В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала " в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.

Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Будды, бодхисаттвы и боги держат в руках ритуальные атрибуты. Эти предметы, так же как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного будды или бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность, или просветлённая активность, связана с какой-либо из пяти чистых мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.

В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.

В буддизме и индуизме существуют символы, олицетворяющие вселенную – мандалы, значение изображений в этих сложных многолики и загадочны. Рисунок мандалы всегда симметричен. Он представляет собой окружность, в которой выражен центр. Самая распространенная его форма – основной круг, в который вписан квадрат. Внутри квадрата находится еще один круг, разделенный на сегменты (часто в виде цветка лотоса). Украшена мандала различными симметрично расположенными орнаментами.

Что такое мандалы: значение изображений

В переводе с санскрита слово мандала переводится как "окружность". Индуисты и буддисты рисуют ее в сопровождении определенных священных ритуалов. Стены многих восточных храмов покрыты подобными рисунками и являются объектами поклонения. Считается, что сакральные символы содержат положительную энергию, помогают раскрыть подсознание и внутреннее «Я». Поэтому мандала на Востоке – это своеобразная застывшая молитва.

Тот, кто рисует мандалы, изображает сущность своей души на данный момент:

  • центр мандалы – око или зрачок;
  • внутренний круг – просветление, нирвана;
  • внешний круг – защита;
  • лотос – цветок разума.

Изображения мандалы используются для медитации . Сосредоточение на орнаментах рисунка способствует перестройке сознания, в результате которой у человека открываются определенные способности. Мандала – это прежде всего целостная модель жизни, напоминающая о связи человека и космоса. Сакральные рисунки помогают взглянуть на себя со стороны, принять и разрешить затянувшийся внутренний конфликт.

Мандала: значение символов

Кроме изображения лотоса, круга и квадрата есть и другие символы:

  • Треугольник вершиной вверх – целеустремленность, сила; вниз – нерешительность, слабость.
  • Спираль, вращающаяся по часовой стрелке – начало; против – опустошение, трата сил.
  • Извилистые линии – переживания.
  • Крест – нерешительность, перекрестное состояние.
  • Пятиконечная звезда – свобода и самоуверенность, защита самого себя.
  • Глаз, зрачок – быть в курсе важных событий.
  • Сердце – любовь, чувственность.
  • Молния – божественная сила излечившая душу.
  • Дерево – основа мирозданья.
  • Животные – признак поведения человека в настоящий период жизни.
  • Птицы – осознание своей души, легкость.

Проанализировать состояние своего внутреннего Я, сконцентрировать свой разум, осознать свободу бытия поможет нарисованная в состоянии медитации мандала, значение символов, которыми заполнен рисунок, поможет проанализировать сакральный смысл внутренних сил человека.

Значение цветов в мандале

Один и тот же цвет в сакральном рисунке имеет множество значений, а в сочетании с другими цветами смысл может меняться.

Красный – знак энергичности, страсти, жизненный потенциал. Человек рисующий мандалу в красном цвете имеет цели и стремления. Отсутствие красного означает тревогу, депрессию, потерю интереса к жизни.

Желтый – творчество, оптимизм. Желтый цвет украшает рисунки людей искусства.

Синий – цвет серьезных личностей, спокойных и рассудительных людей. Синим цветом увлекаются люди выносливые и сильные духом.

Зеленый – обновление не только себя, но и других. Зеленый цвет преобладает в мандалах людей, профессия которых связана с оказанием помощи и лечении людей.

Белый – чистота, защита, ; цвет, ограждающий от негатива, помогающий мыслям оставаться светлыми.

Коричневый – практичность и устойчивость, стремление к постоянству и безопасности.

Черный – тьма, тайна, смерть. Присутствие черного указывает на опустошенность и самоотреченность.

Значение цветов в мандале глубоко символично. Опытные психологи давно используют в своей практике сакральные рисунки, помогающие с точность определить внутреннее состояние пациента. Людям с нарушениями в психике предлагается выбрать мандалу из нескольких предложенных или нарисовать самостоятельно.

Центр рисунка, самое главное место мандалы, значение изображений в центральной части составляют 90% смысла всего орнамента. Именно в середине рисунка самое сильное гравитационное движение, путь до которого медленный и сложный.

"По-видимому, некоторые группы низших тантр Будда преподал, будучи в обычном облике монаха, но в большинстве случаев он учил тантре, принимая облик главного божества мандалы проповедуемой тантры".

Далай-лама. Из книги "Мир тибетского буддизма"



Круг, сфера, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово также означает: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основной смысл термина "мандала" в эзотерическом буддизме – это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.


Мандала как мистическая диаграмма, как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы также, как формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность – просветлённая активность – связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного Пробуждения. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому относится изображаемое существо: синий соответствует Вайрочане, белый – Акшобхье, желтый – Ратнасамбхаве, красный – Амитабхе, зеленый – Амогхасиддхе.


В процессе медитации на стадии порождения практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Их могут вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала творение разрушают.


Мандалы появились в Индии тысячи лет назад, и их использовали для продвинутых буддийских и индуистских медитативных практик. Сегодня они стали частью массового сознания. В начала XX века швейцарский психоаналитик Карл Юнг принёс мандалы на Запад как терапевтический инструмент для исследования бессознательного. Последние годы поп-культура позаимствовало слово «мандала», и его можно встретить не только в нью-эйдже, но и в названии отелей, спа-салонов, ночных клубов, журналов и так далее. Не так давно тибетские монахи начали возводить красочные песочные мандалы в музеях по всему миру, знакомя посетителей с высокоразвитой культурой Тибета. Что же такое мандала?

Мандала – это круглый символ вселенной, передающий глубокий смысл.

Мандалы используются в разных буддийских медитациях . В этой статье мы рассмотрим основные из этих практик.

Мандалы в тантре Arrow down Arrow up

В тантрических практиках медитирующие растворяют обычное представление о себе как о твёрдом, неизменном «я» и вместо этого визуализируют себя в форме одного из образов будды, по-тибетски йидамов [См.: ]. Йидамы олицетворяют один или несколько аспектов полностью просветлённого будды, например, хорошо известный многим Авалокитешвара воплощает сострадание. Тантрические практикующие визуализируют себя в форме Авалокитешвары и ощущают, что они сами являются воплощением сострадания. Мы представляем, что уже способны помогать другим, как этот будда, но при этом ясно осознаём, что пока не достигли его уровня. Таким образом мы эффективно создаём причины собственного просветления.

Будды живут в совершенно чистых мирах, которые тоже называют мандалами. Термин «мандала» может относиться как к местности этого мира, так и к существам, его населяющим. Чистые миры несколько отличаются друг от друга, но обычно устроены следующим образом: в центре красивой местности стоит богато украшенный квадратный дворец, окружённый сферой, которая защищает от препятствий в практике медитации. Основной образ будды может быть мужского или женского пола, один или в союзе. Он стоит или сидит в центре дворца, во многих случаях окружённый множеством других будд. Иногда за пределами здания также есть дополнительные образы будд. У многих из них по нескольку лиц, рук, ног, и в руках они держат различные предметы.

Чтобы заниматься тантрической практикой, необходимо получить посвящение. Это сложная церемония, которую проводит полностью квалифицированный тантрический мастер [См.: ]. Во время посвящения рядом с мастером находится двухмерное изображение мандалы определённого образа будды. Обычно её рисуют на ткани или создают из песка, а затем помещают в закрытую деревянную конструкцию, упрощённую модель дворца. Однако визуализируя мандалу, мы всегда представляем её трёхмерной.

Во время церемонии мастер дарует обеты тем, кто получает посвящение, и разрешает войти во дворец, после чего ученики представляют, что заходят внутрь. Различные визуализации активизируют в учениках так называемые потенциалы природы будды, благодаря которым они могут достичь просветления с помощью данной практики. Если мандалу возводили из песка, то в заключительной части церемонии песок перемешивают и подносят в водоём.

После этого получившие посвящение уполномочены визуализировать себя в образах данного будды и мандалы, выполняя ежедневную практику. Каждый из этих образов и предметов, которые они держат в руках, символизирует что-либо, связанное с практикой медитации. Например, шесть рук могут символизировать шесть далеко ведущих состояний ума (шесть совершенств).

Практикующие представляют, что являются не только всеми образами внутри и снаружи дворца, но и самим дворцом мандалы, архитектурные детали которого символизируют различные аспекты практики медитации. В некоторых мандалах четыре стены символизируют четыре благородные истины, а равные стороны квадратного дворца указывают, что, с точки зрения пустотности, будды и те, кто ещё не достиг просветления, равны.

В некоторых очень продвинутых тантрических практиках есть даже визуализации, где медитирующие представляют, что части их тела – это детали дворца, либо что разные образы, населяющие дворец мандалы, находятся внутри их тела. Это называется мандалой тела. Выполнять такую практику очень трудно, потому что для этого нужно отличное сосредоточение и всестороннее понимание буддийской философии.

Мандалы в обычных практиках Arrow down Arrow up

Перед тем как получить от буддийского учителя любые наставления – тантрические или общие, – ученики в начале подносят мандалу с просьбой даровать учение, а в конце – мандалу с благодарностью. Здесь мандала символизирует совершенную вселенную, наполненную драгоценными объектами. Поскольку для учеников нет ничего ценнее учения, подношение мандалы символизирует их готовность отдать всё без исключения, чтобы получить наставления.

Мандалу можно подносить в форме круглой плоской чаши, перевёрнутой кверху дном. На поверхности такой мандалы один за другим располагаются обручи, наполненные горстками зерна или драгоценных камней, которые насыпают одну поверх другой. Каждый последующий обруч меньше предыдущего, а венчает всё декоративная диадема. Кроме того, подношение мандалы делают с помощью жеста – мудры , перекрещивая определённым образом пальцы. В обоих случаях мандала символизирует идеальную вселенную, как она описана в традиционной буддийской литературе. Делая подношение мандалы, ученики произносят строки, посвящённые тому, чтобы все обстоятельства в мире способствовали получению учения и чтобы все существа могли жить в совершенном мире и получать превосходные наставления.

Многие буддисты выполняют предварительные практики (тиб. нгондро ) – обычно это сто тысяч повторений определённых практик – как подготовку к более продвинутым медитациям. Предварительные практики помогают устранить эмоциональные блоки и создать положительную силу, необходимую для успеха в медитации. Сто тысяч подношений мандалы – одна из таких практик, благодаря которой практикующие избавляются от нежелания посвящать медитации всё своё время и усилия, а также развивают твёрдую готовность отдать всё, чтобы добиться успеха в практике.

Резюме Arrow down Arrow up

Как мы видим, мандалы используются в различных буддийских практиках, где они символизируют не только вселенную, но и многие аспекты буддийского пути. Тибетские монахи сооружают прекрасные мандалы из песка в разных странах мира, привлекая внимание к ситуации в Тибете, но мы не должны рассматривать мандалы только как экзотическое искусство. Мандалы – это сложный инструмент для медитации, который играет важную роль как в общей, так и в продвинутой тантрической практике и помогает нам продвигаться по пути к просветлению.

Мерцающие звезды, живые и мертвые планеты, галактические туманности, пульсары, черные дыры; и сонмы богов, и души святых; человек, взирающий на небо и вглядывающийся в себя. Все это, заключенное в геометрию кругов и квадратов, и есть сакральная мандала — модель Вселенной .

На Востоке она является священным объектом поклонения. Чаще всего мандалы изображаются на плоскостях: их вышивают или рисуют на ткани; на полах и потолках храмов; тщательно выводят на песке цветными порошками... Но бывают они и объемными.

БУДДИЙСКАЯ СТУПА

Самый удивительный пример объемной мандалы из камня — это, конечно, буддийская ступа . Первые ступы появились в Индии как памятники на могилах правителей этой страны. В эти ступы и помещали их останки после кремации. С санскрита ступа означает «груда камней» или «макушка головы».

Буддийские ступы

Позже, в буддийские времена, ступа стала приобретать более широкое значение. Ступы стали воздвигать в ознаменование значимых событий буддийской истории; как памятные места; и, может быть, в первую очередь ступа стала восприниматься в качестве объекта подношений природе Будды — его просветленному уму.

А в горах, на заснеженных перевалах ступы служили защитой и путеводными метками для странников на их опасных дорогах. Высоко в Гималаях ступа получила тибетское название — чортен. Ступы воздвигнуты во многих азиатских странах, и в каждой они приобретали свои архитектурные формы, наследуя культурные традиции этих мест.

СИЛА ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

Одна из самых величественных в мире ступ находится в Боднатхе, районе Катманду, месте компактного проживания тибетцев. Ступа была заложена в V веке н. э. во времена правления короля Манадеви, в эпоху Личави. Здесь с древних времен проходила дорога из Тибета в Индию.

Буддийская ступа Боднатх, Малый Тибет

Ступа не раз перестраивалась. Сегодня ее высота составляет 36 метров, в восьмиугольном основании по всему периметру в нишах расположены крутящиеся молитвенные барабанчики. Между куполом стихии Воды и пирамидой Огня на сторонах куба изображены смотрящие во все страны света слегка раскосые, с приспущенными веками глаза Будды.

Сверху из-под зонта к основанию на веревках протянуты разноцветные флажки, символизирующие стихии природы. А вокруг ступы теснятся друг к другу невысокие здания с ресторанчиками и всевозможными лавками для туристов. Но в одном месте строй схожих строений разрывается, чтобы дать место пагоде буддийского монастыря.

В свой первый приезд в Непал я жил в Боднатхе. Вечерами я любил забираться на ступу, под ее куполообразный «второй этаж». Так и сидел там до ночи, пока пожилой тибетец не начинал внизу громыхать ключами, запирая вход на святыню.

Надо мной сияли звезды, зеленоватым лунным светом отливала кровля монастыря, из приоткрытых дверей которого доносились протяжные звуки тибетских труб (дунченов и дункаров) во время вечерней пуджи.

Ступа обладала чудодейственной силой. Отдавала благотворные энергии, накопленные ею за 1500 лет. Не нужно было никаких медитационных поз с закрытыми глазами с нашептыванием мантр.

Все получалось само собой. Чувство гармонии вселялось в меня. По телу растекалось приятное расслабление, а все заблуждения ума, казалось, навсегда растворялись в космосе... И каждый может проверить достоверность этих моих слов, посидев хотя бы часок на ступе в Боднатхе.

Буддийская ступа в Заласанто (Zalaszántó), Венгрия

ПО ОРБИТЕ ВСЕЛЕННОЙ

Последний раз в Боднатхе я был совсем недавно. Там я зашел в картинную галерею, выходящую окнами на ступу. В ней были представлены картины, выполненные в традиционном тибетском стиле. У одной из них я надолго задержался, рассматривая сидящего у горной пещеры, овеянного славой великого тибетского йогина Миларепу.

Видно, заметив мой интерес к Миларепе, ко мне вдруг подошла служительница галереи и, показывая на ступу через окно, сказала, что там, вокруг ступы, ходит известный мастер духовных практик, монах-отшельник, спустившийся только что с гор.

Я сразу выделил его из толпы тибетцев, непальцев, туристов, наматывающих круги вокруг ступы. У него была седая борода, а на голове ритуальный парик из скрученных длинных волос. Его сопровождал молодой монах в красном одеянии и с бутылкой воды. Я взял да и пошел за ними, покручивая одной рукой молитвенные барабанчики в нишах ступы.

Так и ходил я за ними несколько часов подряд. Было жарко. Но чем дольше я вышагивал по кругам этой гигантской мандалы-ступы, как по орбите Вселенной, тем все явственней мной овладевало чувство удивительной легкости, будто я вошел в состояние невесомости, сбросил с себя всю тяжесть земных перегрузок.

Надо сказать, что негативные препятствия в моей жизни устранялись потом как бы сами по себе. И кое-что хорошее получалось будто бы без всяких усилий. А правду этих моих слов может проверить каждый, кто совершит хотя бы несколько кругов вокруг ступы в Боднатхе. И хорошо, если в тот же день к ступе спустится с гор монах-отшельник.

ВО СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В клятве Бодхисаттвы (просветленного существа) говорится, что, пока существует этот мир, это пространство, он отказывается уходить в нирвану, он остается на земле для спасения всех живых существ.

Буддийская ступа — это и есть образ Бодхисаттвы, или Будды, сидящего в бесконечном пространстве в позе лотоса. Он — Точка Света в единении микро- и макрокосмоса. Сидя в позе лотоса и медитируя, человек раскрывает в себе психические центры (чакры), и его тело как бы становится пятью этажами священной мандалы, или ступы.

Самый нижний ярус, или первый этаж, представленный квадратом или кубом, соответствует элементу Земли. В ее темной глубине созревают зародыши всех наших действий, то есть карма.

Второй ярус — круглая центральная часть строения — соответствует элементу Воды. Это так называемый пупочный центр нашего тела, в нем грубые элементы преобразуются в психические, тонкие энергии.

Буддийская ступа, возведенная на острове Огой летом 2005 г. на Байкале, официально именуется как Ступа Просветления, Покорения демонов.

Третий ярус соответствует сердечному центру и изображается позолоченным треугольником, или конусом, пирамидой. Это стихия священного Огня, который преображает, очищает и восстанавливает в изначальной чистоте элементы нашей личности. Эта часть ступы может иметь 13 ступеней или, в ином случае, колец, символизирующих путь просветления, — это познание десяти мудростей и трех времен.

Четвертый ярус является горловым центром, элементом Воздуха, полусферической формой сосуда. На некоторых ступах он сокрыт зонтом. Это центр дыхания, из которого по телу человека циркулируют «внутренние ветры», наполняющие энергией и силой и дающие нам речь.

Пятый, самый высший ярус — головной, верхний центр с пламенеющей точкой, каплей эфира. В тибетском буддизме он называется «тхигле» — ясный свет сознания, высшая мудрость, что и выражается всем известным протослогом «Ом». Эта самая макушка, и горит она золотом в бесконечности небесного пространства.

Так построена ступа Бодхистаттвы во спасение человека.

Олег ПОГАСИЙ, журнал "Загадки ХХ века", №8, 2017


Close