5 (100%) 1 vote

В воскресенье, 9 февраля 2014 года в 12:30 в воскресном лектории музея имени Андрея Рублёва пройдет очередное занятие, посвященное старообрядческой иконописи Ветки и Стародубья.

Веткой называлась обширная местность, населенная староверами и расположенная неподалеку от Гомеля. Изначально такое название – «Ветка» – носил приток реки Сож. Наименование перешло на слободу, основанную на его берегах староверами в 1685 году. Сейчас это территория Гомельской области Белоруссии.


Стародубье – местность, расположенная вокруг города Стародуба и объединявшая в прошлом несколько уездов северной части Черниговской губернии (Стародубский, Новозыбковский, Суражский). Поселения староверов здесь возникли в 1669 году. В настоящее время эта местность относится к Брянской области.


Современная карта Брянской области.

В конце XVII века Ветку и Стародубье разделяли около 15 верст и литовская граница. Поэтому именно на Ветку бежали старообрядцы из соседнего Стародубья, когда в конце XVII столетия царевна Софья и патриарх Иоаким развернули свои преследования. В самом начале XVIII века сюда же бегут староверы из разоренных скитов на Керженце. Позже на Ветку устремился поток гонимых за веру христиан со всей России.


К началу XVIII века Ветка сделалась средоточием староверов-поповцев. В самое короткое время староверы основали здесь 14 слобод, в которых проживало до 40 тыс. жителей, строились мужские и женские старообрядческие монастыри.

Однако в 1735 году при императрице Анне Иоанновне была предпринята первая «выгонка» Ветки. Но через 5 лет староверы вновь густо населяют Ветку. Вторая «выгонка» Ветки последовала в 1764 году при императрице Екатерине II: на поселение в Сибирь было угнано почти 20 тыс. человек. Тем не менее, многим удалось перейти на жительство в Стародубье.

На Ветке сформировался весьма характерная школа иконного письма, в которой сплелись наследие ярославской и московской школ, царские письма Оружейной палаты и более поздняя техника золотопробельного письма эпохи барокко.


Что касается иконописи соседнего Стародубья, то, как отмечают некоторые исследователи, в каждой Стародубской слободе иконы имели свои особенности, свой «пошиб».


Старинная икона с погрудным изображением Николая Чудотворца «отвращающего бесов» была написана в одной из иконописных мастерских крупнейшего культурного и духовного центра старообрядчества, расположенного в Ветке (Ветковская слобода) ориентировочно в период 1800-1810 гг. Суровый взгляд святого «отвращает нечистого и лукавого беса». На полях иконы изображены избранные святые покровители: слева: Святой Георгий, Святой Вонифатий, Святой Марон и справа: Святая Екатерина, Святая Анастасия и Святая Фотинья (Святая Светлана). Икона написана на добротной и «породистой» доске, размер: 30,7х24,7х3,4 см. Икона без реставрационных вмешательств. Прекрасный коллекционный экземпляр достойный музейного собрания. Это очень редкий и достойный любой коллекции памятник, в котором живое религиозное начало гармонично сочетается с истинно высоким уровнем художественного и технологического исполнения.
Данная старинная икона укомплектована красивым подарочным футляром «под красное дерево».

Икона с документом-атрибуцией. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Верующие считают, что подобный Образ отвращает от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. "Никола Угодник" или Святитель Николай Чудотворец - покровитель моряков, рыбаков, торговли и земледелия. Перед иконой Святителя Николая молятся во всех жизненных случаях, и святой своей заступнической молитвой помогает в исцелении от тяжких душевных и телесных заболеваний, в просвещении ума у детей, в соединении любящих в законном браке, особо - в желании родителей благополучного замужества дочерей. Помогает молитва перед этим образом в прекращении любых междоусобиц - семейных, соседских, военных. Сердечная, искренняя молитва перед иконой Николая Мирликийского помогает абсолютно во всех жизненных проблемах - от крупных до мелочей, потому что многое, что одним кажется мелочью, для других - важная часть их личной жизни. Молитва перед иконой Святителя Николая Мирликийского помогает нам в исполнении многих желаний. Празднование "Николы Зимнего" происходит 6/19 декабря, празднование "Николы Вешнего" происходит 9/22 мая.

Исключительный по выразительности и подкупающий своими художественными достоинствами образ, иконография которого связана со старообрядческим миром. Считается, что возникновение этого образа связано с выделением типа изображения Николы - Бесогона, - благодаря тому, что в данном типе изображения лик святого несколько развернут по отношению к корпусу налево, а глаза напротив, обращены направо, создается эффект, при котором лик иконы как бы смотрит на левое плечо предстоящего, за которым, по преданию, находится бес. По другой версии, Николай отворачивает свой лик от людских грехов.
Другой отличительной чертой образа является то, что Евангелие в руке святого закрыто.
Считается, что подобный извод очень древний и относится еще к 12 веку: именно оттуда пришла традиция подчеркивать во внешности святого черты книжной премудрости, делая особый акцент на высокий лоб с залысинами.
В отличие от других подобных образов, в рассматриваемой иконе лик святого не поражает излишней суровостью - напротив, в нем зримо проступают черты почти рафинированной утонченности. Можно даже сказать, что данный образ отмечен высокой степенью эстетизации, вызывающей в памяти комниновский маньеризм еще византийской эпохи.
Так, по-особому переосмысляется сама контурная линия и рисунок волос и брады, придающий очертаниям головы и лица сложный контур; с особой тщательностью мастер выписывает глаза, веки, надбровные дуги и брови, нос, губы, морщины на челе…… Причем, форма, пропорции и рисунок каждой из деталей мыслятся во взаимосвязи с остальными (это особенно заметно в нижней части лика, где усы подходят под самый кончик носа, а борода плавно огибает рот).
Во всем образе ощущается внутренняя сила, стать, мощь и светозарность.
Второй важный атрибут - кисти рук, ладони и пальцы исполнены почти музыкальной гибкости, одухотворенности и выразительности.
В противоположность объемным, трехмерным изображениям личного (рук и головы) одежды трактованы подчеркнуто геометризировано, линейно и уплощенно - потому что акцент ставится на драгоценном убранстве священнических одежд и на тяжелых, причудливо ломающихся складках ткани, а также - на том, как она облегает плечи и как скользит свет по парче или муару.
Благородное мерцание золота, пурпурный оттенок краски дополняются здесь цированными и живописными изображениями крупных растительных орнаментов и «жемчужника».
В настоящее время в науке бытует мнение, что иконописцы этого времени почти с натюрмортоподобной точностью и достоверностью воспроизводили рисунки современных, в основном, дорогих привозных тканей для священнических облачений.
Резной или цированный растительный орнамент присутствует также на фоне нимба.
Подобный интерес к орнаментике, стремление использовать в одной иконе весь подручный арсенал приемов художника, особое тяготение к орнаменту и узорочью, сочетание линейности и живописности, особая колористическая гамма - все это отличает старообрядческие иконы Ветки (город на р. Сож в Гомельской обл. (Белоруссия), центр старообрядчества в кон. XVII-XIX в., созданный русскими переселенцами из Стародубья и Центральной России).
Ветка это удивительный феномен русской культуры - как духовной, так и художественной; центр, с которым связано и возникновение особых певческих традиций, книг, шитья, иконописи и создания икон в окладах.
Помимо отмеченных выше черт, для икон, созданных в этой местности, характерно стремление передать отблеск Эдемского сада - и через изображения цветов и трав, и через многокрасочность ликующую.
Старообрядцев отличало и возникновение особых типов икон - так, считается, что сам образ Николы Отвратного впервые возник именно на ветке не раньше второй половины XVIII века и однажды закрепившись, стал популярным, хотя на сегодня подобные образы встречаются очень редко и преимущественно в музейных и церковных собраниях.
Верующие считают, что подобный Образ отвращает от зла, бесов, несчастий и всякой скверны.
В любом случае, это очень редкий и достойный любой коллекции памятник, в котором живое религиозное начало гармонично сочетается с истинно высоким уровнем художественного и технологического исполнения.
Рассматриваемая икона представляет безусловный антикварно-коллекционный интерес, а также является культурной, исторической, научной и художественной ценностью (как предмет русского религиозного культа возрастом более 100 лет).

Молитва перед иконой Святого Николая Чудотворца.
О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая. Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне. О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим: Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва Николаю Чудотворцу считается “изменяющей судьбу”, ему молиться о заступничестве, замужестве, здравии и прочей помощи. Молитва Николая Чудотворцу считается одной из самых сильных молитв, при искренней вере в нее, молитва способно изменить судьбу, вылечить неподдающиеся лечению медицинскими путями тяжелые болезни, совершить чудо.

Молитва Николаю Угоднику Чудотворцу первая.
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому в настоящем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения; да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Николаю Угоднику Чудотворцу вторая (от всех бед и заступничестве).
О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю. О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Николаю Угоднику Чудотворцу третья.
О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуйяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.

История возникновения староверческих икон берет свое начало с нашумевшей реформы в религии, провести которую решил Патриарх Никон. Это была середина XVII века, когда Русская Православная Церковь была шокирована предстоящими изменениями. Даже то, что реформа не затрагивала вопроса религиозной догматики, а лишь предполагала внесение неких замен во внешней обрядовой стороне богослужения, не остановило процесс, приведший к расколу. Отделение от официальной церкви из-за возникнувших противоречий стало решающим моментом в истории возникновения старообрядческих икон.

Школы и особенности старообрядческих икон

Староверские иконы в целом разделены на пять крупных школ: Ветковская, Поморская, Навьянская, Сибирская и Сызранская. Так для ветковской школы основным мотивом (от названия) служат цветы, ветви с листьями, часто изображается образ эдемского сада. А вот сибирские иконы славятся своим различием в представлении одних и тех же образов, находя свою особенность в непохожести.

Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.

Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.

Самой непонятной и не воспринимаемой иконой для православной церкви можно назвать икону мученика Христофора-Псеголовца (Псеглавца).

На данной иконе изображается святой, чья голова – это голова собаки. Официально икона была табуирована 21 мая 1722 года, когда Святейший Синода за «противные естеству, истории и самой истине» запретил несколько икон в числе которых оказалась и эта. Множество старинных икон со Святым Христофором со временем были уничтожены, однако старообрядцы сохранили значительную часть, продолжая чтить Псеголовца даже после запрета.

Икона Никола Отвратный являет образ Николая Чудотворца, косящего влево зрачками. Приблизительно она появилась в конце XVII века, распространившись в староверской среде. Икона Святого далека от православной церкви и была бы ею не принята через использование таких приемов, как крупные глаза, голова неестественных размеров (больше, чем полагается), усиливающие психологическое напряжение при рассмотрении иконы. Значение иконы Никола лежит в самом названии и одним своим изображением отвращает молящегося от греха.

Значение икон

Сложно дать общую характеристику тому, какое значение несут старообрядческие иконы в общем, ведь это зависит от конкретного образа, изображенного на ней. Например, икона Спаса Ярое Око носит охранительный смысл, а икона Богородицы Огневидной служит защитой от невзгод и бед.

Ошибочным есть мнение тех, кто считает грехом, хранение дома иконы староверов, если сами хозяева не относятся к старообрядцам. На самом деле это не является чем-то «криминальным» и иконы продолжают нести свое значение несмотря на этот фактор «несоответствия».

Помощь староверских икон

Касательно вопроса, как и чем помогают старообрядческие иконы, то ответ мало чем отличается от того «чем помогают православные иконы». Так или иначе иконы не ограничены народностью или временными периодами, поэтому каждая староверческая икона помогает по мере своей предназначенности.

ВОТ НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ ИХ "ЖИЗНИ" ИКОН СТАРООБРЯДЦЕВ. ПОЛЕЗНО ЭТО ЗНАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ПОСЛЕРЕФОРМЕННУЮ ИКОНОПИСЬ И ДОРЕФОРМЕННУЮ:

Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы, поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а как раз официальная церковь отпала от исконной древлеправославной веры, защитниками которой они и являются. Однако к строго старообрядческим иконам можно относить только те, которые разошлись в своей традиции с официальным православием.

Сюжетные особенности:

1. Спас Благое Молчание. На ней изображен ангел со скрещенными на груди руками (как причастник), облаченный в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца. По обеим сторонам рядом с короной надписи «IС» ниже «Благое» и «ХС» ниже «молчание» Неканонический извод Христа в виде «тварной» природы - ангела - запрещен в Русской православной церкви.
2. Спас Мокрая Брада - образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.
3. Спас Ярое Око - образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде.
4. Богоматерь Огневидная.
5. Мученик Христофор-Псеглавец. Его Иконы «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание.
6. Никола Отвратный - образ святого Николая Мир Ликийских чюдотворца с косящими влево зрачками.
7. Священномученик Аввакум,
8. Инокиня Феодора (боярыня Морозова)
9. Андрей Денисов - один из основателей выгорецкой безпоповской обители.
10. Подобно другим православным, старообрядцы чтили иконы посвященные Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского.

Обилие надписей на полях - характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются темными ликами. Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.
Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.
В «правящей» Русской православной церкви с конца XVII века начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением канонической иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX-XX веков, при т. н. «открытии иконы». В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи, в том числе школы меднолитой иконы. Меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями старообрядцев. Синод РПЦ в XVIII веке запретил использование литых икон в «официальной» церкви.
В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

Иконографические и сюжетные особенности:

Прежде всего необходимо отметить общие для всех старообрядческих икон особенности, позволяющие отделить их (правда, далеко не всегда) от произведений официального церковного искусства:

1. Как известно, одним из важнейших расхождений между старообрядцами и никонианами был вопрос о перстосложении. Официальная церковь в послереформенное время запрещала изображение на иконах двоеперстного сложения. Напротив, в старообрядческом изобразительном искусстве повсеместно встречается двоеперстие.

2. Расходились старообрядцы и никониане в надписании аббревиатуры имени Исуса Христа. Старообрядцы отвергают никоновское нововведение - написание имени Христа как Иисус и, следовательно, надпись на иконах «IИС. ХС.». Единственно правильным провозглашается написание имени Христа как Исус и аббревиатуры «IС. ХС.» (что является древней и исконно славянской формой произношения имени Спасителя).
3. Отличие символов евангелистов на старообрядческих и никонианских иконах: символом Mapкa у старообрядцев является орел, а Иоанна - лев, на православных иконах посленикoнoвcкoго периода - наоборот. Кроме того, cтapooбpядчecкие иконописцы продолжали в соответствии с древней русской традицией изображать евангелистов в виде животных, что было категорически запрещено православной церковью в 1722 г. Наряду с двоеперстием одним из существенных разногласий старообрядцев с официальной церковью был вопрос о форме креста. На всех старообрядческих иконах в pyках святых, на маковках церквей всегда изображаются только восьмиконечные кресты. Мы никогда не встретим здесь четырехконечных или шестиконечных.
На старообрядческих иконах также не могут встречаться изображения новых святых, канонизированных русской православной церковью уже после раскола, новых образов Богоматери и новых изводов традиционных сюжетов (например, Воскресение Христово изображается только в виде Сошествия в ад).
В иконописных мастерских свято соблюдались исповедуемые староверами каноны и традиции древнерусской иконописи, которые, в свою очередь, определялись кругом православных образцов, сложившихся к середине XVII в. Именно в старообрядческой среде была сильна ориентация на древние образцы, большинство из которых дошло до нас в поздних повторениях. В какой-то степени народные иконы отражают и определенный иконографический репертуар. Старообрядцы разных толков по-разному относились к иконе. В одном толке в разных общинах (починках, деревнях и селах) были свои представления о том, каким иконам поклоняться и как.
Рассматривая народное благочестие, следует помнить, что в действительности религиозность староверов была очень цельной, слитной с их образом жизни. Непременной принадлежностью любой избы старообрядцев, к примеру, в Нижегородской и Вятской губернии были иконы, о чем свидетельствуют экспедиционные и архивные материалы. В доме находилось от 5 до 20 образов одновременно. Определить, какие иконы встречались чаще, трудно. Это зависело от вкуса и от обстоятельств жизни дома и, конечно, от принадлежности к определенному толку. В домах старообрядцев поповского толка австрийского согласия наиболее распространены иконы следующих сюжетов: «Троица Ветхозаветная в бытие» (в двух изводах, наиболее часто встречается вариант «Гостеприимство Авраама и Сарры»), «Спас Вседержитель», «Царь Царем» («Спас Великий Архиерей»), «Образ Нерукотворного Спаса» в особом изводе - с двумя (иногда с четырьмя) ангелами, держащими концы убруса. Из богородичных икон особо почитаемыми у местных старообрядцев и поныне остаются «Одигитрия Смоленская», «Знамение», «Покров», «Троеручица», «Казанская», «Огневидная», «Неопалимая Купина», «Не рыдай мене, Мати». Широко бытуют в домах акафисты и соборы чудотворных богородичных икон. На полях домовых, как правило богородичных, икон дается изображение в рост избранных святых. Особо отмечается патрональный характер подбора святых, соименных членам семьи, с обязательным включением в их число и Ангела-хранителя.
Со вт. пол. XIX в. на полях нередко изображается уже по 6-8 фигур святых. Такие иконы служат для их владельцев домовыми иконостасами, в обиходе зачастую их так и называют. Название «домовой иконостас» закрепилось и за иконами с литыми врезками. В таких иконах по центру обязательно расположен крест (напрестольный или киотный), вокруг которого размещаются литые образки и многостворчатые складни. Литью в сочетании с живописью отдавали предпочтение старообрядцы часовенного толка. В каждом доме можно встретить несколько икон Спасителя, Богоматери, образа наиболее чтимых святых - св. Николы Чудотворца, мч. Иоанна Воина, вмчц Парасковии, мчц Екатерины и Варвары, а также минейные иконы и двунадесятые праздники. Федосеевцы особенно почитают святого Паисия и молятся ему за тех, кто умер без покаяния, но имя покойника не упоминают; также обращаются они и к святому мученику Уару, ему тоже молятся, когда человек умер без покаяния. В подобных же случаях молятся Св. Фекле, но только за упокой женщин. У старообрядцев поморского толка встречается изображение Иоанна Богослова с пальцем у рта (икона «Иоанн Богослов в молчании»). Этот сюжет трактуется ими как свидетельство невозможности узнать заранее время «кончины мира».
Особо почитали в среде старообрядцев первого московского митрополита Петра - посредника между Богоматерью и русским народом. Богоматерь и митрополит Петр почитались как защитники и хранители истинного христианского благочестия. Их изображения можно встретить на образах с избранными святыми, в других композициях.
В домах у староверов находится большое количество богородичных икон XIX-XX вв. Богородице были посвящены и молитвенные тексты - каноны, акафисты, тропари и службы к Богородичным праздникам, которые дополнялись окрашенными фольклорными вымыслами легендарным вымыслом апокрифическими сказаниями, повествованиями о видениях. Чрезвычайно популярные в народе апокрифы «Хождение Богородицы по мукам» и «Сон Богородицы» находились в рукописных Прологах и Триодях, хранившихся в старообрядческой среде.
В XIX-нач. XX в. в среде старообрядцев особо почиталась икона «Богоматерь Тихвинская» как написанная апостолом Лукой и являющаяся помощницей в устроении обителей, хранительницей истинного православия. Часто изображение Богоматери сопровождается орнаментом из вьющихся стеблей, цветов - символов райских садов, что говорит о традиционном восприятии Богоматери как Царицы Небесной райских обителей Бога Вышнего.
«Сказание о Тихвинской иконе Богородицы», являясь одним из наиболее известных повествований о перемещении христианских святынь на Русь, не могло не оказаться в сфере внимания старообрядцев. Рассказы такого рода, создаваемые на Руси, получили значение исторического свидетельства в пользу того, что только русское православие и сохранило древнехристианские традиции, причем свидетельства очень важного, поскольку само перенесение святынь в подобных сказаниях, как правило, происходило чудесным образом, следовательно, Божьим промыслом.
Тема преемственности русским православием древнего христианства была одной из центральных для старообрядцев, поскольку представления о такой преемственности, выделявшей русскую церковь среди других христианских церквей, и понимание в связи с этим необходимости сохранения «русской веры» в конечном итоге и привело к резкому столкновению старообрядцев и официальных церковных властей, вносивших в устоявшиеся церковные формы немало изменений, воспринимавшихся старообрядцами как «порча». Отождествление тихвинской иконы с иконой, написанной евангелистом Лукой, позволяло считать изображенное на ней перстосложение младенца Иисуса первостепенным аргументом в пользу древности и, следовательно, истинности двуперстия. Особая роль этого свидетельства обуславливалась и тем, что иконное изображение могло служить в качестве доказательства в поддержку старообрядческого мнения о перстосложении для неграмотных людей. Официальной церковью перстосложение Исуса на Тихвинской иконе трактовалось как именословное.
В молельных и частных домах у «ревнителей древлего благочестия» можно встретить иконы Владимирскую, Казанскую, Иверскую, Шуйскую Богоматери, а также «Скорбящую Богородицу». Старообрядцы, почитая «Скорбящую Богородицу», исполняли ей ирмосы, призывая ее в печали и как спасительницу от клеветы. В народном сознании культу Богоматери отводилось первое место в ряду «спасительных» и «целительных» чудес, которых ждали от икон святых. Но характер ожидаемых «чудес» в каждом селении мог быть свой. Однако желание видеть не небесное, а именно земное пребывание Богоматери, включение икон Богородицы в ритм своей жизни и повседневных забот объединяет взгляды разных общин и толков в среде «ревнителей древлего благочестия».
На многочисленных старообрядческих иконах Господа Вседержателя Царь Небесный как будто «замещал в безблагодатном миру» православного царя. Распространенность в народе иконографии Вседержителя аналогична распространенности в духовных стихах наименования Христа «Царем Небесным». Поскольку реальный мир воспринимался царством сатаны, он воспринимался и местом мучений, требовавших скорейшего разбирательства. В основном в старообрядческой среде встречаются иконы Господа Вседержителя, выполненные «в манере Рублева». Спаситель изображался в традиционном трехчетверном повороте, с двоеперстным благословением, придерживающим левой рукой раскрытое Евангелие.
Среди избранных святых повсеместно почитали Николу Чудотворца, Иоанна Богослова «в молчании», Иоанна Предотечу, пророка Илию в «огненном восхождении», Архангела Михаила, представляемого как «Грозных Сил Воевода» (летящий на крылатом коне огненный всадник). В иконографическом отношении есть также ряд особых пристрастий, к которым можно отнести, в первую очередь, групповые композиции. Но, бесспорно, преобладают изображения святых «практического назначения». На иконах в ряду предстоящих или рядом с изображением святого можно встретить ангела-хранителя. Тема Страшного Суда и конца света часто поднимается на страницах апокрифических сказаний в рукописных старообрядческих книгах.
В нач. ХVIII в. официальная церковь запрещает изображение Господа Саваофа «в образе ветхолетнего мужа», а также евангелистов в подобие животных с надписанием имени самих апостолов. Под запрещение попадает целый ряд икон, «противных естеству, истории и самой истине». Перечень их довольно сумбурный: наряду с иконами, включающими фантастические элементы (мученик Христофор с песьей головой, Богоматерь-Троеручница, образ Неопалимой Купины, «образ Премудрости Божией в лице некия девицы», «образ шестодневного всемирного творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща», «образ Саваофа в лице мужа престарелого и единородного Сына во чреве Его и между Ними Духа Святого в виде голубя», (то есть икона «Отечество»), «Благовещение с Богом Отцом, дышашим из уст»), запрещаются вполне канонические иконы («Образ Богородицы болящей при Рожестве Сына Божия и бабы при Ней», «образ Флора и Лавра с лошадьми и конюхами»).
Появление во второй половине XVII в. в новой иконографии «Неопалимой купины», которую стали писать с символическими и аллегорическими подробностями, заставляло старообрядцев пояснять этот сюжет чаще других. В «Алфавите о Неопалимой купине» давалось народное толкование символов иконы, которое в разных сборниках содержало незначительные варианты. Образ внутреннего младенца в пояснении автора-составителя символизировал рождение Христа «От Отца», «прежде всех век Богоматери», младенец же на руках Богоматери «поведет Рожество от девы Бога Отца». Трехлетний возраст Христа символизировал «триличное божество». Во всех старообрядческих толкованиях ощущается традиционная опора на Стоглав и особо чтимые ими предания московской старины.

Школы старообрядческой иконы:

Ветковская икона.

Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому икона, написанная на Ветке, практически всегда изъедена жучком. Толщина досок большая: 2-2, 5-3 см. Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины. Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта - подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией.

Невьянская икона.

Уральская старообрядческая иконопись начинает проявлять черты самобытности, очевидно, с 1720 -1730-х гг., когда к раскольникам, ранее переселившимся на Урал из центра России (из Тулы) и с Поморья (из Олонца), присоединились после «выгонок» с Верхней Волги, Керженца и из районов, пограничных с Польшей (с Ветки и из Стародубья) новые массы старообрядцев. Сплачивающая роль принадлежала часовенному согласию приемлющих священство старообрядцев-поповцев. Отличительные черты невьянской иконы: удлиненные пропорции и сплошное золочение. В настоящее время предпринимается попытка возрождения школы невьяновской иконы.

Поморская (с тундровым позёмом);

Сызранская икона;

Сибирская икона.

Известно о мироточении старообрядческих икон (например св. Парасковии Пятницы в Дальневосточной епархии РПСЦ (ныне отколовшейся от РПСЦ).

ПОЗЖЕ ОПУБЛИКУЮ ДАННЫЕ О ДРУГИХ ШКОЛАХ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ.

Старообрядческая икона ориентирована на продолжение традиции древнерусской иконы. Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а Русская Православная Церковь, то со второй половины XVII века старообрядцы позиционируют себя, как продолжатели и главные хранители византийского и древнерусского канона в иконописи.

Школы старообрядческой иконы:

  • Ветковская икона.
  • Невьянская икона.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.
Рассмотрим некоторые из особо почитаемых старообрядческих образов, старинные старообрядческие иконы.

Спас Благое Молчание.

Икона Спас Благое Молчание представляет один из сравнительно поздних, редких и сложных в истолковании иконографических типов Христа.

Иконография иконы восходит к фреске московского Успенского собора (15-16 вв.).

Граф А. С. Уваров, в связи с открытием этих фресок в 1882 году, предположил, что образ Спаса Благое Молчание представляет собой особый иконографический сюжет, имеющий близкое отношение к изображению Христа Ангела Великого Совета (основанного на тексте библейских пророчеств (Ис. 9:6; Мал. 3:1) и его толкованиях.

Ссылками для толкования образа Спаса Благое Молчание являются также библейские пророчества (Ис. 42:2, 53:7; Пс. 141:3). «Он изъязвлен был за грехи наши... и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы... и Господь возложил на Него грехи всех нас... как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5-7). Текст данного ветхозаветного пророчества произносит священник при изъятии «агнца» из просфоры на проскомидии, происходящей в жертвеннике. Такое сопоставление позволяет истолковать образ юного Христа-Ангела, облаченного в белые одежды, как символ света истины, чистоты, нетленности плоти Христа (Откр. 7:9–17; Мф. 17:2–3), как образ Христа-Агнца, Предвечного Логоса-Эммануила, воплотившегося, чтобы взять на себя грехи мира, «пострадать за нас плотью» (1 Петр. 3:4) и явить нам образ жертвенной самоотреченной покорности и сыновнего послушания «даже и до смерти, и смерти крестной». На это указывает и жест его скрещенных на груди и словно поднесенных к сердцу рук. Это жест смиренного принятия благодати Божией, евхаристический жест причастника. Он также напоминает о Христе, которого в сценах «Шествия на Голгофу» изображали с крестообразно связанными руками: «как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7).

Новшеством в образе можно назвать появление крыльев и восьмиконечного нимба, являющихся иконографическими атрибутами Святой Софии Премудрости Божией как символа воплощения Логоса, который, как Мессия, может быть назван и ангелом, т.е. посланником Божиим (Ис. 9:6; Мал. 3:1; Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4, 4).

Важным элементом иконографии данной иконы является одеяние Господа. Белые одежды присущи ангелам - как символ их чистоты и бесплотности, возвышенности. Одежды Спаса в иконе «Благое молчание» могут быть интерпретированы и как белый стихарь (левкион) — символ пречистой плоти Христа, его Преображения и Воскресения.

В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса - Премудрости Божией, и жертвы Христовой - Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

Спас Мокрая Брада - образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый.

Этот иконографический тип является одним из вариантов Нерукотворного Спаса. Наименование "Мокрая брада" введено русскими иконописцами по клинообразной форме бороды Христа, действительно напоминающей мокрую. Кончик ее острый, прям или загнут на сторону, бывает чуть раздвоен. Этой особенностью отмечены многие изображения древности.

Спас Ярое Око - образ Спасителя с удлиненной головой, темным ликом без нимба в сине-голубой одежде.

Палитра иконы продиктована византийской традицией. Формы носят несколько грузный характер, а выражение лица достаточно сурово. Также икона полна внутренней динамики и силы.

Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!"

Св.Иоанн Кронштадтский.

"Христианская философия


Мученик Христофор-Псеглавец.

Его иконы вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитатьХристофора-Кинокефала, а запрет «официальной церкви лишь усилил это почитание. Мы видим, что святые образы на старообрядческих иконах могут писаться иначе, чем на православных.

Никола Отвратный - образ Святого Николая с косящими влево зрачками.

"Никола отвратный"- иконы с этим образом появились не ранее конца XVIII века и были распространены только в старообрядческой среде, являя собой вновь прославленный чудотворный образ после раскола. Оплечное изображение Св. Николы Отвратного отличается рядом особенностей: во-первых, Св. Никола представлен с крупными глазами, скошенными влево зрачками и небольшим поворотом головы вправо. Во-вторых, голова увеличена и приближена к краю доски, что придаёт образу особую психологическую напряжённость и огромную силу воздействия. Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в жесте, который можно рассматривать как напоминание или предупреждение. Значение этого образа как отвращающего припадающих к нему от зла и всякой скверны заложены в его названии "Отвратный"...


Подобно православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского.

Обилие надписей на полях - отличительная черта старообрядческих икон. Образцы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами. Также старообрядцы зачастую изготовляли медные и оловянные «литые иконы». В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

Отличие старообрядческих икон от православных – предмет для серьезного исследования. Старообрядческая традиция интересна, но ведь и Православная Церковь стремится сохранять иконописный канон. Важно, что в лоне Православной Церкви, в неповрежденном духе истины могут созидаться поистине чудные, молитвенные и духовно-теплые образы…

Заказать или купить готовую икону в каноническом русском или византийском стилях Вы можете в Иконописной мастерской «Мерная икона». Возможно написание и почитаемых старообрядцами образов, не запрещенных Русской Православной Церковью.


Close