англ. holocaust от греч. holokaustos всесожжение, жертвоприношение с помощью огня)

наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй мировой войны в Европе (1933-45). Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа (от иврит. Shoah - Катастрофа) и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Освенцим. Получил мировую известность с середины 1970-х гг. после выхода голливудского художественного фильма Holocaust.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОЛОКОСТ

от англ. holocaust), Шоа (с ивр. - бедствие, катастрофа), Катастрофа - понятия, широко используемые для характеристики трагедии, когда в результате нацистской политики геноцида в годы Второй мировой войны были уничтожены миллионы евреев.

Идеология национал-социализма, основанная на расовом учении о превосходстве арийской, нордической расы, оправдывала порабощение и физическое уничтожение целых народов, которые объявлялись неполноценными, «низшими» расами, «недочеловеками» (Untermenschen) - например, славян или цыган. Но именно в отношении евреев геноцид в «третьем рейхе» и на оккупированных территориях приобрел масштабный, массовый характер и привел к почти полному уничтожению ашкенази - восточноевропейского еврейства.

Антисемитизм нацистов вырастал из старых, бытовавших в Европе веками националистических предрассудков. Но в XX в. он приобрел качественно новый характер. Традиционная еврейская община, автономно существовавшая в европейских государствах в пределах гетто на протяжении многих веков, в результате глубоких изменений во второй половине XIX - начале XX вв. прекратила свое существование. С ее распадом началась активная интеграция евреев в экономическую, политическую, культурную жизнь стран проживания.

Еврейское национальное движение стало заметным фактором международной жизни. Бывшие обитатели гетто стали играть важную, а часто и ведущую роль в политической жизни многих государств. Верхушка большевистской партии, захватившей власть в России в октябре 1917 г. (см. Октябрьская революция), состояла в основном из евреев. Нацисты это обстоятельство всегда использовали в своей пропаганде, отождествляя большевизм и еврейство, и оправдывали чудовищные злодеяния в отношении последнего необходимостью спасения европейской цивилизации от коммунистического варварства.

Велико было влияние еврейского финансового капитала и на формирование внешней и внутренней политики США, превратившихся к началу ХХ в. в центр мирового еврейства (и остающийся им до сих пор). В побежденной Германии ключевые посты в экономике, политике, культуре тоже были захвачены евреями. Веймарскую республику нередко именовали даже Judenrepublik. Неудивительно, что послевоенные экономические трудности, разруха, нищета, помноженные на чувство национального унижения, вскоре привели к тому, что именно в евреях рядовые немцы стали видеть главных виновников всех своих бед.

Эти стихийные настроения умело использовал Гитлер. Нацисты обвиняли евреев в подрыве немецких национальных традиций, германского государства, основ экономической жизни. Международные связи еврейского капитала и политиков еврейской национальности с финансовыми и политическими кругами США, Великобритании, Франции - недавних врагов рейха - преподносились гитлеровской пропагандой как свидетельство всемирного «жидомасонского заговора», целью которого является установление на планете еврейского господства. И помешать этому способна лишь «арийская раса».

Нацисты с момента возникновения своей партии ставили целью не просто изоляцию евреев, вытеснение их из политической и экономической жизни, но именно поголовное физическое уничтожение всех евреев, «окончательное решение вопроса». Еще в 1922 г. Гитлер заявил, что в случае прихода к власти «уничтожение евреев станет моей первой и главной задачей… Если как следует подогреть ненависть и развязать борьбу против них, то их сопротивление будет неизбежно сломлено. Они не смогут защитить себя, и никто не станет их защитником». И после прихода к власти в 1933 г. он последовательно стал воплощать эту программу в жизнь, умело сочетая стихийный антисемитизм улицы, погромы штурмовиков с систематическим государственным насилием, роль которого возрастала по мере укрепления фашистского режима.

С началом Второй мировой войны насилие в отношении евреев стало массовым, и погром в пределах страны обернулся геноцидом в масштабах Европы. В государствах континента, контролируемых нацистами, проживало, по некоторым оценкам, около 9 млн евреев. Для воплощения своих чудовищных планов в жизнь (физической ликвидации столь значительного количества людей) «обычных» методов было недостаточно. И тогда нацисты создали систему концентрационных лагерей - «фабрик смерти», где за годы «третьего рейха» были уничтожены миллионы людей, в основном гражданских.

Всего нацистами было создано 1634 концлагеря и свыше 900 «трудовых». Все они, в сущности, были «лагерями смерти», где тысячами гибли как евреи, так и представители других «неполноценных» народов. В самой Германии еще в 1939 г. начали действовать такие крупные лагеря как Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенсбрюк, Флоссенбург. А в оккупированной Польше появились стационарные центры, специально спроектированные (или переоборудованные) для массовых убийств в индустриальном масштабе: на территориях, включенных в рейх - Освенцим и Хелмно, в «генерал-губернаторстве» - Майданек, Треблинка, Собибор и Бельзец. Это не случайно - именно в Польше, а также в Белоруссии и на Украине проживала основная масса восточноевропейского еврейства.

Лагеря смерти были построены вблизи транспортных артерий. В генерал-губернаторстве, которое Гитлер называл «огромным польским лагерем», гетто были сосредоточены рядом с железными дорогами. Без их сети (на Рейсбане было занято около 1,5 млн чел.) Холокост был бы просто невозможен.

Даже во время Сталинградской битвы, когда требовалось срочно перебросить на Восточный фронт новые воинские соединения и технику, график движения поездов составлялся так, что приоритет отдавался тем составам, что везли в концлагеря евреев.

Большинство немцев знало о назначении этих составов, которые громыхали в темное время суток. Некоторые даже говорили: «Проклятые евреи, даже ночью спать не дают!».

Немцы получали выгоду от массовых убийств. Изъятые у несчастных вещи, от часов и авторучек до белья, распределялись в вооруженных силах и среди гражданского населения. Известен случай, когда на «Внутреннем фронте», т. е. в самой Германии, всего за 6 недель было распределено 222 тыс. мужских костюмов и комплектов белья, 192 тыс. комплектов женской одежды и 100 тыс. детской. Все это было изъято у людей, отправленных в газовые камеры в Освенциме. И получатели прекрасно об этом знали.

Было, конечно, немало случаев, когда немцы, рискуя жизнью, спасали от неминуемой смерти евреев. Но в целом приходится признать: немецкий народ знал о геноциде и содействовал ему.

Массовым истреблением занимались и мобильные команды - эйнзатцгруппы СС. Их было создано 4 - по одной на группу армий, вторгшихся в СССР. Из 4 млн евреев, проживавших на советских территориях, оккупированных немцами в 1941–42 гг., 2,5 млн успели эвакуироваться до прихода фашистов. Оставшиеся же на 90% были сконцентрированы в городах, что значительно упрощало для эйнзцатцгрупп задачу их уничтожения.

Казни осуществлялись как путем массовых расстрелов, так и с использованием передвижных газовых камер. За короткое время небольшим группам палачей (в каждом карательном батальоне насчитывалось от 500 до 900 военнослужащих) удалось истребить огромное количество мирных жителей, в основном еврейской национальности. Так, в Риге 22 эсесовца убили 10600 евреев.

Всего за полтора месяца, начиная с середины октября 1941 г., эйнзатцкоманды A, B, C и D на оккупированной советской территории уничтожили 125, 45, 75 и 55 тыс. евреев соответственно. В 1942 г. на территории Украины и Белоруссии их было истреблено 900 тыс.

Геноцид в отношении этого народа осуществлялся как на оккупированных территориях, так и в странах фашистского блока, хотя везде по-разному. Австрийцы, которых после войны стали представлять «первой жертвой нацизма», на самом деле горячо приветствовали аншлюс и участвовали в Холокосте даже с большим рвением, чем немцы.

Не только Гитлер, но и главные палачи Эйхман и Кальтенбруннер были австрийцами. Выходцы из Австрии Зейсс-Инкварт и Раутер руководили массовым истреблением евреев в Голландии. Австрийцы составляли одну треть личного состава эсэсовских истребительных батальонов, они командовали четырьмя из шести «фабрик смерти». По некоторым подсчетам, именно на долю австрийцев приходится половина всех уничтоженных в годы Холокоста евреев.

Ответственность за чудовищную катастрофу лежит и на Румынии, где до войны проживало 757 тыс. евреев. Профашистский режим Антонеску проводил антисемитскую политику на государственном уровне внутри страны. А в оккупированной Бессарабии румынскими солдатами было убито 200 тыс. евреев. Совместно с эйнзатцкомандой D только в Приднестровье они уничтожили 218 тыс. евреев. Жестокость румын изумляла даже эсэсовских палачей.

Часть французов, как тех, кто жил в оккупированной фашистами северной части, так и подданных марионеточного вишисткого режима Петена, поддержала гитлеровское «окончательное решение». Коллаборационисты помогли немцам депортировать 75 тыс. французских евреев, из которых уцелело всего 2,5 тыс.

В других европейских странах - Италии, Голландии, Греции нацисты такой поддержки со стороны населения не нашли. Даже Муссолини колебался в отношении проведения в жизнь «окончательного решения». Геноцид евреев в этих государствах осуществлялся в основном эсэсовцами.

Количество жертв Холокоста было бы на порядок меньше, если бы не выжидательная политика США и Великобритании. Союзники вполне могли бы принять большее количество беженцев из Германии и оккупированной Европы (и тем самым спасти их от верной смерти), чем это было сделано.

За всю войну США пустили в страну всего 21 тыс. эмигрантов - 10% от количества, предусмотренного законом о квоте. В Америке были сильны антисемитские настроения, там в массе своей граждане отказывались верить даже в сам факт Холокоста, несмотря на многочисленные свидетельства тех, кому посчастливилось выжить. Пассивную позицию занял президент Рузвельт, который был решительным противником массовой эмиграции евреев из Европы в Америку.

Англичане тоже были настроены против массового приема беженцев, Форин Офис отклонял даже индивидуальные прошения. Геббельс записал в дневнике 13 декабря 1942 г.: «Думаю, и англичане, и американцы счастливы, что мы энергично истребляем евреев».

США и Англия уверяли мировую общественность, что самый эффективный способ спасения евреев - быстрый и окончательный разгром Гитлера. Но второй фронт в Европе был открыт лишь 6 июня 1944 г., когда Красная Армия стремительно наступала на запад, освобождая страны Европы и спасая гражданское население, включая и евреев, от уничтожения.

Промедление союзников с открытием второго фронта стоило жизни не одной сотне тысяч евреев. В этом смысле военно-политическое руководство США и Великобритании также несет ответственность за Холокост.

Почему он стал возможен? Почему сами евреи не смогли оказать палачам серьезное сопротивление, как это делали другие, менее многочисленные народы? Причины в историческом опыте иудеев, которые за много веков привыкли приспосабливаться к действительности, а не бороться. Кроме того, наиболее деловитые из ашкенази эмигрировали в Америку еще до войны, а энергичные и воинственные - в Палестину. Оставшиеся, в основном религиозные евреи, к организованному сопротивлению не были способны. Эти особенности еврейской социальной психологии и учитывали нацисты, сводя у жертв до минимума саму мысль о сопротивлении.

Евреи верили, что ниспосланная на них страшная кара, орудием которой был Гитлер, есть дело рук Божьих и одновременно доказательство того, что Бог избрал именно их. Понимание Холокоста как жертвы, страдания, искупления, за которым наступит возрождение, и по сей день является для большинства евреев актуальным. Шоа, Катастрофа является для еврейского сознания центральным событием Второй мировой войны, которая была развязана якобы только потому, что Гитлер патологически стремился уничтожить евреев.

Но в 1939–45 гг. участники войны решали разные задачи, исходя из своего понимания национальных интересов (пусть и ложного, приведшего собственный народ к катастрофе, как в случае с Гитлером), а вовсе не воевали исключительно для того, чтобы уничтожить или спасти «избранный народ».

Вырывание событий Холокоста из контекста мировой войны ведет к мифологизации исторического процесса. Сакрализация Катастрофы, превращение ее в общественном сознании из исторического факта в вариант библейских Писаний (Кетубим), событие только иудейской истории, не допускают иных, «неталмудических» толкований. Даже цифра жертв Холокоста объявлена неизменной и окончательной - 6 млн чел. Сомневающиеся подлежат суровому суду, причем на самом высоком международном уровне.

Фактически религиозно-метафизическое восприятие евреями Холокоста предписывается остальному миру в качестве нормы международного права, а иная точка зрения на историю массового геноцида в отношении евреев - недопустимой.

В некоторых странах отрицание факта Холокоста является уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее, существует «ревизионистская» литература, в которой делаются попытки взглянуть на события Второй мировой войны и Холокост не только глазами евреев (см. например, Юрген Граф).

По мнению «ревизионистов» количество жертв Катастрофы сильно завышено, многие народы понесли не меньшие потери в войне, и уже на этом основании неправильно делать еврейский народ главным субъектом (и объектом) Второй мировой войны, ее главной жертвой. Наиболее радикальные авторы вообще оперируют цифрой всех еврейских потерь в 300 тыс. чел., а не 6 млн. Довольно серьезные аргументы подтверждают цифру около 4 млн чел. (В. Кожинов). Есть и точка зрения, что никакого Холокоста не было - она распространена в арабском и мусульманском мире, а миф о Холокосте раздула еврейская пресса, чтобы вызвать у всего мира чувство вины.

Христианские ортодоксальные публицисты, не отрицая уничтожения евреев, выступают против применения слова «холокост», т. к. оно имело смысл сакральной жертвы - «всесожжение», и распространять это слово на факт геноцида кощунственно.

В целом геноцид евреев в XX в. еще долго будет оставаться предметом интереса историков и фактом, определяющим международный политический климат.

Отличное определение

Неполное определение ↓

(ударение на третью «о») это катастрофа европейского еврейства 1933-1945 годов, во время которой нацистами было убито более шести миллионов евреев.

Гитлер, желая окончательно «решить еврейский вопрос» в Восточной Европе, истреблял евреев по мере продвижения на восток, расстреливая и сжигая их в газовых камерах сотнями тысяч, включая стариков, детей и женщин. При этом местное население часто не оказывало нацистам никакого сопротивления в уничтожении евреев, а иногда даже и помогало. В результате этого геноцида практически всё еврейское население Восточной Европы было уничтожено, за исключением тех, кому удалось бежать в США или эвакуироваться в восточные районы СССР. Особенно много евреев было сожжено в польских концлагерях Освенцим, Треблинка и Собибор.

Греческое слово «холокост» обычно переводится как «всесожжение». Оно было заимствовано из Библии, переведённой на латынь, и стало использоваться исключительно для обозначения геноцида евреев во время Второй Мировой Войны. Жертвам Холокоста воздвигнуты многочисленные мемориалы от Польши до Америки, о тех страшных событиях снимались и продолжают сниматься фильмы. В Израиле в день памяти жертв Холокоста звучат сирены, на время которых вся страна замирает в минуте молчания.




Вы узнали, откуда произошло слово , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Холокост?» с друзьями:





Интересное:

Что такое УПА?
УПА расшифровывается как «Украинская Повстанческая Армия». Эта бандеровская партизанская организация была образована в октябре 1942...

Варяги
Варяги - древние скандинавские и северорусские племена, населявшие территории современной Прибалтики, Финляндии и Швеции. Варяги...

Что такое Барщина?
Привет, холопы! Барщина (ударение на первую «а») это форма рабского труда крепостных крестьян на своего...



Сайт новых и хорошо забытых слов Что-это-такое.ru

История Второй мировой войны - это не только «страницы доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей. Рассказ о Холокосте помогает школьникам более объемно представить себе картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами.
Назначение пособия - помочь учителю ввести тему Холокоста в повествование о причинах и событиях войны.
Разумеется, это непросто. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за ее многогранности и сложности.
Прежде всего, учителю не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне и во время войны, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, о том, как нелегко сохранить себя в экстремальных ситуациях.
В пособии документы сгруппированы в пяти рубриках. Все они могут стать основой факультатива.
Некоторые учителя считают возможным приурочить рассказ о Холокосте к памятным датам календаря, например к годовщинам Ванзейской конференции, расстрела в Бабьем Яре, освобождения Освенцима.
Есть и иной вариант. Представляется возможным говорить о Холокосте и в контексте тем, включенных в существующие программы. Сведения о событиях Катастрофы могут составить органическое целое с изложением иных событий войны.
Основное место должна занимать организация работы учащихся над документами, их разбор под руководством учителя или же самостоятельно - на уроке или дома. Такая форма занятий позволит осмыслить документ как исторический источник и памятник эпохи, научить приемам работы с ним.
Наиболее продуктивная форма изучения документов - групповая работа.
В этом случае всех школьников следует обеспечить текстами. Для этого достаточно иметь по 4-5 экземпляров документов, собранных в пособии.
Если в кабинете истории есть соответствующая аппаратура (эпипроектор, графопроектор), можно спроецировать документ на экран, что поможет концентрации внимания учащихся и создаст благоприятные условия для коллективной работы. Возможно размещение документов на стенде или на стене. Размещенные на стенде материалы используются учителем и учениками во время урока на всех его этапах.
Вот как может выглядеть схема работы с документами на уроке по теме «Приход нацистов к власти в Германии».
Задача учителя - помочь школьникам составить представление о том, как страна постепенно превращалась в тоталитарное государство. Учащиеся неизбежно столкнутся с новыми и сложными для них теоретическими положениями, понятиями, которые совсем не объясняются в большинстве учебников по новейшей истории.
Приемы введения документов в ткань урока могут быть различными. Работая с текстами, учитель пишет на доске (или вводит с помощью транспарантов для графопроектора, дисплея компьютера) ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация, антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрыть одно из этих понятий, опираясь на документы (устно или в небольшом письменном сообщении).
Еще один пример - изучение темы «Нацистский оккупационный режим на территории СССР» (курс «История России», XI класс).
При изучении этой темы речь идет о целях оккупантов на захваченных территориях, об экономической эксплуатации, об отношении к населению, об уничтожении «враждебных элементов» в завоеванных зонах (к таковым «элементам» нацисты относили в том числе и евреев). Документы, включенные в пособие, позволяют рассказать о двух последних тематических сюжетах. В общем сценарии раскрытия темы эти сюжеты важны потому, что дают возможность показать, как подавлялось нацистами человеческое достоинство живущих на оккупированной территории, как был установлен и осуществлялся режим террора.
Для организации работы над вопросами к документам учитель распределяет учащихся на группы (4-5 учеников в каждой).
Урок может начаться с краткого вступительного слова учителя, в котором он рассказывает об огромном количестве жертв, не только на поле битвы, но и на оккупированной территории. Затем учащимся раздаются документы. Одна группа школьников получает документ «Из протокола допроса группенфюрера СС Олендорфа», другая знакомится с выдержками из дневника жительницы Ялты Ольги Шаргородской. Третья группа учащихся читает отрывок из дневника студентки из Мариуполя Сарры Глейх. Еще одна группа школьников получает фотодокумент «Узники гетто в Смоленске» и выдержки из дневника, который вел 16-летний кременецкий школьник Роман Кравченко.
Коллективно готовятся ответы на предлагаемые вопросы. Учитель руководит дискуссией, вовлекая школьников в обсуждение проблем.
Еще одна из связанных с проблемой Холокоста тем - «Движение Сопротивления». При ее изучении есть возможность подчеркнуть общегуманистические мотивы этого движения - благородство целей, героизм и самопожертвование его участников, солидарность представителей разных народов, участвовавших в этом движении.
Уместно отметить участие в этой борьбе еврейского населения. Учитель может предложить вниманию школьников призывы к восстанию в Вильнюсском гетто, документы о действиях подпольного отряда детей, о действиях подпольщиков в Минске (все эти тексты воспроизводятся в пособии).
Рассмотренные выше схемы проведения уроков можно использовать и на занятиях факультатива (спецкурса) по истории Холокоста. Отдельные его занятия стоит посвятить просмотру и обсуждению фрагментов связанных с событиями Второй мировой войны документальных и художественных фильмов, встречам с узниками гетто и участниками Сопротивления.
Документы о Холокосте, собранные в пособии, могут послужить и материалом для беседы учителя с учащимися начальной школы. В этом контексте следует упомянуть рассказ о подпольном отряде детей в гетто, воспоминания 12-летнего узника гетто Романа Левина о своем стремлении выжить, рассказы о праведниках народов мира.
Листы пакета документальных материалов могут стать основой экспозиций, которые учащиеся под руководством учителя готовят во внеурочное время. При этом используются и публикации газет, журналов. Подобные стенды могут быть посвящены памятным датам из истории Холокоста - годовщинам Хрустальной ночи или Ванзейской конференции, Нюрнбергского процесса или расстрела в Бабьем Яре, освобождению узников лагерей смерти. Подобные стенды можно вывесить в кабинете истории или в рекреации, прилегающей к кабинету.
Документы, обладающие силой эмоционального воздействия, вызывающие сопереживание (например, дневниковые записи, фотографии и т.д.), могут стать отправной точкой для поисковой работы, для участия в конкурсах сочинений и т.д.

Холокост — это одно из ужаснейших событий, произошедших в 20 веке, и одно из величайших преступлений против человечества как такового. В период с 1933-го по 1945 год осуществлялась бесчеловечная дискриминация и уничтожение евреев и не только.

Массовые преследования, гонения, гетто и концентрационные лагеря, и в конечном итоге физическое уничтожение по расовому признаку.

В 1941 году насчитывалось около 11 миллионов евреев, проживающих в Европе; к маю 1945 года нацисты уничтожили шесть миллионов из них. Примерно полтора миллиона из них, дети. В широком смысле слова, холокост не ограничивается только уничтожением евреев. Так же под нацистскую машину уничтожения попали:

  • цыгане;
  • люди с физическими и умственными недостатками;
  • сексуальные меньшинства.

Холокост Славян.

Славян нацисты считали «низшей расой», которая должна была быть порабощена и в конечном счете, стерта с лица земли. По подсчетам разных историков от рук нацистов по причине расовой ненависти было уничтожено: 3 млн. украинцев, 1.6 млн. русских и 1.5 млн. белорусов. В общей сложности жертвами славян стали до 20 млн. человек проживающих на территории советского союза.

В мировой практике существует немного примеров мероприятий, во время которых на государственном уровне практиковалось и даже приветствовалось уничтожение людей на основании их этнической принадлежности. Наиболее яркими и запоминающимися современным людям стали два: геноцид армян на территории Османской империи в период Первой мировой и массовое убийство евреев во время Второй мировой войны. Именно второй пример за свою массовость и глобальность получил наименование Холокост.

Изучению этого феномена мировой истории после окончания войны было посвящено немало научных трудов. В них ученые мужи старались найти корни этого процесса и подвести его итоги, хотя бы примерно подсчитав количество подвергнувшихся уничтожению людей. За основу брались показания немецких военных преступников, даваемые следователям Международного трибунала, а также архивные документы нацистской Германии периода 1933-1945. И хотя до сих пор не существует точного числа евреев, погибших в этой кампании, сам ее процесс большинством исследователей разделяется на 3 этапа.

  1. 1933-1940 годы – решение еврейского вопроса на территории Германии, а также занятых ею к этому моменту районов путем дискриминации и выселения.
  2. 1940-начало 1942 года – период концентрации евреев в компактных зонах проживания (как правило, в форме гетто).
  3. 1942-1945 – массовая ликвидация гетто путем депортации евреев в лагеря смерти, где люди подвергались умерщвлению.
Наиболее длительный и «лояльный» по отношению к евреям был первый этап, во время которого нацисты старались не уничтожать, а выдавливать евреев из Германии, а потом и из захваченных ею стран. Это происходило путем принятия дискриминационных по отношению к ним законов, проведения различных антиеврейских акций. Существует мнение, что на первоначальном этапе само нацистское руководство пока еще не знало, что им делать с 600 тысячами евреев, проживавшими на тот момент на территории Германии, поэтому обходилось чисто административными мерами.

Второй этап стал осуществляться после захвата Германией новых территорий: государств Центральной и Западной Европы, имевших свое еврейское население. Массово стали формироваться еврейские районы в крупных городах, именуемые «гетто» с организацией в них систем самоуправления – юденратов и полицейских формирований из числа самих евреев. Юденраты должны были заниматься жизнеобеспечением гетто, при этом выполняя все приказания германских оккупационных администраций. Полицейские формирования следили за порядком, а также иногда привлекались к конвойной службе.

Третий этап ознаменовался массовым истреблением евреев. К этому моменту уже был запущен в действие комплекс лагерей, в задачу которых входили принятие на своей территории привозимых евреев, максимально быстрое их умерщвление и утилизация тел убитых людей. Как правило, часть заключенных евреев использовалась в качестве чернорабочих, сортируя одежду убитых, перевозя их тела в крематории для утилизации и ряда других функций. Кроме того, некоторое количество людей использовалось для медицинских опытов. Однако для большинства евреев конец жизненного пути был таким: смерть с последующим сжиганием в ближайшем крематории.

Конец массовому истреблению евреев положило наступление союзных войск в 1944-1945, во время которого все концентрационные лагеря были освобождены, а гитлеровская Германия прекратила существование. Таким образом, был положен конец Холокосту, во время которого было истреблено порядка 6 млн. европейских евреев, а еще несколько сот тысяч были вынуждены эмигрировать в другие страны.

Хронология Холокоста имеет четкие даты, представляя собой постепенный нажим на еврейское население. Началом его считается публикация книги Гитлера «Майн кампф» в 1924 году. Именно в ней были впервые сформулированы принципы превосходства немецкой нации относительно остальных народов. В дальнейшем маховик репрессий раскручивался все сильнее, по своей сути несколько напоминая средневековую гарроту – орудие для казни, медленно удушавшую людей. Вот такая хронология.

  1. Январь 1933 – канцлером Германии становится Адольф Гитлер.
  2. Май 1933 – массовые акции по сожжению книг еврейских авторов.
  3. Сентябрь того же года – запрет евреям на участие в культурных мероприятиях.
  4. Май 1934 – выступление Рейнхарда Гейдриха, в котором он призвал сделать Германию бесперспективной для евреев, вынуждая их к эмиграции.
  5. Июль 1934 – запрет евреям совершать смешанные с немцами браки.
  6. Январь 1935 – вступление в силу документа, согласно которому низовые структуры должны были упростить выезд евреев из страны, одновременно максимально усложняя въезд в нее в целях длительного или постоянного проживания.
  7. Сентябрь 1935 – принятие Нюрнбергских расовых законов, согласно которым из государственных и силовых структур к 1 декабря должны были быть уволены все евреи и люди со смешанной кровью, предусматривавшие санкции вплоть до лишения гражданства для этих людей. Кроме того, арийцам запрещалось под угрозой тюремного заключения вступать в связи с евреями.
  8. Октябрь 1938 – начало проставления в паспортах литеру «J», означавшую «Jude» – еврей.
  9. Ноябрь 1938 – волна еврейских погромов, названная « », в ответ на провокационное убийство в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном секретаря германского посольства Эрнста фон Рата. Сами власти показательно дистанцировались от их проведения, однако силовикам недвусмысленно намекнули о не препятствовании проведению акциям, занимаясь охраной только немецких граждан и их собственности. В ходе погромов были убиты и ранены десятки евреев, 20 тыс. человек отправлены в тюрьмы, а также разгромлены сотни синагог и магазинов.
  10. Сентябрь 1939 – появление на свет инструкции об организации еврейских гетто на территории оккупированной Польши и указание в дальнейшем евреям носить на рукавах одежды знак «Звезда Давида».
  11. Май 1940 – закладка концлагеря «Аушвиц» близ польского Освенцима.
Здесь следует уточнить, что все предыдущее время нацистская верхушка искала пути быстрого избавления от излишнего количества евреев. Принуждение к эмиграции в другие страны не давало должного эффекта, так как даже из самой Германии выехало лишь около 2/3 евреев. Победы же в боях Второй мировой войны добавляли Германии территории, на которых проживали свои евреи. Простые расстрелы в плане финансов и имиджа были проигрышными вариантами, поэтому был найден способ использования ядовитого газа в лагерях, специально организованных для этих целей. Закладка концлагеря «Аушвиц-Биркенау» символизировала собой техническую готовность нацистов к проведению подобной работы.
  1. Июнь 1941 – начало войны Германии против СССР, ознаменовавшееся на первом ее этапе захватом значительных территорий.
  2. Июль 1941 – подписание документа об «окончательном решении еврейского вопроса», после чего на оккупированных территориях СССР начались массовые расстрелы евреев с привлечением к этому спецкоманд СС и местных коллаборационистов. Оставшиеся в живых евреи концентрировались в гетто.
  3. Март 1942 – начало работы газовых камер Освенцима, после чего череда закрытий гетто, во время которой произошел ряд восстаний евреев, жестоко подавленных оккупантами.
  4. Февраль 1944 – май 1945 – наступление союзных войск с запада и востока, сопровождавшееся постепенным освобождением захваченных нацистами территорий и находящихся на них концентрационных лагерей.
  5. Январь 1945 года – освобождение концлагеря Освенцим.
  6. 9 мая 1945 – капитуляция Германии и окончание Холокоста.
Последний этап Холокоста ознаменовался чудовищным по своему размаху уничтожением евреев, свозимых на территорию лагерей смерти со всех концов оккупированной нацистами Европы. Остановить этот молох могло только освобождение захваченных нацистами территорий. Оно началось с контрнаступлений Красной армии, которая поначалу медленно, а потом все быстрее начала свое продвижение на запад. К лету 1944 она вышла на границы СССР и вошла на территорию Польши, Румынии, Словакии, а затем двинулась дальше, освобождая земли Югославии, Венгрии и Норвегии.

В свою очередь с запада и юга объединенные войска коалиции США, Великобритании и Франции начали свое наступление, выдавливая оккупантов из Западной Европы. В 1945 по мере истощения сил у Германии наступление союзных войск значительно ускорилось. Это позволило освободить сотни больших и малых концлагерей, в которых в невыносимо тяжелых условиях работали и ожидали смерти миллионы заключенных, среди которых евреи составляли значительную часть. Машина Холокоста резко снизила обороты и окончательно остановилась в мае месяце после капитуляции Германии.

Оставшиеся в живых свидетели этого страшного периода в истории еврейского народа впоследствии стали главными свидетелями на процессах по делу военных преступников. Большая часть из германских руководителей и их подчиненных, исполнявших преступные приказы по уничтожению людей, была наказана, причем поиски наиболее одиозных из них продолжались в течение последующих десятилетий. Как правило, этим занимались спецслужбы Израиля, выполняя данную работу довольно успешно.

Помимо самих немцев и предателей, сотрудничавших с ними в сфере убийства, были и люди, с риском для жизни помогавшие евреям выжить в той страшной ситуации. Статистику таких людей, именуемых в Израиле Праведниками мира, ведет музей Яд-Вашем. Последняя озвученная музеем цифра составляет 23 226 человек, но она постоянно пополняется новыми героями, работа по их установлению которых ведется постоянно.


Close