Во многом человек называется человеком разумным и отличается от неразумных существ способностью задавать себе вопрос: что происходит после смерти? Он строит ответ на него согласно собственным размышлениям и опыту, словам представителей религий, в трудах философов, учёных-биологов и т.д.

К сожалению, часто стимулом к подобным измышлениям становится кончина близкого и желание выяснить, случается ли с человеком после смерти дальнейшая жизнь, продиктованное любовью к нему.

Мы подготовили небольшой опорный конспект всего главного и накопившегося у человечества. А накопило оно много.

Принимаясь за какое-то дело, человек рано или поздно ищет смысл в его завершении. А учитывая, что мы находимся на довольно-таки высоком уровне прогресса, по сравнению даже с античными временами, ответ был найден и стал фундаментом дальнейшей надстройке здания цивилизации.

Покушаться на собственные, отличные от общепринятых высказывания о происходящем с телом человека после смерти сегодня мало кто отваживается. Это возможно было в эпоху запрета любых исследований мёртвых, главным образом в Средневековье. Сейчас наука о смерти танатология выделяет чёткие периоды с временными границами явлений в организме после смерти человека.

В умершем человеке после биологической смерти (необратимой остановке сердца и прекращением питания головного мозга) происходит аутолиз или другими словами самоуничтожение. Этот механизм присутствует у каждого живого существа. И действительно, если бы животные не разлагались, то невозможно было бы зайти в лес или парк из-за заполнивших всё трупов.

Химически происходит закисление всех клеток (вспомним теории множества нетрадиционных методик лечения о необходимости пить только живую, подщелочённую воду с рН больше 7). Кислая среда привлекает ферменты и бактерии, по сути съедающие клетки. Кстати, при жизни они нам помогают переваривать пищу, находясь в кишечнике. А после того как это стало не нужно, служат своему хозяину разрушителями.

Отсутствие давления в сосудах приводит к их ломкости. Так кровь после смерти выливается наружу, с формированием на коже синюшних трупных пятен-синяков.

Мышцы перестают сокращаться и замирают в одной позе , как правило в той, в которой находился человек (если он умер при комнатной температуре).

Бактерии проникают во все органы через 58-72 часа. Так начинается тотальное разрушение всех клеток. Сопровождается это неприятным гнилостным запахом, хорошо знакомым патологоанатомам, судмедэкспертам и другим людям, профессионально сталкивающимся со смертью.

Всё это вынужден испытать любой человек, при этом нет никакой разницы, некрещённым был человек или крещённым, после смерти всех ждёт один исход.

Впрочем, были и есть попытки остановить данный процесс и сохранить тело. Прежде всего это касалось мумий: от умерших египетских правителей-фараонов до вождей современности: в Москве до сих пор сохранился НИИ методов бальзамирования. Для простых, простите за дурацкий каламбур, смертных, придумали препараты т.н. заморозки. Они препятствуют на несколько суток разрушению органов бактериями.

Считается, что мозг после смерти гибнет первым. Всё дело в повышенной потребности в кислороде. По этой причине к нему идут самые крупные артерии.

Впрочем, известны факты о движениях глаз, рта и даже издавание звуков у людей, казнённых через гильотину. Это происходит в течение 5 минут после остановки сердца и, вместе с этим, прокачки крови.

Учёные подключили электроды, записывающие электрические ритмы, к голове умирающих пациентов. Выяснилось, что после констатации смерти мозг всё ещё работает, что подтверждается записью кривой. Что именно происходит в эти моменты, никто не знает, ибо рассказать некому.

Память и знания после смерти теоретически должны сохраняться: они записываются внутрь структур мозга: гиппокампа, миндалевидного ядра и других. Однако рано или поздно и они отмирают с последующим разрушением.

Сознание это есть осознавание себя в определённый момент времени. Логично, что возможно это только в тот момент, когда у человека функционирует головной мозг.

Сознание после смерти перестаёт существовать в нашем, материальном мире. Однако, судя по опытам с записью электроэнцефалограммы, описанной выше, есть основания полагать о некотором продолжении работы мозга. Возможно, что сознание видоизменяется в структуру, невозможную записать современной аппаратурой.

Здесь уместно привести аналогию с восприятием человеческого уха звуков: невосприимчивость у высоким диапазонам не означает отсутствие такого диапазона.

Что происходит с душой человека после смерти?

С древних времён разные концепции веры людей предлагали свои мысли насчёт . Впрочем, во всех есть один общий фундамент: человека ждёт суд, определяющий качество жизни человека. Для примера предложим мировоззрение жителей древнего Египта.

Человек после смерти отправляется в некий лабиринт, где он подвергается испытаниям.

При успешном прохождении с душой человека после смерти случается следующее: его сердце вырывают из оставшегося в земле тела и кладут на весы. Если оно равно по весу перу, значит, он был безгрешен и отправляется в рай: место с плодородной землёй, личными рабами и другими благами. Если же сердце перевешивает, то значит оно полнится грехами. И такого египтянина мигом сжирает чудовище-крокодил.

У индуистов особое мнение о том, что бывает с душой человека после смерти. Они верят в реинкарнацию, то есть переселение души. Опять же, согласно её праведности. Можно в следующей жизни стать богачом купцом, а можно и бродячей собакой.

У буддистов похожее мнение , но у них нет идеи о бесконечном перерождении души. В конце концов она должна достичь нирваны - отрешения от всего и всех.

В исламской традиции душа в своём теле, что и было на земле, но в возрасте 33 лет должна перейти через мост Сират. Грешник упадёт вниз, в преисподнюю и будет мучим различными тварями. Праведник же окажется в саду рая.

Согласно христианским представлениям, смерти нет. Земная жизнь у них это просто этап. А завершается он приходу к Отцу-Богу. Рай это место постоянного общения, соединения с ним, счастливое для каждого человека.

Похороны совершаются на третий день, и это не спроста. В третий день, согласно Библии, воскрес Иисус. Умерши же тоже как бы воскресает, но приходит не в своё временное тело, а к своему родителю богу.

Что делает душа 9 дней после смерти

Когда святых христианских отцов спрашивали, что делает душа 9 дней, они приводили в пример 9 ангельских чинов.

Только к 9 дню умершие понимают, что они умерли, а до этого они ходят по земле как бы во хмелю (Паисий Святогорец).

9 дней после смерти в христианской традиции это момент понимания, что скоро будет суд Божий души человека.

Что душа делает 40 дней после смерти

Что душа делает 40 дней после смерти? Ответ сложен и прост: сознаёт все свои грехи и со страхом ждёт оценки всей жизни перед Богом.

Через 40 дней после смерти Бог отправляет душу в рай или ад. Здесь опять же стоят весы, на одну чашу которых дьявол кладёт злые дела человека, а ангелы же добрые. Сверху над всем этим наблюдает Иисус. Что перевесит будет понятно и очевидно всем присутствующим.

Телу, согласно церковному преданию, будет возвращена душа, но произойдёт это после Страшного суда, или, другими словами, конца света. Когда погибнет старый мир и новый заселится праведниками.

Что происходит с душой через год после смерти человека

Однозначно давать советы близким и трактовки происходящего с душой через год после смерти христианские святые не спешили.

Годовщина после смерти это день особого поминовения, день, созданный для усердной молитвы Богу о своём умершем родственнике.

Душа находится в Вечности - вот исчерпывающей ответ пророков и святых. А понимать это должен каждый по-своему.

Кстати! Кстати если вы верите в энергию магии, то можете совсем недорого заказать себе или от победителя битвы экстрасенсов Свами Даши

Заключение

Все религии и просто философские системы предполагали продолжение после смерти человека. Понятия душа, рай, ад вводились в течение долгих лет, что существовало человечество. Однако вечными оставались определения праведности и греховности, добра и зла. Доброму человеку, не делающему никому плохого бояться нечего - вот главное.

Здравия всем, друзья.

Хочется начать эту статью со строк Маршака:

«Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.

Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет - наперекор всему, -
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему».

Вопрос о том, что ждёт человека после смерти открыт столько, сколько существует человек. Разумеется, появляются всевозможные медиумы, ходоки в тонкие миры, но нет, в итоге, определённой картины осознания.

Вступление

Что ждёт человека после смерти, и вообще, мы знаем, зачем рождаемся? Все эти нестандартные медиумы и вещатели, так или иначе можно объяснить любые их «способности» с точки зрения современной науки, если не грузиться заумными формулами стандартов и научного консерватизма. А выходит, что эти контакты могут быть и есть, чаще всего, элементы больного воображения.

Человек сам в себе создаёт некий полевой образ (выдумывает), идеализирует его и после получает от него информацию, и информацию ту, какую желает получить. А другой человек, который слушает, через веру создаёт для себя иллюзию течения событий. Это бегло, но возможно объяснить любой феномен, происходящий с человеком в событиях текущего мгновения времени.

Есть такое понятие и вполне реальное, как мираж. Так чем голоса в мозге или видения в сознании отличаются от миража в пустыне? Как мираж в пустыне - плод состояния сознания, так и медиумизм - плод сбоя работы сознания, тем более, если этот сбой не вызывается сознательно.

Так же и опыт посмертного существования. Как можно назвать посмертным состояние, из которого человек вернулся к жизни и продолжил жить. Смерти не было просто на-просто, иначе бы человек не ожил, это медики так решили, потому что определили для себя признаки состояния смерти, типа сердце не бьётся…

Слухи или правда

Иногда кажется, что нет большего мозахиста, чем человек. Мы знаем, что умрём, а жить стремимся даже в последнюю минуту жизни. Мы стремимся жить, мы желаем жить, мы боимся смерти. Почему? Ведь так много говорят нам всевозможные учения, религии, что смерти нет, что там (где это) есть рай или ад и там мы живём вечно.

Восточные учения нам говорят о загробной жизни, о перевоплощениях, о красоте, о гармонии, о радости и о любви в которых купается человек или вновь идёт на землю, чтобы страдать, но почему, почему, почему человек, даже живя в самых ужасных условиях, стремится жить.

На каком-то уровне сознания человек интуитивно чувствует, что родиться на земле и жить - это дар, а не проклятие и потому он этот дар пытается использовать по полной.

Дело даже не в этом, дело в том, что знать хочу я, кто и зачем закрывает информацию о том, что ждёт нас после смерти, если что-то ждёт? Всё, что говорят священники, учения, учителя - это только блеф, построенный на неопределённости, которую можно взять только на веру.

Например, есть такая книга от Буддизма - «Книга мёртвых», в которой более или менее подробно описывается период жизни человека от момента смерти и до восхождения в сферы рая или ада. Рассказывается, но ничем не обосновывается, а человек не помнит… но ведь книги тоже люди пишут, и не мёртвые, живые. Кто заручится, что это так же не мираж воображения в подавленном состоянии сознания?

Процесс творчества

Разумеется, я могу так же описать в форме своего изложения те же утверждения религии, но это опять же будет неправдой, так, как я это рассказываю, будучи живой, а не опыт посмертного существования.

Разумеется, медиумы, пророки нам рассказывают и красочно описывают то, что происходит, объясняя это тем, что они яко бы видят или слышат. Возьму маленький пример работы человеческого воображения. Например, чем отличается процесс медиумизма от обыкновенного творческого процесса?

Чтобы описать хорошо то или иной событие, я его проживаю с задействованием всех чувств до реальной картины в сознании. В принципе, я живу за всех своих героев, теряя ощущение очевидной реальности. Но я ведь не называю этот процесс потусторонним миром. Это уникальность моего сознания, вполне объективная и в период жизни, а не после смерти.

Или скульптор, который ставит виртуальный, уже готовый образ вполне конкретный в режиме 3Д, который можно осмотреть со всех сторон, то есть скульптор сначала творит в своём воображении до идеального образа, а уж после лепит из глины или выбивает из камня.

Всё миф, обман и это очевидно. И что же, значит нет жизни после смерти?

Две формы жизни

Думаю, отчаиваться не надо, современная наука ближе всего подошла к доказательству и не только, осталось сделать шаг, чтобы объединить два состояния сознания - это физическая форма м полевая. Надо правильно понять значение не только посмертного существования, а неразрывную связь физического состояния и полевого. Одно без другого не бывает.

И риторику посмертного существования необходимо начинать именно с обоснования двух состояний жизни. И современная наука это способна свободно доказать. Так что отчаиваться не надо. Связь с полевой формой жизни вполне реальна и не мираж, любой поэт, писатель, хороший писатель, об этом скажет и обоснует без всяких религиозных мифов.

Я сотворил образ в сознании своём, и он становится для меня вполне реальным. Когда я начинаю его описывать, скажем события его жизни, то начинаю замечать, что замысел у меня, как творца, один, сюжет пишется иначе. Что это значит? Воображённый образ сам участвует в описании событий, поправляет автора, меняет сюжет, спорит.

Это не только у меня. В такие моменты поэты восклицают: - Это не я написал стихотворение, стихотворение пишет меня. Как и любая повесть, изобретение, скульптура. Все герои только создаются автором, а далее просто рассказывают о себе, автору остаётся только оформлять декорации.

Я не случайно не стал углубляться в церковные и эзотерические бредни, а начал о жизни после смерти писать через осознание творческой составляющей, то есть совсем не о жизни после смерти, а поиск иной формы жизни, кроме физического существования.

Жизнь после смерти, как полевая форма жизни

А теперь внимательно. Мы знаем, и научные данные есть, что существует не только физическая форма жизни, но и полевая. Человек при жизни транслирует себя в пространство, создавая узор своей индивидуальности на ткани пространства в эфире жизни.

Вот этот узор и остаётся, как струящееся тело жизни человека, которое в эзотерике называют - Лингам Шарира, но следует заметить, что воплощённое состояние необходимо для наполнения, я называю - Тела Истины энергией, поэтому человек вынужден воплощаться вновь и вновь, чтоб вечно жить.

Как это? Лингам Шарира - это тело квантового состояния сознания, а для того, чтобы это состояние сознания обретало форму выражения, необходимо такое понятие, как наблюдатель, смотрите квантовый парадокс. Так вот, человек воплощённый и играет роль наблюдателя тела полевой формы жизни, как и наоборот. Получается, что одно без другого не бывает.

Значит задача человека - это не развитие в вере и боге, а соединении двух форм жизни самого себя, так называемого посмертного существования с физическим, вот для этого мы и создаём Тело Истины, которое способно жить одновременно во всех уровнях сознания.

О полевой форме жизни я прекрасно написал в повести «Проект - Реактор Жизни» , поэтому повторяться не буду. Наша задача ОБОСНОВАТЬ, а не опровергнуть.

Подписывайтесь, друзья и регистрируйтесь, мы не только обсуждаем, но творим конкретно новые реалии жизни. Важно не опоздать в последний вагон (шучу). Но символически шутка вполне оправдана. «Последний поезд» и поезд моей жизни, который привёз меня к себе.

До встречи.

Пожертвования на развитие сайта

  • 23 Ноября, 2018
  • Депрессивные состояния
  • Олег Петров

Как это ни прискорбно осознавать, но каждый человек умрет. Что нас ждет после смерти, интересует всех без исключения. Рано или поздно эта участь уготована каждому из нас. Взрослым людям уже не раз приходилось сталкиваться с потерей друзей и близких. Куда попадают их души, что произойдет с вашей собственной душой, когда придет время? На эти вопросы попытаемся дать ответы в этой статье.

Неизбежная смерть

Что нас ждет после смерти? Это вопрос, который интересует всех без исключения. Бедные и богатые, больные и здоровые люди - все рано или поздно умирают. Самые бравые могут утверждать, что не знают страха перед смертью, но как только такая перспектива появится на горизонте, они сразу изменят свое отношение к данной проблеме.

В нашей стране еще совсем недавно у подавляющего большинства населения было атеистическое воспитание, большинство твердо знали, что нас ждет после смерти. Они были убеждены, что это конечный этап для любого живого организма. Человек исключением не является.

При этом церковь учила ровно противоположной точке зрения, утверждая, что смерти для человека не существует. Душа наша бессмертна, весь вопрос в том, где она окажется, когда придет время умирать: в раю или в аду.

После распада СССР дискуссии о том, что нас ждет после смерти, только усилились. Быть атеистом стало немодно, для каждого гражданина, который пытался разобраться в этом вопросе, возникли новые вопросы. Из-за "железного занавеса" на всех буквально хлынула волна самой разнообразной религиозной, а, порой, просто мистической информации. Массово стали появляться секты с экзальтированными пасторами, кого-то увлекли кришнаиты, кто-то поверил в свидетелей Иеговы.

В наше время, чтобы человек поверил в жизнь после смерти, ему необходимо представить неопровержимые доказательства, а наиболее авторитетной в таком вопросе считается наука, хотя изначально ее приверженцами были преимущественно атеисты, которые использовали ее для пропагандирования своих идей. В последние годы медицинские исследования все чаще демонстрируют, что после смерти тела наше "Я", личность не умирает, а продолжает свое существование в принципиально новых условиях.

"Переход"

В частности, интересные мысли о том, что происходит с душой после смерти, в своей книге "Переход" излагает Петр Калиновский. Он отмечает, что современные методы реанимации позволили медикам приоткрыть завесу тайны смерти, возвращая к жизни недавно умерших людей. Теперь им удается увидеть значительно больше, чем они видели раньше.

Сегодня многие ученые авторитетно заявляют о том, что смерть тела еще не означает полное окончание существования личности, поэтому поверить в жизнь после смерти вполне возможно. Исследователи оказались просто поражены результатами, к которым пришли, встретив их поначалу с недоумением и даже недоверием. В итоге выяснилось, что новые данные — не плоды фантазии, а неоспоримые факты, подтвержденные наукой. В отличие от христианского представления о мире, основанного исключительно на вере в то, что происходит с душой после смерти, здесь приходится сталкиваться с неоспоримыми фактами, подтвержденными документально.

К началу XXI столетия скопилось уже более двух с половиной тысяч задокументированных свидетельств пациентов, переживших клиническую смерть. В частности, он заявляли, что посещали иную реальность в то время, когда их сердце переставало биться. Большое количество данных свидетельств, их похожесть, а также одинаковые показания очевидцев позволяют утверждать, что смертью физического тела жизнь человека не ограничивается.

Зарубежные исследования

Книги с описанием посмертного опыта стали популярны на Западе еще в 70-е годы прошлого века. Их авторами становились авторитетные врачи и ученые, например, эксперт по проблемам умирания и смерти Элизабет Кюблер-Росс. По ее мнению, данные исследования о посмертных переживаниях доказывают, что нас ждет жизнь после смерти, пусть и в другом виде. В частности, ее открытия подтверждаются работами Харалдсона и Осиса.

Одним из первых ученых, кто начал пристально изучать, что ждет после смерти человека, стал доктор Реймонд Моуди. В 1975 году он издал книгу "Жизнь после жизни", которая была посвящена исследованию так называемого феномена продолжения жизни после физической смерти тела. Через два года появился еще один его труд - "Размышления о жизни после жизни". В этих книгах было приведено много примеров о людях, находившихся в состоянии клинической смерти.

В частности, в этих историях пациенты утверждали, что нередко чувствовали, как переставало биться их сердце, как они покидали свое тело. Начинали парить под потолком, наблюдая, как медсестры и врачи пытаются провести реанимационные мероприятия. При этом были совершенно спокойны, не понимая, почему все вокруг так переживают, когда сам человек прекрасно себя ощущает.

Скептический взгляд

Конечно, не все безоговорочно верят в то, что происходит с человеком после смерти. Достаточно много скептиков, которые утверждают, что это может быть плодом воображения больного мозга или самыми обычными галлюцинациями.

Однако эти заявления достаточно просто опровергнуть. Дело в том, что пациенты часто в деталях рассказывают о событиях, которые они физически не могли видеть. Например, оставаясь в операционной в состоянии клинической смерти, они рассказывали о том, что происходит в других помещениях больницы.

Важно и то, что сам момент смерти или перехода в другое существование никогда не связан с болью и мучениями. Ведь многие страшатся смерти именно по этой причине. Они не столько опасаются того, что ждет человека после смерти, сколько боятся не перенести смертных страданий.

В действительности, как показывает практика, все происходит с точностью до наоборот. Особенно если человек тяжело болеет перед смертью, в момент кончины он испытывает сильное облегчение. Так что фраза о том, что смерть избавляет от страданий, в действительности отражает то, что происходит с человеком после смерти.

Тот же Калиновский отмечает, что переход иногда происходит настолько незаметно, что умерший не сразу это осознает, продолжая считать себя живым. Переступив определенный порог, он продолжает слышать и видеть людей, но при попытке им что-то сказать, хоть как-то обратить на себя их внимание, убеждает, что его не замечают.

Этапы

Если подытожить все, что известно о том, что происходит после смерти, можно прийти к выводу, что наша душа проходит несколько этапов. Первое, что происходит с умершим, - это выход из телесной оболочки. Он начинает существовать отдельно от нее, не теряя сознания. При этом нередко человек сохраняет возможность видеть все, что его окружает вокруг, даже свое мертвое тело, а также попытки врачей привести его в чувства.

В этом состоянии он может ощущать безболезненную легкость и теплоту, как во время плавания. При этом он не в состоянии воздействовать на окружение каким-либо прикосновением или голосом. В результате появляется чувство одиночества, мыслительные процессы активизируются.

На втором этапе происходит встреча с другими. В первоначальном состоянии одиночества душа остается совсем немного. Доктор Моуди приводит примеры, когда даже незадолго до смерти люди начинали внезапно видеть своих родственников и друзей, которые в реальном мире уже давно умерли.

Анализируя опыт людей, перенесших клиническую смерть, стоит отметить, что существует большая разница между опытом умирающих и смертью православных христиан. Христианские богословы еще совсем недавно утверждали, что существа, с которыми люди пытаются вступить в контакт на спиритических сеансах, в действительности бесы, а не души умерших. К таким выводам приходили все, кто хоть сколько-нибудь подробно изучал спиритические явления. Так что возможно и образы друзей и родственников, которые человек видит сразу после смерти, являются потусторонней нечистью. Только святые являются праведным людям, но большинство из нас грешны, поэтому не стоит сразу доверяться существам, которых мы видим в тот момент. Подобные встречи, как правило, происходят непосредственно перед смертью, но их не стоит путать со встречей с так называемым "светящимся существом", которая происходит позднее.

"Светящееся существо"

Рассказывая, что будет после смерти, большинство людей сравнивает это состояние с появлением света, яркость которого очень быстро увеличивается. Практически все опознают его как некую личность, которая наполнена любовью и теплотой, к тому же к которой у умершего имеется влечение, сравнимое с магнитным притяжением.

Все по-разному отождествляют это существо, решающее значение при этом оказывают религиозные предпочтения. Однозначно можно заявить, что оно не имеет какой-либо явно узнаваемой формы.

Очевидцы рассказывают, что, услышав от врача о своей смерти, чувствовали, будто начинали куда-то проваливаться или плыть. Вокруг была кромешная темнота, кроме этого яркого источника света, который виднелся вдалеке. По мере приближения к нему он постоянно увеличивался в размерах. Некоторым удавалось вплыть в этот кристально ясный и чистый свет, который тут же начинал ассоциироваться с совершенной любовью и пониманием всего, что происходило в мире.

Некоторые, кто знает, что нас ждет после смерти или хотя бы это утверждает, говорят об ангелах, делая акцент на их положительных качествах. Они полны любви, внушают ответственность за свою жизнь, добры. Не действительно ли это ангелы, доподлинно установить невозможно. По крайней мере, из того, что известно о них в христианстве, можно сделать вывод, что они должны быть более определенны по функциям и внешности.

О встречах с ангелами до нас дошло не так много внушающих доверие свидетельств. Так как до этого контакта доходило совсем немного человек, которые потом смогли вернуться. Большинство возвращались в свое тело значительно раньше.

Из известных историй известно, что умершего человека, как правило, встречают два ангела. Они имеют человеческий или сходный с ним облик, в отличие от "светящегося существа", которое душу не провожает, а втягивает в разговор, демонстрируя кадры прожитой жизни.

Воздушные мытарства

В богословской литературе можно встретить немало описаний, что происходит с душой после смерти. Вместе с ангелами ей приходится преодолевать кордоны бесов, отвечая за каждый свой неблаговидный поступок или грех, совершенный в реальной жизни. Популярный сюжет в православной иконографии - воздушные мытарства блаженной Феодоры. Подобные иконы можно встретить во многих храмах, но этот пример не единственный.

Англо-саксонский священник Бонифаций в VIII веке пересказывает историю одного монаха, которому удалось вернуться к жизни через несколько часов после своей кончины. Если ему верить, он смог продолжить жить после смерти. Его душу подхватили ангелы, которые были настолько красивы и светлы, что он просто не смог на них смотреть. Далее между ангелами и злыми духами начался ожесточенный спор за душу. Демоны усугубляли совершенные грехи, а Ангелы стремились их смягчить, облегчить это бремя.

В православной традиции прохождение через воздушные мытарства - этап честного суда, с помощью которого решается, куда после смерти душа сможет отправиться - в ад или в рай.

Интересно, что в научном мире существует и иная точка зрения. Рассуждая о схожести околосмертных переживаний, некоторые исследователи объясняют их с точки зрения патологической физиологии, так как в головном мозге человека, находящегося в состоянии клинической смерти, происходят схожие между собой процессы.

Часть психиатров утверждает, что на основании проведенных исследований можно утверждать, что все эти видения не свидетельства о жизни после смерти, а выявление диссоциативной галлюцинаторной деятельности нашего мозга. Такая позиция тоже существует.

В 2014 году были проведены масштабные исследования, результатом которых стал вывод о том, что, несмотря на то что многими данный опыт воспринимается как галлюцинации и иллюзии, в действительности он вполне может сочетаться с реальностью. Более того, был задокументирован случай, когда один из участников эксперимента сохранял сознание после отключения мозга как минимум три минуты. В связи с этим ученые приходят к выводу, что в таком случае вероятны проявления сознания у пациентов, у которых выявить его клиническими методами не удается.

Среди американских нейрохирургов достаточно популярна версия о том, что само сознание не зависит от мозга, а смерть человека является только переходным этапом в другую сферу. С такой гипотезой выступает Александр Эбен, труд которого основан на личном околосмертном опыте, который он испытал, погрузившись в кому. В будущем им были написаны несколько книг, нейрохирург активно читал лекции в больницах и церквях по всему миру, выступал на академических симпозиумах, в высших учебных заведениях, регулярно появлялся на телешоу.

С точки зрения парапсихологии данные околосмертные переживания рассматриваются как свидетельства о возможности существования жизни после смерти. Основная часть исследований при этом свидетельствует, что люди ничего не помнят о пережитом ими предсмертном шоке. При этом достаточно много тех, кто утверждал, будто в состоянии сознательно описать все свои переживания. Авторитетные парапсихологи утверждают, что десятилетия изучения предсмертных состояний так и не привели их к общепринятому объяснению происходящего даже среди тех, кто проводил весьма тщательную работу. Острый вопрос, который сегодня стоит перед исследователями, заключается в том, как можно объяснить данные переживания.

При этом адские предсмертные переживания присутствуют, хоть и встречаются не более чем у 15 процентов пациентов. Предположить их истинность достаточно сложно, например, считается, что их должны были бы переживать самоубийцы, но в действительности с ними ничего подобного не происходит. Зато так называемые "райские переживания" значительно снижают вероятность повторной попытки совершения самоубийства. Например, в обзоре английского психолога Сьюзан Блэкмор есть упоминание о 72-летнем раковом больном, который впал в состояние клинической смерти после передозировки наркотическими анальгетиками. Для него околосмертные переживания были очень приятными, что, возможно, объясняется влиянием морфина.

Научное обоснование

Если обратиться к последним исследованиям, то важно найти вполне научные факты, что ждет нас после смерти. Специалистам удалось представить вполне весомые аргументы, которые объясняют все происходящее.

В частности, многими признано в качестве медицинского факта, что люди после официальной смерти могут понимать и слышать все, что происходит вокруг. Причем это не имеет ничего общего с паранормальными явлениями. Просто человек действительно продолжает жить и мыслить еще какое-то время, хоть приборы могут утверждать и обратное.

По медицинским показателям абсолютная смерть наступает при одном из двух условий: когда перестает работать сердце или мозг. В некоторых случаях это происходит одновременно. Если мозг перестает работать в результате серьезных повреждений, смерть наступает сразу, как только отключается этот "центральный процессор" нашего организма. А вот если жизнь прерывается в результате неких повреждений, из-за которых останавливается работа сердца, существуют определенные нюансы.

Ученые университета Нью-Йорка смогли установить, что человек после смерти может слышать речь людей, чувствовать запахи, даже видеть собственными глазами. Это непросто себе представить, потому что становиться после смерти кем-то другим не для каждого просто. Это как раз и объясняет феномен, согласно которому видение мира происходит во время клинической смерти. Часто можно встретить случаи, когда человек пересказывали свои ощущения во время пребывания в этом пограничном состоянии. Такое же бывает и после смерти.

Мозг и сердце - это два человеческих органа, которые трудятся на протяжении всей нашей жизни. Они связаны между собой, но данные ощущения после смерти доступны только благодаря мозгу, который еще некоторое время продолжает передавать информацию нашему сознанию от нервных окончаний.

Экстрасенсы и специалисты по биоэнергетике достаточно давно уже утверждали, что человек не умирает мгновенно после того, как сердце или мозг прекращают работу. Все в разы сложнее, что и подтверждают научные изыскания. Как утверждают знатоки паранормального в нашей жизни, потусторонний мир напрямую зависит от видимого и настоящего мира.

Во время смерти многие утверждают, что человек видит все свои прошлые жизни, а также текущую во всех подробностях, снова переживая все за короткий миг, затем превращается в ничто, а следом заново возрождается.

Примечательно, что человек не чувствует боли после смерти, не ощущает горя или радости. Он остается существовать в потусторонней реальности, переходя на принципиальной иной уровень. При этом никто доподлинно не знает, что происходит с душой человека после смерти: переходит она в другое тело или просто испаряется, а может быть навечно остается в лучшем мире. Это так и остается неизвестным. Считается, что каждый должен при этом прислушиваться, что подсказывает ему сердце. Главное при этом — не спорить, потому что никто не сможет узнать наверняка, что творится с его душой.

Душа - физический объект

Конечно, душу нельзя потрогать, но некоторые ученые уверяют, что ее существование все-таки удалось доказать. По некой причине сразу после смерти человек теряет 21 грамм своего веса. Примечательно, что это происходит всегда и при любых обстоятельствах.

Точного объяснения этому феномену ни у кого нет до сих пор. Некоторые убеждены, что это и есть вес человеческой души, которая в определенный момент покидает тело. В связи с этим можно объяснить, почему тогда человек видит окружающий мир после своей смерти.

Правда, для некоторых людей это имеет никакого значения, так как после того, как душа покидает наше тело, человек остается совершенно неразумным. Возможно, в этом и кроется причина того, что никто не в состоянии говорить или двигать глазами после остановки сердца.

Жизнь и смерть тесно взаимосвязаны между собой. Многие предпочитают не вникать глубоко в то, что действительно происходит с человеком после смерти, так как со 100-процентной уверенностью узнать это все равно никому не удастся.

Каждый из нас умрёт. Ежедневно, подобно разрывам снарядов на поле боя, слева и справа от нас смерть выхватывает друзей, знакомых, а то и самых любимых родных людей.

«Уж сколько их упало в эту бездну разверстую вдали.
Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли».

Эти строки Марины Цветаевой близки и понятны каждому. Неважно, богат ты или беден, здоров или кочуешь из поликлиники в больницу и обратно. Всех нас ждут впереди слезы родственников, красивые, часто незаслуженные слова (о покойных или хорошо, или ничего) и в конечном итоге – могила. Самые бравые и храбрые личности, заявляющие, что страх смерти им неведом, едва только перспектива этой самой смерти замаячит на линии горизонта, внезапно меняют свою риторику, немедленно вспоминая фразу колоритного Серка из фильма «За двумя зайцами»: «…все мы помрём, только пускай она раньше, а я – попозже».

Ещё не так давно большинство граждан, получивших советское атеистическое воспитание, были твёрдо убеждены, что смерть – конечный этап любого живого организма (в том числе и человека), а позиция Церкви, которая учит, что для человека смерти не существует – абсолютно антинаучная, отсталая и ретроградная. Да и вообще, как учил Остап Бендер, «религия – опиум для народа». Материализм пропагандировался везде: в школах и университетах, в газетах и на телевидении.

После кончины СССР, когда атеистом стало быть немодно, для обычного гражданина, пытающегося разобраться, что же его ожидает «завтра», возникли новые проблемы: из-за проржавевшего «железного занавеса» хлынула не самая чистая волна религиозной, квазирелигиозной и мистической информации. Всевозможные секты с экзальтированными пасторами, танцующие на улицах кришнаиты, вежливые парочки, звонящие Вам в дверь с предложениями «поговорить о Боге» – ко всей этой круговерти вполне подходила фраза А.Толстого: «…сам черт ногу сломит».

Чтобы обычный человек поверил в то, что жизнь после смерти продолжается, в сегодняшних реалиях нужно, чтобы ему об этом чётко и внятно сказал авторитетный для него источник. А кто или что сейчас преподносится, как наибольший авторитет? Наука!

И хотя изначально эта самая наука была знаменем атеистов и всегда использовалась ими для пропагандированная своих идей, именно она нанесла своим адептам удар в спину. Медицинские исследования наглядно показали, что после смерти тела наша личность, наше «Я» не умрёт, а продолжит своё существование, хотя и в совершенно новых условиях.

Петр Калиновский в своей работе «Переход» пишет: «Новые методы реанимации, то есть возвращения к жизни недавно умерших людей, позволили учёным-медикам приоткрыть завесу над тайной смерти и увидеть больше, чем видели до сих пор. Оказалось, что смерть тела ещё не есть конец существования личности. Исследователи были поражены полученными результатами и сперва встретили их с недоумением, почти с недоверием. Однако новые данные были не плодами фантазии, а неоспоримыми фактами, добытыми наукой. Христианскому учению можно было верить или не верить, христианский образ жизни принять или отбросить и жить как удобнее. С фактами так поступить не удастся. От них можно отворачиваться, но они останутся ».

К началу XXI века авторитетные исследователи собрали более 25000 задокументированных и подтверждённых свидетельств людей, переживших клиническую смерть и утверждавших, что они в то время, когда их сердце не билось, видели и посетили иную реальность. Количество этих случаев (в настоящее время их во много раз больше), схожесть, часто идентичность информации, предоставленной свидетелями, позволяет вполне обосновано утверждать о том, что смертью физического тела жизнь человека не ограничивается.

Ещё в 70 годы XX века на Западе появился ряд книг, целью которых являлось описание "посмертного" опыта. Они написаны либо известными учёными и врачами, либо получили их полное одобрение. Один из авторов, всемирно известный врач и "эксперт" по проблемам смерти и умирания Элизабет Кублер-Росс, считает, что эти исследования посмертных переживаний "просветят многих и подтвердят то, чему нас учили две тысячи лет: что после смерти есть жизнь». Открытия Коблер-Росс подтверждаются и научными работами докторов Осиса и Харалдсона.

Одним из пионеров в этой новой области медицины был доктор Реймонд Моуди. В ноябре 1975 года вышла в свет его книга «Жизнь после жизни» с подзаголовком «Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела», а в 1977 году – вторая книга «Размышления о жизни после жизни». В этих работах автор приводит множество случаев людей, рассказывающих о своих переживаниях в то время, когда они находились в состоянии клинической смерти:

«Ей было неудобно лежать на спине, она повернулась и вдруг перестала дышать и ощущать удары своего сердца. Она услышала тревожные крики медсестёр и в это время почувствовала, что покидает своё тело и падает вниз, на пол, пройдя сквозь защитные перила кровати, а затем медленно поднимается вверх. Она парила под потолком и смотрела вниз. «Я видела, как меня старались оживить. Моё тело лежало внизу, распростёртое на кровати. Его было ясно видно, а они все толпились вокруг него. Я услышала голос одной сестры: «Боже, она мертва!» Другая сестра наклонилась и стала делать мне искусственное дыхание – рот в рот .

Я смотрела на её затылок. Я хорошо запомнила её коротко остриженные волосы. Затем я увидела, как в палату вкатили аппарат для электрошока и приставили к моей груди электроды. Аппарат включили, моё тело подпрыгнуло вверх, и я услышала, как затрещали кости. Это было ужасно. Когда я наблюдала сверху, как меня бьют в грудь и растирают руки и ноги, я думала: «Зачем они так беспокоятся? Я чувствую себя прекрасно ».

Молодой человек, попавший в аварию, рассказал, что на перекрёстке в них врезалась другая машина: «Я услышал скрежет автомобиля и тут же обнаружил, что двигаюсь в темноте, в замкнутом пространстве. Это длилось мгновение, а затем я как бы поплыл метрах в двух над улицей, в четырёх метрах от автомобиля, и слышал, как затихает эхо от грохота столкновения ».

Потом он видел людей, бежавших к машине и толпившихся вокруг неё, своего приятеля, который выбрался наружу в шоковом состоянии, своё собственное тело, залитое кровью, с исковерканными ногами. Люди старались вытащить его из салона. Он был возвращён к жизни и позже рассказал обо всём, что видел.

Иногда парящая над своим телом душа может мгновенно перенестись в другое место. Солдат, тяжело раненный во Вьетнаме, во время операции вышел из тела и наблюдал, как врачи пытаются вернуть его к жизни. «Я старался остановить их, потому что там, где я был, мне было хорошо. Я был там, и он (врач) был, но как будто его и не было. Я прикоснулся к нему, а его не было. Я просто прошёл сквозь него… А потом вдруг оказался на поле боя, где я пострадал. Санитары подбирали раненых. Я хотел помочь им, но снова оказался в операционной… Сначала материализуешься там, а потом, в мгновение ока, здесь… »

Другой пациент рассказывал, что мог смотреть и рядом с собой и вдаль, как в телеобъектив.

О том, что такие переживания – не галлюцинации и не плод воображения больного мозга, говорят случаи, когда свидетели описывали события, которые физически видеть не могли. Находясь в операционной, они рассказывали о том, что происходило в соседних помещениях. Зафиксированы примеры, когда слепые от природы люди после своей клинической смерти описывали комнату, где они находились, а также внешность людей, бывших тогда рядом с ними.

Что чрезвычайно важно, практически все свидетельства говорят о том, что сам момент смерти, точнее перехода в другое существование, не связан с мучениями и болью. Очень многие люди страшатся смерти именно по этой причине – они не думают о том, что будет с ними после, а боятся именно смертных страданий. Более того, если человек перед смертью тяжело болеет, то с приходом смерти он чувствует внезапное облегчение. То есть, часто произносимая на похоронах фраза «смерть избавила его от страданий», является абсолютно правдивой.

Пётр Калиновский пишет: «Иногда переход настолько незаметен, что умерший может некоторое время не понимать, что происходит. Он всё ещё продолжает считать себя живым. Умерший, переступив порог смерти, видит людей, слышит их, может попытаться помочь им или что-то сказать, но убеждается, что его не замечают ».

Чего же ожидать нам по ту сторону, к чему готовиться?

Известный православный богослов Серафим Роуз в своей работе «Душа после смерти» считает, что душа после смерти проходит несколько последовательных этапов.


1. Внетелесный опыт

Согласно рассказам, первое, что происходит с умершим, – это то, что он выходит из тела и существует совершенно отдельно от него, не теряя при этом сознания. Он часто способен видеть все окружающее, включая собственное мёртвое тело и попытки его оживления; он ощущает, что находится в состоянии безболезненной теплоты и лёгкости, как если бы он плавал; он совершенно не в состоянии воздействовать на своё окружение речью или прикосновением, и поэтому часто остро ощущает одиночество; его мыслительные процессы обычно становятся намного быстрее, чем когда он был в теле. Вот несколько кратких отрывков из описания таких опытов:

«День был пронзительно холодный, но пока я был в этой черноте, я ощущал лишь теплоту и предельное спокойствие, какое я когда-либо испытывал... Помнится, я подумал: "Должно быть, я умер ».

"У меня появились великолепнейшие ощущения. Я не чувствовал ничего, кроме мира, спокойствия, лёгкости – просто покой ".

"Я видел, как меня оживляли, это было действительно странно. Я был не очень высоко, как будто бы на каком-то возвышении, немного выше их; просто, возможно, смотрел поверх их. Я пытался говорить с ними, но никто меня не слышал, никто бы и не услышал меня ".

2. Встреча с другими

После смерти душа очень недолго остаётся в первоначальном состоянии одиночества. Д-р Моуди приводит несколько случаев, когда ещё даже перед смертью люди внезапно видели уже умерших родственников и друзей.

«Доктор потерял надежду спасти меня и сказал родным, что я умираю... Я осознал, что все эти люди были там, казалось, почти толпами паря у потолка комнаты. Это все были люди, которых я знал в прошлой жизни, но которые умерли раньше. Я узнал бабушку и девочку, которую знал ещё школьником, и многих других родных и друзей ».

Однако Серафим Роуз пишет: «Задумываясь над опытом людей, переживших клиническую смерть, мы должны помнить о большом различии между общим опытом умирающих, который сейчас вызывает столько интереса, и благодатным опытом смерти праведных православных христиан. Действительно ли родственники и друзья приходят из царства мёртвых, чтобы явиться умирающему »?

Блаженный Августин в трактате «О попечении умерших» пишет о том, что случаи кажущихся явлений умерших живым обычно оказываются "лукавыми видениями", наводимыми бесами, например, с целью создать у людей ложное представление о загробной жизни.

Святые отцы недавнего прошлого, такие как старец Амвросий Оптинский, учат, что существа, с которыми общаются на спиритических сеансах, – бесы, а не души умерших; и те, кто глубоко изучал спиритические явления, если они имели для своих суждений хоть какие-то христианские мерки, приходили к тем же выводам.

Праведникам во время смерти действительно могут являться святые, но большинству из нас, грешников, вряд ли стоит доверять тем существам, которые могут нас посещать в этот момент.

«Встреча с другими» обычно происходит непосредственно перед смертью, но ее не следует путать с другой встречей, которую мы теперь хотим описать, встречей со «светящимся существом ».

3. «Светящееся существо»

Большинство людей описывает это переживание как появление света, который быстро увеличивается в яркости; и все опознают его как некую личность, наполненную теплотой и любовью, к которой умерший влечётся чем-то вроде магнитного притяжения. Отождествление этого существа, по-видимому, зависит от религиозных воззрений личности, само оно не имеет узнаваемой формы. Вот некоторые из рассказов об этом опыте:

"Я услышал, что врачи сказали, что я мёртв, и тут-то я почувствовал, что как бы провалился, даже как бы плыву... Все было черно, за исключением того, что вдали я мог видеть этот свет. Это был очень, очень яркий свет, но поначалу не слишком большой. По мере того, как я приближался к нему, он становился все больше ".

Другой человек после смерти почувствовал, что он «вплывает в этот чистый, кристально ясный свет... На земле нет такого света. Я на самом деле никого не видел в этом свете, но все же он имеет особую тождественность, определённо имеет. Это свет совершенного понимания и совершенной любви ».

Многие называют эти существа Ангелами и указывают на их положительные качества: они – светлые, полны любви и понимания и внушают мысль об ответственности за свою жизнь. Но являются ли они на самом деле Ангелами? Ведь Ангелы, известные православному христианскому опыту, намного более определённы и по внешности, и по функциям.


4. Ангелы

Из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: «Ангел Господень... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег » (Мф. 28, 2-3); «юноша, облечённый в белую одежду » (Мк. 16, 5); «два мужа в одеждах блистающих » (Лк. 24, 4); «два Ангела в белом одеянии » (Ин. 20, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид блистающих юношей, облечённых в белое.

До нас дошло не так много внушающих доверия свидетельств о посмертной встрече с Ангелами, поскольку до таких контактов «доживало» не так много людей. Большая их часть возвращалась в своё тело раньше.

Обычно в этих случаях умершего встречают два Ангела. Вот что об этой встрече пишет К.Икскуль, автор книги «Невероятное для многих, но истинное происшествие», написанной в начале ХХ века: «И едва она (старушка-сиделка) произнесла эти слова ("Царство ему Небесное, вечный покой... "), как подле меня появились два Ангела, в одном из которых я почему-то узнал моего Ангела-Хранителя, а другой был мне неизвестен».

Св. Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии св. Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег ».

Приведённые примеры позволяют говорить о том, что Ангелы всегда имеют человеческий или сходный с человеческим облик. Описанное же выше «светящееся существо» из современных случаев, которое не имеет видимой формы, никуда душу не провожает, а только втягивает её в разговор, показывая «обратные кадры» прожитой жизни, едва ли можно назвать Ангелом.

5. Воздушные мытарства

В святоотеческий литературе описано немало случаев, позволяющих говорить о том, что душа взятая Ангелами, проходит через кордоны из бесов, неся ответ за каждый из своих грехов и неблаговидных поступков. Мытарства Блаженной Феодоры – довольно популярный сюжет в православной иконографии, эти изображения встречаются во многих храмах Православной Церкви. Но этот пример далеко не единственный.

Св. Бонифаций, англо-саксонский «апостол германцев» (VIII век), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. «Когда он вышел из тела, его подхватили Ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них... И он сказал, что злые духи и святые Ангелы вели ожесточённый спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а Ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства ».

В упоминавшейся уже книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» можно познакомиться с реакцией типичного «образованного» человека нашего времени на встречу с мытарствами во время его 36-часовой клинической смерти.

«Взяв меня под руки, Ангелы вынесли меня прямо через стену из палаты на улицу. Смеркалось уже, шёл крупный, тихий снег… Мы стали быстро подниматься вверх. И по мере того, как поднимались мы, взору моему открывалось все большее и большее пространство, и наконец оно приняло такие ужасающие размеры, что меня охватил страх от сознания моего ничтожества перед этой бесконечной пустыней...

Идея времени погасла в моем уме, и я не знаю, сколько мы ещё поднимались вверх, как вдруг послышался сначала какой-то неясный шум, а затем, выплыв откуда-то, к нам с криком и гоготом стала быстро приближаться толпа каких-то безобразных существ .

"Бесы!" – с необычайной быстротой сообразил я и оцепенел от какого-то особенного, неведомого мне дотоле ужаса. Бесы! О, сколько иронии, сколько самого искреннего смеха вызвало бы во мне всего несколько дней назад чьё-нибудь сообщение не только о том, что он видел собственными глазами бесов,
но что он допускает существование их как тварей известного рода
»!


Серафим Роуз пишет: «В православном богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную (Мф. 13, 49-50)».

Слушайте и не говорите, что не слышали

Человеческие опыт и знания, зафиксированные в рукописном и печатном слове, ещё несколько веков назад были достоянием очень немногих и потому чрезвычайно ценились. Да и записывалась тогда действительно важная и нужная информация. В наше время любые знания есть в свободном доступе, воспользоваться ними может каждый. Но то, что занимает умы большинства людей, наводит на грустные мысли.

Несмотря на усилия науки и медицины по продлению земной жизни, ни один из нас не избежит смертной участи. Потому не будет преувеличением сказать, что тема смерти, или как принято говорить в православии – «память смертная», для каждого человека должна быть неизмеримо выше самых важных житейских вопросов. Информация о том, что нас ждёт после смерти, и главное – как прожить жизнь на земле, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», должна волновать нас в самую первую очередь. Вот только такие жизненные приоритеты мы можем наблюдать у очень немногих.

Все мы знаем евангельскую притчу о богаче и Лазаре: «…Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят ».

Каждый из нас или читал, или имел возможность прочитать эти слова. Сегодня любой из тысяч случаев возвращения к жизни после клинической смерти можно в какой-то степени назвать воскресением из мёртвых. Мы слушаем то, что эти люди нам рассказывают. Но слышим ли?


Close