре извечный порядок в лесах восторжествовал.
Но с той поры светлыми ночами волки иногда воют на луну. Они видят на ней изгнанного с Земли рыжего волчищу Чубарса, вечно грызущего лунные камни и вечно воющего от тоски. И сами отвечают ему унылым воем, тоскуя по тем далёким временам, когда держали в страхе весь мир.

Сказ о солнечном Хорсе и Заре Зарянице

Каждое утро Хорс, сын великого Солнца-РА, запрягает белых лучезарных коней, и отправляется в ежедневный неутомимый путь, перевозя по небесному своду ясное Солнышко. А вечером, на Западе, он отпускает коней вольно пастись в лугах Млечного пути, и укладывает Солнышко спать.
И однажды, Хорс, так же медленно катился вместе с солнышком в небесной выси, и осматривал все вокруг, землю, моря-океаны, реки, горы…
И, проезжая мимо острова Буяна, увидел у берега купающуюся прекрасную Зарю-Заренецу, с её сестрами - Полуденницей, Вечеркой и Купальницей. Он не мог отвести очей от красоты Зари-Зареницы, и влюбился в нее с первого взгляда.
Он понял, что не может без неё, и пламя любви зажглось в его сердце. И он признался в любви, и попросил Зарю-Зареницу стать его женой. Еще ярче и радостней засветило солнце, озаряя Вселенную.
Боги благословили Хорса и Зарю-Зареницу, и потом сыграли весёлую свадьбу. На свадьбе было много гостей, а ешё пришла и златовласая Жива, богиня Жизни, и белокурая Леля, богиня Любви. Они подарили молодым подарки.
Жениху Хорсу подарили Чашу с Живой Водой. Кто испьёт из Чаши такой, тот наполнится вечной юной силой, и обретет бессмертие.
А невесте, Заре- Заренице подарили золотой платок. И каждое раннее утро, провожая Хорса в путь вместе с солнышком, его жена Заря разворачивает золотой платок, озаряя им всё поднебесье. А потом снова разворачивает золотой платок, и гасит утренние звезды. И каждый вечер, встречая Хорса, Заря снова развертывает золотой платок, и в небо расцветает ее чудесным сиянием, а потом она зажигает вечерние звезды.
И так Хорс с Зарей встречаются каждый день, и у них родились дети, дочка красавица Радуница и сынок ясный Денница. С тех пор Хорс и Заря-Зареница неразлучны. И их вечная любовь дарит всем нам все новые чудесные рассветы и закаты, наполняя наши души волшебной лучезарной красотой и новыми надеждами и любовью.

Обычаи и праздники, посвященные Хорсу

Наши родные предки отмечали день рождения Хорса, в день зимнего солнцестояния. Славяне верили, что в этот волшебный день рождается маленькое ярое солнышко в образе мальчика Хорса. И с рождением солнышка открывался новый год.. И хотя еще природа пока еще в оковах льдов, и во власти морозов и метелей, а юное солнышко с каждым днем растёт, побеждает, приближает пробуждение весны. И от улыбки солнышка на душе веселее и радостнее.
Был обычай в этот праздник скатывать с горы колесо, обвязанное горящей соломой, этим словно помогая солнышку светить. Потом начинались игры в снежки, катания на санках, песни, пляски, веселые игрища.

Люди радовались, ходили друг к другу в гости, и старались получше угостить друг друга, чтобы весь год был изобильным.
В домах пекли караваи, напоминающие круг солнца, а так же праздничный обрядовый пирог Хорошуль, который в дар приносили богу Хорсу. Вкусный праздничный Хорошуль в народе еще назвался Курник.

Еще одной из главных примет праздника Хорса были - хороводы. Люди, взявшись за руки, шли вместе по кругу, по ходу движения солнца, и пели песни. Славяне верили, что с помощью танца Хоровода происходит единение с солнцем, и умножаются силы торжества жизни и любви.

И зимой и летом строили святилища - хоромины, в дар солнечному Хорсу. Крыши жилищ украшали деревянным резными коньками, означающих образ коней Хорса, на которых он перевозил солнышко. Такие коньки считались оберегом и талисманом для дома и для семьи. В праздники Хорса, в зимнее и летнее солнцестояние, влюбленные давали друг другу клятвы верности, просили благословения о счастливой жизни.

Знаки и символы Хорса

В древних письменах, на одежде, жилищах, святилищах, посуде, орудиях труда славян - воплощен знак - символ Хорса - свастика Посолонь. Этот знак изображается в виде креста, с загнутыми внутрь концами. Лучи свастики посолонь означают постоянное движение жизни, вращение космического круговорота. Знак бога Хорса символизирует солнечное колесо, которое ежедневно катится по небосводу. Наши древние предки верили в волшебную силу солнечного оберега Хорса. И верили в то, что люди, которые носили с собой этот знак, излучали яркий солнечный свет, тепло и радость.
День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня (Купала), и осенним - 21 - 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.

Солнце почиталось нашими предками издавна. Их ещё называли солнцепоклонниками.

Славянский Бог Солнца. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток, и реку Ра.
Поэтому его называют Сурья Ра.
В египетской мифологии Ра, рожденный Хаосом, был властелином всей Вселенной, победил силы Мрака, сотворил мир и стал его полновластным господином и властелином.
У староверов Ра-М-Ха – Единый Творец - Созидатель, Вышняя непознаваемая сущность излучающая изначальный Жизньродящий Свет Радости и Первичный Огонь Мироздания, из которого появились все ныне существующие, а также существовавшие в прошлом видимые и невидимые Вселенные и всевозможные обитаемые Миры. Род – неотъемлемая часть Ра-М-Хи.

Жена Корова Амелфа, сын Велес.
Жена Волыня Свароговна, которая стала девой Водяницей (владычицей Океана). Сын Хорс и дочь Рада, дочь Пленка.
Жена Дану, сын Дон

УРА – это значит «у солнца» или «у света»! УРА! – и поныне означает торжество света над тьмой.
УВЫ – антоним УРА, потому что ВЫ – множественное число и означает тьму (у тьмы). И люди говорят: увы мне, увы, когда все плохо и что то не удается. Князь Святослав шел на тьму войной, провозглашая: иду на вы! Поэтому бога нужно называть на «ты», ибо он есть Свет и нельзя говорить ему – «тьма».

Праздник Рамха - Инта у староверов совпадает с Новолетием, ещё отмечается в середине июня.

ХОРОС, ХОРС, ХАРС

Харс, Хур (осет.), Kirt (нем.), Horse (италийск.), Херс (серб.), Хорус (чеш.), Х(Г)ор (егип.)
Бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Бог Зимнего Солнца, солнечного диска и лунного света, сын (ипостась) Солнца Ра, брат Велеса Сурьевича (Книга Коляды).
После того, как Ра обратился в реку, колесницей Солнца стал править его сын Хорс.

Жена - Заря Заряница. Дети: дочь Радуница и сын Денница.

Хорс упомянут в русских летописях - пантеон кн. Владимира, в "Слове о полку Игореве"
Он считается одним из родовых Богов казаков, в честь него назван их базовый остров Хортица. Хорсу молился основатель казачества Мамай (см. "Задонщину").

Город Корсунь раньше именовался Хорсунь (от «хоро» - солнечный диск). (С)

С именем Хорса в русском языке связаны многие слова.
"Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хор, хоровод, хоро, коло, хорошо, хорувь, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный – все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнём, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ Солнца, описанный иносказательно" (С).
Любопытно, что на английском языке horse - это конь.

День Бога Хорса староверы отмечают в конце июня.

Бог солнечного Света, хранитель нашего Солнца. Ярило связан с началом творения, началом нового дня.
Ярило - Солнце находится в галактической структуре Звёздной Системы Свати, именуемой также Перунов Путь или Небесный Ирий (Млечный путь).
Свати представлена в виде левосторонней свастики. В нижней части одного из свастичных рукавов Свати и располагается Ярило - Солнце. Он является Трисветлым, т.к. освещает три Мира: Явь, Навь, Правь. Ярило - Солнце входит в созвездие Зимун (Небесная Корова или по современному Малая Медведица), являясь восьмой звездой этого созвездия.
В Книге Коляды Ярило - сын Велеса и Дивы Додолы.

Жена Тайя - Ярина, дочь Святогора и Пленки.

Образ Ярилы - Солнца часто изображается в быту в виде разнообразных свастичных символов и коней.

На Руси говорили: «Ярило – добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях венок, во левой руке ржи пучок, в правой – палица. Взмахнёт Ярило рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся. Палицей взмахнёт – громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шёлковая с лазоревыми цветами стелется». (С)

"Имя Ярилы сохранилось в названиях многих славянских селений. Это Яшиовичи, Ярыловая роща и река Ярынь в Белоруссии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области". (С)

День Ярилы - Солнца в начале июля.

Картины Игоря Ожиганова "Хорс" и "Ярила"

Текст составлен методом компиляции.

Рецензии

Я обратил внимание,что староверы, по Вашим источникам, почитают славянских языческих богов.Можно сделать вывод, вера в Христа вынужденная, она навязана сверху княжеской волей. Аналогично была навязана вера в коммунизм.

Да, староверы почитают ведических богов. Языческими их назвали христиане.
Старообрядцы - это христиане.
Известно, что христианство по всему миру насаждалось огнём и мечом.


Close