История московских литературных урочищ берет свое начало с момента возникновения полноценной субъективной прозы, то есть с «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (1792). В основе акта создания такого рода повествования лежит подробное описание субъективного переживания, в том числе переживания полюбившихся мест и «милых сердцу» временных фрагментов - пор дня и времен года. Сентиментальную героиню необходимо было поселить в таком месте, которое волновало бы воображение автора и надолго запомнилось бы будущему читателю - нечто подобное деревушке Кларан на берегу Женевского озера, где по воле Жана Жака Руссо суждено было жить нежной Юлии и страстному Сен-Прё.

Карамзин выбрал окрестности Симонова монастыря не случайно: оно было овеяно легендами. Писатель с молодых лет интересовался древней Москвой и читал анонимные «Повести о начале Москвы», написанные во второй половине XVII века, в которых среди различных вариантов расположения сел боярина Кучки было названо и Симоново. Таким образом, это место косвенно связывалось со строительной жертвой, предшествовавшей основанию будущей столицы. Легенды связывали Симоново и с иными важными событиями русской истории. Так, например, считалось, что преподобный Сергий Радонежский, основавший в 1370 году Симонов монастырь, собственноручно вырыл вблизи монастырских стен небольшой пруд, долгое время называвшийся Лисиным. Тут же, совсем неподалеку, были похоронены герои Куликовской битвы - Пересвет и Ослябя, монахи монастыря Святой Троицы. Так это было или не так на самом деле, в сущности, никто не знал, но именно потому это место было овеяно атмосферой повышенной важности, эмоциональности и загадочности; оно источало урок - воздействие могущественных сил исторической судьбы.

Однако историческая память и связанные с нею легенды, которые «хранит» урочище, сами по себе недостаточны. Работе воображения должна прийти на помощь природа - свойства тамошнего ландшафта. И за этим дело не стало: в Симонове было красиво. Монастырь стоит на высоком берегу Москва-реки, откуда и сейчас открывается величественная панорама южной части города, от Донского монастыря и Воробьевых гор до Кремля; во времена Карамзина был виден также деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Для читателя, сочувствовавшего «сентиментальному» повествователю и глубоко переживавшего легендарно-исторические ассоциации, чрезвычайно важным являлось признание повествователя в том, что он любит там гулять и общаться с природой: «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою» ( , 591).

В конце XVIII века Симоново находилось на значительном расстоянии от города, среди заливных лугов, полей и рощ. Москву было оттуда видно очень хорошо, но она красовалась в отдалении - живая история в обрамлении вечной природы. Карамзинское описание, предваряющее действие повести - сначала «величественный амфитеатр» города, окрестных сел и монастырей в косых лучах заходящего солнца ( . Локус обладает не только топографической, но и во многих случаях также жанровой определенностью, которая задается социальной и культурной предназначенностью: в храме люди молятся, в парикмахерской бреются, а в кафе пьют кофе с пирожными и сплетничают. С другой стороны, городское урочище может представлять собой топос ), а затем плавный переход от панорамы города и природы к панораме истории. Роль связующего звена между космическими и культурно-историческими стихиями выполняет образ осенних ветров, веющих в стенах монастыря меж «мрачных готических башен» и надгробных камней. Приведенный ниже фрагмент великолепно демонстрирует искусство писателя, который, мастерски манипулируя чувствами читателя, нагнетает настроения, связанные с переживанием места необыкновенного, печального и величественного - и только тогда переходит к изображению судьбы бедной девушки. Не забудем, что согласно убеждениям гуманистов и просветителей XVIII века именно конкретная человеческая личность - венец природы и конечная цель истории. «Часто прихожу я на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокой травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробовых камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, - печальные картины! <…> Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес, в сем монастыре случившихся, - там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ Богоматери обращает неприятелей в бегство. Всё сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, От одного Бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях. Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» ( , 591–592).

Вышеупомянутые настроения «нежной скорби» Карамзин использовал со свойственным ему талантом. Он «утопил» героиню в Лисином пруду. После выхода повести в свет этот пруд незамедлительно стал местом паломничества москвичей, приходивших сюда поплакать над горькой судьбою бедной Лизы. На старинных гравюрах тех лет сохранились тексты «чувствительных» надписей на разных языках, которые москвичи вырезали на деревьях, росших вокруг пруда, который устная молва переименовала из Лисиного в Лизин, например: «В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий! воздохни»; или: «Утопла лиза здесь Эрастова невеста. / Топитесь девушки для всех вас будет место» (цит. по: , 362–363). Симоновский локус приобрел репутацию места несчастной любви. Но мало кто из «паломников» осознавал глубинную поэтическую связь этого образа с куда более сложным образом русской истории, а точнее, истории Москвы. Преподобного Сергия, стоявшего у истоков великого будущего Москвы, и «бедную» Лизу связывало Симоново урочище как особый источник и катализатор поэтичности, locus poesiae ( , 107–113). Однако урок этого места подействовал даже на власть предержавших: во время написания «Бедной Лизы» Симонов монастырь был закрыт по воле Екатерины II, пытавшейся проводить политику секуляризации (поэтому в «Бедной Лизе» монастырь «опустевший», а кельи пустые), но в 1795 году, в разгар популярности Симонова, его вновь пришлось открыть.

Симоновское урочище активно воздействовало на умы и сердца сравнительно недолго - пока жило карамзинское поколение. Уже в пушкинские времена наступает семантическая дезактуализация этого места, и память о нем постепенно угасает. Любопытно, что Лизин пруд как место гибели карамзинской героини упомянут еще в путеводителе 1938 года ( , 122–123), когда Симонова слобода называлась Ленинской (а посреди Ленинской слободы всё еще существовала Лизина площадь!), но к середине 1970-х годов литературному следопыту Александру Шамаро пришлось немало потрудиться, чтобы выяснить, куда и когда именно «исчез» пруд, на месте которого вырос административный корпус завода «Динамо» ( , 11–13).

Примечания:

Герштейн Э. Дуэль Лермонтова с Барантом // Литературное наследство. 1948. № 45–46 (М.Ю. Лермонтов, II). С. 389–432.

Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Русская проза XVIII века. М.: Художественная литература, 1971. С. 589–605.

Осмотр Москвы: Путеводитель. М.: Московский рабочий, 1938.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: Издательский центр Российского гос. гум. ун-та.

Шамаро А. Действие происходит в Москве: Литературная топография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский рабочий, 1988.

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.


Основание монастыря

Часто в литературе пишут, что монастырь был основан на землях, подаренных Степаном Ховриным монастырю, который затем постригся в монахи под именем Симон - отсюда и название монастыря.
Однако, первоисточником по данному вопросу является Житие Сергия Радонежского. Там говорится, что монастырь был основан в местечке под названием СИМОНОВО. Откуда и название. Связывать же имя монастыря с монашеским именем Ховрина (личности больше легендарной, чем реальной) неправомерно. К тому же нелогично. Обычно, название монастыря происходит от имени основателя, и тогда бы он назвался Федоровским. Серьезные работы, которые рассматривают данный вопрос - В. Кучкин "Начало московского Симонова монастыря" http://www.rusarch.ru/kuchkin1.htm и Д. Давиденко кандидатская диссертация. Но почему-то, из справочника в справичник, из энциклопедии в энциклопедию путешествует версия со Степаном Ховриным.

Часто пишут, что монастырь был основан как военная крепость, но не было никаких археологических работ, подтверждающих это. Наличе крепостных стен в древности - под вопросом. А как военная крепость монастырь упоминается лишь с 17 века. Все, кто хоть раз читал о Симонове монастыре знает, что по легенде он был основан там, где сейчас стоит церковь в Старом Симонове, а через девять лет перенесен на новое место. Впоследствии на новом месте монастырь стал главным, а на старом - зависимым, позже старый монастырь был упразднен, а каменный храм стал приходской церковью. Новый же монастырь назывался просто Симоновым, а не Новым Симоновым. Несмотря на это в 20 веке кто-то окрестил его НОВЫМ. Да и со старым не совсем все понятно. Он действительно существовал в 15 веке. Но где сказано, что он был основан раньше? Смелую гипотезу высказал Д.Давиденко. Он предположил, что монастырь на новом месте был основан первоначально, а на старом - позже основного. Название же старый объясняется довольно просто. Здесь было место по имени СИМОНОВО, Федор же основал монастырь недалеко от него, на новом месте, а на старом месте позже тоже был основан монастырь, и стал он монастырем на Старом СИМОНОВЕ (то есть слово "старый" относится к месту, а не к монастырю).

Лизин пруд

Большинство знают или слышали о повести Карамзина "Бедная Лиза" и о том, что пруд в котором она утопилась был за Симоновской заставой и находился на месте административного здания завода "Динамо". Там находился древний пруд, который был выкопан Сергием Радонежским, он славился в народе своей целительной силой. После выхода повести Карамзина москвичи переименовали его в Лизин, хотя по монастыреским документам он оставался Сергиевым. Уже в 19 веке появилось заблуждение, что Лизин пруд - это какой-то другой пруд, а не Сергиев. Архимандрит Евстафий в своей брошюрке даже приводит сведения, что древний монастырь назывался у Медвежьего озерка (оно же Постылое). Озеро Постылое находилось в Тюфелевой роще, но никогда Медвежьем не называлось, Автор что-то явно спутал. Дело в том, что у Симонова монастыря в древности была небольшая обитель у Медвежьих озер, но это находилось в нынешнем Щелковском районе. И вот кто-то сказал, что Медвежье озерко - это и есть Лизин пруд (например, И.Лукаш http://az.lib.ru/o/oredezh_i/text_0080.shtml) , ч то неверно. Лизиным прудом называли только Сергиев пруд, и никакой другой. Когда его уничтожили - не совсем ясно. Шамаро указывает, что пруд был засыпан в начале 1930-х гг. при строительстве летнего стадиона в Швецовой слободе, но это не так. Стадион был построен в 1928 году не касался пруда. Пруд был уничтожен позднее, он существовал еще в 1932 году. И хотя по воспоминаниям его засыпали так как он был сильно загрязнен, вода в нем в 1932 году была чистая и ключевая. Что подтверждает показания 19 века о том, что пруд никогда не высыхает и наполнен чистой водой.

Улица Швецова слобода

Каждое название имеет свое происхождение. Во всех справочниках пишут, что Швецова слобода (2-й Автозаводский проезд) получила свое имя по домовладельцу. http:///slovari.yandex.ru/dict/mostoponim/article/imu/imu-0023.htm . Однако это неверно. Такого домовладельца здесь не было, а назвали ее в честь милиционера, убитого на Кожуховском мосту после революции.

Тюфелева роща

Название рощи Сытин связал с тем, что в древности там находилась деревня Тухолева, от нее и стала называться Тюхалева. Но сведений о деревни найти не удалось. А название рощи можно просто вывести от слова тухоль-тухлость. Ведь там была болотистая местность с озерами.


Некрополь Симонова монастыря

Некрополь находился в восточной части монастыря. Но Юрий Рябинин утверждает, что кладбище находилось также на территории детского парка http://www.moskvam.ru/2003/05/ryabinin.htm . Непонятно, откуда он взял эти сведения.

Кинотеатр в Симоновке

Как-то раз к властям Симонова монастыря обратились с просьбой дать разрешение открыть кинотеатр в Симоновой слободе, в доме, принадлежавшем монастырю. Власти монастыря рассмотрели просьбу и отказали, так как кинематограф - дело не богоугодное. В отместку за это в трапезной монастыря был оборудован кинотеатр. Но существовал он недолго. Во время войны там находилось общежитие. Кинотеатр же в Симоновском районе так и не был построен.

Роддом в Симоновке

Рабочие Симоновки во время забастовок выдвигали требование открыть роддом в слободе, на что получили ответ: "У нас мужики не рожают!" Установилась Советская власть, но роддом так и не открыли, зато есть своя женская консультация (Ленинская слобода, 3).

Футбол

По воспоминаниям Кухаркина, молодежь, увлекавшаяся спортом, пыталась играть в футбол против Симонова монастыря. Монастырские власти же этому препятствовали. Но футбол в Симоновке прижился, под горою монастыря находится теперь стадион "Торпедо", а носит он имя футболиста, чей памятник стоит как раз в том месте, где до революции хотели играть в футбол.

Симоновская набережная

В 1915 году городские власти проектировали оборудовать новую Симоновскую набережную. Проектировалось ее благоустроить и в 1930-е годы. И скульптуры там поставить, и лестницу к ней с горы сделать. Такая улица есть, наверное, во всех справочниках по проездам Москвы. Есть она на карте (небольшой участок у завода Динамо). Я недавно была там и набережной никакой не увидела. Похоже ее скоро будут уже 100 лет проектировать.

Зинаида Волконская

Вероятно, Зинаиды Волконская любила гулять в окрестностях Симонова монастыря. В то время это было одним из излюбленных загородных мест. К том же на кладбище монастыря был похоронен ее дедушка Татищев. Во второй половине XIX века в Тюфелевой роще поселился Марк Самуилович Малкиэль. Он жил при своем заводе. Какое он имел отношение к Волконской. Да вроде никакого. Только разве что он владел домом на Тверской, принадлежавшим Козицкой, мачехи Волконской. В этот доме и был некогда салон княгини Зинаиды. Так иногда непонятным образом переплетаются судьбы людей и истории домов и местностей.

Карамзин и Рамзин

Все знают Н.М. Карамзина, который любил гулять в окрестнростях Симонова монастыря. Но Симоново связано еще и с Л.К. Рамзиным - директором Теплотехнического института. Он тоже любил эти места. И даже жил здесь в отдельном домике под стражей, наискосок от дачи Бекетова, где живал Историограф.

Два Бекетова - две дачи

В Южном округе в XIX веке находилась дача Бекетова. При чем не одна - а целых две. Да и были эти дачи разных Бекетовых - Платона Петровича и Ивана Петровича. Да к тому же еще и братьев. Так как часто дачи упоминались просто - дача Бекетова, а какого, мол, все знают - в настоящее время из-за этого бытуют различные ошибки. Я сама сначала не могла понять, где же находилась дача Платона Петровича, если современники пишут, что он жил под Симоновым монастырем, а на карте 1818 года она показана за Серпуховской заставой. За Серпуховской заставой действительно находилась дача Бекетова, это был загородный дом Ивана Петровича. Она находилась там, где намного позже основали больницу имени Алексеева. Вот и у Пыляева дача Ивана Петровича описана как загородный дом Платона Петровича. Дача Платона Петровича же была в Симоновой слободе. На картах она не показана, владение это было небольшое. Зато сохранилось ее изображение на гравюре начала XIX века. Сохранилось и изображение беседки Бедной Лизы, которая существовала там вплоть до сноса усадьбы. Путаница происходит и с самими названиями владений. Как только мы услышим - дача, у нас возникает образ загородного дома. Но в XIX веке так называли и просто земельный участок. В большое заблуждение ввели авторы книги "Памятники архитектуры Москвы". В последнем томе к гравюре с изображением дачи Платона Петровича дан следующий комментарий: под гравюрой написано, что дача находилась в Симоновой слободе, но на самом деле она находилась в Тюфелевой роще, где на карте 1818 года показана дача Балашова (он владел земельным участоком "Тюфелева дача"), сам же Бекетов переехал за Серпуховскую заставу, где и показана его дача. Полный абсурд! Никуда Платон Петрович не переезжал, так и умер у себя на даче под Симоновым монастырем. Дача же исчезла в 1899 году, когда на ее месте построили завод "Динамо". Дача Ивана Петровича просуществовала значительно меньше. В 1850-х годах она уже продавалась под заводы.

Два Лихачева - два завода

Так случилось, в Симоновском районе было два завода одного имени - имени Лихачева. Один завод (его все знают) - имени И.А. Лихачева, бывшего директора того же завода, а другой завод - Парострой (бывший Бари) имени В.М. Лихачева. Кто же это был. Скорей всего революционер Василий Матвеевич (1882-1924 гг.). После революции возглавлял Московский совет народного хозяйства. Правда, существовали они в разное время, автозавод стал носить имя Лихачева с 1956 года, к этому времени Парострой имя Лихачева вероятно уже не носил.

Два Астахова

Во время февральской революции 1917 года в Москве произошли трагические события: убили рабочего завода "Гужон" на Яузском мосту Иллариона Астахова. В тот же день был убит еще один Астахов, рабочий завода "Динамо", знаменосец Д.В. Астахов. Это произошло на Воронцовской улице (там была установлена памятная доска).

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 733

г. Москвы

Контрольная работа по литературе

9 класс

Н. М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2013г.

Тест по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

1.Какой город так описывает Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»: «… великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»? а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань 2. Какой монастырь упоминается в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»? а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанна-Предтеченский монастырь 3. Какие цветы продавала Лиза? а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши 4. Жениха Лизы звали: а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум 5. Возлюбленный Лизы по происхождению был: а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик 6. Сколько лет было Лизе, когда она познакомилась с Эрастом? а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет 7. В финале повести Лиза: а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного б) убивает своего возлюбленного г) умирает от болезни 8. Какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»? а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение

9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета. а) экспозиция

1.К какому сословию относилась Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. Какова причина женитьбы Эраста, героя повести, на «пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него»?

3. Кому в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат следующие слова: «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?

4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Вопросы для работы с текстом

1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии следующим словам и выражениям. Могила, умерла, скрывать грусть, взгляд, солнце разбудило природу. 2. Восстановите отрывок из повести «Бедная Лиза». «Там юный монах – с … лицом, с … взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит … птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и … . Он томится, вянет, сохнет – и … звон колокола возвещает мне … смерть его. На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и … голосом пела … песни, но вдруг … и закричала: « …! » Молодой незнакомец стоял под окном».

Творческое задание

В чём, по-вашему, истоки разрыва героев повести? Кратко напишите ответ.

Ответы.

Тестовые задания с выбором ответа
    б) Москва б) Симонов монастырь г) ландыши в) Эраст в) дворянин в) 17 лет в) кончает жизнь самоубийством г) сравнение а) 5 б) 3 в) 4 г)2 д) 1
Тестовые задания с кратким ответом
    Крестьянство Проигрыш имения Автору Сентиментализм
Вопросы для работы с текстом
    могила – «вместилище Лизина праха»
умерла – «скончала жизнь свою» скрывать грусть – «таить печаль сердца своего» взгляд – «взор» солнце разбудило природу – «восходящее светило дня разбудило все творение» 2. «Там юный монах – с бледным лицом, с томным взором – смотрит в поле сквозь решётку окна, видит весёлых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит – и проливает горькие слёзы из глаз своих . Он томится, вянет, сохнет – и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его. На другой день ввечеру сидела она под окном, пряла и тихим голосом пела жалобные песни, но вдруг вскочила и закричала: «Ах! » Молодой незнакомец стоял под окном».

Использованные материалы.

    Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с. Репин А. В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

Уже более 900 лет россияне черпают сведения о своей истории из знаменитой “Повести временных лет”, точная дата написания которой до сих пор неизвестна. Немало споров вызывает и вопрос об авторстве этого труда.

Несколько слов о мифах и об исторических фактах

Научные постулаты с течением времени нередко подвергаются изменениям, но если в области физики, химии, биологии или астрономии подобные научные революции основаны на выявлении новых фактов, то история не раз переписывалась в угоду властям или согласно господствующей идеологии. К счастью, современный человек имеет массу возможностей самостоятельно находить и сопоставлять факты, касающиеся событий, произошедших много веков и даже тысячелетий назад, а также знакомиться с точкой зрения ученых, не придерживающихся традиционных взглядов. Все сказанное применимо и к такому важному для понимания истории России документу как “Повесть временных лет”, год создания и авторство которой в последнее время подвергаются сомнению некоторыми членами научного сообщества.

“Повесть временных лет”: авторство

Из самой “Повести временных лет” о ее создателе можно узнать только то, что в конце XI века он жил в Печорском монастыре. В частности, там есть запись о нападении половцев на эту обитель в 1096 году, чему был очевидцем сам летописец. Кроме того, в документе упоминается о смерти старца Яна, который помогал написанию исторического труда, и указывается, что смерть этого монаха произошла в 1106 году, а значит, на тот момент человек, сделавший запись, был жив.

Российская официальная наука, в том числе советская, еще со времен Петра Первого считает, что автор повести “Повесть временных лет” — летописец Нестор. Старейшим историческим документом, который ссылается на нее, является знаменитая написанная в 20-х годах XV века. Этот труд включает отдельной главой текст “Повести временных лет”, которую предваряет упоминание в качестве ее автора некоего черноризца из Печерского монастыря. Имя же Нестора впервые встречается в переписке печерского монаха Поликарпа с архимандритом Акиндином. Этот же факт подтверждает “Житие преподобного Антония”, составленное на основе устных монастырских преданий.

Нестор Летописец

“Официальный” автор повести “Повесть временных лет” был канонизирован РПЦ, поэтому о нем можно прочитать в житиях святых. Из этих источников мы узнаем, что преподобный Нестор родился в Киеве в 1050-х годах. В возрасте семнадцати лет он поступил в Киево-Печерский монастырь, где был послушником преподобного Феодосия. В довольно молодом возрасте Нестор принял постриг, а позже принял посвящение в иеродиаконы. Всю свою жизнь он провел в Киево-Печерской Лавре: здесь он написал не только “Повесть временных лет”, год создания которой доподлинно неизвестен, но и знаменитые жития святых князей Глеба и Бориса, а также труд, рассказывающий о первых подвижниках своей обители. В церковных источниках также указывается, что достигший глубокой старости Нестор скончался около 1114 года.

О чем рассказывает “Повесть временных лет”

“Повесть временных лет” — история нашей страны, охватывающая огромный временной промежуток, невероятно насыщенный разнообразными событиями. Рукопись начинается с рассказа о одному из которых — Иафету —достались в управление такие земли, как Армения, Британия, Скифия, Далмация, Иония, Иллирия, Македония, Мидия, Каппадокия, Пафлагония, Фессалия и другие. Братья начали строительство Вавилонского столпа, однако разгневанный Господь не только разрушил это строение, олицетворяющее человеческую гордыню, но и разделил людей “на 70 и 2 народа”, среди которых были и норики — прародители славян, произошедшие от сыновей Иафета. Далее упоминается об Апостоле Андрее, который предрек, что на берегу Днепра появится Великий город, что и произошло, когда с братьями Щеком и Хоривом основали Киев. Еще одно важное упоминание касается 862 года, когда “чудь, словене, кривичи и весь” отправились к варягам звать их княжить, и пришли по их зову три брата Рюрик, Трувор и Синеус с семьями и приближенными. Двое из пришлых бояр — Аскольд и Дир — отпросились из Новгорода в Царьград и, увидев по дороге Киев, остались там. Далее “Повесть временных лет”, год создания которой историкам еще предстоит уточнять, рассказывает о правлении Олега и Игоря и излагает историю о крещении Руси. Заканчивается рассказ событиями 1117 года.

“Повесть временных лет”: история изучения этого произведения

Несторовская летопись стала известна после того, как Петр Первый в 1715 году поручил сделать копию с Радзивиловского списка, хранящегося в библиотеке Кенигсберга. Сохранились документы, подтверждающие, что внимание царя на этот манускрипт обратил Яков Брюс — личность, примечательная во всех отношениях. Он же передал переложение Радзивиловского списка на современный язык который собирался писать историю России. Кроме того, изучением повести занимались такие известные ученые, как А. Шлепцер, П. М. Строев и А. А. Шахматов.

Летописец Нестор. “Повесть временных лет”: мнение А. А.Шахматова

Новый взгляд на “Повесть временных лет” был предложен в начале ХХ века. Его автором стал А. А. Шахматов, который предложил и обосновал “новую историю” данного произведения. В частности он привел аргументы в пользу того, что в 1039 году в Киеве на основе византийских хроник и местного фольклора был создан Киевский свод, который можно считать древнейшим документом подобного рода на Руси. Примерно в это же время в Новгороде была написана Именно на базе этих двух трудов в 1073 году Нестор создал сначала первый Киево-Печерский свод, затем второй и наконец “Повесть временных лет”.

“Повесть временных лет” написана русским монахом или шотландским принцем?

Последние два десятилетия были богаты на разного рода исторические сенсации. Однако справедливости ради нужно сказать, что часть из них так и не нашла научного подтверждения. Например, сегодня существует мнение, что “Повесть временных лет”, год создания которой известен лишь приблизительно, на самом деле написан не в период между 1110 и 1118 годами, а шестью столетиями позднее. В любом случае, даже официальные историки признают, что Радзивиловский список, т. е. копия рукописи, авторство которой приписывают Нестору, был сделан в XV веке и тогда же украшен многочисленными миниатюрами. Более того, Татищев писал “Историю России” даже не с него, а с пересказа этого труда на современный ему язык, автором которого, возможно, был сам Яков Брюс — праправнук короля Шотландии Роберта Первого. Но эта теория не имеет под собой никаких серьезных обоснований.

В чем главная суть Несторовского труда

Специалисты, придерживающиеся неофициального взгляда на произведение, приписываемое Нестору Летописцу, считают, что оно было необходимо для обоснования самодержавия как единственной формы правления в России. Более того, именно эта рукопись ставила точку в вопросе об отказе от “старых богов”, указывая на христианство как единственную правильную религию. В этом-то и состояла его главная суть.

“Повесть временных лет” — это единственное произведение, в котором рассказывается каноническая версия крещения Руси, все остальные просто ссылаются на него. Уже одно это должно заставить очень пристально заняться его изучением. А еще именно “Повесть временных лет”, характеристика которой принятая в официальной историографии сегодня ставится под сомнение, является первым источником, повествующим о том, что русские государи произошли от Рюриковичей. Для каждого исторического труда очень важна дата создания. “Повесть временных лет”, имеющая исключительное значение для российской историографии, таковой не имеет. Точнее, на данный момент нет неопровержимых фактов, позволяющих указать даже конкретный год ее написания. А это значит, что впереди новые открытия, которые, возможно, смогут пролить свет на некоторые темные страницы истории нашей страны.


Close