Старый, Ветхий Завет потерял свою силу, все что было написано в нем:

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
(Кол.2:14)

Сегодня чистый лист — каждый человек, который принимает в крещении Христа, как своего Спасителя.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
(Деян.8:36,37)

Новый Завет, новые условия спасения, чистый человек, без греха.

Никто в первом веке не мог даже представить, что Святой Дух может сойти на язычника, все были уверены, что это прерогатива исключительно иудеев. Примером может служить удивление учеников Иисуса, когда Петр проповедовал Корнилию, римскому военачальнику:

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
(Деян.10:34)

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
(Деян.10:44-48)

Никто даже и предположить не мог, что Бог обратит Свое внимание на таких людей, язычников. После этих событий Апостолы были в беспокойстве, были встревожены этими нововведениями, по-этому Петру даже пришлось объяснять свои поступки.

1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
(Деян.11:1-5)

Несмотря на получение великого дара — Святого Духа язычниками, Петр стеснялся по прежнему общения с ними и сторонился иудеев. Когда Павлу стало известно об этом, между ними произошел серьезный разговор.

Ветхий Завет исполнен и его не надо соблюдать, язычнике теперь наравне с иудеями!

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
(Гал.2:11,12)

В последствии в некоторых церквях Апостолы боролись с общим мнением, что надо по прежнему обрезать язычника, нужно соблюдать религиозные праздники ветхого завета, чтобы стать истинным христианином:

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал.5:2-6)

Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели , Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – , а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня - dies Solis - «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском - “søndag”, на шведском - “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется - Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») - происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим « », «Фомина неделя» и т.п. – .

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье - последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка , главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не , не читается покаянная , не делаются земные поклоны.

IV заповедь Божия гласит : «Помни день субботний, чтобы, проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему». (Исх. 20, 8-10).

Четвертая заповедь строго пове­левает нам один день в неделю посвящать Господу. Заповедь о субботнем дне дана Богом еврейскому народу в глубокой древности. Почитание субботы осознавалось, как одно из знамений завета между Богом и людьми. Субботний день еженедельного отдыха посвящен Богу, чтобы человек помнил о Творце, которому принадлежит вся его жизнь. Соблюдение субботы получило особое значение со времени плена вавилонского и стало одной из отличительных черт иудаизма. Но законнический дух превратил радость этого дня в нечто принудительное. По ветхозаветному закону даже побивали до смерти камнями нарушителей субботы (Числ. 15, 32).


Христиане, исполняя заповедь о почитании седьмого дня, празднуют день воскресный, так как в этот день Христос воскрес из мертвых, победив Своей смертью смерть, ад и дьявола, и всему человечеству даровал жизнь вечную. И Святые Отцы говорят, что дело спасения человека (боговоплощение, страдания, смерть, воскресение и вознесение Христовы) превышает по своей значимости сотворение мира. То есть, спасение человека — это акт большей любви Божией к человеку, чем даже творение мира. Поэтому мы празднуем день воскресный. Почитание воскресного дня началось со времени Воскресения Христова. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, Христиан, «во едину от суббот», то есть в первый день недели, или воскресный день, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства причащения (Деян. 20, 7). В Апокалипсисе Иоанна Богослова также упоминается «день недельный», или воскресный (Апок. 1, 10).

Православный христианин должен в воскресный день обязательно участвовать в Божественной литургии. Благочестивые христианские семьи каждое воскресенье причащают своих малолетних детей в храме.


Чтобы понять важность воскресного посещения храма, необходимо понять, что воскресный день – это малая Пасха. Это день победы Иисуса Христа над диаволом и победа Жизни над смертью. Можем ли мы представить, что ветеран войны остался дома в день победы 9 мая. НИКОГДА! Если остался, то значит, он болен. Так же и христианин, если он воюет с грехом, если он на стороне Христа, то непременно придет разделить радость ВОСРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА! Ибо победа над грехом становится его личной победой. Тот, кто не посещает воскресное богослужение, тот не только нарушает Закон Божий, но еще и лишает себя радости духовной и духовного укрепления. Любить Бога надо всем сердцем своим и всем разумом своим. Безусловно, этому надо учиться. А как же научиться, если не ходишь в храм, где возьмёшь учителя? В Церкви всегда подчеркивается соборность. Не каждый сам по себе молится, но все вместе. Даже в самой главной молитве, Иисус Христос учит учеников называть Бога не своим, а нашим: «Отче наш…». Вот если ты говоришь, что любишь Господа, то покажи это делами своими. Чти День Воскресения Христова и хотя бы в раз в неделю приди в храм и поблагодари Бога за все, что получил в жизни. Бог любит тебя и всегда тебя ждет с любовью.

. Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

Воскресенье. Утро. Через несколько минут прихожане соберутся на молебен с акафистом перед Литургией. Участвовать в чтении и пении могут все желающие, всего 5 лет назад и я начинала свое воцерковление именно с таких акафистов…

…Тоненькая книжечка, с надписью «Акафист Всем Святым» дрожит в руках, Наталья Борисовна, староста храма и «старшая по акафистам», оглядывается в поисках чтецов. Книжка в руках – сигнал готовности к чтению, и я не остаюсь незамеченной. Ободряющая улыбка: «Будете читать?» Ком в горле, поначалу голос мне изменяет, но потихоньку крепнет. Когда я заканчиваю, вижу приветливые лица рядом – меня приняли…

После акафиста – Часы перед Литургией. Храм заполняется, так приятно увидеть всех снова, как и каждые выходные! Подаются записки, покупаются свечи, все расходятся на привычные места… Батюшка Алексий совершает каждение и поздравляет всех с праздником…

…Первый раз я увидела батюшку Алексия по телевизору – местная телекомпания показывала сюжет о посещении настоятелем Покровской церкви села Хомутово Щелковского детского дома. «Вот к такому батюшке я смогла бы пойти на исповедь…» — эта мысль засела во мне и послужила началом моего возвращения в храм, после того, как перестав посещать воскресную школу, я стала бояться показываться в окрестностях храма.

«Благословенно Царство…» — начинается Литургия.

Постепенно у храма собираются многочисленные родители с детьми. Дети постарше сразу идут на службу, малыши – на детскую площадку на территории храма. Мамы и папы совсем маленьких обычно посещают службу по очереди, чтобы иметь возможность спокойно помолиться. Песочница, качели, лесенки-лазилки – какая радость для малышей! А ведь все это появилось не так давно, количество детей на приходе, слава Богу, растет с каждым годом.

Через ворота на территорию робко заглядывают записавшиеся на крещение. Мамы качают младенцев, будущие крестные, румяные и веселые, спрашивают, где находится сторожка, стоя прямо перед ее дверью. Владельцы видеокамер и фотоаппаратов, в ожидании главного события, запечатлевают красоты храма и многочисленные цветочные клумбы в ограде, заботливо возделываемые прихожанками. Чаще всего храм для приходящих креститься или крестить детей – что-то далекое, таинственное и загадочное… Скоро к ним подойдет наша Лена, проводящая огласительные беседы перед крещением, все объяснит и ответит на все вопросы. Помимо этого послушания Лена занимается еще и библиотекой при храме, книги в которой может взять почитать любой желающий. А еще она, как и многие, помогает убираться в храме.

Вспоминаю, как я первый раз решилась предложить свою помощь в храме – осталась после службы. Валентина, молодая женщина за ящиком, немного удивилась, приветливо улыбнулась, и пошла учить меня гасить лампадки. Помню, как батюшка, проходя мимо, задержал на мне ненадолго взгляд – кто-то новенький появился… А потом, со слезами на глазах, я рассказывала своим подругам в училище, как хочу стать членом этой семьи – убираться, мыть полы, все, что угодно – только бы быть Там…

Помню, что первым человеком, приветствовавшим меня в храме на ночной Пасхальной службе радостным возгласом «Христос воскресе!» была Ирина, под руководством которой мы с подругой в Великую Субботу следили за свечами и мыли полы…

…Вот прошла из сторожки в храм Аннушка – старенькая алтарница. Кажется, она совсем уже плохо слышит и видит, но никогда не пройдет мимо знакомых лиц без легкого поклона и удивительно доброй и радостной улыбки. Алтарниц у нас двое – есть еще Антонина – ревнительница благоговейного отношения к храму и службе, простая и добрая, но не дающая спуску мальчишкам-алтарникам в случае нерадивости.

Пора и нам в храм. Входишь и сразу слышишь стройное клиросное пение. Сегодня, в воскресный день, хор в полном составе. Регент Люба совсем еще молодая, но очень строгая – попробуй взять не ту ноту! Но по воскресениям такого не бывает – на клиросе прихожане с самыми лучшими вокальными данными, и самые опытные. Среди них, если приглядеться, можно заметить нашу самую старшую и уважаемую певчую – Зинаиду Григорьевну. Именно она, матушка Зинаида, когда-то взяла меня за руку и привела на клирос, даже не представляя себе, как это много для меня тогда значило, да и навсегда это событие стало для меня в жизни значимым… Скромная и незаметная на праздничных службах, матушка Зинаида, всю свою жизнь посвятившая храму, просто незаменима на будничных службах, когда певчих очень мало, не редко и одной приходилось помогать батюшкам пропеть и вычитать длящуюся несколько часов службу…

За ящиком – Елизавета, Валентина, Людмила Андреевна – казначей храма. Всегда улыбнутся, ответят на неиссякаемые вопросы тех, кто только ищет дорогу к храму, кто зашел «случайно», из любопытства, посоветуют книгу, расскажут о иконах, подскажут, когда удобнее подойти с вопросом к батюшке. Ну а мамочкам с детишками всегда добавят лишнюю просфору – после Причастия никакие сладости не сравнятся со свежей просфоркой!

В Никольском приделе – исповедь. Сейчас исповедует батюшка Василий. Удивительный батюшка! Недавно всем приходом отпраздновали его юбилей – 70-летие. Несмотря на все немощи, отец Василий не оставляет службу в храме. Он исповедует, сослужит, служит панихиду – очень много значит его служение, прихожане его любят и ценят. Рядом с ним всегда его правая рука – матушка Тамара – добрая, приветливая, любимица всех малышей на приходе.

Есть у нас еще один батюшка – отец Александр. Такого веселого батюшку не часто встретишь – каждый вспомнит какую-нибудь его добрую шутку, веселое замечание, выводящее из уныния. Мимо детей о.Александр никогда не пройдет просто так – благословит, погладит по головке, расспросит как дела, не обижает ли кто? Многие замечали, что особенно неравнодушен он к мальчикам – у батюшки четыре дочери и две внучки, о которых он никогда не устает рассказывать.

Нельзя не вспомнить и матушку Евгению – супругу нашего настоятеля, маму четверых детей. Она всегда в курсе всех дел на приходе, всегда поддержит в трудную минуту, помолится, найдет кого-то, кто может помочь в затруднительной ситуации. Молодым мамам посоветует, как справляться с маленькими детьми, не забывать храм и не оставлять молитву ни при каких обстоятельствах.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — вот и Причастие. Множество молодых мамочек и папочек с младенцами на руках потянулись в сторону батюшки, держащего в руках Чашу и читающего молитву. Перед о.Алексием множество ребятишек в пестрых праздничных одежках и платочках, чуть поодаль – дети постарше, чинно сложившие руки на груди… Слава Богу, что их так много! Дай, Господи, чтобы они через всю жизнь свою прошли с верой и упованием на помощь Божию…

После Причастия малышей уносят покормить и уложить спать в коляски, многие остаются до конца службы. Взрослые прихожане подтягиваются поближе к батюшке, чтобы послушать проповедь. Но, благодаря заботам наших умельцев, Григория и Сергея, протянувших проводочки с микрофонами к алтарю, проповедь очень отчетливо слышна не только рядом с батюшкой, но и в любом уголке храма.

Подходим ко Кресту. Батюшка приветствует каждого, спрашивает, как здоровье, наладились ли дела, приглашает на трапезу.

В притворе многие задерживаются у стендов. Здесь всегда можно узнать новости прихода, прочитать объявления о предстоящих Крестных ходах, приходских праздниках, почитать статьи прихожан с нашего сайта, посмотреть фоторепортажи с уже прошедших общеприходских мероприятий и праздничных концертов, полюбоваться рисунками юных учащихся воскресной школы, и узнать многое другое. Взрослые приглашаются на беседы о православии с батюшкой, проходящие по средам в детском клубе в городке Щелково-7.

Молодежь под руководством молодого офицера Владимира договаривается об очередном пешем или велосипедном походе – ведь лето на дворе, самое время отдохнуть на природе.

Примерно раз в месяц в притворе, а в летние солнечные дни и на выходе из храма, проводится раздача одежды и обуви для нуждающихся. Наталья Николаевна, несущая здесь послушание, рассказывает, что такие раздачи помогают многим. Ну а мамы на приходе в любое время не перестают обмениваться детской одеждой и вещами, которые младенцы, как правило, не успевают изнашивать.

В дни престольных праздников на выходе из храма всех ожидает праздничная трапеза – специально вынесенные столы уставлены блюдами с печеньем и конфетами, всех угощают душистым чаем – весь воздух вокруг пронизан атмосферой праздника… Мы общаемся, радуемся, делимся новостями и впечатлениями, планируем будущие встречи.

После службы многие остаются в храме помочь, после трапезы и отдыха начинаются занятия в воскресной школе. Для старших Александр Георгиевич, бывший военный, проводит секцию рукопашного боя.

Мы с детьми идем домой – они еще маловаты для воскресной школы, да и послушание у мужа в храме скорее «домашнее» – Борис, и еще один наш прихожанин, и просто друг, Сергей, по благословению батюшки занимаются сайтом нашего храма. Они пишут новые статьи, делают фоторепортажи, регулярно обновляют расписание Богослужений, ищут интересные материалы.

Последний взгляд на храм, крестное знамение, поклон… Мы идем домой, но душой не уходим отсюда никогда. Это наш второй, а точнее – первый дом, здесь наши друзья, наша семья, которая постоянно растет и меняется, готовая всегда принять того, кому тяжело и одиноко, готовая помочь и поддержать. Наша семья – это наш приход.

Ольга Ушкевич

Ныне в Благовещенском соборе на Божественной Литургии было прочитано зачало из Послания апостола Павла к Евреям, в котором были следующие слова:

«И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Кор 11:32-40)

Апостол говорит о святых праведниках Божьих, которые, претерпев множественные притеснения, поругания и гонения, не отступили от Евангелияи ценой собственной крови не дали угаснуть исповедованию Веры Истинной и жизни Церкви Христовой. Они не получили обещанного здесь на земле, но наследовали лучшее Царство..

И одиного из таких праведников вспоминает Святая Церковь сегодня - святого Максима Исповедника. Он жил на рубеже VI-VII веков в эпоху вселенских соборов, когда императоров и патриархов Римской Империи очень сильно беспокоили вопросы вероисповедания. И эти вопросы были настолько тонкими и глубокими, что нынешнему обывателю будет практически невозможно представить их предмет. Мало кто сейчас из прихожан задумывается о том, как во Христе было одновременно и Божественное и человеческое начало, сколько у Него было волей (божественная, человеческая, или сразу две?) и т.п., однако, такие вещи, такие темы были настолько значимы, что от них зависла не только церковная, но и политическая целостность Римской Империи.

И так, монах Максим, будучи очень и очень образованным богословом отстаивал чистоту и истинность православного вероисповедания, борясь с бушевавшей в то время ересью монофелитства.

Немного ранее большинство иерархов сильно удовлетворяло другое еретическое вероисповдование - монофизитство, отчего ересь распространялась по всей Церкви. И это распространение было необходимо пресечь путем грамотного богословского обоснования неистинности ереси, но, пребывая уже в меньшинстве, православные епископы во главе с папой римским Гонорием сформулировали новое обоснование христианского учения, чтобы пойти с еретиками на компромис и исповедовать единое, не расколотое ересью христианское учение, но, к сожалению, уступка еретикам понесла за собой новую ересь - моноэнергизм, понесший за собой монофелитство. Церковь сплотилась, но Вера и исподование ее было неистинно. И только монах Максим, не соглашаясь ни с одним «компромиссом», отстаивал подлинное вероучение..

Подумать только! Все Православие в тот момент хранил один лишь человек!

И самое страшное в том, что, обладая большим авторитетом, преподобный Максим не давал покоя и императору, и папе римскому, и патриархам, за что был объявлен врагом Империи, пытавшимся своими богословскими трудами создать в ее единстве раскол. Его осудили, отрубили правую руку, чтоб не мог писать, вырвали язык, чтоб не мог проповедовать и отправили в далекую ссылку, где он скончался, приняв исповеднический венец.

Понятно, что через какое-то время Церковь, отказавшись от ереси, приняла его учения за действительно истинные, но, так или иначе, если бы Максим Исповедник в какой-то момент остановился, поддавшись этому давлению, то, может быть, и Церкви сейчас бы не было. Оттого необходимо хранить и чтить память святого исповедника Божьего, который отдал свою жизнь ради Истины и своею кровью омыл Тело Церкви Христовой от еретических язв.


Close