Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

О чем пойдет речь на уроке: Монастырь Монахи Монастырское послушание Монашеский обет Постриг монаха Какими знаниями по этой теме вы уже владеете?

3 слайд

Описание слайда:

Узнаем: кто такие монахи почему люди становятся монахами какие главные правила монашеской жизни известные монастыри Руси о жизни великих монахов

4 слайд

Описание слайда:

Словарь Монах (греч.- «монос»- один)- человек, посвящающий свою жизнь Богу. Инок (древнеслав. «ин»- один) Послушник- человек, живущий при монастыре, исполняющий послушания (определенные виды деятельности), готовится стать монахом Монашеский обет- обещания Богу (жить в послушании, безбрачии, в нестяжании (без личных вещей)) Постриг монаха- обряд посвящения в монахи, обретение нового имени.

5 слайд

Описание слайда:

На ваш взгляд, как эти понятия связаны между собой? послушание монашество обет монах монастырь постриг

6 слайд

Описание слайда:

1. Монахи Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись» *каждый выполняет свое послушание (трудится в поле, в мастерских, в храме, на кухне); *основной труд- молитва; *соблюдает монашеские обеты, подчиняется Уставу монастыря

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Проверь себя: Два основных занятия монаха? Что монахи называют своим «мечом веры?» Как называется обещание Богу? Что монахи называют своим «шлемом веры?» На какой самый главный вопрос отвечает монашество?

9 слайд

Описание слайда:

Правильные ответы: Труд и молитва Четки Монашеский обет Клобук В чем смысл жизни человека?

10 слайд

Описание слайда:

Великие монахи Святой Антоний Великий- первый христианский монах Преподобный Сергий Радонежский Благоверный князь Александр Невский Преподобный Серафим Саровский Святитель Лука Войно-Ясенецкий

11 слайд

Описание слайда:

Из жития Антония Великого Когда пpебывал он в уединении, то пpишел к нему один военачальник Маpтиниан. У него была дочь, мучимая бесом. Долгое вpемя он стучал в двеpь и пpосил Антония, чтобы вышел и помолился Богу о дочеpи его. Антоний не соглашался отвоpить двеpи и, выглянув свеpху, сказал: "Что вопиешь ко мне? И я такой же человек, как и ты. Если веpуешь во Хpиста, Котоpому служу я, то пойди и, как веpуешь, помолись Богу, и пpошение твое будет исполнено". Маpтиниан немедленно увеpовал и, пpизвав имя Хpистово, удалился с дочеpью, освобожденною уже от демона. Много и дpугих знамений сотвоpил чpез Антония Господь, Котоpый сказал: пpосите и дастся вам (Лк. 11, 9).

12 слайд

Описание слайда:

Из жития преподобного Сергия Радонежского Жил в окрестностях обители человек, имевший большую веру к Преподобному. У него был единственный сын, который опасно заболел. С верою понес его в обитель на своих руках скорбящий отец. Он донес сына живым до кельи Преподобного, но, пока умолял игумена помолиться об исцелении дитяти, пока Сергий готовился совершить молитву, мальчик испустил дух... Потеряв последнюю надежду, огорченный родитель с плачем стал укорять Преподобного Сергия, что он, вместо желанного утешения, только увеличил его скорбь. И безутешный отец оставил своего мертвеца, а сам пошел приготовить гроб для любимого дитяти. Сжалился угодник Божий над несчастным родителем; преклонил колена и стал молиться... Еще не окончил он своей молитвы, как вдруг дитя ожило, открыло глаза и протянуло ручки к Преподобному молитвеннику. Возвратился отец. Святой игумен встретил его на пороге кельи словами: «Напрасно ты, человече, не рассмотрев, так возмутился духом – видишь, отрок твой вовсе не умирал». Изумленный родитель не хотел верить словам его, но, увидев сына живым, пал к ногам человека Божия.

13 слайд

Описание слайда:

Из жития святого благоверного князя Александра Невского За распространение христианства, а также за особую, посильную, помощь в восстановлении русских городов и церквей, Александр Невский получил прозвание «благоверный»: «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». Существует предание, которое описано во всех библейских книгах. Во время захоронения князя тогдашний митрополит хотел вложить в ладонь ему духовную грамоту, но Александр Невский сам протянул руку и принял ее из рук церковного отца. Еще одним чудом, позволившим приписать Александра к лику святых, стал момент, когда во время службы священник неожиданно увидел перед собой живого князя с божественным сиянием. Тот, в свою очередь, спустя время, унесся вверх.

14 слайд

Описание слайда:

Из жития преподобного Серафима Саровского Всех старец встречал с величайшей приветливостью: "Радость моя, Христос воскресе!” - говорил он, с любовью обнимая пришедшего к нему паломника. Но тех, кто приходил с коварством, он грозно удалял от себя. Однажды к нему в пустыньку пришел офицер. Преподобный в это время стоял у чудотворного источника. Офицер приблизился к пустыннику, и в это время вода в источнике потемнела и возмутилась, стала бить мутным ключом. С гневом взглянул преподобный на офицера и грозно повелел: "Гряди вон! Подобно тому как замутился этот святой источник, так возмутишь и ты со своими единомышленниками всю Россию!” В ужасе отошел от него офицер: он действительно приходил с желанием хитростью получить от старца одобрение готовящегося государственного переворота. Это был человек из среды тех, кто по преступному неразумию или по ненависти, хотели разорить Россию и Православие. Преподобный провидел великие несчастья, которые принесут народу революционеры, и заранее предупреждал о событиях, которые должны были произойти через много лет.

15 слайд

Описание слайда:

Из жития преподобного святителя Луки Войно-Ясенецкого Жена одного генерала из любопытства зашла в молитвенный дом сектантов. Муж ее, человек верущий, посоветовал лучше сходить в православный кафедральный собор, где служит Владыка-ученый с мировым именем. Та послушалась и в воскресенье отправилась в церковь. Как раз в этот день святитель говорил проповедь о сектантах, раскрывал их заблуждения, обличал их и запрещал верным общаться с ними. Эта женщина приняла решение не ходить больше к сектантам и попросила передать Владыке Луке благодарность за вразумление. Когда ему сказали об этом, то он перекрестился и сказал: "Благодарю Бога, что моя проповедь принесла плоды"

16 слайд

Описание слайда:

2. Монастыри Место сосредоточения духовной жизни людей: Храмы Колокольни Мастерские Школы Больницы Книги Община монахов Монашество Старчество Послушничество

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цель урока: знакомство детей с православными монастырями и особенностями монашеской жизни.

1. Познакомить учащихся с жизнью православных монастырей.

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками.

3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.

Формирование УУД:

Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

Понятийный ряд: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, четки, клобук, ряса, подрясник.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация , выставка книг.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)

Давайте проверим, как вы поняли материал прошлого урока?

Поработаем в группах.

1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства? Слайд №4

3 группа. Закончите предложения. Выберете вариант правильного ответа.

1. Таинство – это действие

Бога по молитве человека,

Лекарств,

Телевизионных программ.

2. Таинство называется так, потому что

Земному человеку нельзя до конца понять его воздействие;

К нему хотят привлечь внимание;

О нём нельзя рассказывать.

3. Люди прибегают к таинствам, чтобы

Появился интерес к жизни,

Стать ближе к Богу,

Чтобы развлечься.

2 группа. Работа по слайду №2. Икона Тайная вечеря.

Что изображено на слайде? Тайная вечеря – последний ужин.

Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: “ Пейте всё. Это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается”.

После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: “ Вкусите. Это Тело Моё, ломимое во оставление грехов” Мы знаем, что, Христос хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес.

Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались, Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Проверка 1 группа

– Какие таинства вы знаете?

(Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)

Проверка 3 группа (по слайду №3)

Проверьте, так ли у вас получилось?

Молодцы. Я вижу, что вы хорошо поняли тему предыдушего урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы с вами попробуем определить тему сегодняшнего урока. Послушайте песню. Слайд №5

Прослушивание песни о монастыре.

4. Сообщение темы урока.

  • Формулировка темы урока совместно с учащимися.
  • Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся. Запишите тему урока в тетрадь.
  • Что бы вы хотели узнать о монастырях и о монашестве?
  • Целеполагание.
  • Итак, тему мы обозначили. Давайте теперь поставим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся. (Познакомиться с разными монастырями и жизнью в них) Слайд №6
  • Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие .

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают мужские и женские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

    Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: “Трудись и молись”. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.

    Слово “монах”, происходит от греческого слова “монос” - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

    Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

    5. Работа с учебником.

    Откройте страницу 81 учебника.

    Давайте прочитаем о жизни в монастыре.

    А теперь найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.

    6. Проверка самостоятельной работы. Слайд №7.

    1. Послушание.

    2. Монашеский обет.

    3. Постриг.

    4. Получение нового имени.

    Составление кластера “Монастырь”.

    В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

    Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

    1. Исполнение заповедей Господних.
    2. Добровольная нищета.
    3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

    После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Послушайте притчу.

    Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.

    – Как твои дела? – спросил игумен у монаха.

    – Еда противная!

    Прошло ещё 10 лет.

    – А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.

    – Постель жёсткая – слышит в ответ.

    Проходит ещё 10 лет.

    Тот же вопрос задаёт игумен.

    Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.

    В чём смысл этой притчи?

    Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.

    7. Знакомство с одеянием монахов. Слайд №8

    Составление кластера. (на доске)

    апостольник клобук параман

    хитон Монах подрясник

    ряса мантия пояс чётки

    Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

    Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

    Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

    Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

    Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве .

    Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

    Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

    Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

    Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину

    8. Физкультминутка

    А сейчас мы с вами, дети,
    Отдохнём и разомнёмся.

    Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок).

    Монастырь (посмотрите по сторонам).

    Учитель называет слова – учащиеся выполняют действия.

    9. Работа со стихотворением.

    Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

    Послушайте. (уч-ся) Слайд №9

    Главу клобуком покрыли,
    Очи в землю опустили,
    В чёрну мантию облекли
    И монахом нарекли.
    Подавали чётки в руки,
    Чтобы меньше было скуки,
    Вместо сладких всяких вин
    Наливают квас един.
    Подавают кислы щи –
    Ешь, монах, и не ропщи…

    Ответьте на следующие вопросы:

    1. Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю” ? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
    2. Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
    3. Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).

    Просмотр слайдов о жизни монахов. Слайд №10

    Какие черты характера воспитываются в монастыре?

    (Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).

    Вывод: Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

    Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы. Слайд №11

    10. Знакомство с монастырями.

    В России существует много монастырей. Они есть и в нашей Нижегородской области.

    Посмотрите на слайды №12, 13, 14, 15,16,17.

    Одним из известных монастырей – Серафимо-Дивеевский.

    Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. (Учащиеся)

    Один из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете.

    Чтобы незабвенна была тропа, по которой “стопочки Царицы Небесной прошли”, батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”

    В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.

    Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: “Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места”. Слайд №18, 19, 20, 21

    Кроме Серафима Саровского были и другие святые старцы.

    Давайте прочитаем в учебнике о Святом Луке. С. 83. Слайд № 22

    11. Закрепление изученного на уроке.

    Первая загадка:

    В чёрном, с чётками в руках,
    О душе своей в слезах
    Богу молится… (Монах)

    Вторая загадка:
    Ряса, клобук, параман
    Говорят о многом нам:
    Так одет монах, друзья,
    Жить, как все, ему нельзя!
    Инок, мантией одетый,
    Давший Господу… (Обеты)

    Давайте составим правила поведения в монастыре.

    Проверка.

    Назовите правила. Те, которые называли, не повторяйте.

    В монастыре запрещается:

    Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

    Говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

    Носить шорты на территории монастыря;

    Лицам женского пола находиться без головного убора.

    Составить синквейн со словом “Монастырь”.

    12. Итог урока.

    Какова тема нашего урока?

    Узнали мы то, что хотели?

    Что такое монастырь?

    Монах – кто это?

    13. Рефлексия.

    Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?

    А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.

    Слайд №23, 24

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Что такое монастырь? Монастырь - - обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед.

    Монахи Кто такие монахи? Мона́шество (монахи, монастыри - от греч. μόνος - один, одинокий) Монах (монахиня)- это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом. Монастырь – образ царствия Божия на земле.

    Пещеры, где скрывались от мира монахи Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) древнейшая русская обитель в мире, основанная в X веке Первые христианские монахи появились в конце XIII века.

    Первый христианский монах святой Антоний Великий жил один вдали от людей и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку. Со временем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы и подозрений.

    И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».

    Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри – общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, м астерские. В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи.

    Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом. -Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо? Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте. Притча «Два весла»

    Трудись и молись Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись» Трудно ли стать монахом? Прочитай об этом учебнике на странице 81.

    1. Исполнение заповедей Господних; 2. Добровольная нищета; 3. Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику. Монашеские обеты

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Монастырь Основы православной культуры Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением. А.С. Пушкин.

    Что такое постриг? ПОСТРИГ МОНАХА ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН САМ, СВОБОДНО ОТДАЁТ СЕБЯ В СЛУГИ ХРИСТУ, ЧТОБЫ НИКТО ДРУГОЙ И НИЧТО ДРУГОЕ НЕ ВЛАДЕЛИ ИМ. ДЛЯ НЕГО НАЧИНАЕТСЯ СОВСЕМ ДРУГАЯ ЖИЗНЬ, И ПОЭТОМУ ПРИ ПОСТРИГЕ ОН ПОЛУЧАЕТ НОВОЕ ИМЯ.

    Монашеское облачение. Монашествующие носят клобуки – камилавки, обтянутые черным крепом, спускающимся на спину в виде трех концов. Белый клобук патриарха Никона

    Четки - шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины или зёрна, пластинки или иные однородные элементы, помогающие монаху сосредоточиться в молитве Монашеское облачение.

    Мантия -длинная, до земли накидка без рукавов с застёжкой на вороте, окутывающее все тело как жизнь под Божьей защитой. Мантия Патриарха Всея Руси Кирилла

    Пояс - сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться нужно прежде всего о жизни души. Монашеское облачение.

    Легенда о царевиче И оасафе Царевич Иоасаф. Успенский собор Кремля. Фреска алтарной преграды. 1481

    Святой Лука Инструменты, принадлежащие Святому Луке.

    Монастырём управляет игумен или игуменья Игумен Иоанн – настоятель храма Успения Божией Матери

    Игуменья Сергия Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря

    Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, легко ли быть монахом? Подведем итоги

    Список литературы Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник. М.: Просвещение, 2012 http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/25 http://sl.btv.ru/index.html http://www.kupola.info/istorija-hrama/1990-2013.html http://ricolor.org/rus/rz/zo/22_5_11/30_5_11/ http://kotomysh.dreamwidth.org/86594.html http://new.nivasposad.ru/school/homepages/belousova/2010-2011/konkurs/belova_elena_b/index.htm http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA_25._%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C


    Урок 25 по ОРКСЭ Тема: «Монастырь»
    Составила: ШУКЛИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА учитель начальных классов МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа №2 Удмуртская Республика п. Яр 2016г.

    Притча Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого, он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон. И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. "Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Что могут обозначать большие, маленькие камни и песок в жизни человека?
    2

    Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, её здоровье - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для вашей семьи, следите за её здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для празднований и всего остального. «Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок".
    15.05.2015
    3

    ЦЕЛИ УРОКА: 1)объяснить лексическое значение, слова «семья» 2) Выяснить, на чём основана семья 3) узнать, что такое венчание, значение обручального кольца в православии Задачи урока: Находить значение слов по словарю помогать друг другу в работе соблюдать правила работы в парах принимать мнение другого, проявлять толерантность
    15.05.2015
    4

    Что является самым важным в жизни? СЕМЬЯ и ЕЁ ЗДОРОВЬЕ Что такое семья? Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами. Новый Завет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
    15.05.2015
    5

    На чём основана семья?
    15.05.2015
    6
    радость
    любовь
    понимание
    прощение
    тактичность
    верность
    терпение

    Что нужно для сохранения семьи?
    15.05.2015
    7
    Общие события:
    Праздники:
    Семейные традиции:
    День семьи
    Рождество Христово
    Походы, путешествия
    Пасха
    Новый Год
    День рождения
    Семейное чтение
    Вечернее чаепитие
    Вербное воскресенье

    Продолжите высказывание Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей … …чтобы я был здоров и чтобы у нас была крепкая семья. …чтобы я хорошо окончила школу, получила хорошее образование, благополучно создала свою семью. …чтобы я всегда их слушала в детстве и прислушивалась, советовалась по жизни и т.д.
    15.05.2015
    8

    Больше всего мои родители боятся, что… …со мной что-нибудь случится, не окончу школу, не получу образование. …буду несчастна в браке. … они останутся одни и т.д.
    15.05.2015
    9

    Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье… … звучал детский смех. …дети жили дружно между собой и делились общими интересами. …не было ссор и обид друг на друга, а если случилось, сумели простить. …не употребляли алкоголь, не сквернословили.. …не пахло табачным дымом. …было духовное взаимопонимание.
    15.05.2015
    10

    22.11.2016
    11
    Творческий проект «Моя семья»

    22.11.2016
    12
    Физкультминутка

    Праздник Всероссийский День семьи с 2008г Символ праздника цветок ромашка Награждают медалью «За любовь и верность» с изображением святых Петра и Февронии, жили они в г.Муроме. Им поставлен памятник.
    15.05.2015
    13

    Что такое ВЕНЧАНИЕ? В православии так называется вступление в брак. На голову жениха и невесты возлагают венцы. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу, которые готовы претерпеть всё ради сохранения семьи.
    15.05.2015
    14

    Что означает обручальное кольцо? Кольцо, как и венец не имеет конца. Это означает, что муж и жена должны быть верны друг другу и горе и в радости до конца.
    15.05.2015
    15

    Как вы понимаете? - Тот, кто не научится любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. - Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. Светом, радостью, смыслом наполняет семейную жизнь РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА!
    15.05.2015
    16

    Продолжи: -Я сегодня узнал … - Мне было интересно … - Для меня стало важным … - Мне было трудно … - Я рад, что … Спасибо за общение и понимание.
    15.05.2015
    17

    1. Тема урока: Урок 4 курса «Основы Православной культуры» Монастырь.

    2. Цели урока: дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре, монахах, познакомить с понятием молитва, Святые старцы.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: углубление знаний о православии.

    РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета. Сформировать навыки поведения в монастыре. Воспитывать уважение к Святым отцам. Воспитание любви к Родине на примере Преподобного Сергия Радонежского.

    3. ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, наглядные пособия, видео экскурсия, проектор.

    4. ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя, беседа, чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

    ХОД УРОКА

    АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут).

    Учитель предлагает детям прослушать отрывок песни «Монастырь»

    Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

    (Ответы детей)

    Учитель: А хотите, сегодня отправиться в виртуальное путешествие?

    Какие вопросы поставим перед собой?

    Что такое монастырь, как живут в монастыре, что такое молитва, Святые старцы.

    ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ:

    Учитель показывает детям таблички «Монастырь», «Монахи», «Келья», «Молитва», «Жизнь в монастыре», «Святые старцы».

    Нам сегодня предстоит ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой.

    Учитель вывешивает первую карточку «Монастырь»

    Что такое монастырь? Кто был в монастыре?

    Ответы детей.

    Появляется первый слайд с фотографией монастыря.

    Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь. Разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю. Святые Старцы.

    Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

    А кто и как живёт в монастыре?

    Почему люди идут в монахи?

    От чего отказываются монахи?

    (Ответы детей).

    Появляется Слайд 2 (Фото монахов)

    Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям и призванию согласился жить без семьи. Сам он считает, что не столько отказался, сколько согласился: согласился с неким зовом- зовом Бога, который указал на его призвание.

    Что такое призвание?

    (Ответы учащихся).

    Призвание – это смысл жизни конкретного человека. Призвание - неповторимость в этом мире. Бог создает людей для какой-то задачи, а если мы отклоняемся, то это наша вина перед Богом. Каждый из нас должен понимать самого себя и свои обязанности.

    А как вы думаете, чем занимаются монахи? Появляется карточка на доске.

    Монашество – это счастье, но это и крест. Да это часто можно сказать и о том, с чем имеешь дело, живя в миру: о работе, детях, семье. В жизни радости и горести всегда идут бок о бок. В жизни монаха бывают моменты, когда он с особой силой ощущает радость своего пребывания с Господом. А вот другая сторона медали. Господь не сразу «нагружает» монаха всеми теми скорбями, которые его ожидают, а с течением времени и по мере его духовного возрастания, крепчания. Чтобы монах мог их выдержать. А еще для того Господь так поступает, чтобы монах, почувствовав всю тяжесть монашеского креста, не ужаснулся, не впал в уныние и не пожалел о своем выборе. Потому что поначалу он действительно не готов понести скорби в «полном объеме».

    Порой кажется, что монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…

    Появляется на доске карточка «Келья».

    Кто из вас, сможет объяснить что это?

    Келья-жилое помещение в монастыре.

    Ребята, обсудите в группах, всё что вы знаете о жизни монахов.

    Прочитайте в учебнике рубрику «Это интересно». Подготовьте выступление «Монашеское облачение» (Клобук, мантия, чётки, пояс)

    Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который принимает монашеский постриг?

    (Прослушиваем выступления каждой группы)

    А теперь, ответим на вопрос? Монах – это неудачник, который вместо того чтобы прилагать усилия и строить свою жизнь, уходит от проблем в монастырь…

    Так может ответить нецерковный человек. А православный знает, главное правило в монашестве «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается очень рано, в 3 – 4 часа мы еще, а монахи уже совершают утреннюю молитву. Принимают пищу один раз в день, бывает два раза. Монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря и т.д. Все остальное время молятся.

    Что мы знаем о молитве? Появляется карточка «Молитва»

    У православных людей есть три вида молитвы.

    Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».

    Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

    Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.

    Самая высокая молитва – славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

    Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая. Можно радоваться новой игрушке или вещи. Но есть такие поводы для радости, которые нельзя унести к себе домой. Разве можно унести красивый закат, радугу, запах свежей зелени после дождя, соловьиную трель?

    Православный человек может молиться сам и вместе с другими людьми. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте.

    Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.

    (Ответы учащихся).

    Каких известных Святых Старцев вы знаете?

    Кого называют Святыми Старцами?

    (Ответы учащихся).

    Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь.

    Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в Сергиев Посад. Посетим Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

    Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя.

    Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. С самого начала, еще до появления на свет было понятно, что родится необычный ребенок. За долгое время до появления на свет этого святого младенца дивный знак был подан со стороны Бога, который нес в себе такой смысл, что будет рожден великий избранник. Несколько раз младенец, будучи еще в материнском чреве, кричал во время церковной службы. И вот 3 мая 1314 года в доме боярина Кирилла была всеобщая радость и веселье. Марии и ее мужу Бог послал сына. В сороковой день после рождения Мария и Кирилл понесли своего младенца в церковь, чтобы совершить над ним святое крещение, и в то же время исполнить свое обещание представить дитя в непорочную жертву Богу, который дал его. Благоговейный иерей, по имени Михаил, нарек младенцу во святом крещении имя Варфоломей – СЫН РАДОСТИ. Между тем мать, а потом и другие стали примечать в младенце нечто необыкновенное: младенец всем на удивление не пил материнского молока по средам и пятницам, также он не брал грудь матери, если Мария съедала перед кормлением мясное блюдо. Время шло. На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата. Братья обучались успешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где – нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась. Раз отец послал его в поле искать убежавших жеребят. Это поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей. Идя по дороге мальчик увидел, что очень старый человек молится на коленях под дубом. Отрок тихо подошел к нему и стал терпеливо ждать окончания молитвы. После того, как старец поднялся с колен, он посмотрел на мальчика и спросил его, “что тебе надобно, чадо?” и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе. - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест. А затем произнес: “Веруешь ли, и больше сих узриш и о грамоте, чадо, не скорби; ведый буди известно, яко от сего дня дарует ти Господь грамоте”. Мальчик поклонился старцу и пригласил к своим родителям в дом отдохнуть, сказав, что в его доме таких людей почитают.А дальше произошло настоящее чудо. Когда они прибыли в боярский дом, их встретили благочестивые родители Варфоломея Кирилл и Мария. Но прежде чем сесть за стол, они прошли в моленный покой, и старец - инок повелел отроку Варфоломею взять Псалтирь и читать. Варфоломей моляще смотрел на инока, как бы взглядом прося отпустить его. Но инок ласково и строго сказал: "Читай”. И произошло чудо Божие. Как будто темная завеса спала с глаз Варфоломея, и он без запинки, бегло стал читать Псалтирь. Тишина царила в молельне, а он все читал псалом чисто, красиво. Голос его звучал как родник. Закончен псалом. Стало совсем тихо в молельне. Это воистину было чудо. Ликовало от радости сердце Варфоломея. Уходя, старец предсказал Варфоломею необычное будущее. С детских лет, когда у большинства подростков на уме игры и забавы, его сердце пламенело любовью к Богу. Давней мечтой Варфоломея было уединиться и молиться. Однако он был единственной опорой престарелых родителей. Когда Варфоломею исполнилось 18 лет, у него умирают родители. Он вместе со старшим братом решают стать монахами, пойти в лес, построить там монастырь и служить богу. Так и сделали. Облюбовали место на горе Маковец и построили там небольшой деревянный монастырь. Через некоторое время к нему пришёл инок Митрофан, от которого Варфоломей принял пострижение в монашество с именем Сергий, было ему 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давались прозвища или по ремеслу, которым они занимались, или по характеру, или по месту жительства. И был Сергий первый постриженик своей уединенной обители, первый начинанием и последний мудрованием, первый по счету, и последний по тем смиренным трудам, которые сам на себя возлагал. О Сергии Радонежском узнали другие люди. Они приходили к монаху и оставались с ним жить, строить себе деревянные дома, церковь. Все работали сообща, вместе. Сергий Радонежский трудился вместе со всеми. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том, что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий хочет построить монастырь и руководить братией. За духовной жизнью братии наблюдал и был строг. Во всем остальном был смиренен. Был все так же прост, беден и равнодушен к мирским благам. Голос его был негромкий, лицо спокойное. За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать. Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие. Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. В 1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

    В наше время к Сергию Радонежскому обращаются с просьбой помочь в учебе. Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители поломники. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение. Слайд 2

    Чудеса В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням - средам и пятницам.

    Учёба Варфоломея На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Варфоломей далеко отставал детей. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Варфоломей часто, укрывшись от взоров людских, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!”

    Просьба Варфоломея - “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”. Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест.

    Постриг Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Варфоломей и его брат решили уйти в монастырь. О ни поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако брату стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

    Дружба Медведь подружился с Сергием. Сергий его не прогонял, кормил, даже было такое, что отдавал медведю последнюю еду, а сам оставался голодным. Это говорит о том, что Сергий был действительно особенным человеком

    Преподобный Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по-гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей.

    Сергиев Посад Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.

    Сергий Радонежский Умер преподобный Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.



    Close